Open
Close

Знаний и умений также навыков. Что такое ключевые навыки для резюме

В русском языке до сих пор нет строгого разграничения между понятиями навык и умение. В интеллектуальной среде принято считать, что навыки являются более низкой категорией по отношению к понятию умений. А вот те, кто сталкивается с педагогической практикой, напротив, придерживаются мнения о том, что навык – это улучшенная степень умения овладения некими действиями.

Чем отличается навык от умения?

Как и содержание самих понятий, это вопрос довольно спорный. Одни ученые полагают, что умения – это способность осуществления деятельности на профессиональном уровне, а навыки лишь дают базу для формирования умений. Другие же ученые расставляют приоритеты иначе: умение в их понимании – лишь способность осуществлять операцию, которая предшествует навыку – более совершенной стадии овладения каким-то конкретным действием.

Есть и другая разница в значениях: навык – это нечто приобретенное в результате труда, работы над собой, а умение в некоторых случаях рассматривается как развитие природных склонностей и способностей. В настоящее время разница между умением и навыком размыта и не имеет четких границ.

Формирование навыков и умений

Навыки и умения человека могут находиться в процессе формирования (например, когда девушка выполняет растяжку, чтобы ) или быть сформированными (когда эта же девушка уже освоила такое действие и умеет садиться на шпагат). Главное здесь – качество действия, ведь можно сформировать и ошибочное умение, повторяя неправильно выполняемое действие.

Таким образом, сформированное умение или навык представляет собой действие, которое выполняется конкретным способом и с определенным качеством.

Жизненно необходимые умения и навыки

Изначально практические умения и навыки, которые относят к жизненно необходимым, ограничивали списком физических операций – ходьба, руками и т.д. Однако в наше время основные навыки и умения, которые пригодятся в жизни, гораздо более обширны. В их список смело можно включать коммуникативные качества, умение обращаться с электронной техникой и многое другое, без чего жизнь в современном обществе если не невозможна, то весьма затруднена. Впрочем, социальные умения и навыки во все времена считались значимыми.

Методы формирования умений и навыков

Способности, навыки, умения, знания – все это может приобрести человек в процессе учебной и развивающей деятельности. Сейчас бытует мнение о том, что обучение навыкам и умениям должно быть основано на дидактических принципах, но при учете отдельных особенностей каждой конкретной дисциплины. Методика, по которой человек получает навык, считается эффективной в том случае, если позволяет обеспечить достаточную глубину усвоения знаний.

Если рассматривать теорию, в которой навык – есть часть умения, то методика формирования умений отличается от методики формирования навыков:

Таким образом, формирование навыка – это доведение до автоматизма одного конкретного действия, а обретение умения – это способность анализировать ситуацию и выполнять последовательность действий, привлекая при этом какой-либо навык при необходимости. Например, если человек научился заводить машину и переключать скорости – это навык, а уверенно чувствовать себя на дороге и хорошо водить машину в целом – это уже умение.

Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.

Умения — это…

Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

Чем отличается навык от умения? Умение требует:

  • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
  • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
  • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Виды навыков и умений

Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

Умения могут быть:

  • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
  • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
  • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

Зачем их формировать

Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

Для тренера жизненно важно разбираться в особенностях самого процесса обучения. В частности - понимать разницу между знаниями, умениями и навыками .

Знания

Чтобы что-то сделать, человеку нужно знать с чего начинать, куда продолжать и как заканчивать. Это и есть знания - сведения о предметах и процессах.

Причём, чем сложнее дело, тем больше знаний нужно. Чтобы выкопать канаву, знаний нужно мало. А вот сделать сайт - это уже серьёзная задача.

  1. Начинать с общей картины. Помогите участнику увидеть сначала всю структуру целиком и укажите, что на ней главное.
  2. Углубляться постепенно. От общего переходите к частному, от структуры к элементам.
  3. Применять обобщающие схемы. Схемы, обобщения в красивых метафорах («уверенность похожа на дом: в ней есть фундамент - положительная самооценка» и так далее) помогают участникам лучше запоминать.

