Open
Close

Коммерческие банки на рынке ценных бумаг. Классификация рынка ценных бумаг Небанковская модель рынка называется также

Рыночные экономики демонстрируют различные модели рынка ценных бумаг.

1. Англо-саксонская модель (биржевая) характеризуется большей значимостью рынка капиталов в финансовом секторе, нежели чем банков, аутсайдерским типом корпоративного управления.

2. Европейско-континентальная (германская) , или банковская , модель характеризуется доминированием кредитных учреждений и совершением операций в основном с государственными ценными бумагами, инсайдерской системой корпоративного управления и более консервативной корпоративной стратегией. Сравнительная характеристика англо-саксонской и евопейско-континентальной моделей представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика англо-саксонской и европейско-континентальной моделей рынка ценных бумаг

Характеристики

Англо-саксонская

Европейско-континентальная

(германская) модель

1. Источники инвестиций

Фондовый рынок – основной источник инвестиций в реальный сектор экономики (доля банковских кредитов в финансировании сокращается). Рынок акций – наиболее крупный сегмент рынка ценных бумаг

Финансовый рынок носит преимущественно долговой характер (банковский кредит, облигации), рынок акций имеет подчиненное значение

2. Инструменты фондового

Облигации

3. Участники фондового

Существенно выше в структуре собственности доля розничных инвесторов и представляющих их институтов коллективного финансирования; ниже доля собственности государства и крупных корпоративных структур и банков

Выше доля собственности государства и крупных корпоративных структур, существенно ниже в структуре собственности доля розничных инвесторов и представляющих их институтов коллективного инвестирования. Важнейшую роль играют банки как крупные инвесторы в акционерные капиталы хозяйства

Характеристики

Англо-саксонская

Европейско-континентальная

(германская) модель

4. Степень вмешательства государства

На либерализованных рынках возникает сильный государственный надзор, обеспечивающий честное ведение бизнеса и снижение рисков

Степень централизации в принятии решений, роль государства, масштабы административного вмешательства и размеры государственной собственности выше, чем в англо-саксонской модели

Широко представлены специализированные банки (например, инвестиционные банки)

Банки являются универсальными, действуя как на рынке традиционных банковских продуктов (кредиты, депозиты, расчеты), так и в качестве профессиональных участников на рынке ценных бумаг

6. Диверсификация финансовых рынков

Диверсификация структуры финансового рынка

Финансовые рынки менее диверсифицированы

7. Страны

США, Великобритания, Канада

Германия, Франция, Япония

3. Смешанная модель - посредниками являются как банки, так и небанковские компании. Смешанная модель рынка ценных бумаг свойственна таким странам, как Россия и Япония.

В мировой практике сложилось несколько моделей развития финансовых рынков: европейская (банковская), англо-американская (небанковская) и смешанная. Они различаются по принципам построения отношений между основными участниками обмена финансовыми инструментами и регулирующей роли государства. Как правило, в европейской модели основными участниками отношений являются банки, и в соответствии с этим центральный банк государства выступает основной регулирующей инстанцией (наиболее яркие примеры - Германия, Австрия, Бельгия). В англо-американской модели ведущая роль принадлежит инвестиционным институтам, и небанковские органы являются регулирующей инстанцией. Среди более чем 30 стран с развитыми финансовыми рынками свыше половины имеют самостоятельные ведомства, осуществляющие контроль за этим рынком, примерно в 15 странах за финансовый рынок отвечает министерство финансов, а в остальных странах существует смешанное управление.

Практика развития финансовых рынков в экономически развитых странах выявила, что структура государственных органов, регулирующих финансовый рынок, зависит от модели рынка, принятой в гой или иной стране (банковской, небанковской, смешанной), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на финансовом рынке передана территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.). Общей тенденцией для всех стран является создание самостоятельных ведомств, регулирующих финансовые рынки.

В России в процессе формирования структуры финансовых рынков доминируют признаки модели регулирования, которую можно определить как смешанную, включающую в себя отдельные элементы из существующих на Западе моделей регулирования (небанковской и банковской). Данные особенности регулирующей инфраструктуры российских финансовых рынков обусловлены во многом особенностями его формирования. Создание финансового рынка в России происходило большей частью фрагментарно, по отдельным, не связанным между собой секторам. Это обусловило формирование регулирующей структуры, разделенной по секторам рынков. Например, банковский сектор регулирует Банк России, финансовые институты - ФСФР России. Такое многообразие форм регулирования рыночных структур повлияло на формирование регулирующей инфраструктуры российских финансовых рынков, которая в настоящее время представлена в смешанных формах регулирования, т.е. со стороны ФСФР России и со стороны Банка России.

