Open
Close

Молебен на рождество христово последование. Последование Новогоднего молебна

Новогодний молебен.

Начальный возглас Благословен Бог наш .., после обычных предначинательных молитв - Прииди́те, поклони́мся, и читается
псалом 64-й:

Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли, и сущих в мори далече, уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою, смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит? Смятутся языцы, и убоятся живущии в концах от знамений Твоих, исходы утра и вечера украсиши. Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю. Река Божия наполнися вод. Уготовал еси пищу им, яко тако [есть] уготование. Бразды ея упой, умножи жита ея, в каплях ея возвеселится возсияющи. Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука, разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу, воззовут, ибо воспоют.

Диакон произносит великую ектению:

Диакон: Миром Господу помолимся!

О свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся!

О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся!

О святем храме сем (если молебен совершается на дому - о храмине сей ), и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него (в нею ), Господу помолимся!

О великим господине и отце нашем святейшем патриархе …, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите …, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем притче и людех, Господу помолимся!

О стране нашей..., о всех благочестивых людях ея, Господу помолимся!

О граде сем (о веси сей), всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся!

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных, заключенных и гонимых, и о спасении их, Господу помолимся!

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся!

О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О еже благоприятным быти молениям нашим, и простити нам и всем людем Своим вся согрешения, вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная, Господу помолимся!

О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего; времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся!

О еже отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый, Господу помолимся!

О еже отгнати от нас вся душетленная страсти и растленный обычаи; страх же Свой Божественный всадити в сердца наша, ко исполнению заповедей Его, Господу помолимся.

О еже обновити дух правый во утробах наших, и укрепите нас в православной вере, и спешных к деланию добрых дел, и исполнению всех заповедей Его сотворити, Господу помолимся.

О еже избавити Церковь Святую Свою и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов, видимых и невидимых, здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию!

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше; сами себе, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!
Хор: Тебе, Господи!

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.

Поется Бог Господь со стихами

Бог Господь :
Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне. Исповедайтися Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Хор: гл. 2. Бог Господь, и явися нам,/ благословен Грядый во Имя Господне.
Диакон: Обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им.
Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.
Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших.
Хор: Бог Господь, и явися нам,/ благословен Грядый во Имя Господне.

Тропарь Новолетия, гл 2:

Тропарь Благодарственный, гл 4:
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, / славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем, и величаем Твое благоутробие / и рабски любовию вопием Ти: // Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава, и ныне, Богородичен, гл 4:
Еже от века утаенное, / и Ангелом несведомое таинство: / Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, / в неслитном соединении Воплощаемь, / и Крест волею нас ради восприим, / имже воскресив первозданнаго, // спасе от смерти души наша.

Прокимен и чтение Евангелия

Диакон: Вонмем.
Иерей: Мир всем.
Хор: И духови твоему.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас четвертый: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа́.
Стих: Хвали́те Господа, яко благ псалом.

По окончании прокимна диакон велигласно:
Господу помолимся.
Хор: Господи помилуй.

Иерей: Яко Свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.

Диакон: Всякое дыхание да хвалит Господа.

Диакон: Хвалите во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его.
Хор: Всякое дыхание да хвалит Господа.
Диакон: Всякое дыхание…
Хор: …да хвалит Господа.
Диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим.
Хор: Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.
Иерей благословляя народ: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: От Луки святаго Евангелия чтение.

Чтение Св Евангелия.

Читается Евангелие - Лк., зач. 13:

Во время оно прiи́де Иисус въ назарéтъ, идѣ́же бѣ́ воспитáнъ: и вни́де, по обы́чаю своемý, въ дéнь суббóтный въ сóнмище, и востá чести́.
И дáша Емý кни́гу Исáiи прорóка: и разгнýвъ кни́гу, обрѣ́те мѣ́сто, идѣ́же бѣ́ напи́сано:
«дýхъ Госпóдень на Мнѣ́: егóже рáди помáза Мя́ благовѣсти́ти ни́щымъ, послá Мя исцѣли́ти сокрушéнныя сéрдцемъ, проповѣ́дати плѣнéннымъ отпущéнiе и слѣпы́мъ прозрѣ́нiе, отпусти́ти сокрушéнныя во отрáду,
проповѣ́дати лѣ́то Госпóдне прiя́тно».
И согнýвъ кни́гу, отдáвъ слузѣ́, сѣ́де: и всѣ́мъ въ сóнмищи óчи бѣ́ху зря́ще Нáнь.
И начáтъ глагóлати къ ни́мъ, я́ко «днéсь сбы́стся писáнiе сié во ýшiю вáшею».
И вси́ свидѣ́телствоваху Емý, и дивля́хуся о словесѣ́хъ благодáти, исходя́щихъ изъ ýстъ Егó.

(Во время оно пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его).

По окончании чтения:
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Написанное в скобках можно опустить: ((Читается 50-й псалом.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Читается канон "новому лету" (из службы 1 сентября), с припевами: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Катавасия: Христос рождается...

По 9-й песни канона поем Достойно есть.))

Читается Трисвятое по Отче наш. Поется:

Тропарь индикта
глас 2

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы // и спаси ны

Слава; и ныне
Кондак
глас 2

В вышних живый, Христе Царю, / всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, / благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, // Многомилостиве.

Возглашается ектения сугубая с прошениями из существующего новогоднего молебна:

Сугубая ектения.

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!
Хор (на каждое прошение): Господи, помилуй!

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй!

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй!
Хор (на каждое прошение): Господи, помилуй (трижды)

Еще молимся о великом господине нашем святейшем …, и о господине нашем высокопреосвященнейшем митрополите …, и о всей во Христе братии нашей!

Еще молимся о стране нашей..., о благочестивых людях ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте!

Еще молимся о плодоносящих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси обильно на рабех Твоих, и припадаем и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избавн от всех бед рабы Твоя, и всегда, яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй!

О еже благословити венец наступаемаго лета благостию Своею, и утолити в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани; подати же мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие, молим Ти ся, Всеблагий Господи, услыши и помилуй.
О еже не помянути безчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая, и не воздати нам по делом нашым; но в милости и щедротах помянути нас, молим Ти ся, Милосердый Господи, услыши и помилуй!

О еже подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти, молим Ти ся, Всещедрый Господи, услыии и помилуй!

О еже помянуты Церковь Святую Свою, и укрепити, утвердити же, разрешити, и умирити ю, и невредиму адовыми враты, и всеми наветы видимых и невидимых врагов непребориму во веки соблюсти, молим Ти ся, Вседержавный Владыко, услыши и помилуй!

О еже избавитися нам в сие грядущее лето, и во вся дни живота нашего от глада, губительства, труса, потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя рати, и всякия смертоносныя раны, скорби же и нужды, молим Ти ся, Милосерде Господи, услыши и помилуй!

Иерей: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.

Иерей: Господу помолимся!
Хор: Господи, помилуй

священник читает молитву:

Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающего лета Твоею благостию. Подаждь свыше благая Твоя всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй. Тебе, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

Отпуст : «Иже времена и ле́та в Своей власти положи́вый, Христос, Истинный Бог наш...» и поется многолетие.

На целование св Креста поется гимн свт Амросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим», гл 3

Светлый праздник Рождества — это необычайно радостное и чудесное событие для каждого христианина. Бог стал человеком для того, что бы спасти нас, Он родился “по плоти” для того, что бы мы стали ближе к Богу.

Рождество Христово — это один из главных православных двунадесятых праздников и по значимости считается вторым после Пасхи событием.

Православные празднуют этот день ежегодно 7 января. В этот день заканчивается Рождественский пост, и начинаются Святки — время с Рождества Христова до Крещения Господня.

Молитвы на Рождество Христово — это, в первую очередь: радость, хвала Господу и величание светлого праздника.

В Рождество Христово православными принято приветствовать друг друга словами: «Христос родился!» и отвечать на приветствие: “Славим Его!”

Тропарь Рождества

Этот тропарь (гимн Рождеству) датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и потом в течении нескольких дней спустя, вплоть до 13 января.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

Это особый кондак (гимн), который исполняется в рождественские дни. «Дева днесь Пресущественнаго раждает» — этот кондак написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. По преданию, сама Богородица научила петь Романа и благословила его на сочинение этого гимна.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении, начиная с Рождественского поста, исполняются специальные стихиры (песнопения), которые напоминают о том, что Рождество приближается. Это один из таких стирх, взятый из Всенощной службы, в день святителя Николая (19 декабря).

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?

Самая известная рождественская стирха

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!

Молитва на Рождество Христово

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной».

«Тем же молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно... Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном...».

Структура новогоднего молебна.

Начальный возглас Благословенно Царство, после обычных предначинательных молитв – Прииди́те, поклони́мся, и читается псалом 64-й.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся», дополненную прошениями из существующего чина новогоднего молебна.

Поется Бог Господь со стихами и тропарь индикта.

Читается 50-й псалом.

Читается канон «новому лету» (из службы 1 сентября), с припевами: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

Прокимен, глас 4-й: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа́. Стих: Хвали́те Господа, яко благ псалом.

Читается Евангелие – Лк., зач. 13.

По 9-й песни канона поем Достойно есть .

Хор: Аминь. Царю Небесный, / Утешителю, Душе истины, / Иже везде сый / и вся исполняяй, / Сокровище благих / и жизни Подателю, / прииди и вселися в ны, / и очисти ны от всякия скверны, / и спаси, Блаже, души наша.

Мирная ектения

– О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно миловати нас, Господу помолимся.

– О еже благоприятным быти молениям нашым, и простити нам и всем людем Своим вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная, Господу помолимся.

– О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего: времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся.

– О еже отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый, Господу помолимся.

– О еже отгнати от нас вся душетленныя страсти и растленныя обычаи: страх же Свой божественный всадити в сердца наша, ко исполнению заповедей его, Господу помолимся.

– О еже обновити дух правый во утробах наших, и укрепити нас в православной вере, и спешных к деланию добрых дел, и исполнению всех заповедей Его сотворити, Господу помолимся.

– О еже низложити вся ереси и отступства, и насадити всюду правоверие и благочестие, и отвратити всех отступающих от правыя веры к познанию своея истины, и соединити их святей своей Православной Церкви, Господу помолимся.

Евангелие от Луки: В то время пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.» И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его ()

Сугубая ектения

– Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй.

– О Боже благословити венец наступаемаго лета благостию своею, и утолити в нас вся вражды, нетерпения и междоусобныя брани, подати же мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие, молим Ти ся, всеблагий Господи, услыши и помилуй.

– О еже не помянути безчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая, и не воздати нам по делом нашым: но в милости и щедротах помянути нас, молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй.

– О еже подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти, молим Ти ся, всещедрый Господи, услыши и помилуй.

– О еже помянути церковь святую Свою, и укрепити, утвердити же, разширити, и умирити ю, и невредиму адовыми враты, и всеми наветы видимых и невидимых врагов непребориму во веки соблюсти, молим Ти ся, вседержавный Владыко, услыши и помилуй.

– О еже искоренити и угасити все богохульное безбожник нечестие, и царство их скоро разрушити, и правоверным предати, молим Ти ся, всесильный Господи, услыши и помилуй.

– О еже избавитис нам в сие грядущее лето, и во все дни живота нешего от глада, губительства, труса, потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя рати, и всякия смертносныя раны, скорби же и нужды, молим Ти ся, милосерде Господи, услыши и помилуй.

Молитва

Владыко Господи Боже наш, источник жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя содетелю, времена и лета во своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающаго лета, Твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих... Умножи дни живота их в непоколебимом здравии, и во всех добродетелех преуспеяние им даруй. Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Твою святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй: Тебе безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном, всесвятым и животворящим твоим Духом во едином существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и пресвятое имя Твое воспевати да сподобиши.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Господа нашего Иисуса Христа от Девы Марии. Относится к господским двунадесятым праздникам и ежегодно отмечается Русской православной церковью 7 января.

В иерархии церковных праздников Рождество Христово занимает второе место после Пасхи (в древних Типиконах он даже именуется «Пасха. Праздник тридневный»), в связи с чем богослужение его имеет ряд заметных особенностей. Так, вместо Великой вечерни на всенощном бдении Рождества поётся великое повечерие, как и в канун Богоявления, а рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

О важности Рождества Христова свидетельствует и то, что, как и к Пасхе, Церковь готовит нас к его празднованию заранее, а именно за восемь недель: сперва сорокадневный рождественский пост, затем неделя праотцев и неделя отцев, особая суббота, предпразднество длительностью пять дней (со второго по шестое января) и, наконец, рождественский сочельник или Навечерие Рождества - особый день усиленного приготовления к празднику. После следует сам праздник Рождества Христова, а затем ещё шесть дней попразднства и святки, которые длятся до самого Крещения Господня.

По традиции в праздник Рождества Христова принято ходить в храмы, а встречать друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них - «Славим его!». Также читают особые молитвенные обращения, призванные защищать от злых духов, а также даровать счастье и благополучие.

Читать молитвы Рождеству Христову

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе. Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог. Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии. Задостойник, глас 1-й

Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. Молитва первая для защиты от злых духов

В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь. Молитва вторая для счастья и благополучия

Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий - Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония - чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, - Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, - яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает - Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

О празднике Рождество Христово

Являясь одним из важнейших христианских праздников, Рождество Христово тем не менее довольно скудно описано в Священном Писании: довольно детальный рассказ о рождении Христа имеется только у евангелистов Матфея (Мф.1:18-25) и Луки (Лк.2:4-7). Из Библии мы знаем о повелении кесаря Октавиана Августа сделать перепись в Римской империи, об участии в этой переписи праведного Иосифа и жены его Девы Марии, о рождении Спасителя и поклонении Ему волхвов, а также приказе царя Иудеи Ирода убить всех младенцев младше двух лет и бегстве семьи Иосифа от распрей в Египет.

Гораздо больше подробностей рождения Спасителя содержится в апокрифах: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Именно из этих источников известно о том, что родился Иисус Христос в пещере, которая использовалась как хлев, свете, озарившем пещеру в момент рождения Спасителя, а также Саломеи-повитухе, приглашённой Иосифом для помощи Марии в родах и свидетельстве её о сохранении девственности Богородицы.

В первые века христианства большинством верующих Рождество Христово не отмечалось: в то время гораздо более важным праздником считалось Крещение Господне - день в который миру было явлено божественное происхождение Христа. На празднике Крещения Господня, которое называлось также Богоявлением и отмечалось 6 января (по юлианскому календарю), помимо воспоминания событий самого крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, вспоминалось также рождение Спасителя, поклонение волхвов и чудеса, сотворённые Им при жизни: превращение воды в вино и «насыщение множества народа».

Однако далеко не везде Крещение Господне и Рождение Его отмечались в один день. По словам епископа Пензенского и Саранского Феодора Смирнова уже во времена проповедника Писания Климента Александрийского, жившего на рубеже II - III веков, в ряде церквей на Западе Рождество Христово праздновалось отдельно от Крещения 25 декабря (по юлианскому календарю). В Римской Церкви подобное разделение произошло немного позже: в первой половине IV века, о чём имеются письменные свидетельства от 336 года. С конца IV века в отдельный праздник Рождество Христово выделяется и на Востоке.

25 декабря (7 января по григорианскому календарю), как дата рождения Христа, была выбрана не случайно и основывалась на следующих фактах: отстояла ровно на девять месяцев от даты Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта и приходилась на день зимнего солнцестояния, которое многими язычниками считалось днём рождения Солнца, коим христианами считался сам Господь. Многочисленные другие даты Рождения Христа, среди которых 20 мая, 19 апреля, 17 ноября и другие, были отвергнуты.

Большинство православных церквей празднует Рождество Христово 25 декабря: Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская и церкви на Афоне отмечают эту дату по юлианскому календарю, Константинопольская и остальные православные, кроме древневосточных, по новоюлианскому. Римско-католическая церковь и почти все церкви протестантские также отмечают праздник Рождества 25 декабря, но по современному григорианскому календарю. Наконец древние восточные церкви, среди которых Армянская и Коптская, отдельно от Крещения Рождество Христово не празднуют: в этих церквях оба праздника известны под общим названием Богоявления, которое отмечается 6 января по григорианскому календарю.

Традиции и обычаи в Рождество Христово

В наши дни Рождество Христово празднуется в большинстве стран мира, кроме некоторых мусульманских стран Ближнего Востока, и почти в каждой из них празднование это имеет свои особенности. Так, в России на Рождество принято делать рождественские вертепы - пещеры Рождества, которые затем устанавливают перед входом в храм или дома. В католических странах Северной и Южной Америки, а также в Австралии одной из традиций Рождества является украшение домов к празднику яркими огнями, декоративными санями, фигурками снеговиков и ангелов, колокольчиками, рождественскими венками, свечами, чулками и леденцами. В этих же странах, а также на территории Западной Европы в дни празднества принято дарить друг-другу подарки, причём некоторые из них подписывать от имени Санта-Клауса - одного из главных символов Рождества.

Помимо местных рождественских традиций существуют и такие, которые распространились сегодня на весь мир, к примеру, украшение ёлки. Да-да, несмотря на то, что в современной России ель считается символом Нового года, традиция украшать это дерево - именно рождественская, пришедшая в нашу страну в XIX века из Германии. В европейских странах дома на Рождество помимо ёлки украшают также падубом, омелой, красным амариллисом, и рождественским кактусом; вешают рождественские гирлянды и листья вечнозелёных растений.

Ещё одним символом Рождества, о котором уже говорилось выше, является Санта-Клаус, он же Дед Мороз, Святой Николай, Санкт-Николаус, Йоулупукки, Рождественский Дед, святой Василий - добрый старик, который дарит послушным деткам подарки. Во многих регионах его сопровождают и другие рождественские персонажи: Ла Бефана в Италии, Снегурочка в России, Чёрный Питер в Голландии, Крампус в некоторых альпийских областях.

Помимо украшения ёлки и ожидания подарков от Деда Мороза всё более распространённой рождественской традицией становится и изготовление особых рождественских календарей для отслеживания времени до наступления торжества. Сегодня их делают по всей Европе, в том числе и в России.

Вот такой вот он: радостный и долгожданный - праздник Рождества Христова! ***

Днём 7 января сего года в храме святого Михаила Архангела посёлка Невское Нестеровского района Калининградской области мною было проведено богослужение, именуемое официально «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».

Под галлами в данном случае подразумеваются французы образца 1812-го года, а двадесять языков (двадцать народов) - это интернациональное европейское полчище, собранное Наполеоном и двинутое в поход на Москву. В дореволюционной России данное молебное пение служилось в праздник Рождества Христова повсеместно. В наши дни традиция эта утрачена прежде всего по причине многолетнего подавления советской властью русского патриотического чувства в целом, а религиозно окрашенного - в особенности. Но не только по этой причине. Современная практика совершения праздничного богослужения Рождества Христова ночью делает крайне утомительным после совершения всенощного бдения, часов и литургии совершать столь специфичный молебен. Закончился сорокадневный Рождественский пост. Прихожане преисполнены радости о Рождении Спасителя. Выстояв продолжительную ночную службу, исповедовавшись и причастившись святых Христовых Тайн, выслушав проповедь и поздравление с праздником, они, естественно, стремятся домой, чтобы продолжить празднование в кругу семьи. Совершение дополнительного молебного пения при таких обстоятельствах вряд ли даст положительный эффект. Поэтому, хотя идеологическое давление со стороны КПСС давно отсутствует, повсеместная практика совершения этого молебна на Рождество Христово не возобновлена.

Для себя я выход нашел в следующем. Свято-Духов приход находится несколько в особом положении. Кроме Свято-Духова храма города Нестерова приходу принадлежат ещё несколько храмов и часовен в различных посёлках района. Вокруг них складываются небольшие общины верующих, которые также хотят, чтобы на Рождество у них проводились богослужения. Однако по канонам Православной Церкви священник может совершить в сутки только одну литургию. Поэтому праздничное богослужение проводится только в главном храме прихода - Свято-Духовом. Проводится, как традиционно принято, в ночь с 6 на 7 января. Зато утром 7 января в другом храме можно отслужить молебен, что и сделано на практике в храме Святого Архангела Михаила посёлка Невское. Никакого самочиния или самоволия я не допускал. Последование данного благодарственного и молебного пения вполне доступно. Его, например, можно найти в «Настольной книге священнослужителя», том 4, изданной в Москве в 1983 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, на страницах 446-449. По этому последованию и проводилось молебное пение в этом году. На молебне присутствовали жители посёлка, а также дети из православного скаутского лагеря «Рождество», проводимого в Невском в дни зимних каникул.

Следует отметить, что для Калининградской области данное молебное пение должно иметь особое значение. Оно было установлено, как видно из наименования, по случаю спасения России от нашествия Наполеона. Наши предки были более чутки в вопросах веры, чем мы. События российской истории они рассматривали в свете Христовой истины. Что они могли увидеть в нашествии Наполеоновских войск, в пожаре Москвы, в осквернении соборов и храмов? Они увидели, что это попущено Богом, чтобы вылечить русских людей от увлечения Западом. Прежде всего в виду имелось дворянское сословие, определяющее жизнь страны. Дворяне конца XVIII века отступили в значительной степени от соблюдения религиозных обычаев и традиций Православной Церкви, увлеклись западной культурой, разными масонскими и либеральными учениями. В дворянской среде многие даже пользовались в быту не русским, а французским языком. В наполеоновском нашествии Запад показал себя во всей красе и излечил многих русских от болезни западничества. Более того, пришлось вернуться к живому общению с Богом. Смертельная опасность (вся Европа кроме Англии участвовала в походе на Москву) заставила людей покаяться и усердно молить Господа о спасении Отечества. И в том, что именно под Рождество Христово остатки наполеоновских войск были выкинуты из России, а русская армия перешла рубежи Отечества и начала Заграничный поход, в том, что в ночь на Рождество Христово русская армия вступила в Кенигсберг, россияне увидели зримый символ Божией помощи.

Государь Александр I, находясь в Главной Квартире русской армии в Вильно, после ночного рождественского богослужения подписал два Манифеста. Первый - Манифест о принесении Господу Богу благодарности за освобождения России от нашествия неприятеля. День 25 декабря по старому стилю, день победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, как и дата Полтавской битвы, стал в России официальным религиозным праздником в память «об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними дванадесять язык». При этом император Александр ещё не знал, что в два часа ночи на Рождество Христово авангард русской армии под командованием генерал-майора Шепелева вступил в Кенигсберг по Лабиаусской дороге (ныне - улица Гагарина), что русские офицеры и солдаты празднуют Рождество Христово во взятом Кенигсберге.

Второй манифест, подписанный императором - Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в ознаменование благодарности к промыслу Божию за спасении России от врагов. Храм Христа Спасителя в Москве был построен, затем разрушен большевиками, а в наши дни восстановлен. В Калининграде же, бывшем Кенигсберге, в наши дни также был возведен храм Христа Спасителя, что очень символично. Здесь, на земле Восточной Пруссии, было завершено освобождение России от нашествия европейцев, ведомых Наполеоном. Здесь начато освобождение народов Европы от наполеоновской власти. Здесь, во взятом в ночь на Рождество Христово Кенигсберге русские люди увидели ясно Божию помощь и Божие заступничество за Православную Россию. Поэтому калининградский храм Христа Спасителя можно, подобно московскому, считать благодарением Господу Богу русских людей за спасение России.

Храм святого Архангела Михаила в посёлке Невское, в котором служился молебен, был построен в 1778 году. Его стены видели бредущих из России наполеоновских захватчиков и преследующих их русских воинов. В 1816 году храм подвергся капитальному ремонту. Видимо, причины для этого были. Французы с культовыми зданиями особо не церемонились, устраивали в храмах лазареты и склады боеприпасов и провианта. Видимо, храм в Невском был в 1812 году несколько поврежден, раз его пришлось капитально ремонтировать. В декабре 1812 года наполеоновские войска бежали через Ковно (Каунас) на территорию Восточной Пруссии, а далее - на Шталлупенен (Нестеров), Гумбинен (Гусев), Инстербург (Черняховск) и Кенигсберг. Их преследовала 3-я Западная русская армия под командованием адмирала Чичагова Павла Васильевича. Передовым корпусом армии командовал генерал-лейтенант Чаплиц Ефим Игнатьевич. 21 декабря 1812 года (2 января 1813 года по новому стилю) в письме командующему 3-й русской армией адмиралу Чичагову Чаплиц сообщил о вступлении русских войск в окрестности Шталлупенена (Нестерова).

Сохранились красочные описания современников о занятии русскими Шталлупенена. Сам город был занят кавалерийским отрядом генерала графа Орурка Иосифа Корниловича. Жители города встретили русских кавалеристов очень радостно. Генерал Орурк объявил бургомистру Шталлупенена, что везёт с собою прокламацию Михаила Кутузова к немецкому народу. На весть об этом сбежался весь город. Горожане кричали здравицы в честь российского императора Александра Первого и победоносных войск его. Наиболее ретивые пруссаки целовали полы шинели Орурка. Бургомистр прочитал прокламацию на немецком языке; все кричали «ура!», славили императора Александра как защитника страждущего немецкого народа. После этого жители Шталлупенена разбежались по домам, неся радостную весть о вступлении в Пруссию русских войск и их дружеском расположении, а затем стали энергично заготавливать для них провиант и фураж.

У пруссаков были причины радоваться. В ходе наполеоновских войн Пруссия несколько раз меняла свою политику, пока Наполеон полностью не подчинил её. В походе на Россию участвовали, наряду с войсками многих европейских стран, и прусские части. То есть пруссаки стали одним из тех «двадесяти языков», напавших вместе с галлами на Россию. Так, прусский корпус в 21 тысячу бойцов наступал на Санкт-Петербург. Хотя он и застрял безнадёжно под Ригой, но свой вклад в войну внёс. Прусские добровольцы сражались в Бородинской битве, жгли Москву. Сохранились мемуары одного такого воина-«интернационалиста», вахмистра Бенедикта Петера. Так что жители Шталлупенена ожидали справедливого возмездия, и весьма были рады, что отделались всего лишь сбором продовольствия и фуража.

Впрочем, на государственной границе жалкие остатки прусских добровольцев, бежавших с Наполеоном из сожжённой Москвы, попытались дать кавалеристам генерала Орурка последний бой. Картину этого боя на прусской границе, происшедшего как раз в районе нынешнего посёлка Невское, написал французский художник C.W. Faber du Faur. На этой картине мы можем видеть довольно колоритное сборище оборванных пруссаков, защищающих пограничный столб. После обнародования в Шталлупенене прокламации Кутузова к немецкому народу все эти уцелевшие прусские вояки перешли на сторону русской армии. Так, под Рождество Христово, закончилась Отечественная война 1812 года. Богу нашему слава!