Open
Close

Русские крейсера, справочник, ч.3. Тактико-технические характеристики крейсера Россия

Крейсер (голл. kruiser, от kruisen - плавать морем) - боевой надводный корабль способный выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с легкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие.

Есть и другое толкование слова «крейсер» - произошло от голландского слова «крейц» - крест.

Со второй половины 20-го века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация судов для выполнения конкретных задач привела к практическом исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсеры, из флотов многих стран. Только военно-морские силы США, России,Франции и Перу используют их в настоящее время.

Эпоха парусов

Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии.

Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его устройство. Крейсерами обычно были достаточно маленькие, но быстрые суда. В XVII веке линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное плавание, например, к другим континентам, и они были слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в патрульных миссиях. Поэтому для крейсерских целей (разведки, передачи донесений, разрушения вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий) использовались более мелкие корабли.

В течение XVIII столетия основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты - небольшие быстрые и маневренные корабли, оснащенные для дальних походов, со сравнительно слабым вооружением - одной орудийной палубой. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, а также ряд других типов судов.

Первые паровые крейсера

В 1860-1870-х гг появился новый тип судов - быстроходные парусно-винтовые рейдеры. Наиболее известным кораблем того времени является корабль флота конфедератов «Алабама», построенный в Англии винтовой военный шлюп. С 1862 по 1864 им было захвачено более 60 судов, потоплен корабль флота США «Гаттерас» (канонерская лодка). 11 июня 1864 года в ходе битвы у французского порта Шербур «Алабама» была потоплена кораблем флота США «Керсардж».

После Крымской войны 1853-1855 годов у России на Черном море военного флота не было - в соответствии с Парижским договором разрешалось только плавание пароходов Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), которые являлись торговыми судами. С инициативой о вооружении торговых судов выступил лейтенант С. О. Макаров. Для этого у РОПИТа были зафрахтованы пароходы «Веста», «Владимир», «Эльбрус», «Аргонавт» и яхта «Ливадия». Переоборудованные и вооруженные артиллерией они превратились в легкие крейсера.

Их командиры (С. О. Макаров, Н. М. Баранов, Ф. Ф. Артюков и др.) и подчиненные им офицеры и матросы вписали славную страницу в историю русского флота, а сражение «Весты» под командованием капитан-лейтенанта Н. М. Баранова с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» и ее победа в этом неравном поединке были высоко оценены не только высшим командованием, но и зарубежной печатью, которая сравнивала этот бой с подвигом брига «Меркурий».

Пароход-крейсер «ВЕСТА»

Пароход Русcкого общества пароходства и торговли, принятый во время войны с Турцией 1877-78 гг. в морское ведомство и обращенный в крейсер с вооружением:

5 6-дюймовых мортир,
2 9-фунтовые пушки,
1 скорострельная пушка Энгстрема,
шестовые мины.

Водоизмещение 1.800 тонн, машина - 130 сил с винтовыми двигателями, ход 12 узлов, экипаж 30 офицеров и 78 низших чинов.

С успехом оправдала себя идея С. О. Макарова об использовании минных катеров с борта «Вел. кн. Константина»; его катерами был подорван в Сухуми турецкий броненосец «Ассари-Шевкет». На Батумском рейде утоплен турецкий военный пароход «Интибах».

Пароход РОПиТа "Великий князь Константин" (1857 - 1896 г)

Проект был составлен инженером «Форж э Шантье де ля Медитерране» Делакруа.
Строился пароход во Франции на верфи в городке Ла-Сейн (фр. la Seine), расположенном близ Тулона.

В ходе переоборудования (1867 г. ) пароход получил на вооружение одну 6-дюймовую (152-мм) мортиру, две 9-фунтовых (107-мм), две 4-фунтовых (87-мм) и две 3-фунтовых (76-мм) нарезные пушки (по другим данным - 1 152-мм мортира и 4 9-фунтовые пушки), а также шестовые мины. Главным оружием стали четыре паровых минных катера, поднимавшихся на борт парохода специально сконструированными шлюпбалками.

Боевые действия. Минные операции корабля
30 апреля - 1 мая 1877. Атака яхты «Султание» на Батумском рейде
28-29 мая 1877. Атака броненосного корвета «Иджлалие» на рейде Сулина
11-12 августа 1877. Атака броненосца «Ассари-Шевкет» (или «Ассари-Тевфик») на Сухумском рейде
15-16 декабря 1877. Торпедная атака броненосцев на Батумском рейде
13-14 января 1878. Потопление канонерской лодки «Интибах» на Батумском рейде. Первая в истории упешная торпедная атака

В 1896 году «Великий князь Константин» был продан с торгов на лом.

Винтовой фрегат "Генерал-адмирал"
1857 - 1870


Заложен 9 сентября 1857 года в Нью-Йорке. Спущен на воду 9 сентября 1858 года. Вступил в строй в июне 1859 года. 14 июня 1869 года исколючен из списков и в 1870 году разобран.
Водоизмещение 5670 т. Размерения 99.0x16.7x6.9/7.16 м
Воружение 2 - 273, 58 - 196/13, 4 - 173 мм чугунные, 1 - 152 мм и 2 122 мм единорога
Бронирования нет
Механизмы 2 горизонтальные машины прямого расширения завода "Новелти Айрон Воркс" мощность 2000 и.л.с. 6 котлов 1 винт
Скорость на испытаниях 12.25 узла (под парусами до 14 узлов) Дальность плавания 5000 миль. Экипаж 25 офицеров и 765 матросов

В 1863-1864 годах Франция и Англия готовились к выступлению против России. В качестве контрмеры из Балтийского моря в Атлантический океан была послана эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского. В состав эскадры входили пароходофрегаты «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветы «Варяг», «Витязь» и клипер «Алмаз». Одновременно вышла и вторая эскадра для действий в Тихом океане. Эта эскадра, которой командовал А. А. Попов, состояла из корветов «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик» и клиперов «Абрек» и «Гайдамак».

На палубе фрегата "Ослябя"

Винтовой фрегат "Ослябя" 1858 - 1874
Заложен 21 декабря 1858 года на Охтинской верфи. Спущен на воду 8 октября 1860 года.
19 октября 1874 исключен из списков флота

Водоизмещение 2980 т. Размерения 79.7x14.2x5.6/6.3 м
Вооружение 1 - 196/15, 26 - 196/13, 22 - 173 мм. Бронирования нет.
Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения завода Карр и Макферсон мощность 890 и.л.с. 4 котла 1 винт
Скорость на испытаниях 9.7 узла. Дальность плавания 1100 миль. Экипаж 37 офицеров и 445 матросов.

Неожиданное их появление в Нью-Йорке и почти одновременно в Сан-Франциско произвело сильное впечатление, тем более что еще свежи были в памяти воспоминания о крейсере южан «Алабама», который почти парализовал торговлю северян во время гражданской войны между северными и южными штатами Америки. В Англии практичные коммерсанты подсчитали, что теперь дело придется иметь с одиннадцатью русскими «Алабамами». Газеты Англии быстро сменили воинственный тон на более миролюбивый. В стране начали собираться антивоенные митинги, в адрес правительства направлялись многочисленные петиции. В результате опасность конфронтации миновала.


Винтовой фрегат "Алексадр Невский"
1859 - 1868

Заложен 19 декабря 1859 года на Охтинской верфи. Спущен на воду 21 сентября 1861 года. Вступил в строй в ноябре 1863 года. Летом 1868 года фрегат заходил в Черное море. В ночь на 13 сентября 1868 года, возвращаясь на Балтику из заграничного плавания, фрегат при подходе к проливу Скагеррак шел под парусами со скоростью 10,5 узла; врезался в косу у местечка Кноппер (Дания). 2 ноября 1868 года исключен из списков флота
Водоизмещение 4571 т. Размерения 91.6x15.5x6.9 м
Вооружение 23 - 196/15, 26 - 196/13, 22 - 173 мм
Бронирования нет
Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения Ижорского завода мощность 2560 и.л.с. 4 котла 1 винт
Скорость 12.23 узла (под парусами до 14 узлов) Дальность плавания 1500 миль. Экипаж 41 офицер и 664 матроса

Эти события убедили общественность, что нужно создавать флот, который в мирное время служил бы торговым целям, а во время войны в считанные недели мог превратиться в быстроходные легкие крейсера с неограниченным районом плавания.

Весной 1878 года было созвано первое заседание правления Добровольческого народного флота, который создавался на добровольные пожертвования жителей России. На пожертвования были куплены в Гамбурге три парохода, получившие названия «Россия», «Москва» и «Петербург».

Следующими судами, приобретенными за границей, были пароходы «Ярославль», который после переоборудования в крейсер был переименован в «Память Меркурия» и зачислен в состав Черноморского флота, «Владимир», «Владивосток», «Азия», «Африка», «Европа» и «Забияка».

Крейсер "Азия"
(до середины мая 1878 года - американский пароход "Колумбус"["Columbus"])
(с октября 1912 года до 11 сентября 1914 года - пароход "Кавказ")
1874 - 1923


Бывший американский пароход "Колумбус", приобретенный в середине мая 1878 года за 275 тысяч долларов.
Спущен на воду в сентябре 1873 года на верфи Крампа в Филадельфии.
В начале декабря 1878 года корабль вышел в Европу, сделав переход за 12 дней. Летом 1879 года прибыл в Кронштадт где была установлена артиллерия.
18 октября 1879 года вышел из Кронштадта на Дальний Восток.
С 1 февраля 1892 года - крейсер 2 ранга. В 1898 году прошел ремонт машины - мощность возросла до 2700 л.с.
В 1901 году установили 4 новых паровых котла. С марта 1906 года - посыльное судно.
16 августа 1911 года исключен из списков флота и передан Комитету морских экскурсий, в октябре 1912 года
под наименованием "Кавказ" - Русскому спасательному акционерному обществу и в следующем году -
Лиге обновления флота. 11 сентября 1914 года зачислен в состав Балтийского флота транспортом, затем переведен
в Учебно-минный отряд, где был вооружен двумя 47-мм орудиями. С мая 1918 года в порту на хранениии
В конце сентября 1923 года судно продали для разделки на металл.

Водоизмещение 2449 т. Размерения 82x10.7x4.8 м
Воружение - 3 - 152 мм, 5 - 107 мм, 4 - 25.4 мм картечниц Пальмкранца, 2 - 44.5 мм орудий Энгстрема
Бронирование: нет
Механизмы 1 вертикальная машина 1200 и.л.с., 4 котла, 1 винт
Скорость 12.5 узла Дальность плавания 9600 миль. Экипаж 11 офицеров и 207 матросов

Клипер "Крейсер"
(с 27 октября 1909 года - "Волхов")
1873 - 1924


Заложен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 20 февраля 1873 года,
спущен на воду 29 августа 1875 года, вступил в строй в 1876 году
C 11 марта 1906 года - учебное судно. С 1909 года - транспорт "Волхов"
Корабль исключен из списков 9 декабря 1910 года, с 24 октября 1911 года - блокшив.
Сдан на слом в 1924 году

Водоизмещение 1380 т. Размерения 63,2/70,5x10x4.4/5.1 м
Воружение - 3 - 152/28, 4 - 87 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 - 64 мм (дес), 1 ТА
Бронирование: нет
Механизмы 1 горизонтальная машины прямого расширения 1206 и.л.с. Ижорского завода, 4 котла, 1 винт
Скорость 11.5 узлов Дальность плавания 1600 миль. Экипаж 12 офицеров и 187 матросов


Крейсер "Забияка"
1878 - 1905
Заложен на верфи Крампа в Филадельфии, США 1 июля 1878 года (официальная закладка 22 июля 1878 года),
Во время постройки крейсер называли "Австралия", "Америка" и наконец с 12 октября 1878 года - "Забияка".
Спущен на воду 9 октября 1878 года, вступил в строй 25 мая 1879 года
Прибыл в Кронштадт 5 августа 1879 года (после столкновения в Ла-Манше с пароходом Lord Byron).
1 июня 1880 года ушел из Кронштадта на Тихий океан. В Кронштадт возвратился 22 мая 1883 года.
В 1885 году зачислен в отряд Средиземного моря, в 1888-1889 годах стационер в Пирее.
В 1886 году на крейсер установили новые котлы Кронштадтского пароходного завода.
В 1891-92 годах снова на Средиземном море, затем ушел на Тихий океан.
Прошел в 1898-1899 годах капитальнй ремонт во Владивостокском порту. Установлены котлы Балтийского завода.
В декабре 1902 года перечислен в Сибирскую флотилию. К началу Русско-Японской войны находился в Порт-Артуре.
15 апреля 1904 года разоружен. 12 октября 1904 года получил три попадания японских снарядов и затонул.
19 декабря перед сдачей крепости был подорван корпус.

Водоизмещение 1236 т. Размерения 67,4x9.1x4.4 м
Воружение - 2 - 152/28, 4 - 107 мм, 4 - 25 мм, 1 - 3 фн. г., 1 ТА
Бронирование: нет
Механизмы 1 вертикальная машина двойного расширения 1557 и.л.с., 2 дв. котла, 1 винт
Скорость 15.5 узла Дальность плавания 6000 миль. Экипаж 16 офицеров и 135 матросов

Тогда же появились первые броненосцы - суда, обладающие железной бронёй. Из-за того, что у первых броненосцев была одна орудийная палуба, их классифицировали как броненосные фрегаты, не смотря на то, что они были сильнее деревянных линейных кораблей. К 1870-м гг быстрое развитие судостроения позволило создавать быстроходные броненосные суда, предназначенные для самостоятельного рейдерского плавания и патрулирования. Эти суда переняли у предшественников название - их стали называть броненосными крейсерами, а их ещё более бронированные собратья переняли у деревянных предшественников название «линейный корабль». До 1890-х гг броненосные крейсера обычно обладали помимо парового двигателя ещё и парусами, что позволяло им действовать вдали от своих угольных станций.

В России первыми крейсерами стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855-1857) и бронированный крейсер «Генерал-адмирал» (1873).

Полуброненосный фрегат "Генерал-адмирал"
(после 25 октября 1909 г. - "Нарова")
(после 5 сентября 1924 г. - "25 Октября")
1870 - 1953


Заложен в ноябре 1870 года на Невском заводе Санкт-Петербург, Россия.
Спущен на воду 26 сентября 1873 года. Вступил в строй в 1878 году.
С 1906 года учебное судно. В 1909 году переименован в "Нарову"
и перечислен в класс заградителей.
В 1913-1914 годах сменил котлы на Кронштадском пароходном заводе
12 апреля 1918 года интернирован в Гельсингфорсе, 14 мая 1918 года возвращен
В 1920 - 1924 гг. учебное судно. С 5 сентября 1924 г. минный заградитель "25 Октября".
13 июня 1937 г. переоборудован и переклассифицирован в несамоходную плавбазу.
Исключен из списков ВМФ 28 июля 1944 г. и поставлен на отстой.
Затонул в Угольной гавани Ленинграда из-за течи в корпусе, поднят в 1953 г. и сдан на слом

Водоизмещение 4604 т. Размерения 87.0x14.6x5.8/7.1 м
Воружение первоначальное 4 - 203/22, 2 - 152/28, 4 - 87 мм (4-фн)
Бронирование, железо борт 4"-6", каземат 6", палуба 13 мм
Механизмы 1 горизонтальная машина прямого расширения завода Берда мощность 4470 и.л.с. 12 котлов 1 винт
Скорость на испытаниях 13.57 узла Дальность плавания 3900 миль. Экипаж 482 человека

Крейсера на рубеже XIX-XX веков

К концу XIX века сложилось деление на броненосные и бронепалубные крейсера. Бронепалубные крейсера были менее защищёнными, по сравнению с броненосными, бронёй у них защищалась только палуба, а не борта. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони.

Крейсер I ранга "Дмитрий Донской"
1880 - 1905


10 сентября 1880 года начата сборка корпуса на стапеле Нового Адмиралтейства.
Крейсер был спущен на воду 18 августа 1883 года, вступил в строй в мае 1885 года
Корабль участвовал в Цусимском сражении. Затоплен экипажем утром 16 мая 1905 года
у, о. Дажелет в точке с координатами 37°30" с.ш., 130°57" в.д.

Водоизмещение 6200 т. Размерения 90,4/93,4x15.8x6.4/7.8 м
Воружение - 2 - 203/30, 14 - 152/28, 6 - 87 мм, 10 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 4(+1) НТА
Бронирование: компаунд, борт 100-152 мм, палуба 12,7 мм
Механизмы 2 вертикальные машины двойного расширения 6609 и.л.с. Балтийского завода, 4 одинарных, 4 двойных котла, 1 винт
Скорость на испытаниях 16.2 узла Дальность плавания 2830 миль. Экипаж 23 офицера и 492 матросов

Броненосный крейсер "Громобой"
1897 - 1922

Заложен 14 июля 1897 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Спущен на воду 26 апреля 1889 года. Вступил в строй в октябре 1900 года
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров.
Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 июня 1904 года потопил японский транспорты "Идзумо-Мару" и "Хитачи-Мару" и совместно с другими крейсерами 25 апреля 1904 года транспорт "Хагинура-Мару", 26 апреля - "Кинсю-Мару".
В период с 17 июля по 2 августа 1904 года уничтожил 6 японских шхун, британский пароход "Найт Коммандер" и германский пароход "Теа". С 8 по 11 мая 1905 года - еще 4 японских судна.
14 августа 1904 года вел бой с японскими крейсерами в Корейском проливе.
Прошел капитальный ремонт в 1907-1911 гг. на Кронштадтском пароходном заводе.
Были установлены новые котлы, казематы для 8 152-мм и носовых 203-мм орудий,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата Металлического завода и все 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы "Виккерс". Кормовые 203-мм орудия защитили общим казематом, 2 152-мм орудия с оконечностей перенесли в адмиральский салон. В носу и корме установили бронированные рубки для дальномеров, усилили защиту дополнительных казематов на верхней палубе.
Грот-мачту перенесли ближе к корме, а на место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив на каждой из них прожектора и наблюдательные площадки. По механизмам работы выполнял Франко-Русский завод.
Участвовал в первой мировой войне (дозорная служба в устье Финского залива, летом 1916 года набеговые операции на коммуникации противника, прикрытие минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота).
В июне 1915 года крейсер довооружили, позднее установили новые элеваторы и по две 63-мм и 47-мм зенитки.
Участвовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 9 по 10 декабря 1917 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В 1919 году 152-мм орудия крейсера были сняты и переданы флоту Советской Латвии для обороны Риги.
1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 года сдан "Рудметаллторгу" для разборки.
30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям был поднят частными фирмами и разобран на металл.