В настоящее время Банк России выполняет обязанности мегарегулятора, который объединил все функции регулирования деятельности на финансовых рынках. В эту регулирующую структуру ФСФР России вошла как подчиненное подразделение, тем самым обеспечив единую концепцию регулирования деятельности участников финансовых рынков.

Происходящая в мире глобализация рынков финансовых услуг сопровождается концентрацией участников и операций, способствует интенсивному росту и консолидации мировых финансовых рынков. Многие страны демонстрируют заинтересованность в создании на своей территории мировых или по крайней мере региональных финансовых центров, так как подобные центры способствуют значительному притоку капиталов в страну, улучшают инвестиционный климат, увеличивают налоговые поступления и обеспечивают рост занятости. Для этого необходимо привлечь крупные финансовые институты, заинтересовать эмитентов и инвесторов из разных стран. В настоящее время разворачивается серьезная конкуренция между различными мировыми и региональными финансовыми центрами.

Международные финансовые центры (МФЦ) функционируют как международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами, деривативами.

Кроме того, МФЦ постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, обладающие значительным кредитным потенциалом. Ведущие позиции в МФЦ занимают фирмы, обслуживающие их потребности, в том числе юридические и аудиторские, а также управленческие консультанты. Международные финансовые центры привлекают широкий круг специалистов (экспертов по сопоставительному экономическому и юридическому анализу и др.), которые занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира. Возрастает значение аналитических центров, способных обеспечить проведение междисциплинарных исследований, подготовку индексов и рейтингов (Moody"s , Standard and Poor"s и др.).

В последние годы одной из основных функций финансовых институтов МФЦ становится выработка и реализация, совместно с международными финансовыми организациями и ведущими западными государствами, долгосрочной стратегии укрепления и расширения сложившейся в конце XX в. мировой финансовой системы. Разрабатываются "правила игры" на финансовых рынках, модифицируется институционально-правовая система деятельности финансовых институтов для обеспечения максимально свободного доступа к рынкам финансовых услуг.

Все МФЦ можно классифицировать по принципу историко-экономического развития:

  • "старые" центры, чье становление было обусловлено прежде всего рядом исторических и геополитических причин (Лондон, Нью-Йорк, Фрапкфурт-на-Майне);
  • "новые" центры, чье развитие началось сравнительно недавно (10-20 лет назад) и чей рост основан преимущественно на искусственном создании условий для стимулирования местной экономики (Сингапур, Гонконг, Дубай).

Финансовый кризис

Возможности финансовых кризисов заложены в характере форм движения капитала и в функционировании финансовых рынков. Сделки на рынках капиталов означают финансирование будущей стоимости, которую еще предстоит создать. Поэтому денежные потоки обслуживают "ожидания" будущих доходов во время реального разрыва между реально существующей (авансированной) и будущей стоимостью (прибылью). Это происходит в связи с тем, что на финансовых рынках требования к собственности финансовых активов (инструментов) документально закрепляются задолго до того, как появится собственность, способная приносить доход. Требования оформляются между большим числом участников рынка, которые нередко задействованы одновременно во многих финансовых операциях. Разрыв между будущими доходами и поиском ликвидности создает угрозу риска невозвращения средств кредитору. Поскольку существующая система страхования рисков далека от совершенства, то разрыв в одном звене приводит к нарушению многих других сделок, нередко приводя к кризисным ситуациям на национальных и международных рынках.

Под финансовым кризисом понимается глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности их функционирования. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, а непосредственной сферой проявления - кредитные учреждения и государственные финансы.

Различают циклические и специальные международные финансовые кризисы. Первые являются предвестниками экономических кризисов производства, вторые возникают независимо от экономического цикла под влиянием особых причин. Но и последние затрагивают хозяйство и внешнеэкономические связи путем обратного отражения.

Формами проявления финансовых кризисов являются:

  • обвальное падение валютных курсов;
  • резкое повышение процентных ставок;
  • изъятие банками в массовом порядке своих депозитов в других кредитных учреждениях, ограничение и прекращение выдач наличности со счетов (банковский кризис);
  • разрушение нормальной системы расчетов между компаниями посредством финансовых инструментов (расчетный кризис);
  • кризис денежного обращения;
  • долговой кризис.

Экономика любой страны имеет много составляющих, но один из главных элементом занимает Финансовый рынок.
Понятие его происходит от наличности, доходности. Выражается как система, возникшая в процессе обмена ресурсами в виде денежного эквивалента, как посредник.
Постоянно происходит мобилизация капитала, кредитование, операции обмена для бесперебойной и успешной работы производства. На финансовых отношениях востребования и предложения, кредитования и заемщиков всех стран образуется мировой рынок финансов.

Строение

Страны всего мира функционируют по разным моделям, каждая имеет свою специфику управления и организацию работы.

В больших случаях регулирование государств, проходит по двум уровням одновременно. Первый представляют органы государственного правления, в то время как второй уровень занимают СРО саморегулируемые организации. Создание таких компаний принадлежит профессионалам торгов бумагами, к ним относятся: фондовые биржи, союзы, сборная участников, внебиржевая торговля и ее организация.

Все функции и возможности распределены между двумя формами, это зависит от уровня, культурно-исторических интересов страны и ее действующему законодательству.

Два варианта управления отличаются между собой подходом в плане жестких решений, при условии взятия большего процента деятельности с фондовыми оборотами ресурсов.

Виды моделей

Как уже было определено ранее, существует две главные модели фондового рынка, рассмотрим их более детально:

  • первая модель – преимущественно в органах государственного образца, большая часть полномочий по надзору, контролированию. Такая модель в основном используется в сена, Франция;
  • вторая — основные преимущества имеют СРО, правела сравнительно с первым вариантом более жесткие. Плюсы при работе этой схемы: согласования плана действий с участниками при этом государство сохраняет за собой контрольные функции и возможности вмешательства во все процессы. Пользуется спросом такой метод в Великобритании.

Более 50 % стран с наиболее развитым рынком имеют самостоятельного образца ведомства и таких около 30, например:

Такой этап развития имеет отличительную характеристику как формирование наднациональных органов правления мировых финансовых рынков. На экономические связи современная глобализация имеет воздействие на интернационализацию финансовых отраслей, провоцируя регулирующие органы на развитие двусторонних и многосторонних связей с иностранными контролями. Контроль такого рода позволяет продвижение международного сотрудничества, минимизация мошенничества с финансами, регулирование деятельности инвестиций.
Отношения финансовых средств делят на: рынок ценных бумаг и модель фондового. Для обеспечения равновесия всего сегмента финансового рынка, часто используют закон Вальраса.

Интересно знать!!!Сумма максимального спроса на отдельные ниши финансовых рынков должна быть равна сумме предложений на других. Так гласит одна из версий формулировки закона Вальраса.

На практической работе с использованием такого закона для отношений средств на рынках финансов и ценных бумаг, дает возможность сравнять равновесие автоматически на двух рынках.

Цель

Главной целью выступает эффективность и рациональное использование финансовых ресурсов. Под эффективностью имеется ввиду:

В свою очередь участников сделки разделяют на три группы:

  • предприятия хозяйственного направления;
  • физические лица;
  • государство.

Сделки финансовых ресурсов, то есть их купля — продажа проходит двумя способами:

  • реализация от первичного к последнему владельцу без инстанций и посредников.
  • при помощи агентов.

Посредниками финансовых сделок могут быть:

  • организации международного характера МФБ МБРР и.т.д;
  • кредитные общества;
  • финансовые участники рынка на уровне профессионала;
  • инвестиционные и пенсионные фонды формой собственности не государственного образца;
  • компании страхования и лизинга.

Модели рынка ценных бумаг

Тип функционирования фондового сбыта представляет модели в зависимости от полученных функций посредниками финансового плана.
Отношения ценных бумаг разделяют на три типа:

  • банковская модель;
  • небанковская модель;
  • совместная.

Банковская модель – все функции посредников представляют интересы коммерческие банки.

Небанковская — работа организации без банковских структур, а в роли финансовых посредников являются финансовые институты и компании ценных бумаг.

Совместная — представление интересов данной модели рынка ценных бумаг могут быть представлены как финансовыми институтами и компаниями, так и банковскими организациями.

Интересный факт. До 1996 года смешанная модель имела возможность осуществлять любые виды деятельности на основании банковской лицензии. А с принятием закона «О рынке ценных бумаг», банки имеют право вести свою деятельность только после получения лицензии дающей такое право. Выдается этот документ Федеральной комиссией ценных бумаг либо уполномоченным государственным органом.

Классификация

Согласно организационной структуре есть разделение на: первичный и вторичный рынок.
Первичный – все бумаги имеющие ценность и выставляется на торги впервые, размещается именно на нем. Можно сказать это реализация и своеобразный выпуск ценных бумаг. Покупатель, который приобрел, ресурсы на первичном рынке становится первоначальным их обладателем. Основная функция работы – мобилизация новых капиталов.

Вторичный рынок — делиться на биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг:

  • биржевой представляет собой отношения на биржах согласно котированным спискам;
  • внебиржевой обороты за биржей, но на территории торговых площадок;

Объемы могут значительно быть выше фондового уровня.

Заключение

Основной элемент финансовых отношений являются денежные средства, которые могут быть представлены в разной форме: наличные, безналичные, ценные бумаги. Они являются неотъемлемой частью развития и функционирования всего цикла финансовой и экономической системы в целом.

Мировой практикой подтверждено, что полноценное функционирование рынка, а также кредитных отношений банковских и денежно оборотных в целом не возможно без контроля и управления государством. На примере Российской Федерации при создании новой структуры роль органов государства стала весомой. Рассматривая две осиновые модели построения, ключевым моментом остается автономность коммерческих банков.

В зависимости от национального законодательства той или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль.

Мировая практика знает два основных подхода к проблеме сочетания обычной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг (или модели рынка ценных бумаг).

Согласно одному из подходов, банкам должно быть запрещено заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской, организатора рынка), а также должны быть существенно ограничены отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов (вложения в негосударственные ценные бумаги, кроме дочерних банковских и финансовых компаний).

Небанковская модель рынка ценных бумаг – это такая его организация, при которой функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют небанковские финансовые институты, компании по ценным бумагам.

Примером небанковской модели рынка может служить рынок ценных бумаг США. После «великой депрессии» 1929-1933 годов в США в результате принятия Закона Гласса – Стигала (1933 г.) коммерческим банкам и их дочерним компаниям было запрещено выполнять функции профессионального посредника на рынке корпоративных ценных бумаг (осуществлять андеррайтинг, выполнять поручения клиентов на покупку и продажу ценных бумаг, осуществлять инвестиции в корпоративные ценные бумаги). Считается, что именно совмещение американскими банками работы на банковском и фондовом рынке привело к тому, что кризис был столь глубоким и продолжительным. Этот запрет не распространялся на государственные ценные бумаги, и на этом рынке банки занимают прочные позиции.

В результате принятия Закона Гласса-Стигала осуществлять профессиональную деятельность на рынке могут не коммерческие, а инвестиционные банки. Фактически инвестиционные банки представляют собой многопрофильные компании, которые предлагают все виды услуг, связанных с ценными бумагами. В России аналогом инвестиционных банков выступают инвестиционные компании. Следует заметить, что в конце 90-х годов 20 века происходит постепенный отход от запрета американским коммерческим банкам работать в качестве профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

Банковская модель рынка ценных бумаг – это такая его организация, при которой функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют коммерческие банки.

В качестве примера банковской модели рынка ценных бумаг можно привести фондовый рынок Германии, ключевой фигурой которого является универсальный коммерческий банк, своего рода «финансовый супермаркет». Такой банк выполняет все виды операций в банковской сфере – принимает деньги на депозиты и во вклады, кредитует экономику и населения, а также предлагает все виды услуг, связанных с ценными бумагами: принимает поручения клиентов в качестве брокера, управляет ценными бумагами клиентов и инвестиционных фондов, является членом фондовой биржи, держит собственные крупные пакеты ценных бумаг и т.д.

Деятельность универсального коммерческого банка связана с повышенным риском, поскольку риски по кредитно-депозитным операциям не отделены от рисков по операциям с ценными бумагами.

Смешанная модель рынка ценных бумаг – это такая его организация, при которой функцию финансовых посредников (брокеров-дилеров) выполняют как коммерческие банки, так и небанковские финансовые институты.

В России формируется смешанная модель рынка ценных бумаг. До принятия закона «О рынке ценных бумаг» в 1996 году коммерческие банки могли осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании банковской лицензии. С принятием закона «О рынке ценных бумаг» банки могут выполнять такую деятельность после соответствующей лицензии.

Современное состояние дел на российском фондовом рынке позволяет предположить, что в обозримом будущем банки будут занимать лидирующее место как среди эмитентов и институциональных инвесторов, так и среди профессиональных участников рынка ценных бумаг. Например, на рынке государственных ценных бумаг банки - самые активные покупатели при их первичном размещении. Основной оборот вторичного рынка с государственными ценными бумагами осуществляется банками. Последние активно начинают приобретать акции предприятий в целях создания финансово-промышленных групп и закрепления своего влияния на производящие отрасли экономики.