Open
Close

Понятие уровень жизни является категорией. Уровень жизни как социально-экономическая категория

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На фоне всеобъемлющего Российского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и на сколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе.

В данной работе будут рассмотрены понятия:

    Уровень жизни населения;

    Качества жизни населения;

    Роль государства в определении качества жизни населения.

Объект исследования - это население РФ, а предметом выступит направление государства в социальной политике страны.

Цель работы - охарактеризовать государственную политику в отношении уровня и качества жизни населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    Раскрытие понятий уровень и качество жизни населения;

    Проанализировать политику государства.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ, МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.

Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек, а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья).

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель «благосостояния общества» , который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30) находится далеко за чертой бедности.

При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, коньюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.

Продовольственная корзина(набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, ккалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально – демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1, непродовольственные товары - 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения) и субъективный (на основе мнения населения).

И. В. Бестужев – Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:

    Увеличением роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;

    Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства;

    Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.

Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного лица ощущаемого человеком качества жизни.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:

    Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности;

    В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;

    Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни;

    Стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:

    Здоровье

    Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;

    Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;

    Индивидуальное развитие путём обучения

    Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;

    Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;

    Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

    Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;

    Занятость и качество трудовой жизни

    Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;

    Характер трудовой деятельности;

    Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью

    Время и досуг

    Возможность выбора своего времяпрепровождения

    Возможность приобретения товаров и пользования услугами

    Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;

    Количество людей, испытывающих материальные лишения;

    Степень равенства в распределении товаров и услуг;

    Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

    Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;

    Личная безопасность и правовые органы

    Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;

    Справедливость и гуманность правовых органов;

    Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;

    Социальные возможности и социальная активность.

Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений. Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искусства).

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на три вида:

    Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения);

    Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ(обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров).

    Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления).

Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним:

  • Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий);

  • Прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения);

  • потребительские расходы населения за год.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Правительство определило чёткие задачи во всех областях экономики и социальной сферы, которые начали реализовываться в 1999-2001 годах и будут оставаться важнейшими направлениями деятельности Правительства как в краткросрочной так и в среднесрочной перспективе.

Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи с этим в образовании одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней, продолжение эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении - разборка программы обязательного медико-социального страхования.

Важными приоритетами политики Правительства в сфере трудовых отношений, занятости и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров. Главный шаг в этом уже сделан - принят Трудовой кодекс. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда.

В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.

В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2000 и 2001 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей – многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.

В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата.

Принятие в 2001 году ряда поправок в корпоративное законодательство, разработка законов о банкротстве и о национализации должны укрепить законодательные основы системы защиты прав собственников.

В последующих годах предстоит продолжать реформу корпоративного законодательства. Другие важнейшие задачи – принятие мер по развитию фондового и денежного рынка, рынка страховых услуг. Их решение позволит привлечь в экономику значительные зарубежные финансовые ресурсы, а также в большинстве своём незадействованные в настоящее время сбережения российских граждан.

Продолжение начатой в 2000-2001 годах налоговой реформы, направленной на дальнейшее упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, устранение налоговых льгот, станет важнейшим фактором улучшения инвестиционного климата. В ближайшей перспективе будут подвергнуты реформированию ряд налогов, в том числе введены упрощённая система налогообложения малого предпринимательства и налог на недвижимость.

Непосредственно влияющий на инвестиционный климат процесс – дебюрократизация экономики. Принятие в 2001 году пакета законов по дебюрократизации экономики стало реальным шагом на пути стимулирования развития малого бизнеса. Для прорыва в этом направлении Правительство будет реализовывать программы поддержки малого предпринимательства и оказывать правовое, информационно – техническое и финансовое содействие.

В 2001 году был сделан главный шаг для решения земельного вопроса – разработан и принят Земельный Кодекс, который регулирует оборот несельскохозяйственных земель. Одной из важнейших задач 2002 года должно стать принятие закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, предстоит принять ряд нормативных актов, обеспечивающих выполнение этих двух базовых законов.

На сегодняшний день Правительством и Центральным Банком согласована стратегия развития банковского сектора Российской Федерации. Её реализация станет одним из приоритетов Правительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.

Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими доходами.

В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Трудовой Кодекс РФ. № 206-ФЗ от 17.07.2009 г.[Текст].

    Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г.- 262с.

    Анимица Е.Г., Ёлохов А. Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 2 - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г. – 300с.

    Бюллетень Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российского информационного агентства «Новости», Уровень жизни и занятость населения, развитие отраслей социальной сферы, Меры социально – экономической политики правительства Российской Федерации в ближайшей перспективе// Вестник экономики - №14, июль, 2002 год – с.7-11, 11-13, 49-51.

    Жизни и основные социально-экономические категорииКурсовая работа >> Экономика

    Компоненты включаются в это понятие , какими показателями можно измерить уровень жизни населения и т.д. Понятие "уровень жизни населения" применяется во всём...

Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы .

Во времена существования Советского Союза понятие «уровень жизни населения» рассматривалось в узком и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском бюджете населения. В широком смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности и развитии способностей людей в сопоставлении с их потребностями и интересами.

Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

· натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);

· отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;

· характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния . Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

· достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

· нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

· бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

· нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека) .

ХХI век выдвигает новый подход к определению места и роли человека в научно-техническом и социально-экономическом прогрессе. При таком подходе во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека -- цель, экономический рост -- средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества. Если исходить из понимания уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей», то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления .

Личные потребности отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими -- первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе -- это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.

Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.

Одна их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа, -- потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.

Потребность в одежде -- одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения -- семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды -- процент всего совокупного дохода семьи.

Потребность в ведении домашнего хозяйства -- одна из материальных потребностей, связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта. Домашнее хозяйство -- необходимый элемент и условие жизни человека.

Потребность в передвижении -- одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта -- как общественного, так и индивидуального.

Потребность в жилье -- также одна из первейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит в конечном счёте и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нём принципы социальной справедливости.

Потребность в труде -- одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики Беларусь, и реализуется в процессе самого труда.

Потребность в отдыхе -- это физиологическая потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.

Среди интеллектуальных -- потребности в образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной производительной силы общества -- человеческого капитала.

Потребность в охране и укреплении здоровья в основе своей выступает как естественная физическая потребность человека. Удовлетворение её служит в конечном счёте продлению его активной жизни. Но она рассматривается и как социальная, так как здоровье -- один из факторов повышения эффективности общественного производства, совершенствования человеческого капитала.

Потребность в социальном обеспечении -- социальная потребность человека в гарантированном праве на материальное обеспечение и потребление социальных услуг в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и других предусмотренных законом случаях.

В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др.

Каждый из названных компонентов имеет собственные показатели и обеспечивается потреблением товаров и услуг. Потребление населением определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень жизни населения чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы -- потребление» .

Важную роль для повышения уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.

Для определения уровня жизни фактическое потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя таким образом степень удовлетворения потребностей.

Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка.

В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные -- с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные -- с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние -- с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка.

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Повсеместно стала острее осознаваться практическая ценность предсказательной функции научных теорий с целью принятия обоснованных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований.

Это требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании.

Решению этих проблем будут в определенной мере способствовать изучение и использование мирового опыта. Целесообразно взять на вооружение все, что уже наработано-теоретические и методологические основы прогнозирования и планирования, а также практический опыт разработки прогнозов, планов, программ и их осуществления. Всякое экономическое явление может быть познано в развитии.

Экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в обществе. Устранение административных ограничений создали условия для роста экономической активности населения, вторичной занятости и самостоятельной занятости.

Началось перераспределение рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, инфраструктуры.

Развиваются негосударственные формы образования, здравоохранения, других социально-культурных учреждений, предоставляющие возможности реального выбора для населения.

Целью социальной политики государства становятся:

  • - улучшение материального положения и условии жизни людей;
  • - обеспечение эффективной занятости населения;
  • - конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры.

Экономически активному населению создаются условия для развития предприимчивости и деловой инициативы.

Для граждан, которые вследствие возраста или по состоянию здоровья вынуждены прекратить трудовую деятельность, предусматривается повышение уровня социальной защищенности, индексация пенсий с учетом роста потребительских цен.

Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни находится в центре социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования и планирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.

В рамках социального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни.

Первая группа охватывает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, повседневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта.

Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшение структуры питания за счет увеличения потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потребности в жилье, товарах длительного пользования.

Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержанием необходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения и медицинского обслуживания, создание условий для активного отдыха, охрану окружающей среды.

Наконец, третья группа включает совершенствование и развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей творчества, самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребность участвовать в политической жизни, в повышении образовательного и культурного уровня.

При прогнозировании уровня жизни рассчитывается комплекс натуральных и стоимостных показателей. Основными из них являются:

  • - коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
  • - состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам (продолжительность жизни, заболеваемость);
  • - занятость (уровень безработицы, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели и т. п.);
  • - удовлетворение потребностей в развитии личности (распределение населения по уровню образования, доля средств, расходуемых на образование и культуру в фонде потребления и государственном бюджете);
  • - состояние окружающей среды;
  • - фонд потребления;
  • - общий объем потребляемых населением благ и услуг;
  • - сбережения населения.

Используются относительные или удельные показатели:

  • - средняя заработная плата рабочих и служащих;
  • - средний размер пенсий и стипендий;
  • - совокупный и денежный доход на душу населения;
  • - жилая площадь на одного члена семьи;
  • - расходы на здравоохранение на душу населения;
  • - расходы на образование на одного обучающегося и т. д.

Кроме того, рассчитываются показатели, отражающие качественные стороны удовлетворения потребностей:

  • - потребление важнейших продуктов питания на душу населения;
  • - калорийность;
  • - доля благоустроенных жилищ;
  • - потребление питьевой воды на душу населения.

Сюда же относятся показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых населению услуг:

  • - число физкультурных сооружений на 10 тыс. чел.;
  • - число мест в рекреационных учреждениях на 10 тыс. чел.;
  • - количество больничных и санитарных коек, число врачей по специальностям и среднего медицинского персонала на 10 тыс. чел.;
  • - среднее число больных на одну палату;
  • - доля детей дошкольного возраста, посещающих детские учреждения;
  • - текущие расходы государства на одного ребенка, в том числе на питание;
  • - основные фонды и текущие расходы на одного ученика начальной и средней школы;
  • - число учеников в классе.

Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт.

Доходы населения подразделяются на денежные, натуральные и косвенные (бесплатные услуги непроизводственной сферы), а также на номинальные и реальные.

Номинальные доходы определяются как сумма денежных, натуральных и косвенных доходов.

Основной частью номинальных доходов являются денежные доходы. Выделяют три источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т. п.).

Реальные доходы населения определяются как разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных платежей. На динамику реальных доходов оказывает влияние все социально-экономические факторы, определяющие жизненный уровень. В первую очередь реальные доходы зависят от развития производства, потребительских цен, характера самих распределительных отношений (по труду, через социальные фонды, по капиталу, результатам индивидуальной деятельности).

В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов.

Баланс денежных доходов и расходов разрабатывается в целом по стране, по регионам и по социальным группам населения, он характеризует объем и источники формирования денежных доходов, а также объем и структуру расходов денежных средств и сбережений.

Показатели баланса используются для исчисления покупательских фондов населения, обоснования объема розничного товарооборота и регулирования денежного обращения.

В балансах по социальным группам в доходной части отражаются поступления от продажи товаров и услуг одной группы населения другой.

А в расходной части, наоборот, показываются расходы на оплату таких товаров и услуг.

Большой интерес вызывает дифференциация денежных доходов населения.

Разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения неуклонно год от года возрастает.

Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности.

В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.

Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум обеспечивает минимальные нормы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия).

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.

Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина включает 25 видов продуктов питания (хлебопродукты, некоторые молочные и мясные продукты, сахар, картофель, капуста, лук, яблоки).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения получает право на получение социальной помощи. При этом используется избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в ней.

В основе этого подхода лежат различные процедуры выявления уровня дохода, размеров личного имущества, состояния здоровья, семейного положения и т. д.

Как в среде экономистов и социологов, так и в обществе нередко поднимаются вопросы качества жизни, степени удовлетворенности людей собственным существованием. Виной всему - информационный бум. Как известно, раньше мы в своей стране жили при "железном занавесе". А потому о том, что творится у соседей, не имели ни малейшего понятия. Просвещать рядовое население на эту тему в планы партии и правительства никак не входило. Вот отчего у наших неподготовленных туристов, попавших волей случая за рубеж, порой случался настоящий шок от одного только вида внешних атрибутов жизни на "загнивающем Западе". Вернувшись домой и осознав всю разницу в материальном положении - собственном и такого же рядового трудящегося за рубежом, наши люди серьезно задумывались...

С началом перестройки и буквально свалившейся на нас лавины информации замалчивать разницу в материальном и прочем положении людей "у нас" и "там" стало невозможно. Мы многое узнали - что, оказывается, живем совсем не так прекрасно, как нам рассказывает руководство. По сравнению со странами Запада уровень жизни населения России выглядел, мягко говоря, так себе. И мы стали задаваться вопросом: "Почему?"

В наши дни, при наличии Интернета и огромного количества средств массовой информации, кажется, уже не осталось никаких "белых пятен" в данном вопросе. В любой момент мы можем получить множество разнообразных данных - от средней продолжительности жизни в Китае до уровня дохода на душу населения в Австралии. Подробно изучены и по-прежнему продолжают муссироваться классические вопросы "кто виноват" и что делать".

Уровень жизни в России не ругает только ленивый. Особенно после того, как мы узнали, что положение у нас, оказывается, похуже, чем у некоторых бывших "голодающих братских республик". И сравнимо наше существование с большинством развивающихся стран Африки.

Если отвлечься от разговоров на обывательском уровне и всерьез задуматься о причинах такого несоответствия, следует прежде всего разобраться не только в его предпосылках, но и в терминах.

О чем конкретно вопрос?

Понятие «уровень жизни» подразумевает полноту удовлетворения потребностей населения той страны, о которой идет речь. Причем не только материальных, но и социально-духовных.

"Измеряется" он размером и качественным разнообразием всех возможных потребностей и ограничивается возможностями их удовлетворения в зависимости от величины доходов населения.

В статистике обобщающими показателями этого понятия служат:

  • величина валового продукта на единицу населения (разумеется, в сопоставимых ценах);
  • индексы стоимости жизни;
  • национальный доход на душу населения;
  • реальная оплата труда работающего;
  • размер прожиточного минимума;
  • реальные в расчете на одного человека;
  • число и процентный состав (так называемый удельный вес) находящихся за чертой бедности (это люди, чей доход не превышает прожиточного минимума).

На основании чего получают такие данные?

Статистика уровня жизни отдельных стран и регионов ведется уже много десятилетий. Ученые и социологи во всем мире в своих исследованиях опираются на такие источники информации, как социологические опросы, бюджетные обследования, общие и локальные переписи.

Обследования бюджета позволяют узнать структуру заработков и расходов населения, среднедушевой доход, объем покупок различных товаров, распределение по категориям "состоятельности".

Уровень жизни в России изучает соответствующий центр при Министерстве труда и соцразвития, а также Всероссийский центр общественного мнения. Понятия, которыми они оперируют, - «народное благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и проч. Рассмотрим их подробнее.

Что такое качество жизни?

Это степень удовлетворенности интересов и потребностей людей как в разнообразной деятельности, так и в субъективном ощущении жизни. Понятие включает не только показатели труда - его характер, условия и результаты. Но и другие аспекты человеческой жизни - демографические, экологические, этнографические. Затрагивает оно и политические (а также юридические) вопросы, например, права и свободы, идеологию и культуру, поведение и психологию.

Таким образом, благосостояние является неким синтезом представлений, обобщающим все стороны социального организма. Высшей целью экономики в условиях рынка становится достижение этого показателя в максимальной степени и повышение уровня жизни населения. Важнейшая предпосылка этого - эффективная политика, направленная на рост благосостояния людей.

Более подробно концепцию качества жизни характеризуют следующие показатели:

  1. Здоровье жителей. Учитывается продолжительность жизни, заболевания (их тяжесть и длительность), самочувствие и способности людей, уровень смертности.
  2. Качество, сбалансированность и регулярность питания, экологическая безопасность продуктов.
  3. Образовательный уровень - длительность обучения, глубина и степень научных знаний, обеспеченность учебной литературой.
  4. Условия и характер занятости, эффективность труда и его напряженность, соответствие склонностям, возможность профессионального выбора. А также такие критерии, как безработица, занятость, продолжительность рабочего дня и отпуска, степень автоматизации труда и даже атмосфера в коллективе.
  5. Условия проживания - размер и степень благоустройства жилья, удобство в быту.
  6. Система социальных льгот и обеспечений. Это гарантии выплат пенсий, пособий и больничных, забота о семьях с детьми.
  7. Возможность и доступность выбора видов отдыха, его продолжительность и полученное от него удовлетворение.
  8. Наконец, реализация общечеловеческих прав в безопасности, защите от терактов и эпидемий, лояльности правовых органов.

А что же такое уровень жизни?

Это количественная характеристика рассмотренного выше понятия. Оценка уровня жизни производится совокупно по целому ряду критериев.

Зависит он, с одной стороны, от величины и состава постоянно меняющихся материальных потребностей, а с другой, бывает ограничен возможностями их удовлетворения, зависящими от доходов. Последний показатель определяется эффективностью производства, степенью прогресса в научно-технической сфере, национальными особенностями, образовательным и культурным уровнем населения.

В мировой практике в качестве одного из главных составляющих данного понятия фигурирует компонент продолжительности жизни и здоровья людей как базисное условие человеческого существования.

В целом категория "уровень жизни" - скорее, количественное понятие с определенными на настоящий момент конкретными показателями. Наиболее популярные из них - размер потребительской корзины и величина прожиточного минимума. Но термины "уровень" и "качество жизни" невозможно измерить лишь цифрами.

В бытовом плане вышеуказанные понятия ассоциируются с радостью повседневного бытия, уверенностью в будущем, возможностью развиваться как личность и путешествовать по миру.

Хорошо там, где нас нет

По итогам международных опросов был составлен рейтинг - сравнивались страны по уровню жизни (по состоянию на 2014 год). Любопытно взглянуть, где же людям лучше живется.

По данным всевозможных опросов, жизнь в Азии постепенно и неуклонно улучшается. В Европе же уровень ее несколько снижается, но все же остается неизменно высоким по сравнению со странами Востока и особенно Африки, где изменения не так значительны. Из европейских стран лидером признана Норвегия, за ней идет Швейцария.

Позиция ее в общем списке - строчка № 61. "Соседи" - Шри-Ланка и Вьетнам. Значительных изменений по сравнению с предыдущими годами не наблюдается. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56%) довольны собственной жизнью.

А теперь подробнее

По таким показателям, как эффективность государственного управления и уровень коррупции, наша страна занимает аж почетное 115-е место (для сравнения: в прошлом и позапрошлом году были соответственно 119-е и 96-е места). На что обращали внимание, кроме прочего, при подведении итогов: на справедливость процедуры выборов, данные о коррупции в правительстве, уровень удовлетворенности людей системой правосудия.

Другие важные факторы уровня жизни - предпринятые правительством меры по борьбе с нищетой и мероприятия по охране окружающей среды.

По пункту "качество образования" наши позиции не так плохи - 26-е место (против 27-го в прошлом году). На каждого учителя в стране приходится 18 учеников. При этом российским образованием довольны 53% жителей страны.

Здоровье россиян позволяет нам занять лишь 44-е место в рейтинге (как и в прошлые годы). Такой важный показатель, как средняя продолжительность жизни, у нас всего 60 лет (в странах Европы - 70-75 лет). Уровень жизни в России по этому важнейшему критерию явно не дотягивает до мирового.

Рейтинг безопасности России все ниже, сейчас это - 98-е место (соответственно 97-е и 82-е в прошлом и позапрошлом годах). Лишь около 43,8% россиян не испытывают чувства опасности, особенно на ночных улицах родных городов.

Такое понятие, как свобода граждан, у нас, по всей видимости, не в сильном почете - мы только на 114-м месте (а всего их 142). При этом 60,9% россиян полагают, что имеют возможность свободного выбора, в том числе и в выражении собственных мыслей. Остальные с ними не согласны.

В таком сложном вопросе, как социальная жизнь, Россия на 62-й позиции. Особенность национального менталитета в том, что жители страны склонны, скорее, доверять и помогать друзьям и родне, но не посторонним людям. Впрочем, абсолютное большинство граждан (90,1%) считают, что в сложной ситуации другие их выручат.

Какие же страны по уровню жизни лидируют?

И вновь список возглавляет Норвегия, где 77% населения признали себя вполне довольными собственной жизнью. Первую позицию страна занимает уже пятый год, в том числе и по показателям экономики. А замыкает список Чад.

Рай для предпринимателей - Швеция. Это страна, где легче всего открыть собственный бизнес и получить в этом поддержку от государства.

С точки зрения эффективности властей лучшей признана Швейцария.

Самая лучшая медицина и больницы - в Люксембурге, а наибольшая продолжительность жизни (76 лет) - в Японии.

По качеству образования попеременно лидируют то Новая Зеландия, то Австралия.

С социальной точки зрения наиболее благополучна Норвегия. Там люди склонны доверять друг другу больше, чем где бы то ни было и, по результатам опросов, готовы оказать помощь не только родным и близким, но и совершенно чужим людям.

Фактор личной свободы выдвинул в лидеры Канаду, где зафиксировано наибольшее количество прав у граждан, а также самое терпимое отношение к иностранцам.

Но вернемся в Россию. Как известно, не все ее регионы живут одинаково. Где же в нашей стране лучше, а где хуже?

Уровень жизни: рейтинг городов России

По результатам оценки российских городов (выборка проводилась среди тех из них, где численность населения превышала 100 тысяч человек), ежегодно проводимой изданием «Секрет фирмы», получен рейтинг за 2014 год. По ранжиру были выстроены 149 мегаполисов. Критериями послужили 13 разных пунктов, таких как медицинское обслуживание, среднедушевые доходы населения и его покупательная способность, уровень развития предпринимательства и т. п.

Статистика основывалась на отчетах городских администраций и данных Росстата. Итак, где же в России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга, конечно) самый высокий уровень жизни?

Почетное первое место по благосостоянию второй раз за последние два года отдано Калининграду, несмотря на уровень безработицы выше среднероссийского. Эксперты отмечают чрезвычайно удобное положение города в географическом смысле, эксклюзивные экономические условия, высокий уровень квалификации работающих. По объему выпускаемой продукции на 1 человека Калининград - безусловный лидер.

Тройку лидеров замыкает Белгород, где живет 373 500 человек. Город отличают стабильно высокие доходы населения и хороший образовательный уровень. К тому же он славится развитой инфраструктурой.

Кто еще?

На четвертом месте - Домодедово. Этот небольшой город за год резко продвинулся с 32-го места, удивив высокими темпами роста экономики и доходов.

На пятом - Иркутск. Его население - 606 000 человек, покупательная способность которых за последний год возросла в 7 раз. Неудивительно, что город резко "прыгнул" с 20-го места на 5-е.

Химки, занимавшие вторую строчку в прошлом году, ухудшили свои позиции, но все же лидируют по доходам бюджета на душу населения. Эта сумма составляет 30 400 рублей.

Как мы видим, достаточно высокий уровень жизни в России можно наблюдать и в относительно небольших городах.

Следом идет Екатеринбург. В топ-10 столица Урала - крупнейший из городов. Его население - почти 1,4 миллиона человек. Его бюджет (доходы населения) составляет 23 400 руб. на жителя.

Аутсайдеры рейтинга

Небольшой по размеру Обнинск с населением 106 000 человек уже второй год не покидает десятку лидеров. Доход городского бюджета в расчете на каждого - 27 000 рублей. Город, к тому же, признанный центр науки.

Замыкает десятку лидеров Тюмень. Этот областной центр с населением 634 000 человек "сполз" с прошлогоднего шестого места из-за неважной экологии и работы властей.

В каких же из российских городов уровень и качество жизни оставляют желать лучшего?

Если рассматривать топ-100 - полный список участвовавших в рейтинге городов, то замыкает его Оренбург с населением 556 100 человек, на предпоследнем месте - Новочебоксарск (123 900 чел.), чуть выше его - Абакан (169 800 чел.).

Что ж, теперь мы знаем, "кому же на Руси жить хорошо". Точнее, жителям каких городов. Разумеется, в исследовании не задействованы Москва и Санкт-Петербург - у них особый статус. Как известно, жизнь "в столицах" и жизнь в российской глубинке отличается на порядок, а то и на несколько. И несмотря на то, что отдельно взятые небольшие города могут относительно процветать благодаря удачному сочетанию каких-либо факторов (стабильной работе градообразующего предприятия, продуманной политике городских властей и т. д.), в целом жизнь в небольших городках особенным качеством не отличается.

Связано это прежде всего с ограниченными возможностями трудоустройства, недостаточным развитием частного бизнеса и малым денежным оборотом. Отсюда - все беды и проблемы российской глубинки. Сможет ли что-то изменить экономическая политика правительства? Время покажет...

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Самыми первыми явлениями. изучаемыми статистикой, были вопросы народонаселения как биологической популяции, т.е. вопросы рождаемости, смертности., наличия. Этими явления сейчас исследует статистика населения.

В отличие от статистики населения, социальная статистика акцентирует внимание на различных сторонах условий жизни.

К числу наиболее значимых направлений исследования относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь.

Социальная статистика получила « независимость» одной из последних. Несмотря на то, что она обладает специфическим объектом исследования, она тесно связана с другими направлениями статистики.

УЖ- основной показатель социальной статистики.

Уровень жизни - понимается как обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами (благосостояние). Денежная оценка благ и услуг, которые фактически потребляются средней статистической семьей в течение известного промежутка времени и соответствуют определенному уровню удовлетворения потребностей представляет собой уровень жизни. Если УЖ включает также условия жизни населения (труда, быта, досуга, здоровья, образования), то употребляется термин качество жизни.

УЖ может быть

· высший (блага без ограничения); богатые - (ВЦИОМ- 6000$)

· нормальный (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, гарантирующих полное восстановление физических и интеллектуальных сил); (средний 5-6 прожиточных минимума)

· бедность (потребление благ и услуг на уровне прожиточного минимума как нижней границы воспроизводства рабочей силы)- доля населения ниже прожиточного минимума (1999 г - 34.1%);

· нищета - ниже физиологического минимума (минимально допустимый набор по биологическим критериям, чтобы поддержать жизнеспособность человека). По определению МОТ, это лица, чей совокупный доход в 2 раза ниже прожиточного минимума.

Основное направление социального развития - повышение УЖ.

Россия по УЖ никогда не была в лидерах. Современная Россия находится где-то в середине по индексам социального развития, качества жизни.

2. ИЗМЕРЕНИЕ УЖ

Существуют различные методики и различные системы показателей УЖ с различной структурой потребления. Необходимо выработать единую методологию и структуру, чтобы можно было сравнивать разные периоды времени.

В системе «основные показатели уровня жизни в условиях рыночной экономики, разработанной в Министерстве экономики в 1992 г. Представлено 7 разделов, охватывающих 39 показателей:



1. Обобщающие показатели (Критерий уровня жизни, индекс стоимости жизни, ВВП, фонд потребления, фонд личного потребления в расчете на душу населения).

2. Доходы населения (реальные доходы, располагаемые доходы, средний доход, средняя ЗП, средняя пенсия, пособия, стипендии).

3. Потребление и расходы населения(общий объем потребления населением благ. Денежные расходы. Потребительские расходы, потребление основных продуктов питания. Покупательная способность средней ЗП, пенсии).

4. Денежные сбережения населения.

5. Накопленное имущество и жилище.(стоимость имущества. Наличие предметов длительного пользования. Жилищные условия).

6. Социальная дифференциация населения. (Распределение по размеру среднедушевого, среднего совокупного дохода. Потребление населения с различным уровнем достатка. Структура потребительских расходов. Динамика стоимости фактической и нормативной потребительской корзины, коэффициенты дифференциации доходов..).

7. Малообеспеченные слои населения.

Сейчас РОССТАТ работает над системой основных показателей уровня жизни. Предполагаются следующие направления-

1 макроэкономические показатели,

2- характеристика демографически и миграционных процессов в обществе,

3- основные характеристики состояния здоровья,

4- рынок труда,

5- доходы населения,

6- социально-экономическая неоднородность,

7- расходы, потребление и имущество населения,

8- условия и качество жизни,

9 - потребительский рынок товаров и услуг,

10- показатели бюджета времени

Одной из важнейших задач социальной статистики остается разработка обобщающего интегрального показателя УЖ.

По мнению экспертов ООН статистика пока еще не открыла рационального способа объединить установленные показатели в единый, всеобъемлющий показатель. Существуют отдельные предложения.

Все большее признание получает оценка достигнутого УЖ путем сопоставления фактических его показателей с нормативными. Например, можно использовать для расчета следующий способ:

1. По отдельным группам благ и услуг подсчитать индивидуальные УЖ, равные фактическому потреблению на 1 чел./ нормативное потребление, при этом каждое фактическое потребление д.б.< нормативного (индивид.УЖ <= 1);

2. расчет средневзвешенного показателя УЖ из индивидуальных УЖ, где вес - доля стоимости каждого фактического потребления в общей стоимости нормативного набора благ и услуг.

Трудно изучать динамику УЖ, т.к. менялась методология, территория страны, государственное устройство, структура потребления. Чтобы иметь возможности сравнивать показатели, необходимо пересчитать по крайней мере основные макропоказатели по современной методологии.

В настоящий момент существуют отдельные показатели УЖ без качественного анализа их в динамике. Некоторое приближение к обобщенной оценке УЖ в международной практике имеет такой показатель, как ВВП на душу населения. Т.к. во времени его нельзя сравнивать, то прибегают к его относительным характеристикам: сравнением его с показателем США. Это обычная практика в международных статистических сопоставлениях.

Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параметрам:

n ежедневная норма килокалорий на человека 2500 до 4000

n один комплект кухонной утвари на хозяйство

n три смены одежды и три пары обуви на человека

n сто миллилитров очищенной воды в день

n жилье площадью не менее 6 кв.м.

n полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образование для детей

n один радиоприемник на хозяйство

n один телевизор на 100 жителей

n один велосипед на хозяйство

n десять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100ь дол в год на медикаменты

n работа, которая дает возможность содержать семью

n система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков

3. СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Денежные доходы населения - основной источник удовлетворения личных потребностей населения. Они состоят - оплата труда, - социальные трансферты (пенсии, пособия стипендии и др), - доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов от предпринимательской деятельности, от продажи иностранной валюты, страховые возмещения, ссудыа..)

За основу принято определение дохода, предложенное в СНС ООН Дж. Хиксом. Доход - это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего объекта за этот период не уменьшится.

Доходы могут быть:

совокупные - общая сумма денежных и натуральных доходовс учетом социальных фондов,

номинальные доходы .- сумма начисленных доходов,

располагаемые доходы - номинальные доходы минус обязательные платежи.

Кроме того, Совокупный доход. и ЗП могут быть реальными, т.к. они зависят от динамики цен на потребительские товары. Реальные Доходы характеризуют количество потребительских товаров, которые могут быть приобретены на конечные доходы населения

Покупательная способность (ПС) - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой доход

Задача. Номинальная среднемесячная заработная плата возросла с 468 до 495 руб., а выплаты из общественных фондов на одного работающего - в среднем с 153 руб. до 170 руб., цены на товары и платные услуги увеличились на 3 %.

Определить, как изменилась реальная ЗП с учетом выплат.

Решение: (495+170)/ (468+153)=1.07 - изменение номинальной ЗП с учетом выплат

Изменение ЗП= 1.07/1.03 = 1.04 - изменение реальной ЗП составило 4 %

Об уровне бедности статистика судит по численности и доле населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Для оценки уровня концентрации (не только доходов, но и других показателей, например, распределение городов по численности населения) используют графический и аналитический методы.

При графическом представлении строится кривая Лоренца. При аналитическом подходе в мировой практике наиболее широко используется Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и децильный коэффициент концентрации доходов (ДКД).

Для рассмотренных данных (январь-март 1999 года) построим кривую Лоренца и рассчитаем коэффициент Джини и ДКД.

Группы населения по уровню доходов Численность населения в % Доля общего объема дохода по группам Накопленные итоги Доходы при равномерном распределении
Доли численности населения pi Доли общего объема доходов qi
первая (с наименьшими доходами) 20% 6,1% 20,0% 6,1% 20,0%
вторая 20% 9,4% 40,0% 15,5% 40,0%
третья 20% 13,1% 60,0% 28,6% 60,0%
четвертая 20% 18,2% 80,0% 46,8% 80,0%
пятая (с наивысшими доходами) 20% 53,2% 100,0% 100,0% 100,0%
Всего 100% 100%

Коэффициент Джини

G=(0,2*0,155+0,4*0,286+0,6*0,468+0,8*1)-(0,4*0,061+0,6*0,155+0,8*0,286+1*0,468)