Open
Close

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона. Цветы для элджернона А платонов цветы для элджернона краткое содержание

ТРАГИКОМЕДИЯ I 16+

ЭФФЕКТ
ЧАРЛИ ГОРДОНА

РЕЖ.: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ I ВАРЯ СВЕТЛОВА

ЭФФЕКТ ЧАРЛИ ГОРДОНА

ТРАГИКОМЕДИЯ

В основе спектакля история молодого умственно отсталого мужчины Чарли Гордона, которому предлагают сделать операцию по увеличению интеллекта, что переворачивает всю его жизнь.
Переосмысленная и рассказанная молодыми режиссерами, эта история приобретает новое актуальное звучание. Создатели спектакля говорят о поиске смысла, о мечтах и крахе иллюзий, о столкновении наших представлений с реальностью и провоцируют зрителей на множество вопросов: Что есть норма? Что способно вытолкнуть нас из зоны комфорта и стереотипов восприятия? И нужно ли нам это? Может ли один человек повлиять на реальность?

РЕЖИССЕРЫ: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ И ВАРЯ СВЕТЛОВА

ХУДОЖНИК: ЕЛЕНА БЕККЕР

САУНД-ДИЗАЙНЕР: ДМИТРИЙ МАДЕРА

ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ: АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА: КСЕНИЯ ЖУРАВЛЕВА

В РОЛЯХ: АЛЕКСАНДРА БОСТОН/НИЕЛЕ МЕЙЛУТЕ, ИГОРЬ ГРАБУЗОВ, ЮЛИЯ ГРИШАЕВА, АННА КОЧЕТКОВА/НИЕЛЕ МЕЙЛУТЕ, ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ/ЛЕОН СЛОВИЦКИЙ, ЛИДИЯ МАРКОВСКИХ, АЛЕКСАНДР ХУДЯКОВ

ТРАГИКОМЕДИЯ I ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 ЧАСА С ОДНИМ АНТРАКТОМ I 16+

АРТ-ЖУРНАЛ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

"Спектакль аккумулирует проблемы одиночества и подлинности жизни в мире людей, одержимых понятием нормальности. Определить, что такое норма, создатели спектакля предлагают самому зрителю..."

"Все происходящее - условный белый лист, на который в течение ближайших трех часов будет записана история условного Чарли Гордона. И каждый ее вариант, как и каждый спектакль, - уникален!"

"Эффект Чарли Гордона" нужно показывать подросткам, так как он рассказывает о том, что нужно быть терпимее к людям, которые отличаются от тебя, помогать тем, кто слабее. И, несмотря на то, какой у тебя IQ, оставаться человеком..."

Трагикомедия по мотивам романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". 14 лет формировался роман, он менялся вслед за тем, как менялись события жизни Киза, желавшего стать писателем, но волею родителей отправленный на медицинские курсы (в 1957 году Киз преподавал английский язык в школе для детей с ограниченными интеллектуальными способностями,один из учеников спросил у него, сможет ли он перевестись в обычную школу, если будет старательно заниматься и станет умным. Этот ученик и станет в конечном счете прообразом центрального героя романа - Чарли Гордона).

Роман потрясает читателя своей глубиной и темами, затронутыми на страницах книги (экзистенциальными смыслами пропитана каждая строчка произведения), возможно, именно поэтому так тяжело дается эта книга экранизаторам и режиссерам. По моему мнению, три фильма, вышедшие на экраны, даже ни на йоту не передали весь трагизм жизненной ситуации Чарли Гордона. Такой же провал постиг постановку Александринского театра.

А вот у Такого театра получилось. Они не просто не потеряли смысл истории Чарли, так старательно описанный Кизом, они его дополнили. Это не просто лучшее из поставленного по книге, это по праву может считаться прорывом в театральном мире в 2015 году.
Я всем советую сходить

П Е Р Е Й Т И

"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ"

Стерильное пространство операционной. Слишком яркий, бьющий в глаза свет. Громкие пульсирующе-тикающие звуки. В центре - длинный узкий стол, за которым сидят актеры. Позади - огромная белая стена, служащая время от времени экраном. Зрители спешно, суетясь и толкаясь, занимают места. Лица артистов не выражают ничего. Они еще не в образах, но уже во власти тотального абстрагирования и отстранения: вроде бы пристально смотрят, следят за нашими действиями, а вроде и нет. Единственное существо, что общается с публикой, отсчитывает количество звонков, произносит знакомый текст про "отключите телефоны", - Элджернон (Анна Кочеткова). Сначала слышишь голос - механический, холодный. Только потом замечаешь живую Элджи. Белое существо с глазами, подведенными фиолетовыми тенями, сидит в глубине сцены: ей накладывают белый грим на лицо и руки, поправляют прическу. Весь процесс транслируется на экран. Таким образом, режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова уже во вступлении задают мотив открытой театральности - им нечего скрывать: потому что все происходящее - условный белый лист, на который в течение ближайших трех часов будет записана история условного Чарли Гордона. И каждый ее вариант, как и каждый спектакль, - уникален.

Идея, прямо скажем, не новая - понятная, элементарная, казалось бы, банальная. Но здесь она обретает свежесть - работает на текст. Рассказ об умственно отсталом мальчике, которому проводят операцию на мозге и который впоследствии становится гениальным ученым, создатели спектакля адаптируют к специфике сцены: помимо открыто театрального начала, здесь ставится вопрос о границах вверяемого образа, когда один актер исполняет несколько ролей; буквально - на экране - прописываются вопросы о значимости фигур режиссера и драматурга; постоянно фигурируют откровенно театральные приемы и трюки. Никаких мышиных лабиринтов, клеток и прочей лабораторной чепухи, которая в избытке дана в романе. Интеллектуальное соперничество Чарли с мышью решено посредством детских игр: они на скорость хватают палочки, пытаются синхронно пронести полный стакан с водой так, чтобы не пролить ни капли, и т. д.

