Open
Close

Клубная деятельность. Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа Развитие детей в клубной деятельности

Сегодня невозможно представить воспитательный процесс без включения школьников в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития их творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.

Государственные стандарты второго поколения, важнейшей идеей которых является реализация деятельностного подхода в педагогическом процессе, предполагают такую его организацию, которая позволит поставить каждого ребенка в активную позицию, проявить ему свою субъектность. Клубная деятельность как раз и направлена на это. Именно она в первую очередь поможет решить задачи, поставленные новым стандартом в организации внеурочной работы обучающихся.

Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка .

Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам. Тем не менее, каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и они отражаются в их определениях.

Клуб в школе - это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления .

Кружок - это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера.

Студия - определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая , хоровая, театральная).

Секция - это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного подразделения, например, клуба.

Общество - это добровольное, постоянно действующее объединение школьников или их групп (кружков, секций), занимающихся какой-то тематической деятельностью (научное общество школьников, природоохранное общество и др.).

Наиболее распространенными типы клубных объединений в школах - кружки и клубы . Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления.


Каждое клубное объединение характеризуется общими признаками , которые в совокупности отражают их внутреннюю сущность.

Первый признак - добровольность вхождения в объединение . Именно этот признак прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.

Второй признак клубного объединения - его общедоступность для любого члена школьного коллектива . Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение. Несправедливо для вступления в некоторые клубы (кружки) устраивать экзамены и просмотры. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Третий признак клубного объединения - относительная стабильность его состава . При ее отсутствии невозможно создание коллектива . Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо» в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.

Однако стабильность состава клубного объединения относительна. При педагогически целесообразно организованной деятельности уход из него, переход в другие объединения следует рассматривать как нормальное явление. Чаще всего это связано с поиском школьниками наиболее благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, для приобретения новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание или реализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.

В то же время, как мы уже отмечали, создание в клубе (кружке) коллектива возможно при каком-то номинально постоянном составе участников. Опыт показывает, что он должен быть не менее 75 % от общего числа членов объединения.

Четвертый признак клубного объединения - единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности . В клуб школьники приходят для удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности. В этом специфика логики организации работы клубного объединения, отличие ее от логики познавательного процесса , в котором реализация коллективной цели обеспечивается индивидуальной деятельностью.

В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении коллектива, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию. Действительно, коллектив в клубном объединении складывается быстрее (чем, скажем коллектив класса) и менее болезненно. Это происходит еще потому, что разделение труда в клубе обычно осуществляется самими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности. Кроме того, в клубные объединения школьники нередко приходят не поодиночке, а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с одинаковыми интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место.

Придать деятельности в клубе общественно полезный характер обычно несложно. Для этого надо поставить ее на службу школьному коллективу . Самый целесообразный и естественный путь для этого - включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой органической его частью.

Пятый признак клубного объединения - организация его деятельности как коллективной , что, конечно же, не означает, что в нем не может быть деятельности индивидуальной . Мало того, ее сочетание с коллективной повышает эффективность работы объединения (деятельность хореографической студии, драматического кружка невозможна без основательной работы каждого участника).

В клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий характер . Творчество - норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского , естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение.

Творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью самой деятельности и ее продуктов. Уровень его будет определяться социальной значимостью результатов. Повышение общественной роли клубных объединений через включение их деятельности в воспитательную систему школы может стать важным стимулом развития творчества участников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного коллектива.

Творчество в клубе - не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.

Привлечь участников клубного объединения к управлению жизнью своего коллектива легче, чем в первичных коллективах других типов. Это связано с добровольностью вхождения школьников в объединение по интересам и тем, что достижение индивидуальных целей в нем возможно только при условии активного включения в реализацию цели коллективной.

Определение признаков объединений по интересам позволяет сформулировать их функции :

  • создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников;
  • предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности;
  • организация общения учащихся по интересам;
  • предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;
  • организация отдыха детей во внеучебное время;
  • реализация гедонистических потребностей детей;
  • систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.

Специфика функций клубного объединения определяет своеобразие положения школьника в нем . Оно заключается в том, что ребенку не надо мириться с положением, не удовлетворяющим его (как это часто бывает в классе), потому что объединения по интересам организуются на основе добровольности вхождения в них участников. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым среди равных, что необходимо каждому молодому человеку в процессе его развития для преодоления комплекса собственной неполноценности. В клубном объединении школьник обычно не стремится к положению «примы»; его удовлетворяют любые роли, если они индивидуальны, особенны.

Клубные объединения эффективно реализуют свои воспитательные функции, если их деятельность станет органичным элементом школы . При этом объединения по интересам могут позитивно влиять на ее жизнедеятельность, способствовать развитию ее воспитательной системы.

Процесс становления клубного объединения органичным компонентом образовательного учреждения проходит три этапа :

  • этап становления системы его деятельности;
  • этап активного взаимодействия с общешкольным коллективом;
  • этап активного взаимодействия с внешкольной средой.

История клубной деятельности в России тесно связана с утверждением идеалов просветительства и самодеятельного творчества в рамках дореволюционного внешкольного образования, а затем, в советский период, культурно-просветительной работы.

С середины XIX века на волне подъема народно-демократического движения, в России получило широкое распространение народное просветительство. Одним из основных институтов стали народные дома, которые создавались земствами, городскими думами, обществами грамотности или частными лицами с просветительскими целями, как общедоступные культурно-просветительные учреждения, объединявшие все формы образовательной и досуговой деятельности.

Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, в Санкт-Петербурге народный дом открылся в 1883 году.

После Октябрьской революции 1917 г. народные дома были преобразованы в клубные учреждения и их работа приобрела системный и массовый характер. Постановлением СНК РСФСР от 12 ноября 1920 г. был создан Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), который входил в общую систему Наркомпроса. Этот орган и занимался организацией работы клубов, домов культуры, других форм просветительской работы, направленных на нравственное воспитание и обеспечение политического и морального единства народа.

Таким образом, приоритетные направления развития клубной деятельности сложились исторически и в процессе эволюции, они имеют уникальный, присущий только нашей стране характер.

Первое направление появилось с организацией клубов как самостоятельных учреждений. Это культурно-просветительская деятельность (далее - КПД), которая как самостоятельная область идеологической деятельности началась после Октябрьской революции 1917 года и непосредственно связана с осуществлением в СССР культурной революции. КПД в СССР имела следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание и т.д. В современном обществе в эпоху глобализации эта деятельность вновь обретает актуальность. Если в 20-х годах прошлого столетия необходимо было ликвидировать безграмотность, то сегодня необходимо научить население страны разбираться в потоке обрушивающейся на него информации, не всегда имеющей позитивный характер, вновь учить быть патриотами и активными участниками социальной жизни своей малой Родины. Данное направление немаловажно, однако в нем неразличим человек как личность, как индивидуальность, оно рассчитано на массовость в целом.



Второе направление возникло в конце 20-х и начале 30-х годов двадцатого века, это развитие жанров народного художественного творчества . Появилось понимание, что клубная деятельность и жанры народного творчества неразрывно связаны, осознание того, что любительское творчество является мощным средством сохранения и популяризации национальных художественных традиций. Именно в этот период был заложен фундамент государственной культурной политики в области межнациональных отношений. Это направление нуждается в особом методическом, ресурсном обеспечении, репертуарной политике.

Третье направление сформировалось в 90-е годы двадцатого столетия, в переломный для страны период становления демократического общества. Приоритетной для клубов стала культурно-досуговая деятельность, понимаемая зачастую как культурно-развлекательная. Эта деятельность направлена на различные категории населения: дети, подростки, молодежь, экономически активное население, люди пожилого возраста с активной жизненной позицией, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т.д. Данное направление имеет целевую аудиторию и, как следствие, свою специфику форм воздействия и организации деятельности такой аудитории. В нем необходим учет интересов личности, индивидуальности, а не ориентация на обезличенного потребителя услуг.

Четвертое направление впервые официально было сформулировано 26 декабря 2006 года на заседании Государственного Совета, посвященном государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской федерации. Это направление – деятельность по сохранению традиционной народной культуры . Оно является уникальным в каждой территории России и, соединяясь в общую картину, призвано формировать общее представление о неповторимом национальном облике России.



Таким образом, исторически сложилось четыре основных приоритетных направления клубной деятельности. Деятельность клубных организаций на современном этапе должна складываться из лучших практик, наработанных в рамках всех четырех направлений. Учреждения культуры клубного типа должны, с одной стороны, эффективно выполнять государственный (социальный) заказ на сохранение и развитие традиционной культуры народов России, быть очагами культурного просветительства в самом широком смысле этого слова и в то же время гибко и оперативно реагировать на меняющиеся запросы населения, предлагая ему современные, подкрепленные новейшими технологиями услуги в области развивающего досуга.