Выполнять эти правила не просто, но зато тренинги, построенные с их учётом, выглядят серьёзнее и оказываются полезнее для участников.

НАВЫКИ

Навыки - это автоматическое выполнение действия для достижения определённой цели.

Между навыком и простым автоматизмом есть существенная разница - навык всегда сознательное действие. Например, когда человек незаметно для себя начинает грызть ногти - это автоматизм. А вот езда на автомобиле - навык (невозможно поехать на автомобиле без участия сознания; а ногти грызть - можно).

Навыки формируются относительно долго и - это очень важно! - только если внимание человека направлено на цель, ради которой навыки формируются.

Возьмём пример с вождением машины. Если человек садится в машину и начинает просто крутить руль, у него навык не сформируется. А вот если он крутит руль, чтобы поворачивать и доехать, куда надо, вот тогда навык будет формироваться.

Любопытно, что навык развивается бесконечно. Всегда можно что-то улучшить, всегда есть, куда расти.

При этом рост навыка - скачкообразен. Изменения накапливаются незаметно, а потом р-раз - и выход на новый уровень. И бывает, что перед скачком случается ухудшение. Это - верный признак, что скоро будет быстрый рост.

Ну и конечно, большинство навыков формируются не за один день. Требуется иногда несколько месяцев упорной работы, чтобы навык появился.

УМЕНИЯ

Умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Обычно говорят, что умение - это начальная стадия навыка, но это не так. Наоборот, умения образуются на базе навыков (и, конечно, знаний). Навык - составная часть умения.

Сложно выполнить работу в новых условиях, если не обладать навыками. Представьте человека, который только-только сел за руль и научился ездить по пустому автодрому. Если его выпустить на улицу с оживлённым движением (новые условия), сколько он проедет без аварии?

Другое дело, если он уже наловчился ездить по автодрому. Теперь можно отправляться в новые условия (лучше, конечно, на дорогу с минимальным движением).

Важно помнить, вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут. См. выше пример про обучение вождению.

Высший уровень развития умения - это мастерство . Когда человек легко, быстро и качественно выполняет сложную работу, мы понимаем - он мастер. Чтобы стать мастером, нужно много трудиться, но результат себя, безусловно, окупает.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Я отлично умею!

    Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе .
    Э то упражнение можно использовать для тренингов любой направленности . Упражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели , о лидерской позиции , о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    У пражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость , позволяет найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня. Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания, оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т. е. умение переходит в навык.

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т. д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения:
первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень- учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Однако далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т. е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применение знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения - так называемое мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда.

Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными.

Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фик¬сирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т. д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т. д.

Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно. Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными. Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т. е. избежать формализма знаний. Другое необходимое условие - владение последовательностью операций применения. Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки - чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.

Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым. Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях. Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, так как действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

Умения и навыки автоматизированные действия , затем сливаются в целостные конструкции (системы


1) Сходство (или тождество понимает и может обобщить

2) Любой навык умение ), оказывает общее влияние на его психику уверенность обострениювосприятия у человека.

ассоциативное торможение

1) Прочность действия , входящие в прочный навык, .

2) Сознательное усвоение проанализирует преодолеет

В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек накапливает знания, относящиеся к различным областям. Однако знания профессионала и знания человека, не являющегося таковым, коренным образом различаются. И эти различия отражают не только «количественную» сторону. Действительно, знания профессионала характеризуются обширностью, но большой объем знаний присущ порой и дилетанту. Существенное отличие профессионала в том, что его знания характеризуются систематичностью. Если же говорить о профессионале высочайшего уровня, мастере экстра-класса, то его знания отличаются своеобразной «готовностью». Под термином готовность в данном случае понимается теснейшим образом связанная с систематичностью знаний способность человека немедленно припоминать то, что в данную минуту необходимо, постоянная мобилизованность всего запаса знаний. Таким образом, существуют определенные особенности мышления профессионала, позволяющие ему эффективно использовать имеющиеся знания.

Применительно к деятельности профессионалов зачастую используется термин «профессиональное мышление» [Решетова, 1985]. Имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные функции на высоком уровне мастерства.

Отметим, что понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный, деятельностный аспект. Д.Н. Завалишина проводит исследования «практического мышления» в профессиональной деятельности [Завалишина, 2005]. В качестве характерной особенности мышления профессионалов высокого класса исследователь отмечает, в том числе, их мысленное обращение к прогрессивному опыту других мастеров.

Принято говорить о «техническом» мышлении инженера, «клиническом» мышлении врача, «пространственном» мышлении архитектора, «математическом» либо «физическом» мышлении научного работников, работающих в соответствующих областях науки и т.д.

Умения и навыки. Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия, затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня так называемых «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаниями.

Известно, что в одних случаях усвоенные ранее навыки могут служить основой и содействовать освоению новых умений и навыков. В других - возможно возникновение так называемой интерференции, т.е. отрицательного влияния ранее усвоенных навыков - на вновь усваиваемые. Грамотный инженер, организатор работы первичного коллектива, должен знать основные формы взаимодействия навыков, т.е. их перенос и интерференцию, а также взаимовлияния знаний, умений и навыков.

Различают навыки восприятия, двигательные навыки и интеллектуальные навыки (приемы решения задач). Формирование навыков происходит в несколько этапов:

1) Начало осмысления навыка. Характерно понимание цели, но смутное представление о способах ее достижения. Как следствие - весьма грубые ошибки при попытках выполнения действий.

2) Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие (овладение способом), и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания. Много лишних движений и действий.

3) Автоматизация навыка. Все более и более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании и появлении возможности его распределения. Происходит устранение лишних движений.

4) Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий, иногда становящихся средством выполнения другого, более сложного действия, которое, тем не менее, всегда выполняется под контролем сознания.

На базе знаний и навыков, относящихся к определенному виду деятельности, формируются умения специалиста. Умения проявляются при решении нестандартных задач и предполагают хорошую ориентировку специалиста в новых условиях и выступают не как простое повторение прошлого опыта, а обязательно включают в себя элементы творчества. Умение всегда предполагают самостоятельную деятельность специалиста. Обратим внимание на мнение, высказанное В.Д. Шадриковым, согласно которому «интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений» [Шадриков, 1997, с. 198].

Умения и навыки формируются в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков является необходимым условием для формирования умений, с другой - человек, обладающий умением, может легко освоить новые навыки. Процесс формирования умений также проходит несколько этапов.

а) Первоначальные умения. Осознание цели деятельности и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и умения. Деятельность осуществляется методом проб и ошибок.

б) Недостаточно умелая деятельность. Наличие знаний о способах выполнения действий и использование ранее приобретенных навыков, не специфических для данной деятельности.

в) Общие умения. Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою работу, организаторские умения и т.п.

г) Высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора тех или иных способов ее достижения.

д) Мастерство. Творческое использование различных умений.

Навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет взаимодействия навыков особенно важен тогда, когда специалист, овладевший одним навыком (например, работой с одним техническим устройством), вынужден осваивать другой (работу с новым техническим устройством). В нынешних условиях постоянных инноваций человек находится в условиях необходимости постоянно доучиваться переучиваться.

Перенос навыка, сформированного в данном виде деятельности на новые виды деятельности, является положительным явлением, позволяющим успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности. Выделяют следующие условия переноса навыков:

1) Сходство (или тождество) выполняемых действий. Перенос навыка особенно успешно происходит в том случае, если человек ясно понимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.

2) Любой навык, которым обладает человек (особенно любое умение), оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострению восприятия у человека.