Более того, не меняя места и времени действия (Америка, конец 50-х), Сергеев и Светлова находят связи с сегодняшней общественно-политической ситуацией в России. Сохранив фабулу, основной событийный костяк, они придают "Цветам…" иную форму. Это не буквальное следование тексту - это фантазия на тему. Не буйная и бурная - ограниченная логикой автора книги. Перед нами не история "про мышей и людей" - данный аспект снят: мы уже давно все - мыши, а крыса Элджи, принявший теперь человеческий облик, - главный распорядитель, ведущий ток-шоу "Мышиный взгляд".

"Эффект Чарли Гордона" - скорее, история о взаимодействии человека с собой, собственной природой, желании стать другим, прожить не одну жизнь - несколько. И в то же время не утратить, на раздробить себя - сохранить цельность натуры. Это история о том, что есть сегодня "норма", какова она и каковы ее границы? И здесь имеются в виду также нормы общественного поведения, критерии "нормального" и "ненормального" в политике, религии, искусстве.
В результате спектакль обретает сложную разветвленную сюжетную структуру со множеством отсылок, цитат и мотивов. Его строение начинает напоминать те самые чернильные пятна, что предъявляет врач-психиатр Чарли Гордону, желая протестировать мальчика: каждый зритель видит и считывает свое. Кто-то смотрит на специфическую адаптацию текста Дэниела Киза, кто-то следит за метаморфозами актеров, а кто-то смеется над вставными номерами, пародирующими всевозможные, бесконечно помноженные на пустоту «ток-шоу». И все же, несмотря на хитрое строение, главной остается история Чарли.

Александр Худяков с его открытым лицом, наивным взглядом, полублаженной улыбкой - трогателен и беззащитен. Ему веришь с первой секунды. Неторопливые угловатые движения, путаные речи, перемежающиеся внезапными длительными паузами, готовность в любой момент сорваться и не закричать - замолчать окончательно - создают убедительный, вполне "кизовский" образ. Другое дело, что данный - в первую очередь, посредством языка - в романе Киза процесс прогресса и регресса героя не смотрится в спектакле именно как "процесс". Это, скорее, актерское блуждание от точки к точке: здесь я играю Чарли-дурака, а здесь - Чарли-умника. Самое ценное - переходы, перерождения, изменения во всей их полноте и протяженности - отсутствует. Исключения составляют монолог в первом акте и финал спектакля. В конце, уже без слов, не произнося ни звука, герой, давно констатировав собственный регресс, бежит по кругу в стремлении догнать себя прежнего, умного, гениального, со всеми мыслями и идеями, появившимися друзьями, воспоминаниями о родных. Сцена погони за стремительно утрачиваемым "я" напоминает эпизод из балета Джона Ноймайера "Смерть в Венеции", когда престарелый Ашенбах бежит не то за собой молодым, не то за удаляющимся юным Тадзио. В обоих случаях есть в этих толчках и рывках, скольжениях и падениях артистов родственные друг другу отчаяние и страх.
Интересно и решение образа Элджи. Анна Кочеткова играет одновременно и чудовище, и запуганное, временами обиженное существо. Но даже в те моменты, когда она предельно жестока (эпизод с расстрелом участников ток-шоу), Элджернон не утрачивает обаяния. Страшные вещи вершатся легко, точно понарошку, в шутку, а зрителям - и смешно, и горестно, и страшно. Трагикомедия - все, как указано в программке.

Мир, созданный Игорем Сергеевым и Варей Светловой, - мир сумасшедших и больных. У каждого свои заскоки и "тараканы": мать Чарли Роза (Юлия Гришаева) "повернута" на мытье полов, стирке и чистке овощей-фруктов; художница Фэй Лилман (Ниеле Мейлуте) - алкоголичка; Алиса Кинниан (Лидия Марковских) до болезненности любит порядок и "вещи по полочкам"; Профессор Немур (Игорь Грабузов) - в прошлом псих, и т. д. Чарли в этом списке умалишенных вполне себе на месте. Вернее не так: он гораздо лучше и чище. Он - белый лист, на котором эти странные, с исковерканным сознанием и судьбой люди пишут и рисуют. Но как ни старались бы другие запечатлеть в нем себя, ничего не выходит. Он по-прежнему светел. Умирая, Чарли достигает абсолютного нуля. Tabula rasa.

П Е Р Е Й Т И

АРТ-ЖУРНАЛ "ОКОЛО"

Такой театр и Лаборатория драматического искусства представили премьеру - спектакль "Эффект Чарли Гордона" по мотивам романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона" - на сцене сцене Литературно-мемориального музея имени Достоевского. Режиссеры - Игорь Сергеев и Варя Светлова.

Когда смотришь спектакль "Эффект Чарли Гордона" почему-то из подсознания выплывает фраза, авторство которой приписывают господину Фрейду: "Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами". Окружение Чарли Гордона (по сюжету слабоумного молодого человека, которому делают экспериментальную операцию по увеличению интеллекта) - доктора-роботы, учительница-невротик, мать-отец - бездушные слепцы, сестра-ехидна, официант-идиот, соседка-наркоманка. Каждому персонажу в спектакле можно приписать "диагноз" психологического расстройства или моральной неполноценности. Этот мир "умных" людей, как думает Чарли, мечтающий тоже стать умным, режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова конструируют при помощи ярких красок и быстрых ритмов: актеры вытанцовывают свои роли как куклы-марионетки, ведомые безумным Шляпником, играют шаржировано, кинематографично. Рубленые фразы произносятся механистически, с той скоростью, при которой слова начинают терять свои смыслы. Зритель словно смотрит на все происходящее глазами самого Чарли, чье светлое лицо - единственное лицо среди "масок" - с ясными глазами, наивной нежной улыбкой противопоставлено хаосу и безумию жизни.

