Open
Close

За счет чего осуществляется речь. Физиологические основы речи

Физиологические основы речи иллюстрирует рис. 4.

Рис. 4. Физиологические основы речи

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

§ энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука – легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма;

§ генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

§ резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Согласно учению И.П. Павлова, у человека существуют две сигнальные системы раздражителœей: первая сигнальная система - ϶ᴛᴏ непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (это есть и у животных) и вторая сигнальная система (речь). Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всœего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брокка (расположен в верхней лобной извилинœе), отвечает за громкость произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилинœе) – связан с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле) – связан с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилинœе) – связан с письменной речью.

Вместе с тем, речь обеспечивается функционированием определœенных физиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отвечают за связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на базе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на базе построения определœенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутрен-ними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом всœе перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом формирования речевых структур являетсяпрограммирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная.

Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развертывается процесс ʼʼговоренияʼʼ, в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.

Физиологические основы речи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Физиологические основы речи" 2017, 2018.

  • - Физиологические основы речи.

    Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи. Речь и язык Язык – наиболее способ... .


  • - Физиологические основы речи

    Физиологической основойречи является деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих...

  • Язык, речь и мышление.

    1. Мышление и речь.

    2. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.

    3. Классификация видов речи.

    4. Речевые свойства личности.

    1. Мышление и речь.

    Мышление – это процесс, который протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер «внутренних» умственных действий.

    Высшей формой мышления является вербально-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать задачи. Человеческое мышление невозможно без языка. Мышление животных наглядно, имеет дело с предметами, находящимися перед глазами. Речь человека позволяет ему отвлекаться от познаваемого объекта, выражая его свойство в слове. Доказано, что задача легче решается, если ее формулировать вслух.

    Этапы подготовки высказывания мысли:

      Возникновение мотива высказывания.

      Возникновение мысли.

      Внутренняя речь – механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Это генерирование развернутого речевого высказывания, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. Это этап, когда говорящий знает, что хочет сказать, но не определил в какой форме и в каких речевых структурах сможет высказать свою мысль. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенный характер, который генетически произошел из постепенного свертывания, сокращения развернутой речи ребенка, через шепотную речь, переходящую во внутреннюю. Это обозначение общей схемы высказывания, а не полное ее воспроизведение. Это знание того, что должно быть сказано.

      Развернутое внешнеречевое выражение мысли.

    Таким образом, кодирование мысли в речевом высказывании важно не только для передачи информации другому человеку, но и для уточнения мысли для самого себя. Поэтому развернутая речь – это не только средство, но и орудие мышления.

    Тем не менее, как мы узнали из лекции о мышлении, мышление и речь не одно и то же. Мыслить – не значит говорить про себя. Можно сказать, что речь состоит на службе мышления, являясь, с одной стороны условием этого процесса, с другой стороны – его инструментом.

    2. Речь и язык. Этапы развития и и физиологические основы речи.

    Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить чело­века и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь су­ществует между мышлением и речью. Мысль существует в слове.

    Понятие о языке и речи.

    Язык - это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

    Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

    В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими.

    Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым, он может выступать цен­нейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

    Речь - процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь. Речь, в свою очередь, является предметом изучения психолингвистики (особого раздела психологии).

    Отличия языка и речи следующие:

    Язык - объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

    Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.

    (Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов). Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность.

    Этапы развития речи

    Развитие речи шло по линии:

    Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) - передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

    Ручная кинетическая речь (язык жестов) - более дифферен­цирован (и сейчас им активно пользуются глухонемые);

    Звуковая речь (более 100 000 л. назад) - в виде отдельных слов;

    Создание письменности.

    В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

    Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

    Рассказ в картинках;

    Идеографическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой - "удобный случай";

    Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

    Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

    Физиологические основы речи.

    Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

    К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

    Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

    Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

    В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

    Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.

    Причина многих нарушений речи кроется в неправильном функционировании ее центральных и периферических органов. Чтобы их выявить и определиться со стратегией коррекционной работы, следует знать и их строение, и функции, и механизмы взаимодействия. Все это и составляет физиологические основы речи, кратко рассмотрим их.

    Строение речевого аппарата

    Физиологической основой речи является тонкий механизм взаимодействия двух ее отделов - центрального и периферического.

