Open
Close

Кукрыниксы. Мастер политической карикатуры - Ярослав Огнев

известно, что на Западе старались и стараются приравнять коммунизм и фашизм. Указывая - это были оба тоталитарные режимы.

Имхо, ответ несложен.

Структурно, на уровне "железа", да и фашистский режим и сов. власть схожи.

Власть - у одной партии.

Но, вот на уровне "софта" - духа, мозга стремления противоположны.

И маньяк и нормальный человек, скажем, тоже структурно, на биологическом уровне, очень похожи - две руки, две ноги и т.д. Но главное - что в мозгах, что определяет поступки этих, очень схожих, в биологическо-структурном смысле, тел.

Без "софта", как пытаются это подать - это трупы. И разница в трупах невелика, практически отсутствует.

Наци руководствуются тем, что они избранные, остальные - недочеловеки.

Коммунисты - интернационалисты. Для них все народы - братья.

Наци стремятся интегрироваться с другими странами путем враждебной, агрессивной экспансии. Поглощая их.

Коммунисты - стремятся, в идеале (оставим за скобками "мировую революцию", к которой так тянуло Троцкого, что сближало того с фашизмом) к интеграции мирной, путем экон. соревнования с капстранами. Где, опять-таки, в идеале, который чуть не случился (подставили ножку, мягко говоря, в виде ВОВ), народ уже на выборах, видя преимущество СССР, мог привести к власти коммунистов и там.

ПС: Правда, оговорюсь, говорю я здесь о тех коммунистах, для которых на горизонте, к которому идут - советская, а не партийно-монополистическая власть. Последнее - неизбежно ведет к реставрации капитализма. Монополия еще оправдана в авральные годы, когда не слишком до демократии. Но, как только необходимость в аврале исчезает, нужно продолжать путь к заявленной цели - власти народа, через советы, профсоюзы.., а не к всевластию партийных чиновников, куда, в этом случае, устремится все эгоистичное в стране, неразборчиво в средствах, прорвется наверх и, пользуясь всевластием партии, которую возглавили, начнет разрушать уже всю систему государства. Приведу слова Ленина, для сомневающихся:

Власть рабочего класса осуществлялась в форме Советов. Именно, то что государством управляли Советы, и являлось неотъемлемым условием продолжения социалистических преобразований . Строительство социализма без непосредственного участия трудящихся в управлении государством Ленин считал немыслимым. “Для нас важно привлечение к государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Но социализм не может ввести меньшинство – партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами. Нашу заслугу мы видим в том, чтобы помочь массе взяться за это самим немедленно”

Говоря о характере Советской власти, Ленин подчёркивал: “Демократизм Советской власти и её социалистический характер выражается в том, что верховной государственной властью являются Советы , которые составляются из представителей трудящегося народа…свободно выбираемых и сменяемых в любое время массами; что местные Советы свободно объединяются на началах демократического централизма в единую, федеративным строем скреплённую общегосударственную Советскую власть российской Советской республики; что Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функции законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением”

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если принципы эти утеряны, то и Советская власть потеряет свой социалистический характер, оторвётся от трудящихся, перестанет выражать их интересы (что при сохранении государственно-капиталистического базиса будет означать переход власти и собственности в руки государственной бюрократии, из которой может вновь образоваться класс буржуазии). А, следовательно, неизбежно приостановлено будет и строительство социализма, т.к. оно возможно лишь при сознательном, т.е. руководящем участии трудящихся масс .

Ленин говорил, что “социализм не создаётся по указам сверху . Его духу чужд казённо-бюрократический автоматизм: социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс

И Луначарский:

“Вообразите себе такую вещь. Россия освобождается от помещиков и буржуазии, выгоняет их вон. Страна остаётся главным образом мелкобуржуазной и находится под сильным влиянием и контролем пролетариата, но по отношению ко всей стране он очень малочислен. На всём этом мелкобуржуазном молоке поднимаются сливки, новый командный состав… Мы людей ищем, повышаем, фиксируем на известных местах, это естественный процесс, иначе и быть не может. Но не может ли получиться так, что эта публика… превращается в зачатки нового командного класса? Не получатся ли из них всё-таки “совбуры” - советские буржуи и сановники? С точки зрения марксизма существует не только вероятность, но и неизбежность того, что мелкобуржуазная страна стихийно выделяет из себя крупную буржуазию ”. (А.В. Луначарский “Ленин”, М., 1924 г.).

