Open
Close

Собор легенда. Йоркский собор - величественный памятник архитектуры

23 января 1786 года в предместье Парижа родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он окончил Школу архитектуры, отслужил в наполеоновской гвардии и даже участвовал в сражениях. В апреле 1814 года, после вступления русских войск в Париж, молодой архитектор совершил поступок, который навсегда изменил его жизнь. Он подарил российскому самодержцу Александру I альбом с тщательно проработанными проектами, которые хотел и мог воплотить в жизнь. Монферран получил официальное приглашение государя и в 1816 году приехал в Санкт-Петербург. Монферран подарил городу на Неве несколько великолепных зданий, но имя его традиционно связывают в первую очередь с Исаакиевским собором.

Фольклор северной столицы богат, если не сказать - неисчерпаем. Иной раз трудно понять, где - правда, а где - выдумка: так тесно сплетены исторические факты и фантазии горожан. Исаакиевский собор является средоточием в большей степени мрачных легенд. Может быть, потому, что современникам сооружение не нравилось своей излишней помпезностью и доминированием над прочими архитектурными формами. Не все и сегодня считают храм достойным символом Петербурга.

О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, рассказывает "РГ".

Как разозлили языческое божество

Искусствоведы называют колонны главного алтаря Исаакиевского собора апогеем малахитовой эпохи. Они поражают величием и красотой: их высота - 9,5 метра, диаметр - метр, 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление.

Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.

На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.

Уральская легенда объясняет случившееся несколько иначе: хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного собора, и сокрыла все запасы малахита в недосягаемые недра.

Отчего умер архитектор

Храм строился невероятно долго, как ни один другой собор Санкт-Петербурга. Даже несмотря на объективные причины, такие как масштабы работ и тот факт, что в это время в Петербурге строили также железную дорогу до Москвы и мост через Неву, 40 лет - это очень долго. Современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.

Существует любопытное объяснение такому долгострою. Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.

Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение "военных" усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них - и сам Монферран.

Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и "пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно" и через 27 дней умер.

Кстати, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Падение дома Романовых

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией.

Считалось, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Легенда, надо сказать небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна.

Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Храм на продажу

В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.

Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своем месте сделка сорвалась. Вообще же поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1932-1933 годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам за границу продавались и музейные ценности - картины, иконы, антиквариат. Это все плюс нелюбовь советских граждан к Западу и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.

Эхо блокады

Исаакиевский собор чудом уцелел при бомбежках Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, хотя оно и видно из любой точки города. Это позволило спасти множество произведений искусства, укрытых в подвалах собора накануне наступления фашистской армии.

Предсказал такое развитие событий якобы отставной артиллерийский офицер. Когда угроза оккупации Ленинграда стала реальной, возникла необходимость срочно эвакуировать художественные ценности из дворцов Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины и Ломоносова. Да, что-то успели вывезти вглубь страны, но многое осталось, нужно было куда-то спрятать скульптуры, мебель, книги, фарфор из музейных запасников. Этот вопрос решался на экстренном совещании в исполкоме Ленгорсовета. Присутствовавший здесь пожилой военный предложил в качестве хранилища использовать Исаакиевский собор: он предположил, что немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. С предложением бывшего артиллериста согласились, и он оказался прав.

Кстати, на ступенях и колоннах западного портика Исаакиевского собора все-таки остались следы от осколков снарядов. Несколько таких отметин, к слову, специально сохранили на зданиях и скульптурах Петербурга как дань памяти блокаде.

О дин из самых знаменитых соборов Северной столицы начали строить еще при Петре I, а завершили при Александре II. Торжественно освятили его 11 июня 1858 года. Его история, которая ведет свое начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и таинственных мифов…

Сбывшееся пророчество

К строительству собора приложил руку не один архитектор, но самый большой вклад в возведение храма сделал француз Огюст Монферран.


К 1761 году церковь Исаакия Долматского перестраивали уже дважды - один раз в дереве, второй - в камне. Однако под каменной постройкой начал проседать грунт, и новый руководитель строительства Савва Чевакинский должен был выстроить церковь по новым чертежам и на новом месте. Но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку.

Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который неудачно изменил проект - в итоге кирпичные стены высились на мраморном основании.

При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично. Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану.


Анри Луи Огюст Рикар де Монферран - архитектор Исаакиевского собора

Новый собор заложили в 1819 году, но проект Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления легких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище. Внутри собора установлен мраморный бюст архитектора.

Пропавшие сваи

До сих пор собор называют не только художественным, но и инженерным шедевром - разместить настолько тяжелую постройку на зыбком болотистом месте казалось невозможным, но ценой огромных усилий строители добились того, чтобы он укоренился в центре Петербурга на века.

Для строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет - мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую - и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»

Исаакиевский собор на сегодня - четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота - 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.


Вид Исаакиевского собора в лесах

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор - самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.


Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Храм на экспорт

Еще один странный слух о соборе появился уже в 1930-х годах, когда Советский союз на фоне индустриализации и коллективизации охватил голод. При этом экспорт хлеба на запад увеличивался, и начали поговаривать, что страна продает за границу не только продукты, но и музейные ценности: картины, иконы, антиквариат.


В Ленинграде распространился слух, что восхитившиеся красотой Исаакиевского собора американцы выразили готовность выкупить здание, напомнившее им Капитолий. Для этого его якобы должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, а там собрать заново.

В качестве платы американцы, как гласит легенда, обещали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, которых в то время было немало. Разумеется, на официальном уровне о такой сделке не могло быть и речи. Скорее всего, слух стал следствием активной политической пропаганды.

link

Кельнский собор – третья по величине из церквей, выстроенных в готическом стиле. Загадочным образом ее строительство растянулось почти на шесть с лишним веков. И пока скептики списывают все на нехватку денег, многие уверены, что в бесконечном строительстве виноват не кто иной, как дьявол. Об этом рассказывают многочисленные легенды кельнского собора.

По легенде, в 1164 году тайком из Милана кельнским архиепископом Райнальдом фон Досселем были перевезены мощи трех волхвов. Несколько дней продолжались празднества в честь этого значимого события. Однако вскоре место хранения мощей стало центром паломничества христиан. Именно тогда и родилась идея построить новый, большой и вместительный собор на месте старого маленького. Решено было там установить раку с мощами и расширить собор так, чтобы было много места для верующих.

Архитектором выбрали мастера Герхарда фон Риле, который в то время учился во Франции. Ему был дан год на создание проекта колоссального по размерам храма. Но, несмотря на все желание архитектора, ему никак не удавалось перенести свои задумки на бумагу. Все время отыскивалась какая-то ошибка, и чертеж приходилось переделывать заново. Он уже начал сомневаться в своих силах и даже подумывал отказаться.

Однажды, повествует легенда, прогуливаясь у берега Рейна, Герхард увидел огромный камень, а рядом с ним стоял какой-то мужчина в строительной форме и яростно вычерчивал странные знаки. Каково же было удивление архитектора, когда он увидел, что это и есть чертеж нового собора. Недолго думая, Герхард начал уговаривать неизвестного продать ему проект. Тот согласился, но предупредил, что взамен хотел бы получить душу архитектора. «А если пообещаешь мне еще и души твоих жены и ребенка, я сам построю собор за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои», - добавил сатана, а это был именно он. Герхард подписал все документы, и начались тяжкие дни ожидания.

Архитектор, конечно, был уверен, что дьявол не успеет выстроить столь грандиозный собор. Но с каждым днем его уверенность становилась все меньше и меньше. Фон Риле стал задумчивым и рассеянным. Жена, заметив его удрученное состояние, начала выспрашивать, в чем же дело. Герхард, не таясь, рассказал ей обо всем.

Сначала женщина испугалась. Но затем задумалась. Вскоре ей удалось найти способ, чтобы спасти свою семью. Однажды утром женщина вместе с сыном отправилась на рынок. Вдруг ребенок, привлеченный уличной сценкой, начал дергать ее за платье и показывать на шутов. Один из них, в точности повторяя звук петушиного крика, развлекал толпу. Это навело жену мастера на блестящую мысль. Каждый день она начала тренироваться в подражании крика петуха. Спустя некоторое время ей не просто удалось один в один имитировать кукареканье, но на ее крик начали отзываться и петухи с соседних домов.

