Open
Close

Веселые диалоги. Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 255»

ВЕСЁЛЫЕ ДИАЛОГИ

для развития связной (диалогической)

речи детей с 2 до 7 лет

Разработали: учителя – логопеды

Семирунная Е.Б.

Хабарова Е.А.Рудак Е.П.

Давыдова Н.В.

Новокузнецкий городской округ, 2015

Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников.

Дидактическое пособие предназначено для развития диалогической речи, интонационной выразительности и творческого воображения дошкольников. Может быть использовано как в работе с детьми , имеющими речевую патологию, так и с их нормально развивающимися сверстниками. Взрослым, занимающимся с ребёнком, даны методические рекомендации. Пособие может быть с успехом использовано в театрализованной деятельности.

Адресовано педагогам ДОУ и учреждений дошкольного образования, а также родителям дошкольников.

Одно и приоритетных направлений деятельности учреждения - это речевое развитие дошкольников, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией . Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих.

Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений : слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.

Разучивание диалогов – это только один из видов работы по развитию диалогической речи, который позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной. Именно литературное произведение является тем самым клише, которое позволяет грамматически правильно оформлять

самостоятельное речевое высказывание в соответствии с нормами языка.

При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чём делается акцент в чтении взрослого. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте и определить их задачи . С этой целью поводятся разнообразные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений.

Разобрав диалог, проанализировав его в пределах доступного детям, педагог читает повторно (возможно, два раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил. Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность.

Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений.

Психологи отмечают, что для заучивания требуется 8-10 повторений, но желательно это делать не на одном и том же занятии, а на нескольких.

«Хлеб всему голова»

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся - вкусный хлеб был. Говорит волк человеку:

Что мне делать, чтобы и у меня был всегда свой хлеб? Научи меня!

Ладно, согласился человек и начал учить волка.

Сперва надо вспахать землю…

А когда вспашешь, можно уже есть?

Еще нет. Надо рожь посеять.

А когда посеешь, можно уже есть?

Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет.

А когда вырастет, можно уж есть?

Еще нет. Надо ее убрать.

А когда уберешь, можно уж есть?

Еще нет. Надо ее смолотить.

А когда смолотишь, можно уж есть?

Еще нет. Надо испечь хлеб.

А когда испечешь, можно есть?

«Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев в нём видимо-невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

Бабушка, а что тут растёт?

Хлеб, внученька.

Хлеб? А булки где?

И булки здесь, внученька.

А баранки?

И баранки здесь!

А пряники?

И пряники здесь!

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

Я.Тайц
* * *

Кисонька-мурысонька,

Где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна!

Не ешь одна!

Не ешь одна!


«Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Е. Серова

«Осенняя ярмарка»

(овощи, фрукты)

Что кряхтите, мышки?

Тяжело тащить горо-о-ох!

Как нам быть, не знаем,

С этим урожаем!

Эй, синицы, налетайте!

Мышкам живо помогайте!

Как дела, мышата?

Плохо!


Нет теперь у нас гороха!

Нам синицы помогали -

Весь горошек поклевали!
***

Помидор на грядке

Делает зарядку;

Как здоровье, помидор?

Хорошо! В порядке!

Весь вспотел ты, не устал?

Да, устал, от зарядки красным стал.
***

Взгромоздился на забор.

Претворяется негодник,

Будто сам он огородник!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

Это глупо и нелепо!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

Безобразник! Сорванец!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину!


- Заболел малютка ежик!

Доктор, что ему поможет?

Ваш поправится сынок.

А спасет его - чеснок!

Обожаю я свеколку, -

Говорит зайчонок волку,

Вот, попробуй, угощаю!

Будет вкусно, обещаю!

Свекла мне не по зубам!

Вот тебя я лучше - ам! -

Но в зубах злодея волка

Оказалась лишь свеколка!


- Ну-ка, девица редиска,

Полезай скорее в миску!

Здесь уже твои сестрички.

Видишь хвостики - косички?

Нет, я в миску не спешу,

Лучше в грядке посижу!

Знаю я, любезный лук,

Ты - мой добрый, верный друг.

Что ж глаза мне щиплешь так,

Будто ты не друг, а враг?

Уж такой я, потерпи.

Если любишь, то прости!
***

Прими, дорогая подружка,

Зелёный венок из петрушки!

Ещё приготовил тебе я

Чудесный букет сельдерея!

Спасибо! - корова сказала

И мигом подарок сжевала!


- Ты откуда, баклажан?

Прибыл я из тёплых стран

Гость наш холода боится.

Значит, буду жить в теплице!



- На вопрос ответь-ка :

Слаще хрена редька?

Не хочу я отвечать!

Сам попробуй - будешь знать!

Перец перцу говорит:

У тебя прекрасный вид!

Ты большой и гладкий!

Потому что сладкий!

Если был бы горький, злой,

То не вырос бы такой!


***

Круглый жёлтенький крепыш,

Ты кого боишься?

Мышь!


Каждый вечер прибегает,

За бочок меня кусает!

Репка, мы тебя спасём!

Ну - ка, мышка, марш в свой дом!

А можно ли нам, вишенка,

Твоих отведать вишенок?

Конечно, можно, детки!

Но не ломайте ветки!

- Нектарин на что похож?

На большую сливу.

И на персик. Ну, а всё ж,

Что это за диво?

Фрукт особый – кисло-сладкий.

Он пока для нас – загадка.

– Солнышко село!
– За что?

– Мама, правда, что я страшная?
– Сейчас ничего, а когда родилась, доктор сказал: «Зашевелится, стреляйте…»

Женщина-врач с простуженным горлом тихо говорит вошедшему пациенту:
– Раздевайтесь…
– А Вы? – тихо спрашивает пациент.

– Вот я могу литр водки выпить, и ни в одном глазу!
– А на хрена тогда пить?

– Мой кот в прошлой жизни был судебным приставом.
– Описывает имущество?
– Не только. Сегодня в прихожей еще и арест наложил…

Парень – девушке:
– У тебя машина есть?
– Есть.
– Дашь мне вечером?
– Дам. А про машину зачем спрашивал?

– Вчера со своей девушкой поссорился.
– Опять?
– Вечером хотел написать смс «споки чмоки».
– И что?
– Торопился, последние 2 буквы не набрал.

Разговор отца и сына:
– Сынок, не увлекайся в столице девочками.
– Ну, что ты, папа, как можно!
– Как можно – я тебе вчера рассказывал, но все равно не увлекайся.

– Ты пойдёшь одна? Ведь на улице так темно!
– Ничего. Я постараюсь никого не напугать.

Приходит маленькая, испуганная девочка домой, и говорит маме:
– Мама, меня хотели убить!
– С чего ты взяла?!
– Я сидела, играла в песочнице, потом пришли два мужика, достали стаканы и бутылку, и говорят: «Еб@нем по маленькой!»

– Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
– Несомненно, но презервативы нужно всегда иметь с собой.

В автобусе:
– Бабушка, вы выходите?
– Нет
– Тогда пересядьте на другую шею!

– Анализ показал, что у вас в моче белок.
– Вот, черт. Так это что, у меня яйцо протекает?

Мама была в отъезде две недели. По возвращении она спрашивает у своего сына:
– Папа грустил, когда меня не было дома?
– Вначале нет, но последние два дня он становился все печальнее и печальнее.

Звонок в вытрезвитель:
– К вам Иванова сегодня привозили?
– Нет.
– И не привезут! Я сегодня дома бухаю!

– Папа! Что такое диалог?
– Это разговор двух людей.
– Это, когда мама разговаривает с тобой?
– Нет, это – монолог.

В зале суда. Судья:
– Мужчина, зачем вы изнасиловали маленькую девочку?
– А чего она в меня песком бросалась?

– Как будет по-украински «моргать»?
– Бачить з интервалами.

Сын обращается к отцу-олигарху:
– Папа, я гулять пойду, дай денег.
– Ну, возьми там на полке.
– А скока можно?
– Возьми пару сантиметров.

– Девушка, у вас, должно быть, крепкие здоровые зубы.
– А как вы догадались?
– Плохими зубами такую жопу разве наешь?

– Я перемерила все, во что влезала моя задница!
– Ну и как?
– Туфли супер!

– Мама, все говорят что я дура!
– Кто говорит, доченька?
– Мухи.

– Что это ты так жалобно просишь у официанта?
– Жалобную книгу!

– Доктор, посоветуйте, как во время секса без презерватива избежать беременности?
– Знаете, сказанное со слов многие не запоминают, давайте я вам лучше покажу.

Сегодня пользователями социальной сети «Вконтакте» являются десятки миллионов человек. Наряду с потреблением аудио и видео контента, важную часть времяпровождения на сайте занимает активная переписка людей друг с другом, как приватная, так и публичная. Создавая какую-либо коллективную беседу, пользователь может озадачиться вопросом, «как можно назвать беседу в ВК с друзьями смешно?». В этой статье я предложу несколько советов по созданию забавных названий для вашего общения, а также подам несколько вариантов таких названий.

Названия смешных бесед в ВК

Так как же назвать разговор в ВК смешно? По мнению многих, название должно быть оригинальным, бросаться в глаза, привлекать внимание и вызывать интерес. Стандартные шаблоны и клише уровня «беседа», «наше общение» и прочие подобные пресные варианты навевают скуку, ведь хочется чего-то яркого и уникального, того, что вызывает радость, позитив и отличное настроение.

Дам несколько советов, которые пригодятся при создании названия:


Варианты смешных названий

Ниже я приведу варианты того, как забавно и смешно назвать беседу в ВК с друзьями. Можно использовать как эти варианты, так и по аналогии с ними придумать что-то своё.

  • Шушукалка;
  • Приют Безумных;
  • Болтовняха;
  • ПОНТЫгнушка;
  • О Том Да Сём;
  • Критики высшего разума;
  • Bombino;
  • Сплетничевская;
  • Здесь живут боги;
  • Балаболка;
  • αβτσρ τβσεй уλыδkи;
  • Мафия;
  • Тарахтелки;
  • Ансамбльнароднойпеснилейсяводкачерезкрай;
  • Приют болтушек;
  • МаРиХуАнА;
  • Унылые овощи;
  • __ТрИгАдА__;
  • ТРЕПка;
  • Побрехалка;
  • Движуха;
  • Беседка;
  • ПсиХбольничКО;
  • Огурцы;
  • Собутыльники;
  • Пустозвонка;
  • Болталка;
  • Совет Нарнийцев;
  • ЗАЛОЖНИКИ ВИНКС;
  • мы ЭЛИТКИ, а все холопчик;
  • Палата №6;
  • Обсуждалка;
  • Илита;
  • Гараж;
  • Общежитие слушает;
  • ŢßøƳa, ŋů į ŋē ŧøłԁkø ŧßøƳǻ;
  • Веселые ребята;
  • Секретики;
  • БЕРЕМЕННЫЙ ТРАМВАЙЧИК;
  • БАНДА;
  • Голубь в лосинах;
  • Падик;
  • Не заходить;
  • Не читать;
  • Мозгососы;
  • Здесь только элита;
  • БАЗАРка;
  • Беседы взрослых школьников;
  • Заходи не бойся, выходи не плачь.

Как создать беседу Вконтакте

Если же кто-то не знает, как создать и назвать беседу в ВК с друзьями, то я расскажу краткую инструкцию.

Заходите на сайт, переходите в «Сообщения», нажимаете сверху плюсик («Начать беседу»).

Затем помечаете тех друзей, которых хотите включить в беседу, внизу вводите название беседы, а затем и жмёте на кнопку «Создать беседу».

Создаём беседу ВК

В настройках к беседе вы можете изменить её название на смешное, фото, добавить при желании других собеседников, покинуть беседу и так далее.


Настройки диалога

Заключение

Выше я перечислил несколько способов и вариантов того, как можно назвать беседу в ВК с друзьями смешно. Если вам подошло что-либо из перечисленного - прекрасно, если же нет – тогда проявите сами немного креативности, и, вполне возможно, вам удастся что-то ещё более классное, яркое и экстравагантное. Попробуйте – у вас обязательно получится.

Имя беседы ВК название беседы ВК смешно

sdelaicomp.ru

Какое название беседы можно придумать ВК

Ежемесячно страницы самой популярной русскоязычной социальной сети ВКонтакте посещают миллионы людей. Этот ресурс дает огромные возможности для общения пользователей. Одним из таких способов является функция, позволяющая создать отдельный чат, в котором одновременно участвует определенное количество человек.

Естественно, люди, которые приходят в ВК для серьезных дел, не думают об оригинальных названиях подобных чатов. Но для других - это великолепный способ для развлечений и приятного времяпровождения в кругу единомышленников и друзей. Естественно, многие из них хотят узнать:

Как можно назвать беседу в ВК смешно и необычно? Чтобы уже одно название настраивало собеседников на положительные эмоций?

Но, прежде чем начать думать над названием беседы ВК, необходимо понять - как ее собственно можно создавать.

Как сделать беседу в VK

Создать возможности для подобного общения в ВКонтакте очень просто. Для этого необходимо выполнить всего несколько несложных действий:

  1. После выполнения авторизации на своей странице, перейти в раздел «Сообщения».
  2. В окне можно увидеть список ранее проведенных переписок, над которыми расположена строка поиска.
  3. В правой части этой строки можно увидеть плюсик, который и позволяет воспользоваться требуемой функцией.
  4. Нажать на плюс.
  5. Список снизу преображается и позволяет отметить тех людей, которых юзер хочет пригласить для дальнейшего общения.
  6. В верхней части - небольшая строка, которая и позволяет смешно назвать беседу в ВК.

Веселые названия бесед ВКонтакте с подругами и друзьями

Итак, какое же название подобрать для подобной беседы, чтобы оно одновременно было не только веселым, но и отражало суть подобного времяпровождения. Здесь понадобится проявление фантазии.

Например, если создается чат для воспоминаний с одноклассниками, которые давно вышли из подросткового возраста, но не прекращают поддерживать связь между собой, то можно выбрать что-то такое, что могло бы вызывать положительные эмоции и ассоциироваться со школьными годами:

  • Повзрослевшие школьники.
  • Банда из одиннадцатой школы.
  • Тарахтелки повзрослевших, но таких же молодых.
  • Одностольники.
  • Однозапартовцы.
  • И так далее.

Вообще подобный функционал совершенно не ограничивает фантазию создателя разговорной группы. То есть, можно использовать совершенно разные символы, сочетать английские и русские буквы и так далее.

К примеру, если диалог подразумевает разговоры для класса учеников определенного заведения, то можно назвать как-то так:

  • КлаSSные ребята.
  • #деффченки.
  • Пацыки_обо_всем.
  • Шуршукалка.
  • Приют безумствующих.
  • БолтовНяшка.
  • О том? Обо всем.
  • Мафффия.
  • Унылые помидорки.
  • Трепалка.
  • Мозговыносы.
  • ЭLLита.
  • Движж.
  • Не_над_стесняться.
  • Молодята.
  • Стучим по клаве.
  • Бест офф зе Бест.

В общем, вариантов очень много и их ограничивает только фантазия создателя такой группы общения. И, возможно, некоторая тематика, которую собеседники рассчитывают придерживать в своих разговорах.

helpmyos.ru

Как можно назвать беседу в Вк. Смешные и крутые названия

Как можно назвать беседу в Вк когда она просто ни о чем но хочется повеселить друзей? Для этого надо вспомнить побольше смешных фраз из КВН, комедийный фильмов, мультиков или смешных случаев из жизни. Если её никак не называть, то она будет без имени.

Чтобы создать конференцию нажмите плюсик вверху справа в сообщениях и добавьте друзей. Сразу же после первой галочки напротив фрэнда, внизу появится поле для ввода её названия. Но оно необязательное.

Если его оставить пустым, то беседа получит автоматическое название из имен её участников.

Чтобы изменить имя, нажмите три точки и кликните на нужный пункт.

Максимальное количество символов которое отобразится – 97, потом имя обрежется.

Поменять название могут все участники, не только создатель. А сделать беседу вообще без названия не получится: при попытке оставить поле пустым сохранить не получается.

Но мы же не успокоимся пока не найдем выход, правда? И на помощь приходя спец символы, позволяющие отправлять пустые сообщения (все коды тут) друзьям или на стену. Вот парочка таких волшебных кодов:

Название нужно выбирать исходя из тематики содержания, так проще ориентироваться, например: ЕГЭ-2017, пятничная встреча, кто сегодня в бассейн, дайте денег, я беременна и т.д. Но с последним не шутите, могут быть последствия:).

А сейчас давайте пофантазируем и придумаем смешные, пошлые и крутые.

  • Комната сплетен
  • Пошушукаемся
  • Хайпанем немножечко
  • Короли хайпа
  • Бороться и искать, найти и перепрятать
  • Кто молчит тот януковощ
  • Заходи не бойся, выходи не плач
  • Адекватные шизики
  • Зло не дремлет
  • Если долго-долго….значит парень молодец
  • Все женщины хотят большой…и любви
  • Ищу подопытного кролика. Опытный кролик
  • Вход только для извращенцев
  • Без глюков не входить
  • Водка на халяву всем!

for-vk.com

Как назвать беседу с друзьями в ВК?

Очень короткая и забавная инструкция. Я уже показывал вам, как создать беседу Вконтакте. Теперь давайте подумаем, как можно ее назвать.

Как назвать беседу в вк?

Ну что, мне в голову пришли следующие варианты:

  • Переговоры среди своих;
  • Болтовня не о чем;
  • Поговорим о том, о сём, да обо всем;
  • Сплетничевская ложа;
  • Балаболка точка ру;
  • Общага болтушек;
  • Тут только VIP;
  • Вместе мы фруктовый сад;
  • Движуха нормальных пацанов;
  • Вечерняя беседка;
  • Школьные собутыльники;
  • Вечерние диалоги;
  • Общежитие друзей;
  • Веселые ребята, прикольные девчонки;
  • Поболтать

Если вам понравилось - используйте. Свои варианты предлагайте в комментариях.

Наша газета много раз публиковала материалы из нового экспериментального учебника по русской филологии, созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник. Предлагаем читателям еще одну главу из учебника 5-го класса, посвященную прямой речи. Учебники для 5–9-х классов являются продолжением курса русской филологии для начальной школы (учебники для 1–4-х классов имеют гриф Министерства образования, экспериментальные учебники для средней школы прошли широкую апробацию в ряде школ Москвы и других городов России и готовятся к печати.

Тема «Прямая речь» в 5-м классе дается в несколько расширенном виде (вводятся предложения с прямой речью, разорванной словами автора, поскольку такие конструкции школьники широко используют в собственной речи). Если не все дети сразу осилят этот материал, ничего страшного не произойдет, они усвоят его позже.

Изучение прямой речи является частью главы «Речь, которая звучит, и речь, которая молчит» и напрямую связано с основной задачей курса русской филологии – пробуждением у школьников любви и интереса к школьному предмету «русский язык», воспитанием культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, имеющего представление об основных закономерностях развития языка.

5-й класс

ДИАЛОГ И ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Фрагмент главы из нового
учебника по русской филологии

1. Что такое диалог, монолог, полилог?

В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.

Познакомимся поближе с этими словами. Каждое из них состоит из двух греческих корней: logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один», dia – «между», poly – «много».

монолог – слова, речь одного;

диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц;

полилог – разговор многих.

Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.

Части моно- , диа-, поли- и -лог- входят во многие слова, привнося в них свои смыслы.

Зная их, вы будете легче понимать трудные слова иностранного происхождения. Например, моноспектакль – это спектакль, в котором участвует только один актер. Политехнический музей познакомит вас со многими отраслями техники, а в политехническом институте готовят специалистов по многим областям техники.

Греческий корень -лог- со значением «слово» входит и в слово филология, которым, как вы помните, обозначают науки о языке и об искусстве слова – художественной литературе. Со значением «учение» корень -лог- входит в названия многих наук, например, зоология, геология…... А в значении «мысль» он образует слово логика – наука о правилах мышления.

Таким образом, слова с греческим корнем -лог - несут в себе такие смыслы: «слово», «речь», «мысль»…

В копилку слов

диало г

1. Перескажите прочитанный текст.

2.1. Вспомните и запишите как можно больше слов с греческими корнями моно- , диа- , поли- и -лог-. Составьте с этими словами предложения.

2.2. Повторите, какие смыслы может нести корень -лог -.

3.1. Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог.

Катя, Танечка и Робинзон

В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда-сюда ждет когда сестра обратит на нее внимание.

– Ты еще не всю книжку прочитала?

– Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?

– А что ты в ней видишь?

– Отстань! Я читаю про себя.

– Про себя? А про меня почему ничего не читаешь?

– Потому что про тебя ничего не написано.

– А что про тебя написано?

– Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.

– А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?

– Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, неинтересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.

– Я не буду есть. И гулять с тобой не пойду.

– Это еще почему?

– Потому что мне с тобой скучно и неинтересно.

(Р.Коваленко)

3.2. Можно ли сказать, что одиннадцатилетняя Катя умеет общаться? А что значит, по-вашему, уметь общаться?

3.3. Перепишите выделенное предложение, расставляя по ходу письма знаки препинания и делая графический разбор. Начертите схему предложения.

Кроме повседневных диалогов, существуют и такие, которые долгие годы хранятся в памяти многих людей. Это короткие остроумные диалоги с неожиданными концовками. Их называют анекдотами.

Перемена

У Ходжи Насреддина спросили:

– Как строят высокие башни?

– Очень просто, – ответил он. – Роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку.

Ходжи Насреддина еще называют муллой. В старину на Востоке в знак уважения так называли любого образованного человека: учителя, поэта, ученого, врача. О Насреддине рассказывают много интересных историй.

В копилку слов

анекдот

4. Вспомните и расскажите друг другу как можно больше веселых диалогов. А если можете, придумайте их сами.

5. Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них.

2. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Вы, наверное, понимаете, что диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Диалоги письменные встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах…

Понаблюдаем за тем, как диалоги записываются, то есть как оформляется речь действующих лиц.

Прочитайте английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака:

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

Как вы думаете: сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется на письме речь каждого лица?

Кроме реплик, в диалоге нередко присутствуют слова рассказчика (слова автора) 1 . Они указывают, кому принадлежит та или иная реплика.

6.1. Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:

– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?

Кот отвеча_т:

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.

– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал . Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Дядя Федор говорит:

– Пошли ко мне жить.

Кот сомнева_тся:

– Мама твоя меня выгон_т.

– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.

И пошли они к дяде Федору.

6.2. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Выпишите по два примера на каждый из этих случаев.

6.3. Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Подчеркните глаголы-исключения.

6.4. Сделайте графический разбор выделенного предложения и составьте его схему.

В копилку слов

бутерброд

профессор

Еще раз обратите внимание, что знаки препинания при диалоге ставятся по-разному в зависимости от того, где стоят слова рассказчика.

А теперь прочитайте правило:

7. Пользуясь этим правилом, расставьте пропущенные знаки препинания в следующих текстах.

1. Клоун Леня примчался в милицию и говорит

У меня кота похитили. Кризиса.

Какого еще кота вяло спросил капитан Угорелов.

Не простой кот, поймите! Говорящий. Артист цирка! Срывает(?)ся выступление! лихорадочно об(?)яснял клоун.

Что же тут непонятного? Укажите приметы похищенного все так же уныло сказал капитан.

2. И вот Кризис вернулся. Леня прижимал его к сер(?)цу

Неужели это не сон? Ты настоящий, Кризис?

А какой же еще? А ты настоящий, Леня? тут же находчиво ответил кот.

А какой же еще? (По Л.Матвеевой)

Когда я шел домой из бассейна у меня было очень хорошее настроение. Я занял третье место в стиле баттерфляй и сейчас скажу об этом папе.

Мама сразу спросила

Ты что так сияешь?

У нас сегодня было соревнование.

Папа сказал

Третье место!

Папа прямо весь расцвел

Ну да? Вот здорово! А кто же первое место занял?

Я ответил

Первое место занял Вовка. Второе – рыженький один мальчишка. А я третье.

Ну а кто же занял четвертое спросил папа.

Я сказал: … .

(По В.Драгунскому)

8.2. Придумайте свое окончание рассказа, а затем сравните его с авторским.

8.3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему первого предложения.

Перемена

Прочтите начало стихотворения Л.Кэрролла.

– Папа Вильям, – сказал любопытный малыш. –
Голова твоя белого цвета.
Между тем ты всегда вверх ногами стоишь.
Как ты думаешь, правильно это?
– В ранней юности, – старец промолвил в ответ, –
Я боялся раскинуть мозгами,
Но, узнав, что мозгов в голове моей нет,
Я спокойно стою вверх ногами.

(Пер. С.Я. Маршака)

3. Что такое прямая речь и как она оформляется на письме?

Чья-либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге.

Есть еще и прямая речь.

Что такое прямая речь и чем она отличается от диалога – сейчас узнаете.

Диалог, как вы помните, разговор двух или нескольких лиц. Реплики говорящих часто вводятся рассказчиком (автором). Однако не всегда. Бывают предложения с диалогом и без слов автора. (Вернитесь к предыдущему параграфу и посмотрите еще раз, как оформляется диалог.)

В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно называется автором. Автор в разговоре не участвует, а только передает чью-либо речь, ничего в ней не изменяя, «прямо». Поэтому в предложениях с прямой речью обязательно есть две части:

1) прямая речь, то есть дословное высказывание какого-либо лица; и

Посмотрите:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

«Остановись, беглец бесчестный!» – кричит Фарлафу неизвестный. (А.С. Пушкин)

«Бабушка, постой немножко, – ей кричит она в окошко, – пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу». (А.С. Пушкин)

9.1. В каждом предложении назовите вначале прямую речь, а затем слова автора. Найдите обращения. Вспомните, как они выделяются на письме.

Сейчас мы познакомим вас со схемами, в которых расставлены знаки препинания. По этим схемам вы сами сформулируете правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. После каждой схемы дается пример.

Условимся обозначать прямую речь вот так: «П».

Запомните:
Прямая речь всегда заключается в кавычки.

Открывая правила, будьте внимательны. Обращайте внимание на то,

1) с какой буквы начинается прямая речь, а с какой – слова автора;

2) где стоят кавычки;

3) подумайте, когда ставится вопросительный знак, когда восклицательный, а когда – запятая;

4) где ставятся эти знаки: перед кавычками или после них;

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

А: «П».

Павел спросил: «Сколько осталось до Москвы?»

А: «П?»

Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»

А: «П!»

Обратите внимание: точка ставится после кавычек, потому что она завершает все предложение, а вопросительный и восклицательный знаки – перед кавычками, ведь они относятся только к прямой речи.

«Через полчаса подъедем к Москве», – сказал Павел.

«П», – а.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«П?» – а.

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

Здесь могут встретиться такие варианты.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

«П, – а, – п».

«Подъезжаем, – предупредила мама. – Давай-ка быстрее одевайся».

«П, – а. – П».

«Вы не поможете вынести вещи? – обратилась мама к соседу по купе. – Только до перрона».

«П? – а. – П».

«Ура! Приехали! – закричал я во все горло. – Москва!»

«П! – а. – П!»

Проверьте себя.

Вот какие правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью мы открыли с вами.

Как вы думаете: какой из этих случаев записи прямой речи самый трудный?

Конечно, последний.

Подробнее с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, вы познакомитесь в старших классах. Но если вам уже сейчас нужны будут такие предложения, обратитесь к схемам. Они послужат вам руководством к действию.

9.2. Прочитайте предложения с прямой речью из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Как ставятся знаки препинания в этих случаях?

1. Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил: «А пошто меня будил?» 2. «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» – говорит ему конек, у его вертяся ног. 3. На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана: «Гей! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять!» 4. Говорит ему конек: «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его». 5. «Ах, Иванушка Петрович!» – молвил Месяц Месяцович.

9.3. Спишите. Составьте схемы 1-го и 5-го предложений. Найдите обращения, обозначьте их буквой О.

В предложениях с прямой речью есть специальные слова-сигналы, помогающие отличить слова автора от прямой речи. Это глаголы «говорения» . Они предупреждают, что сейчас «прозвучат» или уже «прозвучали» чьи-то слова.

Как вы думаете: какие глаголы «говорения» употребляются чаще всего?

Вы, наверное, догадались: глаголы сказал, спросил, ответил .

На самом деле у глаголов сказать, спросить, говорить есть множество синонимов, позволяющих избежать бесконечного повторения одних и тех же слов и разнообразить авторскую речь.

Прочитайте список слов-сигналов прямой речи из книги Николая Носова «Приключения Незнайки», которую наверняка многие из вас читали в детстве: согласился, предложил, объяснил, подумал, пробормотал про себя, проворчал, передразнил, завопил, подхватил, буркнул себе под нос, поклялся, вставил, добавил, предупредил, воскликнул, приветствовал, возмутился, сострил, заорал, завыл…

Вы, наверное, увидели, что слова-сигналы при прямой речи – это не только глаголы «говорения», но и слова со значениями «услышал», «подумал», «обрадовался» и их синонимы.

10.1. Какие глаголы «говорения» использованы в следующих предложениях с прямой речью?

1. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!». 2. «Стойте, братцы! – закричал Растеряйка. – Остановите шар! Я шапку дома забыл!» 3. «Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши. 4. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?». 5. «Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение. 6. «Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!» 7. «Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница. 8. «Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун. 9. «А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».

(По Н.Носову)

10.2. Спишите предложения, объясняя знаки препинания. Составьте схемы. Есть ли в этих предложениях обращения? Обозначьте их условным значком.

10.3. В словах с проверяемыми безударными гласными подчеркните ошибкоопасные места. Устно подберите проверочные слова.

11. Представьте себе, что вы хотите: 1) рассмешить читателя; 2) напугать читателя; 3) сообщить полезный (вредный) совет. Для этого вам понадобятся предложения с прямой речью. Придумайте и запишите несколько таких предложений. Слова автора могут стоять перед прямой речью, или после прямой речи, или будут разрывать прямую речь.

12. Проверьте свою память! Вспомните и запишите предложения с прямой речью из сказок А.С. Пушкина. Найдите обращения.

1. Как старик обращался к золотой рыбке?

2. Как старуха обращалась к старику?

3. С какими словами королевич Елисей обращался к солнцу, ветру и месяцу?

4. Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?

13. Из следующих предложений «пропала» прямая речь. Придумайте ее сами, запишите полученные предложения.

1. … завопил вдруг Димка на весь класс.

2. Елена Леонидовна захлопнула журнал и лучезарно улыбнулась …

3. … великодушно предложила Катя.

4. … таинственно спросил он.

5. Кот презрительно щурился и вдруг очень отчетливо произнес …

(По Л.Матвеевой)

14. А теперь наоборот: дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись.

1. Завтра контрольная по математике …

2. Мне учеба дается легко …

3. … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.

4. А раньше ты относился ко мне по-другому…

5. … А других новостей нет?

В копилку слов

пожалуйста

Запомните: слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

15.1. Прочитайте предложения. Найдите в примерах из сказки А.С. Пушкина слова автора и прямую речь. Посчитайте, из скольких предложений в каждом случае состоит прямая речь.

1. «Здрав ствуй княз ь ты мой прекрасн ый! Что ты тих, как день ненаст ный? Опечалился чему?» – говорит она ему. 2. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съ едает, одолела молод ца: видеть я б хотел от ца». 3. Лебед ь князю: «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем? Буд ь же князь ты комаром». 4. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопро шает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».

15.2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните орфограммы на месте подчеркнутых букв.

15.3. Обозначьте обращения и объясните знаки препинания при них.

16. Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам:

2) «П?» – а.

3) «П, – а, – п».

5) «П», – а.

Проведите в классе конкурс на самое интересное предложение с прямой речью.

17.1. Вспомните, что вы узнали о летописях и преданиях. (Если не помните, вернитесь к параграфу «Устная речь».) Сейчас мы хотим познакомить вас с преданием, рассказывающим об одном из подвигов русского князя Александра Невского.

Александр Невский

Давно это было. Пришли на Русь враги наши – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли полонить твою землю, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими рабами».

Услышал эти дерзкие слова князь Александр, созвал новгородских жителей и сказал им: «Хотят шведы взять нашу землю. Пойдем сражаться с ними! Нас немного, и враг силен, но Бог не с сильными, а с правыми».

«Веди нас на врагов, князь!» – вскричали новгородцы и с радостью пошли за князем навстречу шведам, чтобы защитить свою землю.

И был некий муж по имени Пелгуй. Когда стоял он на берегу моря в утреннем дозоре, услышал страшный шум на море и увидел корабль, а на нем – святых мучеников Бориса и Глеба2. И сказал Борис: «Брат Глеб, поможем Александру!».

Пелгуй с радостью поведал Александру о своем видении. Князь же сказал ему: «Никому не рассказывай об этом».

И после этого решился напасть на врагов. И был бой великий, и была победа князя Александра. После этой победы стали называть князя Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу реки Невы.

(Из книги «Предания и легенды России»)

17.3. Выпишите предложения с прямой речью, объясните в них знаки препинания. В каких из этих предложений есть обращения?

В копилку слов

предание

20. Как получить удовольствие от... диалога?

Вернемся к диалогу.

Всегда ли вы остаетесь довольны диалогами, в которых приняли участие? Наверное, у каждого из вас бывает по-разному. Иногда и вы, и ваш собеседник получаете от разговора удовольствие и вам хочется встречаться и говорить еще и еще. А иногда возникают ссоры, обиды, которые надолго портят настроение. Сегодня не случайно ученые много думают о культуре диалога – умении говорить друг с другом доброжелательно и содержательно.

Разговоры получаются неудачными, когда каждый собеседник твердит свое, стремясь во что бы то ни стало «переговорить» другого. О таких людях говорят, что они глухи друг к другу, что они говорят на разных языках. Такого рода беседу насмешливо описал А.С. Пушкин:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!». –
«Помилуй, – возопил глухой тому в ответ: –
Сей пустошью владел еще покойный дед».

Хорошо, когда разговоры с людьми доставляют собеседникам радость, а не огорчение.

18.1. Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу.

1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

2. Меньше говорите о себе, больше слушайте.

3. Не торопитесь навязывать свое мнение.

4. Сразу не говорите человеку, что он не прав.

5. Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.

6. Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к человеку.

7. Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, используйте выражение: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

18.2. Какие из этих советов кажутся вам наиболее важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.

18.3. Глаголы в форме какого наклонения используются в этих предложениях чаще всего? Назовите их.

19.1. Прочитайте в лицах диалог из повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!».

– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

– С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески! – возмутилась Фокина.

А я бросил ей хладнокровно:

– Ну и не разговаривай!

– И не буду!

– А сама разговариваешь!..

– Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!

– А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что? – спросил я.

– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

19.2. Как вы думаете: можно ли «получить удовольствие» от такого диалога? Приведет ли он к чему-то хорошему? А ведь Зина Фокина действовала из самых хороших побуждений.

19.3. Выпишите глаголы-сказуемые в форме любого из наклонений и укажите, в каком именно наклонении они стоят.

Если вы хотите узнать, какие невероятные события произошли с героями этой книги, прочитайте повесть В.Медведева «Баранкин, будь человеком!».

20.1. Прочитайте рассказ.

Разговор

Две подружки не спеша шли по тротуару и разговаривали:

– Ну, как тебе лисичка?

– Да это не лисичка, а скорей рысь.

– Нет, все-таки лисичка. Рыжая и зубы остренькие.

– Белка летом тоже рыжая и зубы острые, любой орех разгрызет.

– Тогда это змея. Прикидывается лисичкой, а сама удав или кобра.

За ними шагал мальчишка. Обгоняя их, он вдруг спросил:

– Девочки, вы из леса идете или из зоопарка?

Девочки ничего не ответили. Они шли не из леса, а из школы домой и разговаривали о новенькой однокласснице. Если это, конечно, можно назвать разговором.

(Р. Коваленко)

20.2. Здесь в диалоге нет поясняющих слов автора. Поэтому трудно понять, о ком говорили девочки. Но мальчик, шагавший за ними, догадался, что они обсуждают, вернее, осуждают совсем не лисичку. Поэтому и вопрос его прозвучал не совсем вежливо.

А теперь ответьте: между девочками был разговор или что-то иное? Ведь сам автор в конце усомнился в этом.

21. Придумайте или найдите в книге такой диалог, из которого было бы ясно, что разговаривают умные и добрые люди.

Теперь потренируемся.

22. I. Ответьте на вопросы.

1. Какой из способов общения между людьми самый главный?

2. Какие формы речи вы знаете?

3. Чем устная речь отличается от письменной?

4. Какая речь появилась раньше – устная или письменная?

5. Что такое внутренняя речь?

6. Что такое монолог, диалог и полилог?

7. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

8. Как ставятся знаки препинания при прямой речи? Перечислите все три случая. Не забудьте о примерах!

II. Если вы сумели ответить на наши вопросы, вам легко будет продолжить предложения.

1. Из всех способов общения между людьми самый главный – это... .

2. Существуют три формы речи: ... .

3. Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся … . Когда мы пишем и читаем, пользуемся … .

4. … появилась раньше … .

5. Если бы у нас не было внутренней речи, то... .

6. Речь одного человека – это... . Разговор двух людей – это... . Разговор многих людей называют также... .

7. При диалоге знаки препинания ставятся так: ... .

III. Выполните задания.

23.1. Прочитайте текст. Обратите внимание, что в нем расставлены не все нужные знаки препинания.

Добрый день сказал Маленький принц.

Добрый день ответил торговец.

Он торговал усовершенствованными пилюлями которые утоляли жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.

Для чего ты их продаешь спросил Маленький принц.

От них большая экономия времени. По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю ответил торговец.

А что делать в эти пятьдесят три минуты?

Да что хочешь.

«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных подумал Маленький принц я бы …».

(А. де Сент-Экзюпери)

23.2. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

23.3. А как бы вы ответили на месте Маленького принца? Вы можете закончить текст одним предложением, а можете – целым рассказом.

В копилку слов

экономить

сэкономить

24.1. Прочитайте рассказ. Почему он назван «Ожидание»?

Ожидание

День был жарким. У входа в парк продавали мороженое, и Юра, не теряя времени, пристроился в хвост очереди. Вот-вот должен был появиться Коля. Юра вручит ему эскимо, и они побегут к лодочной станции. В парке на озере проведут весь день. Так у них было задумано.

Очередь быстро таяла. Юра оказался перед продавщицей, но тут же отпрянул от нее и повернул обратно. Опаздывает Коля, хотя заверил, что будет минута в минуту. Юра снова встал в очередь и не заметил, как опять оказался перед продавщицей. Она его приметила. «Что ты маячишь и ничего не берешь, – спросила, – может, денег нет?»

Деньги у Юры были. Но он не стал объяснять, что хотел купить два эскимо, но друг что-то запаздывает.

Ушел и сел на скамейку под деревом. Ждал, ждал, вскакивал, прохаживался. Никогда не думал, что ожидание такое трудное дело. Досаду сменила тревога: может, с Колей что-то случилось?

Через час появился Коля. Веселый, с мороженым в руке. Удивился, что Юра не смотрит на него.

– Чего такой насупленный? – спросил и протянул руку с мороженым, – на, лизни.

– Не надо, – отвел его руку Юра, – сначала скажи, что случилось. Жду, жду, а тебя нет. Я волновался.

Коля махнул рукой.

– Тоже мне нежности – волновался! Купил бы себе мороженое, сел на скамейку и ждал бы в свое удовольствие.

– Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

– Ничего не случилось. Лешку во дворе встретил. Он из турпохода вернулся. То да се, стал рассказывать, как там у них в походе было. Ты же знаешь, как Лешка интересно рассказывает.

Не хотел Юра обижать Колю, но и смолчать не мог.

– Как Лешка рассказывает, я давно знаю, – ответил он, – а вот тебя, кажется, только сейчас узнал.

(Р. Коваленко)

24.2. Обратите внимание на речь Юры и Коли. Можно ли по ней судить о характерах мальчиков?

Перечитайте конец рассказа. Посмотрите, как много вложил Юра в одно только слово – слово узнал . Что же он, пережив этот день, это ожидание, узнал о друге? Что понял?

24.3. Поработайте над орфографией: 1) найдите слова с приставками первой группы (неизменяемыми приставками), подчеркните в них ошибкоопасные гласные и согласные; 2) выпишите не меньше 10 слов с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова; 3) найдите два глагола 2-го спряжения с безударными личными окончаниями, объясните их правописание.

В копилку слов

мороженое

Г.Г. ГРАНИК,
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва

– Солнышко село!
– За что?

– Мама, правда, что я страшная?
– Сейчас ничего, а когда родилась, доктор сказал: «Зашевелится, стреляйте…»

Женщина-врач с простуженным горлом тихо говорит вошедшему пациенту:
– Раздевайтесь…
– А Вы? – тихо спрашивает пациент.

– Вот я могу литр водки выпить, и ни в одном глазу!
– А на хрена тогда пить?

– Мой кот в прошлой жизни был судебным приставом.
– Описывает имущество?
– Не только. Сегодня в прихожей еще и арест наложил…

Парень – девушке:
– У тебя машина есть?
– Есть.
– Дашь мне вечером?
– Дам. А про машину зачем спрашивал?

– Вчера со своей девушкой поссорился.
– Опять?
– Вечером хотел написать смс «споки чмоки».
– И что?
– Торопился, последние 2 буквы не набрал.

Разговор отца и сына:
– Сынок, не увлекайся в столице девочками.
– Ну, что ты, папа, как можно!
– Как можно – я тебе вчера рассказывал, но все равно не увлекайся.

– Ты пойдёшь одна? Ведь на улице так темно!
– Ничего. Я постараюсь никого не напугать.

Приходит маленькая, испуганная девочка домой, и говорит маме:
– Мама, меня хотели убить!
– С чего ты взяла?!
– Я сидела, играла в песочнице, потом пришли два мужика, достали стаканы и бутылку, и говорят: «Еб@нем по маленькой!»

– Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
– Несомненно, но презервативы нужно всегда иметь с собой.

В автобусе:
– Бабушка, вы выходите?
– Нет
– Тогда пересядьте на другую шею!

– Анализ показал, что у вас в моче белок.
– Вот, черт. Так это что, у меня яйцо протекает?

Мама была в отъезде две недели. По возвращении она спрашивает у своего сына:
– Папа грустил, когда меня не было дома?
– Вначале нет, но последние два дня он становился все печальнее и печальнее.

Звонок в вытрезвитель:
– К вам Иванова сегодня привозили?
– Нет.
– И не привезут! Я сегодня дома бухаю!

– Папа! Что такое диалог?
– Это разговор двух людей.
– Это, когда мама разговаривает с тобой?
– Нет, это – монолог.

В зале суда. Судья:
– Мужчина, зачем вы изнасиловали маленькую девочку?
– А чего она в меня песком бросалась?

– Как будет по-украински «моргать»?
– Бачить з интервалами.

Сын обращается к отцу-олигарху:
– Папа, я гулять пойду, дай денег.
– Ну, возьми там на полке.
– А скока можно?
– Возьми пару сантиметров.

– Девушка, у вас, должно быть, крепкие здоровые зубы.
– А как вы догадались?
– Плохими зубами такую жопу разве наешь?

– Я перемерила все, во что влезала моя задница!
– Ну и как?
– Туфли супер!

– Мама, все говорят что я дура!
– Кто говорит, доченька?
– Мухи.

– Что это ты так жалобно просишь у официанта?
– Жалобную книгу!

– Доктор, посоветуйте, как во время секса без презерватива избежать беременности?
– Знаете, сказанное со слов многие не запоминают, давайте я вам лучше покажу.