Водоизмещение 12455 т. Размерения 146.6/144.2/140.6x20.9x7.9 м
Воружение первоначальное - 4 - 203/45, 16 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47 мм, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 4 ПТА
Бронирование: гарвеевская броня - борт 152 мм, траверзы 152/102 мм, казематы 51-121 мм, палуба 37-64 мм, рубка 305 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 15496 и.л.с. 32 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 20.1 узла Дальность плавания 8100 миль. Экипаж 28 офицеров и 846 матросов

Бронепалубный крейсер "Аврора"
1897
6 апреля 1897 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 23 мая 1897 года
заложен на эллинге Адмиралтейского судостроительного завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 мая 1900 года, вступил в строй 17 июля 1903 года. Во время русско-японской войны входил в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры Балтийского флота.
После Цусимского сражения ушел в Манилу, где 9 июня 1905 года был интернирован местными властями. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1906-1908 гг. на Франко-Русском и Балтийском заводах. Кроме того был снят боевой фор-марс, переделали боевую рубку, демонтировали торпедные аппараты и установили минные рельсы. Число 152-мм орудий довели до 10 (за счет 4х 75-мм). С ноября 1916 года по ноябрь 1917 года прошел повторный капитальный ремонт на Франко-Русском заводе с заменой котлов и перевооружением (были демонтированы 75-мм орудия, увеличены углы возвышения 152-мм орудий, число которых было доведено до 14). В период первой мировой войны нес дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Участвовал в обороне Рижского залива летом 1916 года, февральской революции. В ночь на 7 ноября 1917 года радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в руки временного революционного комитета и воззвание "К гражданам России", подписанное В.И. Лениным.
В 21 час 45 минут того же дня холостым выстрелом из носового орудия крейсер подал сигнал к штурму Зимнего дворца.
С 7 по 14 ноября 1917 года участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С 4 по 9 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года по 9 ноября 1922 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 152-мм орудия крейсера были сняты и отправлены на Волжскую военную флотилию для вооружения плавающих батарей. В ноябре 1922 года переформирован в учебный корабль.
Прошел капитальный ремонт с ноября 1922 года по 23 февраля 1923 года. С 9 июля по 24 августа 1924 года поход с посещением Бергена (Норвегия). С 28 июля по 12 августа 1928 года визиты в Осло (Норвегия) и Копенгаген (Дания), с 15 по 24 августа 1929 года - в Свинемюнде (Германия), с 15 июля по 24 августа 1930 года - поход с посещением Бергена (Норвегия), Мурманска, Архангельска
и Кристиансанда (Норвегия). 2 ноября 1927 года награжден орденом Красного Знамени и первым в РККФ поднял орденский Военно-морской флаг.
В начале Великой Отечественной войны был разоружен. Орудия отправили на сухопутный фронт и на корабли Черноморского флота. В годы войны использовался в качестве плавающей казармы для размещения экипажей подводных лодок. 30 сентября 1941 года от попаданий артиллерийских снарядов противника лег на грунт в Ораниембауме. 20 июля 1944 года поднят аварийно-спасательной службой Краснознаменного Балтийского флота и в 1945 году отбуксирован в Ленинград для ремонта на Балтийском судостроительном заводе. 6 ноября 1948 года поставлен на прикол на набережной Большой Невки.
В 1984 - 1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Объем работ позволяет говорить о создании заново макета крейсера с использованием некоторого количества подлинных деталей.
В настоящее время используется как музей.

Водоизмещение 7000 т. Размерения 123.7/x16.8x6.4 м
Воружение первоначальное - 8 - 152/45, 24 - 75/50, 8 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 1 НТА, 2 ПТА
Бронирование: палуба 38-60-76 мм, рубка 152 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 12300 и.л.с. 24 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 19.2 узла Дальность плавания 4000 миль. Экипаж 20 офицеров и 550 матросов

В конце XIX века изменения происходили так быстро, что новые крейсера вполне могли превосходить линейные корабли предыдущего поколения, построенные всего несколько лет назад.

Бронепалубный крейсер "Кагул"
(до 25 марта 1907 года и с 1 апреля 1917 года до сентября 1919 года - "Очаков")
(после сентября 1919 года - "Генерал Корнилов")
1901 - 1933
4 мая 1901 года зачислен в списки судов Черноморского флота и 27 февраля 1901 года заложен на казенной верфи в Севастополе, спущен на воду 21 сентября 1902 года, вступил в строй 10 июня 1909 года.
С 13 по 17 ноября 1905 года будучи на достройке возглавил восстание флотской дивизии под руководством лейтенанта Шмидта, при подавлении которого был сильно поврежден. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 8 октября 1916 года в Севастопольском военном порту с перевооружением.
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота, но 1 мая 1918 года был захвачен немцами и 2 мая 1918 года включен в состав ВМС Германии на Черном море.
24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам.
3 мая 1919 года зачислен в состав морских сил Юга России.
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту,
где был 29 декабря 1920 года интернирован французскими властями.
29 октября 1924 года признан Францией собственность СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1933 году разобран в Бресте (Франция) на металл.



Механизмы 2 вертикальные машины тройного расширения Сормовского завода, мощность 19500 и.л.с. 16 котлов Бельвиля, 2 винта

Бронепалубный крейсер "Память Меркурия"
(до 25 марта 1907 года - "Кагул")
(после 31 декабря 1922 года - "Коминтерн")
1901 - 1942
23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства,
спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 года по 1 мая 1914 года в Севастопольском порту.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей.
С 23 января по 5 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции,
в октябре 1916 года обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце.
С декабря 1916 года по апрель 1917 года проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением.
16 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота.
28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение,
где 1 мая 1918 года был захвачен немцами и использовался в качестве плавающей казармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии. 24 ноября 1918 года захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам.
19 февраля 1919 года разоружен, а в период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы. 29 апреля 1919 года освобожден частями Красного Украинского фронта, но 24 июня 1919 года вновь захвачен белогвардейцами. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 года захвачен частями РККА и в 1921 году, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря. В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй.
В 1930 г. 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы.
Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель. 16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942 года разоружен для комплектования сформированных 17 августа 1942 года береговых артиллерийских батарей N 743, 744, 746, 747 (по 2 130-мм орудия на каждой), N 173 (3 76,2-мм орудия) и N 770 (3 45-мм орудия) на подступах к Туапсе.
Затоплен в качестве брандера в устье реки Хопи для создания волнолома.

