Оказание услуг (138). Обращение по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с овз, с предложениями по их разрешению и устранению Государственная услуга 138 и 139 в образовании
Порядок взаимодействия ЦПМПК г.Москвы с образовательными организациями
Дониченко О.Г., директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ
Москва, 2015г.
Психолого-педагогическая помощь оказывается: - детям/обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации; - детям/обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий); - детям/обучающимся, обучающимся-инвалидам
ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
Модель оказания психолого-педагогической помощи государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы
Ведомственный перечень
Психолого-педагогический консилиум – основа деятельности психолого-педагогического сопровождения на уровне образовательной организации- осуществление психолого-педагогического сопровождения по единому регламенту;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»;
- осуществление мониторинга эффективности реализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения;
- реализация образовательных маршрутов детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
- организация психологического просвещения педагогов для повышения профессиональных компетенций.
Состав психолого-педагогического консилиума образовательной организации
- представитель администрации образовательной организации;
- учитель и/или воспитатель;
- специалисты службу психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Образовательная организация
Предоставляется психолого-педагогическая помощь в ППМС-центре
Предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации
Проходит процедуру обследования в ПП-консилиуме образовательной организации
Проходит процедуру обследования в ПП-консилиуме ППМС-центра
ППМС-центр
Государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы
Ведомственный перечень
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Образовательные программы и методы обучения и воспитания
- Учебники, учебные пособия и дидактические материалы
- Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
- Предоставление услуг ассистента (помощника)
- Проведение коррекционных занятий
- Обеспечение доступа в здания организаций
Адаптированная основная общеобразовательная программа (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) ст. 79 ФЗ-273:
- для глухих, слабослышащих, позднооглохших
- для слепых, слабовидящих
- для детей с тяжелыми нарушениями речи,
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- для детей с задержкой психического развития,
- для детей с умственной отсталостью,
- для детей с расстройствами аутистического спектра,
- для детей со сложными дефектами
Образовательная организация
Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (без индивидуальных и групповых коррекционных занятий)
Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия)
Специалисты ППМС–центра реализуют коррекционно-развивающие занятия на базе ОО
Родитель
Договор с ППМС-центром
Порядок предоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы
Ребенок, не посещающий ОО
Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы
Родитель
Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы
Предоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе ППМС-центра согласно заключению ЦПМПК г. Москвы
ППМС-центр
Психолого-педагогическая помощь в окружных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ образовательной организации или ППМСП-центра
ЦПМПК г. Москвы
Объемы коррекционно-развивающей помощи в образовательной организации или ППМСП-центре
Наименование государственной услуги (работы) |
Количество педагогических работников |
Педагогический работник |
Общий объем помощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды (общий профиль заболевания), нуждающиеся в АОП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка |
Педагог-психолог |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель-логопед |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель-дефектолог |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: ТНР, ЗПР, УО, РАС, глухие/слабослышащие/ позднооглохшие, слабовидящие |
Педагог-психолог |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель-логопед |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель-дефектолог |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: ОДА, СД, слепые |