У Александра Худякова непростая, закольцованная роль: из слабоумного мальчика нужно постепенно переродиться в гения и вновь, ввиду неудачного научного эксперимента, умственно деградировать, словом, сыграть сложный и не вполне реалистичный характер. Замедленная, но осмысленная, речь, нервное перебирание пальчиками - руки словно живут своей жизнью, и удивительно спокойное лицо - таким предстает герой в начале. Люди в белых халатах мучают его "психоваными испытаниями" - всевозможными психологическими и интеллектуальными тестами, заставляют соревноваться умственными способностями с мышью, которая уже перенесла операцию по увеличению интеллекта.
Все действие происходит в вакуумном лабораторном пространстве, где кроме длинного стеклянного стола и белого экрана больше ничего нет. Многие мизансцены построены фронтально, так что персонажи, ведущие диалог друг с другом одновременно обращены лицом к зрителю - так возникает кинематографический крупный план, и актеры мастерски его выдерживают. Процесс превращения Чарли в гения решен метафорично: после каждого успеха герой танцует со стаканом воды, стараясь синхронно повторить движения мыши Элджернона, и не расплескать воду.

Элджернон - проводник спектакля - комментатор, видеооператор и непосредственно герой – интересная актерская работа Анны Кочетковой, стилистически родственная ее Люсе Смирновой из мюзикла "Ленька Пантелеев" (ТЮЗ). Любопытно, что почти все участники спектакля, а это Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова, Владимир Кузнецов, Лидия Марковских, Ниёле Мейлуте, Александр Худяков - актеры разных школ и из разных эстетически удаленных друг от друга петербургских театров впервые собрались вместе и сложили общий паззл. Про каждого необходимо рассказывать отдельно, но формат не позволяет, поскольку значение этих актерских индивидуальностей для "Эффекта Чарли Гордона" велико. И подчас даже кажется, что самого драматургического материала и сцены-места-времени-пространства, несмотря на трехчасовую продолжительность спектакля, маловато для них для всех. Отчего некоторые эпизоды спектакля кажутся весьма интересными по себе, но несколько инородными "звеньями".

Спектакль аккумулирует проблемы одиночества и подлинности жизни в мире людей, одержимых понятием нормальности. Слово "нормальность" происходит от "нормы" - кстати Нормой зовут сестру Чарли. Определить, что такое норма, создатели спектакля предлагают самому зрителю. В формате теле-шоу Элджернон расстреливает из оглушающего бутафорского пистолета не соответствующих общепринятым представлениям о жизни, сидящих вдоль стен "младенцев". Последнего из них убьет зритель, самостоятельно сделавший выбор в пользу нормы. Не находится в этом "нормальном" мире "умных" людей места и для Чарли Гордона, чье ясное лицо в финале спектакля смотрит с экрана в зрительный зал.

Со временем из "Эффекта Чарли Гордона" уйдут небольшие шероховатости и театральная избыточность. Но уже сейчас ясно - эксперимент молодых режиссеров Такого театра, нашедших и соединивших блистательную актерскую семерку, в отличие от эксперимента профессора Немура, по-настоящему удачен!

Аскетичность оформления (все действие происходит в практически пустом пространстве сцены, на ней кроме длинного стеклянного стола, нескольких стульев и белой кубической стены, служащий одновременно экраном, нет ничего) с лихвой компенсируется мощнейшей энергией, идущей от актеров. Трехчасовой сюжет, основанный на произведении Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", ни на минуту не отпускает внимания зрителя, хотя экшена, как такового нет - развитие событий достаточно плавное.

Взятый за основу сюжет о молодом человеке Чарли Гордоне, страдающем умственной отсталостью, усилиями режиссеров Вари Светлова и Игоря Сергеев обретает иную форму. Оставив героев все в той же Америке 50-х, режиссеры привносят в действие современные реалии. И зритель видит неугасающую историю о жизни и борьбе человека с самим собой, становится соучастником размышлений на тему "Что есть норма", одновременно ставя под сомнение устоявшиеся понятия.
Сюжет романа Киза обретает многогранность, на сцене появляется множество разноплановых героев, но всех их играют всего лишь семеро актеров. Колоссальное перевоплощение не может не подкупать и зритель верит абсолютно каждому персонажу. Но все же центральный герой - Чарли Гордон и его история красной нитью проходит через сюжет. Этот человек с крайне низким интеллектуальным уровнем решается на операцию, которая дарует ему ум. Эксперимент проходит успешно, Чарли обретает способность мыслить, но тут и разворачивается основная драма его жизни - готов ли он к таким изменениям, действительно ли это было его заветным желанием…

Александр Худяков, играющий Чарли Гордона очень точно попадает в героя Дэниела Киза. Беззащитный и трогательный он с первых минут завоевывает симпатию зрителя. Вместе со своим единственным другом мышью Элджерноном, перенесшим такую операцию по увеличению интеллекта, он проживает перед залом свою жизнь - честно и без прикрас. В его окружении люди, которые по законам общества считаются нормальными, но действие вскрывает тот факт, что это понятие весьма условно и обманчиво. И где та грань, а главное - кто тот судья, определяющий понятие нормы - вот главный вопрос, экспериментально решаемый на сцене командой молодых актеров.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ побывали на спектакле и задали несколько вопросов исполнителю главной роли Чарли Гордона Александру Худякову.

НН: Формат спектакля хоть и не новый, но достаточно редкий. Насколько комфортно играть актеру в таком плотном контакте со зрителем, когда в маленьком зале присутствующие практически становятся участниками действия?

