Open
Close

Роль финансовой системы государства в экономике. Роль финансов Финансовая система роль в регулировании

Финансы являются важной составной частью современной экономики, с которой они неразрывно связаны и вместе развиваются. Роль финансов в экономике определяется возможностью влияния финансов на все стадии воспроизводственного процесса, а также взаимосвязью финансов с другими экономическими категориями.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

  • распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;
  • контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления товаров, работ, услуг, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена - это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. С помощью цены стоимость созданного товара получает денежное выражение, на основе которого совершается весь распределительный процесс. Это обстоятельство отражает сущность взаимосвязи цены и финансов.

Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.

Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т. е. изменения диспропорций с помощью финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).

С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены - лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата - денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т. е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т. д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. Финансовые отношения возникают и в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой - тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит - только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов - вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов - временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга. Участвуя в распределении созданного в обществе валового продукта в денежной форме, финансы и кредит дополняют друг друга: функционирование финансов создает основу для образования кредитных ресурсов; функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.

Финансы - совокупность экономических отношений при использовании, формировании и распределении фондов денежных средств.

Распределение финансов

Роль финансов, заключается в их распределении и перераспределении в различные сектора экономики. При стабильной экономической ситуации и грамотной финансовой политике, вливание денежных потоков в определенную проблемную зону, способно позитивным образом воздействовать на общее экономическое и социальное развитие страны. Чаще всего финансовые ресурсы распределяются по различным отраслям экономики, отдельным регионам и субъектам, хозяйственной деятельности, в соответствии с заранее составленным и утвержденным планом правительства.

На микроуровне, в условиях отдельно взятого предприятия, финансы могут распределяться в различные структуры организации, для решения производственных, хозяйственных и прочих задач.

Выделяют несколько разновидностей финансового распределения:

  • внутрихозяйственное;
  • внутриотраслевое;
  • межотраслевое;
  • межтерриториальное;
  • межгосударственное.

Воспроизводственная функция финансов

Воспроизводственная функция финансов, проявление которой отражено показателями прибыльности и ликвидности активов, заключается в обеспечении необходимого баланса между материальными, трудовыми и денежными ресурсами. Воспроизводство актуально на каждой стадии оборота капитала, и не зависит от масштаба процесса производства экономических благ.

Финансы также являются основным элементом воспроизводства рабочей силы. Помимо оплаты труда, в стоимость воспроизводства входят расходы на здравоохранение, образование и социальное обеспечение.

Финансовый мониторинг

Финансовый мониторинг это внешний и внутренний контроль финансовой деятельности организаций, совершающих разного рода операции с использованием денежных средств.

Внешний мониторинг подразумевает реализацию финансовой политики государства, создающей необходимые условия для оборота капитала внутри страны. С этой целью сформированы органы контроля по линии законодательной власти (Счетная Палата РФ), и исполнительной власти (правительственный или президентский контроль).

Внутренний контроль позволяет рассмотреть масштабы организации и производственные мощности на отдельно взятом предприятии.

Стимулирующая функция финансов

Стимулирующая функция финансов заключается в возможности их влияния на различные процессы, происходящие в экономической среде. Инновационные проекты и стратегически важные структуры, технологичные и трудоемкие производственные отрасли являются приоритетами в экономическом развитии государства.

Стимулирование важнейших экономических секторов финансовыми средствами обусловлено:

  • внедрением налоговых льгот;
  • снижением налоговых ставок;
  • лимитированием налоговой базы;
  • освобождением от налоговых выплат.

Социальная функция финансов

Социальная функция финансов заключается в:
  • Обеспечении существования государства. Созданные общегосударственные финансовые фонды, используются в соответствии с провозглашенными руководством страны целями.
  • Содержании нетрудоспособного населения. За счет формирования финансовой системы пенсионного обеспечения, государство содержит граждан, являющихся нетрудоспособными по достигнутому возрасту. Как правило, источники пенсионных накоплений носят смешанный характер. Часть оплачивает государство, часть — работодатель, а часть накапливают работники на всем протяжении своей трудовой деятельности.
  • Сглаживании материального неравенства. При помощи социальной политики руководство страны за счет бюджетных средств сглаживает материальные различия в денежном достатке людей.
  • Обеспечении духовного роста населения. Финансовые отношения позволяют государству перераспределять денежные ресурсы для развития науки, культуры, образования и других сфер.

Политическая функция финансов

Государство, последовательно распределяя финансовые средства, укрепляет свой внутренний и внешний политический курс. Инвестирование денежных средств в развитие и реструктуризацию предприятий оборонно-промышленного комплекса, положительно отражается на обороноспособности страны. В связи с этим, государство поднимает свой престиж на международной арене, его политическая роль заметно возрастает, что соответствующим образом сказывается на экономической и политической независимости.

В заключении следует отметить, что финансы в экономике играют ключевую роль, представляя собой комплекс мер и инструментов эффективного функционирования экономической, политической и социальной систем государства.

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления , виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главных направления финансового влияния на процессы общественного развития:

Многие ошибочно думают, что финансы это непосредственно денежные средства и их эквиваленты (драгоценные металлы, Ценные бумаги и т.п.), но в реальности финансы это операции с денежными активами и их эквивалентами.

Роль финансов можно увидеть в основных функциях финансовых отношений: распределение, использование и перераспределение финансовых средств между участниками рынка. Финансы должны образовываться путем создания и инвестирования в различные объекты бизнеса, привлечение их у домохозяйств (частных инвесторов), использования свободных денежных средств предприятий, учреждений и организаций, а так же средств на денежных счетах государственных органов, когда они временно свободны от хозяйственных операций. Их распределение заключается в использование свободных средств у субъектов хозяйствования и предоставление их объектам бизнеса, частным лицам и государственным учреждениям, которым эти средства необходимы в данный момент времени. Именно на таких принципах строиться система взаиморасчетов в виде кредитов среди частных лиц, юридических лиц и государственных учреждений. Перераспределение финансов проявляется в действия государства и финансово-кредитных учреждений в системе использования средств одних лиц для обеспечения возможности функционирования и развития других субъектов хозяйствования и частных лиц.

Предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, не могут обходиться без финансовых средств, в данном случаи роль финансов заключается в обеспечении данных субъектов средствами, которые необходимы для функционирования, работы и развития как отдельно взятого предприятия, так и в целом всю отрасль и даже экономику страны. Для получения кредитов и инвестиций, предприятия должны обратиться к финансовым учреждениям либо к частным инвесторам, которые будут осуществлять финансовую деятельность в виде кредитования и инвестирования. Данные виды деятельности не возможны без применения такого инструментов как финансовые средства и финансы.

Финансирования это процесс предоставления и использования по целевому характеру средств для определенных нужд с целью дальнейшего получения прибыли или социального эффекта. Под ролью финансов можно понимать систему, которая способствует осуществлению бизнес процессов на предприятии и все иных запланированных финансовых операций. Малый бизнес и средний бизнес, как и каждый субъект бизнеса, нуждается в привлеченных и заемных средствах. Осуществить данные процессы (заем средств) возможно только при использовании финансов в рыночно экономики. Финансы оказывают содействия экономики в виде изменений в наиболее приоритетных отраслях хозяйствования на данный момент времени.

Сущность и функции финансов

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в документах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о налоговых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам караванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существуют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII–XV вв. в торговых городах Италии, другие – что понятие «финансы» было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Сущность финансов

Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы трактуются:

В мировой экономической теории (экономике) как совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

В политической экономии как экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывают лишь бюджетные процессы и к ним относятся только государственные (публичные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охватывают только часть денежных отношений. В российской экономической литературе эта точка зрения преобладала до недавнего времени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; финансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем самым финансы включают в себя: государственные финансы; кредитную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; международные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обществе, все, что связано с движением денег, причисляется к финансам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубежных словарях: Finance – искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Движение товаров и денежных средств

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений является их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

Распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

Финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

Как экономическая категория финансы – это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределительную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости общественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

Осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а также внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведенных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной.

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны – они действуют одновременно: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.

Роль финансов в экономике

Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.

Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т.е. изменения диспропорций с помощью финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).

С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены – лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т.е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т.д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой – тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит – только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов – вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов – временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;

контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

Сущность и содержание финансовой политики

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач – бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

Стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

Повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

Способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия. Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов.

Принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств. В государственный бюджет России поступало до 85% всех денежных средств, тогда как в Англии – 54%, Пруссии – 68%. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений – налоги. Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930–1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет.

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8%). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. – 59,5%. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Государство в 1980-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов – государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т.п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта.

Когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования.

К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы - это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства.

А также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д.

Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств.

Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

  • - предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • - предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
  • - государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • - государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
  • - предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • - отдельными звеньями бюджетной системы;
  • - органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
  • - денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов.

На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики.

Так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов.

В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения.