Open
Close

Святые заступники руси. Конкурс «святые заступники руси

Объявлено о начале IХ ежегодного всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси». Дедлайн 1 мая 2016 года.

Организаторы: Русская православная церковь, Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь и Фонд развития православных культурно-просветительских проектов.

Одной из главных задач конкурса является привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Также выявление и поддержка художественно и литературно одаренных детей и привлечение к участию детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурс проводится на некоммерческой основе.

В конкурсе могут принимать участие общеобразовательные школы, детские и молодежные творческие студии, центры, православные гимназии, средние учебные заведения и отдельные участники в возрасте до 16 лет.

Конкурс проводится по двум номинациям:

«Изобразительное искусство» – художественное произведение, выполненное в технике: карандаш, цветной карандаш, пастель, уголь, сангина, тушь, акварель, акрил, гуашь, темпера, масло. Работы, выполненные в другой технике, не рассматриваются. Оригиналы представленных работ должны быть не меньше формата А4 (210мм×297мм) и не больше формата А3 (297мм×420мм).
«Литературное творчество» – литературное произведение в прозе (рассказ, сочинение, эссе). Работы принимаются в электронном виде с полуторным межстрочным интервалом, гарнитура Times New Roman или аналогичная, размер (кегль) от 12 до 14 пунктов. Объем не более 5 (Пять) листов.

Тематикой для конкурсных работ могут послужить:

Жизнь блаженной Матроны Московской;
Великая Отечественная Война. Духовный подвиг и молитвенное участие святой преподобной Матроны в борьбе за победу над фашизмом;
Посмертные чудеса, связанные с именем блаженной Матроны Московской.

Участникам конкурса в номинации «Изобразительное искусство» необходимо сохранить оригиналы присланных работ до окончания конкурса.

Каждый участник конкурса награждается именной памятной грамотой. Рассылка грамот осуществляется Почтой России по адресу, указанному участником при регистрации на сайте конкурса.
Преподаватели, учителя школ, зарегистрированные на сайте и организовавшие участие своих подопечных в конкурсе, также награждаются именными памятными грамотами. Итоги конкурса и награждение победителей пройдет в Москве в 2016 году. Количество лауреатов и дипломантов определяет жюри.
По итогам конкурса издается книга – жизнеописание святой праведной блаженной Матроны Московской - полноценное пособие для внеклассного чтения – оформленная лучшими детскими работами, присланными на конкурс. Оргкомитет конкурса распространяет книгу по школьным библиотекам Москвы, Московской области, регионов РФ – школ-активных участников конкурса, кадетским и казачьим корпусам, детским домам, больницам.

Цель: создание художественного образа Георгия Победоносца.

Тип: информативно-деятельный.

Вид: творческая деятельность с репродуктивными элементами.

Задачи:

  • Познакомить с высоким духовно – нравственным подвигом Георгия Победоносца.
  • Развить творческие способности обучающихся на базе пройденного материала и сформированных навыков свободного использования выразительных графических средств.
  • Расширить кругозор обучающихся.

Оборудование.

  • Для педагога: компьютер, экран – презентация к занятию.
  • Для обучающихся: Бумага, простой карандаш, гелиевая ручка, фломастеры.

Структура урока.

  • Организационный момент.
  • Изложение нового материала.
  • Закрепление.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Тема нашего урока, впрочем, вы сейчас сами попробуете определить, о ком пойдет речь.
Рассмотрите, пожалуйста, внимательно десятикопеечную монету. Кто изображен на оборотной стороне монеты (Рис. 1)? Где еще вы могли видеть это изображение? (На гербе России.) (Рис. 2)
– Да. Разговор у нас пойдет о Святом Великомученике Георгии Победоносце (Рис. 3)