Подобные примеры многофункциональных клубных учреждений мы видим в открывающихся центрах культурного развития и инновационных культурных центрах. В настоящее время в рамках программы, реализуемой Минкультуры России, уже построено 17 центров, введено в эксплуатацию в 2016 году – 8, запланировано к вводу в 2017 году – 12. Именно они призваны стать экспериментальными площадками для создания мотивирующих творческих сред как одного из необходимых условий повышения творческой и социальной активности населения.

3.2. Сеть учреждений культуры клубного типа в демократической России

В постсоветское время Россия начинает реформирование культурно-просветительских учреждений, в части наделения их основной приоритетной функцией – организацией досуга населения. Культурное просветительство в данный период времени отходит на второй план. Учреждения стали называться культурно-досуговыми. В 2001 году клубных учреждений в системе Минкультуры насчитывалось 52440 единиц. До 2006 года динамика сети учреждений была стабильна и насчитывала немногим больше 50-ти тысяч учреждений. Обвал сети клубных учреждений произошел в 2006 году, сокращение составило 4230 (8,1%) единиц по России к уровню 2001 года, что обусловлено введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2006 года. В указанном законе не были определены полномочия органов местного самоуправления по созданию условий для клубной деятельности, что было ими расценено как руководство для ликвидации таковых учреждений. Поскольку максимальная часть сетевых единиц приходится на сельскую местность, то там и шла наиболее массовая ликвидация учреждений.

Процессы отрицательной динамики были связаны, в том числе и с неправильным подходом к наделению статусом юридического лица сетевых единиц, часть учреждений ликвидировали, а часть - не включили в состав филиалов головного (базового) учреждения. В результате таких действий во многих населенных пунктах не выдерживались социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах». В части сельских поселений полномочия по организации досуга населения и созданию условий для развития народного творчества практически вообще не осуществлялись (за исключением эпизодического нестационарного обслуживания населения).

В то же время именно в этот период идет активный поиск новых форм клубной деятельности, ширится типология учреждений клубного типа. Появляются такие виды клубных учреждений, как: дома фольклора, центры ремесел, центры традиционной культуры, дома дружбы народов, этнокультурные центры, национально-культурные центры и др. Создание подобных учреждений объяснялось, во многом, желанием органов местного самоуправления организационно поддержать определенное направление клубной работы, будь то поддержка национальных культур или сохранение особенностей бытования традиционной культуры в отдельной территории. Нельзя не отметить положительную роль, которую сыграли созданные в конце XX - начале XXI веков вышеуказанные специализированные учреждения, они позволили совершить качественный рывок в сохранении традиционной культуры в целом ряде регионов России, в то же время их содержание легло дополнительным бременем на бюджеты местного уровня. Наиболее оправданным оказалось создание и поддержка многофункциональных (интегрированных) учреждений клубного типа, когда под одной крышей велась работа по различным направлениям, при этом шло объединение кадровых и финансовых ресурсов, что немаловажно в период оптимизации бюджетных расходов.

На данный момент количество учреждений клубного типа под эгидой Минкультуры России составляет менее 41 тысячи единиц, это самая массовая сеть учреждений культуры.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание со стороны Министерства культуры Российской Федерации к проблемам клубных учреждений. В 2017 году при поддержке партии «Единая Россия» федеральное ведомство приступило к реализации нового общероссийского проекта «Местный Дом культуры», направленного на укрепление материально-технической базы муниципальных клубных учреждений. Проект предусматривает выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 1 млрд. 400 млн. рублей ежегодно.

Одновременно идет процесс софинансирования субъектов Российской Федерации в размере 10 %. В 2017 году в проекте участвует 71 субъект Российской Федерации, имеющих низкий уровень уровень бюджетной обеспеченности. Средства в рамках реализации этого проекта будут направлены на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы и текущий ремонт муниципальных домов культуры в малых городах и на селе.

3.3. Потребители культурного блага как основного продукта клубной деятельности

Миссия учреждений культуры, осуществляющих клубную деятельность – укрепление социально-культурного единства россиян и повышение их гражданской активности на основе удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры народов России, поддержке любительского (самодеятельного) художественного творчества, социально-культурных инициатив населения, организации развивающего досуга.

