Open
Close

Большая дорога. Биографическая справка: детство и юность

Поэт меняет профессию

Алексей Смирнов, «АиФ Урал»: Андрей Игоревич, в «Стране ОЗ» вы сыграли роль русского интеллигента, волею судьбы ставшего продавцом в ночном киоске. Жизненный опыт пригодился? Чем запомнились съёмки?

Андрей Ильенков: Формально эта роль - главная в фильме. У меня действительно был период, когда я полгода работал в ночном ларьке. Правда, время было совсем другое: мне было 25 лет, и это были 90-е. Но режиссёр Василий Сигарев сказал: а давай представим, что это некий забытый ларёк, затерявшийся во времени. Раньше я никогда в кино не снимался, было интересно, хотя иногда - эмоционально тяжело. Камеры не боялся, со звёздами, особенно с Александром Башировым, общались нормально. В принципе, собой я доволен, но сам процесс съёмок мне не понравился. Слишком утомительно. При том что у меня была сравнительно лёгкая роль, я в основном сидел и разглагольствовал. Но теперь я понимаю, за что звёздам кино платят такие большие деньги…

- Сегодня существует такое явление, как русская интеллигенция?

Андрей Ильенков. Родился в 1967 году в Челябинске. Служил в армии, учился в мединституте, сменил более десятка профессий. В 1998 году окончил факультет филологии УрГУ, позднее – аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Александра Блока. Один из авторов сценария и исполнитель роли в фильме «Страна ОЗ». Руководит отделом прозы в литературном журнале «Урал». Член Союза писателей России.

Думаю, да. Люди, которым важны не только свои, но и общественные интересы, были и будут всегда. Причём не важно, гуманитарий ты или технарь (яркий пример последнего - академик Сахаров). Возьмём XIX век. Никто не говорил, что Тургенев - интеллигент. А вот Чернышевский интеллигент бесспорно. Хочу отметить, что себя интеллигентом не считаю. Все эти вопросы меня, несомненно, интересуют, но я их нигде не озвучиваю, никогда не отстаиваю и не готов отдать за них жизнь.

- Вы с 2000 года возглавляете отдел прозы в журнале «Урал». О чём сейчас пишут? Присылают много?

О том же, о чём и всегда. Вне зависимости от того, графоман ты или нет, главным образом людей интересуют вечные темы: жизнь и смерть, вой-на и мир, любовь и судьба… Естественно, что все пишут о них по-разному, но количество рукописей, присылаемых нам, огромно. Представьте себе: сначала все тексты просматривают редакторы, которые «бракуют» очень много, а я читаю только оставшееся. Из этого отбираю примерно половину. Но даже после того, как всё одобрено и согласовано, люди ждут по году и больше, чтобы напечататься у нас.

Главную роль в новогодней трагикомедии «Страна ОЗ» сыграла Яна Троянова, но Андрей Ильенков уверен, что его герой в кинокартине не менее важен. Фото: скриншот youtube

«Мы Москве не интересны…»

- Вы больше поэт или прозаик? Количество читателей для вас важно?

Считаю себя поэтом, но больше известен (если это можно назвать известностью) как прозаик. Мне раньше часто говорили: зачем ты пишешь всю эту «попсовую» прозу, ведь у тебя такие гениальные стихи. Но, то, что мои стихи гениальны, знают с десяток человек, а прозу читали сотни. Однако вообще количество читателей важно для коммерческого успеха, для процесса творчества их число не имеет никакого значения. Проблема ещё и в том, что, если автор раскручен, ему, чтобы «быть на плаву», приходится писать всё время. А результаты часто бывают плачевны. Уж на что, казалось бы, талантлив Стивен Кинг, но и он порою пишет «что попало». Та же история - с Борисом Акуниным. Популярный писатель на самом деле - это тяжёлый крест. Но, слава Богу, это не обо мне.

- То есть «ни дня без строчки» - это не ваше?

Совсем не моё. Раньше, когда мне было лет 25-30, я старался много писать, а потом смотрю: из всего, что я написал, остаётся в лучшем случае 20%, остальное никуда не годится. И тогда я решил: не лучше ли сразу писать эти самые 20%? Сегодня у меня есть неопубликованные юношеские стихи, всё остальное - опубликовано.

- Вы согласны, что московская и питерская литературные тусовки смотрят на нас несколько свысока?

Когда у нас в 2015 году проходил фестиваль «Толстяки» на Урале», была возможность пообщаться со всеми столичными редакторами. И у меня возникло ощущение, что им просто не очень нужны все остальные. Они как-то сами по себе. Москва - огромный город, где много издательств, журналов и писателей. И они подсознательно думают: а зачем нам кто-то ещё, у нас и так всё есть. Это не презрение, это отсутствие интереса. Чтобы пробиться в Москве и Питере, это надо постараться. А стараться хотят не все. Как выразилась наш писатель Ольга Славникова, талант талантом, но надо ещё и телодвижения совершать.

- Всемирная Паутина - хорошая вещь?

Интернет облегчает многие рабочие процессы, но он же и мешает. Для коммуникации Сеть хороша, но, скажем, как энциклопедия никуда не годится. Например, у меня дома нет Интернета, и, когда его предлагали провести, я отказался. Людям иногда кажется, что там есть всё, но это иллюзия. Интернет - это огромное количество банальной информации. Но как только тебе нужно что-то более узкое, чем читают все, ты выясняешь, что нет ничего. Тысячи ссылок ведут в конечном итоге к одному первоисточнику.

Кадр из фильма «Страна ОЗ». Фото: скриншот youtube

Любая революция - зло

- Писатели в России условно делятся на патриотов и либералов. Вы относите себя к какому-то лагерю?

У меня есть совершенно чёткие взгляды, в том числе на ситуацию в стране, и они не совпадают ни с теми, ни с другими. Пишу я по большому счёту для себя. С одной стороны, я вообще противник не только либеральной политики и идеологии, но даже их «мыслительной парадигмы». С другой - я согласен, что противники либералов часто люди весьма ограниченные, и к патриотам себя также не отношу. Но в классическом понимании этого слова, я, безусловно, патриот России. Это естественно. Быть патриотом какой-то другой страны было бы нелепо.

- Власть должна помогать художнику?

Власть помогает художнику, который льёт воду на мельницу самой власти. Может быть, он это делает искренне, а может быть - по расчёту, но это нормальная ситуация. Во времена СССР хорошо жили те писатели, которые были нужны советскому государству. Сегодня об отсутствии помощи от властей часто говорят сами художники. «Нас не замечают!». А с какой радости? Если тебя не замечают - ты либо не нужен, либо не заслуживаешь, чтобы тебя заметили. Это всё равно, что требовать любви…

В этом году в России отмечается 100-летие двух революций - Февральской и Октябрьской. Как относитесь к событиям тех дней? Сегодня подобное возможно?

Любая революция - это всегда зло, зло во всех отношениях. После неё всем становится хуже. Кроме самих революционеров, которые, как правило, живут недолго. Я не государственный деятель и не хотел бы им быть, но уверен: революций нельзя допускать ни в коем случае. И если правительство её допустило, это плохое правительство. Можно применять политику кнута и пряника, сесть за стол переговоров, кого-то наказывать, кому-то помогать, но если дело дошло до применения силовых структур и армии - всё уже плохо. Вспомним распад СССР. Когда пустили в ход войска - было уже поздно…

Но мне почему-то кажется, что в нынешней России ситуация 100-летней давности повториться не должна. Тогда напряжённость в стране дошла до предела, именно поэтому народ в общей своей массе и поддержал новую власть.

Вы как-то написали о себе: «К тридцати шести годам я не очень поумнел по сравнению с двадцатью шестью». Сейчас вам сорок девять. Можете сказать, что поумнели?

Конечно, не поумнел, но некоторый жизненный опыт приобрёл. Сегодня я уже не очень часто наступаю два раза на одни и те же грабли. Хотя и такое бывает…

Василий Павлович Илье́нков (1897-1967) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Член РКП(б) с 1918 года. Отец философа Э. В. Ильенкова.

Биография

В. П. Ильенков родился 12а в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарём РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

В послевоенные годы на даче Ильенкова в Переделкино жил с семьей вернувшийся из ссылки Николай Заболоцкий.

В. П. Ильенков умер 23 января 1967 года. Похоронен рядом с сыном на Новодевичьем кладбище (участок № 8)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • «Конский цех» (1931)
  • роман «Ведущая ось» (1931)
  • роман «Солнечный город» (1935) - о строительстве Курского металлургического комбината)
  • сбориник рассказов «Личность» (1938)
  • сборник рассказов «Родной дом» (1942)
  • пьеса «Площадь цветов» (1944)
  • сборник рассказов «На тот берег» (1945)
  • сбориник рассказов «Богатство» (1947)
  • роман «Большая дорога» (1949)
  • рассказы (1955)

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Имя талантливого журналиста и писателя Василия Ильенкова
известно в нашей стране. Читатели знают его
по романам «Ведущая ось», «Солнечный город», «Чужая
боль», «Большая дорога». Последняя из этих книг в 1950
году была удостоена Государственной премии СССР.
Любопытно, что его становление как журналиста и писателя
связано с Брянским краем. Здесь в 1924-1926 годах он работал
заведующим губернским отделом народного образования.
Позже редактировал газету «Наша деревня», а в 1929-1930
годах был редактором газеты «Брянский рабочий».
Жизнь коллектива брянского завода «Красный Профик-
терн» явилась благодатным материалом для создания Василием
Ильенковым романа «Ведущая ось», который впервые был
напечатан в 1931 году в журнале «Октябрь». Писатель широко
показал работу крупнейшего промышленного предприятия. Новую
интеллигенцию, вышедшую из рядов рабочего класса, он
назвал ведущей осью.
Немалое влияние на формирование идейно-эстетических
взглядов Василия Павловича Ильенкова оказал его опыт партийной,
советской и журналистской работы на Брянщине. А
это в свою очередь наложило отпечаток на роман «Чужая
боль», в котором события развертываются в городе Древлянске,
и на роман «Солнечный город».

Материалы подготовили члены Союза журналистов СССР - кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РСФСР Я. Д. Соколов и заслуженный работник культуры РСФСР Р. В. Русанов.

В. П. Ильенков родился 12 (24) марта 1897 года в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарем РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • Большая дорога 1949 (роман о колхозе-миллионере)
  • На тот берег, 1945 (сборник рассказов)
  • Рассказы, 1955
  • Конский цех, 1931
  • Ведущая ось, 1931 (роман)
  • Богатство, 1947 (сборник рассказов)
  • Солнечный город, 1935 (роман о строительстве Курского металлургического комбината)
  • Площадь цветов, 1944 (пьеса)
  • Родной дом, 1942 (сборник рассказов)
  • Личность, 1938 (сборник рассказов)

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8