Спасение было найдено. Теперь оставалась дождаться назначенного дня.

Подходил последний день срока. Женщина задолго до рассвета подобралась к месту строительства. Дьявол в окружении своих приспешников устанавливал последнюю башню. В этот момент женщина начала громко кукарекать. Со всех концов на ее крик стали отвечать и другие петухи.

Поняв, что проиграл, сатана в бешенстве начал крушить собор. Но уговор был уговором. Дьявол не тронул ни архитектора, ни его семью. Церковь осталась недостроенной. И все, кто соглашался продолжить работы на проклятом строении, либо погибали при странных обстоятельствах, либо сами отказывались продолжать строительство.

Однако и полуразрушенный собор представлял впечатляющее зрелище. Высота конька крыши – 61 метр, а с башенками – 157. Длина достигает почти 145 метров, а общая площадь готической церкви составляет около 10 000 квадратных метров.

Что же касается судьбы самого архитектора, Герхарда фон Риля, то, по преданию, он, впечатленный первой сделкой, вновь закладывает душу дьяволу. Они поспорили, что дьявол сумеет провести воду из Айфеля в Кельн через подземные каналы быстрее, чем архитектор достроит величественный собор. Герхард знал то, о чем дьявол и понятия не имел: если в канале не делать отдушин, вода не побежит. Архитектор был уверен, что опять выиграет спор.

Однако сатана в этот раз оказался хитрее. Жена, которой Герхард сообщил о новой сделке, попросту пришла в ужас. Но супруг уверил ее, что бояться нечего и рассказал свою тайну. Бедный мужчина не мог и предположить, что дьявол следит за каждым его шагом и тайна, доверенная жене, уже и не является тайной вовсе.

Ходят легенды, что Герхард находился на крыше собора, когда из-под земли вдруг начала бить вода, которая была проведена через подземный канал. Поняв, что ожидает его душу, архитектор бросился вниз с высокой башни. Однако дьявол оказался быстрее. Он обернулся огромным черным псом и перехватил несчастного мастера. Теперь его душа была обречена на вечные мучения в преисподней…

Кельнский собор так и остался недостроенным. Ходят слухи, что призрак бедного архитектора скитается по коридорам собора, пугая мастеров и сбрасывая их со строительных лесов. Однако слухи слухами, но очевидцы уверяют, что не раз видели около стен старинной церкви какое-то белое существо. Многие уверены - это на самом деле призрак архитектора бродит вокруг огромных стен, словно охраняя свое незавершенное строение.

Это здание видно почти из любой точки города и из многих других мест: величественный Кельнский Собор словно парит над городскими крышами и трубами. Конечно, благодаря его высоте, собор служит прекрасным ориентиром для жителей и гостей города. Но это больше, чем просто условная точка, это гордость жителей Кельна. С момента своего завершения, а было это еще в 1880 году, гигантский Кельнский Собор доминирует над панорамой города своими устремляющимися ввысь башнями. Высота Северной Башни – 157.38 м, а Южная башня на 7 см выше.

Стоит заметить, что, несмотря на свою высоту, Кельнский собор является вторым по высоте строением города, после телекоммуникационной башни. Занимаемая площадь не менее впечатляет: длина собора 145 м, а ширина – 86 метров. Для сравнения, футбольное поле – это «всего лишь» 100 на 70 метров. Общая занимаемая площадь составляет почти 8000 квадратных метров, здесь могут одновременно разместиться более 20 000 человек.

Согласитесь, в облике Кельнского собора просматривается что-то неземное и мистическое. Не зря его называют Собором дьявола. Про историю создания Кельнского собора есть страшная легенда. Прочитайте ее, и решите для себя, насколько эта жуткая история правдива.

Кельнский собор: история создания

Первый камень в фундамент готического собора был заложен 15 августа 1248 года, на празднование Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, старый собор был не достаточно респектабелен для того, чтобы в нем хранились мощи трех почтенных волхвов, которые архиепископ Райнальд фон Доссель вывез в качестве трофея из покоренного им города Милана в 1164 году. Эти страшные реликвии стали причиной массового паломничества в собор верующих со всей Европы. Поэтому и возникла необходимость построить новую, большую церковь, чтобы вместить всех прибывающих паломников.

