Open
Close

План проведения семинара в доу эксклюзивное образование. «Мостик понимания между родителями и ДОУ

1. Настрой на работу.

Упражнение "Ассоциации".

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.

Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - :

Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

2. Определение правил работы на семинаре.

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Время выполнения: 3 минуты

Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.

1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.

2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

3. Теоретическая часть.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией . Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:

  • Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
  • Здоровьесберегающие технологии(равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
  • Технологии использования в обучении игровых методов(формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
  • Обучение в сотрудничестве(учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
  • Исследовательские методы в обучении(проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
  • Информационно-коммуникационные технологии(расширять разнообразие содержания образования).
  • Система инновационной оценки "портфолио"(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Типология проектов в ДОУ

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая
Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Средняя группа
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая

Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами:

Фаза проектирования:

I Стадия концептуальная.

Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.

II Стадия моделирования

Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).

III Стадия конструирования

Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.

Фаза технологическая

Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта

Фаза рефлексивная

Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии.

Способы разработки проектов:

  • Системная паутинка по проекту;
  • "Модель трёх вопросов"
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Рисунок 1. Разработка системной паутинки проекта.

Системная паутинка по проекту

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы:

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы:

Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы:

Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами
Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы:

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

"Модель трёх вопросов"

Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены ... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем ... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем ... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой ... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Рисунок 2. Метод "Трёх вопросов"

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Рисунок 3. Метод "Мыслительная карта"

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

4. Практическая часть.

Всем участникам разбиться на 3 группы и разработать проект "Аистёнок", посвящённый Дню рождения Детского сада, разными способами: 1 гр. способом "Системная паутинка проекта"; 2 гр. - "Модель трёх вопросов"; 3 гр. - способом "Метод мыслительных карт

5. Презентация разработанных проектов.

6. Шесть "П" проекта

Таким образом проект можно представить как "Шесть П"

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

7. Презентация портфолио проекта "Ёлочка" педагогами.

8. Рефлексия

Упражнение "Мишень"

Литература.

  1. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Ирина Щепетинникова
План консультаций и семинаров для педагогов на учебный год

Представляю примерный план консультаций и семинаров для педагогов ДОУ компенсирующего и комбинированного видов на учебный год. Ко многим темам этих мероприятий есть базовый источник в виде указанных номеров журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Старший воспитатель», для составления опорного материала и в качестве методической и практической помощи при подготовке.

Темы консультаций:

Сентябрь:

Тема: «Разъяснение о родительской плате за детский сад. Дифференцирующие коэффициенты и размер родительской платы», на основании Постановления Главы администрации города;

Тема: «Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования», опорный материал для подготовки: журнал «Старший воспитатель»,

№ 4/2015, с. 4.

Октябрь:

Тема: «Ошибки воспитания и невротизация детей», журнал «Дошкольная педагогика»,

№ 2/2015, с. 55.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук с помощью авторских пособий», журнал «Дошкольная педагогика», № 4/2015, с. 51.

Ноябрь:

Тема: «Пересказ - действенное средство развития связной речи у дошкольников»,

журнал «Дошкольное воспитание», № 4/2015, с. 13.

Декабрь:

Тема: «Приемы психомоторной коррекции в работе над произношением у детей с дизартрией», журнал «Дошкольная педагогика», № 4/ 2015, с. 53.

Январь:

Тема: «Использование моделей в коррекционной работе», журнал «Дошкольная педагогика», №1/2015 с. 57.

Февраль:

Тема: «Организация взаимодействия с родителями в старшей группе компенсирующей направленности», журнал «Дошкольное воспитание», № 4/2015,с. 48.

Март:

Тема: «Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика», № 4/2015,с. 43.

Апрель:

Тема: «Тестопластика на лексические темы в рамках интеграции»;

Тема: «Игровой стретчинг в организации физкультурных занятий», журнал «Дошкольное воспитание», № 2/ 2015, с. 31.

Тема: «Оформление книжного уголка в соответствии с ФГОД ДО», журнал «Старший воспитатель», № 1/2015,с. 40;

Темы семинаров:

Октябрь:

Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению», опорный материал: журнал «Старший воспитатель», № 3/2015, с. 14.

Декабрь:

семинар-практикум на тему: «Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования:механизм адаптации, поиски и решения», журнал «Старший воспитатель», № 5/2015, с. 4.

Февраль:

Тема: «Использование игровых технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения», журнал «Старший воспитатель», № 3/2015, с. 22.

Тема: «Проблема развития самостоятельности у детей разного возраста».