2. Изложение нового материала

– Что же совершил Георгий Победоносец и почему народ хранит о нем память?
Послушайте историю.
Случилось это, когда в Риме правил император Диоклетиан. Он был врагом христиан, мучил и казнил тех, кто верил во Христа Спасителя и жил по его заветам. В войске императора служил христианин Георгий. Он не мог равнодушно смотреть на страдания людей.
Мужественный воин пришел к правителю сказал: «Зачем ты казнишь тех, кто исповедует истинную веру?».
Император велел заточить Георгия в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Он надеялся, что юноша не вынесет мучений и отречется от Христа. Но когда святого вновь привели к царю, он воскликнул: «Скорее ты устанешь мучить меня, чем Я отрекусь от своей веры!»
На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым,но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но на утро они опять стали целыми. Его заставили бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри.
Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
Его избили плетьми так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.
В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году
Чудесам святого великомученика . Чудо Георгия о змие.
После своей кончины Георгий часто являлся людям. Помогал преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать в битвах. Поэтому его стали называть – Георгий Победоносец.
В стране Финикии, среди гор, раскинулось красивое озеро. На берегу его жил страшный, огромный змей. Своим ядом он сеял болезни и губил людей. Жители страны не знали, что делать как спастись, и решили каждый день приносить чудовищу в жертву юношу или девушку, чтобы пощадил он других людей. Дошла очередь и до царской дочери. В глубокой печали она стояла на берегу и ожидала смерти. Вдруг появился святой Георгий на коне с копьем в руке.
– Не бойся, – молвил он, – во имя господа моего Иисуса Христа я спасу тебя от гибели. И, осенив себя крестом, он вонзил в змея копье и умертвил чудовище. Пораженные этим чудом, многие жители города уверовали во Христа.

– Этот сюжет, имеет глубинную христианскую символику. Образ змия-дракона приобретает значение или всех злых сил, образ святого Георгия – это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом, образ царевны – символ церкви христовой.

3. Закрепление

– В чем же тут его победа, почему его называют Георгий Победоносец?
Великомученика Георгия называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам.

4. Практическая работа

– Я предлагаю вам сделать рисунки на эту тему.

Примерные варианты композиции.

  • Портрет Георгия Победоносца.
  • Изображения святого Георгия в полный рост.
  • Георгий, сражающийся со змием.
  • Мучения и пытки святого Георгия
  • Чудеса, совершенные Георгием Победоносцем.

Пояснения сопровождаются показом разных икон с изображением Георгия Победоносца.

1 часть практической работы – линейный рисунок

Обратить внимание на композиционный строй картины, выделение главного и второстепенного, равновесия или движения в рисунке, особенности одежды римского воина, изображения признаков святости.

2 часть практической работы – текстурное заполнение поверхностей

На доске висят примерные варианты текстуры (Рис. 4 и 5), но надо вспомнить раннее использованные и придумать новые варианты.

При текстурном заполнении поверхностей обратить внимание на сочетание светлых и темных пятен.

5. Подведение итогов

Делается выставка картин, где в ходе обсуждения отмечаются достоинства каждой картины и в дальнейшем идет отбор самых удачных рисунков, для участия во Всероссийском конкурсе рисунков. «Святые заступники Руси»

В освоении Дальнего Востока было немало трудностей, связанных с расширением и защитой российских рубежей. Но те, кто пришел сюда, искренне служили Отечеству, обладали сильным характером и хранили в душе глубокую веру. С молитвами они обращались к святым образам воинов-праведников, которые испокон века считались заступниками земли русской.

«Верховным военачальником» — архистратигом в Православии считают архангела Михаила. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию именно он возглавил небесное воинство, восставшее против сатанинских козней. Более тысячи лет, со дня основания стольного града Киева, архангел Михаил является покровителем русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество икон. На той, что представлена в зале русского искусства Дальневосточного художественного музея, святой архангел Михаил изображен в виде сидящего на коне воина. Его крылатая фигура как бы излучает горячий красный свет. На нем одежды византийского придворного. Пристальный взгляд непреклонен и суров. Вечный противник зла, он охраняет небо от происков сатаны. В руках его мерило, которым архистратиг измеряет отпущенное Богом время, и Евангелие как символ всесильной власти Всевышнего, о которой он громогласно возвещает в трубы.

