Open
Close

Тест зрительной ретенции бентона. Бентона визуальной ретенции тест

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоми-нания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто-чек-образцов. На карточке


изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспро-извести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правиль-ное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выпол-ненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умствен-ного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.


особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследо-вании практически здоровых лиц и страдающих органической це-ребральной патологией. Получены также статистически досто-верные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчет-ливо выявляет органическую патологию. Исследование, прове-денное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что ука-занная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представ-ляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психи-чески здоровых. Например, на картинке для исследования по Бе-тону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обсле-дуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и ос-тавил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фи-гуры, но все они не считаются патогномоничными для органиче-ского поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи-гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых об-следуемых: перестановка главной фигуры справа налево, непра-вильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот во-круг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот во-круг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный про-пуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубли-кация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.


Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фи-гур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

Тест зрительной ретенции Бентона

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто- чек-образцов. На карточке

изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинкиобразца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весь-

ма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом,

особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи- гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

Складывание картинок из отрезков

Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны поразному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.

При исследовании памяти используется тест зрительной ретенции Бентона. Тест заключается в запоминании и воспроизведении 10 рисунков, состоящих из геометрических фигур различной степени сложности. Рисунки предъявляются последовательно, каждый в течение 10 секунд.

Оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна: правильное воспроизведение оценивается в 1 балл, неправильное – в 0 баллов. Сравнивая количество правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного дефекта.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста результатов. Автором теста составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образа. При этом различаются ошибки, наблюдаемые у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии. Получены статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию.

Понятие внимания

Без внимания психическая жизнь человека представляла бы собой хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей. Внимание является той структурой, которая направляет этот поток по определенному руслу. Однако природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Большинство специалистов сомневаются в существовании внимания как самостоятельной функции, считая его только стороной или моментом других психических процессов. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание не существует само по себе, оно сопровождает такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, представление. Человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит логические рассуждения и т.д., то есть благодаря вниманию он может сосредоточиться, сконцентрироваться на объекте, который при этом становится более четким и более ясным.

Таким образом, внимание создает условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам более эффективно отражать окружающую действительность. Внимание тесно связано с направленностью личности, ее установками, интересами и потребностями. Оно характеризует степень изменения личности к объекту или явлению. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности повышается. Следовательно, внимание, не имея своего содержания, проявляется в других психических процессах, осуществляя взаимосвязь деятельности личности и объекта, на который эта деятельность направлена. Следует также обратить внимание на двусторонность этого процесса, которая проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, и, с другой стороны, объект привлекает внимание.

Внимание, как и память, является познавательным психическим процессом и относится к предпосылкам интеллекта. Внимание также называется «сквозным» психическим процессом, так как присутствует при выполнении любых видов психической деятельности, как бы «пронизывая» всю психику человека.

Внимание – это избирательная направленность сознания на объект, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью. Внимание – своеобразный психический «фокус», фиксирующий в своем поле тот или иной предмет. Это свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

В отличие от всех других познавательных психических процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – способ организации психической деятельности: так, например, на уровне ощущений феномен внимания дает повышение чувствительности, приводит к снижению порогов различных видов ощущений. Внимание связано с изменением структуры и других психических процессов, с превращением их в направленную деятельность.


Похожая информация:

  1. I. Подготовка к практическому занятию. 1. Изучите инструкционно-методические документы по подго­товке и проведению аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ

Методика исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия. Предложена А. Бентоном в 1952 г. Тест может применяться для обследования детей и взрослых. В нем используют 10 карточек, на которых изображены одна или несколько простых геометрических фигур. При стандартном применении каждая карточка предъявляется испытуемому в течение 10 с, после чего он воспроизводит нарисованное на карточке изображение на чистом листе бумаги или специальном бланке. Успешность выполнения оценивается по числу правильно воспроизведенных изображений и общим числом ошибок. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативами, однако, значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуски или дополнения, искажения, стереотипии, повороты и неправильное размещение фигур, а также ошибки в их размере, повторения фигур, инверсии и нарушения последовательности элементов комбинации изображений, выраженные деформации, “слияния” изображений и др.

Методика может проводиться и с некоторыми процедурными изменениями. Например, может быть предложено копирование фигур. В этом случае карточка с изображением фигур не убирается по истечении 10 с, а остается перед испытуемым, пока он не выполнит предложенный рисунок. Такая процедура позволяет отделить ошибки восприятия от ошибок памяти.

Основное использование - психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого возраста. В клинической, психодиагностике накоплен положительный опыт применения данной методики при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, с эмоциональными расстройствами, умственной отсталостью. Однако для установления диагноза клиницисту необходимо сопоставить низкие, специфические показатели этого теста с данными по другим тестам, подтверждающими диагноз, а также со сведениями из истории болезни и от окружающих испытуемого.

Имеются три эквивалентные формы данного теста - С, Д, Е, коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны также две дополнительные усложненные формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Это создает большое удобство, так как позволяет проводить ретестирование спустя непродолжительное время. В отечественной психодиагностике эта методика малоизвестна, однако успешно применяется в качестве вспомогательного приема в диагностике мозговых поражений. (В. Каган )

Инструкция испытуемому : «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору : «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

Оп БП – Опущение Большой Правой.

Оп БЛ – Опущение Большой Левой

Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90 ­ 0 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов.

6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого. (таблица 1)



Таблица 1. Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

(норма от 15 до 44 лет включительно)

Поправки на возраст:

от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл

от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

(от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов)

Таблица 2. Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интел­лекта (норма от 15 до 39 лет включительно)



Поправки на возраст:

от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка

от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки

от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок)

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу­чают не более 4–5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интел­лекте (см. таблицу).

Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).

Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интел­лекта в единицах Ю, на основе которого можно судить об «органическом» снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно ис­пользуется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соот­ветствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и «квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру.

Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и «левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количе­ство периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева). Шкалы «поправок па возраст» продолжены, что позволяет обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у Бентона, возраста. (рисунок 15)

Использованная литература.

1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1994.

2. Валентинов В. 150 веселых игр. СПб, Издательский дом «Литера», 2002.

Возрасты жизни. А.В.Толстых. М., 1988 г.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение а психологию активности. М.: Политиздат, 1989, 319 с.

4. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. М., 2003

6. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию. М., 1988

7. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии.- 688 с. (внимание с.201-211) .

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, с.720.

10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2000.

Рубежный контроль знаний:

1.Перечислить возрастные особенности внимания взрослого человека.

2.Объяснить механизмы формирования внимания взрослого человека.

3.Описать основные способы и стратегии развития внимания взрослого человека.

4.Описать способы коррекции внимания взрослого человека.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовить подборку методов коррекции концентрации и устойчивости внимания взрослого человека.

2.Подготовить подборку методов развития свойства переключения внимания взрослого человека.

3.Подготовить подборку методов коррекции распределения внимания взрослого человека.