Публикации по теме:

Анализ работы педагогов по реализации ФГОС в средней группе за учебный 2015–2016 год Демченко О. А., Худик В. А. В средней группе № 2 на начало учебного года было 22 ребёнка: из них 13 девочек и 9 мальчиков. Списочный состав.

Анализ работы педагогов при реализации ФГОС в старшей группе 2015–2016 за учебный год Анализ работы педагогов Тереховой Ю. М., Зуевой Н. Г. при реализации ФГОС до в старшей группе №3 за учебный 2015–2016. В старшей группе.

Годовой отчет по рабочей программе педагогов на 2015–2016 учебный год Воспитательно - образовательная и коррекционная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного.

Перспективный план на 2015–2016 учебный год Перспективный план на 2015-2016 учебный год. Группа № 5 Временной период Тематика содержания Образовательная область Содержание Сентябрь.

Перспективный план на 2016 учебный год Временной период Тематика содержания Образовательная область Содержание Январь "Зима в природе (отражение в искусстве)" Социально-коммуникативное.

План мероприятий по ЗОЖ на 2015–16 учебный год План мероприятий по здоровому образу жизни Апрель «Мы умеем веселиться – смех здоровью пригодится» - спортивный досуг ко дню смеха. «Космическое.

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

Семинар-практикум

Тема: «Организация и проведение мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия».

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Правильная осанка – важный показатель здоровья.

Лекция

21.01.2009.

1.Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы, значение правильной осанки в жизни человека;

б) формы и методы работы воспитателя по профилактике сколиоза и плоскостопия;

в) совместная лечебно – профилактическая работа ДОУ и родителей.

2. Обзор литературы по теме.

Задания для воспитателей :

разработать систему упражнений и игр для профилактики сколиоза и плоскостопия у детей соответственно своей возрастной группе; в уголке для родителей подобрать соответствующую данной теме информацию.

Старший воспитатель

50мин

50мин

« Принять правильную осанку!»

Практическое занятие.

27.01.2009.

1. «Обмен опытом» воспитателей по вопросу профилактики сколиоза и плоскостопия у детей.

2. Анализ выполнения домашнего задания воспитателями.

3. Игровые задания для воспитателей. «Игра - путешествие».

а) самомассаж: «Что умеют наши пальцы на руках и на ногах?»

б) первая станция «Лесная».

Упражнения для выработки навыка правильной осанки (профилактика сколиоза).

в) вторая станция «Веселый зоосад».

Упражнения на укрепление мышц стоп и голени и формирование свода стопы.

г) третья станция «Игровая».

Упражнения для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики ног.

д) четвертая станция «Подвижные игры».

Игры для детей, имеющих нарушения осанки» Стоп», «Горячий мяч».

е) релаксация.

4. Работа с родителями:

Консультации.

5. Подведение итогов семинара.

Срок : постоянно.

Старший воспитатель, воспитатели.

20 мин

1 час 10 мин

1 час 30мин

Семинар - практикум

Тема: «Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья».

(ознакомление с историей родного края)

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

«Система работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей родного края»

Лекция

28.09.2009.

а) воспитание любви к своей малой родине;

б) организация развивающей среды при ознакомлении детей с историей Поволжья;

в) ознакомление дошкольников с историей Поволжья через различные формы работы;

г) совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории родного края (анализ анкетирования).

2. Обзор литературы по теме.

3. Задания для воспитателей:

  • разработать перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с историей и традициями народов Поволжья (соответственно возрасту детей);
  • продумать развивающую среду в своей группе при ознакомлении детей с историей родного края;
  • продумать конспект открытого занятия с детьми по данной теме;
  • совместно с детьми и родителями сделать макеты «Подворье народов Поволжского края»

Срок: 3 недели

Старший воспитатель

50 мин

30 мин

1 ч.20 мин

Практическое занятие «Родной край»

Систематизация знаний педагогов о родном крае, формы работы с детьми, «педагогическая копилка».

Семинар-практикум

22.10.2009г

2. Практические советы педагогов по приобщению дошкольников к истории Поволжья - «Педагогическая копилка».

3. Демонстрация наработанного материала по теме (домашнее задание).

4. Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты свой край».

Воспитатели,

старший воспитатель

50 мин

1ч. 50 мин

2ч. 40 мин.

«Саратовский калач»

(чаепитие)

Круглый стол

28.10.2009

Отчет воспитателей о проделанной работе.

Подведение итогов семинара.

Старший воспитатель

1 ч.10 мин

1 ч. 10 мин

Семинар-практикум

Тема: «Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

и

е

«Здоровьесберегающая система ДОУ».

Презентация программы «Здоровья».

Семинар (лекция)

14.01.2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии, технология;

б) обзор методик здоровьесберегающей системы в ДОУ;

в) презентация программы «Здоровье» в ДОУ.