2 февраля 1943 года исключен из списков судов ВМФ.
31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея N 626.

Водоизмещение 6645 т. Размерения 134,0x16.6x6.3 м
Воружение 12 - 152/45, 12 - 75/50, 8 - 47 мм, 2 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 6 ТА
Бронирование: палуба 35-70 мм, каземат 35-79 мм, башни 125 мм, рубка 140 мм
Механизмы 2 вертикальные машины тройного расширения, мощность 19500 и.л.с. 16 котлов Бельвиля, 2 винта
Скорость 23 узла. Дальность плавания 5320 миль Экипаж 20 офицеров и 547 матросов

Крейсера Первой Мировой

Перед первой мировой войной появились новые типы крейсеров - линейные, скауты. Калибр артиллерийского вооружения колебался от 102 мм до 457 мм. При проектировании линейных крейсеров было нарушено эмпирическое правило, что сбалансированный корабль должен выдерживать огонь своих орудий. Считалось, что линейные крейсера за счет большей скорости смогут уйти от превосходящего противника, а за счет большей огневой мощи потопить любой крейсер других флотов.

18 июня 1911 г. было уверждено «Задание на проектирование броненосных крейсеров для Балтийского моря»; окончательно устанавливалась скорость полного хода - 26,5 уз, при которой нормальный запас топлива рассчитывался на 24, а полный - на 72 ч плавания. Существенно менялось артиллерийское вооружение: три трехорудийные 356-мм башни главного калибра располагались равномерно по длине корабля, противоминную артиллерию составляли двадцать четыре 130-мм орудия в казематах, предусматривалось не менее четырех 63-мм пушек «против воздушных шаров и аэропланов». Поясная броня по ватерлинии усиливалась до 254 мм в средней части и 127 в оконечностях (с сохранением внутренней переборки); верхний пояс- 127 мм в районе казематов и 76 в носу, в корме же «может совершенно отсутствовать», толщина стенок боевых рубок и башен увеличивалась до 305, их крыш - до 127, а лобовой брони башен - даже до 356 мм. Впервые в практике отечественного судостроения признавалось желательным «иметь приспособление для автоматического переливания водяного груза с борта на борт», т. е. пассивные успокоители качки.

12 октября 1912 г. заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименования «Измаил» и «Кинбурн», Адмиралтейскому - «Бородино» и «Наварин», а вся серия - типа «Измаил». 6 декабря после торжественной закладки крейсеры официально зачислили в списки флота, хотя теоретических чертеж их корпуса еще не был утвержден окончательно.

Спуск на воду линейного крейсера "Бородино" со стапеля Адмиралтейского завода,

Проект разработан специалистами Балтийского и Адмиралтейского заводов на основе проекта ЛК типа «Севастополь». В отличие от прототипа имели полубак, только одну боевую рубку, усиленное бронирование и вооружение. На момент проектирования и закладки считались самыми мощными артиллерийскими кораблями в мире, но так и не были достроены.

21 августа 1923 года продан немецкой судоразделочной фирме и 16 октября подготовлен к буксировке в Киль, где вскоре корабль был разделан на металл.
Тактико-технические характеристики
Размерения:

Длина 222,4 м
Ширина 30,5 м
Осадка 8,82 м
Водоизмещение:
стандартное 33 986 тонн
полное 36 646 тонн
Вооружение:

356/52 4х3
130/55 24
75/50 8
63 мм зенитные орудия 4
пулемёты 7
ПТА 450 мм 6
Бронирование: (круппа)

главный пояс 125/237,5/125 мм
тыльная продольная переборка 25/50 мм
верхний бортовой пояс 75/100 мм
траверзы 100 мм
палубы: верхняя/средняя/нижняя (скосы)/кубрик 37,5/20+40/25+50/20 мм
башни: лоб/бока/крыша 300/300/150 мм
барбеты 250/150 мм
рубка: бока/крыша/броневой колодец связи 400/250/75
дымоходы 50 мм
Механизмы: 6 турбин Парсонса 70000 л.с., 25 котлов Ярроу (16 смешанных и 9 нефтяных), 4 винта
Скорость: 28,5 узла
Дальность плавания: 2280 миль на 26.5 узлах
Экипаж: 42 офицера / 33 кондуктора / 1100 нижних чинов

Еще материалы

Это продолжение моего поста по "Авроре" и ее одноклассниках (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ.

1) Броненосные крейсера

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою

"Память Азова" и "Нахимов" я тут не учитываю - первый стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), второй не получил в ходе ремонта и модернизации новую артиллерию, пошел в бой и погиб со старой...
Так что остается 8 кораблей этого класса:

"Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу" (2-ю) со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика" (2-го) в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй...

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 20 лет (с момента закладки "Рюрика" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 25 кораблей крейсерского типа (+2 перевооруженных на новую артиллерию старых), недостроен только 1 из заложенных. 14 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 8 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 3 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

"Генерал-Адмирал" (вступил в строй в 1875 г.) - считается первым в мире броненосным крейсером!

Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), "дожившие" до 20 века...
1) Броненосные крейсера


Родоначальник класса - на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним "Герцог Эдинбургский". Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии - из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно - увеличение расходов на флот - "в ответ" (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли - броненосцы и крейсера - с казнозарядной артиллерией "серьезного" калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). "Вот что Крупп животворящий делает!"
Еще через год вступил в строй "долгострой" "Минин" (из-за катастрофы с британским "Кэптеном" его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили "Князя Пожарского".
Из этих 4-х "Пожарского" списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, "Минин" погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)

Минзаг "25 октября" - бывш. "Нарова", бывш. "Генерал-Адмирал" в ВМФ СССР...

О "Мономахе" и "Донском" писал в Ч.1, так что дальше идет башенный "Нахимов" - он погиб при Цусиме со старой артиллерией - перевооружить не успели!

А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, "Память Азова", "Рюрик", "Россия" и "Громобой"

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!

