Open
Close

В какие дни бывает соборование. Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться? Проведение Таинства только над умирающими

Соборование (Елеосвящение) - Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Правда ли, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи?
  • Почему Бог попускает болезни?
  • Нужно ли Собороваться здоровому человеку?
  • Как подготовиться к Соборованию?
  • Как совершается Соборование над тяжелобольным человеком?
  • Что делать с маслом, оставшимся после Соборования?

Суть Соборования – Елеосвящения

Каждому православному христианину доступно средство исцеления души и тела - Таинство Соборования (Елеосвящение) . Оно так зовется потому, что обычно его совершает собор священников - семь. Вместе они отражают полноту Церкви.

Главная задача Соборования - полное исцеление человека. Во время проведения Таинства священники многократно прочитывают молитвы, в которых просят Бога разрешить человеку грехи и исцелить его тело. Следует помнить, что телесное здоровье напрямую связано с духовным состоянием человека, поэтому и сам верующий должен принести покаяние. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Пути Господа неисповедимы, и Он сам знает, в чем именно нуждается человек. Если Богу будет угодно, то Он пошлет исцеление. Нельзя вести себя безответственно и перекладывать на Господа все заботы о себе, Таинство не отменяет необходимости в лекарствах. Сама болезнь в Православии рассматривается как нормальное явление. На самом деле недуг даже более естественен, поскольку скорби и страдания обычные явления в нашей жизни. Здоровье можно считать милостью Божией, а исцеление больного - чудом.

Таинство Соборования – Елеосвящения

Для чего нужно Собороваться

В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. Но участвуют в таинстве и здоровые люди. Например, в период Великого поста или других постов. Здорового человека Соборование укрепляет и дает силы достойно выдержать пост и не впасть в уныние.

Соборование, как и другие Православные Таинства, имеет силу только тогда, когда человек искренне верует. Если христианин сознательно не постится, не молится, не посещает литургии и не исповедуется, то и соборование ему не поможет. Святой Дух может снизойти только на искренне верующих людей.

В Таинстве не могут принимать участия дети до 7 лет, иноверцы, некрещеные люди, еретики, бесноватые, а также больные, имеющие буйные психические расстройства.

Картина “Соборование больной”

Как подготовиться к Соборованию

Если Вы хотите Собороваться, нужно взять на это благословение у священника, а потом – записаться на соборование в храме. Также Вам нужно будет купить свечу.

Соборование никак не отменяет необходимости в Покаянии, поэтому перед Таинством нужно обязательно исповедоваться. В посте же необходимости нет.

Что нужно для Соборования

Прежде всего, понадобится терпение и желание очистить душу. Соборование может длиться от одного до двух часов. Во время богослужения лучше всего молиться и следить за ходом действия. Для этого в интернете можно скачать текст чинопоследования. С ним вам будет проще понять, что происходит в данный момент. Есть тексты с параллельным переводом на современный русский.

Многие приносят на Соборование сосуды с елеем (подсолнечным или оливковым маслом). Священники освящают масло и вливают в него вино. Делается это в воспоминание милосердного самарянина, который помог раненому, помазав его елеем и вином. После службы освященное масло можно забрать с собой и помазывать им больные части тела.

Таинство Елеосвящения

Также вам потребуется свеча, необходимая для совершения Соборования. Её вы будете держать во время службы. Приобрести свечку можно в церковной лавке.

Во время Таинства священник будет помазывать вам лоб, ноздри, руки, губы и щеки. Этим он символически запечатывает пути, наиболее удобные для проникновения греха в душу человека.

Следует позаботиться об одежде. Лучше одеться в простую и удобную одежду, которую не жалко запачкать. Также возьмите с собой бумажные салфетки, ими Вы будете вытирать излишки елея. Не надевайте свитера с высоким воротом, иначе священнику будет трудно помазать верхнюю часть груди. Головной платок также не должен мешать процессу помазывания.

Как проходит Таинство Соборования

Во время совершения Таинства священники читают особые молитвы, а также отрывки из Евангелия и Апостола. Тут же поминаются и люди, которые были ранее записаны в тетради. Главное действие в Соборовании - это помазание. Священник семикратно помазывает вам лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. Перечисленные части тела символизируют «пути» греха. Например лоб - это мысли, помазывая его елеем, священник как бы запечатывает этот «вход». Руки символизируют дела человека, грудь - чувства и т. д.