3. Домашнее задание:

Разработка перспективных планов по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни;

Изготовление воспитателями групп пособий, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками;

Подготовка теоретического и практического материала для «Аукциона педагогических идей.»

Старший воспитатель.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Аукцион педагогических идей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Семинар-практикум

20.01.2010г.

2. Первый лот: методы здоровьесберегающей системы ДОУ (теоретический аспект и примеры из практики);

3. Второй лот: нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

4. Третий лот : виды массажа, применяемые в работе с детьми.

5. Четвертый лот: биоэнергетическая и дыхательно-звуковая гимнастика (задачи, комплексы упражнений);

6. Пятый лот: лечебно-профилактическая работа в ДОУ.

7. Заключительное слово ведущего.

8. Рефлексия.

Старший воспитатель, воспитатели, старшая медсестра.

1 ч 10 мин

1ч. 20 мин

2ч.

30 мин

3

з

а

н

я

т

и

е

Мастер-класс: «Изготовление пособий для профилактики и коррекции сколиоза и плоскостопия»

Практическое занятие

27.01.2010г.

1. Представление вниманию педагогов папки-передвижки «Упражнения для профилактики плоскостопия и неправильной осанки».

2. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия.

3. Подведение итогов семинара.

- продолжать формировать у дошкольников представления о ЗОЖ;

Систематически и регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии;

Продолжать работу по профилактике сколиоза и плоскостопия;

Систематически проводить совместно с родителями спортивные мероприятия;

Срок: постоянно

Воспитатели групп

1ч.20 мин

1ч.

20 мин

Семинар-практикум

Тема: «Технология речевого развития».

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Речь – великая сила: она убеждает,

обращает, принуждает.

Р. Эмерсон.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

Семинар,

26.02. 2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы речевого развития;

б) обзор методик речевого развития в ДОУ;

в) условия успешного речевого развития в детском саду;

г) диагностика речевого развития;

д) анализ планирования занятий по развитию речи детей.

2. Обзор методической литературы.

3. Домашнее задание:

Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

Изготовление воспитателями групп дидактических пособий для речевого развития в игровой деятельности;

Анализ анкетирования родителей «О развитии речи вашего ребенка», подготовка наглядной информации для родителей.

Срок: до 03.03.2010 г.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели.

1час 50мин

1час 50мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ».

Практикум

04.03.2010г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Проведение викторины для педагогов по речевому развитию дошкольников (Брейн-ринг).

3. Демонстрация дидактического (игрового) материала по развитию речи.

4. Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия.

1ч. 20 мин

1 ч. 20 мин

МДОУ «Детский сад № 235» Утверждаю

Заведующая д/с ___________

План проведения семинаров на 2009/2010 учебный год

п/п

Тема и цель семинара

Дата проведения, количество занятий

Литература

Практическая деятельность

Ответственный

«Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья»

Цель: систематизация знаний педагогов о родном крае, систематизировать знания о формах работы с детьми; активизировать деятельность педагогов, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Сентябрь-октябрь,

3 занятия

1. Н.В.Елжова. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ.

2. Гаврилова А.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - М.: Детство-пресс, 2009

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до5 лет. - М.:Айрис-Пресс,2009

1. Просмотр открытых занятий и развлечений.

2. «Педагогическая копилка» - презентация наработанного материала по теме.

3. Викторина «Знаешь ли ты свой край».

4.Разработка перспективных планов работы по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов Поволжья.

5.Изготовление макетов «Народное подворье» совместно с детьми и родителями.

Семинар для родителей «Готовим ребенка к школе».

Цель: познакомить родителей подготовительных групп с особенностями подготовки детей к школьному обучению, с мотивационной, педагогической, психологической, волевой готовностью к школе.

Октябрь,

2 занятия

1. Диагностика готовности ребенка к школе./Под ред. Н.Е.Вераксы.Г.А.Широкова

2.Справочник дошкольного психолога.

3. Справочник старшего воспитателя. №4, 2008 г.

1. Открытый просмотр занятия в подготовительной группе.

2. Практические советы педагога-психолога и учителя-логопеда.

3. Методики определения «школьной зрелости».

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

«Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель:активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение подбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Январь,

3 занятия

1. Орлова М.А. Основы здорового образа жизни. - Саратов: Научная книга, 2000

2. Чупаха Н.В., Пужаева Е.З., Соколова Н.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном, М.,Ставрополь: Народное образование, 2003

1. Разработка перспективных планов по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников.

2. Отбор практического материала по теме семинара и его презентация.

3. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия (мастер-класс).