Затем ошибочные, но однотипные "Баяны" (2 имярек, французской постройки, "Паллада" и "Адмирал Макаров" - отечественной) и "Рюрик-2" (британской постройки)
"Память Азова" стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: "Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу") со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика-2" в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости... А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм - и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с "Генерала-Адмирала" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

Русские крейсера Тихого океана

Вся история освоения русского Дальнего Востока, все важнейшие события, способствовавшие утверждению русской государственности на его берегах, связаны с крейсерами. Без этих кораблей, которые могли совершать длительные автономные плавания, были бы невозможны открытие, описание, освоение и охрана новых русских земель на Тихоокеанском побережье. Первыми кораблями крейсерского назначения стали морские кочи Федота Попова и Семена Дежнева, которые в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой, а затем первыми из русских ступили на земли Камчатки и Аляски. На этих кораблях отважные “служилые и промышленные люди” упорно продвигались на Восток и своими выдающимися открытиями подготовили выход России к берегам Тихого океана.

С основанием в 1784 г. русских поселений в Америке (экспедиция Г.И. Шелихова) и созданием Российско-Американской компании начались регулярные рейсы ее судов в Россию и на Дальний Восток.

В 1803 г. по инициативе капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна для установления торговых отношений с Китаем и Японией и помощи Российско- Американской компании два ее шлюпа “Надежда” и “Нева” под военными флагами были посланы на Дальний Восток. Первое кругосветное плавание русских военных кораблей продолжалось ровно три года. Вслед за этой экспедицией в 1806-1852 гг. на шлюпах, бригах и фрегатах было совершено еще более 30 плаваний, каждое из которых замечательно географическими открытиями, проявленными мужеством и героизмом, упорным освоением берегов Азии и Америки. Целый ряд островов в океане был открыт в экспедиции, организованной Н.П. Румянцевым на бриге “Рюрик” (1815-1818) для поиска пути из Берингова пролива вокруг берегов Америки .

В кругосветном плавании фрегата “Крейсер” 1822-1825 гг. под командованием капитана 2 ранга М.П. Лазарева участвовал мичман П.С. Нахимов. Восемь лет нес службу на Дальнем Востоке корвет “Оливуца”, прибывший в Тихий океан в 1850 г. из Балтики (в 1842-1846 гг. плававший в Черном море под названием “Менелай”). Особое место в ряду кораблей, осваивавших Приморье, принадлежит транспорту “Байкал”. Его командир капитан-лейтенант Г.И. Невельской, несмотря на общепринятое мнение о несудоходности Амура, добился организации экспедиции к устью реки и обширными изысканиями в плавании 1849 г. доказал доступность Амура со стороны моря.

Невельской поднялся вверх по Амуру, основал пост Николаевск и в соответствии с Нерчинским договором с Китаем (1689) объявил весь Приамурский край территорией России. Рассеяв длительное заблуждение о том, что Сахалин – полуостров, Г.И. Невельской открыл пролив, отделяющий остров от материка. Дальнейшие исследования Г.И. Невельского во главе специально учрежденной Амурской экспедиции резко изменили характер знаний о русском Дальнем Востоке и его значении для государства, вплотную поставили вопрос об учреждении в этих водах постоянного военно-морского флота.

В 1852 г. на Дальний Восток с дипломатической миссией адмирала Е.В. Путятина был послан фрегат “Паллада”, в следующем году в Тихий океан ушли для крейсерства у побережья фрегат “Аврора”, корвет “Наварин” и с грузами для Камчатки транспорт “Неман”.

В августе 1853 г. на рейде Нагасаки впервые собрался внушительный отряд русских кораблей: “Паллада”, “Оливуца”, транспорт Российско-Американской компании “Князь Меншиков” и первый русский паровой крейсер на Дальнем Востоке – винтовая шхуна “Восток”. Приобретенная в Англии для совместных плаваний с фрегатом “Паллада”, она в 1852-1855 гг. под командованием лейтенанта В. А. Римского-Корсакова выполнила много гидрографических работ, первой через проливы Татарский и Невельского прошла из Японского моря в Амур. Летом 1854 г русские морские силы пополнил новый, только что построенный фрегат “Диана”, присланный на смену “Палладе”. Такие крейсерские силы с присоединением к ним брига Камчатской флотилии “Охотск” и лучших кораблей Российско-Американской компании могли нанести немалый урон колониям и путям сообщения англо-французских союзников в начавшейся в 1853 г. Крымской войне.

Блистательная оборона Петропавловска-Камчатского 12 августа 1854 г., решающую роль в которой сыграли находившиеся там фрегат “Аврора” и вооруженный транспорт “Двина”, стала, по выражению современника, неожиданным и светлым эпизодом на фоне неудач в Крыму. Десант союзников был сброшен в море, их флот ушел.

Пост Николаевск, преобразованный в конце 1856 г. в город, стал центром Приморского края и главной базой русских морских сил. Расширялся и район действия флотилии, переименованной тогда же из Охотской в Сибирскую. На смену ушедшим в 1856 г. на Балтику “Авроре”, “Оливуце” и “Двине” прибыл заказанный в США пароходо-корвет “Америка”, а летом 1858 г. пришла совершившая кругосветное плавание эскадра капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова, состоявшая из паровых корветов “Воевода”, “Новик”, “Боярин” и клиперов “Пластун”, “Джигит”, “Стрелок”.

Обычными стали плавания наших кораблей в Тихом океане, у берегов Америки, Японии, Кореи и Китая. Новые русские имена и названия появлялись на карте мира в результате их исследовательской деятельности. Под командованием знающих и требовательных адмиралов и командиров выковывались кадры грядущего броненосного флота (в 1861-1866 гг. .на клипере “Стрелок” и других кораблях эскадры Тихого океана проходил практику учившийся в Николаевском морском училище будущий флотоводец С.О. Макаров).

С 1860 г. для стоянок и зимовок кораблей стала использоваться бухта Золотой Рог, в которой был основан пост Владивосток. Велись поиски и более южных баз. В 1861 г. действовавший столь же смело и дальновидно, как и Г.И. Невельской, начальник третьего Амурского отряда капитан 1 ранга И.Ф. Лихачев занял о-ва Цусима по договору с их владетельным князем. Английская дипломатия переполошилась и угрозой войны заставила Россию отказаться от такой опасной для Британии русской незамерзающей базы.

Роль русского флота в международной политике вновь проявилась во время его так называемой “Американской экспедиции”, когда в Нью-Йорке и Сан-Франциско в конце сентября-начале октября 1863 г. были сосредоточены готовые к действиям в океанах две русские крейсерские эскадры. Балтийская эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского состояла из парусно-паровых кораблей: фрегатов “Александр Невский”, “Псресвет”, “Ослябя”, корветов “Варяг” и “Витязь”, клипера “Алмаз”. Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова – из корветов “Богатырь”, “Рында”, “Калевала” и клиперов “Абрек”. “Гайдамак”, “Новик” (погиб на подходе к Сан-Франциско). В случае войны эскадры должны были всеми возможными и допустимыми средствами действовать против английских торговых судов и колоний.

Визит кораблей и их последующие плавания у побережья Америки в 1863-1864 гг. содействовали установлению прочных дружественных отношений между США и Россией, высоко подняли престиж нашей страны в глазах всех народов Американского континента., Исходя из этого опыта в 1869 г. для обеспечения постоянного присутствия русских крейсерских сил в океанах было решено сформировать четыре крейсерских отряда из одного корвета и двух клиперов каждый. Первый отряд должен был нести службу в Тихом океане, второй на Балтике, выполняя необходимый ремонт кораблей после службы на Дальнем Востоке и готовясь к отправке туда снова, а другие на переходах: третий из Балтики на Дальний Восток, на смену действующему там, четвертый – обратно – по окончании трехлетней службы в Тихом океане.

Опасность нового столкновения с Англией из- за угрозы ее вмешательства в отношения России с Турцией потребовала повышенной готовности русских кораблей. В конце 1876 г. к берегам Америки вышли русские Средиземноморская и Тихоокеанская эскадры под командованием контр-адмиралов И.И. Бутакова и О.П. Пузино. До военного конфликта дело не дошло, корабли были возвращены в отечественные и близлежащие воды. В марте 1878 г. в связи с новым обострением обстановки (Англия и Австрия добивались отмены мирного договора, заключенного с Турцией после войны 1877-1878 гг.) флот был снова приведен в боевую готовность.

Крейсерские силы было решено пополнить путем вооружения торговых судов, как это уже делалось во время военных действий в Черном море. На средства, собранные по добровольной подписке, проведенной но всей России, было создано государственное судоходное общество “Добровольный флот”, пароходы которого с начала войны переоборудовались в крейсера.

В 1881 г. при разработке 20-летней судостроительной программы было подтверждено, что крейсерская война в открытых морях продолжает оставаться “почти единственным и весьма сильным средством для “нанесения существенного вреда торговым интересам неприятеля, обладающего более или менее значительным коммерческим флотом” {1} .

И хотя программа предусматривала создание эскадр из мореходных броненосцев, крейсера еще преобладали, и их задачи оставались прежними.

Прежней оставалась и тактика. Учитывая отсутствие в океанах собственных опорных пунктов и баз снабжения, каждому русскому крейсеру предстояло действовать самостоятельно и уметь наносить быстрые и решительные удары, не рассчитывая на чью- либо помощь. Наибольшего эффекта русские крейсера должны были добиваться не столько сражениями с одиночными кораблями противника, сколько созданием паники и “моральной угрозы неприятельской морской торговле”. Этими требованиями определялся тип русского крейсера как рейдера-одиночки с повышенными мореходностью, скоростью, автономностью, мощным вооружением и достаточными комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании.

Исходя из этих требований и материальных возможностей государства по программе 1881г., планировалось создать крейсерский флот из 30 крейсеров: 21 – корветского ранга и 9 – фрегатского. По существу это была программа создания тихоокеанского крейсерского флота. Задача понятная: необъятные просторы Тихого океана, контроль над которыми был не под силу даже огромному британскому флоту, делали русские крейсерские силы здесь практически неуловимыми. Но эти же просторы (более половины площади Мирового океана) бескрайнего бассейна между двумя самыми большими материками мира означали также и жестокие всесокрушающие штормы, изнурительные температурные нагрузки (с почти 50-градусными перепадами от тропической жары к холоду ледовых вод), крайнюю удаленность от своих берегов, сложности снабжения, невозможность серьезного ремонта. Плавания и боевые действия в этих водах требовали предельного напряжения людских сил, исключительно надежной техники и самых автономных и мореходных кораблей.В соответствии с этой задачей развивались две сложившиеся на период парусно-парового флота ветви крейсеров.

В результате развития кораблей корветского ранга, продолжавших прежний конструктивный тип парусных и парусно-паровых корветов и клиперов, таких как деревянные корветы “Боярин” (885 т, 1856 г.). “Варяг”, “Витязь” (2156 т, 1862 г.) и композитные клипера типа “Вестник” (1380т, 1880 г.), к концу XIX в. появились бронепалубные крейсера типов “Витязь” (3200 т, 1884 г.). “Адмирал Корнилов” (5860 т. 1887 г.) и последующие модификации 1899-1901 гг. -корабли водоизмещением около 6500 т группы “Диана”-“Варяг”-“Богатырь”. К ним, имея близкое назначение, примкнули малые (3200 т) крейсера серии “Новик”-“Боярин” (1900-1901 г.).

Корабли фрегатского ранга, дав миру принципиально новый тип броненосного крейсера (защищенного, подобно броненосцам, поясом брони по ватерлинии) – “Генерал-Адмирал” (4750 т, 1873 г.), привели к появлению крейсеров типа “Владимир Мономах” (5750 т, 1882 г.), “Память Азова” (6060 т, 1888 г.) и “Адмирал Нахимов” (8270 т, 1885 г.). Опыт создания всех этих кораблей и должны были воплотить новые более мощные крейсера, в наибольшей степени отвечающие условиям театра и способные противостоять новейшим из английских крейсеров. Первым таким кораблем нового типа стал “Рюрик”.

Из книги Дредноуты автора Кофман Владимир Леонидович

ВЛАСТЕЛИНЫ ТИХОГО ОКЕАНА Линкор «Нагато» на ходовых испытаниях, 1920 г.Самозатопление кайзеровского Хохзеефлотте в Скапа-Флоу безоговорочно вывело японский флот на третье место в мире после британского и американского. Однако Страна восходящего солнца не собиралась

Из книги Японские асы морской авиации автора Иванов С. В.

От центральной части Тихого океана к Филиппинам К середине 1944 г. в войне на Тихом океане произошел перелом: американцы захватили многие опорные пункты периметра обороны Японии и готовились к высадке на Филиппины. Субмарины союзников устроили настоящее избиение

Из книги Российский флот Тихого океана, 1898-1905 История создания и гибели автора Грибовский В. Ю.

Часть I Становление российского флота Тихого океана

Из книги Боевое применение Р-39 Airacobra автора Иванов С. В.

Глава X Эскадра Тихого океана накануне войны с Японией Двухлетнее командование эскадрой вице-адмирала Н.И. Скрыдлова было отмечено приданием ей целесообразной тактической организации. С сентября 1901 г. постоянным флагманским кораблем эскадры стал специально

Из книги Асы США пилоты F4U «Corsair» автора Иванов С. В.

Из книги “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899-1906 гг. автора

Последние победы в юго-западной части Тихого океана К концу 1943 г. подразделения «Аэрокобр», базировавшиеся на Новой Гвинее, получили другие типы истребителей. В последнем квартале 1943 г. поменяли «Аэрокобры» на «Лайтнинги» эскадрильи 13-й воздушной армии. До Рождества

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Центральная часть Тихого океана «Корсары» эскадрилий берегового базирования в основном действовали в юго-западной части Тихого океана, в то время как самолеты F4U палубных подразделений - в центральной его части. Авианосные «Корсары» широко использовались для

Из книги Полуброненосный фрегат “Память Азова” (1885-1925) автора Мельников Рафаил Михайлович

1. Программа для флота Тихого океана Броненосец "Цесаревич" строился по принятой в 1898 г. судостроительной программе "для нужд Дальнего Востока" - самой трудоемкой и, как показали события, самой ответственной из программ за всю историю отечественного броненосного флота.

Из книги Крейсер I ранга "Рюрик" (1889-1904) автора Мельников Рафаил Михайлович

Авианосцы на юго-западе Тихого океана Когда японцы появились на архипелаге Бисмарка, американское верховное командование решило атаковать Рабаул, захваченный ими 23 января. Это задание было дано Оперативному Соединению 11 вице-адмирала Уилсона Брауна. Кроме авианосца

Из книги Минные крейсера России. 1886-1917 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

В юго-западной части Тихого океана Следующей операцией быстроходных авианосцев стала серия атак японских аэродромов на Каролинских островах, чтобы ликвидировать всякую попытку сопротивления высадке в порту Холландия на Новой Гвинее, находившемся в 700 милях южнее

Из книги Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова" автора Белов Александр Анатольевич

Главный часовой Тихого океана

Из книги Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы 10.1918 – 8.1945 гг. Справочник автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги автора

Рапорт командира минного крейсера “Гайдамак” - начальнику штаба Командующего флотом Тихого океана 5 апреля 1904 г. № 30.1904 г. марта 31 дня, находились на рейде на левом траверзе броненосца “Петропавловск” на расстоянии одного кабельтова. Около 10 часов утра, стоя на

Из книги автора

Переход броненосца "Oregon" из Тихого океана в Ки-Вест (Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1898 г.)"Army and Navy Journal" заимствует из частного письма старшего помощника инженера-механика на Североамериканском броненосце "Орегон" г. Оффлея приводимые ниже подробности о совершённом

Из книги автора

2. Операции по захвату южных районов Тихого океана Для выполнения операций по захвату южных районов Тихого океана корабли Второго и Третьего флотов временно были сведены в Объединенный экспедиционный флот. Этот флот подразделялся на следующие соединения: Главные силы,

Т.о. перед началом РЯВ у нас в строю было 18 новых (меньше 10 лет) крейсеров с современной артиллерией (+1 вступил в строй во время войны - "Олег"), к началу 1-й МВ их стало 15 (включая "Алмаз"; еще 6 вступили в строй, но 10 были потеряны).
Тогдашним современным требованиям эти корабли уже не удовлетворяли, поэтому планировалось строительство новых. В 1913-14 гг было заложено 10 кораблей - 8 типа "Бутаков" (две подсерии по 4 ед. - балтийская и черноморская) в России и 2 типа "Невельской" в... Германии! ГК - 130-мм на обоих проектах.
НИ ОДИН из этих кораблей до конца 1-й МВ в строй нашего флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них ("Эльбинг", бывш. "Невельской") погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения (опять "англичанка гадит!), а второй ("Пиллау", бывш. "Муравьев-Амурский", принимал участие в оперции в Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил имя "Бари" и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно (поднят и разобран в 1948 г.).

Итальянец "Бари" (бывш. "Муравьев-Амурский") в Венеции

Из новых крейсеров нашей постройки:

2 на воду не спускали, разобрали на стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, "Грейг" и "Спиридов" достроены в 1926 г. как танкеры (!) "Азнефть" и "Грознефть", первый погиб в шторм на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную баржу, дважды затоплен в Мариуполе - в 1941 г. нашими, в 1943 г. немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.

Бывш. "Спиридов"/"Грознефть" в Мариуполе

Недостроенный "Бутаков" в 1940-41 гг даже назывался "Авророй" (!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
"Светлана", "Нахимов" и "Лазарев" достроены в 1927-28 гг, как "Профинтерн" (позже "Красный Крым"), "Червона 404" и "Красный Кавказ" (последний достроен в 1932 г. по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). "Червона 404" в 1941 г. потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г., переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки ударных задач авиацией). "Красный Крым" и "Красный Кавказ" принимали активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта, пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения, израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм). "Красный Крым" первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в ноябре 1944 г., с 1949 г. учебный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в 1959 г. сдан на слом. "Красный Кавказ" с 1947 г. учебный крейсер, в 1952 г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при испытаниях ПКР "Комета".

"Красный Кавказ" - его хотели перевооружить на ГК 4х2х152-мм, но состояние не позволило

"Красный Крым" салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.

Проект 78 - учебный крейсер из "Бутакова"

Т.о. из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и на полтора десятилетия позже... Одна из причин пренебрежения достройкой легких крейсеров в период 1-й МВ - вступление в строй флота эсминцев типа "Новик" с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные пополнения крейсерами: о выкупленном "Варяге" и его судьбе я уже писал в Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец "Пересвет" (в японском флоте "Сагами"), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК - 254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на германской мине в Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине турецкий крейсер "Меджидие" (американской постройки), на всякий случай его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в 1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в 1947 г., разобран в 50-е.

"Прут" в составе ЧФ

Итого , в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ) крейсера! Это, конечно, не считая "Авроры", "Коминтерна" и "Амура". Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки "Светлан" до вступления в строй "Красного Кавказа") наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но большинство из них так и не получил - бесполезные затраты налицо, хотя и не такие катастрофические, как в классе линкоров - крейсера, всё же, дешевле...
Следующая часть - сталинская.