Open
Close

Разновидностью какой религии является гелугпа. Онлайн Энциклопедия буддизма: буддийская философия, буддийские понятия и термины, будды, бодхисаттвы, гуру и важные символы буддийской Дхармы

Истоки Гелуг
Непосредственным источником вдохновения для традиции Гелуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа, родоначальником которой является индийский учитель Атиша.

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цонкапа. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной учёностью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всём мире. Он вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.

Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения - Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа.

Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелугпа имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Рождение Гелуг
Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно её основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы - Гелуг - в переводе означает «Добродетель» и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.

Особенности традиции Гелуг
В традиции Гелуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики.

Вследствие этого подавляющее большинство гелугпинских лам - монахи, а наставник-мирянин в этой традиции большая редкость.

Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как тантра, так и сутра подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Как правило, учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости (Праджняпарамита), философию Срединного Пути (Мадхьямика), теорию познания, феноменологию и монашескую дисциплину (Винайя). Эти предметы подлежат тщательному изучению с помощью диалектического метода, с использованием индийских текстов, а также индийских и тибетских комментариев к ним. При этом в каждом монастыре чаще всего используются свои учебные пособия. Обучение занимает от 15 до 20 лет. По завершении этого курса монаху присваивается учёная степень геше (доктора буддийской философии), одного из трёх уровней: Дорампа, Цогрампа или Лхарампа, из которых наивысшей считается последняя.

Впоследствии по своему желанию геше может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить своё формальное обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией.

Монах, завершивший обучение и удостоенный степени геше, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.

Учёные Гелуг
Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашённые Чже Цонкапой идеалы учёности и медитативной практики. Среди них был великий учёный Джамьян Шепа (1648-1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728-1791), известный такими трудами, как «Драгоценная гирлянда учений» и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием «Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трёх Колесниц».

Среди других значимых для традиции фигур - Джангья Ролпе Дордже (1717-1786), написавший фундаментальный труд «Изложение философских учений»; Нгаванг Пелден (род. 1797), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на «Обширное изложение учений» Джамьяна Шепы; а также известный учёный Пабонгка Ринпчоче (1878-1941).

Монастыри Гелуг
Цонкапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале Тибетского Нового Года (Лосар). Большой молитвенный фестиваль, или Монлам Ченмо, и по сей день отмечается в Тибете и тибетских общинах в других странах и является одним из основных религиозных праздников года.

После празднования первого Монлама несколько учеников Цонкапы, заботясь о здоровье своего наставника, попросили его сократить количество путешествий. В то время ему было пятьдесят два года. Они предложили построить для него монастырь, и он согласился. Цонкапа обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил указание построить его возле Лхасы, в местечке Дрокри. Монастырь получил название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») - легендарная обитель Будды Майтрейи. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников - Гендун Друбом (1391-1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Официально монастырь открылся в 1409 году.

Позже Ганден, который был поделён на два колледжа - Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов.

Затем в 1416 году Джамьян Чодже Таши Пелден основал монастырь Дрепунг. Было время, когда в нём имелось семь отделений, но позже они слились и образовали четыре: Лоселинг, Гоманг, Деянг и Нгагпа. В наши дни существуют лишь два: Дрепунг Лоселинг и Дрепунг Гоманг.

Другой духовный последователь Цонкапы Джамчен Чодже Шакья Йеши основал монастырь Сера в 1419 году. Сера первоначально состоял из пяти колледжей, которые впоследствии объединились в два - Сера-Дже и Сера-Ме.

Гьялва Гендун Друп, Первый Далай-лама, в свою очередь, стал основателем монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе в 1447 году. Позже этот монастырь стал резиденцией Панчен-лам, которые являются вторыми по значимости духовными иерархами Гелуг.

Нижний тантрический колледж Гьюме был учреждён Чже Шерабом Сенгье в 1440 году, а Верхний тантрический колледж Гьюте основал Гьючен Кунга Дондуп в 1474 году.