Деятельность клубных учреждений по организации досуга населения, культурному просветительству, развитию любительского художественного творчества и сохранению традиционной культуры народов России осуществляется в двух основных формах: работа клубных формирований, проведение культурно-массовых мероприятий. Данные формы остаются актуальными, потому что такая организация деятельности обеспечивает способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Конкурентные преимущества таких форм в сравнении с другими видами рекреационного досуга проявляются в следующих характеристиках:

Свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

Вариативность содержания и форм организации творческого процесса для всех категорий населения, в отличие от организаций образования;

Доступность глобального знания и информации для каждого;

Адаптивность к возникающим изменениям.

Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус клубной деятельности как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного творческого потенциала личности и через них инновационного потенциала общества.

Ключевая социокультурная роль клубной деятельности состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития человеческой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, библиотеки, школы, школы искусств, и т.д. Именно в XXI веке приоритетом досуга должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей и отдельных людей в реализации творческих способностей, в том числе на платной основе. Несмотря на сокращение количества культурно-досуговых учреждений, число клубных формирований выросло в 1,3 раза за 20 лет (с 305,1 тыс. единиц в 1995 году до 414 тыс. единиц в 2014 году), число участников клубных формирований увеличилось в 1,3 раза по сравнению с уровнем 1995 года и в 2014 году составило 6,2 млн. человек (1995 год - 4,6 млн. человек).

Заметно увеличилась мотивация людей к участию в различных фестивальных, конкурсных мероприятиях. Ответом на растущий спрос стало увеличение количества клубных формирований не только в таких традиционно привлекательных жанрах, как: хореографическое, музыкальное, театральное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, но и растет потребность в техническом творчестве. Официальные данные статистического наблюдения подтверждают увеличение количества клубных формирований. Ежегодный прирост в среднем составляет 0,5% (30,4 тысячи человек в год). А если учесть то, что, как правило, в данный процесс включается вся семья, то число косвенных участников творческой деятельности увеличивается в 2-3 раза. Большая часть населения получает эту услугу за счет муниципального или государственного задания в рамках бюджетного финансирования, в то же время этот вид деятельности позволяет коммерциализировать клубную деятельность в городской местности, что позволяет ослабить нагрузку на бюджет в среднем в размере 8,5%.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности организации досуга населения все же закрепляет полномочия по организации досуга за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере клубной деятельности, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития «творческого» неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

Отсутствие в сфере клубной деятельности механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ развития творчества, с другой стороны, не обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.

Инфраструктура современного клубного дела в массе своей создана в советский период и отстает от современных требований. Система испытывает дефицит в новых подходах к организации деятельности, подкрепленных новыми архитектурными и инженерными решениями, в моделировании новых пространств, позволяющих посетителям клубных учреждений не просто комфортно проводить время, но расширять горизонты своих творческих и интеллектуальных возможностей. Не теряет актуальности и необходимость в оснащении современным оборудованием и инвентарем, наглядными пособиями, компьютерной техникой, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных направлений.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность.

2. Состав помещений клуба и их назначение.

3. Жизненные циклы клубной деятельности

4. Классификация клубов.

5. Членство клубов.

6. Организационная структура клубов.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность

Клубы относят к предприятиям индустрии гостеприимства и их рассматривают как направление предпринимательской деятельности с различных точек зрения (мотивации людей, бизнеса и возможной карьеры).

Клуб – объединение людей по интересам в определенном месте.

Цель создания клубов – развитие социальной активности, просвещения, творчества и проведения досуга – отдых и развлечение.

Клуб управляется творческими специалистами и администрацией.

Требования к персоналу:

Обладать педагогическими знаниями;

Необходимо знать некоторые виды искусства.

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повы­шения культурного уровня. Посетители клуба вместе отды­хают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и сознание.

В клубе устанавливаются и развиваются межличностные кон­такты, различные по целям, по степени регламентации, глуби­не, устойчивости, продолжительности и другим признакам. При общении людей проявляется их социальная активность. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Пер­сонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой ор­ганизации досуговой деятельности, используя способы, при­емы организации взаимодействия людей. Применяются раз­нообразные средства передачи эмоциональной информации (живая речь, тексты, наглядные средства, различные виды искусства). Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации об­щения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие твор­чества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посе­тителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы* носят характер культурно-просветительных, отдыха, общения, мо­лодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных, тех­нического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организа­цией бытового обслуживания населения.

2. Состав помещений клуба и их значение как центра досуга

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский ком­плекс, демонстрационный и клубный комплексы, админист­ративно-хозяйственные и технические помещения (рис. 9)

К помещениям зрительского комплекса относятся вести­бюль, фойе, санитарные узлы. Демонстрационный комплекс образуют зрительный зал (залы) со сценой (или эстрадой), по­мещения для обслуживания концерта или кинопоказа. Клубный комплекс помещений образуют помещения для лекционно-информационной работы, для работы кружков и студий, для отдыха, развлечений, общения.