Кельнский собор: мистическая легенда

В настоящее время Кельнский собор – это третье по величине религиозное строение, выполненное в готическом стиле. Как было уже написано выше, началось великое строительство в День Пресвятой Богородицы в 1248 году, а завершилось только в 1880-ом. На свете не так много найдется завершенных строений, на создание которых ушло более шести веков. Почему строительство растянулось на такой огромный промежуток времени? Причин приводится много: нехватка денежных средств, смена архитекторов. Но перейдем к страшной легенде, согласно которой в истории строительства замешан сам дьявол.

Начнем с самого начала. Когда было принято архиепископом решение о возведении огромной церкви, возглавить строительство было поручено мастеру Герхарду фон Риле. Духовенство выделило архитектору год для предоставления плана строительства. Архитектор был обрадован колоссальному по размерам заказу.

Он сразу преступил к работе, но дело на лад не пошло. Всегда, когда мастеру казалось, что план выполнен без изъяна, обнаруживалась какая-либо погрешность. Мастер исправлял ошибку и вновь создавал «идеальный» проект. Но история повторялась снова и снова.

Поняв, что переоценил свое мастерство, архитектор решил признать, что подобное строительство ему не по силам.

И вот, находясь уже на грани отчаяния, он, гуляя по берегу Рейна, увидел незнакомца в строительной одежде. Незнакомец что-то увлеченно рисовал на огромном камне. Когда архитектор подошел к мужчине поближе, он с удивлением обнаружил, что тот выводил на камне не что иное, как строительные чертежи запланированного им собора.

Герхард стал упрашивать незнакомца уступить ему проект за любую сумму. К удивлению архитектора, долго уговаривать не пришлось, и мужчина быстро согласился. Вот только цена была слишком высока и необычна. Взамен на чертежи дьявол (стоит ли говорить о том, что это был именно он) пожелал получить душу мастера.

Но даже на этом демон не остановился. Архитектору сатана предложил сделку, по которой он построит собор полностью вместо него в течение трех лет. Но за это он захотел взять не только душу мастера, но в придачу получить души его жены и ребенка. Договор заключался ровно на три года. Дьявол пообещал, что если он не успеет завершить строительство до того момента, когда петухи своим криком известят о начале первого дня четвертого года, то он уйдет ни с чем и не побеспокоит архитектора и его семью.

Герхард не стал долго раздумывать, посчитав, что три года – это невозможный срок для подобного строительства, и подписал приготовленные сатаной документы.

Стоит ли говорить, что жизнь архитектора превратилась в настоящую пытку. Он с ужасом наблюдал за быстрыми темпами возведения готического собора.

Жена, видя, что с мужем твориться неладное, стала приставать к нему с вопросами. Мастер набрался мужества и рассказал супруге обо всем.

Женщина, конечно, испугалась, но, вместе с тем, она стала лихорадочно искать выход. И, как ни странно, она его нашла.

Запомнив, что здание должно быть завершено до крика петухов, она стала подражать петушиному голосу. Изо дня в день у нее получалось все лучше и лучше копировать петушиный крик. Наконец, она научилась издавать петушиные звуки настолько хорошо, что на них отзывались соседские петухи.

В назначенный срок женщина задолго до рассвета спряталась около собора, который был практически завершен. Дьявол со своими слугами заканчивал строительство последней башни. И тут раздался крик петуха. На этот крик отозвалось множество петушиных голосов. И хотя час рассвета еще не настал, сатана понял, что его обманули. Но уговор был определен точно – до первых петухов. От беспомощности сатана начал крушить почти построенную церковь.

Несмотря на то, что собор был почти полностью завершен, окончание строительства затянулось на несколько веков. Возможно, потому, что строение было проклято самим дьяволом. Те, кто брались завершить собор, в скором времени погибали или просто отказывались от этого выгодного дела. Но, хотя и потребовалось на это огромное количество лет, Кельнский Собор был завершен.

Кельнский Собор продолжение истории

Итак, согласно легенде, Кельнский собор был почти построен, а Фон Риле почти удалось избежать страшной участи. Почему почти? Потому, что история на этом не закончилась. Одураченный дьявол жаждал мести. Демон придумал еще одну ловушку для архитектора.

И Герхард снова пошел на поводу у дьявола, заложив ему свою душу.

Теперь они поспорили на то, что сатана сможет провести воду в Кельн через вырытые под землей каналы. Причем, обязуется он это сделать быстрее, чем мастер успеет завершить строительство собора до конца. Архитектор, зная, что вода не пойдет до тех пор, пока в канале не будут сделаны отдушины, был уверен, что снова выиграет, и согласился.

О споре Герхард вновь поведал жене. И в этот раз он открылся перед женщиной напрасно. Теперь дьявол был начеку и быстро узнал о тайне, которую мастер открыл жене.

В тот момент, когда из-под земли стала бить фонтаном вода, бедный мужчина находился на крыше собора. Поняв, что дело совсем плохо, Герхард кинулся камнем вниз, чтобы сохранить свою душу. Но дьявол изловчился и, обернувшись огромным черным псом, прямо на лету подхватил несчастного мастера.

Как гласит легенда, душа мастера теперь обречена на вечные муки в преисподней.

Кельнский собор остался незавершенным. Говорят, что призрак несчастного ходит по залам своего творения.

Кельнский собор в наши дни

Легенда очень красивая и печальная. Что остается делать нам, потомкам? Думаю, прежде всего, посетить Германию и увидеть воочию мистическое великолепное творение. Оно стоит того, так как это настоящее чудо.

Из России в Германию попасть не сложно и не дорого. Есть перелеты, зачастую цена на них действительно радует, есть автобусные туры. Также до Германии можно добраться на поезде. Но правильнее всего – это отправиться в тур с одним из крупных операторов. Кроме всего прочего, это поможет избежать проблем с оформлением шенгенской визы. К выбору туристического агентства стоит подходить очень тщательно. Компания happytravel.ru уже не первый год организует туры по городам Германии , и делает это весьма профессионально. Кроме осмотра Кельнского Собора и немецких средневековых замков, гиды этой организации предлагают совершить увлекательную экскурсию на лучшие пивоварни Германии. Конечно же, с дегустацией настоящего немецкого, только что сваренного, пива.

=Легенды Собора Парижской Богоматери=

О,NOTRE DAME..О,мой PARIS...
Ты столько в жизни видел драмы...
Накрыв трагедию тенями мокрых крыш...
Ты жизнь и Честь спасал прекрасной Дамы...

Такой любви не знали раньше небеса...
И лили слезы,омывая солью Душу...
Я слушаю легенду и слеза...
Покой внутри,ломая,болью душит...

Скажи PARIS,ну почему любовь не спас?...
Звон колокольный и немая пыль....
Лишь осыпается на тело горбуна...
А Эсмеральда в сердце NOTRE DAME-Быль....

Собор Парижской Богоматери считается не только духовным центром Парижа (это главный городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.
В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.

Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора.

Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
Вообще у Нотр-Дама удивительные голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение и орган собора – самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом пространства, устремленного вверх…
Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле Виктор Гюго

говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».
Начиная с 17 века, различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр-Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» – уже стал авторитетом в этой области – (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах – где появляется нечистая сила – имеются обязательные ссылки на Фульканелли).
Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр-Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама» – пишет Фульканелли.

Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, – что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон, пожирающий душу человека – является предостережением и напоминанием того, что может случиться, если вести неправедную жизнь. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора – такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака, высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии, обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже, начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера.
Другой астрологический символ – лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней – что вы на это скажете?

В Нотр-Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции – один в Нотр-Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, – из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила – согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям – три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина – Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем – Святым гвоздем – потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман – прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо – гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел – говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа – и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет – неизвестно. В любом случае – металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом – тогда как с гвоздем из Нотр-Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано – более того нотр-дамский гвоздь – ржавый.

И, наконец, еще одна легенда – о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, – струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»...

Так и стоит этот архитектурный шедевр в самом центре Парижа. Многочисленные химеры, горгульи, ангелы и святые смотрят снисходительно на многочисленные толпы туристов каждый день наполняющих площадь перед собором. Они замерли в ожидании того, кто откроет их тайны.