Старший воспитатель, воспитатели

«Технология речевого развития»

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Февраль - март,

2 занятия

1. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. И др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Совершенство, 1998.

2. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спец-курс./Авт.-сост. О.С.Ушакова

1. Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

2. Презентация дидактического материала по развитию речи в игровой деятельности.

3. Викторина для педагогов. Выработка рекомендаций для родителей.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели

Семинар для воспитателей

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать введению инновационных технологий (метод проектов).

26. 01. 2011г.; 24. 02. 2011 г.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Семинар,

26.01. 2011 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) лекция с использованием презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ»;

б) знакомство с положением о проектной деятельности в ДОУ;

в) условия успешного внедрения метода проектов в работу ДОУ;

в) создание алгоритмического предписания (моделирование);

г) анкетирование педагогов о проектной деятельности в работе детского сада.

д) обзор литературы по теме семинара.

2. Сообщение воспитателя подготовительной группы «Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в детском саду».

3. Домашнее задание:

Разработать план проекта по экологическому воспитанию дошкольников, определить цели, задачи, условия его внедрения в работу ДОУ;

Продумать работу с родителями по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс группы;

Срок: до 23.02.2011 г.

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

Семинар

24.02.2011г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выпуск информационных буклетов для родителей.

3. Демонстрация итогов работы над проектом.

4.Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия. Оценка своего участия в семинаре.

Старший воспитатель, воспитатели групп.

1 час 20 мин

1 ч. 20 мин

Семинар для родителей

Тема: « Готовим ребенка к школе»

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Проблема подготовки детей к школьному обучению. Актуальность проблемы.

«Творческая гостинная»

1. Причины затруднений адаптации детей к школе.

2.Прием в школу детей 6-летнего возраста. «За» и «против».

3. Методики определения

« школьной зрелости».Тест Керна-Ирасека.

4. Советы психолога.

5. « Грамотность речи дошкольников». Рекомендации логопеда.

Старший воспитатель, педагог-психолог, логопед.

50 мин

40 мин

1 час 30мин

« Мне скоро в школу».

Открытый просмотр занятия для родителей в подготовительной группе

Приветствие « Комплименты».

Упражнение « Двигательный диктант».

Игровое упражнение « Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать».

Релаксация.

Игровое упражнение « Собери портфель».

Рисование « Дошкольник-первоклассник».

Прощание друг с другом.

Старший воспитатель, воспитатели

30 мин

30 мин

Страница 1 из 7

Семинары, методические объединения

Подготовила Фендрикова Ольга Михайловна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ №122

Одна из основных функций заместителя заведующего по УВР – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.

Все мы знаем, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.

К одной из самых эффективных относится технология организации семинаров – практикумов. Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров – практикумов строится на запросах воспитателей и связана с задачами годового плана. В практике работы нашего ДОУ семинары-практикумы проводят не только заместитель заведующей по УВР, но и педагоги - специалисты, хорошо владеющие необходимыми навыками.

Но основная доля ответственности за организацию и проведение семинара-практикума, конечно, ложится на заместителя заведующего по УВР.

Первый вопрос, на который должен ответить заместитель заведующего при планировании семинара – практикума: чем следует руководствоваться при выборе темы семинаров? К сказанному выше (анкетирование и годовые задачи) следует добавить интересы воспитателей и их проблемы. В мае обычно я провожу анкетирование всех педагогов для определения круга методических проблем и задач, решать которые предстоит в следующем учебном году. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педпроцессом в течение прошедшего учебного года и анализ разных видов контроля, анализ календарно-перспективных планов.

К семинару-практикуму готовимся заранее: подбор методической литературы, подготовка места проведения семинара, подготовка выставок атрибутов, пособий и др. по заявленной теме, оказание методической помощи выступающим на семинаре и многое другое.

Цель семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат. При её формулировке я использую такие выражения, как «обучить педагогов…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность использования…», «познакомить педагогов с новыми…» и т.д.

В своей практике организации семинаров-практикумов я использую разные формы: семинар в одно занятие, семинар в несколько занятий, объединённых общей темой.

Семинары-практикумы я провожу в разных формах: в форме деловой игры («Познавательно-речевое развитие детей»), в форме "круглого стола" («Формирование связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста»). Регулярно изучая методическую литературу, я нашла подтверждение этому: семинары–практикумы необходимо проводить в разных формах. Это могут быть занятия с элементами лекции, консультации, дискуссии, брифинга, «круглого стола», эстафеты педагогического мастерства. Важно, чтобы каждая из представленных на семинаре, форма организации отвечала общей теме и, дополняя друг друга, способствовала полному её раскрытию.