Зрительный зал клуба предназначен для многоцелевого ис­пользования. Он должен быстро и относительно легко транс­формироваться. Пол помещения должен быть плоским в одном уров­не. Мебель следует предусмотреть мобильной или стационарной, но легко демонтируемой. Целесообразно иметь естественное освещение зала.

Внутреннее пространство клуба должно быть комфортным, уютным, располагать к общению. Индивидуализированный ин­терьер призван создавать особую клубную атмосферу.

Функциональные связи помещений клуба показаны на рис. 9.

Рис. 9 Состав помещений клуба

Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Так, достаточно удачным выглядит согласование работы зала с фойе, вестибюлем, гостиной, танцзалом. Та же схема, но без связи с танцзалом признается неудачной. Ограничивать связи танцзала лишь с фойе и вестибюлем нецелесообразно. Существен­ны связи танцзала также с кафе, залом, гостиной.

Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и поме­щений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности (развлекательной, игровой, просвети­тельской и пр.) создавать отдельную материально-техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональ­ное использование. Например, в клубных помещениях можно проводить репетиции вокальных кружков. Предусматривается также объединение смежных помещений одного назначения и использование их для иного вида деятельности (например, объединение двух клубных помещений для театрального зре­лища).

3. Жизненный цикл клубной деятельности

В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы. Степень комплексности клубов различна и зависит от степени интеграции осуществляемых видов дея­тельности, от площади помещений, от степени гибкости и мно­гофункциональности их использования. Чем меньше населен­ный пункт, тем выше степень комплексности клуба.

Клуб в черте города следует рассматривать как элемент фор­мирования общественного центра города. Интеграция видов деятельности в нем и ее кооперация с предприятием обслужи­вания населения повышает качество досуговой деятельности и расширяет возможности социальных контактов.

При анализе клубной деятельности изучается число участ­ников, состав и число групп по интересам, степень связанно­сти с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство. Социально-демографиче­ская структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации, модели поведе­ния. Общие ценностные ориентации, интересы, увлечения, симпатии позволяют говорить о наличии в клубе социально-психологической структуры участников. Возможны и иные структуризации участников и клуба, подчеркивающие различные виды социальных отношений - становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.

Клубная деятельность характеризуется рядом признаков, может рассматриваться в различных аспектах, следовательно возможно формировать множество групп показателей жизнен­ного цикла клубного движения. Например, при устаревании идеи образования клуба снижается посещаемость проводимых мероприятий, теснота контактов. Клуб в качестве деятельности прекращает существование. Организаторов клубного дви­жения должен волновать не только вопрос исчерпаемости идей, движущих образованием клубного движения. Важна смена устаревающего движения на новое. Циклический характер раз­вития клубного движения поддерживается явлением обратной связи: функционирование клуба порождает новые знания и возможности их применения для смены устаревающей идеи. В целом, организация рациональной смены деятельности в мас­штабах существующего клубного помещения ведет к росту эф­фективности клубного дела.

Недооценка жизненного цикла клубного движения в СССР приводила к противопоставлению формально регламентиро­ванной деятельности клубов и неформального движения. Каж­дая стадия клубного движения требует особых принципов ор­ганизации, методов управления. Не для всех стадий развития клубного движения нужно предусматривать специальное по­мещение.

Клубная деятельность нуждается в прогнозировании. Для прогнозирования важна достоверность - и с этой позиции прогноз должен разрабатываться по имеющимся данным о фак­тическом состоянии клубного движения. При этом следует аб­страгироваться от тех тенденций, которые, весьма вероятно, не повторятся в будущем. С другой стороны, при многообра­зии перспектив развития клубного движения следует опираться на те из них, которые, видимо, сбудутся. Будущее клубного движения считается закономерным результатом предшеству­ющего развития, однако оценивается в связи с такими харак­теристиками, как «неопределенность», «поиск», «риск». Целесообразно выделять социально-психологическую, познаватель­ную, организационную, развлекательную, рекреационную фун­кции клубной деятельности и прогнозировать их развитие.

4. Классификация клубов

Различия между клубами характеризуют два элемента: типы участников и цели объединения.

Традиционная классификация клубов подразделяет на ландшафтные и городские, принимая за основу такого деления их месторасположение. С этим делением связаны и размеры собственности, находящиеся в ведении клубов.