В расположенных в окрестностях Лхасы монастырях Ганден, Дрепунг и Сера в период их расцвета обучалось более пяти тысяч монахов в каждом. При этом, по меньшей мере, по пятьсот человек получали духовное образование в тантрических колледжах. В эти учебные заведения стекались юноши из всех трёх провинций Тибета, чтобы получить в них монашеское образование и заняться духовной практикой.

Ганден, Дрепунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг и на протяжении столетий служили оплотом всей линии преемственности традиции Цонкапы. В 1959 году в монастыри вторглись китайские войска, а Ганден был практически полностью разбомблён. Однако традиция Гелуг продолжает динамично развиваться даже после изгнания тибетцев из родной страны. Основные монастыри - Сера, Дрепунг Лоселинг, Дрепунг Гоманг, Ганден и Ташилумнпо, - а также тантрический колледж Гьюме, были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж Гьюте вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш.

] Традиция Гелуг сегодня
Традиция философского и медитативного образования, основанная Цонкапой, продолжает своё развитие и в наши дни - в гелугпинских монастырях, вновь открытых тибетскими беженцами в Индии, а также в центрах тибетского буддизма по всему миру. В России буддизм школы Гелуг получил распространение ещё несколько столетий назад в Бурятии, Калмыкии и Туве, и сегодня возрождается - во многом благодаря неустанным трудам тибетских учителей.

Школа Гелуг, как и остальные школы тибетского буддизма, берет свое начало от Будды Шакьямуни. Также предтечей Гелуг считается школа Кадам и ее основатель, великий индийский практик Атиша (982—1054). Традиция Гелуг была основана тибетским учителем Дже Цонкапой Лобсангом Дракпа (1357—1419), известным как Дже Ринпоче. Дже Цонкапа в 1409 году основал монастырь Дрок Риво Ганден в окрестностях Лхасы (столица Тибета), впоследствии этот монастырь стал главной резиденцией школы Гелуг.

УЧЕНИЕ ГЕЛУГ

Основными писаниями как для Гелуг, так и для других школ тибетского буддизма, являются буддийские каноны — Кангьюр и Тенгьюр. Также Гелуг опирается на тексты основных учителей своей школы — Дже Цонкапы, Гьялцаб Дхарма Ринчена, Кхедруп Гелек Палсанга и многих других.

ШКОЛА «УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ»

Среди всех школ тибетского буддизма Гелуг уделяет наибольшее внимание изучению философии, которое может длиться многие годы. Наиболее важные темы для изучения в Гелуг называются «Пятью важнейшими трактатами» и включают в себя: Праджняпарамиту, углубление мудрости; Мадхьямаку, следование срединному пути; Праману, буддийскую логику, то есть теорию познания; Абхидхарму, феноменологию, и Винаю, дисциплину жизни монаха. Более 15 лет идет углубленное изучение этих «Пяти трактатов», наравне с комментариями на них, которые могут отличаться в разных монастырях школы Гелуг. Когда обучение завершено, проводится экзамен на степень магистра буддийской философии(«геше»), а у степени есть три разряда — дорампа, цогрампа и лхарампа (самый высокий разряд).

Затем состоявшийся геше может продолжить обучение тантре в другом месте, остаться преподавателем в своем монастыре или уйти в длительный медитативный затвор.

Большинство учеников в Гелуг проходят «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» («Ламрим Ченмо») Дже Цонкапы, которое, в свою очередь, основано на «Светочи на пути к пробуждению» («Бодхипатха-прадипа») Джово Атиши, которое является подробным и поэтапным пособием, ведущим ученика от основ к Тантре. Затем ученик может продолжить обучение Ваджраяне с помощью углубленного пособия Дже Цонкапы «Большое руководство по этапам пути тантры» («Нагрим Ченмо»).