А.Х.: На самом деле даже комфортней, чем в большом зале. Здесь все намного честнее, ближе, все по настоящему. Ты видишь глаза зрителя и чувствуешь зрителя намного тоньше.

НН: По вашему мнению, спрос на такой формат спектакля большой?

А.Х.: Мне кажется да, может даже больше, чем на обычный. Во всяком случае, залы у нас всегда полные.

НН: По реакции зрителя как бы Вы определили: кому больше симпатизируют - Чарли до операции или Чарли, приобретшему интеллект?

А.Х.: Конечно, Чарли до операции! Он чистый, добрый, неподдельный. Ему симпатизируют гораздо больше, мне хочется в это верить.

НН: Ваше личное мнение, как актера, который играет этого героя - стоило ли Чарли выходить из зоны комфорта и соглашаться на операцию?

А.Х.: Конечно, нужно было выйти. Здесь вопрос в другом - получится что-то из этого или нет. Но выйти в любом случае надо, надо пробовать, надо делать, ведь в жизни может произойти всякое. Это вопрос мотивации и те, кто ее имеют всегда стараются покинуть зону комфорта, чтобы посмотреть что из этого выйдет.

"ТЕАТРАЛ"

И вновь в Музее Достоевского был аншлаг - 19 февраля Такой театр представил премьеру своего спектакля "Эффект Чарли Гордона", основанного на бестселлере Дэниела Киза "Цветы для Элджернона".

Здорово, что в городе есть такие необычные площадки для театральных экспериментов. И каждый выбирает для себя сам, что ему ближе: красивые, но бездушные театры - дворцы, или камерные залы, в которых рождается иное, андеграундное искусство, для ограниченного круга зрителей.
Сразу хочется сказать, что перед походом на спектакль лучше прочесть книгу - в ней более подробно описаны особенности эксперимента над главным героем, Чарли Гордоном, парнем с задержкой в развитии. Из романа мы узнаем, что в прошлом остались старые добрые методы психиатрии: лоботомия и шоковая терапия. Наука идет вперед, и теперь можно "сделать" глупого человека умным, увеличив мозг.
Но это не все, чего хочет Чарли: он мечтает иметь друзей, которые любили бы его, и чтобы маме не нужно было больше запирать его в подвале, когда придут гости. Дэниел Кизи поднял в своей потрясающей книге важную социальную проблему. Общество навязывает определенные стандарты: ты должен быть общительным, успешным, амбициозным и добиваться чего-то. "Ненормальным" быть стыдно, и в этом ключе насмешкой выглядит имя сестры Чарли, Нормы. Она оправдала ожидания своих родителей, ведь сразу смогла отличить гуся от коровы, и научилась рассказывать стишок про мышонка.

Впрочем, жизнь покажет, что лучше быть "глупым", как Чарли, чем эмоциональными калеками, как его родные и близкие. Оказалось, что высокий интеллект не приносит счастья, и гораздо важнее находить общий язык с людьми, уметь любить и не предавать тех, кто тебе доверяет. Все это главный герой поймет впоследствии, а узнав, что эксперимент был неудачным, будет мечтать лишь о том, чтобы не разучиться читать и писать.
На бэкстэйдже то и дело возникали различные фразы. К примеру, "Не кажется ли вам, что в современном театре зачастую формой подменяют содержание?". К счастью, в спектакле Такого театра форма и содержание существует в гармонии, благодаря вниманию к деталям и отличной режиссуре Игоря Сергеева и Вари Светловой. Их имена пока не на слуху, но вполне возможно, что скоро это изменится: "Эффект Чарли Гордона" - отличное начало их творческой карьеры. Стоит сказать несколько слов и об актерском составе спектакля: так, начинающий актер Александр Худяков был эмоционален и искренен в роли Чарли Гордона. Роль матери Чарли и медсестры Хильды сыграла Юлия Гришаева, актриса НДТ Л.Б. Эренбурга – забавная и харизматичная.

"У Такого театра получилось. Они не просто не потеряли смысл истории Чарли, так старательно описанный Кизом, они его дополнили. Это не просто лучшее из поставленного по книге, это по праву может считаться прорывом в театральном мире в 2015 году. Я всем советую сходить!"

Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» , созданный автором на основе одноименного рассказа, получившего немало литературных наград, уже на протяжении многих лет уверенно входит в список лучших произведений двадцатого столетия. Не стоит лишний раз говорить, как любима мной эта история. По моему мнению, каждый из нас хотя бы раз в жизни должен прочесть эту книгу. Да, многим стиль повествования Киза кажется суховатым, но неужели невозможно высечь на бумаге по-настоящему рвущую душу историю, не используя приевшихся клише и ярких метафор?

Экранизаций этого романа существует не так уж и много, часть из них и вовсе превращает главного героя Чарли Гордона (люблю вспоминать, как в книге он сам писал свое имя «Чярли») то во француза, то и вовсе в японца. Для меня этот герой не может быть изменен, он должен оставаться таким, каким его создал гениальный автор. Так я и решилась на просмотр этого фильма, не питая особых надежд на то, что он может оказаться настолько замечательным.

Стоит сказать, что из всех воплощений «Цветов для Элджернона» на экране, именно эта картина наиболее точна и приближена к первоисточнику. Сохраняются характеры персонажей, детали образов, внешность и даже то самое преображение Чарли, встречающегося лицом к лицу с недоброжелательной реальность. Но обо всем стоит говорить по порядку.

