Open
Close

Как ловили рыбу древние? Как фуси научил людей рыбу ловить Древний человек ловит рыбу.

П осле того как Фуси вместе с сестрой создали человечество, людей на земле день ото дня становилось все больше. Тогдашние люди не были похожи на нынешних. В те времена не знали земледелия. С утра и до поздней ночи люди охотились на диких животных, ели их мясо и пили их кровь. Мало убьют зверей — еды им вдоволь не достанется. Совсем никого не убьют — в животах пусто будет. Едy в те времена нелегко было добыть.

Фуси видел все это, и на душе y него было тяжко. «Если так всегда будет, много людей умрет от голода», — думал он. Прикидывал так, прикидывал эдак, думал три дня и три ночи, да так и не придумал, как быть с едой для детей и внуков. На четвеpтый день пришел он к реке. Бродит по берегy, думает. Ходил, ходил, вдруг поднял головy — глядь, большой, жиpный каpп из воды выпрыгивает, высоко так подпрыгивает. Тут и второй каpп выпрыгнул, за ним третий. Стал Фуси присматриваться. Подумал: «Большие каpпы, жиpные, поймай да ешь, чем плохо? « Решил он так и спустился к реке, чтобы схватить рыбинy. Много сил не затратил, поймал прямо руками большого, жиpного каpпа. Очень обрадовался Фуси, унес каpпа домой.

Узнали дети и внуки Фуси, что он рыбy поймал, прибежали обрадованные, стали с расспросами приставать. А Фуси разорвал рыбy на части и каждомy по кусочкy раздал. Попробовали — понравилось. «Раз рыба вкусная, давайте теперь ее ловить, вот и будет нам подспорье», — сказал Фуси.

Дети и внуки его, конечно, согласились и тотчас побежали к реке. Пробыли там от полудня до вечера, и почти каждый поймал по рыбине. А были и такие, что по три и даже по четыре исхитрились схватить. Радости людей не было предела. Принесли они рыбy домой и с удовольствием съели. Фуси тотчас же послал гонцов с письмом к тем своим сыновьям и внукам, которые жили в других местах, советyя им тоже рыбy ловить.

Не прошло и трех дней, как все дети и внуки Фуси научились рыбy ловить. Только, как говорится, со всяким хорошим делом много мороки. На третий день явился царь драконов Лун-ван со своим первым министром — черепахой и злым голосом говорит Фуси:

— Кто тебя звал рыбy ловить? Вон сколько вас, людей, так всех моих драконовых сыновей и внуков переловите! Немедля брось это дело!

Но Фуси не испугался слов Лун-вана, а спокойно так, с достоинством, в свою очередь спросил его:

— Ты не разрешаешь нам ловить рыбy, что же тогда нам есть?

— Что вам есть? А мне какое дело? Я не разрешаю вам рыбy ловить! — сеpдито сказал Лун-ван.

— Ладно! Не разрешаешь ловить рыбy, не будем. Только смотри, нечего будет есть — станем водy пить, всю водy подчистyю выпьем, все твои водяные твари передохнут.

Лун-ван, вообще-то говоря, может только слабых обманывать, а сильных боится. Услышал он слова Фуси, перепугался. Вдруг Фуси, его дети и внуки и вправдy всю водy выпьют, чего доброго, и сам не спасешься! Вроде бы и согласен разрешить людям рыбy ловить, да трудно назад свои слова взять. Как говорится, и вперед идти тяжело, и назад отступить трудно. Черепаха — его первый министp — подползла к его ухy, тихонько так шепчет:

— Смотрите, люди-то эти руками рыб хватают. Поставьте им такое условие: если они всю водy не выпьют, пусть рыбy ловят. Только не разрешайте ловить ее руками. А без рук они ни одной рыбы не поймают. Так и можно будет и драконьих детей и внуков сохранить, и вашy, государь-дракон, жизнь сберечь. Пусть они все глаза y реки проглядят — вот хорошо-то будет!

Выслушал Лун-ван совет черепахи, и понравился он емy. Расхохотался он, повеpнулся к Фуси и говорит:

— Если не выпьете водy дочиста, то можете рыбy ловить. Но только запомните одно условие: не хватать рыбy руками. Если согласны, на том и порешим, чтобы больше ни y вас, ни y меня никаких обид не было.

Фуси подумал-подумал и согласился:

Лун-ван решил, что емy удалось провести Фуси и, радостный, вместе со своим министром-черепахой отправился обратно. А Фуси тоже забрал своих детей и внуков и к себе пошел. Веpнулся домой, стал думать, как без рук рыбy ловить. Думал весь вечеp, на другой день до самого обеда думал — все не мог ничего придумать. После обеда улегся он под деревом, стал в небо глядеть да думать.

Видит, междy двумя ветками паук паутинy плетет. Слева нить пропустит, справа нить продеpнет, вот и готова круглая сеть. Закончил паук свое дело, отбежал в уголок, спрятался. Вскоре летавшие поодаль комарики да мухи все в сеть попали. Тогда паук спокойно вылез из своего уголка и принялся за едy.

А Фуси, когда он глядел, как паук плел свою сеть, вдруг осенило. Он побежал в горы, отыскал лианы и свил из них веревкy. Потом, словно паук, плетущий паутинy, сделал грубyю сеть. После этого он срубил две палки, смастерил из них крестовинy, привязал к ней сеть, потом приделал к крестовине длинный шест, и все было готово. Он отнес снасть к реке и забросил в водy. Фуси стоял на берегy и тихонько ждал. Прошло немного времени, Фуси потянул сеть ввеpх — ай-я! — в сети трепыхались и прыгали рыбы. Способ этот и впрямь оказался удачным. Рыбы попалось в сети куда больше, чем когда ловишь ее руками, и людям теперь не нужно было стоять в воде. Фуси передал секрет плетения сетей своим сыновьям и внукам. И с тех поp все его потомки знали, как ловить сетью рыбy, и не испытывали больше нехватки в еде. И по сей день люди ловят рыбy сетями.

А Лун-ван, увидев, что Фуси стал ловить рыбy сетью, изошел злобой, потомy что люди теперь ловили рыбy не хватая ее руками. Царь драконов раскаялся в своих словах, но брать их назад емy было неловко: еще рассеpдишь Фуси и его сыновей и внуков, а те и вправдy возьмут да и выпьют всю водy в реке. Сидит Лун- ван в своем двоpце, беснyется, глаза его чуть из оpбит не вылезают. Потомy-то люди и стали рисовать царя драконов с вытаращенными глазами. А его черепаха-министp, увидев, что государь так разволновался, решила еще что-нибудь для него придумать. Разве могла она знать, что только заберется она Лун-ванy на плечо, приблизится к его ухy да рот раскроет, как Царь драконов ударит ее и она упадет в тушечницy, что стоит перед Лун-ваном на столе. Перевеpнулась черепаха в тушечнице два раза и окрасилась в чеpный цвет. С тех поp черепахи чеpные-пречеpные, это все оттого, что первого министра — черепахy Лун-ван тогда в тушечницy сбросил.

(Жypнал «Миньцзянъ вэньсюэ», 1964, нр3) Цит. по: Юань Кэ «Мифы древнего Китая», М., 1987 г.

Официальная наука считает, что люди сначала научились охотиться, и лишь намного позднее освоили рыболовство. Поэтому рыба якобы появилась в рационе древнего человека относительно недавно. Но современные археологические раскопки существенно изменили это представление. Не исключено, что наши предки ловили рыбу еще сотни тысяч лет назад…

Американец поймал акулу-монстра

Так, исследователи Еврейского университета пришли к выводу, что "человек прямоходящий", обитавший в долине Хула 750 000 лет назад, не только ловил рыбу, но и умел ее жарить, и таким образом, разнообразил свое меню. Лабораторные исследования подтвердили: примитивным предшественникам людей удавалось ловить сомов, тилапий и карпов более метра длиной!

Видимо, некогда долина Хула была богата озерами, в которых плескались гигантские рыбы. На месте раскопок было обнаружено много черепов рыб, останки крабов и кострища.

Пожалуй, самой распространенной рыбой, обитавшей в разных климатических зонах, в том числе и на севере, был осетр. Древние останки этого "деликатеса" находят на реке Иртыш. Им около 1,5 миллиона лет. Ученые предполагают, что река выносила туши рыб на отмели, где их буквально руками ловили архантропы.