Соборование в храме

Всего читается семь текстов из посланий Апостолов и Евангелия. Перед каждым помазанием священник читает один из отрывков. Во всех них говорится о том, как христианину подобает переносить тягости жизни. В конце Таинства, когда будут читать последний отрывок из Писания, священник возложит руку на голову соборуемых и прочтет молитву о прощении грехов.

Когда проводится Соборование?

По традиции Православной Церкви, Соборование проводят два раза в год, во время Рождественского или Великого поста. В Таинстве участвуют все желающие христиане: здоровые и не тяжело больные. Собороваться можно только один раз в год, кроме особых случаев.

Иная ситуация, когда человек тяжко болеет. В таком случае собороваться можно в любой день года. Тогда Таинство обычно проводят на дому или в больнице.

Соборование в Донском монастыре

Соборование на дому

Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Первым делом необходимо в комнате, где находится больной, поставить перед иконами стол с чистой скатертью. На стол поставьте тарелочку с зернами пшеницы или других злаковых, например риса. В центр блюдца устанавливают стаканчик или сосуд для елея. В зерно нужно воткнуть семь свечей и столько же ватных палочек. Иные сосуды (стаканы) наполняют елеем (растительное масло), красным вином и ставят на стол рядом с тарелкой. На скатерть нужно положить Евангелие и Святое Распятие. После завершения Таинства ватные палочки сжигают, получившийся пепел закапывают в том месте, где не будут ходить люди. Оставшиеся масло можно сжечь в лампадке. Также масло можно употреблять в пищу, но делать это нужно с крайним благоговением.

Соборование для тяжелобольных

Если больной находится в бессознательном состоянии, важно знать хотел ли он собороваться до того, как потерял сознание. Если человек церковный и намеревался Собороваться, то проведение Таинства возможно. В любом случае, окончательное решение должно приниматься в совете со священником.

Соборование больного в больнице

Существует поверье, что соборование может приблизить час смерти. Поэтому некоторые не решаются принимать участие в Таинстве. Сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Если Господу будет угодно, то Он может продлить жизнь человеку, чтобы он мог подготовиться к Вечности.

Соборование для тяжелобольных христиан обязательно потому, что часто они уже неспособны исповедаться. Поэтому Таинство Елеосвящения – их последний шанс очистить душу перед смертью.

После Соборования

Помните, что Соборование не заменяет Исповедь. Если после Елеосвящения Вы вспомнили какой-либо грех, то следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таинств. Также постарайтесь после Соборования сохранить ту чистоту души, которую вы получили от Бога.

Масло после Соборования

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

На вопросы о Соборовании отвечают священники

Иеромонах
МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Клирик Иваново-Вознесенской епархии
г. Иваново

Архимандрит
АЛИПИЙ (СВЕТЛИЧНЫЙ)
Настоятель
Киевского храма святых апостолов Петра и Павла,
что на Нивках

Протоиерей
АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
Клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево

Священник
ПАВЕЛ ОСТРОВСКИЙ
Настоятель Никольского храма в Павшинской пойме,
Красногорск

Зачем Господь попускает болезни и скорби любящим Его? В последние 5 лет моей жизни очень часто болеют родственники в моей семье, есть и умершие от болезни. Даже думать об очередном походе в больницу уже дурно, потому что практически всегда мне приходится их сопровождать. Да и мое здоровье пошатнулось. Если бы я не был православным-побежал бы к бабкам снимать порчу. Просто уже не знаю как к этому относиться – как к наказанию за какие-то грехи нашей семьи или это следствие нашего духовного состояния. Пытаюсь найти ответ для себя – ведь в этом должен быть смысл. Или мы из этого всего должны извлечь какой-то урок, но по глупости не понимаем его…

Вы знаете, Виталий, болезнь нужно встречать с неизбежной печалью, но терпеливо, мужественно. То есть сплетаться с ней как бы в борьбе, потому что эта неприятность послана, действительно, Господом. Господь – Лекарь Верховный душ и телес – Он наводит болезнь и забирает ее. Он об этом и Моисею говорил при купине: «Низвожу до ада и возвожу». И от проказы белая рука Моисея, которая опять здорова, уверяет нас, что Бог – Хозяин жизни и смерти.