Сюжет. Как я уже упоминала, сюжет фильма очень близок к сюжету книги (начиная от последовательности событий и заканчивая фразами и диалогами между героями). Молодой человек Чарли (признаться, я представляла его несколько моложе, ведь в книге Гордону всего 32 года) решается на научный эксперимент: чудесная операция на мозге позволит ему, умственно отсталому работнику пекарни, развивать свои способности, даст возможность учиться и узнавать мир, который ранее был ему недоступен. В этом фильме сохранено все: долгие кропотливые испытания Чарли, его обучение, старания, прикладываемые героем, чтобы просто стать нормальным , таким, как все, чтобы мама могла им гордиться. Сохранены и его трепетные отношения с подопытной белой мышкой Элджерноном , который, буквально, повторил судьбу главного героя. Показана создателями фильма и нежная, по-детски чистая любовь Чарли к учительнице мисс Кинниан , с каждый новым этапом его жизни перерастающая в глубокое искреннее чувство.

Немалая роль в картине отведена музыкальному сопровождению : именно оно помогает зрителю полностью прочувствовать происходящее на экране, где-то улыбнуться от щемящей сердце трогательности, где-то смахнуть навязчивую слезу. Особенно хотелось бы отметить музыку в последние минуты фильма, именно она позволила сделать финал картины таким же печальным и до боли трогательным, как и финал книги.

Актеры в этом фильме справились со своей задачей прекрасно. Они сумели передать сложные, порою противоречивые характеры своих персонажей, где-то заставили нас сочувствовать, где-то с пониманием опустить глаза, а где-то задумать и о собственном отношении к особенным людям. Мэттью Модайн , исполнивший в фильме главную роль, поначалу не впечатлил меня — мне казалось, что Чарли, тот самый маленький мальчик во взрослом теле, должен быть другим, но стоило событиям набрать свой оборот, стоило Чарли по-новому взглянуть на мир, я увидела в Мэттью именно того, кого я так полюбила в книге: разочарованного во всем окружающем мире, отчасти циничного и жесткого в выражениях молодого человека, который очень любил своих близких. Повзрослевшему Чарли было сложно, практически непосильно довериться миру, и актер блестяще выполнил свою задачу, показав мистера Гордона таким, каким он должен быть. Приятно было увидеть в роли Алисы/Элис Кинниан прекрасную Келли Уильямс . Ей удалось создать образ чуткой, очень нежной и преданной женщины, которая действительно не жалела Чарли, а по-настоящему его любила . Некоторым персонажам было уделено, на мой взгляд, слишком мало времени, некоторых в фильме и вовсе не было, но все это легко объясняется хронометражем картины.

«Цветы для Элджернона» — это невероятно глубокий, драматичный и красивый в своей простоте фильм. В нем мы можем увидеть пороки общества и живущих в нем людей, можем переосмыслить собственные поступки и поверить, что каждый из нас может заполучить второй шанс. За прекрасную историю любимого Чарли Гордона, за чудесную музыку и очень точную актерскую игру 10/10 .

Закончить хотелось бы цитатой из романа:

«Эскалатор идет вниз. Если я буду стоять на одной ступеньке, наверняка спущусь до самого дна. Если побегу вверх, то не исключено, что останусь на том же самом месте. Значит — вверх, чего бы это ни стоило».

«Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза - это дневник 32-летнего Чарли Гордона, слабоумного уборщика в пекарне, который соглашается принять участие в уникальном эксперименте по повышению интеллекта. Это трогательная история о принятии, любви и ответственности . Чарли проходит путь от радужного непонимания действительности, когда он мечтает быть таким же умным, как окружающие его люди, к мучительному ее осознанию, когда он становится умнее их всех вместе взятых. Жизнь его рушится - он вспоминает, как мать стыдилась его, била и запирала, понимает, что на работе всегда смеялись над ним, что курирующий эксперимент профессор относится к нему как к собственному созданию, которое до его вмешательства не имело души... Но смешон человек, возомнивший себя Богом: откат неизбежен, начинается деградация. Подопытная мышь, Элджернон, пережившая точно такую же операцию, умирает. Чарли отчаянно цепляется за остатки ускользающего интеллекта, болезненно переживает жалость окружающих и мечтает не забыть хотя бы как писать и читать.

Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.

«Эффект Чарли Гордона» Вари Светловой и Игоря Сергеева - это скорее не постановка по, а фантазия на тему.

Во-первых, их Чарли (Александр Худяков ) не выглядит слабоумным. Он скорее блаженный - чистый, простой и безумно наивный, этакий большой ребенок с удивленно раскрытыми глазами. Его устами подчас глаголет истина - возможно, поэтому у него не получается то, что удалось книжному персонажу - показать процесс развития интеллекта, вхождения его в полную силу и постепенного угасания. Он с самого начала не кажется глупее окружающих, он скорее другой. И умнеет как-то вдруг - что выражается в геометрической прогрессии количества знаний, - а его научные достижения показаны таким тонким пунктиром, что связь высокого IQ и психологических проблем частично утрачивается.


Во-вторых, у них Элджернон из статиста превращается в полноценного персонажа: выбеленная Ниёле Мейлуте издевается над Чарли, паясничает и ведет пародийное ток-шоу «Мышиный взгляд», во время которого саркастично цитирует Библию и расстреливает «ненормальных» детей. Причем под конец выбор о том, кому жить, а кому нет, принимает один из зрителей - получается вариация на тему «Поздравляем, вы только что убили Бетховена».


Именно понятие нормы в постановке становится центральным . Что это вообще такое? Кто устанавливает, что есть норма, а что - нет? Чарли страстно желает стать нормальным, а когда он приближается к оптимальному значению по шкале социально одобряемого, оказывается, что ненормальные - все вокруг! Его мать, помешанная на чистоте, его жестокая сестра, его спивающийся отец, его агрессивные коллеги, псевдотворческая соседка-алкоголичка, истеричная дурочка мисс Кинниан... А профессор Немур, травмированный в детстве собственной матерью, и вовсе галлюцинирует, да еще и на рабочем месте.