Однако взаимодействие навыков включает не только перенос, но и интерференцию. Интерференция навыков выступает как негативное явление, когда «старый» навык препятствует формированию «нового» навыка, необходимого для успешного осуществления некоторой новой деятельности. Одна из причин интерференции навыков - так называемое ассоциативное торможение. Из такого понимания причин и психофизиологических механизмов рассматриваемого явления и вытекают условия преодоления интерференции навыков:

1) Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отрицательное влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия, входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы.

2) Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее человек проанализирует особенности действий, характерных для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отрицательное влияние «старого».

Взаимодействие профессиональных знаний, навыков и умений

В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек накапливает знания, относящиеся к различным областям. Однако знания профессионала и знания человека, не являющегося таковым, коренным образом различаются. И эти различия отражают не только «количественную» сторону. Действительно, знания профессионала характеризуются обширностью, но большой объем знаний присущ порой и дилетанту. Существенное отличие профессионала в том, что его знания характеризуются систематичностью. Если же говорить о профессионале высочайшего уровня, мастере экстра-класса, то его знания отличаются своеобразной «готовностью». Под термином готовность в данном случае понимается теснейшим образом связанная с систематичностью знаний способность человека немедленно припоминать то, что в данную минуту необходимо, постоянная мобилизованность всего запаса знаний. Таким образом, существуют определенные особенности мышления профессионала, позволяющие ему эффективно использовать имеющиеся знания.

Применительно к деятельности профессионалов зачастую используется термин «профессиональное мышление» [Решетова, 1985]. Имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные функции на высоком уровне мастерства.

Отметим, что понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный, деятельностный аспект. Д.Н. Завалишина проводит исследования «практического мышления» в профессиональной деятельности [Завалишина, 2005]. В качестве характерной особенности мышления профессионалов высокого класса исследователь отмечает, в том числе, их мысленное обращение к прогрессивному опыту других мастеров.

Принято говорить о «техническом» мышлении инженера, «клиническом» мышлении врача, «пространственном» мышлении архитектора, «математическом» либо «физическом» мышлении научного работников, работающих в соответствующих областях науки и т.д.

Умения и навыки . Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия , затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня так называемых «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаниями.

Известно, что в одних случаях усвоенные ранее навыки могут служить основой и содействовать освоению новых умений и навыков. В других - возможно возникновение так называемой интерференции, т.е. отрицательного влияния ранее усвоенных навыков - на вновь усваиваемые. Грамотный инженер, организатор работы первичного коллектива, должен знать основные формы взаимодействия навыков, т.е. их перенос и интерференцию, а также взаимовлияния знаний, умений и навыков.

Различают навыки восприятия, двигательные навыки и интеллектуальные навыки (приемы решения задач). Формирование навыков происходит в несколько этапов:

1) Начало осмысления навыка. Характерно понимание цели, но смутное представление о способах ее достижения. Как следствие - весьма грубые ошибки при попытках выполнения действий.

2) Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие (овладение способом), и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания. Много лишних движений и действий.

3) Автоматизация навыка. Все более и более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании и появлении возможности его распределения. Происходит устранение лишних движений.

4) Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий, иногда становящихся средством выполнения другого, более сложного действия, которое, тем не менее, всегда выполняется под контролем сознания.

На базе знаний и навыков, относящихся к определенному виду деятельности, формируются умения специалиста. Умения проявляются при решении нестандартных задач и предполагают хорошую ориентировку специалиста в новых условиях и выступают не как простое повторение прошлого опыта, а обязательно включают в себя элементы творчества. Умение всегда предполагают самостоятельную деятельность специалиста. Обратим внимание на мнение, высказанное В.Д. Шадриковым, согласно которому «интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений» [Шадриков, 1997, с. 198].

Умения и навыки формируются в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков является необходимым условием для формирования умений, с другой - человек, обладающий умением, может легко освоить новые навыки. Процесс формирования умений также проходит несколько этапов.

а) Первоначальные умения. Осознание цели деятельности и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и умения. Деятельность осуществляется методом проб и ошибок.