Педагог-психолог |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дониченко О.Г., директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ Москва, 2015г. Психолого-педагогическая помощь оказывается: - детям/обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, рст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон № 273 –ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» Психолого-педагогическая помощь оказывается: - детям/обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации; - детям/обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий); - детям/обучающимся, обучающимся-инвалидам Модель оказания психолого-педагогической помощиРебенокПсихологопедагогические консилиумы образовательной организации Окружные центры психологопедагогической, медицинской и социальной помощи Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы Ведомственный перечень№ п/п 138 Наименование государственной услуги (работы) Предоставление психологопедагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации Категория потребителей государственной услуги (работы) Дети, имеющие проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации Психолого-педагогический консилиум – основа деятельности психолого-педагогического сопровождения на уровне образовательной организациПсихолого-педагогический консилиум –основа деятельности психологопедагогического сопровождения на уровне образовательной организации осуществление регламенту; организация риска»; осуществление мониторинга эффективности реализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения; реализация образовательных маршрутов детей с ОВЗ и детей-инвалидов; разработка и реализация адаптированных образовательных программ; организация психологического просвещения педагогов для повышения профессиональных компетенций. психолого-педагогического психолого-педагогического сопровождения сопровождения по единому детей «группыСостав психолого-педагогического консилиума образовательной организации представитель администрации образовательной организации; учитель и/или воспитатель; специалисты службу психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Порядок предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основныПорядок предоставления психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации Ребенок Образовательная организация ППМС-центр в ПП-консилиуме образовательной организации Проходит процедуру обследования в ПП-консилиуме ППМС-центра Предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации Предоставляется психологопедагогическая помощь в ППМСцентре государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образованияВедомственный переченьгосударственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы № п/п Наименование государственной услуги (работы) Категория потребителей государственной услуги (работы) Дети с ограниченным и возможностями здоровья, нуждающиеся в индивидуальной программе реабилитации; 139 Предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Обучающиеся с ограниченным и возможностями здоровья нуждающиеся в адаптированной образовательной программе; Инвалиды, нуждающиеся в индивидуальной программе реабилитации. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровьяОбразовательные программы и методы обученияи воспитания Учебники, учебные пособия и дидактические материалы Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования Предоставление услуг ассистента (помощника) Проведение коррекционных занятий Обеспечение доступа в здания организацийАдаптированная основная общеобразовательная программа (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) ст. 79 ФЗ-273: для глухих, слабослышащих, позднооглохших для слепых, слабовидящих для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью, для детей с расстройствами аутистического спектра, для детей со сложными дефектами Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города МосквыЕдиный алгоритмпредоставления услуги Рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания в ОО Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, специалистам ОО и других организаций Мониторинг учета рекомендаций комиссии (подтверждение, уточнение, изменение образовательного маршрута) Организационнометодическое сопровождение оказания психологопедагогической помощи Рекомендации по созданию специальных условий сдачи ГИА Разработка и сертификация базовых и вариативных пакетов программ психологопедагогического сопровождения Состав ЦПМПК г. МосквыПодкомиссия врачебнойкомиссии медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы Территориальная подкомиссия ЦПМПК города Москвы Межведомственная конфликтная комиссия ЦПМПК города МосквыЗаключение ЦПМПК г. Москвы медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (подкомиссия врачебной комиссии) Справка МСЭ, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организацПорядок предоставления специальных условий образованияРебенок Родитель Образовательная организация обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия) Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (без индивидуальных и групповых коррекционных занятий) Договор с ППМС-центром Специалисты ППМС–центра реализуют коррекционноразвивающие занятия на базе ОО Порядок предоставления специальных условий образованияобучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы Ребенок, не посещающий ОО Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы Родитель Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы ППМС-центр Предоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе ППМС-центра согласно заключению ЦПМПК г. Москвы Психолого-педагогическая помощь в окружных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощиРесурсныйцентр по сопровождению инклюзивного образования Комплексное сопровождение образовательных организаций ППМСПцентры Методическое сопровождение специалистов образовательных организаций Оказание психологопедагогической помощи на базе ЦентраКомплексное психолого-педагогическое сопровождение Специальные условия образования Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации ЦПМПК г. Москвы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ образовательной организации или ППМСП-центра Наименованиегосударственной услуги (работы) 138 Предоставление психологопедагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации Категория потребителей государственной услуги Количество педагогических работников Общий объем помощи Педагогпсихолог Дети, имеющие проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации Педагогический работник 1-2 18 часов Учитель-логопед Объемы коррекционно-развивающей помощи в образовательной организации или ППМСП-центреНаименованиегосударственной услуги (работы) Категория потребителей государственной услуги Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды (общий профиль заболевания), нуждающиеся в АОП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка Предоставление специальных условий образования 139 обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: ТНР, ЗПР, УО, РАС, глухие/слабослышащие/ позднооглохшие, слабовидящие Количество педагогических работников Педагогический работник Общий объем помощи Педагог-психолог 1-2 Учитель-логопед 36 часов Учительдефектолог Педагог-психолог 2 Учитель-логопед 72 часа Учительдефектолог Педагог-психолог Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: ОДА, СД, слепые Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП: СД, ОДА, УО, РАС, слепые, глухие (дополнительная помощь в соц. защите) 3 Учитель-логопед 108 часов Учительдефектолог Педагог-психолог 2 Учитель-логопед Учительдефектолог 72 часа Первичное обследование на базе образовательной организации, которую посещает обучающийся*Первичное обследование проводится в сентябре-октябре – дляусловий обучения и воспитания в текущем учебном году. Повторное обследование на базе образовательной организации, которую посещает обучающийся* Повторное обследование проводится в марте-мае – дляполучения заключения ЦПМПК г.Москвы о создании специальных условий обучения и воспитания в следующем учебном году. Территориальная подкомиссия ЦПМПК г. МосквыАдреса:Ул.Нижняя Красносельская, д.45/17, стр.1; Ул.1905 года, д.5; Ул. 1-я Дубровская, д.5а; Ул.Фадеева, д.2; Фрунзенская наб., д.36/2; Орликов пер., д.8 Запись: 8 (499) 975-15-67 8 (499) 975-12-05 8 (499) 975-12-13 8 (499) 975-12-16 8 (499) 975-12-17 8 (499) 975-12-18 8 (499) 975-12-19 (понедельник-пятница, 830 – 1900) Электронная запись http://ocpsmds.mskobr.ru/cpmpk/r oditelyam/lektronnaya_zapis/ Сайт http://ocpsmds.mskobr.ru/ Довольно часто можно просто не уследить за балансом и уйти в минус, а, как всем известно, с отрицательным балансом нельзя позвонить. В этом случае на выручку приходит услуга от Мегафон под названием «Кредит доверия», которая позволяет совершать звонки, даже если вы ушли в минус. Данная услуга позволяет отодвинуть порог отключения от связи при попадании в минус на счете. Вам будет установлен лимит, на который вы вольны полноценно использовать все возможности сотовой связи, и при этом находиться в минусе. Кредит доверия будет вам предоставлен, только если вы пользуетесь связью от Мегафон не менее четырех месяцев , а величина кредита доверия прямо зависит от того, как много вы потратили на общение за последние три месяца. Такие жесткие условия позволяют компании ограничить себя от лишних рисков по причине непогашения минусового счета. Предоставляя вам услугу кредит доверия, компания Мегафон возлагает на вас надежды и доверяет вам, что вы при удобном случае погасите минусовый баланс.
Стоимость подключения услугиПрограмма «кредит доверия» предоставляется абсолютно бесплатно всем пользователям, которые соответствуют требованиям для активации данной услуги. Это требование довольно значительное – своевременная оплата счетов за связь, что довольно справедливо. Льготный лимит отключения от связи по программе «Кредит доверия» может достигать до 1.500 рублей. Активировать услугу можно на всех тарифах. За исключением тарифных планов для корпоративных клиентов и клиентов, у которых установлена кредитная форма расчетов за связь. Особенности услуги «Кредит доверия» от МегафонКредит доверия имеет свои особенности, и они довольно жесткие, но знать их необходимо для того, чтобы полноценно использовать программу доверия в ситуациях возникновения потребности в ней.
Как видите, условия предоставления услуги довольно жесткие и воспринимать услугу как панацею не стоит, а лучше ее считать приятным бонусом для тех, кто много пользуется услугами связи.
Так что даже при больших тратах на сотовую связь порой довольно трудно получить лимит в тысячу рублей. Чтобы получить такой лимит вам необходимо будет пользоваться услугами порядка 15 месяцев, и тратить на связь более шести тысяч рублей ежемесячно. Как подключить услугу «Кредит доверия»Для подключения лимита доверия существует несколько способов, которые равнозначны, так что можете выбрать любой из них:
Как узнать лимит по услугеДля того чтобы узнать, какой лимит доступен для вас, необходимо воспользоваться одним из способов:
Как отключить «Кредит доверия» на МегафонеДля отключения пакета воспользуйтесь одним из способов:
Соблюдая и выполняя данные условия, вы сможете постоянно пользоваться программой «Кредит доверия» и не беспокоиться, что ваш разговор прервется в случае списания всех денег со счета. |
Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов Мэру города Москвы
|
Сумма на ребенка/в год | Наименование | Сроки выделения | Основание (документ, орган) |
63000 (нач.школа) - умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш). 85000 (нач.школа) умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш). |
подушевое финансирование в обр.учреждених, не вошедших в "пилот". - подушевое фин.с обр.учр пилотных обр.учр. | к началу учебного года | заключение ПМПК |
2600 | гос.услуга в корр.центрах (138) - предоставление корр.помощи | к началу учебного года | определяет сам Центр |
(умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш). |
гос.услуга | основание - заключение ЦПМПК | |
Вариативно, в зависимости от расчета стоимости услуги |
гос.работы | Непонятно |
По одобренной Депобром заявке от обр.учреждения, после проверки расчета центральной бухгалтерией |
Не ясны критерии их утверждения, не прозрачен механизм одобрения или отклонения, должны быть выделены к началу учебного года, а для планирования работы обр.учреждения - одобрены не позднее середины лета по одобренной Депобром заявке от обр.учреждения, после проверки расчета центральной бухгалтерией.
При условии, что школа/сад не входит в комплекс (количество детей менее 200) - выделяемых денег не хватит на организацию образовательного процесса. Если же это комплекс - нет никаких предпосылок для того, чтобы тратить деньги остальных детей комплекса на улучшение образовательных условий для детей с ОВЗ. Нет никаких механизмов, закрепляющих позиции родителей и специалистов, представляющих коррекционные или инклюзивные программы внутри образовательного учреждения в Управляющих советах, которые позволяли бы отстаивать и развивать эти программы. В Управляющие советы - обязательно должны входить родители детей с инвалидностью и коррекционные педагоги (специальные).
Предложение: закрепить права родителей детей-инвалидов на представление интересов их детей в УС образовательных учреждений - предлагаем в обязательном порядке включать в УС представителей интересов этой категории с ежегодным отчетом о ситуации по обучению детей с инвалидностью и ОВЗ в данном ОО, а также необходимо закрепить право признания незаконным принятия решения УС в случае, если он нарушает права ребёнка с ОВЗ и инвалидностью и ухудшает образовательные условия для них.
Спецстандарты:
10 февраля 2015 года Министерство образования приняло федеральные стандарты образования для детей с ОВЗ и умственной отсталостью. С 1 сентября 2016 года они должны быть внедрены в систему образования повсеместно. Внедрение стандартов - крайне ответственная процедура.
Должны быть обучены кадры, подготовлены методические материалы, рассчитано финансирование. Мы знаем, что в регионах были созданы экспериментальные площадки для апробации спецстандартов. Москва - единственный регион, не принявший участия в апробации спецстандартов. Это значит, что за год они не будут апробированы и не будут подготовлена методическая основа для их внедрения, не будут подготовлены кадры, и, как результат, дети опять не получат качественных образовательных услуг.
Предложения: Москве войти в федеральную программу апробации спецстандартов и разработать систему мер для своевременного внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и УО.
Поддержка детей с РАС.
Одна из самых сложных категорий детей для системы образования - это дети с расстройствами аутистического спектра. По данным ВОЗ на сегодняшний день в аутистическом спектре находится около 1,5% детей, а темпы прироста количества аутистов в год составляют более 15%. Прогнозная численность таких детей - от 14 до 30 тыс. по Москве. Согласно мониторингам, проводившимся в последние годы, можно утверждать, что значительный процент таких детей выпадает из системы образования, либо находится на надомной форме обучения. Квалифицированная и своевременная психолого-педагогическая помощь в должном объеме и качестве почти не доступна. Решение этих и других проблем предусмотрено в Плане первоочередных мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Фонду поддержки детей в трудной жизненной ситуации Министерством труда и социальной защиты РФ было поручено разработать соответствующую программу, получившую в итоге название «Ты не один». Она стартует с пилотного проекта, в рамках которого будет разработан и апробирован межведомственный подход по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Планируется выстроить систему взаимосвязанных действий, выполняемых учреждениями разной ведомственной принадлежности - здравоохранения, образования, соцзащиты. Усилия предполагается сосредоточить на 4 ключевых направлениях: раннем выявлении у детей расстройств аутистического спектра, оказании ранней помощи детям и их семьям, реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого из таких детей, подготовке их к жизни в обществе.
В Москве есть все предпосылки для того, чтобы стать пилотным регионом этой программы - есть опыт межведомственного взаимодействия, действуют гос.центры и школы, реализующие передовые программы помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями, высшие учебные заведения, которые начали подготовку необходимых специалистов и методических рекомендаций, есть активное родительское сообщество и ряд некоммерческих организаций, готовых поддержать этот пилотный проект. В том числе в рамках этого пилотного проекта, демонстрируя консолидацию усилий гос.учреждений, родителей и НКО мы прилагаем презентацию универсального проекта "ресурсных классов". Идея “ресурсных классов” стартовала на базе ЦПМССДИП ГБОУ ВПО МГППУ ("Кашенкин луг" и "Арх.Власова"). Это единственная московская государственная площадка, где более 20 лет системно работают с детьми с аутизмом, и при которой есть и коррекционный центр (ППМС), и начальная школа. ЦПМССДИП мог бы стать полноценным ресурсно-методическим центром, и для Москвы, и для регионов.
Просим Москву подать заявку на участие в пилотном проекте Фонда и поддержать проект “ресурсных классов”.
Проблемы школ надомного обучения:
До кампании по масштабной реорганизации в школах надомного обучения получали образование дети-инвалиды и дети с ОВЗ по нескольким формам:
часть детей обучалась в малокомплектных группах (классах 6-8 человек), часть индивидуально с педагогом (либо часть уроков в группе, часть индивидуально) в стенах школы, часть на дому (большей частью колясочники, или с заболеваниями, требующими минимального контакта с окружающими).
В процессе реорганизации ШНО утратили свой статус и теперь являются подразделениями образовательных комплексов, но основной контингент учащихся и их потребности остались прежними.
Многие родители сознательно не оформляют инвалидность детям. Многие объясняют это тем, что само понятие "инвалидность" - снижение надежды на выздоровление ребенка. А в случае с психиатрическими расстройствами - ввиду сложностей прохождения комиссии и перспективами взрослой жизни, а также стигматизацией, с которой, увы, наше общество будет бороться еще долгое время. Это право родителей, и право детей. Однако, финансирование обучения детей с ОВЗ, не имеющих инвалидности, не отличается от финансирования здоровых детей.
Экспертным советом по программе г. Москвы «Столичное образование» утверждены новые подходы в формировании рейтинга ОО. По работе с детьми-инвалидами введены: баллы, набранные на ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадах также умножаются на коэффициент 2 и 3. Суммарный балл школы также умножается на коэффициент - формула расчёта в зависимости от количества детей-инвалидов в школе.
Администрация при нехватке финансов принимает решение с кого снять учебные часы — часто не в пользу инвалидов (особенно надомников), а в пользу класса — лучше пострадает один, чем несколько. Таким образом, дети-инвалиды надомники по-факту недополучают учебные часы в полном объёме. Складывается такая тенденция: школе выгодней иметь «ходячего инвалида» — деньги приносит и компенсирует весь класс (группу), чем надомника, индивидуала.
Помимо того, являясь частью образовательного комплекса, бывшие ШНО вынуждены отказываться от малокомплектных групп для детей с ОВЗ, так как таковые не предусмотрены Федеральным учебным планом. Да, ещё сохранены индивидуальная и надомная формы обучения, но дети, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение в малокомплектных группах (в соответствии с индивидуальным темпом усвоения программы) вынуждены обучаться в полных классах, что отражается как на качестве получаемого образования, так и на здоровье детей с ОВЗ, или «выдавливаются» на надомное обучение, лишая уже социализированного ребёнка круга общения.
Директора комплексов заинтересованы в высоких рейтингах — подразделения (бывшие ШНО) для них являются ненужным балластом. К формулировке «неэффективный менеджмент» в отношении администраций школ прибавилась: «убыточное предприятие» — сама школа. От рейтинга школы зависит стимулирующая выплата учителям (зарплата администрации). Поэтому ОО ставится перед выбором - либо в целях поддержания не только рейтинга, но и благосостояния завышать результаты тестирования по детям-инвалидам, либо отказываться от неэффективных подразделений (ШНО).
В проблемах ШНО в полной мере проявляется проблема, с которой мы уже неоднократно выступали. В г. Москве систематически нарушается норма, согласно которой дети-инвалиды могут обучаться в группах малой наполняемости (приказ № 1015 Министерства образования устанавливает квоту ДО 15 детей, ДО 5-7 детей для детей с тяжелыми нарушениями).
Однако, что происходит по факту, демонстрирует следующая таблица (данные МГАРДИ, октябрь-декабрь 2014 года):
Форма обучения | Количество детей в группе/классе |
индивидуальное | 5% |
до 5 | 12% |
От 5 до 10 | 19% |
От 10 до 15 | 20% |
свыше 15 | 32% |
не обучается нигде | 2% |
нет данных | 11% |
Форма сдачи экзаменов
Форма сдачи экзаменов должна быть закреплена в ИПР, иначе, по формальным основаниям, дети не успевают обеспечиваться соответствующими условиями: последние события — множество сложностей при подготовке документов и прохождении ПМПК для написания сочинения (изложения) в щадящем режиме в декабре 2014г.
Баллы за успешную сдачу экзаменов инвалидами удваиваются и утраиваются подчас формально. Не все учебные заведения добились этого в 2014 году.
Медицина и школа
Возникли проблемы с лицензированием на оказание медицинских услуг в школе — по сути отсутствие в школе, особенно выполняющей инклюзию, медицинского кабинета и штатной медсестры, невозможность оказания срочной медицинской помощи на месте может грозить серьёзными последствиями для здоровья учащихся. Аутсорсинг медицинских услуг в данном случае себя не оправдал.
В МГАРДИ поступило несколько таких обращений от встревоженных родителей, которым пригрозили тем, что оборудование для реабилитации детей с нарушениями зрения будет убрано из детского сада. В декабре 2014 года родители и педагоги сада с нарушениями зрения в г. Зеленограде обратились с петицией о сохранении реабилитационных мероприятий для детей. Благодаря огласке этой истории и вмешательству вышестоящих чиновников, проблема разрешилась, но системная проблема осталась - механизмы взаимодействия между учреждениями, подведомственными Департаменту образования и Департаменту здравоохранения не отлажены, что ведет к снижению объема помощи детям и сказывается на доступности реабилитационных услуг. В очень многих садах исчезли медсестры по массажу и ЛФК, простаивает ценное оборудование.
Необходимо вернуть ставки медработников в школы и дошкольные учреждения, осуществляющие инклюзию и коррекцию. Нельзя экономить на здоровье и жизнях детей!
Инклюзия и коррекция в рамках общеобразовательных учреждений
По официальным данным, в г. Москве более чем 300 учреждений осуществляют инклюзивные практики. Но ничего не говорится о качестве этой «инклюзии»
Вот несколько цифр из опроса, проведенного МГАРДИ в октябре-декабре 2014 года (данные взяты по бывшим комбинированным детским садам, а также учреждениям общеобразовательного типа, в которых учатся дети с инвалидностью).
Специальные образовательные условия, согласно требованиям ПМПК, отсутствуют или созданы лишь частично в 63 процентах таких учреждений (при этом о созданных условиях заявляют 24 процента, по остальным - данных нет).
Специальное (тьюторское) сопровождение для тех, кто нуждается в таких условиях, образовательной организацией создано в 29 процентах случаев, во многих случаях за счёт привлеченных средств, 63 процента такой помощью не обеспечено.
Не получают специальную помощь или получают ее в недостаточном количестве 63 процента детей, обучающихся в таких учреждениях.
Для инклюзии детей с серьезными физическими ограничениями крайне важной является среда. Без этого настоящей инклюзии быть не может. Да, пандусы теперь есть практически во всех школах, но многие ли из них могут похвастаться подъемниками? Специальным оборудованием и вспомогательными средствами для слабовидящих?
О том, как оценивают родители среду для детей-инвалидов, можно судить по данным следующей таблицы:
Оценки среды | Опорники | Дети с нарушением зрения |
2 | 9% | 6% |
3 | 21% | 15% |
4 | 22% | 24% |
1 - не удовлетворен (а) | 17% | 15% |
5 - удовлетворен(а) полностью | 31% | 39% |
При этом в общеразвивающих садах и общеобразовательных школах обучается меньше 20% «опорников», около 18% инвалидов по зрению, то есть надо полагать, что столь высокая оценка связана с оборудованием, прежде всего, специальных учреждений. Между тем, спрос на инклюзивное образование очень высок. Около 40% опрошенных заявили о своем желании обучать ребенка в учреждениях общеобразовательного типа (при этом еще 18% не определились со своими предпочтениями) при условии должного сопровождения.
Под должным сопровождением в первую очередь подразумевается тьюторское сопровождение (как педагогическое, так и социальное).
Однако, обеспеченность этой услугой крайне низкая - 77 % родителей заявили о том, что необходимая им услуга не предоставлена. Школы не оформляют на работу тьюторов - во-первых, нет квалификационного стандарта, а значит нет такой профессии. Но эта проблема, как заявляется, будет решена Министерством труда в течение 2015 года. Но главное - нет подготовленных кадров, и остро встает финансовый вопрос - тьюторы могут сильно подпортить «среднюю» статистику школы по зарплате. В инклюзивных учреждениях, где тьюторы все-таки работают, их оплачивают в большинстве своем родители или благотворительные организации.
Департамент образования неоднократно озвучивал мысль о том, что для создания равных условий для всех обучающихся необходимо создавать так называемые образовательные комплексы, - вроде бы так легче обеспечить доступность разных образовательных программ для разных категорий детей, а также аккумулировать необходимые средства. Однако, на деле это далеко не так. Включение подразделений компенсирующего и коррекционного типа в образовательные комплексы нередко порождает массу проблем.
1. Это видно как из результатов опроса, так и из обращений родителей. Типичные проблемы:
a. Руководство комплекса, а также Управляющий совет, в котором большинство родителей - это родители обычных детей, заинтересованных скорее в бесплатной продленке, чем в коррекционных услугах - не заинтересованы в том, чтобы направлять деньги на оплату услуг для детей с ОВЗ. Например, из обращений в МГАРДИ нам известны примеры, когда руководство комплекса фактически аннулировали договоренности с ППМС-центрами на сопровождение детей с ОВЗ, мотивируя это тем, что у них есть «собственная психологическая служба». Однако, может ли психологическая служба общеобразовательного учреждения грамотно работать с детьми, нуждающимися в коррекционных услугах?
Еще один пример - фактическое уничтожение логопедической помощи в специальных детских садах, на что неоднократно жаловались родители. Дело в том, что дети, нуждающиеся в услугах логопеда, как правило, не имеют инвалидности - это те самые дети с ОВЗ, на психолого-педагогическое сопровождение которых нужно дополнительно заявлять «госработы». Вмешательство Департамента в ответ на жалобы родителей может изменить ситуацию в лучшую сторону. Родители отмечают довольно быструю реакцию на обращения в Департамент, и мы благодарим Департамент за столь оперативные действия. В результате в ряде случаев вопрос в конкретном учреждении удается «снять». Однако «ручное управление» не может решить системную проблему, и у родителей нет уверенности, что проблема решена раз и навсегда, поскольку отсутствуют гарантии на будущее.
b. Еще один вариант развития событий - остается все, как есть. Формируются раздельные бюджеты учреждений, но тогда не происходит заявленного аккумулирования средств и развития горизонтальных связей между различными учреждениями. Это прежде всего касается подразделений для детей с ментальными нарушениями. Существующие нормативы не могут «покрыть» расходы этих подразделений и им приходится «укрупнять» группы и сокращать количество индивидуальных занятий.
c. Присоединение к комплексам «специальных учреждений» и подразделений в ряде случаев приводит к их расформированию. Так, в Москве при присоединении к крупным комплексам фактически ликвидировали школы для детей с девиантным поведением. Расформирован за ненадобностью Центр «Родничок», оказывавший помощь более чем 200 семьям с детьми с ОВЗ в Западном округе (эту проблему не решили). Непонятна судьба «школ здоровья».
Примерно то же, что и с ПМС-Центрами, происходит с учреждениями дополнительного образования, присоединенными к комплексам.
Часто такие учреждения реализовывали образовательные программы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Зачастую эти дети не проживали поблизости от такого Центра и шли «на педагога» и инклюзивную
практику. Однако, если Центр слился с близлежащей школой, то происходит следующее: допобразование становится платным для «внешних» детей, к тому же, «внутренние» - дети комплекса - должны получать услуги по допобразованию в первую очередь. Получается, что за бортом оказываются наиболее уязвимая категория детей - дети-инвалиды и дети с ОВЗ.
d. Инклюзивная вертикаль не выстраивается сама по себе. Например, присоединение детских садов комбинированного типа и компенсирующего типа отнюдь не мотивирует директоров комплексов на создание для них специальных услуг в начальной и основной средней школе, даже несмотря на то, что школа получает дополнительные баллы в рейтинг за принятие ребенка из дошкольного учреждения. Типичные ответы родителям, которые желают устроить ребенка в тот же комплекс в учреждение основного образования: «Ну, мы думали, что эти дети дальше пойдут в специальные учреждения»… «Мы не умеем с ними работать». (особенно это касается детей с поведенческими, интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями). И даже надомной и индивидуальной формы обучения учреждения, к которым дети приписаны по району проживания, не предлагают.
Практически ликвидированы «школы здоровья», в которых также дети обучались в группах меньшей наполняемости.
e. Развитие инклюзивной составляющей пока особенно не влияет на рейтинг и связанные с ними выгоды. Механизма выделения гранта в 2 млн. за успехи в создании среды на образовательную организацию совершенно недостаточно.
Готовность к диалогу
Несмотря на все вышеописанные проблемы, мы хотим поблагодарить Департамент за то, что практически все жалобы родителей детей с ОВЗ о нарушениях прав конкретных детей в конкретных учреждениях, поданные после петиции МГАРДИ, были приняты к рассмотрению. И во многих случаях удалось решить вопросы, поставленные в этих жалобах. Однако, точечное «ручное» управление этими процессами не решает большинства описанных выше проблем, которые носят системный характер.
Просим также вернуться к практике проведения Гражданского форума по образованию детей инвалидов и детей с ОВЗ, который успешно проходил в Москве в 2009 - 2012 годах.
Родителям, специалистам, педагогам, да и чиновникам необходима такая открытая площадка для обсуждения и выработки консолидированных решений.
Мы просим рассмотреть все наши предложения и помочь разрешить по существу. Мы надеемся, что в результате диалога с Департаментом образования нам удастся существенно улучшить ситуацию с образованием детей с ОВЗ и инвалидностью в г. Москве.