Open
Close

Мужские и женские певческие голоса. Выравнивание регистров певческих голосов Голосовой регистр

Регистры голосовые

виды тембра в человеческом голосе, как мужском, так женском. Грудной регистр принадлежит нижней части голоса; его звуки свободны, густы. Головной Р. принадлежит верхней части голоса; звуки менее естественны и отличаются напряжением. Смешение обоих Р. встречается в средней части голоса и называется средним Р., или медиумом. В мужском голосе верхние, чисто головные ноты называются фальцетом, или фистулой (см. Голос). В органах название Р. носят поршни, открывающие доступ воздуха к известному набору флейт или труб того или другого тембра. Р. приводятся в действие регистровыми кнопками, помещающимися по бокам и над клавиатурой (см. Орган).

Н . С.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Регистры голосовые" в других словарях:

    - (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия

    Ручные гармоники язычковые клавишно пневматические музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха,… … Википедия

    ГОЛОС - ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. Gutturales verae, нем. Kehlkopflaute) образуются в гортани (см.) деятельностью голосовых связок. Гортань (собственно голосовая щель) имеет четыре следующих артикуляции: 1) голосовая щель широко раскрыта и беспрепятственно пропускает… …

    Тесситура - (ит. tessitura ряд тонов в диапазоне голоса) высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Например, если диапазон рассматриваемого голоса лежит в пределах 100 250 Гц (баритон), а в данный момент… … Педагогическое речеведение

    Таманьо, Франческо Франческо Таманьо Основная информация Полное имя Francesco Tamagno Дата рождения … Википедия

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

1. Шумовой регистр

4. Свистковый (флейтовый) регистр

Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..

5. Есть еще один вид регистра голоса - средний регистр (смешанный) . Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.

Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр

Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой - это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.

Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.

Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:

Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром .

Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как "прокачать" этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!

Певческий процесс в современной вокально-хоровой педагогике рас-сматривается с точки зрения звукообразования (голосообразования) и зву-коизвлечения (вокальной техники и исполнительства). Одним из важных элементов процесса звукообразования является единотембровая выстроен-ность регистров голосов хора. Появление единотембренности на всем диапазоне, полетности и выносливости голосов тесно связано с работой по выравниванию регистров. Эта работа необходима в хоре старшекласс-ников и взрослом хоре.

Регистр – это ряд однородных по тембру звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом. В зависимости от преимущественного исполь-зования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной

и смешанный регистры. Регистровое строение голосов у мужчин и женщин разное, оно зависит от особенностей строения гортани.

В женском голосе, в связи со строением гортани, имеются 3 нату-ральных регистра: грудной, медиум (средний) и головной. Задача хормей-стера – настроить хоровые голоса на режим микста (mixt – смешанный), чтобы на всем диапазоне отчетливо проявлялось смешение грудного и го-ловного резонирования. Грудной регистр занимает у низких женских и детских голосов квинту – сексту, у высоких – терцию. Грудной регистр оз-вучивается грудным резонатором, голосовые связки на этом участке смы-каются плотно, всей массой. После переходных нот (у сопрано и первых альтов – ми бемоль – фа диез 1-й октавы, у вторых альтов – до – ми бемоль 1-й октавы) начинается средний регистр. Этот регистр имеет смешанное от природы звучание. Здесь наблюдается смешанный тип колебаний голосо-вых связок, головной и грудной резонаторы озвучиваются одновременно.


После второго перехода (у сопрано – ми бемоль – фа диез, у альтов до – ми бемоль 2-й октавы) начинается головной регистр. Здесь связки работают по типу фальцетного смыкания (краями), в этом регистре активно озвучи-вается головной резонатор.



Основная сложность выравнивания регистров состоит в том, чтобы обучить певцов правильно, т. е. смешанным звуком, исполнять переходные ноты своего диапазона, используя для этого приемы округления или при-крытия.

Методика выравнивания (сглаживания) регистров мужских голосов получила название «методика прикрытия», а выравнивания женских голо-сов – «методика округления».

В современной вокальной педагогике использование округления объясняется тем, что природой дано женским голосам смешанное голосо-образование на среднем регистре, поэтому достаточно использовать прием округления для перенесения микстового звучания на крайние регистры, чтобы голос зазвучал темброво ровно. Округление звука осуществляется за счет придания полости рта куполообразной формы, где активно задейство-вано мягкое небо.

Работу по выравниванию регистров женских голосов обычно начи-нают с центрального участка диапазона (примарной зоны), постепенно расширяя смешанное голосообразование вверх и вниз по диапазону.

В мужском непоставленном голосе выделяют два натуральных реги-стра – грудной и фальцетный. В грудном регистре мужского голоса, зани-мающем около 1, 5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давле-ние, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название ре-гистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков (ми бемоль – фа диез 1-й октавы у теноров, до – ми бемоль 1-й ок-тавы у баритонов, си малой – ре 1-й октавы у басов). При желании спеть более высокие звуки голос «ломается» (вследствие резкой перемены меха-низма голосообразования) и переходит на фальцет. В связи с тем, что голо-совые складки начинают работать краями, голос теряет силу и тембровые краски.

Благодаря французскому тенору и педагогу Ж. Дюпре в вокальной мужской практике с конца 40-х годов XIX века стал использоваться прием


прикрытия (voix mixt sombree) при формировании верхнего участка диапа-зона, что увеличило выносливость больших нагрузок, расширило исполни-тельские возможности оперных певцов.

Основные правила освоения прикрытия: смешение певческого звучания (с дозированием грудного и головного резонирования) в центре диапазона, притемнение (сомбрирование) голоса перед переходными нотами, умеренная сила звука и плавная подача дыхания.

Наблюдаемое притемнение певческого тембра, при использовании приема прикрытия, происходит благодаря перестройке верхних резонато-ров и некоторому расширению нижней части глотки. Экспериментально было доказано, что прием прикрытия помогает снять излишнее напря-жение с голосовых складок у мужчин во время смешанного звукообразо-вания.

Известно, что смешанное звучание голоса может быть образовано от разного соотношения грудного и головного резонирования. При вырав-нивании перехода к верхнему регистру важную роль в мужских голосах начинает играть озвучивание головного резонатора и преобладание в сме-шанном звучании доли фальцетного. Вот почему опытные хормейстеры считают, что мужчинам-певцам «при сглаживании регистров полезно научиться петь в верхнем регистре хорошим фальцетом, используя это как средство овладения смешанным звуком» . Для этого рекомендует-ся использовать гаммообразные упражнения в нисходящем движении, от фальцетного регистра к грудному, без остановки на верхних нотах. Во время вокализации высоких звуков следует избегать моментов форси-рования. При переходе в грудной регистр певцы должны следить за сохра-нением тембра головного резонирования.

Упражнения при выравнивании регистров мужских и женских голо-сов необходимо исполнять в умеренно-тихой динамике и неторопливом темпе. Мелодика упражнений может строиться на опевании звуков, дви-жении по секундам, терциям вниз и вверх, а также включать гаммообраз-ные движения и скачки на квинту – октаву. Упражнения рекомендуется вокализировать на гласные: у, о, а, сочетая их с другими гласными и со-гласными звуками (чаще сонорными согласными).

М. С. Осеннева и В. А. Самарин, обращаясь к молодым хормейсте-рам, советуют: «В занятиях с хором следует помнить, что верхние и ниж-ние участки певческого диапазона формируются только после образования


и т. д. Особое внимание обращается на округление звуков, прилегающих к границам регистров. Переходные звуки следует прикрывать. При изме-нении гласных изменяется форма нижней части глотки. Так, на гласном [у] она расширена, звук имеет темную окраску. На [а] глотка сужена, звук тя-готеет к светлому тембру. Гласные [о], [э], [и] являются промежуточными между [у], [а]. В целях достижения прикрытия отдельных гласных реко-мендуют петь [а] с призвуком [о], [и] – с призвуком [у], [е] – с четким переходом на прикрытое [э]. Призвуком [у] рекомендуется пользоваться осторожно» .

Распевание хора

Распевание – это вокально-слуховая настройка певцов хора. Цель распевания – подготовить хор к творческой работе над репертуаром.

Основные задачи распевания:

Вокально-слуховой настрой хора, приведение его в рабочее состояние;

Работа над упражнениями, формирующими основные вокально-хоровые умения и навыки.

В хоровой практике сложились следующие принципы распевания:

Систематичности и последовательности;

Осознанности участниками хора вокальных задач и техники испол-нения хоровых упражнений;

Постепенного усложнения упражнений от простых к более слож-ным, по мере приобретения вокальных навыков;

Прочности закрепления вокально-хоровых умений и навыков.

В хоровом пении широко используются следующие формы распева-ния: общехоровое (полным составом), групповое (по партиям), индивиду-альное.

В распевание хора обычно включаются следующие упражнения:

Унисонные (для вокально-слуховой настройки и выравнивания гласных);

Упражнения на штрих легато (для выработки кантиленного пения);


Упражнения на различные способы звуковедения (legato, staccato, non legato);

Широкообъемные упражнения (для выравнивания регистров и раз-вития певческого дыхания);

Гармонические упражнения а капелла (для формирования зонного строя в хоре);

Упражнения на дикцию или скороговорки (для активизации артику-ляционного аппарата и эмоционального настроя хора).

При выборе скороговорок следует обращать внимание на сочетание в них гласных звуков. В начинающем хоре удобнее использовать скорого-ворки с повторяющимися одинаковыми гласными звуками (От топота ко-пыт пыль по полю летит). В подготовленном хоре необходимо, наоборот, осваивать различные сочетания гласных и согласных (Бык-тупогуб, тупо-губенький бычок, у быка бела губа была тупа).


В качестве упражнений в распевании могут использоваться фрагмен-ты из разучиваемых сочинений.

Средняя продолжительность распевания – 15 минут. Возможны и более короткие и более продолжительные занятия распеванием, связанные

с болезненным состоянием, усталостью певцов. Певческая установка при распевании – в положении стоя (опора на обе ноги, спина прямая, плечи развернуты, руки свободны). Правильная певческая установка облегчает процесс фонации.

Существуют два главных способа проведения распевания – с инст-рументом и а капелла. Каждый из них имеет свои преимущества. Когда используется инструмент, имеется возможность непрерывного звукового контроля за качеством певческого звука и интонационным ансамблирова-нием с сопровождением. Когда распевание проводится без сопровождения инструмента, чрезвычайно обостряется слуховой контроль певцов, разви-вается навык ансамблирования в партии и в хоре в целом. Поэтому целесо-образно применять оба способа.

При проведении распевания хормейстеру необходимо уметь играть на инструменте сопровождение к вокальным упражнениям, транспониро-вать их, уметь одновременно играть, петь и дирижировать.

Пение – сложный процесс и требует координации всех элементов голосового аппарата. Только хорошо подготовленный специалист знает о взаимодействии и взаимовлиянии всех довольно хрупких органов, составляющих голосовой аппарат, владеет методами и приемами его на-стройки. Но вокальная работа в хоре не ограничивается настройкой и тех-ническим развитием певческих голосов, главная ее задача – формирование исполнительской культуры хорового коллектива.


Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте значимость и содержание вокальной работы в хоре.

2. Назовите основные принципы, методы и формы вокально-хоровой

3. Охарактеризуйте своеобразие певческого дыхания и приемы рабо-ты над ним в хоре.

4. Обоснуйте преимущества использования разных видов атаки на начальном этапе обучения пению.

5. По какому признаку определяется выравненность певческого голоса?

6. Охарактеризуйте методику выравнивания регистров мужских и женских голосов.

7. Сформулируйте цель и задачи распевания хора.

8. Назовите основные принципы распевания?

9. Охарактеризуйте певческую установку при распевании.

10. Назовите способы проведения распевания хора.

1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 68 с.

2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:

учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – С. 271 c.

3. Казачков С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 191–270.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Л.: Музыка, 1988. – 72 с.

5. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древ-ности до XXI века: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.:

Владос, 2003. – С. 90–118, 140–191.

6. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.


8. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.:

СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – С. 59–189.

9. Яковлева А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голо-сов / А. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. – М.:

Музыка, 1984. – Вып. 7. – С. 73–86.

На пробном уроке вокала начинающие вокалисты часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»?

Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче. Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты. Почему голос звучит то ниже, то выше, зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту.

В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров в разделе O VOCALE .

Какие бывают регистры голоса у человека?

Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент. Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее . Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше.

Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой.

М ожно выделить основные регистры голоса у вокалистов:

  • верхний регистр (который многие методики называют «головным» голосом)
  • средний регистр
  • нижний регистр («грудной» голос)

Кратко о певческих регистрах голоса.

  • Во-первых, регистры голоса имеют разную окраску , по которой их можно отличить.
  • Во-вторых, на помощь придет резонация звука и его вибрации .

Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. И кости черепа вибрируют от этой высокой звуковой волны.

Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице.

В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди . Отсюда и название — «грудной».

Совет для начинающих. Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).

У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).

Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.

Микстовый средний регистр голоса.

Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются . Отсюда и происходит название «микст».

Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым . Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».

Микстовый звук — это прием пения, а не отдельный участок диапазона. Прием, при котором мы добавляем средних частот в голос.

Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру и не требует усилий. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения , чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.

Звук у вокалиста при добавлении средних частот ощущается не в голове или груди изолированно, а в лице, в носу, в челюсти, на передних зубах и нёбе . В западных методиках средние частоты в голосе называют «твенгом», о котором мы еще ни раз поговорим.

За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу. Отдельную статью о микстовом звучании голоса можно будет найти в разделе , где я расскажу, как добавить «грудных» нот в «головной» голос и сделать звук на верхних нотах насыщенным. А также порассуждаем, почему все спорят о различиях твенга и микста.

Подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить эту статью!

Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.

Какие бывают голосовые регистры в методиках эстрадного вокала?

Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах примерно одно и то же:

  • Свистковый, фистульный, фальцетный регистры можно отнести к высокому регистру голоса.
  • Модальный, речевой, микстовый регистр — к среднему.
  • Шумовой и штро-бас — к нижнему.

К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения.

Я советую не увлекаться терминами. Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала, как, например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training) . Чтобы понять, как работают эти системы, вы должны говорить на их языке и, естественно, называть верхнюю часть диапазона «фальцетом», а не «головным регистром».

Я не ярый сторонник какой-то одной методики. Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике.

Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.

Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.

А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас . Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia .

В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой) , он же «modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения ! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.

То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.

Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.

Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.

Как использовать работу голосовых регистров в пении?

  1. Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту. Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.
  2. Используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо , где вы соединяете оба регистра.
  3. Не слушайте песни для фона — анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди — нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным звуком!
  4. Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их . А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.
  5. Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр — это окраска звука, его высотная частота. В то время, как — это физиологическая полость, пустота в организме , куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.
  6. Не стоит бояться верхних нот — берите их как получается! Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса , не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе!

Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге O VOCALE есть ряд упражнений из моей практики , которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.

Так что бегом тренироваться!

Если возникли вопросы, пишите мне в комментариях, буду рада пообщаться!

Вам понравится:


Конспект занятия

Количественный состав: 15 человек.

Оборудование: компьютер, акустические колонки,плакаты, песня и фонограмма.

II. Тема занятия: «Регистры певческого голоса».

III. Тип занятия: комбинированное.

IV. Форма занятия: учебно-практическое.

V. Цель и задачи занятия.

Цель: Углубление знаний воспитанников по основам вокального искусства.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить воспитанников с регистрами певческого голоса;

· познакомить детей с вокальными упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;

· сформировать у детей представлений о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.

Воспитательные:

·воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;

·воспитывать у детей любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;

·воспитывать у детей чувство коллективизма, трудолюбие, навыки усидчивости и самоорганизованности.

Развивающие:

· развивать творческий потенциал воспитанников, восприятие;

· развивать коммуникативные навыки и психические процессы воспитанников: память, воображение, внимание.

VI. Методы обучения:

· словесные: беседа, объяснение, обсуждение;

· наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;

· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;

· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение детьми готовой информации ;

· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога ;

· методы вокального обучения: концентрический, , показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

· VII. Структура занятия

VIII. IX. Содержание занятия

п/п

Этап занятия

Действия воспитанников

Особые отметки

Время

Вводная часть

2 минуты

Организация начала занятия

Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе. Настрой на работу.

Вход в класс. Приветствие друг друга.

2 минуты

Основная часть

38 минут

Введение в тему занятия

Вступительное слово педагога. Диалог педагога с детьми.

Ответы детей на вопросы педагога.

2 минуты

Повторение изученного материала. Определение темы занятия.

Разгадывание детьми кроссворда по изученным ранее терминам и понятиям.

Ответы на вопросы кроссворда. Определение темы.

3 минут

Объяснение темы занятия

Объяснение педагогом новой темы «Регистры певческого голоса».

Восприятие новой темы. Усвоение материала посредством объяснений педагога и практической деятельности: восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения.

10 минут

Физкультминутка

Игра «Что изменилось».

Участие в игре

5 минут

Вокальное развитие

Дыхательная и гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров.

Работа над песней «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Освоение новых вокальных упражнений по показу и объяснению педагога.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни.

18 минут

Заключительная часть

5 минут

Подведение итогов занятия.

Рефлексия. Домашнее задание.

Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков.

Ход занятия

I.Вводная часть

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном еще осень, солнышко пригревает холоднее, и как вы думаете, что это значит? (наступает зима). Солнечные лучики мало стали приносить тепла, но все же у нас отличное настроение.

Педагог: давайте начнем наше занятие.

II. Основная часть

Педагог: Уже давно мы с вами знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на таких занятиях?

Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене.

Педагог: молодцы! А сейчас ответьте мне на вопрос своими словами: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»

Дети: Дыхание.

Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?

Дети: Грудное, диафрагменное и смешанное . Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.

Педагог: И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и так именно звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса».

Педагог: Что же это такое?

· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.

Педагог: Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основные понятия по данной теме, и вы сможете дома их выучить.

Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.

Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.

Педагог: Грудной регистр - нижний регистр.

При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).

Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети: В области груди.

Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.

Русская народная песня «При лужке» в исполнении дуэта Пелагеи и Михаила Горшенёва.

Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.

Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети выполняют упражнение.

Дети: В области головы (лица, носа).

Педагог: Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков - младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр.

«Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова - младшего

Педагог: Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.

Педагог: Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.

Педагог: Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепс, А. Маршал. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского.

Послушайте песню «Я спросил у ясеня» в исполнении Профессора Лебединского. Она при пении использует шумовой регистр - "штро-бас".

Песня «Я спросил у ясеня», сл. В. Киршон, муз. М. Таривердиев, в исполнении Профессора Лебединского

Педагог: Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или « », который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.

Послушайте песню «Опера» в исполнении Витаса.

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.

Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.

Педагог: Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.

Игра «Что изменилось»

Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.

Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.

Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.

Дети встают для распевки.

Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.

1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.

2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.

3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.

4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.

Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.

Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.

1. Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

2. На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». Эта песня вам уже знакома, мы над ней уже хорошо потрудились. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия песни не простая, скачкообразная, требует исполнения, как в грудном, так и в головном регистрах. Требуется развитый голосовой диапазон. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.

Сначала мы пропоем мелодию, затем под минусовую фонограмму.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.

Дети садятся на стулья.

3. Заключительная часть

Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?

Дети: Лучи.

Педагог: Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.

Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.

Педагог: Посмотрите на экран. На нем вы видите основные понятия по теме занятия. Подумайте, все ли мы вспомнили?

Дети отвечают.

Педагог: А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики.

Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу.

Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его Друзьям! Улыбнитесь – это Просто! Лучик Солнца – это ВАМ!!!

Педагог раздает каждому ребенку по лучику солнца.

Педагог: Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия. Дома хорошо изучите их и запомните. Договорились?

Дети: Договорились.

Педагог: Спасибо вам за работу!

Педагог: До свидания!

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети выходят из класса.

1. Определение «Регистр певческого голоса»

2. Основные регистры:

· грудной;

· головной – «фальцет».

3. Неосновные регистры:

· шумовой или «штро-бас»;

· «свистковый» или «флейтовый».

Используемая

1. Белоброва У. Ю. Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки //mar. ucoz. ru/publ/obsuzhdenie_voprosa_diapazona_registrov_i_lokalizacii_tona_dlja_uchenikov_srednego_i_prodvinutogo_urovnja_podgotovki/

2. Млечко Т. А. Методы вокального обучения в классе сольного пения //www. arts. adygnet. ru/bibl/izd%20arts/2/untitled-12.htm

3. Регистры голоса http://www. guitarvocal. ru/vocal8.html