Есть несколько рекомендаций по части здоровья для верующего человека. Например, святой Лука, Крымский исповедник, говорил: «Пейте чаще святую воду. Как доктор, как практикующий хирург, я знаю, как много людей исцеляются от святой воды, не требуя хирургического вмешательства».

Вот и я вам говорю – пейте чаще святую водичку натощак и с молитвой. Соблюдайте положенные посты по мере сил. Не осуждайте никого. Не носите в сердце злобы на кого-то или зависти, потому что горькая зависть или злоба, или обида, или злопамятство подтачивают человека, как дерево подтачивается червем. Причащайтесь святых Христовых тайн с молитвой и верой и просите Бога, чтобы Он укрепил Вас святыми таинствами. Если есть сильные болезни – пособоруйтесь на эту болезнь. Попросите священника совершить таинство елеосвящения. Посещайте святые места, по возможности. Окунайтесь в святые источники. Ведите здоровый образ жизни. Если будете здоровы – постарайтесь быть здоровым с пользой для Бога, потому что кто живет с пользой для Бога, тому полезно быть здоровым – он много сделает хорошего. А с кого нет толка, как с козла – молока, значит, тому надо хоть немножко поболеть, чтобы, так сказать, терпением болезни, может быть, исходатайствует себе прощение грехов и закалит свою волю. В общем, просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем.

Итак, святая водичка, святые таинства, здоровый образ жизни, паломничество и святые источники, обязательно соборование, если затянулись болезни. Соборование – великое таинство для исцеления болезни!// Протоиерей Андрей Ткачев

- “Соборование совершенно не обязательно и предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить. То, что в современной практике из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег и магический обряд, даже не объясняя зачем оно нужно – это страшный грех. И эти люди будут отвечать перед Богом. И те, кто не изучает свою веру попадут не к Богу, а к бесам в лапы” <…>
Из этого следует, что нельзя собороваться, если ходишь? А в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает. “14 – Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.”
Призовет пресвитеров, а не придет к пресвитерам. Как в этом разобраться? Кто прав?

- “…Предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить”
Дьякон, которого Вы процитировали, в этом неправ. Но в другом он прав:
“из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег” – о чем Вы и сами пишете далее: “в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает”.
Как в этом разобраться? – очень просто: прочесть, что говорит не дьякон, не священник в Ливнах, а Церковь, словами документа “О чинопоследовании Елеосвящения” , .

Цитирую ответы на Ваши недоумения:
“В Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми… Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему” // Иеромонах Макарий (Маркиш)

- Как правильно поступить? Сначала соборование и затем исповедь и причастие, или в другом порядке?

По логике: Исповедь, Соборование, Причастие. Но, если не будет получаться в данном порядке – не страшно. Покаяние, Маслособорование, Евхаристия – Таинства Церкви. И для нас равно благодатны // Архимандрит Алипий Светличный

- Действительно ли в таинстве Соборования прощаются все забытые грехи? Или они прощаются только на исповеди?

Соборование и исповедь суть Таинства. Слово это служит нам полезным напоминанием о принципиальном отличии происходящего от процессов в материальном мире (накачать шину, заплатить за услуги ЖКХ, удалить воспаленный аппендикс из брюшной полости и т.п.), которые подвергаются бесспорной формальной оценке.
Православие ОТВЕРГАЕТ латинский принцип “Ex opere operato” (что означает “В силу выполненных действий”), принцип, который сближает церковное таинство с материальным процессом (насколько сильно сближает – не знаю, я не специалист по римо-католицизму). Но именно это отличие православного учения от латинского дает нам основание видеть в таинстве не механический акт, но благодатное воздействие на человека, полный результат которого открыт только Богу Иеромонах Макарий (Маркиш)

- Скажите пожалуйста, можно ли мне во время Великого поста пособороваться 2 раза, т.к. очень болею.

В течение одного заболевания соборование совершается один раз; при хронической болезни надо советоваться с вашим приходским священником // Иеромонах Макарий Маркиш

- К Таинству Соборования, проводимому в Храме, нужно ли как-нибудь особенно готовиться?

Если человек постоянно сознательно исповедуется и причащается Святых Таин, то никакой особой подготовки нет // священник Павел Островский

Можно ли соборовать и причастить смертельно больного после операции на головном мозге, если он уже не в себе. Путает все, ничего уже не помнит и не может исповедаться по факту. И он наверное никогда этого не делал. Хотя и в храм заходил. И очень дорожит крестиком нательным.

Да, можно и нужно; как видно, будучи еще в сознании, он не противился Христу, Церкви и ее Таинствам // Иеромонах Макарий Маркиш

- В больнице девушка после операции(опухоль головного мозга) несколько недель находится в тяжелом состоянии, не приходит в себя. Позвали Священника, чтобы пособоровал, но он сказал, что в таком состоянии соборовать нельзя, поскольку она не может назвать своего имени. Действительно ли нельзя соборовать человека в таком состоянии?

Священник неправ; ошибка глубокая. Таинство соборования совершается над больным в любом состоянии, независимо от сознания и дара речи, что ясно следует из текста Требника, а также из документа “О чинопоследовании Елеосвящения ” – “В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов”.
Исключение составляет тот случай, когда больной, еще будучи способен говорить, сознательно отказывался от этого Таинства и от Церкви в целом // Иеромонах

Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания. Я очень удивилась, когда моя золовка предложила пройти соборование в Великий пост. Я же не собираюсь умирать, зачем мне собороваться? Но оказалось, что я сильно ошибалась, и Таинство соборования проводят даже для здоровых молодых людей. В статье я вам расскажу об особенностях елеосвящения, когда его проводят и для чего.

Во время елеосвящения (помазания освященным церковным маслом) на человека снисходит божья благодать. В это время можно исцелиться от тяжких недугов. Но главным смыслом соборования является отпущение даже тех грехов, о которых человек не ведает либо забыл. Хотя соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено для всех верующих. Не соборуют только детей до семи лет, так как они не совершают осознанных грехов.

Соборование является одним из семи церковных Таинств и отличается от молебна или литургии. Если во время молебна мы свидетельствуем свою веру, надеемся на прощение и милость бога. То во время Таинств на человека снисходит божья благодать, независимо от его заслуг.

Таинство елеосвящения было установлено апостолами, учениками Иисуса:

Так как большинство болезней вызвано грехами человека, то отпущение грехов приводит к телесному исцелению. Однако лукавство не поможет человеку получить божью благодать. Если на исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение через елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и все его тайные помыслы знает. Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно.

Почему елеосвящение именуется соборованием? Потому что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний.

Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета.

Что нужно сделать после елеосвящения? Необходимо причаститься Святых Даров в ближайшую литургию.

Отличие елеосвящения от миропомазания

Некоторые верующие не видят разницы между миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание (печать Святого Духа) проводится сразу же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга Таинства. Помазание во время Всенощного бдения не относится к Таинствам, это часть церковного обряда.

Кому необходимо собороваться

Елеосвящение обязательно совершают над умирающим человеком, чтобы очистить душу от прегрешений. Таинство проводят и над всеми православными, страдающими физическими и душевными недугами. Например, отчаяние и печаль считаются душевными немощами, которые требуют исцеления. Неосознанные прегрешения, которые христианин не принимает во внимание, тяжким грузом лежат на душе — отсюда и появляется печаль, скорбь и уныние.

Таинство не проводят над психически больными людьми и больными в бессознательном состоянии.

Многие верующие не понимают, зачем нужно соборование, если существует Таинство покаяния? Человеческая природа немощна по своей сути, и мы не всегда можем осознавать свои прегрешения. Ходатайство собора священников за человека имеет огромную духовную силу, ведь богу приятно, когда молятся за своих братьев и сестер. Собор священников умоляет Господа даровать верующему отпущение грехов и телесное исцеление, и эта мольба не может быть не услышанной.

Какие грехи прощаются при соборовании:

  • давно забытые и неисповеданные;
  • совершенные в неведении;
  • о которых не может рассказать тяжело больной по состоянию здоровья;
  • которые нельзя искупить добрыми делами.

Все ли верующие исцеляются после Таинства соборования? Существует суеверие, что после елеосвящения человек выздоровеет либо умрет. Это заблуждение. Исцеления может и не быть, ведь на все воля божья. Верующий должен стремиться исправиться, вести богобоязненный образ жизни, а не разочаровываться в неполученном исцелении. Соборование не является магическим обрядом или медицинской процедурой, но благодатью божьей.

Исцеление — свободный дар божьей благодати, которая не зависит от выполненных действий людей. Нужно, прежде всего, думать о духовных вещах, а не стремлении получить помощь в нужде.

Тяжело больные люди иногда опасаются елеосвящения, думая, что оно неминуемо приведет к смерти. Но это серьезное заблуждение. Смертный час человека не зависит от церковного обряда. Бог может продлить жизнь больному, чтобы тот позаботился о своей душе: успел покаяться, причаститься и подготовиться к смертному часу.

Вопросы и ответы

Требуется ли специальная подготовка к Таинству? Если есть возможность, желательно исповедоваться и причаститься перед елеосвящением. На елеосвящение принося с собой растительное (оливковое) масло, кагор, свечи, рис (пшеницу).

На Таинство необходимо прийти заранее и записаться в церковной лавке, указав свое крестильное имя. Там же нужно купить свечу.

Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией. Нельзя надевать свитер под горло или водолазку. Рекомендуется взять на Таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло.

Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий.

Соборование не заменяет Таинство покаяния и не отменяет его.

Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца.

Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами.

Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам , кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования.

Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане . Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам.

Как правильно применять освященный елей , взятый из церкви? Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы.

Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви ? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать. В церковной практике нет специального обряда с пшеничными зернами, которые употреблялись на елеосвящении.

Вино после соборования можно добавлять в еду , принимать внутрь. Свечи после елеосвящения зажигают дома, когда кто-нибудь из домочадцев занедужит. Однако если в Таинстве елеосвящения принимало участие много больных людей, свечи лучше не брать домой.

Это Таинство имеет и другое название: Елеосвящение. У народа существуют большие предрассудки и заблуждения на теме этого обряда. Иные считают, что Соборование в православии подходит только для людей, близких к смерти, или после него в обязательном порядке наступает кончина. А другие верят в непременное исцеления от недуга после первого посещения ритуала. Ниже разберем понятие с церковной точки зрения.

Суть священнодействия

Священнодействие приобрело свое название от количества совершающих этот ритуал священников, то есть соборно.

Простые обыватели часто интересуются вопросом: «Как проходит таинство соборования?» Обряд заключается в помазании тела человека специфическим освященным маслом (елеем) с целью призыва Божьей благодати , прогоняющей душевную и физическую немощь. К тому же верующий, прошедший этот обряд, получает прощение своих греховных поступков, которые незаметно, в силу нашей грубости и расслабленности, прошли мимо нашего сознания. Например, человек способен просто забыть о своем преступлении или не знать, что поступок им является.

О грехах:

Интересно! Соборование - это обряд, который находит свое предназначение уже в апостольские времена. Апостол Иаков утверждает, что церковные пресвитеры, молясь над больным и помазав его маслом, являлись орудием Господа, который имеет силы вылечить смертельно больного и простить все грехи.

В истории служении существует колоссальное количество примеров божественного исцеления после проведения таинства соборования. Люди совершенно выздоравливали после таинства физически и душевно. Однако нет абсолютной гарантии в том, что обряд поможет каждому.

Соборование - это священнодействие с целью избавления от грехов и недугов, оно проводится семью священнослужителями. Это количество несет символическое значение для полноты православной Церкви. Таинство состоит в прочтении именно семи отрывков из апостольских наставлений, повествующих об чудесных исцелениях, покаянии, сострадании и необходимости упования в могущество Всевышнего. После каждого прошения в молитвенном смирении больному совершают семикратное помазание елейным маслом.

Важно! Церковь разрешает проводить Таинство Соборования и одному священнику, но в том случае, если он способен совершать священнодействие от лица собора.

Таинство Соборования

История возникновения

Этот ритуал, как и многие другие, обязан своим появлением евангельским временам. Сам Иисус Христос установил его, призвав учеников и наделив их властью над дьявольскими созданиями. Апостолы ходили и проповедовали чистосердечное покаяние, изгоняли демонов из тел больных, мазали их елеем. Доказательства этих слов находят на страницах Евангелия от Марка, поэтому утверждается, что священнодействие существовало до Голгофы и помогало физически и психически больным.

О таинстве елеосвящения упоминает и апостол Иаков в своем авторитетном послании.

С XV в. для таинства был введен особый богослужебный чин, который определял последовательность самого процесса соборования. Порядок постоянно видоизменялся, становился более широкоформатным и фиксированным.

  • В III-IV в. молитвы включали в себя чистые просьбы у Бога сделать масло целебным при помазании и употреблении в пищу. Служение в тот период проводилось епископами.
  • Византийские богослужения VIII в. отличаются продуманной последовательностью процедуры. Соборование в православии начинается с обращения к Святому Отцу, врачевателю всякой больной души. Первые слова называются церковью формулой этого таинства.
  • Елеосвящение давно стало восприниматься как священное действие и в православии, и в католицизме. Традиция проводить именно семь ритуалов пришла в учение Востока из западной Церкви.

В каких случаях обращаться к таинству

Елеосвящение проводится над православными старше семи лет, телесно и душевно болеющими. К последним относят тяжелые психологические расстройства (уныние, скорбь и полное отчаяние). Православие называет причинами этих состояний нераскаянные грехи, часто неосознаваемые людьми. Священнослужители утверждают, что соборование в церкви предназначается не только для тяжелобольных, но и для относительно здоровых людей.

Важно! Елеосвящение недопустимо, если человек находится в бессознательном состоянии или ведет себя агрессивно.

Здоровым людям рекомендуют проходить этот обряд не чаще одного раза в год. Самым подходящим временем здесь является Великий Пост . В это время повышаются шансы полностью исцелиться и получить прощение греховной деятельности. Однако человеку нужно знать о том, что православное соборование само по себе не обязано избавить от грехов и болезней, но если молитвы Господу возведены от чистого сердца, шансы повышаются многократно.

О покаянии в грехах:

Принципы обряда

Перед проведением соборования верующим следует причаститься и исповедаться перед священнослужителем. Эти условия необходимо повторить и после ритуала. Рекомендуется приобрести свечу, а если соборование проходит в Великий пост — соблюдать его по мере сил. Церковные служители подготавливают специфические предметы для проведения священного таинства.

В ритуале необходимо присутствие следующих вещей:

  • Столик (аналой), покрытый чистой скатертью.
  • Зерна любого злака, располагающиеся на блюде. Это символ здоровой жизни, физического и духовного обновления.
  • Семь свечей.
  • Специальный сосуд, где будет освещаться елей.
  • Семь палочек, обернутые ватой.
  • Растительное или оливковое масло.
  • Символизирующее кровь Христа небольшое количество вина.
  • Евангелие и крест также необходимы в процессе ритуала.

Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным. Если у больного нет возможности посетить церковь, священники сами навещают его в доме. Процедура практически не отличается от таковой в монастыре или церкви. На дому участвуют все родные, которые тоже будут помазаны.

Перед началом священнодействия в храме прихожане зажигают принесенные свечи. Таинство соборования разделяют на три этапа - пение молебна, освещение елейного масла и помазание.

Таинство Соборования

Как проводится обряд в настоящее время

Правила проведения современного Елеосвящения значительно отличается от древнего способа. Отсюда возникают многочисленные предрассудки и недоверия со стороны некоторых людей.

  • Для первой части характерны молитвы и перечисление имен пришедших. Соборование начинает с фразы, восхваляющей Нашего Отца. Далее, обряд напоминает утреннюю службу Великого Поста в укороченном варианте.
  • Вторая часть таинства соборования наполняется процедурой освящение елея для помазания. В отдельном сосуде смешивается вино, символизирующее кровь Господа, и растительное масло. После этого зажигают свечи , а батюшка читает специальную молитву для придания елею качеств божественного исцеления.
  • В завершение, служители церкви читают апостольские послания, молятся о прощении греховных поступков и выздоровлении больных, совершают помазание всех собравшихся на таинство. Последняя часть повторяется семикратно, но каждый раз произносится иной отрывок из Евангелия. Далее, прихожане окружают священников, которые молятся и прикладывают к челу каждого раскрытую святую книгу. Верующий должен поцеловать Писание и поклониться всем присутствующим.

Действия после ритуала

Пройдя соборование, православный верующий обязан причаститься и забрать в собственный дом злаки, используемые в моменты таинства, и освященное масло. Эти остатки добавляются в пищу, а елеем помазывают места, требующие лечения. Однако в древности существовали другие правила. Церковь запрещала уносить с собою остатки злаков и масла - их попросту сжигали.

Важно! В настоящее время пища бросается в огонь в том случае, если она осталась до начала нового таинства.

Прихожане, с чистой совестью прошедшие обряд соборования, отмечают значительное эмоциональное облегчение. Физическое состояние также улучшается. Церковь уверяет, что ежедневные молитвы, приходы и постоянные прохождения елеосвящения способствуют оздоровлению телесной оболочки.

Людям необходимо отказаться от стереотипа, утверждающего предназначение ритуала только для тяжелобольных. Это мнение является пережитком прошлого и совершенно не соответствует Священному Писанию. Апостолы стремились именно к исцелению в процессе обряда соборования, а не «последнему помазанию».

Многие прихожане воспринимают таинство как способ непременного выздоровления, но, в большинстве своем, вообще не исповедуются и не причащаются. Это чревато снижением веры у рассчитывавшего на чудо человека, который не получил желаемого целебного результата. Священнослужители отмечают: «Исцеление есть дар Всеблагого Господа, а не физический результат действия». Только искренне обратившие взор на очищение и всепрощение получают чудодейственное вознаграждение.

Люди, чувствующие скорую кончину, имеют страх перед Таинством Соборования. Они предполагают, что покинут мир сразу после обряда, но сроки жизни определены Творцом, и душе нужно заботиться о переходе в обитель Господа, исповедуясь и причащаясь. В случае приближающейся смерти для умирающего обязателен обряд соборования.

Совет! Если вы опоздали на процессию, разрешается принять в ней участие тем, кто хоть раз проходил елеосвящение. Однако священнослужители рекомендуют перенести участие.

Отличия Миропомазания и Соборования

Церковь разделяет два этих понятия как абсолютно различные.

Миропомазание проводится сразу после совершения Крещения и предназначается для взращивания и укрепления в духовном самосовершенствовании. Таинство совершается отдельно, если оно направленно в сторону человека, имеющего другую религию.

Внимание! И елеосвящение, и миропомазание следует отличать от Всенощной - вечерних богослужений перед большим праздником. Люди нередко принимают подготовительные работы за некоторое священное действо. Всенощное помазание и благословение злаков не является таинством.

Елеосвящение (соборование) - церковное таинство, направленное на исцеление недугов и избавление от последствий греховных деяний. Искренне раскаявшись во время ритуала, человек получает шанс обрести здоровье и духовную связь с Творцом. В ходе обряда от прихожанина не требуется особенных навыков, он просто должен проявить смирение и откровенность.

Соборование проводится как в храме, так и в доме, но обязательно под начальствованием священнослужителя.

Посмотрите видео о соборовании

Соборование в 2020 году будет традиционно совершаться в дни Великого Поста. В некоторых храмах оно проходит также и во время Рождественского поста, но большинство верующих стараются ежегодно пособороваться именно в период Великой Четыредесятницы. Кроме того, при необходимости соборования совершаются в индивидуальном порядке в любое время года.

Другое название Соборования – Елеосвящение. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) Богом даруется человеку помощь в исцелении душевных и телесных недугов. Свое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору (нескольким) священникам. Обычно – семерым, но если нет такой возможности, то соборовать может и один батюшка, и это не делает Таинство «менее действенным».

В каждом храме свое расписание соборований: в каких-то храмах соборование совершается один раз за Великий пост, в других – раз в неделю или две, где-то, как, например, в Донском монастыре в Москве, даже дважды в неделю.

Когда проходит соборование в Великий пост 2020?

Соборования в Великий пост 2020 года проходят в каждом храме по своему расписанию. В больших приходских храмах обычно 3-4 раза за пост, в крупных монастырях – еженедельно. Соборования могут совершаться как в первой половине дня – чаще всего в 11 или 12 часов утра, так и вечером – в 17 или 18 часов. Но день и время в каждом храме назначают исходя из своих условий: расписания служб, количества и занятости священников, возможностей пригласить священников из другого храма (в идеале соборование должны совершать семь священинков).

В большинстве храмов соборования совершаются в будние дни. Но в некоторых храмах можно пособороваться в субботу или даже в воскресенье. Чаще всего соборования проходят в период со второй по шестую неделю Великого поста. Но «опоздавшие» могут найти храмы, где соборование совершается даже на Страстной седмице.

В Москве даже верующий с очень напряженным графиком сможет подобрать для себя подходящий вариант. А вот в не таких крупных населенных пунктах можно остаться и без соборования. В таком случае стоит вспомнить, что массовые соборования в Великий пост – это необязательная практика, которая приобрела популярность не так давно. Участие в Таинстве, безусловно, полезно, но если христианин не имеет серьезных проблем со здоровьем, не пребывает в тяжелом душевном состоянии, регулярно исповедуется и причащается, то у него нет необходимости собороваться, и он может делать это по желанию и по возможности. Для человека же малоцерковного важнее в Великий пост будет не соборование, а Таинство покаяния и Таинство причастия.

Когда нужно соборование?

Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги (например, уныние и отчаяние). Через Елеосвящение верующие получают благословение Божие. Воспринимать соборование как волшебное лекарство неправильно. Церковное Таинство – это встреча с Богом, и она в любом случае будет поддержкой и помощью, если человек идёт на нее с открытым сердцем и глубокой верой. Но только Господу известно, что будет полезнее – скорейшее выздоровление, облегчение состояния или смирение и принятие своих скорбей.

Особое значение приобретает Соборование, когда христианин находится при смерти. Через него он получает прощение забытых грехов. Соборование может быть совершено, когда состояние верующего таково, что ему сложно полноценно исповедаться, но он пребывает в сознании и желает участия в Таинстве. Неверно воспринимать Соборование как «последнее помазание». Самим Христом было дано указание апостолам помазывать верующих елеем именно для их исцеления.

Пособороваться может и человек вполне здоровый, так как у каждого найдутся раны, если не на теле, то в душе, залечить которые способно только Божье прикосновение. Поэтому в Русской Православной Церкви стало традицией, всем верующим по желанию участвовать в Таинстве раз в год.

Как часто нужно соборование?

Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего – физического и духовного.

Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь.

Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование – это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий.

Когда причащаться после соборования?

Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу.

Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто.

Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри. Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после – приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим.

Как использовать рис и масло после соборования?

Масло, освященное во время Соборования, и рис (или другое зерно), в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. Потом этим маслом помазываются или сжигают его в лампадке, а зерно некоторые употребляют в пищу (а если это не рис, а пшеница, то проращивают).

В древности верующие не забирали масло и рис после Соборования, а все это подлежало сожжению при храме. Сейчас же прихожане часто сами просят священнослужителей раздавать им оставшееся после службы, веря, что помазав больные места себе или кому-то из близких освященным на Соборовании маслом, можно также получить помощь Божью. Конечно, такие действия не заменяют того, что происходит во время Таинства, когда священники и христиане вместе молятся об исцелении от болезней, но и ничего предосудительного в этом нет, когда это не воспринимается как магический ритуал.

Но не нужно, если вы не уверены, что будете и сможете использовать их, брать масло и рис после Соборования. Масло, рис, свечи – это лишь атрибуты, которые дают человеку, живущему на земле, возможность своими основными органами чувств ощутить происходящее с ним. Но не имеет никакого значения, принесли ли вы с собой после Таинства домой что-то материальное в руках, если вы не принесли ничего в своей душе.

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.