Open
Close

Допуск к занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний и травм. Допуск учащихся к занятиям физической культурой Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом

Г.Д. Алексанянц, Доктор медицинских наук, профессор Г.А. Макарова Доктор педагогических наук, профессор В.А. Якобашвили Кубанская государственная академия физической культуры

В настоящее время стало совершенно очевидным, что система медицинского обеспечения спортивной деятельности, и в частности детского и юношеского спорта, нуждается в серьезном совершенствовании. При этом практически все специалисты сходятся на том, что кроме аспектов организационного плана в новых подходах и решениях нуждается широкий круг вопросов, касающихся как чисто клинических, так и врачебно-педагогических направлений.

Однако при этом, как правило, речь идет только о необходимости использования более совершенных методов диагностики. На наш же взгляд, первым шагом в этом направлении должно быть углубление методологической базы спортивной медицины. К сожалению, понятие «методология» нередко идентифицируется с совокупностью используемых методов, что не просто сужает, а существенно искажает его энциклопедическое толкование как учения о структуре, логической организации, принципах построения, формах и способах научного познания.

В связи с этим вместо обоснования сугубо профессиональных подходов к решению многочисленных специфических именно для спортивной медицины проблем (таких, как допуск к занятиям спортом, принципы дифференцированной интерпретации отдельных параметров функционального состояния организма, особенности течения различных заболеваний у спортсменов и т.п.) мы, как правило, ограничиваемся ссылкой на традиционные общеклинические положения. В первую очередь это касается принципов оценки состояния здоровья детей и подростков при их допуске к занятиям спортом. Анализу данной проблемы мы и сочли необходимым посвятить одну из серий настоящих исследований.

Как известно, в практической медицине применительно к детскому контингенту принято выделять пять групп здоровья. Приэтом, согласно С.М. Громбаху , показателями здоровья детей при коллективных осмотрах должны служить: 1) отсутствие заболеваний, 2) нормальное состояние основных функций, 3) своевременное и гармоническое развитие, 4) высокая реактивность организма.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все дети и подростки, относимые к группе практически здоровых, в равной степени отвечают этим характеристикам. Существуют различные переходные состояния, когда речь идет только об определенной степени приближения к полному здоровью. Иными словами, подобный подход, приемлемый для одномоментной оценки состояния здоровья детей, вряд ли может быть использован в целях его мониторинга и прогнозирования, что особенно важно в практике спортивной медицины.

На сегодняшний день проблемы допуска к занятиям спортом решаются только с позиции ряда нормативных актов. Так, существуют различные перечни допусков к занятиям в ДЮСШ, высших физкультурных учебных заведениях и т.д. («Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в школы спортивного профиля и училища олимпийского резерва», 1988; «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения», 1977; «Перечень медицинских противопоказаний к занятиям оздоровительной физической культурой», 1984).

При этом окончательное заключение формулируется в форме «допущен» или «не допущен», т.е. речь идет о констатации сиюминутного отсутствия заболеваний и патологических состояний, которые являются противопоказанием к занятиям избранным видом спорта. Совершенно очевидно, что данное заключение не несет в себе столь необходимой (учитывая избранную область деятельности) прогностической значимости и не дает оснований для организации индивидуальных профилактических мероприятий при повышенном риске возникновения определенных заболеваний.

На наш взгляд, при первичном медицинском обследовании с целью допуска к занятиям спортом необходимо иметь в виду как минимум следующие моменты:

А - общепринятые критерии допуска к занятиям избранным видом;

Б - степень вероятности скрытой патологии (в данном случае должны приниматься во внимание пре- и перинатальная патология, заболевания, перенесенные в раннем детстве, проводимое по поводу этих заболеваний лечение, конституциональные особенности организма) и

В - степень вероятности возникновения патологии в процессе мышечной деятельности, возрастающей по напряжению (здесь следует учитывать патологическую наследственность, все перечисленные факторы риска плюс профессиональные, связанные со спецификой избранного вида спорта).

Иначе говоря, отсутствие сиюминутных нарушений в состоянии здоровья (позиция А) не исключает выраженной тенденции к возникновению патологии по позициям Б и В. Исходя из этого, решение проблемы нормы и патологии при допуске к занятиям спортом должно осуществляться дифференцированно, по каждой из позиций. При этом кроме абсолютных противопоказаний к допуску в соответствии со степенью риска по позициям Б и В, вероятно, должны быть разработаны комплексы дополнительных обследований и четких, рассчитанных на тренеров рекомендаций по ограничению определенного вида нагрузок. Задача спортивного врача в данном случае заключается не только в том, чтобы сказать «да» или «нет», а в том, чтобы за видимой нормой разглядеть возможность патологии и предотвратить ее.

Для ее решения могут быть предложены два варианта. Первый - это повышение качества допуска к занятиям спортом путем «углубления» обследований всех юных спортсменов, что практически нереально прежде всего с экономической точки зрения, поскольку потребует не только внесения соответствующих коррективов в штатное расписание многих ВФД, но и коренного изменения их научно-технической оснащенности, повышения уровня профессиональной квалификации специалистов и т.п. Второй вариант - это использование специального анкетирования родителей, результаты которого позволят заподозрить «слабые звенья» в организме ребенка и на этом основании составить индивидуальную программу его дополнительного первичного обследования, а также разработать многолетний план индивидуальных углубленных медицинских обследований и систему профилактических мероприятий.

Следует отметить, что проведенные нами исследования, и в частности анкетирование родителей 102 юных спортсменов ДЮСШ Краснодара, Темрюка и Славянска-на-Кубани, показали, что 27,5% из них составляют группу риска по заболеваниям сердечно-сосудистой системы, 52,5% - желудочно-кишечного тракта, 30% - системы мочевыделения, 5% - железодефицитным состояниям.

Отдельно необходимо остановиться на вопросе, касающемся важности своевременной оценки при допуске к занятиям спортом заболеваний и патологических состояний, обусловленных наследственностью или неясным типом наследования (ранний атероскле роз, ранняя гипертоническая болезнь, гипертрофическая кардиомиопатия, синдромы дисплазии соединительной ткани, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки и др.).

Применительно к практике спортивной медицины прежде всего следует обратить внимание на синдромы дисплазии соединительной ткани, включая синдром дисплазии соединительной ткани сердца, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до вероятности внезапной смерти. Так, B.Maron et al. , проанализировавшие 29 случаев внезапной смерти среди молодых (от 13 до 30 лет, средний возраст 19 лет), хорошо тренированных атлетов, отмечают, что в двух случаях причиной внезапной смерти явился разрыв аорты на фоне синдрома Марфана. Описан также случай инфаркта миокарда у спортсмена 18 лет на фоне пролапса митрального клапана.

Согласно современным представлениям в развитии синдрома соединительнотканой дисплазии (СТД) принимают участие как эндогенные, так и экзогенные механизмы. В частности, отмечается, что увеличение числа случаев СТД, которое наблюдается в настоящее время, связано с патогенными воздействиями, имевшими место в онтогенезе, из-за ухудшения экологической обстановки, плохого питания и стрессов.

С учетом специфики отдельных видов спорта вероятен не только допуск, но и целенаправленное привлечение к ним лиц, имеющих синдром СТД, и в частности скрытый синдром Марфана (такие виды спорта, как баскетбол, волейбол, прыжки в высоту и др.), а также синдром гипермобильности суставов (гимнастика, плавание и др.). При этом необходимо иметь в виду, что синдром Марфана может протекать в виде выраженной или развернутой и стертой (абортивной) формах. Причем даже при выраженной форме синдрома Марфана многие лица обладают большой физической выносливостью в сочетании с волевым характером и высоким интеллектом. Стертые же (абортивные) формы нередко проявляются только изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы.

В связи с этим особую значимость приобретает выявление при допуске к занятиям спортом лиц, имеющих фенотипические и антрoпометрические маркеры дисплазии соединительной ткани .

Учитывая это, нами была проведена специальная серия исследований, основной целью которой было изучение частоты выявления среди представителей различных спортивных специализаций лиц с подобными признаками.

Обследовано 105 юных спортсменов (23 девушки и 82 юноши) 10-17 лет следующих специализаций: футбол, легкая атлетика, гимнастика, плавание, борьба, гандбол, велосипедные шоссейные гонки.

Как видно из таблицы, маркеры дисплазии соединительной ткани выявляются у юных спортсменов достаточно часто. При этом из 16 регистрируемых в работе критериев наиболее высока частота выявления следующих: отношение длины размаха рук к длине тела больше 1,03 - у 50% обследуемых, признак запястья - у 24,8%, длина тела более 95 центилей - у 17,1%, возможность приведения большого пальца к предплечью и переразгибания в локтевом суставе - у 16,2%. Последующие места, соответственно, заняли индекс Варги меньше 1,5 - у 15,2%, возможность переразгибания пальцев при разгибании запястья и метакарпального сустава - у 11,4%, переразгибание в коленном суставе - у 10,5%, продольное плоскостопие - у 7,6%, арахнодактилия - у 6,7% и миопия - у 4,7%.

Проект нового документа (Г.А.Макарова, А.Б.Краснов, 2000), составленный на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988), представлен ниже.

8.8.1. Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом

Существующие на сегодняшний день документы, в которых суммированы основные заболевания и патологические состояния, препятствующие допуску к занятиям спортом, нуждаются в серьезной переработке. Проект нового документа, представленного ниже, составлен на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988).

Все острые и хронические заболевания в стадии обострения.

II. Особенности физического развития.

    Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.

    Все виды деформаций верхних конечностей, исключающие или затрудняющие возможность выполнения различных спортивных упражнений.

    Выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости.

    Выраженная деформация таза, влияющая на статику тела или нарушающая биомеханику ходьбы.

    Укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке; выраженное искривление ног внутрь (Х-образное искривление) или наружу (О-образное искривление) при расстоянии между внутренними мыщелками бедренных костей или внутренними лодыжками большеберцовых костей свыше 12 см.

III. Нервно-психические заболевания. Травмы центральной и периферической нервной системы.

1. Психотические и непсихотические психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга. Эндогенные психозы: шизофрения и аффективные психозы. Симптоматические психозы и другие психические расстройства экзогенной этиологии.

Лица, имеющие легкое кратковременное астеническое состояние после острого заболевания, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

2. Реактивные психозы и невротические расстройства.

Лица, имевшие острые реакции на стресс, нарушения адаптации и незначительно выраженные невротические расстройства, характеризующиеся в основном эмоционально-волевыми и вегетативными нарушениями, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

3. Умственная отсталость.

4. Эпилепсия.

6. Травмы головного и спинного мозга и их последствия.

7. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга и их последствия (субарахноидальные, внутримозговые и другие внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, транзиторная ишемия мозга и др.).

Лица с редкими обмороками подлежат углубленному обследованию и лечению. Диагноз «нейроциркуляторная дистония» устанавливается только в тех случаях, когда целенаправленное обследование не выявило других заболеваний, сопровождающихся нарушениями вегетативной нервной системы. Даже при наличии редких обмороков подобные лица не могут быть допущены к занятиям единоборствами, сложно-координационными, травмоопасными и водными видами спорта.

8. Органические заболевания центральной нервной системы (дегенеративные, опухоли головного и спинного мозга, врожденные аномалии и другие нервно-мышечные заболевания).

9. Заболевания периферической нервной системы (включая наличие объективных данных без нарушения функций).

10. Травмы периферических нервов и их последствия (включая легкие остаточные явления в форме незначительно выраженных нарушений чувствительности или небольшого ослабления мышц, иннервируемых поврежденным нервом).

11. Последствия переломов костей черепа (свода черепа, лицевых костей, в том числе нижней и верхней челюсти, других костей) без признаков органического поражения центральной нервной системы, но при наличии инородного тела в полости черепа, а также замещенного или незамещенного дефекта костей свода черепа.

12. Временные функциональные расстройства после острых заболеваний и травм центральной или периферической нервной системы, а также их хирургического лечения.

Лица перенесшие закрытую травму головного и спинного мозга, при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы могут быть допущены к занятиям спортом не ранее, чем через 12 месяцев после полного излечения (не рекомендуются травмоопасные виды спорта).

МУ ГКБ № 10 ГО г. Уфа РБ

Врачебно-физкультурное отделение

Порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом

УДК 61:796/

Порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом в г. Уфе. Методические рекомендации для врачей. – Уфа, 2011. – 40 с.

– главный врач МУ ГКБ №10, заслуженный врач РФ и РБ, к. м.н.

– заведующий врачебно-физкультурным отделением МУ ГКБ №10, главный внештатный специалист по ЛФК и спортивной медицине Управления здравоохранения Администрации ГО г. Уфа РБ, к. м.н.

– инструктор-методист ЛФК, ответственный за организационно-методическую и санитарно-просветительную работу врачебно-физкультурного отделения МУ ГКБ №10.

Введение

Развитию физической культуры и спорта уделяется в нашей стране особое внимание. Чемпионат мира по футболу 2018 года пополнил список спортивных мероприятий высочайшего уровня, проводимых в Российской Федерации. И Универсиада 2013 г. в г. Казани, и Олимпийские игры 2014 г. указывают на то, как высоко поднята планка спортивного совершенствования в нашей стране. Республика Башкортостан , в том числе и г. Уфе, занимают передовые позиции в этом процессе.

Тренирующий и оздоравливающий эффект от занятий физической культурой подчеркивает особое значение массовых видов спорта в профилактике различных заболеваний в любом возрасте.

Вместе с этим, без должного развития медицинского обеспечения физкультуры и спорта (врачебно-физкультурной службы) невозможно рассчитывать на полноценную реализацию возможностей физкультурника и спортсмена, проводить эффективное предупреждение спортивного травматизма и нарушений здоровья во время тренировочного процесса. Это особенно актуально в детском возрасте.

Спортсмены обязаны:

Отделение функциональной и лабораторной диагностики

Кабинет профилактики

Кабинет телемедицины

Стационар дневного пребывания

Организационно-методический кабинет

Административно-хозяйственные подразделения.

(Структура может изменяться в зависимости от количества населения в данном субъекте РФ).

· регистратуру,

· кабинет антропометрии,

· кабинет спортивной медицины,

· кабинеты специалистов (терапевт, педиатр , хирург , травматолог-ортопед , невролог, психиатр , ЛОР, офтальмолог , стоматолог),

· кабинет лечебной физкультуры,

· смотровой кабинет,

· кабинет функциональной диагностики,

· кабинеты врачей лечебно-реабилитационного направления (рефлексотерапия, физиотерапия, мануальная терапия),

· залы ЛФК,

· кабинеты массажа,

· методический кабинет,

· кабинет статистики.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ медицинского КОНТРОЛЯ

ЗА лицами, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Медицинское обеспечение спортсменов и физкультурников строится из следующих видов обследований :

· первичного;

· ежегодных углубленных;

· дополнительных;

· этапного, текущего и срочного контроля, включая врачебно-педагогические наблюдения (таблица 3).

Цели различных видов медицинского обследования физкультурников и спортсменов

Вид обследования

Периодичность

Цель

первичное

оценка состояния здоровья при допуске к занятиям спортом, уров­ня физического развития (в том числе степени полового созре­вания, когда речь идет о детях и подростках), функциональ­ных возможностей ведущих систем организма и общей физи­ческой работоспособности, выбор вида спорта

ежегодные углубленные (предварительные и периодические)

2 раза в год

оценка состояния здоровья спортсменов, уровня физического разви­тия (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о юных атлетах) и функционального состояния ведущих систем организма

дополнительные

после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена

1-е обследование - по окончании втягивающего этапа подготовительного периода;

2-е и 3-е обследования - в середине и конце подготови­тельного периода;

4-е обследование - в конце предсоревновательного периода.

определение кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсме­нов в процессе тренировочных занятий

варианты:

· ежедневно утром (натощак, до завтрака;

· при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой);

· три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тре­нировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки);

один раз в неделю - после дня отдыха.

определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем организма спортсмена

одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосред­ственно в процессе тренировки.

оценка срочных изменений, возникающих в орга­низме спортсмена непосредственно в момент выполнения тренировочных нагрузок и ближайшем периоде восстановления (до 2 часов после окончания занятия)

врачебно-педагогическое наблюдение

произвольно

совместно с тренером оценить состояние спортсмена и реакцию на выбранный тренировочный режим

Программы углубленного медицинского обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом

В Приказах МЗ РФ № 000 и 613н приводятся Программы углубленного медицинского обследования физкультурников и спортсменов различного уровня.

Рассмотрим Программы углубленного медицинского обследования различных групп.

Программа углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва

1. Врачебный осмотр:

1.2 Врачей специалистов: терапевта, хирурга - травматолога, невропатолога, стоматолога, отоларинголога, окулиста, гинеколога , эндокринолога , психоневролога, уролога ;

1.3.При наличии показаний проводятся дополнительные консультации специалистов;

2. Лабораторные исследования:

2.1. Клинический анализ крови;

2.2. Клинический анализ мочи;

Исследование поля зрения для спортсменов игровых видов спорта;

Исследование глазного дна и измерение внутриглазного давления для боксеров, тяжелоатлетов и спортсменов больших весовых категорий.

7. По результатам углубленных медицинских обследований осуществляется подготовка унифицированного заключения, включающего в себя:

а) Оценку состояния здоровья каждого спортсмена с указанием группы здоровья;

б) Оценку физического развития в соответствии со стандартами, включающую в себя процент жироотложения и мышечной массы, ростовое и соматическое развитие, паспортный и биологический возраст;

в) Оценку адаптационных возможностей систем обеспечения работоспособности, включающих величину функционального резерва сердца, тип вегетативного обеспечения, ортостатическую устойчивость, скорость сенсомоторной реакции;

г) Комплексную оценку уровня функционального состояния и общей работоспособности;

д) Скрининговые признаки нарушения состояния здоровья;

е) Слабые звенья адаптации;

ж) Длительность многофазного восстановления функций ведущих систем;

з) Допуск спортсмена к тренировочным занятиям и соревнованиям.

8. На основании заключения составляются индивидуальные рекомендации:

По коррекции тренировочного процесса;

По лечению и профилактическим мероприятиям;

По применению выборочных методов восстановления функций отдельных систем;

По коррекции плана медико - биологического обеспечения.

Программа углубленного медицинского обследования учащихся образовательных учреждений для занятий физическим воспитанием

1. Врачебный осмотр:

1.1. Врача - педиатра или терапевта;

1.2. Врачей - специалистов: окулиста, стоматолога, оториноларинголога , хирурга, гинеколога;

1.3. При наличии показаний проводятся консультации других специалистов;

2. Антропометрия;

6. Общий анализ крови;

7. Общий анализ мочи;

Оценку состояния здоровья;

Допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная);

Программа углубленного медицинского обследования спортсменов, входящих в состав сборных команд административных территорий, учащихся детско-юношеских спортивных школ и школ-интернатов спортивного профиля

1. Врачебный осмотр:

1.1. Врача по спортивной медицине;

1.2 Врачей - специалистов: терапевта, хирурга - травматолога, невропатолога, стоматолога, отоларинголога, окулиста, гинеколога;

2. Исследование физического развития;

3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;

4. Флюорография органов грудной клетки;

5. Электрокардиография, в том числе после физической нагрузки;

6. Клинический анализ крови;

7. Клинический анализ мочи;

8. Биохимический анализ крови;

9. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;

10. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается тренерам врачебное заключение, включающее в себя:

Оценку состояния здоровья;

Заключение о физическом развитии по существующим стандартам;

Допуск к занятиям спортом.

Программа углубленного медицинского обследования лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся оздоровительными формами физической культуры

1. Врачебный осмотр:

1.1. Врача по спортивной медицине;

1.2. Врачей специалистов: терапевта, хирурга, невропатолога. окулиста, гинеколога, уролога;

1.3. При наличии показаний проводятся дополнительные консультации специалистов;

2. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;
3. Флюорография органов грудной клетки;

4. Электрокардиография, в том числе после физической нагрузки;

5. Клинический анализ крови;

6. Клинический анализ мочи;

7. Биохимический анализ крови;

8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;

9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается на руки пациенту врачебное заключение, включающее в себя:

Оценку состояния здоровья;

Допуск к занятиям оздоровительными формами физической культуры и спорта (отнесение к группам здоровья);

Распределение обследованных физкультурников по результатам углубленного медицинского осмотра

Группы здоровья:

- здоров ;

- практически здоров (с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнения тренировочной работы в полном объеме);
- имеет заболевания, требующие лечения и ограничивающие тренировочный процесс ;

- имеет заболевания, требующие отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом.

Функциональная группа:

1 группа - возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях,

2 группа - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях,

Занятия по физической культуре призваны обеспечить минимальный уровень двигательной активности для студентов с оздоровительной целью. На самих занятиях интенсивность нагрузки может быть весьма и весьма высокой. С ней может успешно справиться только практически здоровый студент. Однако статистика последних лет неутешительна. Состояние здоровья школьников старших классов – будущих абитуриентов – неуклонно ухудшается. А это означает, что с каждым годом будет увеличиваться количество студентов, имеющих определённые ограничения в отношении физической нагрузки. Это серьёзный факт, который нельзя игнорировать, особенно учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье студентов на занятиях по физической культуре несёт преподаватель. Одним из обязательных условий допуска и занятиями физкультурой в вузе является предоставление студентов медицинской справки с заключением врача о состоянии и группе здоровья. Подобные медосмотры организуются самими вузами. Данные мероприятия строго не регламентированы в отношении количества медосмотров, контингента, подлежащего его прохождению и т.д. В итоге в настоящее время нет единой структуры проведения медосмотра в вузах. В некоторых из них студентов осматривают только на первом курсе, в некоторых – студентов первого и второго курсов, в некоторых – студентов с первого по четвёртый курс и т.д.

Вообще, медицинский допуск к занятиям по физической культуре – это отдельная и проблемная в настоящее время тема. Не совсем понятны недавно введённые новшества, касающиеся запрета на полное освобождение от практических занятий. С одной стороны, безусловно, необходимо привлекать молодёжь как можно более массово к физической активности. Однако есть ситуации, когда подобные занятия не могут быть рекомендованы ни при каких условиях. Речь идёт о таких серьёзных диагнозах, как сердечная недостаточность, серьёзные проблемы со зрением, тяжёлые формы астмы и т.д. Ведь едва ли не главной целью оздоровительных занятий является укрепление здоровья студентов, но не его ухудшение, и уж тем более не провокация приступов болезни.



Ещё один сомнительный момент – это сокрытие по желанию студента его диагноза. Конечно, информация о заболеваниях человека должна носить строго конфиденциальный характер и ни при каких условиях не должна стать всеобщим достоянием. Однако преподаватель должен знать о проблемах своих студентов, поскольку именно он несёт за них ответственность на уроке. Кроме того, в зависимости от того или иного диагноза, для конкретного студента может быть составлен индивидуальный комплекс упражнений, или студент может быть освобождён от тех заданий, которые будут ему противопоказаны. Но подобные решения возможны только при полной и своевременной информированности преподавателя о состоянии здоровья его студентов.

Также представляется своевременным отметить не всегда качественное проведение медицинского осмотра в вузах для допуска к занятиям по физической культуре. Из-за большого потока студентов такие осмотры зачастую проводятся поверхностно и базируются на тех сведениях, которые предоставляются из тех медицинских заведений, где обучающийся наблюдался ранее. В результате имеют место быть такие ситуации, когда студенты с серьёзными диагнозами не получали в заключительной справке отметку об отнесении их к специальной медицинской группе. И напротив, те, у кого состояние здоровья вполне позволяли заниматься в общей группе, получали право на облегчение нагрузки, т.к. были отнесены к специальной группе. Одним из основных факторов подобной проблемы является катастрофическая нехватка медицинского персонала и крайне низкие зарплаты, что совершенно не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Да и сама система вузовского медосмотра нуждается в усовершенствовании. Возможно, следовало бы создать несколько государственных медицинских центров исключительно для студенчества, в которые люди, получающие высшее образование, могли бы обращаться за любой квалифицированной медицинской помощью, в том числе и за допуском к занятиям по физической культуре.

Именно этой проблемой вызвана необходимость проведения преподавателями-практиками по физической культуре специального анкетирования со студентами первого курса в начале каждого учебного года, касающегося состояния их здоровья. Студентам разъясняется, для каких целей преподаватель осуществляет сбор конфиденциальной информации медицинского характера, до сведения обучающихся доводится важность своевременного информирования и проблемах со здоровьем, а также о возможных послаблениях при проведении практических занятий. И если выясняется, что у будущего обучающегося имеются проблемы со здоровьем, которые не нашли отражение или нашли в недостаточной степени отражение в медицинском заключении, преподаватель вынужден сам принимать решение о дозировании нагрузки для такого контингента, а в отдельных случаях – и вопрос о допуске к практическим занятиям.

По итогам медицинского осмотра в вузе каждый студент получает медицинское заключение в виде справки с указанием группы здоровья, к которой относится, исходя из основных показателей состояния здоровья на момент похождения комиссии и на основании медицинских документов, свидетельствующих о наличии каких-либо проблем со здоровьем или об их отсутствии.

Традиционно выделяются три основные группы здоровья: основная, подготовительная и специальная.

К основной группе здоровья относятся студенты, не имеющие серьёзных противопоказаний к занятиям физической культурой. Предполагается, что такие студенты могут избрать для себя любой вид спорта или заниматься в группах общефизической подготовки без каких-либо ограничений по интенсивности нагрузки, сложности выполняемых упражнений и сдаче контрольных тест-нормативов на результат.

К подготовительной группе здоровья относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые в целом не препятствуют регулярным занятиям физической культурой, однако всё-таки предполагают ряд ограничений, в зависимости от диагноза. Это может быть частичное или полное освобождение от сдачи контрольных нормативов (при астме, при проблемах с сердцем, суставами), освобождение в процессе занятия от беговых или прыжковых упражнений (например, при прогрессирующей миопии) и т.д. В данном случае необходим самоконтроль за своим самочувствием и со стороны самого студента. Особенно не допустимо выполнение упражнений, противопоказанных ему согласно имеющемуся диагнозу.

К специальной группе относятся студенты, имеющие значительные и очень серьёзные проблемы со здоровьем. Подавляющее большинство студентов, отнесённых к этой группе, с ограничениями (иногда весьма серьёзными), но всё-таки могут заниматься физической культурой. Разумеется, они освобождаются от сдачи каких бы то ни было нормативов. Освобождаются от повышенной пиковой нагрузки в процессе самого урока – в основном, это относится к беговым и прыжковым сериям упражнений. Однако решение об ограничении нагрузки или полном её исключении должно приниматься преподавателем на основании диагноза в каждом конкретном случае индивидуально. Необходимо пару слов сказать о группе занимающихся, которые ни при каких условиях не могут быть допущены к практическим занятиям по физической культуре. Это студенты, для которых даже умеренная физическая нагрузка может привести к смертельному исходу (например, порок сердца), а также инвалиды, для которых выполнение типичных физических упражнений не представляется возможным (например, при ампутации конечностей или при слепоте). Разумеется, для такого контингента студентов должен быть обеспечен индивидуальный подход. Задания должны быть адекватными состоянию здоровья обучающихся. Допускается выполнение теоретических заданий.

Контрольные вопросы.

1. Каковы условия допуска к практическим занятиям по физической культуре в вузе?

2. С какими проблемами сталкиваются преподаватели и студенты в процессе медосмотра в вузах?

3. Какие группы здоровья Вы можете перечислить?

4. Дайте характеристику каждой из групп здоровья.