Городские клубы не являются владельцами и работают на арендованной площади. Они склонны к коммерческим операциям преимущественно в сфере ресторанного обслуживания, что ограничивает возможности занятий спортом для их членов.

Ландшафтные клубы (иногда их называют сельскими) расположены в пригородной зоне, где земли много, и она не так дорога. Поэтому эти клубы имеют возможность предложить широкий перечень спортивных мероприятий, как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе.

Здесь также есть хорошие рестораны и небольшие гостиницы с числом номеров не более 30.

Хотя эта традиционная классификация охватывает большую часть клубов, она не учитывает другие клубы, такие как яхт – клубы, теннисные, военные и различные гуманитарные объединения людей.

Ниже будет приведена классификация в более развернутом виде.

Загородные клубы размещены в пригородной зоне или сельской местности, они

как правило, хорошо оборудованы для заня­тий спортом. Обычно это гольф, но некоторые специализируют­ся на теннисе и плавании. Кроме того, многие клубы создают для своих членов возможности заняться и чем-то еще, кроме гольфа: верховой ездой, карточной игрой, аэробикой и т.д.

Почти все загородные дома имеют одну или более комнат для отдыха с удобными креслами, диванами, а также ресторан. Во многих клубах есть все для организации банкетов. Часто гос­ти расплачиваются за себя и своих гостей в конце месяца. Бан­кетное оборудование используется во время официальных банкетов и неформальных вечеринок, обедов, танцев, свадеб. В некоторых клубах взимается чрезмерно высокий вступительный взнос (в некоторых случаях до $250000), чтобы сохранить эксклюзивность заведения.

Городские клубы обычно отличаются большой деловитостью, могут быть самыми разнообразными по размерам помещения, по направленности, по предлагаемым видам услуг. Некоторые, особенно те, что существуют уже много дет, имеют собственное помещение, другим приходится арендовать. Клуб не может существовать, если он не может подстроиться под вкусы своих членов. Как уже говорилось, городские клубы делятся на следующие категории:

Ø профессиональные

Ø элитарные

Ø спортивные

Ø обеденные

Ø университетские

Ø военные

Ø яхт-клубы

Ø товарищества

Ø корпоративные

Профессиональные клубы , как явствует уже из самого объединяют людей одной профессии.

Элитарные клубы предоставляют своим членам возможность пообщаться друг с другом. Члены могут быть представители разных профессий, но более или менее одной социально - экономической формации. Социальные клубы во многом копируют знаменитые лондонские клубы, принадлежать к которым могли только истинные джентльмены и потому там считалось дурным тоном разговаривать о делах.

Спортивные клубы дают горожанам возможность поплавать, поиграть в теннис и т.д. В некоторых городских спортивных клубах из-за дефицита помещения беговые дорожки и спортивные площадки находятся прямо на крыше закрытого теннисного корта. Обычно в клубах есть комнаты отдыха, бар и ресторан, где спортсмены могут расслабиться и пообщаться друг с другом. В некоторых спортивных клубах есть даже комнаты, где можно вздремнуть.

Обеденные клубы расположены, как правило, в больших офисных зданиях. Часто членство в них предлагается работни­кам других контор, которые арендуют помещение в том же здании. Обычно эти клубы открыты в обеденные часы, а иногда и вечерние.

Университетские клубы учреждаются, как правило, бывшими выпускниками. Обычно они расположены в престижных рай­онах города и предлагают своим членам самые разнообразные развлечения, но главное внимание уделяется хорошей кухне и выпивке.

В военные клубы принимаются представители как сержантского, так и офицерского состава. Как и клубы других типов, имеют все необходимое для того, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься, а также выпить и закусить. Хотя офицерские клубы располагаются на территории базы, в последние годы они все чаще и чаще приглашают штатских людей для руководства и обслуживания клуба.

Главная задача яхт-клуба - содержать в порядке причал, где яхты членов клуба. Яхт-клубы имеют комнаты отдыха, бары и пищеблок, как и в других клубах. Морская тема, разумеется, доминирует в оформлении яхт-клубов, и именно это привлекает новых членов: к какой бы профессии и социальной прослойке они ни принадлежали, всех их сближает любовь к морю.

Среди товарищеских клубов есть весьма специфические объединения, например «Ветераны иноземных войн» и «Лоси», по­могающие бывшим товарищам по оружию и организующие поддерживающие благотворительные акции в их поддержку. Хотя клубы не имеют столь многообразного оборудования для различных видов отдыха, но приличные бары и банкетные залы, как правило, все же имеются.

Корпоративные клубы ориентированы на организацию не отдыха, сколько прибыли. Как правило, они принадлежат корпорациям. Частные лица покупают в них членство, а не собственности. Эти клубы стали популярны в период бума на рынке недвижимости 1970 - 1980 годов, когда им удалось войти в некоторые проекты жилищного строительства. Жильцы платили небольшой вступительный взнос и членские месячные взносы в пределах от $30 до $50, за что всей семьей получали возможность пользоваться благами клуба.

Также существуют и рекреационные клубы , основной задачей которых является содействие удовлетворению потребностей своих членов в восстановлении физических, психологических и интеллектуальных сил, предоставляя услуги для отдыха и возможность заниматься физкультурой, спортом и т.д.

5. Членство клубов

Мотивы, по которым люди объединяются в клубы, также могут быть классифицированы как рекреационные и социальные, однако. Их классифицировать еще труднее, чем сами клубы.

Это связано с тем, что в каждом клубе существует своё понимание целей и задач, что делает их непохожими друг на друга. Даже если клуб может определить свои главные цели как социальные, члены такого клуба могут иметь и другие цели.

Если ландшафтный клуб считает себя рекреационным, что подтверждается наличием поля для игры в гольф, то отдельные его члены могут вообще не играть в гольф. Им может просто нравится идея быть членами столь респектабельного и элитного по своему составу общества. Различия в мотивации участия в клубе оказывают своё влияние на характер членства.

Участники клубов могут иметь различные права в клубе, что определяется уровнем их членства. Членство в клубах разделяется на:

1. Коллективное членство покупается фирмами для своих руководителей или исполнительных директоров и их семей. Владельцем билета, дающего право на членство в клубе, является корпорация в лице своего руководителя. Компании покупают такое участие в клубах как привилегию для своих руководителей, а также с целью представления фирмы в многочисленных социальных организациях.

2. Полное членство даёт право его членам и их семьям неограниченно пользоваться услугами клуба. В некоторых клубах число полных членов ограничено, и предоставление клиенту статуса полного членства требует согласия остальных участников или разрешительного комитета.

3. Членство , ограниченное какой - либо разрешённой деятельностью . Такое членство возможно в некоторых ландшафтных клубах для тех, кто не хочет участвовать в спортивных играх, например, в игре в гольф. Поскольку поддержание поля - довольно дорогое удовольствие, такие члены платят меньший вступительный и годовой взнос, чем полные члены. Таким членам разрешено пользоваться любыми услугами бассейна, ресторана и т.д., за исключением поля для игры в гольф.

4. Общественное членство обычно предоставляет довольно широкие права, в том числе и право пользования услугами ресторана. Этот тип членства используется в тех клубах, которые не имеют иных рекреационных возможностей, кроме поля для игры в гольф (бассейна, залай т.д.), а также в клубах, где существует потребность в такого рода членстве. Преимущество здесь заключается в том, что оплачивается лишь тот вид деятельности, в котором заинтересован член клуба.

Владельцы клубов

Клубы могут быть классифицированы по характеру владения ими. Клубы, которые создаются людьми, желающими объединиться на основе общих интересов, как правило, принадлежат своим учредителям и называются коллективными клубами.

При приёме новых членов вступающие приобретают часть уставного капитала и право участвовать в управлении. Если члены покидают клуб, они продают свой пай клубу по цене с учётом популярности клуба.

Сейчас клубное дело приобрело коммерческий характер.

Клубы, которые создаются организациями и управляются ими в коммерческих целях, называются частными . Члены клуба платят вступительный взнос также, но их участие в управлении клубом ограничено. Они не могут продать или передать своё членство при выходе из него.

В США управляет клубами Американская клубная Корпорация (CLUB CORPORATION OF AMERICA).

6.Организационная структура клубов

Коллективные и частные клубы управляются на основании устава, а также правил, определяющих порядок его членства и виды разрешённых форм деятельности, а также характер поведения членов. В уставе определяется название, цели н структура клуба.

Высшим органом управления клуба является Совет Директоров. Полномочия Совета в разных органах различны. Они зависят от характера владения. На Совет Директоров возлагается обязанность разработки направлений деятельности клуба в целом.

Управление текущими делами клубов осуществляют профессиональные управляющие, которые отчитываются перед Советом Директоров.

Организационная структура клуба определяется, исходя из его функций. В основе лежит принцип разделения труда. Такой принцип структуры называется функциональным распределением.

Ландшафтные клубы имеют традиционную организационную структуру.


