Open
Close

История возникновения Храма Святителя Николая Чудотворца, чудесная помощь старицы Серафимы (Бирюлёвской). Церковь святителя николая чудотворца в хамовниках Церковь николая чудотворца хамовниках иконы

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках - это старинное сооружение, которое было возведено ещё в XVII веке.

Оно является памятником архитектуры и известно всему миру.

В настоящее время - это очень красивое место, которое является одним из самых посещаемых среди церквей в Москве.

Немного истории

До XVI века район относился к загородным территориям, на его лугах выпасали скот. Позднее там был заложен женский Новодевичий монастырь. Постепенно вокруг образовалось несколько слобод. В них жили рабочие крестьяне и ремесленники.

Одной из таких слобод была и Хамовная слобода. Жили в ней ткачи, которые переселились в Москву из Тверской области. Мастера занимались обслуживанием царского двора. Они изготавливали в основном лён для скатертей. Раньше старорусское слово «хам» означало «лён», отсюда и пошло название Хамовная слобода. Позже так стал называться весь район.

Сперва слобода была довольно большая и включала примерно 40 дворов. При ней имелась и собственная церковь Николы. Она была построена из дерева. Упоминания о ней встречаются в документах 1625 года. Чуть позднее деревянную церковь сменили на каменную. Это было в 1657 году. Спустя 20 лет церковь официально получила название Николая Чудотворца у митрополитах конюшен. В 1679 году рядом началось строительство нового здания.

Стиль строительства тоже изменился. Изначально здание было возведено в простом строгом стиле. Но новый храм стал более нарядным, ярким и вычурным. Такой стиль назвали «дивное узорочье». Его характеристики:

  • яркие краски;
  • разноцветные изразцы;
  • большое количество элементов декора.

Собор возвели из кирпича, а отделку осуществили белым камнем с использованием красно-зелёных изразцов.

В период битвы с Наполеоном в 1812-1813 гг. здание было сильно повреждено. Его восстановили полностью к 1849 году, и за этот период там появилась настенная роспись. За время существования собор реставрировали 3 раза, но никогда в нём не прекращались богослужения, и он был всегда открыт для прихожан.

Святыни храма

Одна из главных святынь церкви Святого Николая - это икона Божией матери Споручница грешных . Её можно увидеть в левом приделе храма, который был назван её именем. Эта икона - точный список с образа древнерусского письма, находящегося в Николаевском мужском монастыре, который располагается в Орловской области. В 1848 году один из прихожан пожертвовал эту икону в Храм Николая Святителя в Хамовниках.

Предание гласит: прежний владелец образа начал замечать, что после того, как он приобрёл икону, на поверхности её начали появляться благоуханные масляные капли.

Многие больные с помощью молитвы и этого масла исцелялись. После передачи образа в храм чудеса продолжались, и народ стал стекаться туда рекой. В 2008 году храм отметил свой 160 юбилей.

Икона святого Алексия (митрополита Московского) - еще одна святыня. Она была написана в 1688 году, и находится на главном иконостасе. Автор - иконописец Иван Максимов.

Не менее почитаем образ Смоленской иконы Пречистой Богородицы , который была создан в XVII веке, образ мученика Иоанна Воина , написанный в XVIII веке. Также главный придел храма хранит в себе мощевик c частицами святых мощей, которые принадлежат разным святым.

Деятельность церкви

Для посетителей ежедневно открыты двери Храма Николы в Хамовниках. Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте святыни. Деятельность храма - общественная служба, во время которой проводят причащения (таинство евхаристии).

В воскресные часы, Родительские субботы и по двунадесятым праздникам проводится утренняя служба в 7 и 10 часов утра, а по воскресеньям и накануне всенощного бдения служба начинается в 5 часов вечера.

У чудотворной иконы Богоматери Споручница грешных по вторникам во время вечерней службы совершают акафистное пение. В четверг бывает вечерня, во время которой читают акафист святому Николаю. При храме действует:

  • общеобразовательная гимназия православного типа;
  • воскресная школа;
  • церковный детский хор.

Как добраться до собора

Церковь Николая Святителя - это известная достопримечательность и памятник архитектуры. Ежедневно её посещает множество прихожан и туристов. Располагается храм вблизи Комсомольского проспекта, между улицами Льва Толстого и Тимура Фрунзе. Доехать можно на метро или другим общественным транспортом. Ближайшая станция метро к этому месту - Парк культуры. Точный адрес здания: улица Льва Толстого, дом 2.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Почитание Николая Чудотворца на Руси

Имя - одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260-343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание - Мирликийский (нередко пишут - Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения - 6 (19) декабря - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляем».

Впрочем, покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI–XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали - «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой - храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

О Святом Николае и его мощах

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.

В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Храмы в Москве, где можно поклониться мощам Святителя Николая

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь
    Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище
    Ул. Рябиновая, д. 18
  • Храм Архангела Михаила в Тропареве
    Проспект Вернадского, д. 90
  • Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее
    Малый Толмачевский переулок, д.9
  • Храм Всех Святых на Кулишках
    Славянская площадь, д. 2
  • Храм свт. Николая на Трёх Горах
    Нововаганьковский пер., д. 9
  • Николо-Угрешский монастырь
    Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1

Иконы и фрески с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Образ (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор - атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой - модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV - XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась - «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь - «Никола Гостунский».

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим.

В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами .

Древний храм в новой истории

Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно. Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян». Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.

Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.

Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках. С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века. Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.

В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.

Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.

Обретение храмом своей главной святыни

История этого события такова. Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии. Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел. После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.

А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами. Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.

На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках. Вот так и оказался чудотворный образ в нашем храме и по сегодняшний день остается главной его святыней.

Настоятель храма и приходская активность

Сегодня настоятелем храма является протоиерей Андрей Овчинников. На сегодняшний день при храме действуют воскресная школа и молодежная группа, которая было организована весной 2010 года, по благословению настоятеля.

Встречи проводятся еженедельно по субботам в 15:00 в помещении при храме. После окончания встреч члены молодежной группы принимают участие в вечернем богослужении в храме, а также в Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни.

Для неформального общения, обсуждения и координации работы была создана группа в социальной сети «В контакте» — «Молодежная группа храма святителя Николая в Хамовниках» (http://vkontakte.ru/club19982954). В ней проводятся интерактивные обсуждения планов работы, времени встреч и других актуальных вопросов, связанных с деятельностью молодежной группы на приходе, выкладываются фотографии с различных мероприятий, паломничеств и экскурсий

В рамках встреч молодежной группы проводятся совместные чаепития, обсуждения различных проблем церковной и общественной жизни, просмотры и обсуждение художественных кинофильмов актуальных вопросов церковной и общественной жизни. Участники группы принимают участие в социальном служении, осуществляемым приходом.

Одним из самых необычайно красивых мест Москвы является Храм святителя Николая, который находится возле московской станции метро «Парк Культуры». Святитель Николай православными христианами почитается как чудотворец, считается покровителем путешествующих, мореплавателей, особенно оберегает детей и сирот.

Всего несколько столетий назад на той площади, где в настоящее время стоит здание, располагалось поселение ткацких рабочих. Промышленники занимались продажей полотен, а ткачи стали именоваться, как «хамовники», то есть производители тканых изделий из дешевого сорта льна или шелка. Спустя некоторое время все поселение стало именоваться Хамовники.

В районе Хамовники расположены так же музеи, монастыри, исторические здания, которые стоит посетить и прогуляться по Фрунзенской набережной — ее по праву считают украшением района.

Вконтакте

История возникновения

В дореволюционное время в Москве построили и возвели множество церквей. Но годы советского правления разрушили основное их количество, лишь Свято-Николаевская не испытала участи советского времени и разрухи на себе.

Именно поэтому в настоящее время Церковь Николая чудотворца считается одной из самых главных достопримечательностей района и всей Москвы. Возведена на все сбережения ткачей, проживающих в Хамовническом поселении.

Святитель Николай является для этих людей покровителем, потому церковь освятили в его честь. Изначально сооружение было построено из дерева, об этом свидетельствуют исторические сводки от 1625 г. Уже спустя чуть более 20 лет перестроили из камня — в 1657.

В настоящее время сооружение возведено на площади, находящейся чуть дальше от первоначального строения. Ее основу заложили еще в 1679 г., в годы правления Ф. А. Романова. Освещение церковного здания было проведено в летний сезон 1682 г.

Важно знать: возведено и освещено было основное строение, а чуть позже пристроили трапезную и колокольню.

Само строение церкви по внешнему виду похоже на строение кораблей, данная схема возведения церковных сооружений вступила в силу еще в конце 17 века. Шатровая часть колокольни – одна из самых масштабных по всей столице.

Нападение на собор

В 1812 г. Москва подверглась нападению французских войск. В ходе военной французской эпохи разрушены церковные здания и испорчено множество памятников культуры.

Под их воздействие попал и описываемый храм, который пострадал частично, но полностью не разрушен. После выведения французов из столицы, к 1849 году церковное сооружение было полностью реконструировано.

Николаевская церковь никогда не закрывалась. Исключение не составили и критические дни после прошедшей революции. Каждый желающий мог прийти в любой момент и молиться об облегчении своей судьбы и о тех, кто сильно нуждался в Божьей помощи.

В прошлом столетии храм так же был подвержен нападению большевиков. 1922 год стал годом, когда все православные церкви столицы были лишены своих ценностей. Из Хамовнического изъяли более пяти пудов церковных украшений и различной утвари, выполненной из золотых и серебряных металлов.

Большевики хотели полностью переделать Москву и создать из нее центр коммунизма, охватывающего мировые масштабы. В 1935 году был разработан план по переустройству Москвы, согласно ему столицу превратили бы в дворец Советов, от которого в разные стороны хотели возвести магистральные трассы.

Обратите внимание: на этом угрозы уничтожения святыни не закончились. Вскоре при строительстве комсомольского проспекта также поднимался вопрос о снесении церковного здания, но и эта угроза уничтожения святыни миновала. Теперь Божий дом доставляет огромную радость московским жителям, удивляя своей красотой и уникальным и сохраненным первозданным видом.

Направление одной из трасс должно было проходить через то место, где был возведен Николаевский храм. Но начавшаяся война стала помехой в осуществлении плана большевиков, Святой Угодник не оставлял свое творение.

Одна из святынь храма

Во все времена существования церкви одной из главных ее святынь являлась и является по сей день – икона Божией Матери, которую именуют «Споручницей грешных». Эта святыня обладает очень интересной историей.

Некоторое время икона с образом Божией Матери находилась в Николо-Одринском монастыре, где про неё многие просто позабыли. Но как-то раз в этот монастырь обратилась женщина, у которой был очень болен ребенок.

Она просила священников отслужить молебен возле иконы Божией Матери. После проведения молитвенного служения, ребенок стал восстанавливаться от тяжелой болезни и вскоре выздоровел.

Чудодейственная сила, которой обладает эта икона, была замечена многими, и слава о ней быстро распространилась. Вскоре список иконы появился и в храме святого Николая чудотворца, где было еще множество подобных случаев проявления исцеляющей силы иконы.

В хамовнической церкви Николая угодника чудотворная икона находится уже более 160 лет, согласно этому 2008 год был юбилейным.

Прихожане

Храм Николая чудотворца посещало огромное количество прихожан на протяжении всей истории его существования.

Один из известнейших литературных деятелей, который довольно часто приходил сюда – Лев Толстой.

Даже в некоторых его романтических произведениях описывается православная святыня и его иконы.

Место нахождения и контактная информация

Располагается здание по адресу: город Москва, улица Льва Толстого 2.

Телефон дежурного священника: 8-926-672-73-18.

Настоятелем церкви в настоящее время служит епископ Тихон из , который является также викарием Московской епархии (Зайцев Александр Викторович).

Подробнее о храме Николая Угодника в Хамовниках смотрите в следующем видео:

Церковь святого Николая Чудотворца в Хамовниках считается одним из красивейших храмов в Москве. С момента возведения храм практически не подвергался перестройке и сохранился в первозданном виде.

Почему слобода называется Хамовничьей

История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.

Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год

В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий . Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.

Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.

Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца , молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.

О чем можно молиться Николаю Угоднику:

У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.

Краткая история храма Николая Угодника в Хамовниках

Можно утверждать, что к 1625 году уже существовал первоначальный вариант церкви - деревянный. Позднее, в 1657 году, решили возвести более надежный, каменный храм. Его расположили на некотором удалении от деревянного. Это кирпичное здание и получило название Храм Николая Чудотворца в Хамовниках.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Вначале появилась основа в виде церкви, несколько позднее были сделаны пристройки, трапезная и колокольня. Но впереди были исторические потрясения.

В 1812 году в Москву вошел Наполеон, в городе начались большие пожары. Не миновали они и церковь Николая Угодника. Повреждения коснулись и внешних, и внутренних сторон храма. Потом французы начали отступление, и появилась возможность начать восстановительные работы в этой и других церквях.

Работы велись вплоть до 1849 года. Не только был восстановлен прежний вид, но также были сделаны дополнительные украшения, такие, как настенная роспись. А в 1896 году началась первая реставрация. Была возведена металлическая ограда. Но впереди были новые потрясения - революция 1917 года, десятилетия советской власти, негативно настроенной по отношению к религии.

Власти строили масштабные планы по изменению Москвы и других городов, в рамках этих планов подлежали уничтожению многие старинные храмы и монастыри.

Но Бог отвел беду от храма Николая Чудотворца, и он даже не закрывался, хотя и понес некоторые потери. Кроме того, в советские времена были проведены еще две реставрации - в 1949 и 1972 годах.

Расписание богослужений в храме Святителя Николая

Строго говоря, церковный день начинается с вечера предшествующей даты, а заканчивается днем.

В храме святителя Николая как вечерние, так и дневные службы совершаются ежедневно:

  • ежедневная вечерня начинается в 17.00;
  • ежедневная литургия - в 8.00;
  • исключение составляют воскресенья и дни великих церковных праздников - тогда литургия служится и с 7.00, и с 10.00 часов;
  • по вторникам вечерня посвящается иконе Пресвятой Богородицы Споручница Грешных ;
  • по четвергам вечерня посвящается Святителю Николаю;
  • по воскресеньям не только вечерня, но и утреня служатся Спасителю.
Совет! Расписание богослужений этого храма можно найти на официальном сайте храма: nikola-khamovniki.ru. Там же можно посмотреть сообщения об изменениях в расписании, например, в связи с приездом патриарха и других архиеерев.

Основные храмовые святыни

Помимо молитвенного обращения к Николаю Чудотворцу, в храме почитаются и другие святыни. Это:


Придя в храм, можно молитвенно обращаться как к этим, так и ко всем православным святым.