Open
Close

Гора кармил пророк илия. Пещерный комплекс горы Кармель (заповедник Нахаль Меарот, Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

С давних времен желанным местом паломничества для христиан стала гора Кармил на Святой Земле. Игумен Даниил еще в 1104–1107 годах побывал в тех местах. В своем «Хожении» он записал: «Пришли в Хайфу, а оттуда – к горе Кармильской. В этой пещере находится пещера Илии-пророка. Мы поклонились ей».

Через 800 лет Русская духовная миссия приобретет здесь земельный участок, на котором построит русскую церковь во имя пророка Илии, которую в середине ноября 1913 года освятит патриарх Иерусалимский Дамиан.

Ежегодно в престольный праздник помолиться великому пророку собираются православные христиане не только из Хайфы и окрестных селений, но и со всех городов Израиля. Настоятелю Ильинского храма отцу Мирославу приходится в престольный праздник совершать крещение детей, так как православные христиане, живущие на Святой Земле, считают для себя великой честью именно в день пророка Илии подняться на гору Кармил и в русском храме крестить новорожденных. Именем пророка часто нарекают детей. Особым почитанием пользуется пророк Илия среди русских паломников. На это указал в своей проповеди Святейший Патриарх Алексий II, когда 18 июня 1997 года посетил русский храм на горе Кармил.

«Избранный Богом на обращение Израиля от прелести Вааловы»

С горой Кармил связаны важные события ветхозаветной истории. Именно здесь стоял пророк Божий Илия перед всем Израилем и царем Ахавом, когда вызвал ханаанских пророков на состязание и посланным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» (3 Цар 18: 39). Здесь он бросил вызов ложной религии и посрамил жрецов Ваала, поддержав веру в Бога Израиля. Не случайно имя Илия означает – «мой Бог – моя крепость».

История его жизни излагается в 3-й и 4-й Книгах царств Ветхого Завета. Но нам почти ничего не известно о его родителях и его занятиях до призвания к пророческому служению. Святитель Епифаний Кипрский, ссылаясь на церковное предание, сообщает, что отец Илии «видел ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень». Священное Писание называет пророка Илию «фесвитянином, из жителей Галаадских» (3 Цар 17:1). Родом он был, по-видимому, из селения Фесви (другое название – Тишбе). Точное местоположение этого селения до сих пор остается неизвестным: Галаад, или Гилеад, в ветхозаветные времена была большой областью к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Сведения о ней также скупы: известно лишь, что область изобиловала пастбищами, славилась скотоводством. Кроме того, в древние времена был знаменит так называемый галаадский бальзам – смесь из смолы и пряностей, которую использовали для заживления ран.

На свое служение пророк Божий Илия был призван тогда, когда народ Израиля был развращаем «волхованиями Иезавели» (4 Цар 9: 22). Дочь сидонского правителя, она была выдана замуж за царя Ахава. Иезавель поклонялась богам природных стихий и плодородия Ваалу и Астарте. Она убедила Ахава принять свою религию и повелела истребить пророков Божиих, заменив их пророками Ваала. Пророк Илия на горе Кармил доказал, что Иегова есть истинный Бог, молитвой сведя огонь с неба, который попалил выложенный им из камней жертвенник и жертвенного тельца. По преданию, это происходило на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара, что по-арабски означает «сожжение». Предание об Илие-пророке сохраняется и у мусульман, воздающих ему похвалу в Коране. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия.

По другой традиции, гора называется Керен Кармель, и ее название отождествляют с «виноградником Божиим» и «садом». На ее вершинах растет много дубов и сосен, а у подошвы – оливы и лавры. С горы стекают несколько потоков, самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии. В Ветхом Завете воспевается красота и плодородие горы. И сегодня, находясь тут, на горе Кармил, начинаешь понимать, что сама природа помогала жившим здесь в оные времена усваивать уроки Бога – Создателя и Промыслителя.

На горе Кармил

Cеверо-западный хребет плоскогорья, бывшего когда-то центром древнееврейских царств, доходит до самого побережья Средиземного моря, обрываясь горой Кармил. У ее северного склона расположен израильский порт Хайфа. Почва Кармила рыхлая, подвержена эрозии, и потому в горе образовались пещеры. В одной из них и скрывался от царя Ахава и Иезавели Илия. (Иудеи, правда, указывают на другую пещеру, находящуюся ниже по склону горы.)

Гора Кармил дала название католическому ордену кармелитов, основанному в XII веке. Сегодня здесь, на горе, располагается возобновленный в XIX веке мужской монастырь этого ордена «Stella Maris» («Звезда моря»). Это уже четвертый по счету христианский монастырь на этом месте. По преданию, некогда здесь же была обитель во имя пророка Илии, основанная равноапостольной царицей Еленой. Археологические раскопки подтверждают это.

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.

Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии.

На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище.

В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4).

Там, где были Самария и поток Хораф

В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка.

Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6).

Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана.

Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9).

В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили во роны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

Спасаясь от царицы Иезавели

Когда поток Хораф высох, пророк Илия услышал голос, повелевавший ему идти на северо-запад – в Сарепту. Сегодня этот город находится на побережье Средиземного моря, на юге Ливана, и называется он Царпата (Царфат). Во времена пророка Илии это было маленькое селение на Финикийском берегу, почти на середине пути между городами Тиром и Сидоном. Сначала Сарепта принадлежала Сидону, а потом – Тиру. Сидон был финикийским (хананейским) портовым городом на побережье современного Ливана, где его жители поклонялись сидонским богам Ваалу и Астарте. Царица Иезавель, вводившая в Израиле культ Ваала, была дочерью сидонского царя. Сидоняне были врагами Израиля, а пророки предсказывали их городу падение.

В Сарепте пророк Илия жил во время трехлетней засухи. Здесь он находился в доме одной бедной вдовы и своими молитвами вернул к жизни ее умершего сына (см.: 3 Цар 17: 8–24). Во времена блаженного Иеронима († 420) на месте дома вдовы находилась башня, а «в позднейшие времена стояла церковь, где показывали комнату пророка Илии. Мука и масло у вдовы, приютившей пророка Илию, чудесно не истощались во все время его пребывания. На месте бывшего селения Сарепта сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников.

Спустя три года, когда бедствие от голода в Самарии достигло высшей степени, пророк Илия явился сначала начальнику царского двора Авдию, а потом и царю Ахаву, предложив ему собрать весь народ Израильского царства и жрецов Ваала и Астарты на гору Кармил для молитвы об окончании засухи и голода.

Услышав о смерти своих пророков, царица Иезавель пришла в ярость. Пророку Илии ради спасения своей жизни пришлось бежать на юг. Пророк предсказал, что Иезавель умрет насильственной смертью. Так оно и случилось в городе Изреель, расположенном на севере Израиля поблизости от горы Гелвуй, что восточнее современного шоссе Афула-Дженин. В настоящее время здесь находится маленькая деревня Зераин у северо-западной части горы Гильбоа. У царя Ахава в Изрееле был дворец, из окна которого выбросили царицу Иезавель.

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.

В пустыне пророк Илия с горечью размышлял о том, что даже такие великие чудеса, которые произошли на горе Кармил, не могут обратить к вере народ. Он сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Но Господь отправил его в «путь еще превосходнейший» (1 Кор 12: 31). Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, пророк пошел дальше.

Известно, что пророк Илия был в Вирсавии – древнейшем израильском поселении, основанном еще праотцем Авраамом. В наши дни этот город находится юго-восточнее современного Беер-Шевы, а точнее – Тель-Шева, как об этом сообщили в музее Негева, расположенном в Беер-Шеве. Музей, посвященный истории и археологии пустыни Негев, обладает редкими экспонатами, рассказывающими о всех периодах заселения Негева. От бывшей Вирсавии в Тель-Шеве остался большой курган, где когда-то была крепость, возведенная еще во времена царя Соломона. Сам город был построен в форме концентрических кругов. Здесь когда-то был израильский храм, посвященный Адонаю, рядом с которым сохранился жертвенник, углы которого напоминают четыре рога. У внешних ворот бывшего города был вырыт узкий колодец глубиной около 30 м, который связывают с именем праотца Авраама. Кстати, Беер-Шева неоднократно упоминается в Ветхом Завете и это название переводится как «семь колодцев»: здесь надолго останавливались пастухи-скотоводы. По данным музея Нигева, здесь жил и пророк Илия. По дикой, каменистой и опасной дороге, ведущей к горе Хорив на Синайском полуострове, пророк Божий шел в продолжение 40 дней. Тут же, у подножия горы, он нашел себе убежище и провел одну ночь. Значение топонима «Хорив», то есть «сухость», «пустынность», указывает на скалистую пустыню. Другие названия этой горы – Синай и Божия гора, где Моисей получил от Господа скрижали Завета. Однако Синай рассматривается некоторыми исследователями как «многовершинная гора», среди вершин которой трудно определить конкретную гору Хориф.

Пещеру-храм пророка Илии показывают паломникам, когда они спускаются с горы, она находится на ее склоне, ведущим в Иофорову долину. Господь повелел пророку выйти из пещеры и стать на гору в ожидании откровения Божия. Здесь пророк ощущал оставление Завета израильтянами и скорбел об их беззакониях. На горе Хорив Господь явил Себя пророку не в буре и огне, а в веянии тихого ветра («глас хлада тонка»), повелел сделать израильским царем достойного мужа по имени Ииуя, а также призвать на пророческое служение Елисея (см.: 3 Цар 19: 11–13).

После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии, а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.

В день, когда Бог захотел вознести Своего пророка на небо, перед Илией и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. В Иордании, в районе Вади Харрар, где согласно преданию, находится «Вифавара, при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1: 28) и где принял крещение Иисус Христос, можно видеть плоский невысокий «Холм святого Илии», с которого пророк взошел на небеса: явились «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11–12). Этот библейский рассказ послужил основой для народного представления о пророке Илии, разъезжающем по небу на колеснице во время летней грозы.

Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию, беседовавшего со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Мф 17: 3).

Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой (он был первым совершенным девственником в Ветхом. Завете), своей ревностью о славе Божией, своей любовью к молитве, своим аскетическим, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен перед Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию, которую имел пророк. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка.

Официальные сведения
Страна Израиль
Пещеры, в которых жили
первобытные люди, начиная с 500 000 лет назад

Общие сведения о горе Кармель (из опубликованных источников)


В первой половине января 2013 года, после посещения подземного комплекса Бейт Шеарим и неудачной попытки (из-за размытой дороги) доехать до так называемого «Колеса Духов» или «Израильского Стоунхенджа» - единственной в Израиле мегалитической структуры концентрического типа, мы под проливным дождем добрались до расположенного на западных склонах горы Кармель заповедника , называемого «Нахаль Меарот» или «Пещеры доисторического человечества» (полное название Sites of Human Evolution at Mount Carmel: The Nahal Me’arot / Wadi el-Mughara Caves), который был включён включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году. Неудачи, начавшиеся в Бейт Шеариме, продолжились. Из-за проливных дождей парк был закрыт, и, что гораздо хуже, была закрыта на реставрацию его главная, самая большая, пещера – Нахаль (Nahal) или Эль Вад (El Wad). Мы с трудом отыскали представителя администрации, который разрешил нам подняться в пещеры. Так что одна проблема была решена. Частично решилась и вторая проблема, поскольку нам все же удалось подойти к реконструируемой пещере, сделать фотографии в ее устье и поговорить с рабочими. Однако, пройти вглубь пещеры в тот день было невозможно из-за отсутствия в ней освещения. А из-за отвратительной погоды мы не смогли пройти по долине ручья Нахаль Меарот или Ручья пещер.
Итак, что же представляет собой гора Кармель и пещерный комплекс заповедника Нахаль Меарот ?
Гора Кармель - часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокнеам отделяет Кармель от гор Самарии. На западе, в районе Хайфы, Кармель вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди. Высшая точка горы Кармель - 546 метров над уровнем моря.
Название Кармель состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем - виноградник, эль - бог). Действительно, в древности склоны горы Кармель были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.
Гора Кармель во все времена и у всех народов считалась священной. И евреи, и христиане, и мусульмане считают, что в пещере на ее склоне некогда жил Илия-пророк. А еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармель.

Место, в котором Илия-пророк победил жрецов Ваала или Баала (и ) (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю Израильскую долину. Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо.

Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе.
В ХIII-ХII вв. до н.э. гора Кармель служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармель входила в надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармель переходила из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря.
А когда после разрушения римлянами Второго Храма евреи из центра страны устремились на север, на склонах Кармель одно за другим начали появляться еврейские поселения. Сегодня археологам известны 16 еврейских городов и 21 поселение того периода. Однако вскоре их жители покинули эти места, так как условия существования в районе Кармель стали тяжелыми. Наибольшего расцвета район Кармель достиг в римско-византийскую эпоху, когда прибрежные города получили автономию.

Гора Кармель (Кармил) — часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокнеам отделяет гору Кармел от Самарских гор. На западе, в районе Хайфы, Кармель вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди.

Название Кармель состоит из двух ивритских слов: «керем» и «эль» (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармеля были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.

На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек давно облюбовал эти пещеры и использовал их для поселения и стоянок.

Гора Кармель во все времена и у всех народов считалась святой. На склоне горы, в пещере, жил ветхозаветный пророк Илия.

Люди любили гору и она их тоже, а поэтому в народе ходит много легенд и преданий о горе. Одна из них гласит, что когда гора Кармель услышала, что сыны Израиля вышли из Египта и направились в Землю Обетованную, она переместилась к Красному морю, а в тот момент, когда воины фараона почти нагнали евреев, спустилась в море и позволила народу Божьему перебраться по ней на другой берег. Хотя кто читал или изучал Библию, тот знает, что в 14 главе книги Исход говорится о том, как Господь повелел Моисею простереть руку на море, и Моисей простер руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израиля среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Четыре горы: Сион, Синай, Фавор и Кармель, гласит другая легенда, поспорили между собою, на которой из них Бог вручит Закон своему народу. Бог избрал Синай, но и остальным трем пообещал великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармель будет жить Илия-пророк.

Еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармель.

Хананеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник.

Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе.

История никогда не «обделяла» вниманием гору Кармель. И какой бы мы временной промежуток не взяли, обязательно в нем найдется место и горе Кармель. Кармель до сих пор не раскрыл всех своих тайн, и работы продолжаются. Каждый год гора открывает свои новые тайны.

На горе располагается монастырь Мухрака. Монастырь принадлежит ордену кармелитов, которые обосновались на Кармеле еще в период крестоносцев в XII веке, избрав своим духовным покровителем пророка Илию. Мухрака в переводе с арабского звучит как «всесожжение». Название «всесожжение» связано с пророком Илией и одной библейской историей.

В Книгах Царств описывается, как жена царя северного Израильского царства Иезавель, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу.

А тех, кто противился, Иезавель истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод.

Перепуганный Ахав отправился разыскивать Илию. Тот велел позвать пророков Ваала на Кармель и собрать туда весь народ. Когда же народ собрался, Илия предложил принести жертву всесожжения — каждый по своему разумению, и чья жертва будет принята, тот и есть служитель истинного Господа. Жрецы Ваала приготовили жертву и скакали вокруг нее с утра до полудня, и кричали громким голосом, и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась из ран, но не было им ни ответа, ни знака, и жертва их так и осталась лежать нетронутой. Когда же наступил вечер, сказал Илия: «Услышь меня, Господи! … Да познает народ сей, что Ты, Господь, Бог». И упал с неба огонь на жертву Илии и поглотил ее. «Увидев все это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог!». Народ набросился на пророков Ваала и перебил их. В ту же ночь небо сделалось черным от туч, и хлынул ливень. Засуха кончилась.

У входа в монастырь Мухрака стоит статуя Ильи-пророка, вооруженного мечом, тем самым, которым он расправлялся с посрамлёнными жрецами. Во время Войны за Независимость статуя пострадала. Арабские отряды после очередного поражения отломали карающую руку воинственного пророка, притащили ее в свой лагерь и разбили на мелкие кусочки. После войны монахи приделали статуе новую руку.

На площади перед монастырем, расположена дверь, ведущая в церковь. Небольшая по своим размерам базилика заканчивается алтарём из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля». На стенах алтаря церкви выложены керамические надписи, в которых описаны сцены происшедших событий.

С плоской крыши монастыря открывается прекрасный вид на Средиземное море, Саронскую долину, горы Самарии, гору Гильбоа, Изреельскую долину, Назарет, а при ясной погоде — и на заснеженную вершину Хермона.

Горный хребет Кармель врезается в Средиземное море, образуя со стороны Хайфы одноименный залив, а в своей западной оконечности почти отвесно обрывается в море. Склоны плотно застроены городскими районами и лесным массивом. На Кармеле, как и во всем Израиле, много исторических, ветхозаветных и современных мест, куда стремятся попасть туристы. Что ожидает любознательного экскурсанта, паломника и просто любопытного гостя страны?

Описание

Гора Кармель (mount Carmel) расположена в северо-западной части Израиля. Она является частью одноименного горного хребта. Название переводится как «виноградник Бога». Когда-то на ее склонах действительно росла виноградная лоза, уничтоженная мусульманами в период арабского нашествия. Максимальная высота хребта достигает 546 метров над уровнем моря.

Гора Кармель хоть и является историческим местом, достаточно обжита - на одной из вершин установлена и функционирует телевизионная башня, обслуживающая город Хайфу, второй по величине в Израиле. На другой вершине раскинулся один из лучших технических вузов мира - «Технион». На этой же горе работает маяк. Некоторую часть склонов занимают жилые районы Хайфы. В основном здесь селятся состоятельные граждане страны.

Природный заповедник

Склоны Кармеля покрыты лесами. Весомая часть растительности представлена хвойниками, дубами, масличными и фисташковыми деревьями. Весной происходит активное цветение многолетних трав и луковичных растений, гора покрывается ярким ковром первоцветов. Основными видами породы, из которых состоит гора, являются известняк и мел. За тысячи лет в них образовались пещеры, где найдены следы человека, относящиеся к 45-60 тысячелетию до нашей эры.

Наибольшее количество легенд горы Кармель связано с житием пророка Илии, упоминание о нем находится в Библии. Он жил в одной из пещер и одинаково почитаем как христианами, так и иудеями. Тропа паломников к нему не иссякает и сегодня.

Гора Кармель является частью национального заповедника Нахаль Меарот, где кроме богатой флоры широко представлена местная фауна - средиземноморские лисы, дикие кабаны, олени, шакалы, дикобразы и пр. Животные чувствуют себя хозяевами на этой земле и часто забредают в жилые кварталы, раскинутые у подножия горы города Хайфа. В лесопарковой зоне заповедника проложены прогулочные, туристические и велосипедные тропы, оборудованы места для отдыха и кемпинг.

Краткая история

Гора Кармель, особенно в той части, где находится заповедник Нахаль Меарот, изобилует карстовыми пещерами. Четыре из них являются главными достопримечательностями и популярными туристическими объектами. Пещеры Танур, Гамаль, Нахаль, Скхул считаются наиболее древними из ныне известных мест проживания первобытных сообществ людей. Ученые уверены, что поселения, найденные в них, датируются примерно 500 000 годами до нашей Эры.

Гора Кармель и ее пещеры издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы, в районе города Зихрон-Яаков, находятся пещеры Табун и Схил. В ходе раскопок, проведенных в период с 1929 по 1934 гг., в них были найдены ископаемые останки древних представителей человечества, кости животных и орудия труда, выполненные из камня. Ученые считают, что останки принадлежат людям, жившим в этой местности примерно 40-50 тысяч лет назад.

Археологи продолжают исследования, предполагая, что в пещерах селились смешанные колонии, состоящие из представителей Homo sapiens и неандертальцев. Подтверждением тому служат находки, сделанные в пещерах. Они же подтолкнули археологов и историков к еще одной теории - эксперты считают, что существовал еще один подвид человека, но фундаментальных подтверждений тому пока нет.

Кроме останков первобытных людей в пещерах горы Кармель найдены и следы их деятельности - несколько бусин. По мнению ученых, раковины с просверленными отверстиями были созданы более ста тысяч лет назад, что говорит об имевшихся навыках первых людей и наличии у них примитивных орудий труда для достаточно тонкой работы.

Пещера пророка Илии

Гора Кармель и ее достопримечательности привлекают постоянный поток туристов. Одна из самых известных библейских историй связана с пророком Илией. Жизнеописание святого приводится в Ветхом Завете, где рассказывается, что он бросил вызов пророкам Ваала и посрамил их религию действенной молитвой истинному богу. Согласно преданию событие произошло на самом высоком месте горы, называющимся Мухрара.

Гора Кармель дала название созданному в 12 веке ордену кармелитов. На том месте горы, где некогда была обитель пророка Илии сегодня расположен мужской монастырь кармелитов Stella Maris. Его деятельность возобновилась в 19 век. По некоторым данным обитель была тут в ранние века христианства, основанная самой царицей Еленой. Позднее она была утеряна. Археологические раскопки подтверждают тот факт, что ранее здесь находился монастырь.

Монастырь кармелитов

Сегодня все желающие могут посетить пещеру пророка Илии. Она невелика по своим размерам. Существует предание, что в ней останавливалось Святое семейство по пути из Египта в Назарет. Над пещерой построен храм в виде креста, алтарь которого сложен из 12 камней. Считается, что такой же был установлен в пещере пророка.

Пещерный комплекс горы Кармель был некогда прибежищем 100 пророков, спасавшихся от гнева царицы Иезавели. Описание их спасения приводится в третьей Книге Царств. Там написано, что Авдий скрыл их в пещерах, разделив на две группы по 50 человек, и «питал их хлебом и водою» до тех пор, пока беда не миновала.

Канатная дорога

Монастырь кармелитов на горе Кармель является духовным центром всего ордена. Большая часть его членов были по происхождению французами. Поэтому эта часть горы получила второе название - Французский Кармель.

Напротив нынешнего монастыря расположена верхняя станция единственной в Израиле канатной дороги и смотровая площадка. Отсюда можно полюбоваться на захватывающую перспективу с видом на город и Средиземное море. Спуск на канатной дороге приводит к пляжам Бат Галим.

Сады

Описание горы Кармель (mount Carmel) и ее достопримечательностей может занять не один час. Но есть одна жемчужина, мимо которой не проходит ни один турист. На склонах горы разбиты террасные сады - «Бахайские». Девятнадцать террас усажены удивительными редкими растениями. Здесь растут кактусы, цветут редкие кустарники и деревья, высятся серебристые оливы. По всей территории разбросаны фонтаны.

Сады Бахаи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот оазис построен вокруг усыпальницы Баба, основателя относительно новой религии Бахаи, которой исполнилось около 150 лет. Сутью верования бахаистов является триединство человека, Бога и религии.

Сторонники признают важность образования, научного и технического прогресса, стремятся к гармонии и красоте. Эти воззрения легли в идею создания садов, воплощение чего можно увидеть на склонах горы Кармель.

Зоопарк

На территории заповедника горы Кармель расположен учебный зоопарк, предназначенный для школьных занятий. После реновации 2002 года он стал гораздо комфортнее для животных и посетителей. Усовершенствованная инфраструктура сделала эту часть горы одной из самых популярных маршрутов для детей и взрослых.

В парке увеличилось количество уникальных животных, улучшились условия их содержания. Для посетителей появилось большое количество дополнительных развлечений - парк аттракционов, детские площадки и зоны отдыха. Кроме этого, небольшая часть зоопарка выделена для общения с животными, где их можно погладить и покормить с разрешения смотрителей.

Самое короткое метро

Проходит в горе Кармель. Ее протяженность всего два километра. Остановки совершаются на шести станциях. Вагоны и само устройство метрополитена больше похоже на гибрид метро и фуникулера. В подвижной состав входит два поезда, движущихся по однопутному пути навстречу друг другу. В середине путь раздваивается на две колеи.

Метро обслуживает один район Хайфы - Адар. Это первый еврейский квартал, строительство которого началось в 1909 году немецким архитектором Кауфманом. В этом районе находится театр, мэрия Хайфы, Бахайские сады и некоторые другие административные центры. Самая верхняя станция метрополитена расположена на вершине горы Кармель, а конечная точка маршрута - в Нижнем городе.

«Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего обитающих уединенно в лесу среди Кармил» (Мих.7:14)

Гора Кармил (совр. Джебель Мар Элиас ) - гора пророка Илии, одна из гор Палестины, над которой произошел еще один из описанных в Библии космических взрывов .

Словом Кармил обозначается и весь двадцатипятикилометровый горный хребет, который оканчивается у Средиземного моря горой Кармил. У северного склона горы Кармил расположен современный порт Хайфа. А с юга священная гора Кармил закрывает легендарный город Акко (Акка), имя которого стало нарицательным и вошло в десятки древних легенд .

Описание этого космического взрыва приводится в Библии. Ветхозаветная легенда сообщает, что пророк Илия на горе Кармил вызвал на состязание четыреста пятьдесят жрецов Ваала , и на глазах всего Израиля и царя Ахава вызванным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» . Легенда сообщает, что огонь, подобный сверкающим гигантским молниям сошел с неба на жертвенник, и сжег искупительную жертву и даже камни жертвенника . А ослепительно-яркое пламя небесного огня накрыло всю гору, ослепив всех, видевших это явление. Это произошло на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара , что по-арабски означает «сожжение» .

И мне не раз попадались свидетельства древних авторов не только об оплавленных до стекловидного состояния камнях, но и об огромных сожженных камнях, которые после воздействия небесного огня «совсем не имели веса» .

Предание об Илии сохраняется и у мусульман. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия , а вся окружающая ее местность - «Божий сад» , или «Божий виноградник». И мы должны запомнить эти мифологические термины, ибо они часто встречаются в мифологических текстах и обозначают место космической катастрофы.
На горе Кармил паломникам обязательно покажут источник и пещеру Илии, в которой Илия скрывалсяот Ахава и его жены Иезавели.

Над пещерой пророка Илии стоит храм в форме креста , алтарь которого сложен из 12 камней, - по числу колен Израилевых.

Гора Кармил дала название и католическому ордену кармелитов, а некогда здесь была обитель во имя пророка Илии.
По легенде, в день, когда Бог вознес Илию на небо, и перед Илией и сопровождавшим его Елисеем, расступились воды Иордана - «от иерихонских труб» пал Иерихон. А в Иордании, в районе Вади Харрар , где принял крещение Иисус Христос, есть «Холм святого Илии», с которого пророк и вознесся на небеса. Здесь явились ему «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11-12). То есть весь этот обширный район подвергся воздействию космического огня.

Гора Кармил входит в состав «Мегиддоновых гор» , т.е. гор, которые в совокупности обозначают место битвы небесных ангелов и демонов - Армагеддон. Это было место крупного космического взрыва Ноева потопа, и мы легко можем определить радиус эпицентра этого космического взрыва , ведь расстояние от холма Мегиддо до горы Кармил составляет 35 километров . То есть диаметр зоны поражения космического взрыва «Армагеддон» составлял, как минимум, семьдесят километров.

С середины второго тысячелетия до н.э. и до наших дней, гора Кармил является местом, почитаемом иудеями, и одним из самых желанных мест для христианских паломников .А по свидетельству Тацита и Светония, гора Кармил почиталась святою и всеми язычниками, которые считали ее «жилищем Зевса».

Космический взрыв «Армагеддон» был далеко не самым значимым событием Критской космической катастрофы.

Ведь «пуп Земли» Гуэль - эр - Ришат, который тоже образовался во время Критской космической катастрофы, значительно превысил размеры «Армагеддона» .