Впоследствии они стали использовать для ловли камень и палку. До сих пор в школах выживания учат ловить рыбу по примеру наших предков: поднять палкой со дна ил, и когда рыба начнет метаться в поисках чистой воды, хватать ее руками…

Самыми популярными орудиями рыбной ловли в каменном и бронзовом веках стали сети. Их начали изготавливать еще в VI тысячелетии до нашей эры. Кроме сетей, древние племена пользовались орудиями лова наподобие бредней и неводов. Плели их из растительных волокон: лыка, крапивы, конопли и осоки. Причем, сети делались как на крупную рыбу, так и на мелкую.

Их отпечатки находят на черепках глиняных сосудов. По этому неприхотливому узору, в котором видны даже волокна и узелки, можно судить, что ловили древние люди плотву и уклейку. Ученые полагают, что горшки лепились из глины на специальных болванках из травы и мха, обернутых в старые сети.

Для привязывания сетей и ловушек древние рыболовы использовали длинные тонкие колья с заточенными концами, которые археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений. Так, в слоях торфа на неолитической стоянке Швянтойя в Литве сохранились остатки весел, поплавков из бересты, обрывки сетей из липового лыка.

О ловле рыбы в каменном и бронзовом веках сетями свидетельствуют и находки рыболовных грузил. В неолите грузилами служили обычные округлые гальки, обвязанные или завернутые в лыко или бересту. Опытному глазу исследователя на этом грузиле даже заметны выбоины от ударов о стенки и днище древней лодки. Кстати, датировать грузило можно III-VI тысячелетием до нашей эры.

В неолите и в бронзовом веке главными объектами рыбной ловли были щука, осетр и сом. Пережив тяжелую, голодную зиму, первобытные люди пытались наверстать упущенное во время рыбного нереста. В это время реку перегораживали "заколами". Они представляли собой плетни из хвороста и хвойных веток. Устанавливали такие загороди еще осенью, а весной во время разлива рыба поднималась и застревала в "заколе".

Иногда для ловли рыбы устанавливали ловушки и даже строили лабиринты из вбитых в дно реки вплотную друг к другу кольев. Когда рыбы становилось достаточное количество, ее надо было быстро бить костяными гарпунами и острогами.

Для мелочи часто использовался сачок. Костяные гарпуны археологи находят на торфяниковых стоянках мезолита, неолита и бронзового века. На щук, сома и осетра древние люди охотились с помощью лука и стрел. Последним придавали игловидную форму с зазубренным краем.

В теплое время года предпочитали сети и бредни, верши, которые почти не изменились с первобытных времен. Делали ловушки и из расщепленных переплетенных ивовых прутьев или продольно выструганных сосновых лучин, оплетенных липовым лыком.

В одной из таких ловушек археологи обнаружили останки 16 крупных щук около полутора метров длиной. Ловили древние и с лодок, используя снасти, напоминающие современные удочки и донки.

Крючок у древних рыбаков был составной. Вытачивали из камня небольшие грузила, к которым привязывали костяные острия. Также ловили на живца, для чего использовали кремниевые и костяные жерлицы для насаживания мелкой рыбешки. Когда крупная рыба проглатывала насадку, то жерлица разворачивалась поперек, прочно удерживая добычу…

Так что рыба — между прочим, полезнейший продукт, содержащий необходимые организму жирные кислоты — появилась "на столе" еще в незапамятные времена, как и "технологии" для ее ловли.

Рыболовство, как вид хозяйственной деятельности в первобытно-общинном обществе, появилось позднее собирательства и охоты. Оно сильно зависело от природных условий и для таких народов, как камчадалы (ительмены), превратилось в основной способ добычи пищи, хотя оставались и другие способы. Рыбная ловля всегда шла бок о бок с охотой, а позднее с земледелием.

Примеры рыбной ловли можно найти в трудах великих путешественников-исследователей, таких, как Миклухо-Маклай и Крашенинников. Последний описал в своих трудах, как ительмены Камчатки в 18 веке сетями из пряжи ловили чавычу. Чавыча до настоящего времени считается лучшей из лососевых. Ее ловили с середины мая до конца июня. Еще с большей охотой сетями вылавливали морских бобров (кейкоч), так как последние не дырявили сети. Летом, мужчины занимались рыболовством, сушкой рыбы, перевозкой ее в свои жилища, заготавливали рыбный корм для собак. Женщины занимались чисткой, разрезанием и переработкой выловленной рыбы, а иногда помогали мужьям и в ловле.

Примеры рыболовства у южных первобытных народностей привел в своем дневнике известный исследователь Миклухо-Маклай. Он наблюдал ловлю рыбы у папуасов Новой Гвинеи в 19 веке и так ее описывал. Пятнадцатилетний сын туземца Туя долго стрелял в рыбу из лука и ни разу не попал в цель. Стрелы погружались в воду, быстро погружались, затем выныривали и становились перпендикулярно к водной глади. Потом мальчик нырял в воду и собирал пустые стрелы. Стрелы были необычными: они имели по пять острых наконечников, которые были произведены из твердых пород дерева и воткнуты в удлиненный тончайших тростник. Неожиданно отец мальчика прыгнул в воду и сделал ловкое движение ступней. Туй поймал рыбу ногой, зажав ее между пальцами ног. Затем он согнулся, взял рыбу и кинул в мешок. Потом он вдруг кинул камень в воду. Далее он направился к тому месту, куда бросил камень и вытащил со дна вторую мертвую уже рыбу.

Папуасы охотились на рыбу и на пирогах. В каждой пироге лежало множество пучков сухой травы. Перед пирогой находился туземец и зажигал траву, освещая путь в воде. Второй папуас, стоящий на пироге, метал в рыбу острогу (юр) двух с половиной метров длины. Как правило, в остроге между зубцами застревали по нескольку рыбешек, которые второй туземец ловко снимал с остроги ногой. Острога имела такое устройство, как и стрела, описанная выше: после попадания в воду она всплывала и плавала, стоя перпендикулярно к поверхности. Третий туземец стоял на корме пироги и управлял ее ходом.

Интересно отметить, что в эпоху неолита (6 – 2 тысяч лет до нашей эры) у первобытных рыболовов уже имелись крючки из костей; сети, сделанные из растительных волокон и шерсти животных; поплавки, изготовленные из коры; каменные и керамические грузила. На территории Скандинавии находят предметы, которые в древности могли служить для рыболовства: удлиненные острые кости с боковыми кремниевыми вкладками, по-видимому, необходимыми для удержания тела рыбы на кости. Эти изделия были найдены в болотах, которые в эпоху неолита являлись озерами.

Как известно, до того как люди начали заниматься земледелием, у них было два основных занятия – охота и рыболовство. До недавнего времени ученые считали, что ловить и есть рыбу человек научился гораздо позже, чем охотиться на животных. Однако последние исторические исследования указывают на то, что рыбная ловля существовала задолго до появления homo sapience – «человека разумного».

Костры в долине Хула

Так, при раскопках в долине Хула (Израиль) были найдены кости рыб и крабов, а также следы кострищ. По мнению специалистов из Еврейского университета, некогда в этих краях было много озер, в которых водились рыбы-гиганты. Судя по останкам, длина туловища сомов, тилапий и карпов, которых вылавливали оттуда 750 000 лет назад, составляла более метра.

Как видим, это было задолго до того как на Земле появились люди современного типа. Нашего отдаленного предка тех времен ученые именуют «homo erectus» («человек прямоходящий»). Тем не менее, он был не так уж примитивен, раз умел ловить рыбу и жарить ее на костре. То, что рыбу именно готовили на огне, а не поедали сырой, подтвердили лабораторные исследования.

Как ловили рыбу древние?

В каменном и бронзовом веке рыбу уже ловили сетью. Следы древнего рыбацкого промысла были обнаружены на Аляске, на территории нынешней Прибалтики. Первые рыболовные сети начали изготавливать в VI тысячелетии до нашей эры. Помимо них, первобытные люди использовали бредни и неводы, которые плели из лыка, крапивы, конопли и осоки. Одни сети предназначались для крупной рыбы, другие – для мелкой. Наиболее популярной рыбой для ловли в те времена была плотва и уклейка.

Отпечатки ячеек сетки встречаются на черепках найденных при раскопках глиняных сосудов. Можно разглядеть даже особенности плетения. Когда сети становились негодными для применения по прямому назначению, ими оборачивали болванки из травы и мха, на которых лепили горшки.

В наши дни археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений длинные тонкие колья, заточенные на концах. К ним древние рыбаки привязывали сети и ловушки для рыбы. Так, в Литве на месте одной из стоянок эпохи неолита в слоях торфа были найдены остатки весел, берестяные поплавки и обрывки сетей, сплетенных из липового лыка.

Во время нереста представители неолитической и бронзовой эпохи перегораживали реку так называемыми «заколами», сложенными из хвороста и веток хвойных пород деревьев. Рыбины застревали в «заколе», и их можно было брать голыми руками.

Другими способами поймать рыбу были ловушки из вбитых в речное дно кольев или связанных ивовых прутьев. Когда там собиралось приличное количество рыбы, ее били костяными гарпунами и острогами. Мелкую рыбешку вылавливали сачком. А вот крупных рыбин, таких, как щука, сом или осетр, добывали с помощью лука и стрел с зазубренными краями. Находки свидетельствуют, что ловля велась и с лодок. Для этого использовались рыболовные снасти, прототипы современных удочек и донок.

Попадаются порой археологам и рыболовные грузила. В III-VI тысячелетиях до нашей эры для этого использовали обычную гальку, которую обвязывали или заворачивали в лыко или бересту. Позднее грузила стали вытачивать из камня. К ним привязывали костяные острия – получалось подобие современного рыболовного крючка. Практиковалась и ловля на живца: на кремниевые и костяные жерлицы насаживали мелкую рыбешку и ждали, пока крупная рыбина проглотит насадку.

Рыболовы первобытной Руси

По мнению исследователей, самой распространенной рыбой для ловли на территории России в первобытную эпоху являлся осетр. В районе реки Иртыш он водился еще полтора миллиона лет назад. Предположительно архантропы ловили осетров на отмелях прямо руками, позднее стали использовать для этого камни и палки.

В торфяниках в районе подмосковной Дубны международная группа археологов наткнулась на рыболовные снасти, возраст которых насчитывает более 7 500 лет. Были там приспособления из дерева, кремня и кости, ловушки в виде плетеных корзин, крючки, гарпуны, грузила, поплавки, иглы для плетения и ремонта сетей, ножи для чистки рыбы, изготовленные из лосиных ребер… Сохранились также экскременты и останки рыб. Выяснилось, что вплоть до железного века в этом регионе отсутствовало сельское хозяйство. Основным промыслом местных жителей были охота и рыбалка. Причем рыбу древние дубнинцы потребляли не только в свежем виде, но также в сушеном и копченом, заготавливая ее впрок. Одним из способов заготовки было в мороз держать улов в заводях. Замороженную рыбу ели зимой, когда ее нельзя было ловить.

Любопытны и находки, сделанные в Нижегородской области. Населявшие эту территорию племена селились на берегах водоемов, как правило, богатых рыбой.

Но так или иначе, ловить, употреблять рыбу в пищу и готовить ее люди начали еще в незапамятные времена. Просто где-то это произошло раньше, а где-то – позже.

Рыбалка существует с древнейших времен. Археологические раскопки позволяют предположить, что рыболовством люди занимались еще в период палеолита. Наравне с охотой и собирательством рыболовство было важным источником питания для человека.

Ученым почти ничего неизвестно о том, как ловили рыбу первые люди. На их стоянках находили скелеты рыб, но каких-либо рыболовных снастей не было обнаружено. Скорее всего, в те древние времена люди охотились на крупную рыбу при помощи примитивных копий, попросту говоря - заостренных палок. Есть версия, что ловили рыбу даже просто голыми руками.

Первобытное орудие для ловли рыбы - копья, дротики, остроги. Затем вход пошли острые шипы из кости - первый крючок на леску, сделанную из растительных волокон, в древней Руси - из конопли. Вообще из конопли готовили не только одежду, также плели сети и ловушки для рыбы.

Самый древний из найденных археологами рыболовных крючков был сделан примерно 30 тысяч лет до н.э. Можно утверждать, что в то время уже существовали и некие подобия удочек с поплавками. Также к этому моменту люди научились плести рыболовные сети и ставить ловушки.

По преданию жителей древней Македонии , удачная рыбалка сравни искусству богов. Ловить рыбу с использованием удилища, считалось уделом знати. Если удочка попадала в руки простому смертному, то несчастного казнили (отрубали руки).

У древних египтян из высших сословий сеть презиралась и служила инструментом профессиональных рыболовов - черни, фараоны предпочитали пронзить рыбу острогой, доказав свою быстроту и меткость. Более того, охота и рыбалка фараонов имела некоторый налет церемониальности - охотящийся знатный господин, всегда рисуется древними египтянами в своем самом почетном наряде - в царской юбке и даже с царской бородой. Охота была драгоценной привилегией, царским правом.

Промышленная ловля рыбы проходила коллективно - бреднем. Рыб потрошили и сушили на солнце. Если рыболовы удалялись далеко от дома, то переработку начинали сразу же, на лодках, также, как это делается на современных рыболовецких судах. Сушеная рыба была самой дешевой белковой пищей в Древнем Египте и потому ее заготавливали много. Употребляли рыбу все слои общества и в самых разных условиях: дома, в гостях, в походе.

Израильские археологи в ходе работ на дне Тивериадского озера (Галилейского моря) нашли следы кораблекрушения, произошедшего в VII веке н.э. несколько западнее Галилеи, где когда-то проповедовал Иисус. Среди обломков судна ученые нашли рыболовные орудия, инструменты и другие артефакты. Как предполагают исследователи, все эти предметы древние рыболовы использовали во время ночного лова рыбы.

Выдающейся находкой оказалась специальная корзина для огня. Ночью свет привлекал рыб и других морских обитателей и одновременно освещал их, так что рыболовы могли точно закидывать сети. Хитроумный способ охоты был особо широко распространен на территории Средиземноморья, однако и в некоторых других богатых рыбой районах - например, в селе Старая Ладога - также находили доказательства использования своеобразной "приманки" для рыб.

Кроме корзины, археологи нашли основные грузила, использовавшиеся для оснащения прямоугольных рыболовных сетей. Эти грузила - плоские или свернутые в цилиндры - мгновенно опускали сеть на дно практически сразу после того, как рыбаки закидывали ее в воду.

Ученые также обнаружили бронзовый безмен в форме женщины, который, скорее всего, использовался для взвешивания всей той рыбы, которую моряки вылавливали за одну "ходку".

Также в раскопе найдены железный рыбацкий гарпун с пятью зубцами и железный лот для измерения глубины воды. Лот опускался с носа лодки и иногда смазывался салом. К жиру прилипали частицы грунта со дна, что позволяло морякам определять место лодки в море, а также глубину. "Рыбаки возвращались домой ночами, зачастую в условиях плохой видимости. В такой ситуации лот оказывался единственным навигационным прибором, способным вывести их к родным берегам", - объясняют Галили и Розен.

На Руси рыболовство также было широко распространено. И неудивительно, ведь наши реки и озера так богаты рыбой. На Древней Руси часто ловили рыбу при помощи снасти, напоминающей жерлицу. Еще до татаро-монгольского ига рыбаками использовались крючки, существующие и в настоящее время - с колечком и с лопаточкой.

При исследованиях топографических характеристик следов самых разнообразных ремесел русского средневекового города в черте Пскова (Кром и Довмонтов город, Средний город, Окольный город, Запсковье, Завеличье) было обнаружено, что практически все горожане владели теми или иными рыболовными снастями. Чаще всего это были небольшие сети для личных нужд, встречались и аксессуары больших сетей, неводов, реже — аксессуары крючных снастей, орудия ударного действия. Ловлей для внутренних нужд могли заниматься зависимые люди. Рыболовные снасти украшали изображения в виде пятиконечной звезды, кораблика, изображения креста, животного, птичьей лапки, буквы или буквеподобные начерки, орнаментальные рисунки. В Древней Руси рыбаками называли не тех людей, которые ловили рыбу, а тех, которые торговали рыбой, а тех, кто ловил рыбу - ловцами .

Конечно, сейчас много всяких снастей и приспособлений для ловли рыбы, но и по сй день особо фанатично настроенные рыбаки ловят рыбу руками.
Вот несколько советов, ну если кто захочет попробовать древний способ ловли рыбы, самый дрвний:

v Необходимым условием при ловле рыбы руками является взаимная невидимость. Вы искусственно обеспечиваете взаимную невидимость, взмучивая воду. Для успешной ловли необходимо правильно выбрать расстояние от зоны взмучивания до места ловли, чтобы находящаяся в укрытии (под корчем, берегом) рыба не испугалась и покинула его. Если вы ловите в небольшой речке, со слабым течением, то расстояние от места взмучивания до места лова выбирайте примерно равным 15-20 метрам. Мутить воду как можно более бесшумно на одном и том же месте до тех пор, пока мутная вода не дойдет по течению до места лова. Только после этого можно двигаться вниз по течению к намеченному вами месту. Помните, что рыба будет ловиться до тех пор, пока вы не увидите собственные руки, погруженные в воду.

V Время ловли выбирается из следующих соображений. Начиная с самого раннего утра, определяемого восходом солнца, практически любая рыба кормится и интенсивно перемещается по реке в поисках пищи, поэтому особенного смысла в ловле с утра нет. Тем более, вода в реке еще очень прохладная. Поэтому лучше всего утром ловите рыбу на удочку, особенно если в этом знаете толк. Днем, в послеобеденное время, вода в реке или озере достаточно сильно прогревается и рыба ищет затененные прохладные места, где можно спрятаться от хищников и переварить принятую пишу. Более того, клев на удочку к обеденному времени закончился и все рыбаки оставили свои места. Это самое удачное время для ручного лова.


v Одежда для ловли рыбы вручную - Если дно реки или озера песчаное, с малым процентом ила или глины, то лучше на ноги обуть старые кеды, а предварительно надеть носки с резинкой для предотвращения попадания в носки песка, который может сильно натереть кожу ног. В том случае, если вы ловите в водоеме с илистым или глинистым дном, желательно на ноги надеть литые резиновые сапоги. Высокие сапоги с ботфортами, закрывающими бедра, следует надевать при ловле рыбы весной и осенью в мелких реках, когда вода еще очень холодная. На тело также следует надеть трико, желательно шерстяное и рубашку, застегнутую на все пуговицы и с застегнутыми наглухо манжетами. Никаких перчаток одевать не следует, так как почувствовать рыбу вы можете только кончиками пальцев. Цвет одежды должен быть не ярким, темно-зеленым, коричневым или черным. Садок для рыбы можно пристегнуть ремнем к поясу и носить его сбоку или спереди.


Ну вот, с ловлей рыбы руками все ясно, теперь нужно разобраться - кому молиться, если руки -крюки...
У славян был свой покровитель охотников и рыболовов - Святой Великомученик и Чудотворец Трифон. В еликомученик и чудотворец Трифон известен как изгонитель бесов и имеющий власть над животными, наносящими «вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам», так говорится в заклинательном чине греческих и славянских требников. По свидетельству свт. Николая (Велимировича), в Старой Сербии в его день 1(14) февраля на виноградниках служился молебен, поэтому там он иногда изображается с особым виноградарским ножом в руке. На русских же иконах он в виде всадника на белом коне с соколом — согласно явленному им в Москве чуду, за что и почитается у нас как покровитель охотников и безотказная «скорая помощь» в различных житейских нуждах.

И теперь, помолясь Трифону можно порыбачить и у нас, тем более праздник будет в воскресенье:
В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км).

Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым.

Крупные реки Томской области - Кия, Яя, Кёнга, Чузик, Чижапка, Улуюл, Бакса, Шегарка, Икса, Бакчар, Андарма, Парбиг, Емелич, Салат, Нюролька, Айсаз, Ильяк, Чертала, Ягылъях, Ларьёган, Киевский Ёган, Сангилька, Косес, Пайгудина, Елтырева, Лисица, Орловка, Чичкаюл, Четь, Суйга.

Крупные озёра Томской области - Варгато, Перельто, Васильево, Нартовое, Курдо, Семиозёрье, Пурульто, Монатка, Конно-Речешное, Чертаны, Белое.