Open
Close

Административное деление литвы. Основные термины, понятия

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение . Как правило, два противоположных процесса - центробежный и центростремительный - поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Процесс эволюции АТД России делится на 13 этапов :

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами - прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости , фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200 .

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний - Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую ), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую . Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года , была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции , а те, в свою очередь, - на дистрикты . Были вновь образованы две губернии - Нижегородская и Ревельская ; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую .

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами . Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250 уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине - Малороссийская . В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии - Могилевская и Псковская , а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского , в то время как другие казачьи земли - Запорожская Сечь - были присоединены к Новороссийской губернии.

Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

4. Екатерининская реформа , начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний» , ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами ) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды . Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных - Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское , Тамбовское , Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством. Старая Слободско-Украинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии - новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, Новгородско-Северское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи - Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями - Тобольской и Томской . В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую ).

На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение - Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).

В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское , Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых - Волынское и Подольское .

5. Павловская реформа , следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии , император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская - в Белорусскую губернию (центр - Витебск), Виленская и Слонимская - в Литовскую (центр - Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42 .

6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую , а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую . Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

В течение XIX–ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское . В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генерал-губернаторствам - Западно-Сибирскому (центр - Омск) и Восточно-Сибирскому (центр - Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов) .

В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.

К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского . В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости .

7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века) . В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую , возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска . Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр - Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей.

В 1856 году из приморских частей Восточно-Сибирского генерал-губернаторства образована новая Приморская область, к которой присоединили бывшее китайское левобережье Амура. Вскоре на вновь присоединенной части левобережья была образована Амурская область (центр - Благовещенск). В 1884 году Сахалин был выделен из Приморской области в качестве особого отдела.

В 1860–1870-е годы к Российской империи были присоединены земли современного Казахстана и Средней Азии. Наэтих территориях организовывались главным образом области (а не губернии)- Акмолинская, Семипалатинская, Оренбургских киргизов, Уральская, Тургайская, Семиреченская, Туркестанская, Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская . Вассальную зависимость от России признали Бухарское, Кокандское иХивинское ханства .

8. АТД Российской империи в начале XX века. В последние предреволюционные годы произошло сравнительно немного изменений АТД России: вновь получила самостоятельность Камчатская область, а также появилась новая Сахалинская область. На юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край .

9. Сосуществование старых и новых единиц АТД (1917–1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии - Букеевскую губернию.

Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий , главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, Кубано-Черноморская , атакже несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке. Вгуберниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918–1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша . В1919–1922 годах на Дальнем Востоке и вСибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика ).

На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР , начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, Иваново-Вознесенская, Северо-Двинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская , Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую ), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население. В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии - Рыбинская губерния.

В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национально-государственное образование - Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в мае-июне 1920 года появились еще три национальных автономии - Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР). Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казакскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года - Удмуртская ), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР. При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Северо-Осетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский . Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована Бурят-Монгольская АО, а вИркутской губернии - Монголо-Бурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну Бурят-Монгольскую АССР. В августе 1921 года была образована Народная республика Танну-Тува , которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.

В начале 1920-х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.

10. Первая советская реформа (1923–1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в1923году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями , разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы . Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область , вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).

В октябре-ноябре 1924 года было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.

В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край - Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. Вянваре1926 года на востоке страны был образован третий край- Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. Вмае1927года возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области ). Вмае1928года были образованы сразу три новых советских области- Центрально-Черноземная (центр- Воронеж), Средне-Волжская (центр - Самара) и Нижне-Волжская (центр - Саратов).

Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области - Западная (центр - Смоленск), Ивановская Промышленная (центр - Иваново), Нижегородская (центр - Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр - Москва) и Северный край (центр- Архангельск). Втечение1929–1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ , в январе 1930 года Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.

Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц - шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР - Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.

11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930–1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.

В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов- Остякско-Вогульский (нынешний Ханты-Мансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) , Витимо-Олёкминский , Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский . В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована Центрально-Черноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.

С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также Кара-Калпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская). Из«больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.

В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая Карело-Финская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.

12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943–1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская . На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.

В 1944–1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика , которая получила статус АО, Южно-Сахалинская область , которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область , переименованная в Калининградскую .

В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская ) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая ) существуют и поныне.

Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.

13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения - ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР . Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР .

Последующие изменения носили лишь«косметический»характер: в1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все10национальных округов стали называться автономными округами.

После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в АТД - Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики .

В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы АТД , предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов . Преобладают два подхода к проведению реформы - унитарный и дифференцированный . Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.

Использованы материалы Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 15, 21, 28).

Воеводства – административно-территориальные единицы в ВКЛ во главе с воеводой. Появились в 1413 г. после реформ Витовта. Делились на более мелкие единицы – уезды и волости.

Гетман – командовал вооруженными силами ВКЛ.

Жемойтия (Жмудь) – территория центральной и западной части современной Литвы, где проходил процесс образования литовского этноса.

Золотая Орда – государство, существовавшее в середине ХІІІ – ХV вв., создано потомками монгольского хана Чингисхана. В период наибольшего могущества включала в свой состав Среднюю Азию, Северный Кавказ, половецкие степи. Вело войны с ВКЛ.

Канцлер – глава канцелярии великого князя и панов-радных, хранитель большой государственной печати.

Литва – в ХІІІ ст. историческое название территории Верхнего Понемонья. Балтская территория, но в значительной степени колонизированная славянами. Находилась в центре формирования ВКЛ, к которому перешло название. Не путать с Литвой (точнее – Летувой) этнической (в те времена – Жемойтия).

Магдебургское право – право феодального города на самоуправление, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.

Маршалок земский – председательствовална заседаниях сейма и Рады, провозглашал постановления великого князя и Рады, был смотрителем за порядком и этикетом при дворе и во время официальных церемоний, управлял приёмом заграничных послов.

Рада ВКЛ (паны-рада) – высший орган власти в ВКЛ, в состав которого входили первые должностные лица (канцлер, маршалок земский, гетман, воеводы и др.). Известен с начала ХIV в. Возник первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца ХV в. значительно ограничивал его власть.

Подскарбий земский – смотритель государственной казны, исполнял обязанности министра финансов, вел учет государственных доходов и расходов.

Сейм (Сойм) – сословно-представительный орган власти ВКЛ и Польши. Состоял из представителей шляхты. К компетенции вального (общегосударственного) сейма относилось: избрание великого князя, вопросы войны и мира, взаимоотношения с другими странами, установление налогов и регулирование законодательства.

Тевтонский орден – военно-религиозная организация немецких крестоносцев. Создан в ХІІ ст. в Палестине. Вел продолжительные войны с ВКЛ.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите социально-экономичные и политические предпосылки формирования Великого княжества Литовского.

2. Перечислите основные пути вхождения новых земель в формирующееся государство.

3. Определите главные причины и условия подписания Кревской унии. С чем были связаны внутриполитические конфликты после ее заключения?



4. Какой князь начал собирание земель ВКЛ?

5. Что вы знаете о первой столице государства?

6. Какие князья внесли наибольший вклад в расширение и укрепление ВКЛ, когда это было?

7. Какие основные внешнеполитические противники были у ВКЛ на протяжении ХIV – ХVI вв.? Как разворачивались отношения между ними?

8. Перечислите основные органы власти и управления в Великом княжестве Литовском.

1. Процесс объединения белорусско-литовскимх земель (Х11-Х111 в.)

2. Концепции формирования ВКЛ. Административно-тиерриториальное деление ВКЛ в период формирования его территории. Общественная структура ВКЛ в Х11-Х11 в.в.

Объединительные процессы, междоусоюбица, внешняя агрессия, католические ордена, Ливония, Орден крестоносцев, “Золотая Орда”, Литва и Русь, административно-территориальное деление, воеводство, повет, волость, фискальный центр, шлях­та, духовенство, мещане, крестьяне осадные, крестьяне-бояре, паны хоруговные и др.

Дальнейшее развитие производительных сил в конце 12 века, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопреде­лило процесс ликвидации обособленности государств-кня­жеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объе­динение государств-княжеств было ускорено неблагопри­ятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Ев­ропе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрес­сией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока - татар. В силу указанных причин и того, что соседние бело­русские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политиче­ских отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междоусобных войн и внешней агрессии.

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжал­ся в ХШ-XTV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХП-ХШ вв. был Новогрудок, а с XIV в. - Вильно. Территория Великого княжества Литовского составляла 900 тыс. кв. км. Границы его на севере соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на востоке - с Мос­ковским и Рязанским княжествами, на юго-востоке - с Золо­той Ордой, на юге - с Крымским ханством, на юго-западе - с Молдавским государством, на западе - с Польшей, на северо-западе - с Орденом крестоносцев.

Государственное устройство и административно-терри­ториальное деление сложилось не сразу, а по мере фор­мирования самого государства.

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: цент­ральную (главную), земли граничащие (прислушивающи­еся). Центральную часть (политическое ядро государ­ства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим терми­ном «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоц­кая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных велико­княжеских земельных владений, а также владения круп­ных феодалов. Эта часть государства имела большую плот­ность населения, с которого взымалась основная часть го­сударственных налогов и из которого формировалась боль­шая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно - территориального деления произошло при вступ­лении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда цент­ральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском пре­жнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользо­вались широкой автономией.

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию. На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Местное управление белорусскими территориями отличалось собственными особенностями:

На этих территориях предусматривалось ограничение судебной власти великокняжеских заместителей и воевод.

Функционирование местных вече.

Право полоцкого и витебского боярства занимать все должности местного управления. Возможно, именно поэтому из Подвинья выходит абсолютное большинство родов белорусского происхождения, представители которых занимали руководящие посты в как в местных, так и в центральных органах управления ВКЛ.

Таким образом, ВкЛ в состав которого вошли белорусские, литовские княжества, начало складываться в 12 веке. На протяжении 13-14 веков к нему были присоединены украинские и русские земли.

Таким образом, на протяжении более ста лет создавалось великое государство в Центральной и Восточной Европы, представляющее собой своеобразную федерацию земель так называемых "Литвы " и "Руси".

|Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложни­лась: помимо оформления основных классов - феода­лов и феодально-зависимого населения - сложилась но­вая социальная общность - феодальное сословие - шлях­та, духовенство, мещане; возникли новые социальные груп­пы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, ме­щане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.).

Великий князь не принадлежал ни к одному из фео­дальных сословий, но его правовой статус был самым вы­соким: он обладал всей полнотой имущественных и лич­ных прав, а также обладал большим объемом политичес­ких прав.

Особенностью общественного строя Великого княже­ства Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополни­тельную социальную напряженность в обществе.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен Привилеем 1432 г. Он уравнял в правах феодалов православных с феодалами-католика­ми, тем самым заложив основу юридического оформле­ния сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шлях­ты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты.

Что касается духовенства, то правовое его оформле­ние как сословия началось с принятия Привилея от 22 фев­раля 1387 г., когда имения и проживающее в них феодаль­но-зависимое население освобождаются от податей и по­винностей в пользу государства. Более того, различные ка­тегории населения, проживающие на землях, принадлежа­щих католическому духовенству, изымаются из юрисдик­ции государственных судебных органов и передаются в ве­дение церковных судов.

Крестьяне, как и прежде, составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положе­ние их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась экс­плуатация, увеличилось число частновладельческих кре­стьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; в зави­симости от принадлежности - государственных, церков­ных и помещичьих; по степени феодальной зависимости -непохожих и похожих.

Особую роль в закрепощении крестьян сыграл обще­земский Привилей Казимира 1447 г. Согласно арт. 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала. Артикул 11 устанавливал запрет на пе­реход частновладельческих крестьян в разряд государ­ственных и наоборот.

Идея полного бесправия рабов (холопов, челяди не­вольной) продолжала господствовать в праве, которое не признавало челядь невольную субъектом права.

Значительные изменения произошли и в правовом по­ложении городского населения, которое оформилось в привилегированное сословие. Этому способствовало не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространение на территории Великого княжества Литовского магдебургского права путем выдачи вели­кими князьями грамот, закреплявших различные приви­легии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с государственными органами.

Мещане, проживающие в городах, не имеющих привилея на магдебургское право, хотя и относились к приви­легированному сословию, но были в худшем положении, ибо как и феодально-зависимые крестьяне находились под властью либо государства, либо частного феодала (кня­зя, пана, боярина, монастыря, церкви). Но горожане, не­зависимо от правового статуса, одновременно были и по­датным феодально-зависимым населением.

К богатым мещанам относились купцы и ремесленни­ки, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были паробки и наймиты.

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и фео­далов, но и формирования новой социальной общности -сословия. Значимую роль в формировании светского со­словия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.

Контрольные вопросы:

1. Назвать основные предпосылки объединительных процессов, способствующих образованию Великого княжетсва Литовского.

2. Назвать основные военные направления, угрожающие восточно-славянским землям с конца 12 века

3. Перечислит основные административно-территориальные единицы, на которые была поделена территория Великого княжетсва Литовского

4. Дать характеритикук правового и имущественного положения отдельных категорий населения в 14-16 в.в.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

П о Истории государства и права Беларуси

на тему:

« Административно-территориальная реформа в середине XVI века»

Введение

Административно-территориальное деление Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского представляло собой с XIII по начало XV вв. строй удельных княжений, где княжили династии Рюриковичей и Гедиминовичей, находившихся в вассальной зависимости от монарха (господаря), являвшегося носителем законодательной, исполнительной, судебной, военной власти.

В начале XV века в Великом княжестве Литовском были введены новые административно-территориальные единицы - воеводства. Впоследствии входившие в их состав волости были объединены в более крупные административно-территориальные образования - поветы.

В 1413 году были образованы Виленское и Трокское воеводства. Территории, не вошедшие в состав этих воеводств, сохраняли статус автономных земель.

В 1419 году над Жемайтией был утверждён староста, хотя официально Жмудская земля носила статус княжества

В 1471 году образовано Киевское воеводство, в состав которого входил, в частности, Мозырский повет, а также часть земель на крайнем юго-востоке современной Белоруссии.

С 1503 года начинают именоваться воеводами наместники Витебской земли, а после 1511 г. за ней окончательно закрепляется статус Витебского воеводства.

Около 1504 года на основе Полоцкой земли образовано Полоцкое воеводство.

В 1507 году из состава Виленского воеводства выделено Новогородское (Новогрудское) воеводство.

В 1513 году из нескольких поветов Трокского воеводства создано Подляшско-Берестейское воеводство (с 1520 г. Подляшское).

ВКЛ - это полиэтническое феодальное государство, о чем говорит и название государства. Сначала Литовское княжество, потом (до середины XV в.) - ВКЛ и Русское, после присоединения Жамойтии - ВКЛ, Русское, Жамойтское и др. земель.

Первоначально ВКЛ по форме государственного устройства представляло собой совокупность отдельных княжеств и уделов - своеобразную федерацию. Во главе государства стоял господарь - великий князь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть. В начале 15 в., при великом князе Витовте, власть литовского господаря была могущественной, авторитетной и формально неограниченна, но в течение 15 столетия власть господаря постепенно ослабевала и ограничивалась с разных сторон, прежде всего, начиная с городского привилея 1413 г., власть великого князя признается избирательной, а не наследственной, и таким образом только лицо, угодное землевладельческой аристократии, могло занять великокняжеский престол.

1. Предпосылки административно-территориальной реформы 16 в.

Объединительные процессы, междоусобица, внешняя агрессия, католические ордена, Ливония, Орден крестоносцев, «Золотая Орда», Литва и Русь, административно-территориальное деление, воеводство, повет, волость, фискальный центр, шляхта, духовенство, мещане, крестьяне осадные, крестьяне-бояре, паны хоруговные и др.

Дальнейшее развитие производительных сил в конце 12 века, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объединение государств-княжеств было ускорено неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрессией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока - татар. В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междоусобных войн и внешней агрессии.

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХII в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХIII-XIV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХII-XIII вв. был Новогрудок, а с XIV в. - Вильно. Территория Великого княжества Литовского составляла 900 тыс. кв. км. Границы его на севере соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на востоке - с Московским и Рязанским княжествами, на юго-востоке - с Золотой Ордой, на юге - с Крымским ханством, на юго-западе - с Молдавским государством, на западе - с Польшей, на северо-западе - с Орденом крестоносцев.

Государственное устройство и административно-территориальное деление сложилось не сразу, а по мере формирования самого государства.

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 - Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию. На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца 18 века.

Местное управление белорусскими территориями отличалось собственными особенностями:

На этих территориях предусматривалось ограничение судебной власти великокняжеских заместителей и воевод.

Функционирование местных вече.

Право полоцкого и витебского боярства занимать все должности местного управления. Возможно, именно поэтому из Подвинья выходит абсолютное большинство родов белорусского происхождения, представители которых занимали руководящие посты в как в местных, так и в центральных органах управления ВКЛ.

Таким образом, ВКЛ в состав которого вошли белорусские, литовские княжества, начало складываться в 12 веке. На протяжении 13-14 веков к нему были присоединены украинские и русские земли.

Таким образом, на протяжении более ста лет создавалось великое государство в Центральной и Восточной Европы, представляющее собой своеобразную федерацию земель так называемых «Литвы» и «Руси».

Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.).

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя Великого княжества Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен Привилеем 1432 г. Он уравнял в правах феодалов православных с феодалами-католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шляхты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты.

Что касается духовенства, то правовое его оформление как сословия началось с принятия Привилея от 22 февраля 1387 г., когда имения и проживающее в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу государства. Более того, различные категории населения, проживающие на землях, принадлежащих католическому духовенству, изымаются из юрисдикции государственных судебных органов и передаются в ведение церковных судов.

Крестьяне, как и прежде, составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; в зависимости от принадлежности - государственных, церковных и помещичьих; по степени феодальной зависимости - непохожих и похожих.

Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземский Привилей Казимира 1447 г. Согласно арт. 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала. Артикул 11 устанавливал запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд государственных и наоборот.

Идея полного бесправия рабов (холопов, челяди невольной) продолжала господствовать в праве, которое не признавало челядь невольную субъектом права.

Значительные изменения произошли и в правовом положении городского населения, которое оформилось в привилегированное сословие. Этому способствовало не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространение на территории Великого княжества Литовского магдебургского права путем выдачи великими князьями грамот, закреплявших различные привилегии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с государственными органами.

Мещане, проживающие в городах, не имеющих привилея на магдебургское право, хотя и относились к привилегированному сословию, но были в худшем положении, ибо как и феодально-зависимые крестьяне находились под властью либо государства, либо частного феодала (князя, пана, боярина, монастыря, церкви). Но горожане, независимо от правового статуса, одновременно были и податным феодально-зависимым населением.

К богатым мещанам относились купцы и ремесленники, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были паробки и наймиты.

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности - сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.

В 1565-1566 гг. в Великом княжестве Литовском проводилась административная реформа. Земли на территории Беларуси были разделены на следующие воеводства и поветы.

2 . А дминистративно-территориальное деление на воеводства, поветы и волости

реформа административный власть княжество

В 1565-1566 гг. была проведена административно-территориальная реформа, которая разделила ВКЛ на воеводства, поветы и волости:

Берестейское (Брестское) (Берестейский (Брестский) и Пинский поветы);

Виленское (Браславский, Виленский, Лидский, Ошмянский поветы, а также Вилькомирский повет, земли которого в настоящее время входят в состав Литовской Республики);

Витебское (Витебский и Оршанский поветы);

Менское (Минское) (Менский (Минский), Речицкий и с 1569 г. Мозырский поветы);

Мстиславльское (без поветов);

Новогородское (Новогрудское) (Волковысский, Новогородский (Новогрудский), Слонимский поветы);

Полоцкое (без поветов);

Трокское (территория Гродненского повета, а также Ковенский, Трокский, Упитский поветы, земли которых в настоящее время входят в состав Литовской Республики).

Киевское, Подляшское и Брацлавское воеводства с 1569 г. находились в составе Польского королевства.

Местные органы власти и управления на государственных землях (великого князя) изначально строились в соответствии с административно-территориальном разделом, но до 16 века сохранялось особое управление Полоцкой, Витебской и Мстиславской земли и многие поветы и волости, которые имели специальные грамоты, кроме этого особое управление имели города - все это порождало огромное многообразие местных органов и серьезные отличия в полномочиях даже у однотипных органов, но были и общие черты.

В целом местные органы власти в период феодализма владели широкими полномочиями в решении всех местных дел и очень мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они опирались на общегосударственные нормативные акты, местное обычное право и акты местной администрации. Главным лицом в системе местных органов был воевода, который возглавлял администрацию, хозяйственные, военные, судебные органы на территории воеводства. Воеводы во многом заменили вассальных князей, сохранив основные звенья старого аппарата. Управляли при участии местных сеймиков, рад, в которые входили наиболее влиятельные феодалы воеводства. Назначался великим князем и радой пожизненно (должен был быть уроженцем ВКЛ). Местные феодалы имели право требовать его смещения. В своем лице воевода совмещал черты представительства центрального управления и местного самоуправления. В своей деятельности опирался на институт служебных лиц.

Каштелян командовал воинскими силами данного воеводства, мог замещать воеводу в раде. Ключник собирал дань - чинш. Конюший отвечал за конюшни всего воеводства. Городничий (комендант замка) отвечал за ремонт замка, укрепление, замещал Каштеляна. Лесничий отвечал за охоту, обеспечение шляхты продуктами. Подвоевода совмещал функции замвоеводы в административно-судебных делах, руководил работой канцелярии (функции нотариуса - подтверждал документы, возглавлял нижний гродский или замковый суд).

3. Поветовый уровень власти

Глава в повете - староста, назначался князем и радой из числа крупных феодалов. Заместителем был подстароста. Полномочия старосты близки к полномочиям воеводы. Помощником старосты в военных делах был поветовый маршалок, который командовал поветовым военным ополчением шляхты. Он же был председателем на заседаниях поветового сойма. Сохранялись древние должности: ключник, конюший, лесничий, тивун, харужий (знаменосец). Старосты пользовались широкими правами и не зависели от власти воеводы. Их полномочия основывались на традициях управления местных вассальных князей. Правовое положение старосты зависело от повета, который он возглавлял, и от того, кто занимал эту должность.

Сословно-представительными органами в воеводстве и повете был воеводский и поветовый сойм, на котором могла присутствовать вся шляхта повета или воеводства. Здесь обсуждались как местные, так и государственные дела. На поветовых соймах избирались депутаты на вальный сойм, разрабатывались для них инструкции, наказы и ходатайства, заслушивали отчеты, избирались кандидаты на судебные должности, определялся размер налогов на нужды поветов.

Низшим звеном в системе местного управления (на уровне волости) были державцы (ранее назывались тивуны), которые руководили государственными и великокняжескими имениями. В их подчинении для контроля над крестьянами находились стацкие, десятские, сельские войты, сорочники. Весь аппарат власти и управления составлял примерно 10% населения страны.

Органы самоуправления и местного управления городов регулировались корпорациями мещан и значительно отличались от других местных органов. По организации самоуправления и по характеру зависимости от высших органов власти города делились на города, которые имели магдэбургское право и которые не имели его.

Города с магдэбургским правом исключались из администрации воевод и старост и создавали органы городского управления (магистрат) в сочетании с некоторыми элементами самоуправления. Частные города являлись собственностью особых князей и панов, управление в них зависело от воли владельца. Магистрат состоял из рады и лавы, в него входили войт, бурмистры, радцы и лавники. Во главе городской администрации и суда стоял войт, который назначался из феодалов или горожан правительством. Правосудие осуществлял совместно с радцами и лавниками. Мог назначать помощника - лейт-войта. Помощниками по управлению делами города были бурмистры, которые утверждались войтом из числа радцев. В раду входили наиболее богатые купцы, руководители цехов и богатые мастера. В одних городах рада выбиралась мещанами, в других ее комплектовал войт. Рада определяла основные направления развития городского хозяйства, боевую готовность города, сбор средств, контроль.

4 . Отражение в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г .

XVI в. приходится второй период в развитии права - статутный период. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования.

Такое административно-территориальное деление было закреплено Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. и просуществовало до конца XVIII века.

Заключение

Таким образом, к концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Система государственного управления также прошла долгую эволюцию. Сначала вся верховная власть в княжестве находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором.

Местное самоуправление в разных частях государства строилось неодинаково. В результате реформ проведенных в 1565-1566 гг., вся территория государства была разделена на 30 поветов, которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным.

Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый великим князем и радой. Воевода руководил военными силами, был главою исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением государственными имениями и доходами, осуществлял правосудие в городском суде. Он же входил в состав панов-радов.

Воеводы проводили свою деятельность совместно с радами. Управление в поветах осуществлялось старостами, которые назначались великим князем и радой. Старосты наблюдали за выполнением населения всех повинностей, руководили сбором общегосударственных налогов.

Наиболее важные вопросы в воеводствах и поветах обсуждались на местных сеймах, на которые собирались только шляхтичи независимо от их имущественного положения. Они избирали представителей в сейм, кандидатов на некоторые судебные должности, заслушивали отчеты депутатов о решениях вольного сейма и решали некоторые местные сословные дела.

Функции органов государственного самоуправления в волостях осуществляли наместники - державцы, которым давались в держание господские имения и замки.

В деревнях представителями администрации являлись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян - данников, избираемые ими старцы. Эти лица занимались разверсткой повинностей, сбором дани и доставкой ее в казну.

Отличительной чертой управления в городах Великого княжества Литовского было предоставление им некоторого самоуправления.

Во главе города стоял войт, назначаемый господарем. Впоследствии эта должность стала выборной. Непосредственными помощниками войта были бурмистры, радцы, лавники, которые назначались войтом или избирались из местных богатых мещан. Рада и бурмистры ведали административно - хозяйственными делами. Войт совместно с лавниками рассматривал уголовные дела.

Высшим судебным органом в государстве был суд великого князя, в котором судили господарь и паны - рада. Разновидностью господарского суда считался суд панов-рады, который рассматривал дела без великого князя.

Таким образом, Социально-политический строй Великого княжества Литовского носил все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: раздробление государственной власти между землевладельцами, система частного подданства и иерархическая лестница вассалов с сувереном, великим князем, наверху этой лестницы.

Список литературы

1. Вишневский А.Ф., Сароковик И.А. История государства и права Беларуси/А.Ф. Вишневский, И.А. Сароковик - Минск 1998.-320 с.

2. Пашуто В.Т. Образование Литовского государства/ В.Т. Пашуто - М., 1959 -320 с.

3. Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси/ И.Н. Кузнецов Минск 1999.-520 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Административно-территориальное деление в унитарном государстве, правовое регулирование его органов. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан, оптимизация системы. Территориальные органы государства и их взаимоотношения с центром.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2015

    Административно-территориальное устройство как система территориальной государственной организации. Значение и функции административно-территориального деления и государственного строя Тамбовского края, историко-географические особенности его устройства.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2008

    Предпосылки и основные причины изменений границ и административно-территориального деления Беларуси в составе СССР. Укрепление в 1924 году, возврат губерний. Развитие права Беларуси в 20-30-е годы, разработка Конституции и становление государственности.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2010

    Административно-правовое регулирование обороной. Административно-правовое регулирование управления безопасностью. Система и правовое положение органов военного управления, а так же органов федеральной службы безопасности и других служб безопасности.

    реферат , добавлен 12.10.2008

    Значение административно-территориального устройства страны. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Проблемы и направления совершенствования административно-территориального устройства в Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Значение административно-территориального устройства страны. Федеральные округа Российской Федерации. Муниципальные Районы Чувашии. Административно-территориальное устройство субъектов страны, предложения по их укрупнению. Экономические районы России.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Учреждения как организации, их классификация в зависимости от вида исполняемой ими социально-культурной или административно-политической функции. Особенности административно-правового статуса предприятий. Различия между предприятиями и учреждениями.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Понятие Закрытого административно-территориального объединения. Порядок создания, упразднения и изменения его границ. Административно-правовой режим безопасности ЗАТО, его характеристика. Взаимоотношения с федеральным центром и руководством субъектов РФ.