б) Недостаточно умелая деятельность. Наличие знаний о способах выполнения действий и использование ранее приобретенных навыков, не специфических для данной деятельности.

в) Общие умения. Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою работу, организаторские умения и т.п.

г) Высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора тех или иных способов ее достижения.

д) Мастерство. Творческое использование различных умений.

Навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет взаимодействия навыков особенно важен тогда, когда специалист, овладевший одним навыком (например, работой с одним техническим устройством), вынужден осваивать другой (работу с новым техническим устройством). В нынешних условиях постоянных инноваций человек находится в условиях необходимости постоянно доучиваться переучиваться.

Перенос навыка, сформированного в данном виде деятельности на новые виды деятельности, является положительным явлением, позволяющим успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности. Выделяют следующие условия переноса навыков:

1) Сходство (или тождество ) выполняемых действий. Перенос навыка особенно успешно происходит в том случае, если человек яснопонимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.

2) Любой навык , которым обладает человек (особенно любое умение ), оказывает общее влияние на его психику . Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострениювосприятия у человека.

Однако взаимодействие навыков включает не только перенос, но и интерференцию. Интерференция навыков выступает как негативное явление, когда «старый» навык препятствует формированию «нового» навыка, необходимого для успешного осуществления некоторой новой деятельности. Одна из причин интерференции навыков - так называемое ассоциативное торможение . Из такого понимания причин и психофизиологических механизмов рассматриваемого явления и вытекают условия преодоления интерференции навыков:

1) Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отрицательное влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия , входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы .

2) Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее человек проанализирует особенности действий, характерных для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отрицательное влияние «старого».

Педагогические способности

Успех профессиональной деятельности учителя во многом зависит от педагогических способностей. Под способностями в психологической науке подразумевают такие индивидуальные психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-нибудь деятельность и при меньших затратах труда достигаются большие результаты.

Н.В. Кузьмина дает такое определение педагогических способностей: это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого. Автор выделяет три группы способностей: конструктивные, коммуникативные и организаторские (10).

Ф.Н. Гоноболин выделяет следующие способности, которые типичны для успешно работающего учителя: способность понимать ученика; способность доступно сообщать детям учебный материал; способность заинтересовать учащихся; способность убеждать людей, оказывать на них положительное воспитательное влияние; организаторские способности; необходимый педагогический такт, требовательность и индивидуальный подход к детям; способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные трудности; проектировать качества своих воспитанников, их знания; способность к творческой работе; способность своевременно и быстро не только ориентироваться в обстановке, но и реагировать на то или иное событие в коллективе; способности, дающие возможность на основе интереса к преподаваемому предмету хорошо и сравнительно легко усваивать и своевременно воспроизводить учебный материал.

Педагогические способности связаны с общими способностями, например к литературному и научному творчеству, конструированию. Они повышают эффективность деятельности учителя.

Педагогические способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида. Они формируются в процессе его профессионального воспитания. В настоящее время в психолого-педагогической литературе к педагогическим способностям относят:

Коммуникативные - способность к общению, сотрудничеству

Дидактические - способность объяснять, передавать знания, обучать

Организаторские - способность вовлечь учащихся в различные виды деятельности, вызвать к ним интерес

Конструктивные - способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов

Гностические - способность к познанию, получению удовольствия от процесса познания

Прогностические - способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности

Перцептивные - способность проникать во внутренний мир ребенка, понять его состояние

Экспрессивные - способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.

Перечисленные выше способности можно дополнить следующими:

Способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека)

Способность к рефлексии

Способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания

Креативность - способность к творчеству

Экстравертность - раскрытость на общение с людьми.

Большинство авторов считают, что уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся и быстроте перестройки своей деятельности в соответствии с этим.

Всестороннее изучение педагогических способностей показало, что они представляют собой проявление качеств ума, чувств и воли личности.

Большинство авторов считает, что уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности, информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся и быстроте перестройки своей деятельности в соответствии с этим.