    Центральный отдел располагается в нескольких структурах головного мозга:

    • В височной части левого полушария расположен центр Вернике, где происходит анализ и различение звуков, их количества и порядка звучания в словах.
    • Центр Брока (нижняя лобная извилина, ее задняя треть) — посредством нервных импульсов руководит работой речевых мышц, благодаря чему осуществляется плавный и последовательный характер их движений, а также контроль их положения.
    • Подкорковые ядра создают основу для образования врожденных голосовых рефлексов, на базе которых формируется произвольная речь. экстрапирамидной системы регулируют работу речевых мышц. Плавность речи, ее темп и эмоциональность, высота голоса реализуются подкорково-мозжечковыми ядрами.
    • Координация движений и мышечный тонус голосового, дыхательного и артикуляционного отделов обеспечивается работой мозжечка.
    • Ствол головного мозга иннервирует органы периферического отдела речевого аппарата.

    Периферический отдел включает в себя три отдела:

    • дыхательный (обеспечивает как физиологическое, так и специфическое речевое дыхание);
    • голосовой, или фонационный — образует голос;
    • артикуляционный — осуществляет произнесение речевых звуков.

    Физиологическая основа методики развития речи полагает, что многие причины речевых дефектов являются следствием нарушений в строении и взаимодействии центрального и периферического отделов речевого аппарата.

    Механизмы речи

    Знание анатомо-физиологических основ речи помогает понять причины ее нарушений.

    Каждый речевой акт обеспечивается не конкретной «специализированной» группой клеток мозга, а сложными, взаимосвязанными и многоуровневыми действиями нервной системы. Ее механизмы различаются по своему строению, по природе, по глубине в зависимости от самых тонких ее нюансов. То есть такая сложная функция мозга, как речевая, обеспечивается сложным взаимодействием различных его участков. При этом их перечень меняется существенно даже при решении очень похожих речевых задач. речи в психологии объясняет, почему, например, механизм произношения одного и того же слова будет значительно отличаться, если его произносить весело или с грустью, с предварительным обдумыванием или спонтанно.

    Основными механизмами речи являются:

    • мотивация и прогнозирование;
    • программирование высказывания;
    • переход от плана высказывания к его реализации;
    • поиск нужного эпитета;
    • планирование моторики высказывания;
    • выбор нужных речевых звуков;
    • реализация речи.

    Современные исследования речевой деятельности показывают, что физиологические основы речи и мышления тесно взаимосвязаны и обеспечиваются тонким взаимодействием многих их механизмов. Некоторые из них до сих пор не изучены.

    Физиологические основы речи гораздо сложнее, чем это представлялось раньше.

    Виды речи

    Внимательный анализ разговора двух или более человек поможет выявить следующие ее виды:

    • внешняя — служит для общения и передачи информации от говорящего к слушающему (или слушающим);
    • устная (монологическая, диалогическая) - осуществляется с помощью звуков;
    • внутренняя — человек обдумывает, формулирует и облекает свои мысли в слова;
    • письменная — возможна при умении человека обозначать звуки буквами, при владении грамотой;
    • жестовая или кинетическая.

    В процессе речевого общения человек может занимать активную позицию говорящего или пассивную слушателя.

    Устная форма речи

    Большинство языков мира имеют две формы.

    Устная форма: речь звучит, человек воспринимает ее на слух и произносит.

    Устная речь, по сравнению с письменной, менее полная, поскольку много информации передается собеседнику с помощью междометий, пауз, эмоциональных возгласов и невербальных средств — жестами, мимикой, телодвижениями, позой. Предложения письменной («книжной») речи более сложные по структуре, в них включаются сложные обороты, так как на обдумывание содержание текста и выбор речевых средств тратится больше времени, чем в устной.

    Письменная форма

    Осуществляется с помощью специальных букв-знаков, воспринимается зрительными органами или тактильно, наощупь. Носителей письменной речи много — человек пишет на бумаге, на стекле, на песке, на асфальте и т. д. Древние письмена доходят к нам на глиняных табличках, на камне, на ткани, на бересте.

    Много читающий и привыкший к публичным выступлениям человек (например, учитель, лектор) обладает устной речью, более приближенной по своим характеристикам к письменной. Это объясняется тем, что при подготовке к общению с аудиторией он свое выступление сначала тщательно продумывает, записывает, а затем воспроизводит вслух по памяти письменный текст со всеми его особенностями.

    Функции речи

    Основная речевая функция — общение, в ходе которого осуществляется ряд других общих функций речи:

    • регулирующая - управление собственным и чужим индивидуальным или коллективным поведением посредством прямых или косвенных просьб, приказов, инструкций;
    • планирование — предварительное продумывание и логическое выстраивание во времени и пространстве своих действий в виде устного или письменного плана (домохозяйка планирует свои дела на завтра, учитель составляет план урока, организатор пишет план общественного мероприятия);
    • интеллектуальная или познавательная функция осуществляется на основе обобщения внешней информации, поступающей в мозг человека через органы чувств;
    • номинативная функция: слово как языковой знак выступает средством познания, осмысления, обобщения материальных и нематериальных явлений окружающей действительности. Называя и описывая свойства того или иного явления, предмета, слово как бы замещает в сознании индивида его реальное присутствие;
    • функция сохранения исторического общественного опыта и национальной культуры;
    • эмоциональная, выразительная функция характерна для устной речи, когда говорящий выражает свои чувства и эмоции, используя разнообразные, в том числе и неречевые, средства общения.

    Функции речи используются чаще всего не изолированно, а в комплексе. Например, в общении (коммуникативная функция) человек что-то называет (номинативная), выражает свои чувства (эмоциональная), узнает (познавательная), выражает свои пожелания или требования (регулятивная).

    Кроме названных общих речевых функций, психолингвистика выделяет большой ряд частных. Например, человек выражает собственное желание, волю (волюнтативная функция): «Хочу в кино!». Апеллятивная выражает обращение к кому-либо: «До встречи, друзья!». Употребляя названия чего-либо - улиц, географических объектов (города, моря, горы и др.) — человек пользуется функцией маркирования. Даже молчание (может быть продиктовано различными побуждениями — религиозными, эмоциональными, этическими) — является своеобразной коммуникативной функцией при отсутствии внешней речи.

    Качества устной речи

    Высокие требования к ее качеству продиктованы прежде всего заботой о том, чтобы не нарушалась коммуникативная функция. Иначе непонимание или неправильное толкование непонятой информации приводит к неправильным выводам и нежелательным поступкам.

    Обязательными качествами хорошей устной являются ее умеренная полнота и логичность, конкретность, точность подбора словаря и выразительных средств, стилистическое разнообразие, чистота.

    Отрицательные качества, которые делают ее как малодоступной для понимания, так и неинтересной слушателю, непривлекательной для общения:

    Такие коммуникативные качества, как позитивное отношение к собеседнику, демонстрация уважительного и терпеливого отношения к его позиции и точкам зрения на обсуждаемые проблемы указывают на общий культурный уровень человека, вызывают желание общаться с ним.

    Качества письменной речи

    Письменная речь, как и устная, также должна быть понятной, логичной, интересной, грамотной, эмоциональной, достаточного объема, чтобы читатель понял главные мысли и выводы пишущего. Если автор приводит какие-то факты, то они должны быть обоснованными ссылками на первоисточники и доступными для понимания читателя.

    Типичными недостатками письменной речи, воспринимаемыми как неграмотность автора, являются скудная лексика (недостаточный словарный запас), неточное словоупотребление вследствие чего мысли формулируются нечетко; тавтология, речевые штампы, канцеляризмы, стилистические, пунктуационные, грамматические ошибки, наличие нелитературных слов и выражений.

    Конкретные требования к качествам устной и письменной речи, ее оценка во многом зависят от того, какую функцию в данный момент речь выполняет, в какой обстановке происходит речевой контакт (приватный разговор или публичное выступление), на какую аудиторию рассчитана (детскую или взрослую), от темы и цели общения, от физического, эмоционального состояния коммуникантов.

    Сферы применения речи

    Речь как основное средство общения используется во всех сферах человеческой деятельности: в бытовой, научной, эстетической, производственной, политической, религиозной и др. Единые условия и правила общения в каждой из этих сфер специфичны, что накладывает особый отпечаток на содержание, качество, стиль речи.

    С изменением сферы деятельности или условий жизни человека претерпевает изменения и его речь: обновляется словарь, грамматический строй, тематика, стиль.

    Однако уже сформированные речевые стереотипы очень устойчивы, поскольку очень устойчивы механизмы речи. Так, бывшего сельского жителя по речи легко можно отличить от коренного горожанина, а представителя умственного труда - от рабочего.

    Поскольку физиологической основой речи является сложный механизм взаимодействия ее центрального и периферического отделов, то расстройства в работе каждого из них может быть причиной нарушений речи. Это может наложить ограничения на выбор сферы деятельности человека. Например, тяжелые формы заикания недопустимы у педагога.

    Речь – форма общения, опосредованная языком и сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Каждый язык имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов). Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношен к тому, что мы говорим (эмоционально-выразительная сторона). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). В процессе эволюции речь возникла первоначально как жестовая, затем при возникновении орудий деятельности произошел конфликт между основными функциями руки (общение и манипулирование орудием труда). Данная ситуация спровоцировала более интенсивное развитие артикуляционного аппарата и появление членораздельной речи.

    Виды речи: 1. Внешняя (Устная (Монолог -- Диалог)Письменная; Кинетическая (жесты). 2. Эгоцентрическая (вслух и для себя) 3.Внутренняя (внутр проговаривание, собств-но внут речь, внутр программирование); - Аффективная (короткие восклицания) Формы внутренней речи: 1. Внутреннее проговаривание или речь про себя . Она сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонации. Используется для решения мыслительных задач в затруднительных условиях. 2. Собственно внутренняя речь , когда она выступает как форма мышления. При этом используются специфические единицы: коды образов и схем, предметные значения. Эта речь свернута, автоматизирована, конспектна. 3. Внутреннее программирование – формирование и закрепление в специальных единицах речевого высказывания внутреннего замысла. 4. Внутренняя речь – различные виды использования речевых значений в не реальной коммуникации. Функции речи: Коммуникативная - контактная (организация взаимодействия между людьми);; воздействия или влияния; обобщения ( любое слово уже обобщает являясь понятием); обозначения (в слове фиксируется значение предметов или явлений); контроля (контроль организации собственной деятельности); сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо); информационная (передача информации).

    Одна из причин богатства человеческой речи - наличие у людей высокоразвитого и очень тонкого анатомо-физиологического аппарата для речевого общения (органа речи). Он возник постепенно в процессе превращения наших далеких предков в человека.Ф. Энгельс писал, что «неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».Если ощущения, восприятия и представления - это первая сигнальная система, то речь представляет вторую сигнальную систему, которая в развитом виде имеется только у человека. И. П. Павлов писал: «В человеке прибавляется, можно думать, специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы - речью...».У людей, по словам ученого, «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой».В процессе речи мы произносим слова и предложения, обращенные к другим людям, и, кроме того, воспринимаем чужую речь, слушаем тех, кто с нами говорит.Двигательный центр речи (управляющий движениями языка, гортани и других речевых органов) находится в лобных долях мозга, в нижней лобной извилине. Центр же, ведающий восприятием речи (слуховой центр), расположен в левой височной доле мозга.

    Речь - исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

    Основные виды речи человека:

    Устная; письменная; диалогическая; монологическая; внешняя (звучащая, осознаваемая); внутренняя.

    При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха.

    Письменная речь основана на изображении символов на материальны. В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям, а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая - речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе.

    Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.

    Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается.

    Кренняя речь - особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая. Психологические функции речи:

    Коммуникационная;

    Интеллектуальная;

    Регуляционная;

    Психодинамическая;

    Психотерапевтическая.

    Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.

    Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.

    Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей - в этом выражается ее регуляционная функция.

    Психодиагностическая функция - можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.

    С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.

    Развитие органов звуковой речи человека на протяжении всей эволюции проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием. Биологической предпосылкой развития способности произнесения членораздельных звуков, было наличие большей подвижности губ и языка. Эта подвижность была обусловлена рядом анатомических изменений:

    • Расширение и укорачивание нижней челюсти;
    • Развитие подбородочного выступа;
    • Уменьшение клыков;
    • Увеличение свободной полости рта.

    Свободная полость рта увеличила подвижность языка и в результате появилась возможность лучшего резонирования звука, который производится вибрацией голосовых связок гортани. Речевые системы современного человека разделены на две группы:

    1. Периферические. К ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат представлен органами дыхания, гортанью, полостью рта, полостью носа. Ток воздуха, который обеспечивается органами дыхания – легкими и мышцами, заставляет голосовые связки гортани вибрировать, а их колебание создает звуковую волну. Одновременно с развитием голосового аппарата развивались органы слуха. Происходило это за счет развития центрального аппарата и выражалось в усложнении коры головного мозга.
    2. Центральные. Это определенные структуры головного мозга, где находится центральный речевой аппарат. В свой состав он включает кору головного мозга, подкорковые узлы, проводящие пути, продолговатый мозг, нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

    Функция центрального речевого аппарата

    Речь человека, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов, которые связаны с деятельностью различных участков мозга. Но, в образовании речи, некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение и, прежде всего, это лобная, височная, теменная, затылочная доли, в основном, левого полушария.

    В образовании собственной устной речи участвуют лобные извилины, являющиеся двигательной областью. Звуковые раздражения поступают в височные извилины, которые являются речеслуховой областью. Благодаря этому происходит процесс восприятия чужой речи. Теменная доля коры мозга необходима для понимания речи, а затылочная является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.

    За выразительность, ритм и темп речи отвечают подкорковые ядра. Органы речи и кора головного мозга связаны двумя видами нервных путей:

    • Центробежный путь. Это двигательный нервный путь, соединяющий кору головного мозга с мышцами, которые регулируют деятельность периферического речевого аппарата. Он начинается в коре головного мозга – от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути;
    • Центростремительный путь. Его начало находится в проприорецепторах и барорецепторах. Проприорецепторы расположены внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы расположены в глотке и при изменении давления на них – возбуждаются.

    Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. К ним относятся: тройничный нерв, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Система черепно-мозговых нервов передает нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому аппарату.

    Периферические системы речи

    Периферическими органами речи являются:

    • Энергетическая система дыхательных органов – легкие, диафрагма, участвующие в возникновении звука;
    • Генераторная система – голосовые связки гортани, так называемый тоновый вибратор, щели и затворы, получающиеся при артикуляции – все вместе они образуют звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны;
    • Резонаторная система, к которой относятся носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.

    При изменении формы и объема надставной трубки, образованной полостью рта, носа и глоткой, происходит образование речи. Определенные форманты, специфические для данного языка, образуются в резонаторной системе, которая отвечает за тембр голоса.

    Совместной работой органов речи является артикуляция, которая регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Чтобы артикуляция была правильной необходима определенная система движений органов речи. Эта система формируется под влиянием слухового анализатора и кинестизического.

    Такие характеристики речи, как скорость, сила звука, тембр у мужчин окончательно начинают складываться после «ломки голоса» и по достижении старшего подросткового возраста у женщин. Представляют они собой устойчивую функциональную систему, неизменную до глубокой старости, поэтому легко узнать знакомого человека по его голосу.

    Формы речевой деятельности

    Речь, при словесных обозначениях объектов, проявляется в трех формах:

    1. Акустическая форма. Эта форма речи представлена в виде звуковых сигналов. Восприятие этих сигналов происходит в результате дробления речевого потока на участки. Также происходит интеграция отдельных элементов в речевой поток. Для осуществления коммуникативной функции речи основой как раз и является акустическая её форма;
    2. Оптическая форма речи. Она обеспечивает анализ и интеграцию речевых – буквенных раздражений, а также реализует символическую функцию речи. Если зрительные отделы коры головного мозга поражены, то нарушается не только возможность различения букв, но и символическая функция;
    3. Кинестезическая форма речи. Проявляется она в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, которые реализуют звуковое выражение речи. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высокое и при отсутствии звукового речевого выражения. Проявляется это на физиологическом уровне в работе речевых органов в процессе мышления.

    Языковой паспорт человека

    Речевая деятельность человека несет не только информацию о внешнем мире и отношение к нему говорящего, она характеризует еще самого субъекта и передает личностную о нем информацию.

    Речевая деятельность создает определенный образ человека, образ, по которому о нем судят – манера речи, интонация, словарный запас, риторические приемы, жесты и др. Такой образ получил название языковой паспорт человека или другими словами это та информация, которую человек во время разговора непроизвольно передает о себе.

    Данный паспорт несет информацию о поле, возрасте, месте рождения. По специфическим особенностям речи, особенностям произношения, отдельным словам, хорошо определяется национальность человека.

    Языковой паспорт дает возможность судить об уровне общей культуры человека, уровне воспитанности. Специалисты утверждают, что по речи можно определить возраст человека, с точностью 2-3 года, размеры его тела, рост, приблизительную профессию.

    По голосу, как показывают современные исследования, можно реконструировать многие внешние признаки. Существуют специальные компьютерные устройства в специальных органах, которые позволяют по голосу определить «телефонного террориста», его черты и даже форму лица.

    Почерк человека тоже дает информацию, которая относится к языковому паспорту. Специалисту-графологу почерк человека может рассказать много очень интересного, но интерпретация почерка требует специальных знаний.