Open
Close

Сочинение «Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова Ионыч. В чем причина духовного угасания Дмитрия Старцева? по рассказу Ионыч (Чехов А

Тема «маленького человека» традиционна для русской литерату­ры, и А.П. Чехов продолжает развивать классическую ситуацию - столкновение бесправного чиновника с генералом, представителем власти. Как правило, предшественники Чехова - А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - сочувствовали униженному герою, это всегда было характерно для гуманистической позиции русского писателя. Чехов раскрывает эту тему по-новому. Его герой, чиновник с «говорящей» фамилией Червяков, почему-то не вызывает у нас со­чувствия. В театре он, чихнув, обрызгал генерала и хотел за это изви­ниться. Казалось бы, что особенного? Но герой так настойчив в своем чинопочитании, так мнителен и угодлив, что переходит все допусти­мые границы приличий. Пять раз он подходит к генералу со словами извинения, он готов унижаться, хотя никто его об этом не просит. И такое добровольное пресмыкательство страшно - оно говорит о пол­ном отсутствии в человеке внутренней свободы, о его самоуничиже­нии. Человек, не осознавший необходимости «по капле выдавливать из себя раба», не заслуживает авторских симпатий. Финал рассказа анекдотичен - чиновник, которого обругал генерал, пришел домой, «лег на диван и помер», не сумев преодолеть внутреннего рабства, страха в душе перед вышестоящими. И «маленький человек» здесь не только смешон и жалок - он страшен тем, что так незыблемы в нем основы этого добровольного самоуничижения, которое делает невоз­можным свободное развитие личности.

Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Доктор Старцев - герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Он, в принципе, обыватель: работает земским врачом, ходит пешком, в об­щем, обычный человек. Но когда он был молод, он хотел жить, лю­бить, творить. И это его отличает от простого обывателя.

Семья Туркиных была своеобразной отдушиной для него - эта се­мья стремилась жить, творить. Поэтому он и находит с ней так много общего, часто к ним ездит. В сущности, Туркины - такие же обывате­ли, как и Старцев, как и все, но они к чему-то стремятся, к чему-то вы­сокому, светлому. Ионыч влюбляется в Катю, но она не отвечает ему взаимностью. У нее другие идеалы: слава, известность. С этого момен­та Ионыч опускается до земли. Начинает любить деньги мало-помалу. Кстати, доказательством обывательства Ионыча может служить фраза: «А приданого, видать, немало дадут...» Уже тогда деньги для него иг­рали немаловажную роль. Когда Катя уехала, у Старцева не осталось любви, она исчезла вместе с Катей. Ему вдруг стало нравиться пере­считывать по вечерам деньги, наслаждаться их хрустом. Появилась тройка лошадей, дома в городе. Жизнь стала ограниченной. «Вы спра­шиваете. .. как мы поживаем тут?.. Старимся, полнеем, опускаемся.

Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголи­ков, хрипунов, которых я терпеть не могу...». Вспомним эпизод с приездом Кати. Вспомним, как его все раздра­жало. А теперь вспомним его же с Катей наедине, в саду: «...ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек...». Ему за­хотелось жаловаться на жизнь, говорить с ней. Но тут вдруг Ионыч вспоминает, как он вынимает по вечерам бумажки из карманов, и ого­нек в его душе гаснет. После этого он уже не виделся с Катей.

В нем происходила борьба: то он хотел жить, любить, говорить, то опять возвращался в обывательство. И победили деньги, карты, а не любовь и труд. Редко вспоминая былые времена, он говорил: «Сколько хлопот, однако...»

И в конце рассказа Старцев уже ожиревший, пухлый и красный, ему живется скучно, его ничто не интересует. Когда-то желание люб­ви и жизни выделяло его из среды обывателей, теперь он стал таким же, как и они.

Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» про­ста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в де­вушку, которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал од­ним из городских обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин», построен на двух признани­ях в любви - Старцева к Екатерине Ивановне и ее к Старцеву. Пол­ный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика - она, как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консервато­рии, а семейную жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как удар по самолюбию, как личную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем какой-то «холодный, тя­желый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за Екатери­ной Ивановной дадут немало.

Но неудачная любовь - только одно звено в цепочке обстоя­тельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в душе, который вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Старцев уже не ездил к Туркиным. Он осуждает общество обывателей, кар­тежников, алкоголиков, понимает и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из немногих удовольствий - пересчитывать по вечерам деньги, полученные за частные визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства картежным азартом. Воз­можно, если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изме­нить что-то в своей жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни профессио­нальные новинки - он весь ушел в зарабатывание денег. Да, среда повлияла на него - тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с героя ответственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он превращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой об пол: «Не разговари­вать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю ясно: надо сопротивляться пошлости и бездуховности жиз­ни, нельзя плыть по течению, превращаясь в Ионыча.

Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных ге­роев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андрее­вич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская - владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднознач­ные образы.

Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через ме­сяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгои­стична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сенти­ментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочета­ется с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает - умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев. Он хоро­шо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкрет­ную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на биль­ярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять. Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» по­клявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню за­муж за очень богатого человека.

И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада - унич­тожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада. Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в но­вые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго». Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».

Судьба Раневской и Гаева типична для всего дворянского сословия, утратившего почву под ногами. Именно поэтому они относятся к «ге­роям прошлого». Финал пьесы полон недосказанности и неопределен­ности. «Жизнь-то прошла, словно и не жил», - говорит забытый Фирс в последней сцене, и его слова сопровождаются стуком топора в виш­невом саду. Эта сцена имеет глубоко символичный смысл - уходящее в прошлое дворянство, крушение надежд и неясное будущее, в котором нет места сентиментальным воспоминаниям о лучших временах.

План-конспект урока по литературе на тему:

«Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)»

Разработала преподаватель русского

языка и литературы

Самоварова Татьяна Витальевна

Государственное автономное

профессиональное образовательное

учреждение Чувашской Республики

«Новочебоксарский политехнический

техникум» Министерства образования

и молодежной политики Чувашской

Республики

Новочебоксарск 2015

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф : …До какой ничтожности, мелочности,

гадости мог снизойти человек! мог так измениться!
Н.В. Гоголь

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Задачи:

- научитьобучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек.

Время : 45 минут

Год разработки: 2015

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.

1.2. Чтение учащимися рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (домашнее задание).

2 . Ознакомительный этап

2.1 . Вступительное слово.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие происходит в губернском городе С., куда был назначен на службу новый доктор. Здесь доктор знакомится с образованной и талантливой, по мнению местных жителей, семьей.

Действующие лица: доктор Дмитрий Ионович Старцев; семья Туркиных: глава семьи - Иван Петрович, жена - Вера Иосифовна, дочь - Екатерина Ивановна.

3. Основной (аналитический) этап

3.1. Раунды:

1) вступительное слово преподавателя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем учащихся.

5. Описание ситуации. Используется рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Вопросы для обсуждения.

1. О чем повествуется в данном рассказе

2. Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

3. Какая проблема затрагивается в рассказе?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Значение слов

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека, духовное обнищание.

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Пассаж в музыке - последовательность звуков в быстром движении (часто трудное для исполнения).

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый, лишенный идейных интересов и запросов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Ренегат – отступник, изменивший прежним убеждениям и перешедший на сторону своих идейных противников.

Эволюция – развитие, процесс, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – это тема духовной деградации личности.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему духовной деградации личности.

(Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Крыжовник».)

(Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».)

В 1890-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова - обличение пошлости и духовного мещанства. Осуждению духовного застоя, убожества обыва­тельской жизни, собственнического счастья, раскрытию общест­венных причин духовного оскуднения значительной части интеллигенции России в 90-е годы посвяще­н рассказ «Ионыч».

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной бо­лезни, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации, ренегатства. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева - земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеа­лов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, на­живе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.

Тема нашего урока «Духовная деградация личности» (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя.

- Так какова цель нашего урока?

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч». (на экране)

Для эпиграфа я взяла высказывание Н.В. Гоголя: «…До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Для того чтобы выявить, в чем же причины духовной деградации личности, вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: описание ситуации (краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч»), вопросы для обсуждения и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    О чем повествуется в данном рассказе?

(В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной жизнью, приносить пользу обществу, окружающим людям и быть счастливым. Дмитрия Ионыча знакомят с самой «прогрессивной и интересной» семьей города, своеобразной местной достопримечательностью. На протяжении действия всего рассказа «Ионыч» Чехов показывает нам, как меняются эти люди – доктор Старцев и семья Туркиных. В конце рассказа «Ионыч» Чехов показывает перемены, которые произошли в главном герое. Он стал жадным, жестоким, равнодушным человеком.)

    Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

(Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионыч . Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни - «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.

Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных .

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович , полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <…>».)

    Какая проблема затрагивается в рассказе?

(Проблема духовной деградации личности.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизнью мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.)

4. Кто виноват в том, что не состоялась любовь Ионыча и Котика?

(Любовь Старцева и Котика, двух интеллигентных людей, чув­ствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.)

5. Почему Дмитрий Ионович Старцев превратился в Ионыча?

(Кажется, что ответ напрашивается сам собой: виновата среда. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но правда в том, что человек достоин той жизни, которую он ведет. Значит, прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.)

6. Возможно ли духовное возрождение Ионыча?

(Нет. В пятой главе автор как бы подводит итог жизни Ионыча - это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Примерно к 35-36 годам герой превратился из Дмитрия Старцева в Ионыча - ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.

Старцев приобрёл для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с этим утратил и своё имя: «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Какая бездна падения человека! С каждой главой становится всё яснее и яснее, что жизнь героя должна будет завершиться неизбежным роковым финалом. Чем выше поднимался он вверх - к обогащению кармана, тем ниже опускался вниз к обнищанию духа.

Рассказ завершается картиной полного падения Ионыча.

Старцев всю жизнь работает («У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»). Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей, смысла, высокой цели жизни.

Ионыч гибнет, опускается, но он сам знает о своей трагедии. И как бы подводя окончательный итог его жизни, Чехов пишет: «Вот и всё, что можно сказать про него».)

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе.

6.ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы рассказа.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

Хочется задать вопрос: В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?

(Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)

Почему это происходит с Ионычем?

(В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение челове­ческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)

Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?

(Жадность, грубость, раз­дражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)

В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?

(Его губит среда, в которой нет места живым интересам. Но виноват и сам герой, заменивший гуманные идеалы стяжательскими, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению, не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству, стремлению к благополучию, сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления, нравственные идеалы.)

Чем усугубляется вина Старцева?

(Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.)

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛУЧИНУШКА»

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

1. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в рассказе «Ионыч» настоящая жизнь и в чем она проявляется?»

Я желаю вам не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.

В чем причина духовной деградации Дмитрия Старцева и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.
Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".
Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним снова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало").После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.
Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни - духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: "Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования".

Цели урока:

Предметная:

  1. Понять причины деградации Дмитрия Старцева.
  2. Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда?
  3. Учить исследовать средства художественной выразительности.

Мировоззренческая:

  1. Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу.
  2. Определить собственное отношение к героям, событиям.

Ход урока

I. Слово учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”.

Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

II. Словарная работа: обывательщина, мещанство, деградация.

Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.

III. Организация поисковой деятельности по творческим группам.

(Зона поиска тексты, словари)

1. Группа “Весна жизни”.

Дать характеристику Старцеву в первый период;

  • Отношение к делу врача;
  • Впечатление от Старцева в начале.

Вывод микрогруппы: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.

1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.

2. Группа “Семья Туркиных”.

Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.

  • Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее обывательского существования;
  • Прямые авторские характеристики Туркиных;
  • Речевые характеристики Туркиных.

Вывод микрогруппы: шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много лет.

2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные?

3. Группа “Прошло больше года”. Линия любви.

Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?

  • Старцев и Котик;
  • Поездка на кладбище;
  • Внутренний мир самого Старцева;
  • Реакция Старцева на отказ Котика;

Вывод микрогруппы: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.

3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.

4. Группа “Прошло четыре года”.

Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя.

  • Внешний и внутренний мир;
  • Старцев и обыватели;
  • Развлечения Старцева;
  • Старцев и Котик.

Вывод микрогруппы: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас.

4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.

5. Группа. “Прошло несколько лет”.

Покажите необратимые последствия деградации Старцева.

  • “Языческий бог”;
  • Душа;
  • Отношение к больным;
  • Интерес к жизни;
  • “Вот и всё”

Вывод микрогруппы: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.

5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.

Почему рассказ называется “Ионыч”?
Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?

Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Ответ:

Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.


Статьи по теме:

Место выбранного произведения в творчестве писателя
Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешь радость обще...

Анализ романа "Омон Ра"
Виктор Пелевин за достаточно короткий промежуток времени успел стать культовой фигурой для совершенно разных слоев российского общества. Его читают и тинэйджеры, утонувшие в мировой паутине, и сорокалетние менеджеры, едва пережившие кризи...

Рембо и связь двух веков поэзиию Подлинный Рембо
В истории французской поэзии Рембо занимает исключительное место. Онтворил в момент, когда задача разрушить старый мир до основания во имясовершенно нового общества становилась насущнейшей. В своей сфере, в поэзии,Рембо самозабвенно предал...