Рис. 11 Структура ландшафтного клуба

Клуб возглавляет директор или исполнительный директор и заместители - это руководители служб, в обязанности которых входит содержание в хорошем состоянии площадок, клубного дома и других зданий.

Руководитель службы спортивных площадок отвечает за поддержание в порядке спортивных площадок и территорий, прилегающих к клубному дому.

Руководитель группы тренеров отвечает за проведение программ спортивных игр, соревнований, за работу магазина спортивных товаров и др.

Директор клубного дома отвечает за работу ресторана и функциональных служб и гостиных, контроль за работой обслуживающего персонала и своих заместителей.

Клубы и бизнес .

Несмотря на то, что основная цель клубов это предоставление обслуживания определённого уровня, они являются коммерческими предприятиями. Частные клубы создаются с целью получения доходов, но и коллективные клубы должны существовать в рамках бюджета, который определяется доходами и расходами клуба.

Таблица 2

Доходы ландшафтных и городских клубов

Источники доходов

Доходы клубов, %

Ландшафтные

Городские

1. Членские взносы

2. Питание и напитки

3. Спорт. работа

4. Размещение

Главным источником доходов как ландшафтных так и городских являются членские взносы и ресторанное обслуживание. Уровень этих доходов различен в зависимости от категории клубов.

Большую часть расходов как для ландшафтных так и для городских клубов составляет зарплата и платежи. Для ландшафтных клубов это 46%, для городских – 50%.

Другим значительным потребителем клубных средств в ландшафтных клубах является содержание спортплощадок (игры в гольф и др.).

В последние годы частные клубы значительно расширили свои возможности и влияние.

В настоящее время существует приблизительно 11 тыс. национальных клубов с персоналом около 1,1 млн. человек и годовым фондом зарплаты 4 млрд. $.

Зарплата руководителей и персонала клубов очень привлекательна и зависит от типа клуба и его географического положения.

В среднем зарплата директора и генерального директоров колеблется от 40 тыс. до 80 тыс. $ в год, зам директоров – от 25 тыс. до 45 тыс. $ в год в зависимости от опыта и уровня профессиональной подготовки. При этом следует отметить, что многие клубы, особенно ландшафтные, являются сезонными предприятиями. Поэтому такой уровень зарплаты при сезонности работы считается высоким.

Дополнительные льготы, получаемые руководителями клубов, включают в себя: льготная аренда помещений, оплачиваемые отпуска, бесплатное питание в клубах, оплата содержания автомобиля, оплату медстраховки, пользование спец привилегиями в клубе и т.д.

Клубный комплекс включает помещения для;

Лекционно-информационной работы,

Работы кружков, студий,

Общения

Примеры функциональных помещений клуба

Контрольные вопросы

1. Классификация клубов по месторасположению.

2. Классификация клубов в соответствии с направлением работы.

3. Охарактеризуйте состав помещений клубов и их назначение.

4. Охарактеризуйте организационную структуру клубов.

5. Сколько видов членства в клубах вам известно. Назовите характеристики этих видов.

6. Цель и сущность деятельности клубов.

Клубная деятельность

Клуб создается с целью повышения социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают и развлекаются. Для членов клуба характерны инициативность, самостоятельность, общественное мнение и сознание. В клубе устанавливаются и развиваются межличностные контакты, различные по целям, степени регламентации, глубине, устойчивости, продолжительности и другим признакам. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями или специалистами, ориентирующимися в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой организации досуговой деятельности, используя способы и приемы организации взаимодействия людей.

Клубная деятельность носит многоцелевой характер. Различают комплексные и специализированные клубы. Комплексные клубы предназначены для организации общения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей. Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов.

При усилении одной из функций деятельности клубы носят характер культурно_просветительных, клубов отдыха, общения, молодежных, экологических, физкультурно_оздоровительных клубов. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения (выпечка, приготовление национальных блюд).

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Клубный комплекс помещений образуют помещения для работы кружков и студий.

Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и помещений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности создавать отдельную материально - техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональное использование.

При анализе клубной деятельности изучаются число участников, состав и количество групп по интересам, степень связанности с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство.

Социально-демографическая структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации и модели поведения, которые говорят о социально-психологической структуре участников.

Формирование клубной общности проходит несколько стадий - становление, развитие и разрушение. Характерными чертами последней стадии являются снижение посещаемости проводимых мероприятий и уменьшение тесноты контактов. Каждая стадия клубного развития требует особых принципов организации и методов управления..

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost