Open
Close

Смирнов проблемы психологии памяти читать. Внимание как психический феномен

1. Произвольное и непроизвольное запоминание

· Произвольное запоминание

1.Общая характеристика
2.Виды мнемонической направленности
3. Источники мнемонической направленности
4.Мотивы запоминания и их влияния на его продуктивность
· Непроизвольное запоминание
1.Зависимость непроизвольного запоминания от направленности деятельности
2.Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и характера деятельности
· Взаимоотношение произвольного и непроизвольного запоминания
1.Зависимость соотношения произвольного и непроизвольного запоминания от характера деятельности
2.Возрастные различия соотношения произвольного и не произвольного запоминания
3.О соотношении произвольного и непроизвольного запоминания в жизненной практике (в работе актера над ролью)
К вопросу об условиях ретроактивного торможения
Понятие о ретроактивном торможении и значении проблемы
Теории ретроактивного торможения
Зависимость ретроактивного торможения от содержания предшествующей и последующей деятельности
Задача и методика исследования
Результаты исследования

Часть 1

Произвольное

и непроизвольное запоминание

Глава 1

Произвольное запоминание


1.Общая характеристика

произвольного и не произвольного

запоминания

Будучи мнемоническим эффектом психических процессов, происходящих при какой- либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности.

Всякая же деятельность людей характеризуется направленностью . Изучение зависимости запоминания от направленности деятельности является частью более общей проблемы влияния деятельности на запоминание.

Чаще всего направленность деятельности представлена как сознательное намерение решить ту или иную проблему. Наличие намерения является основой сознательной деятельности человека. Также существенную роль в деятельности в качестве источников направленности имеют так называемые установки, часто неосознанные и безотчетные.

Однако сознательная направленность и неосознанные установки не являются первоисточником человеческой деятельности. Подлинным источником служит реальная действительность, воздействующая на человека. Поэтому стоит отметить что деятельность человека общественно-исторически обусловлена.

В данной работе мы проследим, как влияет на запоминание один из видов направленности, наиболее характерный для учебной деятельности и а особенности для усвоения знаний в процессе обучения. Данная направленность может быть названа как мнемоническая, или направленность на запоминание.

Когда целью служит сознательное усвоение какого- либо материала, то в этих случаях мы имеем дело с произвольным запоминанием. В противоположенность ему, обычно выставляют непроизвольное запоминание, когда мнемоническая задача не ставится, а деятельность направлена на достижение каких-либо иных целей.

Несмотря на различие этих видов запоминания, нельзя их представлять как абсолютное противопоставление друг другу. Между ними существует ряд переходов, промежуточных форм.

По мнению многих исследователей (С.Шеллоу, Л.Постмен и др.), в процессе непроизвольного запоминания обычно имеются мнемонические установки, носящие чаще скрытый характер, поэтому особых различий (в смысле мнемонической направленности) между произвольным и непроизвольным запоминанием нет.

Но наиболее ярко мнемоническая направленность выражена в произвольном запоминании. Поэтому сопоставление этих видов запоминания должно дать наиболее ценный материал для характеристики действий мнемонической направленности в его самом ярком выражении.

Наличие данной направленности имеет прежде всего важную роль в понятии продуктивности запоминания. Всем хорошо известно что произвольное запоминание значительно эффективней непроизвольного. Это известно нам как из жизненного опыта, так и из экспериментальной практики. Ярким примером служит случай описанный сербским психологом П.Радосславлевичем. Один из испытуемых, плохо знавший язык, не понял задачи, поставленной перед ним, и не смог запомнить несложный материал даже после 46 предъявлений. Однако, после объяснения задачи, материал был усвоен лишь после шестикратного прочтения.

Отмечая значительность действия мнемонической направленности на продуктивность запоминания, стоит заметить что при проверке разными способами (узнаванием и воспроизведением) влияние мнемонической направленности обнаруживается неодинаково. Как показывают исследования, в процессах узнавания действие мнемонической направленности наблюдается в меньшей мере, чем в процессах воспроизведения. Иногда оно вовсе не отмечается. Однако это не ослабляет положения о мнемонической задаче, как факторе, имеющем большую роль в процессах запоминания.

2.Виды мнемонической направленности

(на полноту, точность,

последовательность,

прочность запоминания)

и их влияние на запоминание

Мнемоническая направленность не представляет собой чего-либо однородного, всегда одинакового. Она всякий раз выступает качественно различно в своем содержании.

Первое, что характеризует направленность – требования, которым должно удовлетворять запоминание, т.е. что именно должно быть достигнуто в итоге запоминания. С этой точки зрения можно представить своеобразную классификацию задач и установок направленности запоминания.

Всякая мнемоническая деятельность направлена на полноту запоминания. В одних случаях стоит задача запомнить все, что воздействует на нас (сплошное запоминание), в других только нужную часть – тезисы, основную мысль текста и т.п. – выборочное запоминание.

Особо стоит выделить различие направленности на запоминание по последовательности того, что воздействует на нас. Иногда это стремление запомнить события, факты и что-то еще в той последовательности, в которой они были фактически представлены. В следующих вариантах это сознательное изменение последовательность с целью, например, сделать его более логичным и удобным для запоминания.

Следующей характеристикой служит направленность на прочность запоминания. Этот параметр служит для разделения информации для долговременной памяти («навсегда») и кратковременной («тут же повторить»).

Особым видом мнемонической направленности является направленность на своевременность воспроизведения, т.е. вспомнить что-либо в определенный момент, при наличии определенной ситуации и т.д.

Само собой разумеется, что все виды направленности на запоминание могут сочетаться друг с другом различным образом.

Воздействие всех видов мнемонической направленности на запоминание был наиболее обстоятельно изучен Л.В.Занковым. В своих работах он проследил как влияет на запоминание направленность на точность, полноту и последовательность воспроизведения.

Рассмотрим данные, характеризующие направленность на точность запоминания.

Методика эксперимента заключалась в следующем: одной группе предлагалось запомнить и повторить «точь-в-точь» предъявленный текст, другой – воспроизвести его полно, но можно и «своими словами». Конечно, первая группа воспроизвела большее количество слов из текста, чем вторая. Однако и в ней (второй группе) оно было все же достаточно велико, около 40%. Это объясняется автором, тем что для полной передачи содержания нужно использовать слова из предъявленного текста.

Характерными для разного рода направленности («точь-в-точь» или «своими словами») является, далее, количество и особенности добавлений текста при воспроизведении.

При запоминании по первой инструкции (точь-в-точь) число добавлений равно 26%, а по второй – 39%. При этом в первом случае добавляются преимущественно отдельные слова, во втором – слова, из которых в процессе воспроизведения образуются новые фразы, отсутствующие в тексте.

Таковы результаты опытов с взрослыми. Посмотрим результаты опытов со школьниками IV класса.

Отношение точно воспроизведенных слов по первой и второй инструкции к друг другу остается тем же. А отношение общего количества точно воспроизведенных слов текста значительно уменьшается. Однако отношение по количеству добавлений и замен тоже изменяется по отношению к взрослой группе. Из чего автор делает вывод: действие направленности на точность воспроизведения наблюдается у школьников в меньшей степени, чем у взрослых.

Такого влияние, которое оказывает намерение воспроизводить более точно на результат запоминания.

В результате проведенных опытов в итоге которых были выявлены некоторые особенности запоминания текста в условиях направленности на точность усвоения.

Воспроизведение как актуализация прежде усвоенного материала.

Узнавание, припоминание, воспоминание; их характеристика.

Сущность процесса забывания. Явление реминисценции.

Индивидуальные особенности памяти человека и ее типы.

Темы для рефератов

Основные теории памяти.

Память человека и "память" машины.

Организация учителем процесса произвольного запоминания на уроке.

Литература

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 3.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 18.

Возрастные и индивидуальные различия памяти. Под ред. А. А. Смирнова. М., "Просвещение", 1967.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., "Педагогика", 1974.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., "Просвещение", 1966.

Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология, вып. IV. Научение и память. М., "Прогресс", 1973.

МЫШЛЕНИЕ

III. 12.1. Общая характеристика мышления

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие небольшое, только для себя, а не для человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Чувственное познание и мышление

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно

проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.

Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т. д., их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и непосредственности, просто невозможно с помощью одного лишь чувственного познания. Например, ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние последнего. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае все зависит от того, к каким телам - более теплым или более холодным - прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обе указанные зависимости выступают для чувственного познания как одно нерасчлененное целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить и действовать, надо прежде всего знать, каковы внешние предметы сами по себе, т. е. объективно, независимо от того, какими они выступают для человека, и вообще независимо от того, познаются они или нет.

Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. Воспользуемся тем же простейшим примером с определением, теплового состояния тела. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить, абстрагировать друг от друга каждую из двух указанных зависимостей. Это достигается путем опосредствованного познания. Зависимость от состояния человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредствованно - с помощью термометра, а не непосредственно - через тепловые ощущения руки, прикасающейся к предмету. В результате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь только самим предметом, т. е. объективно. Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объекта (например, от взаимодействия руки с внешним предметом) для того, чтобы глубже познать другие его свойства

(действительную температуру данного предмета и т. д.).

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц. Но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть - о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т. е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Сравнивая в этом отношении чувственное познание и мышление, В. И. Ленин отмечал, что "представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить"1. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000 километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в 1 секунду и 50000 километров в 1 секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

1. Общая характеристика памяти.

Понятие, функциональное значение, связь с другими психическими процессами.

2. Классификация видов памяти.

Классификация по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

Двигательная;

Эмоциональная (теория мобилизации-минимизации С.Тейлора, «эффект конгруэнтности настроения», «эффект оружия» (Э.Лофтус);

Образная (эйдетическая память);

Словесно-логическая.

Классификация по характеру целей деятельности:

Непроизвольная;

Произвольная.

Классификация по времени закрепления и сохранения материала:

Кратковременная;

Долговременная: эксплицитная, имлицитная (эффекты предшествования), семантическая, эпизодическая, автобиографическая (функции, парадоксы автобиографической памяти, «циклический календарный эффект», «телескопический эффект», «эффект пика воспоминаний»).

Оперативная память.

Метапамять.

3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, реминисценция (см. Табл. № 3).

Таблица № 3. Процессы памяти

Запоминание
непроизвольное произвольное
А) Исследования П.И.Зинченко: - деятельность с объектом, как условие запоминания; - место материала в структуре деятельности и продуктивность запоминания; - сложность материала и продуктивность запоминания. Б) Гештальтпсихология: «эффект Зейгарник». В) Исследования А.А.Смирнова (сравнение эффективности непроизвольного и произвольного запоминания). А) Мнемическая установка (А.А.Смирнов). Б) Запоминание бессмысленного материала (Г.Эббингауз). В) Осмысленное запоминание (Н.А.Рыбников). Г) Факторы запоминания: - эмоциональная окраска; - позиционная зависимость (проактивное и ретроактивное торможение, Фуко; эффект первичности, эффект недавности, Р.Аткинсон) В) Роль повторения в произвольном запоминании (Г.Эббингауз, А.Пьерон, Р.Вудвортс).
Воспроизведение Узнавание
А) Виды: произвольное и непроизвольное. Б) Исследования припоминания Р.Браун и Д.Мак-Нейл (эффект «на кончике языка»). В) Показатели воспроизведения - время реакции; - скорость воспроизведения. Г) Воспоминание (С.Л.Рубинштейн). А) Эффективность воспроизведения и узнавания (гипотеза порога). Б) Исследования С.Эрлиха, Ц.Флоренса, Ж.Ф.Лени (исследование различия эффективности воспроизведения и узнавания).
Забывание Сохранение
А) Теория забывания Дж.Брауна. Б) «Ситуативное забывание» (Е.Тульвиг). В) Зависимость забывания от времени (Г.Эббингауз, А.Пьерон). Г) Исследования забывания осмысленного материала (С.Л.Рубинштейн). А) Факторы, влияющие на сохранение (объем, осмысленность, способы заучивания). Б) Характер деятельности и сохранение материала: - исследования Дж.Дженкинс и К.Далленбах; - ретроактивное торможение (Дж.Гилфорд, Р.Вудвортс); - проактивное торможение (Дж.Гилфорд, А.Р.Лурия). В) Эмоции и сохранение. Г) Исследование долговременной памяти (Х.Барт, С.Кофер, Х.Барик, В.Пенфилд).
Реминисценция
А) Исследования П.Балларда (интерес, непосредственное воспроизведение, повторение). Б) Исследования С.Л.Рубинштейна, Д.И.Красильщиковой (память и мышление, ассоциативные и смысловые связи).


4. Теории памяти.

Ассоциативная теория памяти (ассоциация, Г.Мюнстерберг, У.Джеймс, Г.Мюллер, А.Пильцеккер).

Теория памяти в бихевиоризме («когнитивная карта», Э.Торндайк, Э.Толмен).

Структурная теория памяти в гештальт-психологии («Эффект Ресторф», «Эффект Зейгарник»).

Социологическое направление в психологии памяти (прием последовательного припоминания, Ф.Бартлетт).

Деятельностная концепция памяти (память как социальное действие, П.Жане, исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова).

Память в когнитивной психологии. Модели кратковременной памяти Д.Бродбента, Р.Аткинсона, Дж.Сперлинга. Модели долговременной памяти Р.Аткинсон, Р.Шиффрин Е.Тульвинга. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения (Р.Солсо):

Ø Сенсорное хранение.

Ø Кратковременная память.

Ø Долговременная память.

5. Образы памяти.

Понятие образа. Характеристики образа по П.П.Блонскому (трансформация, реинтеграция, симплификация, схематизация).



Классификация образных явлений (место образов памяти в ряду других образных явлений).

Представления:

Классификация;

Характеристики представлений (Г.Эббингауз, Б.М.Теплов);

Индивидуальные особенности представлений («образная способность», А.А.Гостев; яркость, контролируемость, живость образа);

8. Развитие памяти.

Методика двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия), «параллелограмм развития памяти».

Литература:

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С. 278-319.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. С-Пб, 2002:

Глава 7. Процессы памяти. С.112-146.

Глава 4, 5. Модели памяти. С.63- 98.

Глава 9. Образы памяти. С. 154-181.

Клацки Р. Память человека. М., 1978.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.С.145-195.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Норман Д. Память и научение. М., 1985.

Психология ХХ1 века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 205-236.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Хрестоматия по психологии / Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.. 1998.

Советский психолог Смирнов Анатолий Александрович посвятил экспериментальные исследования проблемам психологии зрительного восприятия и памяти. В своих работах он показывает зависимости закрепления информации в памяти от строения деятельности, в которую оно включено, а также от целей и направленности запоминания. В рамках данной работы рассматривается только первая часть этих исследований.

Как именно связаны результаты запоминания с мнемической направленностью деятельности, в которой осуществляется непроизвольное запоминание?

Чтобы получить хотя бы некоторый материал, освещающий этот вопрос, были проведены следующие опыты. Испытуемым предлагалось припомнить некоторые факты из их недавнего прошлого. Никакой задачи запомнить – ни в тот момент, когда эти факты происходили, ни после них - у испытуемых не было. Им приходилось припоминать то, что запомнилось непроизвольно. Вместе с тем деятельность, в итоге которой это запоминание осуществлялось, так же, как и всякая деятельность, была направлена на нечто определенное (и притом в течение сравнительно продолжительного времени). Проследить зависимость запоминания от этой определенным образом характеризуемой направленности деятельности, протекающей в естественных жизненных условиях, и составляло задачу исследователей.

Всего было проведено две серии опытов с несколькими испытуемыми. Испытуемым предлагали припомнить все, что происходило с ними тогда, когда они шли из дома в институт, место, в котором работали («путь на работу»). Опрос проводился неожиданно для испытуемых и происходил обычно через 1,5 – 2 часа после начала работы.

Испытуемые должны были дать возможно более подробный отчет обо всем виденном, слышанном, обо всем, что они делали, думали, эмоционально переживали. При этом их предупреждали, что если они не хотят рассказывать о каких-либо деталях, то могут ограничиться или самой общей характеристикой того, что у них было в сознании, или даже вовсе отказаться от рассказывания, указав лишь, насколько ясно и полно они вспоминают то, что не хотят описывать.

Каковы общие итоги этой серии экспериментов?

Воспоминания испытуемых в значительно большей мере относятся к тому, что испытуемые делали, нежели к тому, что они думали. Содержание мыслей вспоминается редко и очень скупо, хотя сам факт думания во время пути для испытуемых является несомненным и констатируется ими многократно. «Думал, но о чем думал, не помню», – таков ответ, наиболее типичный для всех приведенных показаний. В то же время испытуемые достаточно хорошо помнят то, что именно они делали.

Характерно, что даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны с действиями испытуемого.

Такой же характер носят и воспоминания о воспринятом на пути. Испытуемые и в этом случае вспоминают главным образом то, что было связано с самим их передвижением, т.е. с той именно деятельностью, которую они выполняли. Чрезвычайно важная деталь: намного лучше вспоминались обстоятельства, которые мешали либо, наоборот, помогали в пути.

Наличие тех или иных затруднений или, наоборот, отсутствие их там, где они могли бы быть, где ожидались или обычно бывают, – таково содержание значительной части показаний каждого испытуемого.

Получается, что впечатления о реальных событиях намного лучше удерживаются в памяти по сравнению с мысленными образами и представлениями. Можно сделать вывод, что естественная, голографическая память человека ориентирована на первую сигнальную систему как базовый элемент психики. Именно деятельность первой сигнальной системы развивалась и совершенствовалась у человека на протяжении сотен тысяч лет, и именно она имеет максимальное, естественное отражение в работе памяти.

Это очень важная особенность нашей памяти, знание её и грамотное применение позволяет оптимально смещать акценты в техниках запоминания, добиваясь при тех же усилиях намного большей эффективности.

Конкретно к техникам запоминания. Известно, что, используя для фона запоминания конкретную улицу (метод размещения по пути) или конкретную комнату (метод комнаты или Цицерона), мы намного лучше запоминаем по сравнению с запоминанием в «подвешенном состоянии».

Исходя именно из этой особенности работы памяти, вниманию предлагается техника запоминания, которую я назвал «фоновые карты памяти».