К слову, еще одна важная тема, поддержанная постмодернистскими отсылками к «Франкенштейну», «Пиноккио» и «Моей прекрасной леди» - это взаимоотношения создания и создателя как ребенка и родителя , в которых второй вместе с жизнью дает первому драму той или иной степени болезненности. Насколько он ответственен за того, кого создал и имеет ли право отказаться от него? А наоборот?


Этот спектакль - манифест искренности . Он утверждает ценность индивидуальности в квадратно-гнездовом мире строгих стандартов, под которые люди пытаются себя подогнать, игнорируя свои странности и боли и переделывая внутренних Чарли. Впрочем, такая концепция, как и сам эксперимент, имеет фундаментальный изъян: возможно ли функционирование общества без стандартов и норм? Можно сказать, что профессор Немур выпускает в конце своего внутреннего Чарли, который полностью отключает его от реальности. Получается, что «эффект Чарли Гордона» - это возвращение к собственной правде с заведомо печальным исходом.

Несмотря на то, что постановка проигрывает роману в глубине и пронзительности, она представляет интересный и актуальный взгляд на него. Все это стильно и кинематографично, в духе Такого театра, оформлено и бодро сыграно. Особенно хороши нервная и пластичная Мейлуте-Элджернон и Грабузов, который исполняет роли отца Чарли и профессора Немура - и именно пиковые точки существования этих персонажей в спектакле способны вызвать слезы.

Режиссеры: Игорь Сергеев и Варя Светлова
Художник: Елена Беккер
В ролях: Александра Бостон/Ниеле Мейлуте, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова/Ниеле Мейлуте, Владиммр Кузнецов/Леон Словиций, Лидия Марковских, Александр Худяков

Место: «Такой театр», площадка «Скороход»
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом.

Роман «Цветы для Элджернона», краткое содержание которого будет рассмотрено, более сорока лет во всем мире считался фантастическим произведением.

В один ряд с ним можно поставить историю Джона Нэша из «Прекрасного разума» или киноисторию «Умницы Хантинга». Все эти истории требуют серьезного анализа и не подходят для веселого семейного просмотра.

Мы начинаем историю о людях с фантастически натренированным разумом. Понаблюдаем же, как прекрасна наука.

Книга Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»

На английском название звучит так: «Flowers for Algernon». Центральная тема книги «цветов» – отношение людей к психологически неполноценным субъектам социума, их лечение и адаптация.

Как события прошлого могут влиять на отдельно взятого человека до конца жизни? Пример из истории, которую преподносят как научно-фантастическое произведение.

Рассказ был написан в пятьдесят восьмом году во время путешествия по Америке, а опубликован в 60-м в журнале Fantasy & Science Fiction. После очередной публикации в 66-м году роман сделал своего автора лауреатом престижной премии «За лучший роман».

Объем книги Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» чуть больше 300 страниц. Прочесть можно за неделю или за один день, если сильно увлечься.

Главные герои

Основные действующие лица:

  1. Чарли Гордон — взрослый человек, страдающий фенилкетонурией. Живет и работает в Нью-Йорке. Главный герой (рассказчик истории), который добровольно проходит операцию по повышению умственных способностей.
  2. Алиса Кинниан — женщина-преподаватель из центра Бикмана, где учится Чарли. Она рекомендует своего студента в качестве добровольца.
  3. Фэй Лиллман — необычная соседка. Художница по профессии. Состоит в романтических отношениях с Чарли, пока коэффициент интеллекта героя на уровне гения.
  4. Роуз Гордон — мать Чарли. Появляется впервые как воспоминание (флэшбэк) о тревожном детстве. К финалу произведения становится одержимой женщиной пожилого возраста.
  5. Норма Гордон — младшая сестра. «Зеркальное» отражение матери по отношению к своему брату. Эгоистичная и избалованная девушка.
  6. Г. Немур и Д. Стросс — психиатр и нейрохирург старшей группы экспериментаторов, которых Чарли первоначально уважает, а после подозревает в корысти.

Второстепенные персонажи

Присутствуют также:

  1. Берт Селден — лаборант и младший член исследовательской группы. Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было.
  2. Мистер Доннер — владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу. Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне.
  3. Хромой — пекарь с повреждением ноги. Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом. После дружба разбивается об измену.
  4. Фанни Бердин — работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли. Вскоре ее опасения подтвердятся.
  5. Миссис Муни — на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки.
  6. Рэй Уинслоу & Тельма — психолог и домоправительница в государственном учреждении Уоррена. Главное утешение для Чарли – это встреча с ними.

Краткий пересказ «Flowers for Algernon»

Чарли Гордон – 32-х летний мужчина, обладающий уровнем интеллекта в 68 (IQ), страдает фенилкетонурией (наследственное заболевание). Он проводит большую часть времени на работе в пекарне.

Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman. Там происходит знакомство с учителем А. Кинниан.

По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя:

«Теперь я понимаю, что одна из важных причин для поступления в колледж и получения образования заключается в том, чтобы понять, что вещи, в которые вы верили всю свою жизнь, не являются правдой, и что ничто не является тем, чем кажется».

Два талантливых исследователя учебного центра – Немур и Штраус– провели операцию на мыши, по кличке Algernon (Элджернон или Альджернон). В результате чего умственные способности животного улучшились.

В поисках добровольца для новой операции они обращаются к Алисе. Основываясь на ее рекомендациях и текущих достижениях ученика, Чарли избирается для этой процедуры.

После успешной операции интеллектуальный коэффициент Чарли приблизился к 185. Правда, скачок интеллекта спровоцировал внутренний конфликт: понимание мира и дальнейшее изучение окружающего мира ухудшили отношения героя с людьми.

В сотрудниках пекарни, где работает Чарли, зарождается страх. Привыкшие развлекаться за счет умственно-отсталого, коллеги уговаривают босса его уволить.