Но, случилось то, что случилось. Начиная с 1953-го, верхушка партии начинает устранять контроль над собой со стороны правоохранителей. Обвинив и уничтожив Берию, как предлог, запретив, до санкции партии, партконтроля разработку высших партийцев. Начиная подминать все в стране под себя, огосударствливая все. И страна не продолжила путь влево, к социализму, а пошла направо. От власти Советов к всевластию партии, ее верхушки, прежде всего. К отрыву о народа, обрыву обратных связей с ним. Выхолащивая, превращая живое в ритуалы, лишенные глубинного смысла лозунги, в чучело социализма, лишенное жизни. Как прежде, схожим образом, католичество перешло от истинного христианства, с его - любви к человеку и отрицания агрессивного насилия, к его противоположности, сжигая "во славу Христа" людей, благославляя грабительские "Крестовые" походы. Началась деградация, распад. Инерции еще хватило на почти 40 лет, но финал был неизбежен.

Lustige Blätter — еженедельный немецкий сатирический журнал, издавался с 1852 по 1944 год. Ни одной, даже дружественной карикатуры, на вождей нацистской Германии в журнале не было.

«Я думаю, нам нужно двигаться вместе, раз уж вы на нашей стороне» - говорит Черчилль, вцепившись в Сталина, в то время как красная звезда падает с небосклона. Один из номеров журнала, вышедший сразу после 22 июня 1941 года.

«Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь». Товарищ Сталин — без зубов, зимой 41-го немцы были разгромлены под Москвой. На заметку пропагандистам – как поражение превратить в победу.

Выпуск №22/1942 год.

«Наше предложение. Подпись на памятнике — генерал Линч». В США должны поставить памятник неграм, по всей видимости, он будет таким. «У вас в Америке негров вешают» — вовсе не изобретение советской пропаганды.

Выпуск №45/1943 год.

«Информация из США». Когда говорит Дядя Сэм, правда стоит вверх тормашками. Ничего нового — где-то мы это всё уже видели…

Выпуск №45/1943 год.

«Этот коктейль, кажется, ему не нравиться». Уинстон Черчилль только что подал сильно похудевшему британскому льву смесь крови и слез (тяжелый труд и пот пропущены). Намёк на первую речь Черчилля в качестве премьер-министра: «Мне нечего предложить вам, кроме крови, тяжкого труда, слез и пота».

Выпуск №17/1942 год.

«Я — друг всех маленьких стран». Черчилль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает, что англичане любят воевать чужими руками.

Выпуск №31/1941 год.

«Сингапур. Сильнейшая крепость в мире». Журнал радуется успехам японцев, 15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским.

Выпуск №7/1942 год.

Уинстон Черчилль пытается скрепить Англию досками с надписью «обещания». Он делает это гвоздями из корзины с названием «Ложь».

Выпуск №23/1942 год.

«Верь ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить» - говорит Черчилль. Союз Великобритании и СССР казался нацистам противоестественным.

Выпуск №18/1942 год.

«Американская гигантомания». Заголовок: «Разве это не замечательно? Двигатель так мощен, что летит сам по себе, самолет и экипаж останутся невредимыми». Нацисты пока не воспринимают американскую авиацию всерьёз.

Выпуск №23/1942 год.

«Меч самурая. Он порвет рот любому». Реакция журнала на нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Германия и Италия объявили войну США 11 декабря и героем карикатур сразу стал Рузвельт.

Выпуск №2/1942 год.

«Что ты там прячешь за спиной, Франклин? - спрашивает Южная Америка. - Наши обручальные кольца». Намёк на то, что США используют войну, чтобы подчинить себе Южную Америку.

Выпуск №6/1942 год.

«Амбициозный ребенок». Мать – священнику: «Преподобный, разве он не мил? Он хочет быть английским советским комиссаром, когда вырастет». Намёк на то, что британцы, как и их советские союзники, сами скоро станут большевиками.

Выпуск №7/1944 год.

«Торпеда или бомба?» «Ни то, ни другое - шторм». Карикатура конца января 43-го, это разгром немецких войск в Сталинграде. Единственные хорошие новости того периода были связаны с Кригсмарине.

Выпуск №5/1943 год.

«Бомбоубежище для тонущих кораблей». На карикатуре глубоководные существа ищут приют от жертв немецких подводных лодок. Дата – весна 1943 года, сразу после Сталинграда, во время серии интенсивных бомбардировок Германии союзнической авиацией.

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: "Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам. И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад: "Один немецкий пулемет Разбил сто тысяч дотов И триста тысяч девятьсот Семнадцать самолетов! Два "мессершмитта" на лету Забрали в плен Алма-Ату с воздушным загражденьем, С луной и затемненьем...". Калиф прервал его доклад, Прикрыв плотнее двери: "А каковы, Шехеразад, Немецкие потери?" Калиф, ты задал мне вопрос Весьма замысловатый, Я на советский счет отнес Немецкие утраты!"

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Все врут календари

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Молниеносную войну Он обещал в июне, И целый час метал слюну, Беснуясь на трибуне. Он говорил: - Исход войны Решу я в две недели! - И дураки его страны В ответ ему галдели. Когда же этот срок истек, Бессовестный оракул Двухмесячный назначил срок, А Геббельс "хох!" проквакал. То к ноябрю, то к рождеству, То первого апреля Грозился фюрер взять Москву, А месяцы летели... "Не думать о конце войны!" - Таков приказ последний. "Немедля сдать в казну штаны!" - Гласит приказ соседний. Уже листков календаря Не остается, кроме Сорок восьмого мартобря На стенке в желтом доме...

Гитлер, стремясь взвалить ответственность за поражение под Москвой на отдельных высших военачальников, уволил в отставку командующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича и ряд других генералов и, будучи верховным главнокомандующим, принял на себя также командование сухопутными войсками германской армии.

Скорбная помощь

После поражения немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер начал смещать генералов и фельдмаршалов с занимаемых ими постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования.

Грязное белье

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Две прачки хмурые Лаваля жмут и трут: Правительство Виши они скрутили в жгут. Хоть мало совести и чести у Лаваля, Но этакий нажим он выдержит едва ли. А прачки жмут, и трут, и крутят, как белье, Лаваля грязного, Дарлана, Дорио.

Упоминаемые в стихах имена: Дорио - главарь одной из самых прогитлеровских фашистских организаций во Франции.

Золотые руки (после расстрелов в Лионе)

В апреле 1942 г. по настоянию Берлина премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции (Виши) стал Лаваль, зарекомендовавший себя как активный сторонник широкого, в том числе и военного, сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям чинились расправы над французскими патриотами.

"По приказу немецкого штаба в оккупированный район назначается сельскохозяйственная команда под начальством лейтенанта Вебера. В команду входят 5 унтер-офицеров полевой жандармерии, унтер-офицер и 11 солдат артполка, подходящий санитарный чин, повар, бухгалтер, мотоциклист... Подпись: Гюнтцель. Верно: Гауптман." (Выписка из немецкого документа).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сельскохозяйственные пушки, Жандармы вместе с артполком Ведут осаду деревушки, Где пахнет козьим молоком. От канонады небу жарко. Гремят орудья, как гроза. Окружена одна доярка. Осаждена одна коза. Как видно, козье молоко Дается немцам нелегко!

Молодец среди овец, против молодца - сам овца

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Фон-Драппе, офицер немецкий. Примерным был штурмовиком. Он мог ребенка молодецки Пронзить отточенным клинком. Гвардейцы наши удалые Смирили буйство наглеца И обнаружили впервые, Что он - не Драппе, а овца. Теряя облик человечий. Полковник задал лататы И вдруг заблеял по-овечьи. Скрываясь в ближние кусты.

"За время с 9 по 22 января на Северо-Западном и Калининском фронтах немцы потеряли убитыми свыше 17000 человек. За время с 16 по 25 января на Западном фронте немцы потеряли убитыми свыше 12000 солдат и офицеров".

(Из сообщений Совинформбюро) В ходе Московской битвы (30 сентября 1941 г. - 20 апреля 1942 г.) в январе-апреле войска Западного, Калининского, Брянского, и других фронтов нанесли поражение противнику и отбросили его на 100-250 км.

Зимний фриц (обмен опытом)

Фриц прошлогодний сегодняшнему: "Прошлой зимой нам Гитлер тоже обещал новое обмундирование".

Новая кукольная комедия в постановке театра Виши

"По сообщению германского информационного бюро, Лаваль назначается главой правительства Виши. Петен остается "главой государства", а Дарлан - руководителем армии, флота и авиации". (Из газет). Карикатура сопровождалась стихами С. Маршак.

Недаром помнит вся Россия про день Бородина

В начальный период Московской битвы решительное сопротивление было оказано противнику на Можайской линии обороны. Успешные бои происходили и около Бородино на месте знаменитого сражения 1812 года.

В начале весны 1942 г. советско-германский фронт временно стабилизировался. Героический труд советских людей обеспечил быстрое увеличение военного производства. Больших успехов достигла внешняя политика СССР. К лету 1942 г. в составе антифашистской коалиции насчитывалось уже 28 стран.

Однако фашистская армия продолжала оставаться грозной силой. Неудачный для советских войск исход операций в районе Харькова и на Керченском полуострове в мае 1942 г. крайне осложнил обстановку на южном крыле советско-германского фронта. В июле началось широкое наступление немецко-фашистских войск. Противник прорвал фронт советских войск, вышел в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ. 17 июля развернулось оборонительное сражение под Сталинградом, продолжавшееся до середины ноября 1942 г. Оно положило начало великой Сталинградской битве. На юге советские войска в тяжелых оборонительных боях между Доном и предгорьями Главного Кавказского хребта, в горах Кавказа и на Черноморском побережье измотали немецко- фашистские войска и в начале ноября остановили их наступление.

19 ноября советские войска начали мощное контрнаступление под Сталинградом, в ходе которого была окружена, а в начале февраля 1943 г. ликвидирована более чем трехсоттысячная группировка противника. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом явился важнейшим военно-политическим событием второй мировой войны, ознаменовавшим начало коренного перелома как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны.

О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня

В отличие от плана "Барбаросса", предусматривавшего стратегическое наступление немецко-фашистских войск в 1941 г. на всех основных направлениях, план летней наступательной кампании 1942 г., разработанный после поражения под Москвой, имел более ограниченные масштабы. Южное направление советско-германского фронта становилось главным и, по существу, единственным, где вермахт предполагал осуществлять свои крупные наступательные операции.

"...В западных областях Украины уже создано 570 больших помещичьих имений... Обыкновенный честный трудящийся крестьянин земли от немцев не получает и не получит... Им не нужны украинские крестьяне, а нужны рабы, которые бы кормили своим трудом немецких панов". (Из газет).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Везут фашисты из Германии Рассаду к посевной кампании. Рядами на кровавой грядке Под сенью пушек и штыков Сажают сотни и десятки Помещиков-крепостников. Полей немецкий пан не вспашет, Барон не станет боронить... Свободной Украины нашей Крепостникам не полонить!

Подлую тварь - на фонарь!

В сентябре 1942 г. возглавляемое Лавалем правительство Виши ввело обязательную трудовую повинность для снабжения немецкой промышленности рабочей силой: все французы в возрасте от 19 до 50 лет могли быть направлены на работу в Германию. За время пребывания Лаваля у власти (до августа 1944 г.) на принудительные работы в Германию было отправлено 750 тыс. французов.

Чернильная оборона

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Берлинские лжецы Палят чернильные зенитки В Берлине сутки напролет - Они "сбивают" Наш боевой воздушный флот. Но пусть услужливые перья Трещат и день и ночь подряд. Чернильницы - не артиллерия, А клякса - это не снаряд! Лжецам бесстыдным из Берлина Мы слово твердое даем, Что ими "сбитые" машины Мы снова в Пруссию пошлем!

Дойная корова

"Ежегодно переиздается книжка Гитлера "Моя борьба", которую каждый немец вынужден выставлять напоказ у себя в квартире. На одной этой сделке Гитлер наживает миллион марок". (Из газет)

Плакат сопровождался стихами С. Маршака: У этой жилистой доярки И день и ночь из-под руки Струятся золотые марки Дождем в открытые мешки. Наполнил ливень этот звонкий Карманы, сейфы, погреба... А кличка золотой буренки - "Майн кампф", или "Моя борьба". "Свою борьбу" доярка доит Вовсю, волнуясь и спеша. Она-то знает, что не стоит Ее буренка ни ipouia. Настанет скоро день суровый, Давно назначенный судьбой, Когда доярку и корову Народ погонит на убой.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сверкая глазами, полковник-барон Скомандовал: "Руки по швам!" Но видя, что чешется весь батальон - Скомандовал: "Руки по вшам!"

У разбитого корыта

Разгром 8-й итальянской армии под Сталинградом, а затем поражение итальянских и немецких войск в Северной Африке вызвали резкое обострение внутриполитического положения Италии. Нарастал острый кризис и в руководстве фашистской партии Италии. Потеря колониальных владений в Африке значительно сужала социальную опору режима Муссолини, делая бесперспективным его союз с крупной буржуазией.

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА ЛИЦА...). 1942

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.

"Никто не знает, как долго еще продлится война", - сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. "Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат". (Из газет)

Пятна крови

"Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. "Ничего - пишет она, - если они испачканы в крови, их можно выстирать". (Из газет)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: - Мой Фриц, сокровище мое, Пиши нам о своем здоровье. Пришли нам теплое белье, Хотя бы залитое кровью. Его могу я постирать. Оно малютке пригодится... Так пишет женщина и мать, Достойная подруга Фрица. Когда устраивал погром Фашист, клейменный смертным знаком, Незримо с ним врывалась в дом Она - с кошелкой и рюкзаком.

Речи бессвязные, взоры усталые

После ошеломляющего поражения немецко-фашистской армии под Москвой, невиданных ранее потерь в живой силе и технике в высшем военно-политическом руководстве третьего рейха царило заметное уныние. В ряде публичных выступлений зимой 1941 - весной 1942 гг. Гитлер довольно пессимистично оценивал сложившееся положение. 30 января 1942 г., выступая в Берлинском дворце спорта, Гитлер вынужден был открыто признать, что не знает, как будет вести войну в 1942 г. и сумеет ли ее выиграть.


Во время любой войны карикатуры становятся еще более востребованным жанром, чем в мирные дни. Вторая Мировая не была исключением из этого правила - карикатуры рисовали во всех странах участниках этой войны. Предлагаем вашему вниманию подборку карикатур из немецкого журнала Lustige Blätter. Это был один из ведущих юмористических журналов. Он издавался с 1896 года (последний номер журнала вышел в 1944 году). Главные герои карикатур - лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои - это, конечно же, евреи, которые стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции. Впрочем, были в этом журнале и аполитичные карикатуры и шутки, но о них мы поговорим в следующий раз.

Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41-го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались.

"Я друг всех маленьких стран". Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает - англичане любят воевать чужими руками.

"Я думаю вам нужно двигаться, раз уж вы на нашей стороне" - говорит Черчиль, вцепившийся в Сталина. Один из первых номеров журнала, вышедший после 22 июня 1941 года.

"Меч самурая. Он порвет любой рот". Реакция журнала на 7 декабря 1941 года - удар японской палубной авиации по Пирл-Харбору. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. Теперь героем карикатур стал и Черчиль.

"За кулисами". Популярный сюжет нацистских карикатур - еврей-кукловод и куклы: Сталин, Черчиль, Рузвельт. На полу валяются уже нужные куклы, такие как Чемберлен.

"Что ты там прячешь за спиной, Франклин" - спрашивает Южная Америка. "Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль - Штаты используют войну, чтобы подмять под себя Южную Америку.

15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским. "Сингапур. Сильнейшая крепость в мире" - радуется журнал успехам японцев.

"Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" - говорит Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным.

"Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Зимой 41-го немцы потерпели первое поражение за всю войну. Карикатуристы, как могли, ободряли приунывших читателей.

"Американская гигантомания". "Не правда ли, прекрасно?" "Двигатель летит сам по себе, самолет и экипаж останутся целыми". Карикатура иллюстрирует отношение немцев к американцам.

"Американский канделябр". Очередное раскрытие темы антисемитизма.

"Выскочка" "Торпеда или бомба?" "Ни то, ни другое - шторм". Журнал радуется успехам немецких подводников. А в первые годы войны они, действительно, добились впечатляющих успехов.

Снова взбодрить читателей должны "волки Деница". Номер вышел весной 43-го, после Сталинграда, на фоне все усиливающихся налетов авиации союзников. Поэтому надпись под карикатурой гласит "Бомбоубежище для тонущих кораблей"

"Полип". Карикатура в комментариях не нуждается.

"Они едят друг друга, а еврей ест их всех". Еще одна антисемитская карикатура.

"Информация из США". Когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками.

"Наши предложения". В США намерены поставить памятник неграм. По всей видимости он будет таким. Негров нацисты, разумеется, не считали людьми, но напомнить читателям о том, что в Америке негров вешают, считали не лишним.

"Наколотые". Комментарии излишни.

"Не правда ли, так мило, преподобный? Он хочет стать британским большевистским комиссаром, когда подрастет". Снова темой карикатуры стал союз между Россией и Британией.

Эй, Бимбо! Смотри какие смешные сарайки тут у них в Европе". В конце войны нацисты стремились убедить немцев в том, что американцы гонят в бой диких негров, которые сотрут с лица земли европейскую культуру. Опыт по этой части у немецких карикатуристов уже был - в годы Первой мировой они рисовали карикатуры про французские колониальные войска.

"Кровавый насос". Без комментариев.

"Его путь освобождения Европы". По мере того, как война приближалась к финалу, образ врага в немецкой прессе принимал поистине инфернальные черты.
Но, самое страшное заключалось в том, что на востоке Германии, немцы верили пропаганде.

Карикатура в годы Великой Отечественной войны

Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной.

От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, - требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.

«Все для фронта, все для победы!» - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты и карикатуристы.

В первые недели войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага. Это-де легкомысленно, вредно, демобилизует. Военная обстановка требует совсем другого подхода: уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к отпору, к мести, к уничтожению фашистов. А смеяться нечего.

Но советская сатира не пошла по этому пути. Ведь не смеется над врагом только тот, кто его боится. А Гитлеру не удалось запугать советский народ. Само собой разумеется, что гневные, патетические, призывные плакаты были в ту пору необходимы и играли огромную агитационную роль, но из этого совершенно не следовало, что надо было отменить смех.

Известно, что когда в 1919 году белогвардейские войска Юденича, наступавшие на Петроград, пустили в ход присланные им англичанами танки, то некоторые молодые, еще не обстрелянные красноармейцы, впервые увидев эти непонятные, страшные машины, дрогнули. Советское командование решило принять срочные меры против «танкобоязни». Одной из таких действенных мер оказался смех. По специальному заданию поэт Демьян Бедный за несколько часов написал веселые частушки «Танька-Ванька». Припевом были такие слова: «Как пальнет по Таньке Ванька -- Танька, глядь, колеса врозь!».

И в 1943 году, когда были впервые двинуты на наши позиции в знаменитом сражении на Курской дуге германские танки марки «тигр», газеты «Правда» и «Красная звезда» в один день напечатали карикатуры, высмеивавшие расчеты гитлеровцев запугать наших бойцов этими «тиграми». Некоторое время художники изображали Гитлера не иначе, как верхом на битом тигре или в рваной тигровой шкуре с полуоторванным хвостом. Это осмеяние даже сильного противника вызывало у солдат чувство морального превосходства, ослабляло и даже уничтожало страх перед стальным чудовищем. Размышляя о роли смешного, когда дело идет о судьбах мира, роли комического, когда происходит трагедия, я считаю наиболее ценным в этом вопросе мнение тех, кто, как мне кажется, более других вправе судить о том, нужна или не нужна смешная сатира в обстановке битвы не на жизнь, а на смерть. Этих, наиболее авторитётных критиков не пришлось специально опрашивать -- они сами, по собственной инициативе и охотно, прислали отзывы о работе советских карикатуристов.

