Open
Close

Массовый спорт и спорт высших достижений их цели и задачи. Общая характеристика спорта

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. В настоящее время в рамках спортивного движения выделяют два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений.

1.1. Цель и задачи массового спорта.

Массовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время

Цель массового спорта – повышения уровня физической подготовленности и здоровья народа

Задачи массового спорта:

Повышение функциональных возможностей отдельных систем организма человека.

Совершенствование физического развития и телосложения.

Повышение общей и профессиональной работоспособности.

Овладение жизненно необходимыми умениями и навыками.

Цель и задачи спорта высших достижений.

Спорт высших достижений есть специально организованная деятельность, направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств, в процессе тренировок и соревнований.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержание и укреплении авторитета страны на международной арене.

К задачам спорта высших достижений относятся:

– достижение высокого спортивного результата;

– победа на состязаниях и соревнованиях;

– стимулирование физического, психического и духовного развития;

– способствование практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;

– приобщение к коллективу и формирование социального поведения;

– расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни спортсменов путем рациональной организации досуга.

1.3. Классификация видов спорта.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта, входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

– циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

– ациклические (скоростно-силовые) виды спорта (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

– координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

– единоборства (борьба, бокс и т.д.)

– спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

– многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.).

Спортивная классификация.

Спортивная классификация – программно-нормативный документ, устанавливающий нормы для присвоения спортивных званий и разрядов, требования и порядок выполнения установленных нормативов.

2.1. Цель и задачи спортивной классификации.

Цель единой всероссийской спортивной классификации: способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, занимающихся спортом.

1) Устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения с учетом уровня развития вида спорта в России и в мире и задачами, стоящими по развитию конкретных видов спорта.

2) Определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов по видам спорта, признанным в установленном порядке в Российской Федерации.

3) Содействовать развитию видов спорта посредством совершенствования системы и организации проведения соревнований.

2.2. Виды спортивных званий и разрядов и условия их присвоения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания и разряды:

Спортивные звания: «Мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «Гроссмейстер России»; «Мастер спорта России» (МС).

Спортивные разряды: «Кандидат в мастера спорта» (КМС); I разряд; II разряд; III разряд; I юношеский разряд; II юношеский разряд; III юношеский разряд.

Спортивные звания присваиваются гражданам Российской Федерации, а спортивный разряд подтверждается раз в два года.

Спортивные разряды и звания присваиваются только по результатам официальных соревнований за выполнение норм и требований, при соблюдении условий их выполнения.

Нормы и требования для присвоения спортивных званий и разрядов, а также условия их выполнения устанавливаются исходя из уровня развития вида спорта, пола и возраста спортсменов.

Нормы выражены в мерах длины, веса и времени Международной системы мер (СИ), других количественных показателях.

Требованиями для присвоения спортивных разрядов и званий являются:

1) занятое место на соревнованиях определенного ранга;

2) необходимое количество побед над спортсменами соответствующего разряда или звания в течение одного года;

Для присвоения спортивных званий условия выполнения норм и требований должны предусматривать:

1) количество стран (или субъектов Российской Федерации), спортсмены которых участвовали в соревнованиях;

3) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;

4) минимальный возраст спортсмена;

5) количество судей соответствующей квалификации (на соревнованиях всероссийского уровня и ниже);

6) количество стартов, проведенных поединков, игр в предварительной (отборочной) стадии соревнований, иные особые условия, исходя из специфики вида спорта и системы проведения конкретных соревнований.

Для присвоения спортивных разрядов условия выполнения норм и требований должны предусматривать:

1) количество проведенных выступлений, поединков, игр и т.п.;

2) количество соперников в виде программы;

3) минимальный возраст спортсмена;

4) количество судей соответствующей квалификации;

5) иные особые условия, исходя из специфики вида спорта.

Для присвоения спортивного звания МСМК, «Гроссмейстер России» нормы и требования выполняются при обязательном участии спортсмена в официальных соревнованиях международного уровня, на которых он выступал за сборную команду России, а также в случае установления или повторения рекорда Европы или мира.

Если для присвоения МСМК в виде программы предусмотрены только разрядные нормы и российские спортсмены выиграли в нём медаль последних олимпийских (параолимпийских, сурдолимпийских) игр, то в этих случаях звание МСМК может быть присвоено за результат, показанный на чемпионате или розыгрыше Кубка России.

Для присвоения звания МС обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее 3-х судей всероссийской или международной категории.

Для присвоения спортивных разрядов обязательным условием является участие в судействе соревнований:

– «Кандидат в мастера спорта» – не менее 2-х судей всероссийской категории и выше;

– I разряда – не менее 3-х судей первой категории и выше.

3. Спортивные соревнования, их цели и задачи .

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с выяснением преимущества в степени физической подготовленности и в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования по видам спорта проводятся с целью:

– популяризация вида спорта среди больших кругов населения;

– повышение мастерства спортсменов;

– выявление сильнейших спортсменов.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище, которые позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются задачи совершенствования физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, вследствие высокой психической напряженности превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.

3.1. Виды спортивных соревнований.

Выделяют следующие виды спортивных соревнований: личные, командные и лично-командные. В личных соревнованиях определяются места всех участвующих спортсменов, победители и призеры. В лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников по занятым ими местам, определяются также и места участвующих команд. Характерной особенностью лично-командных соревнований является то, что все участники, в том числе и спортсмены одного коллектива, соревнуются между собой.

В командных соревнованиях определяются только места, занятые командами, в отличие от лично-командных, в командных соревнованиях участники одной команды соревнуются только со спортсменами других команд.

Принято также делить на тренировочные, подводящие и главные соревнования. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.

3.2. Способы проведения спортивных соревнований.

Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований являются: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.

При проведении соревнований круговым способом все участники соревнований встречаются со всеми противниками поочередно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи, оцененные в очках) учитываются при определении порядкового места, занятого спортсменом (командой). Высшее место присуждается команде, набравшей большую сумму очков.

При проведении соревнований отборочно-круговым способом команды разделяют на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды, занявшие лучшие места в группе, переходят в следующий тур соревнований. Этих участников вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой для следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя соревнований.

При смешанном способе все команды предварительно участвуют в 1-3 турах, проводимых отборочно-круговым способом. Затем победители предварительных соревнований встречаются между собой по жеребьёвке способом прямого выбывания. Количество финалистов, как и количество победителей предварительных соревнований, определяется Положением о соревнованиях. Финальные поединки проводятся круговым способом.

В соревнованиях, проводимых способом выбывания, команда, проигравшая поединок, выбывает из дальнейших соревнований.

3.3. Система построения спортивных соревнований для студентов вузов.

Построения спортивных соревнований для студентов строится по принципу пирамиды:

Первый уровень – основу составляют соревнования между учебными группами, курсами, факультетами по наиболее популярным видам спорта. Целью данного этапа является проведение первенства высшего учебного заведения по виду спорта и формирование сборной команды университета. Руководит этой работой кафедра физического воспитания, или спортивный клуб, опираясь на помощь общественных инструкторов или штатных преподавателей кафедры.

Второй уровень – составляют соревнования, проводимые между вузами города или области. Вузы на этих соревнованиях представлены сборными командами. Ходом спортивной борьбы на этом этапе непосредственно руководят федерации по видам спорта. Так, например, в Москве они действуют под руководством Московского «Буревестника».

Третий уровень – составляют соревнования между командами, занявшие 1-3 место в ходе региональных соревнований. Руководство соревнованиями на данном этапе осуществляет Российский студенческий спортивный союз. Команда,занявшая первое место, имеет право участвовать на всемирной Универсиаде среди вузов.

Их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.

Рис. 28. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.



В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

– составом способностей к определенному виду спорта;

– объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

– какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения – это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованнои польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Рис. 29. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижен

ий в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

1. Массовый спорт и спорт высших достижений. Спортивная классификация

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это массовый спорт и спорт высших достижений.
С помощью массового спорта люди во всём мире «обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, ритма информационной жизни» (5, С.47). Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха. Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой).
В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи. Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене.
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов.
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.
Единая спортивная классификация необходима для того, чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта. Спортивная классификация «объединяет все культивируемые в стране виды спорта, содействует их массовому развитию и единой направленности в применении как основных средств физического воспитания и спорта» (3, С.74). Это система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов. Существуют национальная и международная спортивная классификация.
Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Можно разделить все виды спорта по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
Симметричные виды спорта, при занятиях которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия (спортивная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика и др.).
Асимметричные виды спорта, при занятиях которыми обе половины теля спортсмена выполняют разные действия (бадминтон, баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис, фехтование и др.).
Смешанные виды спорта, при занятиях которыми происходит частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела спортсмена испытывают постоянно и часто меняющиеся симметричные и асимметричные нагрузки (все веды борьбы, волейбол, многоборья, регби, ручной мяч, футбол, хоккей и др.).
2. Студенческий спорт

Повседневная учебная работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики ― всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо-физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе (4).
Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, ― это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и др.).
Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как разрядку от однообразного аудиторного учебного труда. И чем выше заинтересованность студента в этих занятиях, тем выше и сам разносторонний психофизический эффект такой физической нагрузки. Право студента на выбор различных видов спорта на каждый предстоящий учебный год (а в некоторых вузах и семестр) только поддержит его интерес к таким занятиям, ведь его мотивация ― отдых. Перерастает ли этот интерес в более серьёзное увлечение определённым видом спорта ― решать только ему, но хотелось бы, чтобы он понимал сущность воздействия такого активного отдыха на физическую и умственную работоспособность, на продуктивность учебного и профессионального труда.

На современном этапе формирования и развития российской государственности многократно повышается интерес к исследованию исторических проблем, связанных с таким социальным явлением каким является отрасль физическая культура и спорт. Понятие «физическая культура» по отношению к понятию «спорт» более общее:

физическая культура – это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека.

Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры.

Основными функциями физкультурно-спортивных организаций являются: физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные тренировки и соревнования.

К систематическим занятиям физической культурой и спортом привлекаются представители различных социальных слоев – от дошкольников до пенсионеров, от здоровых до инвалидов, от начинающих до мастеров спорта России международного класса.

В тоже время, масса приверженцев спорта причастна фактически к разным явлениям спортивной реальности. И не только потому, что различаются друг от друга виды спорта, а более всего потому, что в реальной практике существуют различные типы спортивной деятельности, в рамках которых ее конкретная направленность, содержание и порядок построения имеют свои существенные особенности.

Это нашло отражение в том, что в силу ряда объективных причин современное спортивное движение довольно глубоко дифференцировалось, то есть, как бы расчленилось на ряд неоднозначных направлений, разделов и подразделов. Поэтому не случайно, что в области физической культуры и спорта стали широко употребляться такие категории как «массовый спорт» и «большой спорт» , «общедоступный спорт» и «элитный спорт» , «любительский спорт» и «профессиональный спорт» , «спорт для всех» и «спорт высших достижений» .

Однако в обыденном сознании пока не сформировалось четких представлений ни о причинах дифференциации спорта, ни о действительной структуре его разделов в современном обществе. Наиболее крупное разграничение спортивного движения в обществе произошло тогда, когда стремительный прогресс высших спортивных достижений человечества сделал их дальнейшее возрастание посильным лишь для тех, кто незаурядно одарен в спортивном отношении и надолго посвящает себя спорту как основной жизнедеятельности.



В современном мире спорт высших достижений становится все более значимым социальным явлением. Благодаря широкому участию средств массовой информации, развитию спортивной индустрии и другим факторам он стал отраслью, в которую, в большей или меньшей степени вовлечено огромное количество людей и значительные финансовые средства.

Спорт высших достижений ориентирован на покорение новых рубежей, находящихся на пределе возможностей человеческого организма.

Закономерности реализации такой установки в современных условиях неизбежно ведут к профессионализации данного раздела спорта. Не секрет, что высшие спортивные достижения человечества в наступившее время доступны только тем, кто на многие годы посвящает себя спорту как доминирующей деятельности в своем образе жизни.

При этом основное ее «наполнение» составляет именно то, что прямо или косвенно служит факторами неуклонного повышения уровня спортивной результативности, прежде всего – ежегодные и неоднократные в день тренировочные занятия в течение круглого года, а также предельно насыщенная соревновательная практика. Спорт в таком случае естественно превращается в основной вид жизнедеятельности спортсмена и в основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни. А это и означает, что он, по сути, становится профессией .

С правовой точки зрения это положение нашло логическое отражение в принятом в мае 1999 года Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», включающем 7 глав .

В рассматриваемом аспекте существенно и то, что олимпийское движение в последние полвека и особенно в последние два десятилетия подвергалось сильным изменениям. Олимпийский спорт в лице своих главных воплотителей – ведущих спортсменов, выступающих на олимпийской арене, фактически профессионализировался и превратился в одну из разновидностей профессионального спорта высших достижений.

Существует широко распространенное мнение, что спорту высших достижений и олимпийскому движению сопутствуют неизбежные негативные явления, которые все в большей степени проявляются по мере усиления коммерциализации спорта. Эти процессы находят отражение в огромных нагрузках, особенно для женщин и детей, «нетрадиционных» методах подготовки, включающих в себя допинги и стимуляторы, многочисленных травмах, жесткой, бескомпромиссной борьбе за место на пьедестале почета, за место в сборной команде, за выгодные контракты.

В тоже время, в ряде исследований отмечается, что спорт высших достижений и олимпийское движение служат престижу государства, укреплению мира, и даже развитию массового спорта. Достижения спортсменов высшего класса обогащают массовую практику физического воспитания наиболее эффективными

средствами и методами физического совершенствования . Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

Действительно, нельзя отрицать определенные положительные черты «спорта высших достижений, который превратился в отдельную, самостоятельную сферу жизнедеятельности, имеющую культуротворческое значение.

Объективные процессы, характерные для современного физкультурно-спортивного движения в полной мере нашли отражение в развитии спорта высших достижений во всех субъектах Российской Федерации.

Не смотря на социально-экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов, результатом которого стал распад стройной многоуровневой системы физического воспитания населения, девальвация ценностей физической культуры и резкое сокращение числа занимающихся спортом. Благодаря усилиям краевых органов власти, физкультурно-спортивного актива к началу XXI века в основном удалось сохранить число спортивных школ, контингент занимающихся, тренерских кадров, высококвалифицированных спортсменов.

Основными ориентирами здесь по-прежнему остаются: доступность занятий, качество тренировочного процесса, индивидуальный подход к занимающимся, внедрение инноваций и использование накопленного опыта работы по всем направлениям развития такого социального явления как отрасль физическая культура и спорт.

Постановка проблемы.

В XI веке спортивное движение в мире непрерывно расширялось, несмотря на пессимистические оценки ряда социологов и философов, предрекавших постепенный закат спорта высших достижений в связи с отдельными негативными тенденциями, сопровождавшими его развитие.

В настоящее время большинство специалистов пришли к общему мнению о том, что спортивная практика разделилась на два направления: массовый (общедоступный, ординарный ) спорт и спорт высших достижений для ограниченного числа наиболее одаренных в двигательном и психическом развитии людей. И если структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий среди специалистов, как теоретиков, так и практиков, то взгляды на структуру другого направления спортивного движения - структуру современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт , другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий . На наш взгляд, такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся.

Цель -

на основе системного анализа сложившихся в мире направлений и форм спортивной практики попытаться найти их взаимосвязи, определить структуру современного спорта высших достижений, социальный и правовой статус спортсменов в условиях профессионализации и коммерциализации спорта.

О структуре современного спорта .

В последние два десятилетия в спортивном движении мира непрерывно происходили существенные качественные изменения. Это прежде всего выражалось в коммерциализации и профессионализации спорта высших достижений. Наиболее ярко данные тенденции проявлялись в увеличении числа как официальных, так и коммерческих соревнований 1 и турниров на международном уровне, с их значительными материальными вознаграждениями как за участие в соревнованиях, так и за достигнутый результат. Стоимость спортсменов и команд возрастала пропорционально их спортивному результату (мастерству). Из Олимпийской хартии был исключен параграф, определяющий статус спортсмена-олимпийца как любителя , а к участию в Олимпийских играх стали допускаться все спортсмены, так как большинство международных спортивных федераций (ассоциаций, союзов) также сняли ограничения на участие в играх Олимпиад спортсменов-профессионалов (кроме бокса и частично футбола). В связи с этим подавляющее большинство участников современных Олимпиад - это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме спортивной деятельности не участвует в других ее видах, и меньшая - это студенты и военнослужащие, которым созданы специальные условия для подготовки. Однако большинство тех и других спортсменов имеют сейчас значительные заработки вне зависимости от социальной группы, к которой принадлежат. Поэтому большинство специалистов относят их к спортсменам -профессионалам, хотя их правовой статус в строгом смысле слова не соответствуют этому званию.

А теперь обратимся к отечественному опыту. Как известно, при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма эксплуатации спортсменов -профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей критике профессиональный спорт в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения . В то же время многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные стипендии или числились на различных должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями.

Развитие профессионального спорта в России и странах СНГ стало происходить быстрыми темпами в условиях перехода этих стран к рыночным отношениям. Для этого постепенно создавались и необходимые правовые предпосылки, которые в России нашли правовое оформление в законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (1999 г.). Этот закон устанавливает, что"профессиональный спорт - это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей " . Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта и состоит из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов -профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями.

Статья 24 этого Закона предусматривает, что "деятельность спортсменов-профессионалов" регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также правовыми нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно -спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта".

Изучение российского опыта показывает, что наибольшее распространение профессиональный спорт в современной России получил в футболе и хоккее, где существуют профессиональные футбольные лиги, и в ряде других спортивных игр, в велоспорте, боксе и пр. Российские спортсмены-профессионалы, как и спортсмены других стран, участвуют в Олимпийских играх.

Таким образом, современный спорт высших достижений, в том числе и олимпийский, - это смешанный спорт, субъектами которого являются как спортсмены-любители, так и спортсмены -профессионалы. В связи с этим разделять спорт высших достижений на "профессиональный" и "олимпийский" нелогично, так как на Олимпиадах профессионалов выступает все больше и больше. Кроме того, при такой классификации спорта высших достижений за ее рамками остается значительная часть спортсменов, занимающихся видами спорта, не включенными в программы летних и зимних Олимпийских игр, по которым проводятся чемпионаты мира и отдельных континентов, а также Игры по неолимпийским видам спорта.

Другая классификация, предусматривающая деление на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий спорт , также, на наш взгляд, не соответствует положению, сложившемуся в реальной спортивной практике. К тому же сам термин "супер" в переводе с латинского обозначает слово "над", или главный, или расположенный сверху. Между тем сам термин "спорт высших достижений" уже указывает на высокий уровень спортивной квалификации.

Можно ли говорить о том, что одна из этих выделенных групп спортсменов имеет более высокие результаты, чем другая? Например, в чемпионатах NBA, NHL и AT и ATF, в которых собраны самые лучшие спортсмены-профессионалы в мире; разработаны эффективные способы получения доходов, выплачиваются самые высокие заработки игрокам и в то же время это самые лучшие в достиженческом смысле спортсмены и команды.

Модель структуры современного спорта

Возьмем другой пример. За последнее время лет мировое достижение в марафонском беге улучшалось несколько раз и только на коммерческих соревнованиях. При этом сами мировые рекордсмены не добивались успехов в крупных официальных стартах (Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира). В настоящее время при проведении коммерческих соревнований и турниров учитываются условия, необходимые для реализации специфических спортивных, экономических и общекультурных функций. При этом организаторам приходится искать компромиссные решения, позволяющие в какой-то мере сгладить противоречия между этими функциями.

Интерес зрителей, СМИ, спонсоров, проявляемый к коммерческим и другим соревнованиям, определяется ожидаемым высоким качеством соревновательной деятельности участников. Поэтому организаторы приглашают для участия в них ограниченный круг наиболее сильных и популярных спортсменов или команд и создают условия, способствующие демонстрации высших достижений.

Финансовый успех спортсменов и команд на таких соревнованиях обусловлен прежде всего количеством случаев демонстрации высших качественных характеристик соревновательной деятельности. От участников соревнований требуется очень высокий уровень спортивных результатов, позволяющих рекламировать вероятные сенсационные достижения. Снижение качества соревновательной деятельности ниже определенного уровня ведет к завершению успешной коммерческой карьеры спортсмена или команды, так как организаторы соревнований найдут им замену - другого спортсмена или команду, способную демонстрировать требуемый уровень достижений. Таким образом, супердостиженческий и профессионально -коммерческий спорт по уровню достижений сегодня практически не различается и часто спортсмены, отнесенные ко второму направлению, имеют более высокие результаты, чем отнесенные к первому. Поэтому термин "профессионально -супердостиженческий спорт" не вполне логичен. Разработанная с учетом изложенного модель современного спорта может иметь следующую структуру (см. рисунок).

О социально-правовом статусе спортсменов -профессионалов . Современный спорт высших достижений не только сложен в структурном отношении, но и далеко не однороден по составу субъектов спортивной деятельности. Большую часть его участников составляют спортсмены-профессионалы, которые проходят сложный многолетний путь от юношеских, юниорских, студенческих коллективов и команд до профессиональных клубов, на этом пути изменяется их социальный и правовой статус.

Полноценным спортсменом-профессионалом может считаться тот спортсмен, спортивная деятельность которого регулируется трудовым договором (контрактом), соответствующим трудовому законодательству. Спортсмен-профессионал - указывается в законе "О физической культуре и спорте" - это "спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них" . В связи с этим следует иметь в виду, что "Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работникам заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон" .

Содержание спортивного контракта: имеет некоторую специфику, обусловленную предметом трудового контракта - совместной деятельностью спортсмена или тренера, с одной стороны, и спортивной организации - с другой с целью подготовки и успешного выступления спортсмена на предстоящих соревнованиях. При этом контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства Российской Федерации и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом -профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды, и подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации.

Контракт о спортивной деятельности должен содержать перечень обязанностей спортсмена, его прав на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия и обязательства. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации .

В зарубежном профессиональном спорте большое внимание в контрактах уделяется вопросам создания социальной защиты спортсменов-профессионалов, то есть их пенсионному обеспечению, пособиям по болезни, вследствие получения травм и т.п. Эти вопросы частично решены и в российском законодательстве. За рубежом созданы и специфические профсоюзы игроков, защищающие их профессиональные права. Статья 24 "Закона о физической культуре и спорте" предусматривает, что: "Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены -профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профессиональные союзы" .

Все ли эти атрибуты правового статуса спортсмена -профессионала характерны для современного спорта высших достижений, особенно для индивидуальных дисциплин, как у нас в стране, так и за рубежом? Ответ однозначен: большая часть участников спорта высших достижений не соответствуют вышеизложенным требованиям профессионального спорта.

В настоящее время специалисты почти исключили из лексикона понятие "любитель", не заменив его другим, характеризующим спортсменов, стремящихся к высшим достижениям в разном возрасте и на разных уровнях мастерства. Участники чемпионатов мира и континентов среди старших юношей и юниоров, в том числе участники прошедших в Москве "Всемирных юношеских игр" (1998 г.), не являются профессионалами, хотя многие из них получают помощь и стипендии разного уровня, в том числе и МОКа, средства на питание, но все они относятся к категории спорта высших достижений.

Кто же они? Любители, полулюбители, полупрофессионалы? Определенного ответа на этот вопрос ведущие специалисты не дают.

Студенты-спортсмены участвуют в национальных и международных универсиадах, уровень ряда студенческих игровых команд (например, в баскетболе NCAA) и спортивных достижений в индивидуальных видах достаточно высок. Каков статус этих спортсменов?

Спортсмены-военнослужащие также имеют самые высокие спортивные достижения. Например, лучшие бегуны мира из Кении являются военнослужащими и по правовому статусу не соответствуют понятию "профессионал". Как называть этих спортсменов?

Наконец, среди спортсменов, имеющих высшие спортивные достижения, встречаются заключившие мизерные (в финансовом выражении) контракты со своей федерацией или не имеющие их совсем, но участвующие в крупнейших международных официальных и коммерческих соревнованиях на основе контракта лишь со своими менеджерами. Их доходы связаны только с участием в соревнованиях. Эти спортсмены также не соответствуют требованиям, предъявляемым к статусу спортсмена-профессионала. Если сравнить уровень заработков ряда ведущих спортсменов-студентов, военнослужащих и спортсменов, не имеющих полноценного правового статуса профессионалов, можно отметить, что они часто бывают не меньше, а иногда и больше, чем у многих профессионалов в соответствующем виде спорта. Например, годовой заработок студентки университета Северной Каролины олимпийской чемпионки в беге на 100 и 200 м М. Джонс составил более 2 млн долларов, а она регулярно участвует в студенческом чемпионате США (в Олимпийском 2000 г. у нее было там 8 стартов!). И таких примеров можно привести немало.

На всем протяжении эволюции спорта высших достижений решающее значение имели подготовка и участие спортсменов-любителей в Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира, чемпионатах континентов и страны. Основной целевой установкой их подготовки являлось участие в этих соревнованиях, сроки проведения которых разводились на разные годы. И в настоящее время многие спортсмены-профессионалы также строят свою карьеру с акцентом на успешном выступлении на Олимпийских играх, чемпионатах и мира и континентов, что повышает рейтинг этих спортсменов, а следовательно, и финансовые доходы.

В то же время ряд спортсменов-профессионалов ставят перед собой задачи, заключающиеся только в успешном выступлении в длинной серии соревнований, следующих одно за другим, что связано с материальным вознаграждением за каждый старт в соответствии со стоимостью атлета на "спортивном рынке". В связи с этим многие профессионалы не задаются целью успешно выступить на Олимпийских играх и чемпионатах мира, однако их заработки могут соотноситься и быть более высокими, чем заработки победителей и призеров Олимпиад и чемпионатов мира, так как по своему мастерству они не уступают спортсменам-олимпийцам. Этот признак, разделяющий спортсменов -профессионалов на две группы, может быть положен в основу классификации спорта высших достижений.

Выводы

1. Таким образом, современное спортивное движение в мире имеет два главных направления: массовый, общедоступный спорт (спорт для всех) и спорт высших достижений .

2. Современный спорт высших достижений может быть разделен на:

а) любительский спорт (другого термина пока не предложено), куда следует отнести спортсменов школьников, студентов и условно "военнослужащих", которые получают вознаграждения только за затраченное на спорт время, без соответствующих социальных гарантий, устанавливаемых профессионалам. Определенная часть этих спортсменов впоследствии переходит в настоящие профессионалы;

б) профессиональный спорт , который представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - удовлетворение интересов спортсменов, избравших спорт своей профессией, спортивных организаций, за которые они выступают, а также зрителей.

Олимпийский спорт и другие популярные виды спорта, не включенные в программу Игр, представляют собой симбиоз, объединяющий любительский и профессиональный спорт, субъектами которого выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы, сохраняющие независимо от своего социально-правового статуса верность идеалам Олимпийской хартии. Олимпийский спорт и другие популярные его виды составляет ядро современного спорта высших достижений, так как они служат главным мотивирующим фактором роста спортивных достижений.

3. Непосредственными субъектами спорта высших достижений являются квалифицированные спортсмены -любители и профессионалы. В свою очередь, спортсмены -профессионалы могут быть разделены:

а) на спортсменов, строящих свою подготовку с акцентом на успешном участии в Олимпийских играх, чемпионатах мира и континентов;

б) профессионалов, готовящихся только к коммерческим соревнованиям и соревнованиям профессиональных лиг или ассоциаций. Одна из разновидностей современных коммерческих соревнований, а также кубков мира, Гран-при и других - многоэтапность их проведения (или проведения их сериями). Поэтому часть профессионалов тренируются только для участия в длинной серии этих соревнований с акцентом на тех, в которых разыгрываются наибольшие призовые суммы, причем некоторые из этих стартов достаточно социально значимы. При этом все спортсмены получают вознаграждение в соответствии с контрактами и положением о соревнованиях.

Фактическое разделение спортсменов -профессионалов создает громадные трудности для НОКа, МСФ и НСФ, так как их интересы часто расходятся с интересами менеджеров и спонсоров, с одной стороны, и спортсменов и тренеров - с другой. Поэтому пока не найдены пути консолидации всех социальных групп участников спорта высших достижений, особенно при подготовке к Олимпийским играм.

Спорт высших достижений - это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений - это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене.

Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой



42. Планирование самостоятельных занятий.
Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами при консультации преподавателей. В зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в ВУЗе – от выполнения требований и норм комплекса ТТО до выполнения норматива спортивных разрядов.
Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) – ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отношений и недостатков физического развития. Студенты СМГ при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультироваться и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.
Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями учебной программы по физическому воспитанию. Одновременно с этими студентам данной категории доступны занятия отдельными видами спорта.
Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом.
Студентам первой категории рекомендуется заниматься по программе физического воспитания в ВУЗе.
Студенты второй категории должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.
В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Нетрадиционные виды спорта

Одна из тенденций, характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение, – появление новых нетрадиционных видов спорта. Особым фактором при этом выступает включение ряда из них (кёрлинга, бейсбола, пляжного волейбола и других видов спорта) в программу зимних и летних олимпийских игр.



Развитие нетрадиционных видов спорта предусматривает освоение специальных знаний, необходимых для использования в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. На занятиях используют спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности, для повышения уровня функциональных и двигательных способностей.

К нетрадиционным видам спорта относятся:

– восточные единоборства;

– атлетическая гимнастика;

– гидроаэробика;

– стретчинг;

– шейпинг;

– велоспорт ВМХ – кроссовый велоспорт;

– кинологический спорт;

– натурбан;

– пляжный волейбол;

– пейнтбол;

– роллерспорт и скэйтбординг;

– сноуборд;

– танцевальный спорт;

– флорбол.

– пауэрлифтинг;

– стритбол;

– боулинг;

– паркур.

Это только некоторые из нетрадиционных видов спорта. Кратко проанализируем каждый.

Восточные единоборства – древнейшее направление в нетрадиционных видах спорта, имеющее несколько стилей, начиная от комплекса оздоровительной гимнастики и заканчивая боевым искусством. Во всех восточных единоборствах присутствуют твердые и силовые движения, быстрота реакции, гибкость, реактивные движения.

Атлетическая гимнастика – гениальное изобретение человечества, как построение человеческого тела, через физические упражнения с отягощениями.

Гидроаэробика – выполнение физических упражнений в воде, является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности для лиц с различным физическим развитием и практически любого возраста. «Структура занятий, дозировки физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако сопротивление воды усложняет движения, и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы, различных мышечных групп». Систематическое выполнение физических упражнений в воде нормализует деятельность нервной системы, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон.

Йога – слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония. Упражнения, основанные на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности, – это и есть система йоги. Наиболее важны для понимания на первоначальном этапе освоения йоги основные дыхательные упражнения и философская основа йоги».

«Стретчинг – растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; все движения должны находиться в определенных пределах индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять «легкий стретчинг»; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не показывается, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнения».

Шейпинг – эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики.

Натурбан – скоростной спуск на санях (одноместных – для женщин и мужчин, двухместных – для мужчин) по естественному склону с намораживаемой ледяной трассой.

Пляжный волейбол – спортивная игра, аналогичная волейболу, осуществляемая на открытой песчаной площадке. Специфическое требование к сооружению – наличие слоя песка толщиной не менее 30 см.

Пейнтбол – прикладной вид спорта, командная игра, со стрельбой из специальных маркеров пневматического действия, стреляющих желатиновыми шариками с минеральным красителем. При упрощенных правилах игры осуществляется так же, как физкультурно-рекреационное занятие.

Роллерспорт и скэйтбординг – катание на роликовых коньках и роликовых досках. Сноуборд – скольжение по естественному заснеженному склону на специальной доске (зимний Олимпийский вид спорта). Трассы сноуборда оборудуются на естественных и искусственных склонах. Параметры трасс определяются на основании требований правил соревнований с учетом местных условий.

Танцевальный спорт – вид спорта, основанный на исполнении определенных Европейских и Латиноамериканских танцев. Владение школой хореографии оценивается при исполнении танцевальными парами фигур, перечень которых определяется для каждого танца и класса спортсменов. Соревнования различных уровней проводятся между спортивными танцевальными парами различных классов по программам Европейских, Латиноамериканских танцев или программе 10 танцев. Тренировки и соревнования осуществляются в танцевальном зале. Соревнования высших уровней осуществляются в демонстрационном зале со стационарными зрительскими местами.

Флорбол – спортивная игра, аналогичная хоккею, где вместо шайбы используется специальный мяч. Основное место проведения – спортивный зал. В команде играют 5 полевых игроков и вратарь. Рекомендуемый размер игрового поля 40×20 м.

Пауэрлифтинг – силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Этот вид спорта также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги – которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге, в отличие от бодибилдинга, важны силовые показатели, а не красота тела.

Боулинг – спортивная игра в шары, которая произошла от игры в кегли. Цель игры – сбить с помощью как можно меньшего количества пускаемых руками шаров кегли, установленные особым образом в конце безбортовой дорожки.

Паркур – искусство перемещения и преодоления препятствий. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни

Существуют широко известные традиционные, развивающиеся виды спорта, включенные в рекомендованную общую номенклатуру новых, нетрадиционных и развивающихся видов спорта:

бильярд – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия;

водное поло – командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;

гольф – спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.

Все перечисленные виды спорта подходят инвалидам с заболеваниями различных органов. Например, лица с поражением опорно-двигательного аппарата занимаются бильярдом, гольфом; лица с поражением слуха – восточными единоборствами, стретчингом, шейпингом, велоспортом, боулингом; лица с поражением зрения – пауэрлифтингом, йогой, гидроаэробикой.