Чарли начинает противостоять своим научным наставникам. Он подозревает, что снисходительное отношение доктора Немура – это забота о лабораторном объекте, а не о человеке, каким он был до операции.

Еще одна цитата иллюстрирует, что же принесло ему повышение коэффициента интеллекта:

«Интеллект — один из величайших человеческих даров. Но слишком часто поиск знаний вытесняет поиск любви… Интеллект без способности дарить и получать привязанность приводит к психическому и моральному расстройству, к неврозу и, возможно, даже психозу».

Элджернон живет в квартире главного персонажа, становится объектом наблюдения и поводом для отчетов. Отведенное ему время Чарли использует для поиска недочетов в теории обоих ученых. Улучшение разума может оказаться недолгим, и вскоре пациент вернется в исходное психологическое состояние.

Такой вывод подтверждается нестандартным поведением мыши, потерей интеллектуального развития и смертью.

Когда способности героя начинают деградировать, то ему ничего не остается, как попытаться восстановить отношения с родителями. Он вспоминает как мальчиком лишился отца и матери из-за своего недуга. Мать Чарли долгое время живет в Бруклинском старом доме, где у нее развивается деменция, и она признает сына, ненадолго.

Все что ему остается – это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения. На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей. Чарли отказывается, откупившись от нее.

Жизнь гения закончилась, и герой романа возвращается в свою прежнюю жизнь, оставив только воспоминания. Жалость друзей и коллег становится невыносимой и приводит его в спонсируемую государством школу имени Уоррена.

В последнем отчете Чарли просит принести на могилу мыши Элджернона цветы.

Анализ произведения «Цветы для Элджернона»

В основу анализа книги легли отзывы людей из Соединенных штатов и России.

Текст первоначального рассказа, а после принявшего форму романа, чрезвычайно сложен для прочтения.

Киз, будучи филологом, описывает изменения, связанные с психикой Чарли в форме отчетов, которые изобилуют ошибками. Впоследствии интеллект главного героя отражается на качестве текста.

«Flowers for Algernon» — это книга, которая говорит: «хочу, чтобы вы задавались вопросом обо всем, что знаете». Важным моментом является факт поиска.

Герой ищет неопровергаемое кристально-честное послание о человечности, измеряемое не интеллектуальным коэффициентом, а добротой.

Обладая IQ в 185 балов, Чарли чувствует одиночество сильнее, чем когда его количество балов за этот тест составляло всего 68. Он отстраняется от друзей и впадает в депрессию. Однако изоляция помогает ему осознать себя как человека, а не как лабораторное животное. Он все тот же, независимо от того, умный или глупый.

Желание наладить внутренний мир, стать кем-то иным во многом лучше прежнего – это можно назвать «эффект Ч. Гордона».

Что плохого в романе Киза? Перебирать недостатки нужно с определения жанра. «Цветок» Даниэля – это первая и единственная книга, которую не стоит рекомендовать к школьному обязательному списку прочтения. На несколько лет это произведение было изъято из американской программы и магазинов.

Ненаучная фантастика, как определяют жанр в интернете, в которой на протяжении всей книги нет ни одной серьезной теории, ни одного интересного с точки зрения науки эксперимента.

Библиотечная ассоциация Америки включила «Цветы» в список самых спорных книг с 90 по 99 год. Главным фактором для изъятия книги из школьных библиотек стал фрагмент романа, где Чарли пытается выразить свои сексуальные фантазии и желания.

Экранизация романа Д. Киза

Всевозможных адаптаций этого романа было чуть меньше двадцати. Популярность пришлась на 60-е:

  1. Фильм 1968 года «Шарли». Ведущим актером был К. Робертсон, который получил «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль».
  2. Спектакль 1969 г., поставленный Дэвидом Роджерсом.

Самый интересный фильм по роману «Flowers for Algernon» (2000) с рейтингом 6.8 по версии imdb был снят Д. Блекнером (известный по фильму «Блюз Хилл стрит»).

Вот как звучит аннотация:

«Чарли Гордон - умственно-отсталый, и все, чего он хочет в жизни – быть гением. Когда его выбирают для экспериментальной операции, то ему кажется, что мечта наконец-то сбудется».

Заключение

Когда покупаешь в книжном магазине очередную книгу, то первым делом читаешь описание. Упоминание слабоумного героя может оттолкнуть читателя. Лучше посмотреть киноверсию.

Не стоит искать раритетные ленты 60-х. Обратите внимание на последние адаптации. Например, сериал «Цветы Альджернона», снятый в Японии в 2015 году.

32-летний умственно отсталый Чарли Гордон живет в Нью-Йорке и работает уборщиком в частной пекарне, куда его устроил дядя. Своих родителей и младшую сестру он почти не помнит. Чарли ходит в спецшколу, где учительница Алиса Кинниан учит его читать и писать.

Однажды мисс Кинниан приводит его к профессору Немуру и доктору Штраусу. Они проводят эксперимент по повышению интеллекта, и им нужен доброволец. Мисс Кинниан предлагает кандидатуру Чарли, самого способного ученика ее группы. Чарли с детства мечтает стать умным и охотно соглашается, хотя

Эксперимент связан с рискованной операцией. Психиатр и нейрохирург Штраус велит ему записывать свои мысли и ощущения в виде отчетов. В первых отчетах Чарли много ошибок.

Чарли начинает проходить стандартные психологические тесты, но у него ничего не получается. Чарли боится, что не подойдет профессору. Гордон знакомится с мышью Элджерноном, которому уже сделали операцию. Подопытные наперегонки проходят лабиринт, и Элджернон каждый раз оказывается быстрее.