Эти драгоценные отзывы написаны одни наспех, карандашом, быстрым трудноразборчивым почерком, другие -- старательно, чернилами, ровными красивыми строчками. Они написаны и на измятых страничках из школьных тетрадей, и на обороте каких-то старых бланков, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один -- «Полевая почта, номер такой-то».

Где теперь воины, писавшие в редакцию отзывы о работе советских карикатуристов? Как сложились их судьбы? Кто из них увидел великий день Победы, а кто не дожил до торжества правого дела? Куда привели их дороги войны?

Но пусть мысли и чувства, высказанные читателями-фронтовиками в те суровые и славные годы, прозвучат сегодня, пусть оживут для нового поколения, как еще одно свидетельство силы духа советских солдат, бивших фашистов не только оружием, но и спокойным жизнеутверждающим оптимизмом, умением видеть в свирепом облике врага смешное и презренное.

Так в годы Великой Отечественной войны советская карикатура сделала все, что могла, чтобы с честью оправдать высокое звание боевого оружия. Она вела сатирический огонь по врагу со страниц центральной и фронтовой печати, резала агитационными плакатами, «Окнами ТАСС», поднималась красочными плакатами на перекрестках военных дорог, рассыпалась летучим дождем листовок. Шагая в боевых подразделениях, она вместе с воинами отступала почти до Москвы, наступала от берегов Волги, пришла в Берлин и, несколько позже, в Нюрнбёрг, где были вынесены приговоры главарям гитлеровского рейха. Присутствие советских карикатуристов на историческом Нюрнбергском процессе явилось как бы последней, наполненной большим символическим смыслом страницей их военно-патриотической деятельности в годы Великой Отечественной войны. Почетная миссия -- быть представителями всех художников-бойцов, карикатуристов больших и малых, центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет, быть посланцами всей советской боевой изобразительной публицистики -- выпала на долю небольшой бригады, которую составили Кукрыниксы и Б. Ефимов. И мы своими глазами увидели то, что на протяжении всех дней великой борьбы нашего народа с захватчиками советские карикатуристы не раз с глубокой верой изображали в рисунках и плакатах, -- мы увидели, наконец, кровавых гитлеровских преступников на скамье подсудимых перед грозным судом народов.

Геринг, Розенберг, Риббентроп, Кейтель и другие фашистские изверги, которых художники сотни раз рисовали, так сказать, заочно, предстали перед ними там, в Нюрнберге, воочию в роли натурщиков поневоле. Вот они с блокнотами и карандашами стоят у барьера, отделявшего скамью подсудимых от зала. Первым с краю в полутора метрах от них сидит Геринг. Невольно приходит сравнение: так в террариуме зоопарка близко рассматривают отвратительного, шевелящего своими кольцами жирного удава, которого, кстати, очень напоминал Геринга холодными злыми глазками, огромным беззубым ртом, скользящими движениями тяжелого тела. Сначала Геринг делает вид, что не обращает ни на кого внимания. Потом это пристальное разглядывание советских художников начинает его раздражать, и он нервно отворачивается, метнув исподлобья свирепый взгляд в нашу сторону… Но мы продолжаем работу -- не ради любопытства. Нет! Мы, художники, должны запечатлеть для истории каждый момент справедливого суда народов над теми, кто хотел уничтожить цивилизацию, мир и счастье на земле. Мы должны с помощью искусства карикатуры раскрыть людям звериную сущность этих «правителей», показать их ничтожество, подвергнув осмеянию идеи мирового господства, которые они вынашивали.

Наступили дни мирной жизни…

Плакаты в годы ВОВ

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. Во второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыннксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвиче собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт. Самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированным городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.

Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята верх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката -- Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг -- защитить Отечество.

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

С плаката художника Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках -- тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование -- отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам. Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв, спасшего человечество от фашистского рабства.

Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.