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ШКОЛЫ ГЕЛУГ И ЕЕ УЧИТЕЛЯ

Школа Гелуг (также известная как «линия Ганден») является ответвлением школы Кадампа, основанной Джово Атишей. Линия передачи учения Гелуг от ее основателя Дже Цонкапы до современных учителей ни разу не прерывалась.

Дже Цонкапа родился в местности Цонгкха района Амдо, в восточном Тибете. Когда ему было четыре, он получил полные обеты мирянина от четвертого Кармапы, Ролпе Дордже, а также духовное имя Кунга Ньингпо. Дже Цонкапа обучался у всех известный учителей школ Кадам, Сакья, Кагью, Джонанг, а также многих других, и впоследствии стал одним из самых известных учителей тибетского буддизма. Также Цонкапа проводил много времени в медитативных затворах и написал множество текстов и комментариев к текстам. Его работы собраны в 18 томах.

Основными учениками и последователями Дже Цонкапы являются: Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364—1432), Кхедруб Гелег Пелзанг (1385—1438), Гьялва Гендун Друп (1391—1474), ставший первым Далай-ламой; Джамьянг Чодже Таши Пелден (1379—1449), Джамчен Чодже Шакья Йеше, Дже Шераб Сенгье и Кунга Дондруп (1354—1438).

В возрасте 60 лет (в 25-й день 10-го тибетского месяца) Дже Цонкапа оставил свое тело, назначив Гьялцаба Дхарма Ринчена своим преемником в монастыре Ганден. Глава школы Гелуг и настоятель монастыря Ганден имет титул Достопочтимый Ганден Трипа Ринпоче.

Монастырская система гелуг

Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни учености. Прежде всего, как и во всех школах тибетского буддизма, следует делать разграничение между обычными монахами и инкарнированными ламами или "тулку". Последние представляют собой признанные реинкарнации лам прошлого. Обычно они начинают свою монашескую жизнь в раннем возрасте.

Монах-новичок называется "гетсюл" (dge tshul) и лишь после изучения правил монашеского поведения он обращается с просьбой о полном посвящении в духовный сан, после чего он получает имя "гелонг" (dge slong, bhikshu). Гелонгом нельзя стать не достигнув возраста 20 лет.

Приняв посвящение в духовный сан, монахи проходят обучение буддизму в соответствии со стандартной программой. Как правило, на каждом этапе знания и умения монаха проверяет его наставник, и лишь затем ему позволяется перейти к следующему этапу обучения. На начальном уровне все монахи изучают: (1) монашеский кодекс поведения (Винайа); (2) абхидхарму, которая основана на работе Васубандху "Сокровище Абхидхармы"; (3) гносеологию, которая опирается на трактат Дхармакирти "Комментарий к Краткому Руководству по Действительному Познанию" и рассматривает такие учения, как: логика, доказательства и аргументация, природа ума и пр.; (4) Школу Срединного Пути (Мадхъямика), которая основывается на работе Чандракирти "Вхождение в Срединный Путь" и рассматривает такие понятия, как: пустота, десять совершенств и теория доказательств; (5) совершенство мудрости, на основе "Украшения для Ясности Реализации" Майтреи.

Степень Геше

Монах, успешно прошедший все этапы обучения, может затем претендовать на получение степени "геше" (букв. "духовный наставник"), которая есть признание высшей учености. Очень немногие, проходя весь цикл обучения в течении 15 или 25 лет, могут получить эту степень. Основной экзаменационный метод - устные дебаты, при которых монах должен очень быстро приводить сложные философские доказательства, говорящие за или против того, или иного положения. Цель таких испытаний проверить интеллект монаха и глубину его познаний.

Экзамен на получение степени Геше

Кандидаты на получение степени геше должны прежде всего сдать устные экзамены в их собственных монастырях по всем из 5 разделов, указанных выше. Только потом они допускаются к экзаменам на получение данной ученой степени. Те кандидаты, которые рассчитывают получить степень "геше хларампа", высший уровень из тех, кто получает степень геше, должны, кроме того, пройти наиболее трудный из всех экзаменов в школе Гелуг. Такие кандидаты экзаменуются в Потале самыми высшими мастерами школы: Далай-ламой; мастером, восседающим на троне в монастыре Гандэн; старшим опекуном Далай-ламы, младшим опекуном и семью помощниками опекунов, "Джангтсе Чёдже" и "Шарпой Чёдже". Эти помощники опекунов набираются из семи главных монастырских колледжей школы Гелуг, каждый из которых назначает по одному такому опекуну. Они назначаются ответственными настоятелями монастырей и геше, которые были выбраны за свои выдающиеся способности и умения.

Успешно сдав экзамен в Потале, кандидаты на степень "геше хларампа" подвергаются следующему раунду испытаний. Эти испытания проводятся ежегодно во время фестиваля Мёнлам. В этот период монахи, геше и настоятели из трех главных монастырей Гелуга собираются во внутреннем дворе храма Джоханг в Лхасе. Кандидатам задаются наиболее сложные вопросы со всех сторон и они должны проявить высочайшее искусство ведения диспутов. Каждый год только несколько геше-кандидатов удостаиваются степени хларампа.

Квалификации и ограничения

Хотя школа Гелуг признает определенных людей в качестве тулку (реинкарнации высших лам), получение ученой степени возможно для любого мужчины, который успешно выдержит экзамены. Формальная система выявления уровней знаний и достижений была создана предыдущим 13-м Далай-ламой (1876 - 1934) Тибета. По этой системе любой монах гетсюл или гелонг может обучаться с тем, чтобы получить степень геше. Монахи могут быть выходцами из любых слоев общества и быть из любого географического района Тибета или даже из других территорий. Существует даже несколько западных монахов проходящих обучение с тем, чтобы получить степень геше и один, кто уже получил степень геше хларампа.

Единственными ограничениями являются требования для кандидата быть монахом, посвященным в духовный сан, иметь возраст не менее 25 лет и обучаться в одном из монастырей школы Гелуг.

Старшие и младшие опекуны Далай-ламы

Получив степень геше, монах может претендовать на дополнительный уровень в духовной монастырской иерархии. Он может стать помощником опекуна Далай-ламы. На это место могут претендовать лишь ученики обладающие выдающимися способностями. Еще более высокий пост - младший опекун Далай-ламы. Этот пост обычно занимает один из обладателей степени геше хларампа. Самая высшая иерархия - это пост старшего опекуна Далай-ламы. Новый младший опекун назначается специальным комитетом, состоящим из высших лам и двух оракулов: оракула Нейчунга и Гадонга.

Последующее обучение

Монахи, получившие степень геше, обычно удаляются в длительный ретрит, длящийся три года и более. Логика такого подхода основана на той идеи, что первоначально монах должен получить углубленную подготовку в буддийской философии, морали и практики, а лишь затем входить в постоянную медитацию. Людям важно точно понимать над чем они медитируют и полностью осознавать происходящие с ними процессы.

После такого медитационного ретрита многие геше продолжают подготовку в одном из тантрических монастырей школы Гелуг, располагающихся возле Лхасы.

Администрация тантрических колледжей

Следующий уровень иерархии традиции Гелуг - позиция помощника настоятеля одного из двух главных тантрических монастырей. Назначение на этот пост осуществляется самим Далай-ламой каждые три года из монахов, имеющих степень геше хларампа. После трехлетнего срока каждый помощник настоятеля становится настоятелем, а предыдущий настоятель становится "почетным драгоценным настоятелем". Новый настоятель получает титул "ринпоче" ("драгоценный бриллиант"). Тот, кто стал настоятелем монастыря, может начинать новую инкарнационную линию, и все его приемники будут также носить титул "ринпоче".

Самый старший почетный настоятель в отставке становится Шарпа Чёдже, когда предыдущий владелец этого звания умирает, идет на повышение или добровольно уступает данное звание. Шарпа Чёдже может занять самую высшую ступень в духовной иерархии школы Гелуг став Держателем Трона монастыря Гандэн.


Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша сегодняшняя беседа будет посвящена одной из ветвей буддизма – Махаяне или «Большой колеснице», как ее называют последователи. Сегодня она представляет собой главную форму этой религии в Северной Азии и на Дальнем Востоке, включая Китай, Корею, Японию, Монголию и Тибет.

Последователи Махаяны традиционно рассматривали свое учение как полное откровение природы и учения Будды. , прежнюю традицию, они характеризуют как Малую колесницу (хинаяна). От относительно консервативных ранних буддийских школ «Большую колесницу» отличают обширный спектр практик, мифологическое представление о Будде и разнообразные философские проблемы.

Тибетский буддизм Махаяны (Гелуг) – это, пожалуй, самое известное сегодня направление этой религии.

Происхождение и развитие

Сказать точно, когда и где Махаяна возникла в Индии, сложно, но ее истоки можно проследить до II в. до н.э. и I в. н.э. Раннему росту этого направления способствовал философ Нагарджуна, который основал школу Мадхьямики. В его писаниях содержатся самые убедительные ранние формулировки Махаяны.

Школа Мадхьямики разделилась на секты и к V в. н.э. распространилась в Китае благодаря усилиям миссионера Кумараджива, который перевел работу Нагарджуны. Впоследствии в течение 200 лет Махаяна превратилась в лидирующую буддийскую школу Восточной Азии. Ее влияние распространилось в Шри-Ланку, Индонезию и другие страны на Юго-Востоке Азии. Но уже с XI в. в этом регионе ее начали вытеснять тхеравада, ислам и индуизм.

Наибольшего расцвета Махаяна достигла в Тибете. В Гималаи ее индийская форма проникла примерно в VII в. Современный тибетский буддизм объединяет 4 основных школы:

  1. . Самая старая традиция, появившаяся примерно в VIII в.
  2. . Эта школа возникла спустя 300 лет после Ниингмапы.
  3. Сакьяпа. Происхождение датируется XI в., когда тибетский Буддизм не только удерживал прочные позиции, но и становился более политизированным.
  4. Гелуг. Эта школа появилась в XV в. как более чистая форма религии, а к XVII в. стала доминирующей сектой.

Последователей разных школ можно отличить по головным уборам в виде полумесяца, которые они надевают во время церемоний. Так, у членов школы Кагьюпа они белые, а у Ньингма – красные. У последователей Гелуг – желтые.


Доктрина

Основные принципы Махаяны включают возможность всеобщего освобождения всех существ от дукхи и существование будд и бодхисаттв, воплощающих природу Будды.

Последователи Тхеравады считали его человеком, достигшим необычайного просветления. В Махаяне он представляет собой проявление божественного существа. Эта точка зрения была сформулирована как учение о тройной природе (трикайя) Будды. Таким образом, у него есть 3 тела:

  • Нирманакайя. Материальное тело, которое появляется в преходящем мире смерти и возрождения, чтобы привести разумные существа к просветлению.
  • Дхармакайя. Сумма духовных качеств, которые делают его Буддой.
  • Самбхогакайя. Тело общинного блаженства или наслаждения – божественная форма, открытая во время созерцания.

Махаяна устанавливает бесконечное количество Будд, появляющихся в бесчисленных мирах. Их сопровождают бодхисаттвы, которые откладывают свой окончательный переход к нирване. Вместо этого они помогают другим достичь просветления.

В своей практике последователи Махаяны руководствуются 6 парамитами:

  1. Совершенство щедрости. Это искреннее желание принести пользу другим, не ожидая награды или признания.
  2. Совершенство морали. Здесь не подразумевается беспрекословное повиновение списку правил. Заповеди лишь помогают человеку найти свой баланс. Мораль для буддиста – это бескорыстное сострадание.
  3. Совершенство терпения. Оно начинает с признания Четырех Благородных Истин, а также трудной правды о себе и иллюзорной природе существования.
  4. Совершенство энергии. Для достижения просвещения надо прикладывать мужественные, героические усилия.
  5. Совершенство медитации. Концентрация помогает достичь ясности разума и заглянуть внутрь себя.
  6. Совершенство мудрости. Для буддиста это прямая и сокровенная реализация пустоты (шунья).

Организация

В Махаяне понятие монашеской общины () довольно обширно и отличается меньшими ограничениями, по сравнению с ранним буддизмом. Идеалом считается путь – стремления к просветлению. Следовать ему могут и миряне, и монахи. Последние соблюдают правила одной из винай (предписания для монашеской жизни) в Типитаке – священном каноне Тхеравады.

Хотя монахи в целом отказываются от денег и половых отношений, некоторые организации, например, секта Чистой земли в Японии, допускают вступление в брак.

Непосвященные миряне – это люди, соблюдающие обеты бодхисаттвы, которые не становятся монахами. Некоторые ведут обычное хозяйство, другие присоединяются к религиозным общинам со своими конкретными клятвами или тантрическим посвящением.

Школы

Махаяна – это самая обширная буддийская традиция в наши дни, значительно превосходящая по числу последователей Тхераваду и Ваджраяну. Она объединяет следующие направления:

  • Чань;
  • Дзэн;
  • Чистая земля;
  • Ничирен.

Она также включает традиции Тиантай, Тендай, Сингон и тибетский буддизм (ламаизм), известный своими эзотерическими учениями.

У Махаяны всегда было много последователей на протяжении веков. Это связано с тем, что она предлагает больше надежд на просветление для верующего, чем Тхеравада, например:

В Японии буддизм Чистой Земли широко распространился в народе и периодически способствовал зарождению тысячелетних движений. Другая секта в этой стране – Ничирен – так же сосредоточилась на простых людях, и к ней присоединилось множество мирян. Последователи Чистой земли в Китае были связаны с тайными обществами и восстаниями крестьян.


Духовный лидер

Послом буддизма во всем мире считается Далай-лама. Это высшее лицо в тибетском направлении религии, знаковая фигура, которая представляет собой безграничное сострадание. Его роль воплощает много слоев, которые можно понимать психологически, физически, мифологически, исторически, культурно, доктринально и духовно.

Каждый Далай-лама считается реинкарнацией предыдущего. Это не означает, что душа одного переходила от одного тела к другому на протяжении веков. Буддисты, в том числе тибетские, понимают, что индивидуум не имеет собственного «себя» или души, чтобы трансмигрировать.

Скорее, великое сострадание и преданные обеты каждого Далай-ламы заставляют следующего родиться. Новый учитель – это не тот человек, что и предыдущий, но он и не другой.

Нынешний , Тензин Гьяцо, 14-й. Он родился в 1935 году, через 2 года после смерти 13-го духовного учителя. Когда ему было 3 года, его с помощью знаков и видений нашли старшие монахи в семье фермера на северо-востоке Тибета. Его объявили 14-м Далай-ламой, а свое монашеское обучение он начал в возрасте 6 лет.


На протяжении жизни ему пришлось перенести множество испытаний, связанных со ссылкой, сложными отношениями с Китаем. Сегодня Далай-лама XIV не только распространитель идей Гелуг, но и защитник тибетского народа, автор книг, герой публикаций и кинофильмов, лауреат Нобелевской премии.

Он поднимается каждый день в 3:30 утра, чтобы медитировать, читать мантры, делать поклоны и изучать тексты. Он проводит свою жизнь в требовательном изучении буддийской философии и метафизики и освоении эзотерической мистики Ламаизма.

Заключение

На этом мы сегодня заканчиваем и прощаемся с вами, уважаемые читатели. Не забывайте делиться новыми знаниями в соцсетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на свою почту новые интересные статьи.

Гелуг, Гелугпа, Гелук (тиб. dge lugs, учение, или закон, добродетели) - тибетская буддийская школа, основанная Цонкапой в начале XV в. Она сформировалась в лоне другой школы (Кадам), но быстро затмила свою родоначальницу.

Философско-теоретическим фундаментом школы стало учение индийской мадхьямаки по линии преемственности от Нагарджуны до Чандракирти (называемой прасанга, или методом сведения доводов оппонентов к абсурду). В Гелугпа особо подчёркивается значение учителя, ламы, который объявляется «четвёртой драгоценностью» буддизма (после Будды, Дхармы и Сангхи), а верующие и ученики дают ему обет духовного поклонения. В отличие от других тибетских школ, в Гелугпа существовал строгий устав для монахов, в который входили столь нехарактерные для тибетцев обеты безбрачия и неупотребления алкоголя.

Цонкапа призывал также к отказу от мясной пищи, но это правило не прижилось. Кроме того, в Гелугпа была установлена требовательная система образования, повышения учёной квалификации монахов при состязательной сдаче экзаменов, а также культ книжности, начитанности. Эзотерическая линия внутри Гелугпа известна как гадэн кагью.

Главный монастырь школы, основанный в 1409 г., - Гандэн, настоятель которого является одновременно главой всей тибето-монгольской Гелугпа и носит титул «Победитель» (тиб. гьялва, санскр. джина), как и Будда, а также считается живым воплощением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (тиб. Ченрези).

В середине XVI в. лидерам школы удалось заручиться поддержкой монгольских ханов, установить главенство Гелугпа в Тибете, а затем распространить её влияние на все монгольские и другие центральноазиатские народы. Главу школы объявили далай-ламой (Океан-Учитель, Держатель ваджры).

В настоящее время 14-й воплощенец, Далай-лама XIV Тензин Гьяцо руководит школой, находясь в изгнании в Индии, куда в 1959 г. бежали от китайцев монахи, правительство и парламент Тибета.

Важные даты школы

  • 1397 Цонгкхапа прибыл в монастырь Ретинг
  • 1408 Устанавливает новогодний праздник Монлам (Monlam)
  • 1391-1475 Гендун Друппа (Gendun Druppa), ученик Цонгкхапы, ретроспективно признан первым Далай-ламой
  • 1408 Император Юнг-Ло приглашает Цонгкхапу в Китай; послан ученик
  • 1409-1447 Основание главных монастырей Гелук
  • 1409 Ганден (Ganden)
  • 1416 Дрепунг (Drepung)
  • 1419 Сера (Sera)
  • 1437 Чамдо (Chamdo) в Кхаме
  • 1447 Ташилхунпо (Tashilhunpo) в Цанге
  • К. XV века Школы борются друг с другом; политические конфликты.
  • К. XV - н.XVI века Второй - четвертый Далай-ламы
  • Гендун Гьяцо (Gendun Gyatso)
  • Сонам Гьяцо (Sonam Gyatso)
  • Старший внук Алтан Хана
  • 1578 Сонам Гьяцо, третий Далай-лама, получает титул Далай-ламы от монгольского лидера Алтан Хана.
  • 1617 Родился пятый Далай-лама, Нгаванг Лосанг Гьяцо (Ngawang Losang Gyatso)
  • 1617-1682 Пятый Далай-лама, Нгаванг Лосанг Гьяцо
  • 1641 Царь Цанга побежден монголами; пятому Далай-ламе передано политическое управление на Тибете.
  • 1642-1659 Консолидация тибетской теократии под руководством Гелук
  • 1876-1920 Тринадцатый Далай-лама
  • 1934 Родился четырнадцатый Далай-лама (возведен на престол в 1940 г.)