Седьмого марта Чарли делают операцию. Некоторое время ничего не происходит. Он продолжает работать в пекарне и уже не верит, что станет умным. Работники пекарни

Издеваются над Чарли, но тот ничего не понимает, и смеется вместе с теми, кого считает друзьями. Об операции он никому не рассказывает, и каждый день ходит в лабораторию делать тесты. 29 марта Чарли впервые проходит лабиринт быстрее Элджернона. Мисс Кинниан начинает заниматься с ним индивидуально.

1 апреля работники пекарни решают подшутить над Чарли и заставляют его включить тестосмеситель. Неожиданно у Чарли получается, и хозяин повышает его в должности. Постепенно Чарли начинает понимать, что для «друзей» он всего лишь клоун, над которым можно безнаказанно и зло пошутить.

Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру.

Он вспоминает самые обидные случаи, ожесточается и перестает доверять людям. Доктор Штраус проводит с Чарли сеансы психотерапии. Хотя интеллект Гордона и повышается, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане все еще остается ребенком.

Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться.

Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал.

К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Чарли вспоминает о своей матери. Она не хотела признавать, что ее сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына.

Чарли влюблен в свою бывшую учительницу Алису Кинниан. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что ее умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет все еще действует.

Чарли замечает, что старший повар пекарни обкрадывает хозяина. Чарли предупреждает его, угрожая рассказать хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно. Он учится доверять себе. К принятию решения Чарли подталкивает Алиса. Он признается ей в любви, но она понимает, что время таких отношений еще не наступило.

Хозяин пекарни был другом дяди, обещал заботиться о Чарли и выполнил свое обещание. Однако теперь Чарли странно изменился, рабочие боятся его и грозятся уволиться, если Чарли останется. Хозяин просит его уйти. Чарли пытается поговорить с бывшими друзьями, но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.

Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким.

Чарли не работает уже две недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Гордон словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который приходит в ужас и не позволяет им окончательно сблизиться. Гордон вспоминает, как сестра ненавидела и стыдилась его.

Чарли становится все умнее. Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой - та чувствует себя рядом с ним полной дурой. Чарли отдаляется ото всех, кого знал, и погружается в учебу.

10 июня профессор Немур и доктор Штраус вылетают на медицинский симпозиум в Чикаго. Главными «экспонатами» на этом крупном мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолете Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, сделать умнее. Она потратила почти все семейные сбережения, на которые отец, продавец парикмахерского оборудования, хотел открыть собственную парикмахерскую. Мать оставила Чарли в покое, родив еще раз и доказав, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его.

Каждый день я узнаю о себе что-то новое, и воспоминания, начавшиеся с небольшой ряби, захлестывают меня десятибалльным штормом.

На симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что профессора и академики бледнеют на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием» приравнивая Чарли к мыши Элджернону. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. Многие считают Чарли надменным и нетерпимым, но он просто не может найти свое место в жизни. На докладе, посвященном операции по повышению интеллекта Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой.

В Нью-Йорке Гордон видит газету с фотографией матери и сестры. Он вспоминает, как мать заставила отца отвезти его в приют. После рождения здоровой дочери умственно отсталый сын вызывал в ней лишь отвращение.

Чарли снимает четырехкомнатную меблированную квартиру недалеко от библиотеки. В одной из комнат он устраивает трехмерный лабиринт для Элджернона. О своем местонахождении Чарли не сообщает даже Алисе Кинниган. Вскоре он знакомится с соседкой - свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, поскольку эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.

Чарли находит отца, который развелся с женой и открыл парикмахерский салон в бедном квартале. Он не узнает сына, а тот не решается открыться. Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли. Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое все еще не догнало стремительно растущий IQ.

Ничто в нас не исчезает без следа. Операция прикрыла Чарли тонким слоем культуры и образования, но он остался. Он смотрит и ждет.

Теперь Чарли старается не напиваться. Он подолгу гуляет, заходит в кафе. Однажды он видит, как официант, умственно отсталый парень, роняет поднос с тарелками, и посетители начинают над ним потешаться.

Удивительно, как люди высоких моральных принципов. никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз. легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума.

Это побуждает Гордона продолжить научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям. Приняв решение, он встречается с Алисой. Он объясняет, что любит ее, но между ними встает маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его.

Чарли начинает работать в лаборатории. У него нет времени на любовницу, и она от него уходит. У Элджернона начинаются непонятные приступы агрессии. Временами он не может пройти свой лабиринт. Чарли относит мышь в лабораторию. Он спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в государственной социальной школе и лечебнице «Уоррен». Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждет.

Элджернону становится хуже, он отказывается от еды. Чарли же достигает пика умственной активности.

Словно все знания, приобретенные мной в последние месяцы, соединились и вознесли меня на вершину света и понимания.

26 августа Гордон находит ошибку в расчетах профессора Немура. Чарли понимает, что вскоре у него начнется умственная регрессия, такая же, как и у Элджернона. 15 сентября Элджернон умирает. Чарли хоронит его на заднем дворе. 22 сентября Гордон навещает свою мать и сестру. Он обнаруживает, что у матери старческий маразм. Сестре тяжело с ней, она рада, что Чарли их нашел. Сестра не подозревала, что мать избавилась от Чарли ради нее. Гордон обещает помогать им, пока сможет.

IQ Гордона стремительно снижается, он становится забывчивым. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны. К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не препятствует их любви. Она остается на несколько недель, ухаживает за Чарли. Вскоре он прогоняет Алису - она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть. В отчетах, которые по-прежнему пишет Чарли, появляется все больше ошибок. В конце концов они становятся такими же, как и до операции.

20 ноября Чарли возвращается в пекарню. Работники, которые раньше издевались над ним, теперь опекают и защищают его. Однако Чарли еще помнит, что был умным. Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в «Уоррен». Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона.