Open
Close

Эрмитаж каневский фарфоровые цветы. Когда сложно поверить глазам: выставка фарфоровых цветов Владимира Каневского

На год вперед, начиная с этой весны, в Государственном Эрмитаже запланировано четыре выставки, посвящённые фарфору. На них будут представлены работы художников Императорского фарфорового завода, Государственного Фарфорового завода им. М.В. Ломоносова.

Реальность и волшебство. Фарфор Нелли Петровой

Выставка будет проходить с 23 мая по 3 сентября 2017 г. в Главном штабе, на которой посетители смогут увидеть 200 произведений из фарфора, рисунки и графику для изделий из фарфора - авторские произведения главного художника Императорского фарфорового завода Нелли Петровой, созданные в 2010-х годах. Это новые скульптурные формы ваз, парадных сервизных ансамблей и несколько оригинальных арт-объектов для современного интерьера. В росписях на больших вазах представлена тема охоты. Их формы были восстановлены на заводе по образцам императорских ваз из собрания Эрмитажа.

Владимир Каневский. Фарфоровые цветы

Выставка будет проходить с 6 июля по 1 октября 2017 г. в Главном музейном комплексе (Арапский зал, Ротонда), на которой будет представлено более 50 цветочных композиций художника Владимира Каневского. Особая гордость мастера - фарфоровые композиции, которые вошли в коллекции художественных галерей многих знаменитых дизайнеров, стали украшением королевских домов Европы, в частности, во дворце принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке.

Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской

Выставка будет проходить с 30 сентября 2017 г. по 14 января 2018 г. в Главном штабе, на которой гостям покажут свыше 50 произведений художника и скульптора Императорского фарфорового завода Инны Олевской, созданных на тему литературы и поэзии. Будут представлены работы, посвящённые осмыслению наследия авангардного искусства.

Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда. Из цикла “Поднесение к Рождеству“

Выставка будет проходить с 23 декабря 2017 г. по 1 апреля 2018 г. в Главном музейном комплексе (Западина Восточной галереи Зимнего дворца). 100 лет тому назад свершилась Октябрьская революция, перевернувшая весь ход российской истории. Советский фарфор стал голосом времени, рассказывающим о сложной и драматичной эпохе и её людях. Выставка представит произведения первого в России Императорского фарфорового завода. Посетители увидят агитационный фарфор, будет экспонироваться около 150 произведений 1920–1980-х годов, посвящённых памятным и юбилейным датам: Красной Армии, индустриализации и коллективизации страны, освоению Севера, физкультуре и спорту. Также гостям покажут работы современных художников фарфорового завода, которые продолжили традиции агитационного фарфора.

В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца до 1 октября открыта выставка современного художника Владимира Каневского «Фарфоровые цветы». В экспозиции - более пятидесяти произведений из фарфора, созданных мастером в 2014-2016 годах и объединенных темой флористики, традиционной для выставок Государственного Эрмитажа, посвященных фарфору.

Более тридцати лет Владимир Каневский живет и работает в Нью-Джерси (США). Он родился в Харькове в 1951 году, в семье известного режиссера-документалиста Арона Каневского. Окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, стал профессиональным зодчим, участвовал в строительстве жилых комплексов. В 1978 году переехал в Ленинград. Спустя десять лет художник эмигрировал в США и стал заниматься фарфором.

Владимир Каневский выработал свою собственную технологию изготовления фарфоровых цветов, свою узнаваемую манеру воплощения в избранном материале мира живой природы. Именно эти черты выделяют мастера среди других художников, которые специализируются на изготовлении фарфоровой флористики.

Творческой манере Владимира Каневского присущи простота и естественность. Художник говорит, что самое важное – это непосредственный взгляд на вещи, никакого ограничения в выборе средств.

«Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?»», - рассказал он.

Все произведения Владимира Каневского - ручной работы, и двух абсолютно одинаковых среди них не найти. Все, что создает мастер, существует в единственном экземпляре.

Поразительная красота его фарфоровых цветов мгновенно привлекает внимание каждого зрителя и буквально гипнотизирует. Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский кропотливо подбирает для копирования живые цветы. Они выполняются в натуральную величину с соблюдением естественных пропорций.

Особенно интересны те, которые имеют небольшие изъяны, например следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не просто больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, поскольку в их художественной передаче отсутствует излишняя идеализация.

Произведения Каневского выполнены из разных фарфоровых масс. Цветы и бутоны, раскрашенные вручную, посажены на особенный металлический каркас в виде стеблей растений с тонко прочеканенными лепестками. Замысловатые комбинации разветвляющихся лепестков помимо художественной обладают еще и конструктивной функцией, выступая дополнительной поддержкой всей композиции.

Отдельно мастер лепит вазы, горшки, слегка тронутые «акварельной плесенью», сосуды, богато украшенные авторскими рельефными узорами, которым скульптор также уделяет большое внимание.

Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.

После окончания выставки в коллекцию фарфора Государственного Эрмитажа художник передаст композицию «Сборный букет», которую специально для музея выполнил в имперском стиле.


Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового - и бесплатно.


Театр текста или театр Сафоновой?


Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

"В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей"

Леонардо да Винчи

6 июля 2017 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца стартовала выставка «Владимир Каневский. Фарфоровые цветы ». Владимир Каневский - современный художник и скульптор, который может посоревноваться с природой в филигранности мастерства.


В экспозицию вошли работы созданные с 2014 по 2016 год. Флористические произведения из фарфора уже стали традиционными для Эрмитажа .

Творчество Владимира Каневского сложно причислить к конкретному "этносу". Уже 30 лет он живет и работает в Нью-Джерси, США, хотя родился и учился в Харькове (Украина), в 1978 году переехал в Ленинград и через 10 лет эмигрировал в США, где и открыл в себе тягу к фарфору. Сын режиссера-документалиста Арона Каневского, выпускник Харьковского инженерно-строительного института, Каневский всё же нашел своё призвание в искусстве.


Мастер выработал уникальную технологию изготовления фарфоровых цветов в индивидуальной, только ему свойственной манере, что выделяет художника среди мастеров с подобной техникой и цветочными мотивами. Простота и естественность работ Каневского приковывают взгляд и способствуют полному восприятию искусства.

Сам художник отмечает: «Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?».


Все творения Владимира Каневского ручной работы, двух одинаковых работ найти не удасться.

Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский подбирает для начала - живые цветы. Особенно интересны те, которые имеют заметные изъяны, такие как следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не только больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, делают их живыми.


Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.


Выставку подготовил Отдел истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа, заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта ‒ старший научный сотрудник ОИРК, доктор искусствоведения Екатерина Сергеевна Хмельницкая.


В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка "Владимир Каневский. Фарфоровые цветы".

Фарфоровые цветы современного художника и скульптора Владимира Каневского украшают самые именитые дома Европы, например, королевский дом принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис. Также его произведения находятся в художественных галереях многих знаменитых модельеров, дизайнеров и ювелиров.

Выставка, которая на протяжении пяти лет готовилась Отделом истории искусств Государственного Эрмитажа, представила уникальные и наиболее сложные с технологической точки зрения работы художника-фарфориста, изготовленные специально для музея.

Архитектор по образованию, Владимир Каневский работал по специальности в Ленинграде, а затем эмигрировал в США, где, по его словам, первое время он жил практически впроголодь. Лепка цветов из фарфора стала единственным средством, с помощью которого он смог зарабатывать на существование. Неожиданно судьба преподнесла подарок: ему поступили предложения от компании Dior, от Оскара де ла Ренты, а не так давно, в 2011 году, совместно с компанией Meissen Владимир Каневский изготовил коллекцию фарфора.

Главной особенностью цветочных скульптур Владимира Каневского является то, что они максимально приближены к живым оригиналам. Автор, придавая натуральность фарфоровым цветам, не избавил их от таких "изъянов", как, например, надломанные листья или гусеницы на лепестках распускающегося бутона. Его произведения в точности повторяют размер и анатомию цветка.

"Я всегда любил ботанику, меня интересовала научная сторона этого дела. Иногда я читаю учебники по анатомии растений. Это и произведение искусства, и в то же время научное изложение того, как устроен цветок. Но в основном я просто беру настоящее растение, сканирую в компьютер его части, фотографирую, делаю рисунки, смотрю как оно устроено и как оно живёт", - пояснил Владимир Каневский.

Законченности его произведений способствуют авторские вазы и горшки, в которые добавляется керамическая земля, а по их краям можно увидеть мазки акварельной "плесени". В них устанавливаются как отдельные цветы, так и целые букеты.

"Я начинал работу для Эрмитажа с того, что начал думать, какие сделать горшки. Я сделал бесконечное количество разных вариантов: более яркие, более сложные, менее традиционные. Но в конце концов все варианты отмерли, и я остановился на классических архетипах терракотового горшка. Они монументальны, абсолютно просты, и они как бы обрамляют цветок", - рассказал Каневский. Также благодаря особому способу изготовления цветов и их упаковки, разработанному им, стало возможным транспортировать работы из столь хрупкого материала в любую точку мира. Так, все 59 фарфоровых цветов автора доставлены в Эрмитаж в целости и невредимости.

Мечтая создавать серьёзные скульптуры, художник-фарфорист не сразу воспринял цветы как "истинное искусство".

"Только совсем недавно я почувствовал, что с этим сюжетом можно делать настоящую скульптуру. Ведь это не искусственные цветы, а скульптуры. С каждым годом чем больше набиралось идей и техник, тем становилось интереснее. Вообще в самом растении много общего с хорошим зданием. В том, что я делаю, много общего с деятельностью архитектора: есть техническая часть, есть прочность, есть история создания, есть окружающая среда. Я практически делаю то же самое, что делал в архитектуре. Применяются те же принципы. Для меня это не свободная лепка, я нахожусь в рамках инженерной системы. А цветы - это самый распространённый сюжет в истории искусства и архитектуры. Везде, начиная от Древнего Вавилона и через малых голландцев, японское оружие, Ван Гога - это одна из основных тем", - рассказал Каневский.

По словам куратора выставки, доктора искусствоведения Екатерины Хмельницкой, единицы художников-фарфористов во всём мире обладают возможностями и способностями совмещать и декорировать фарфор так, как это делает Владимир Каневский.

"Вместе с тем сложно найти среди специалистов в этой области того, кто так или иначе не обращался бы к теме цветов. Флористика на фарфоре - это всегда очень распространённое явление. Но в цветах Владимира столько гармонии, внутренней красоты и философии, что их никак нельзя назвать китчем, как многие пытаются назвать. В его произведениях особое, уникальное соблюдение эстетики, вкуса и стиля. Со своим особым подходом и видением архитектора он конструирует композиции, а потом заполняет линиями, цветами, листьями, которые и превращают их в цветочные букеты. Не зря именно Владимира Каневского как художника-фарфориста выставляет Эрмитаж", - поделилась Екатерина Хмельницкая.

Что касается китча, то сам Каневский говорит однозначно: "Ни американский, ни западноевропейский, ни русский зритель не любит китч. Я, честно говоря, его очень боюсь, потому что этот жанр для меня - шаг вправо, шаг влево - расстрел! Сорваться в китч настолько легко, что это становится главной проблемой. Но я надеюсь, что простота произведений, говорящая зрителям напрямую, помогает избежать китча".

Поддержать Владимира Каневского на открытии выставки приехала его супруга, которая помогает ему в работе над цветочными шедеврами. Она составляет некоторые композиции и подсказывает идеи для будущих произведений. Кроме того, в мастерской Каневского есть ещё два ассистента. По его словам, работу над фарфоровыми цветами невозможно выполнять в большом коллективе, поскольку он сам должен делать каждую вещь. За свою практику больше всего времени он потратил на изготовление фарфоровой сирени - около трёх лет.

Владимир Каневский признался, что выставка его работ в Эрмитаже - большая честь для него.

"При слове "Эрмитаж" я просто теряю сознание - это мой любимый музей. До сих пор не могу поверить в то, что я здесь, не говоря уже о моих работах в нём", - поделился известный художник-фарфорист.

Природа создала цветы, которые показывают свою красоту, а потом быстро умирают. Цветы, которые создаёт удивительный автор Владимир Каневский, соперничают с вечностью и могут радовать глаз на протяжении бесконечно долгого времени.

После окончания выставки в коллекцию фарфора Государственного Эрмитажа в дар будет передана композиция "Сборный букет" Владимира Каневского, которую специально для музея автор выполнил в императорском стиле.

Видео: Анастасия Яланская