В соборе воинства архангела Михаила много заступников, начиная с ангельских чинов и включая праведных воинов, защищавших родную землю и впоследствии канонизированных (от греч. глагола «узаконять»). «Все христианские церкви (кроме протестантов) учат, что христиане, совершеннейшие по жизни, по кончине своей, как особенно угодившие Богу, удостаиваются особенной Божьей благодати, и в сонме небожителей образуют особенный класс „святых человеков“, которые молятся пред Богом за живых собратьев своих по вере...». Так толкуется Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона канонизация святых праведников.

Одним из праведных заступников русской земли был великий князь Владимир Святославович (980-1015). Во время его правления важнейшим событием для объединения русского государства стало крещение Руси. Судя по древним летописям, после принятия христианства самим князем изменился даже его характер. Он запретил смертные казни, раздавал деньги беднякам, распустил гарем и, несмотря на то, что очень любил пиры, стал устраивать их только в церковные праздники. Князь щедро угощал гостей, а для больных и слабых велел развозить еду и питье по домам. После всех его добрых дел другие страны уже не относились к Руси с прежним пренебрежением. К лику святых благоверный князь праведный воин Владимир причислен в XIII веке. Иконописцами Владимир изображался гораздо реже, чем другие праведные воины.

В зале русского искусства Дальневосточного художественного музея представлена икона «Князь Владимир» с его образом. Она выполнена в традициях многих икон петровской эпохи с заметным делением на планы и жанры портрета и натюрморта, с передачей светотеневых моделировок. Икона богато украшена цветным орнаментом, творенным золотом. На переднем плане изображен Владимир в «историческом» типе — в княжеской одежде, а не в царском облачении. Он опирается рукой о крест со свитком, на котором слова обращения к Всевышнему: «Боже, сотворивший небо и землю, призри на ново просвещенника».

О защите от нашествия иноплеменных, от насилия иноверных молились верующие и святому благоверному князю Александру Невскому (1220-1263). В сложившейся иконографии получили отражение три его ипостаси: князь, воин и монах. Все эти акценты его образа были связаны с историей развития русского государства. К примеру, во времена правления Ивана Грозного князя, призывавшего народ к кротости и послушанию, иконописцы представляли как схимника (высшая степень монашества) — с куколем на голове и в рясе. Позднее, во времена «смуты» и до XVIII века, доминировал «княжеский» вариант его изображения. А в период правления Петра I Святейший синод постановил писать образ князя преимущественно в воинских одеждах. Икона «Александр Невский», представленная в постоянной экспозиции Дальневосточного художественного музея, выполнена в традициях XVIII века. На ней князь изображен во весь рост в военных доспехах, поверх которых накинута царская мантия. Портретные черты мало примечательны, что и было принято в написании икон. Автор «Жития Александра», его современник, повествует, что ростом князь был выше других, голос его звучал как труба, лицо было прекрасно, а, побеждая, сам он оставался непобедим.

Из того же «Жития» мы узнаем, как родственник шведского короля Эрика отважный рыцарь Биргер, желая захватить русские земли, отправил Александру в Новгород послов со словами: «Если можешь, сопротивляйся мне, а то я пленяю твою землю». Приняв благословение на бой от архиепископа Спиридона, Александр воодушевил свою дружину словами: «Не в силе Бог, но в правде». В великой сече со шведами Александр оставил отметину на лице Биргера своим острым копьем. И, победив в этой битве, он получил прозвание Невский.

Канонизирован был князь в 1547 году после многих чудес, совершенных по его кончине. По церковным преданиям, когда во время похорон священник собирался разжать руку усопшему князю, чтобы вложить в нее духовную грамоту, тот протянул ее как живой и взял грамоту.

Не случайно почитание князя началось сразу после его смерти и продолжается по сей день. Образ великого князя Александра Ярославича, соединившего в себе качества мудрого политика, смелого воина, бесстрашного защитника православной веры и смиренного монаха, всегда был близок русскому человеку. У хабаровчан особое отношение к этому святому. Ведь Хабаровский край — территория пограничная. Не случайно в Хабаровске построен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Современные иконописцы тоже создают образы святых праведных воинов. Одна из современных икон посвящена выдающемуся русскому флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. Родился он в 1744 году в сельце Бурнакове Романского уезда Ярославской провинции в семье мелкопоместного дворянина. После окончания Морского шляхетского кадетского корпуса был назначен на флот. Во время Русско-турецкой войны Федор Федорович служил в Азовско-Донской флотилии и принимал активное участие в боевых действиях на Черном море.

Сторонник взглядов великого русского полководца Суворова, Ф. Ф. Ушаков обогатил военное искусство новыми формами и способами ведения боевых действий на море, что сыграло большую роль в достижении русским флотом крупных побед в сражениях на Черном и Средиземном морях — в Керченском, Тендровском, а также в сражении у Калиакрии. Ушаков всегда стремился завершать бой преследованием отступившего противника до полного его уничтожения.

Даже уйдя в отставку, Федор Ушаков продолжал служить Отечеству. В 1812 году его избрали начальником ополчения Тамбовской губернии. Осенью 1817 года он умер в своей усадьбе близ Тамбовской губернии.

В марте 1944 года советское правительство учредило орден и медаль имени адмирала Ушакова. К лику святых русский флотоводец Федор Ушаков был причислен в начале XXI века.

В Хабаровском крае его образ тоже наиболее почитаем. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк обратился к наместнику Санаксарского монастыря, где был похоронен Ушаков, с просьбой написать икону святого праведного воина Федора Ушакова и передать частицу его святых мощей в собор Успения Божией Матери. Просьба была выполнена, и икона доставлена в Хабаровск. Вся она проникнута духом патриотизма. На ней поясное изображение святого праведного воина Федора Ушакова в адмиральской форме. В правой руке он держит свиток со словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». В левой — шпага, знак дворянского сословия. Это символ воинской доблести. Память святого праведного воина Федора Ушакова празднуется в день его прославления 23 июня (5 августа) и в день его блаженной кончины 2(15) октября. Также по церковному календарю 26 апреля (9 мая) отмечается День всеобщего поминовения усопших воинов-защитников.

Образы праведных воинов, созданные русскими иконописцами, вызывают в нас любовь и гордость за эту землю, которую осваивали наши предки, берегли нерушимость ее границ, неприкосновенность российской территории.

Наталья СТАРУН ,
искусствовед

Объявления о детских конкурсах, олимпиадах, фестивалях слышать приходится часто. Другой вопрос, что родителей (которые слышат эти объявления) условно можно разделить на две группы: тех, кто ляжет костьми, чтобы их чадо стало участником (увы, таких немного), и тех, кто останется равнодушным, махнет рукой: мол, нам что, больше всех надо? Понятен вопрос: а, собственно, что все эти конкурсы меняют в нашей жизни? И зачем тратить силы, нервы, время, когда проще, как обычно, оставить ребенка у телевизора с мультиками (и не скучно, и вроде занят)? Рассказ организатора всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» Алины Бариновой оказался неожиданным.

Малолитражка на Тверской

Каждый день она объезжала четыре почтовых отделения в районе Тверской. Поначалу сотрудники почты воспринимали ее как человека, как минимум, странного, ведь миниатюрный городской автомобиль приходилось заполнять бандеролями, письмами и посылками до отказа, так что Алина сидела за рулем, сильно пригнувшись. Потом привыкли.

Возвращаясь на подворье Саввино-Сторожевского монастыря вместе с двумя помощниками, она разгружала привезенное, в буквальном смысле заваливая помещение сверху донизу. Прямо на пол выкладывались тысячи рисунков, стопками складывались написанные кривыми детскими почерками сочинения. А потом приходили заслуженные художники (Георгий Юдин, Василий Нестеренко, супруги Филипп и Зинаида Суровы), писатели (Владимир Крупин, Константин Ковалев-Случесвкий), священники (протоиерей Артемий Владимиров)и плакали... на полном серьезе. Работа кипела, из разных углов то и дело доносилось: «О, Господи, ну как выбрать-то? Они все такие хорошие».

Так в 2007 году начинался конкурс «Святые заступники Руси». Прошло три года, и теперь тексты сочинений дети сами выкладывают на сайте конкурса, туда же присылают снимки работ, которые потом просматривает жюри. Сильно расширилось число членов оргкомитета, жюри, экспертов - их около тридцати человек. «Раз звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», - писал поэт. Раз конкурс развивается, значит, есть ради и во имя чего.

Вообще, все начиналось более чем спонтанно, - рассказывает Алина Баринова - организатор, вдохновитель конкурса. - Саввино-Сторожевский монастырь готовился к 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Фигуры, может, и негромкой, и даже скромной, но очень важной для отечественной истории.

Если бы вы побывали в воскресный день в обители, первое, с чем бы там столкнулись - это с детьми. Веселые, смешливые, они снуют туда-сюда, бегают, играют, молятся в храме. Их очень много. По воскресеньям детей во всех церквях много, но такого, как в монастыре - я нигде не видела. Здесь же еще есть и приют для мальчиков. Вот мы и задумались, как бы деток к празднику нашему привлечь. Причем сразу захотелось привлечь в том числе и детей невоцерковленных. А так как торжества проходили при поддержке Патриарха, Госдумы и администрации Московской области, то быстро удалось собраться, разработать идеи, а главное, успеть сделать рассылку по регионам и епархиям. Отклик был колоссальный. Так мы же и постарались, объявили, что все участники, которые пришлют рисунки с сюжетами из жизни преподобного Саввы Сторожевского или напишут творческое сочинение на эту тему, получат грамоты, а лучшие работы войдут не в брошюрку с фотографиями улыбающихся, в цветах и подарках детей, а станут иллюстрацией к книге жития святого. Главное, что мы ставили своей целью - научить детей вкладываться во что-то серьезное и важное.

Савва Сторожевский. Савин Иван, 8 лет, Московская обл.

Да что я могу знать?

Как это часто бывает, почти сразу же после объявления результатов конкурса и публикации книги начались проблемы. Звонили рассерженные родители, дети которых неделями плакали, не получив по какой-то причине грамоты участников, писали недовольные учителя, которые поначалу восприняли конкурс как обязаловку, спущенную сверху. Так, одна учительница писала: «Да что же это такое, напридумывают конкурсов, а мне что делать прикажете? Как можно написать сочинение на тему “Нет наркотикам”. А? Я вас спрашиваю? Или вот, тоже удумали “Открытое сердце. Елизавета Федоровна”. Да откуда я про нее знать-то вообще могу?»

Конечно, было тяжело, в первую очередь технически,- вспоминает Алина. - В первый год было напечатано более шести тысяч грамот, каждую из которых мы с моими помощниками подписывали от руки. Иногда подводила почта, иногда сами родители, невнимательно заполнявшие письма с обратным адресом: то дом забудут указать, то квартиру. Приходилось звонить, выяснять подробности, утешать детей.

Не лови птиц, лови людей. Савин Константин, 4 года, Московская обл.

История с учительницей в итоге оказалась счастливой и вылилась не только в сочинения, но и в потрясающий материал, который был позднее опубликован в журнале «Саввинское слово». Она все-таки решилась провести урок, посвященный Великой княгине. Отправила детей по библиотекам, и неделю спустя на открытом уроке между детьми рождались потрясающие споры и диалоги. Например: «И все-таки я не понимаю, зачем же было убивать такую женщину?» - говорила семиклассница, на что ее сосед по парте отвечал: «Что же тут непонятного. Если хочешь уничтожить веру, нужно сначала истребить людей».

Сейчас мы думаем над тем, как и чем награждать учителей, настоящих творческих людей, которые меняют наших детей, по-настоящему заставляя их мыслить, рассуждать, размышлять над сегодняшним днем и над историей своей страны, - продолжает Алина. - Понимаете, когда человек подходит к делу с душой, интересом - это всегда так видно, так чувствуется. Это хочется поощрять, за это нужно благодарить. Ведь именно родители и учителя определяют творческую жизнь ребенка. Именно они способны откликнуться первыми на вопрос своего чада или ученика, могут подсказать направление поиска, рассказать что-то от себя, просто прочесть. И если ребенку не повезло с учителем, особенно литературы, как же это бросается в глаза! Читая творческие сочинения, плакать приходится уже не от умиления и счастья, а от сожаления - ведь ребенок оказывается совершенно не способным создать хоть что-то самостоятельное и интересное. Он без зазрения совести переписывает известные тексты, ставя свою подпись. Когда делают это пятнадцатилетние, их можно понять - это некрасивый способ приспособиться и выжить, когда же списыванием занимается восьмилетний ребенок, остается развести руками и позвонить родителям.

Все это значит, что ребенка не научили открываться, ему не объяснили, что работу нужно делать так, чтобы за ней стояло его «Я», его душа, его переживания.


Использованные листы

География конкурса с каждым днем расширяется. И вот уже в нем участвуют не только Москва и Подмосковье, но и Кировская, Липецкая области, Дальний Восток. Можно долго рассуждать о кризисе в стране, о дефиците бюджетных средств, говорить о помощи и поддержке государством семей, доходы которых ниже прожиточного уровня. Но именно такие конкурсы выявляют факт - Россия жива людьми: инициативными, горячими, готовыми меняться, и нет смысла списывать неудачи и проколы на государство.

В одном из заключительных туров конкурса победу одержал рисунок девочки, который прислала учительница из глубинки. Жюри высоко оценило работу и попросило выслать оригинал. И тут случилось страшное. Работа оказалась испорченной, точнее, не годна для типографской обработки. Она была сделана на обороте использованного чертежного листа. Организаторы тут же бросились звонить. «Как же так, вы же знали, что работа одержала победу, ну разве можно было так с ней поступать, портить ее?» - говорили они в телефонную трубку. «Простите ради Бога, но, видите ли, - отвечали на том конце провода, - эта девочка из малоимущей семьи. Она всегда приходит на мои уроки ИЗО неподготовленная, ничего с собой не приносит. Вот я и отдаю ей оборотки. Хорошо же рисует».

Спасение царя. Крошнена Алена, 9 лет, республика Карелия.

Позже организаторы конкурса узнают, что учительница теперь на свои деньги покупает этой девчушке всё, что требуется для рисования. Более того, раз в неделю проводит бесплатный урок.
Каждый раз за рисунком ребенка, за его сочинением стоит не только удивительная судьба, как же еще может быть? За ними стоят люди, которым это ребенок важен.

Однажды в Москву на вручение призов вместе с другими победителями приехали два мальчика (подопечные детского дома для слепых). Две талантливые работы ребят были высоко оценены жюри и получили специальные призы. Каково же было удивление организаторов, когда они увидели перед собой детей, совершенно не способных передвигаться без сопровождения. Оказалось, что их зрение сохранено всего на 20%.

В конкурсе участвуют не только школы, детские дома, но и больницы, онкоцентры, куда организаторы приходят, получая приглашения от благотворительных фондов. Конечно, больным детям оказывается тяжелее всего, но это хоть как-то меняет их действительность и наполняет жизнь мгновениями счастья.


Не отдадим мать! Арест Великой княгини Елизаветы. Бехметьева Пелагея, 8 лет, Оренбургская обл.

Как появляются герои?

Преподобный Савва Сторожевский, святая Великая княгиня Елизавета Федоровна, святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси чудотворец, теперь Святой Георгий Победоносец. Имена святых, ставших героями конкурсов, не случайны. Члены жюри собирались вместе и обсуждали, о ком именно в этом году детям важно было бы узнать и над судьбой кого стоило бы призадуматься. В год 90-летия гибели царской семьи решено было обратиться к фигуре Елизаветы Федоровны, о которой мало тогда говорили. В связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия II подумали, что детям стоит узнать о его небесном покровителе митрополите Алексии. В 2010 году, в 65-летнюю годовщину победы, говорить нужно о святом воине Георгии Победоносце.

Знаете, - продолжает Алина Баринова, - в воцерковленных семьях принято говорить и о смерти, и о подвиге, а в большинстве нерелигиозных семей все-таки нет. Да, когда мы начинали конкурс, то хотелось просто привлечь внимание к фигуре преподобного Саввы, мы надеялись, что дети хоть что-то запомнят, и, может быть, в будущем, в сознательной жизни всплывет часть того, что они узнают теперь. Но когда мы погрузились в конкурс, то поняли, что хотим изучать историю отечества (про которую в школе не принято говорить «православное») вместе с детьми. Ведь изучая ее, мы обнаруживаем столько примеров служения Родине, что и жизни не хватит узнать - если не научишь любить в детстве. И чем раньше ребенок столкнется с этими фигурами, тем лучше будет и для его личности, и для страны в целом.

Обучение в школе рассчитано на запоминание фактов и далеко от творчества и размышлений. Но я убеждена, что всё то, что остается в нас навсегда, всё, что глубоко вросло и проникло - приходит через искусство, эмоции, чувства, самовыражение. Мы делаем ставку именно на это. Нам хочется, чтобы творчество стало основой, правильным началом образования ребенка. И мы надеемся, что конкурс способен в этом помочь. Сейчас, может быть, вы заметили, все кидаются учить - нет, не русский язык, а английский, китайский. Только у откровенно ленивого ребенка нет репетитора по английскому. Когда спрашиваю знакомых, что читают их дети, то оказывается - захватывающую фантастику. На ночь сами выбирают, что читать, взрослые уже. Это страшно, когда люди старшего поколения не понимают: если ребенок не будет знать свои корни, то не вырастет крепкой личностью.

В результате - красивые книги, на прекрасной бумаге, оформленные лучшими детскими работами. Раритет. Я верю, что даже через сто лет люди не перестанут любить то, что сделано с душой. Россия останется культурной страной. Я верю, что они будут хранить дедушкин альбом.

Их не обманешь

В составе экспертной группы конкурса все больше появляется молодежи: художники, дизайнеры, филологи, религиоведы. Они приходят по приглашению оргкомита из лучших вузов страны. Все они, к удивлению организаторов, оказываются людьми не только умными, образованными, деятельными, но и воцерковленными.

Вы знаете, я благодарна и этим ребятам, - говорит руководитель конкурса, - а больше всего - нашим бессменным членам жюри. Я даже представить себе не могла, что они, все такие важные (члены союза художников, заслуженные и профессора, вице-президенты всевозможных академий и союзов, постоянно находящиеся в командировках, на заседаниях, погруженные в собственные творческие работы), как дети откликнутся на просьбу участвовать (и останутся с нами), что будут приезжать, спорить, часами просматривать и вычитывать работы, переживать за дело. Каждый раз я ловлю себя на мысли: если это так, значит, все хорошо, значит, мы делаем большое и важное дело. Их же не обманешь!

СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ

900igr.net


Наше Отечество

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

К. Д. Ушинский


Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.


Святые земли русской

  • У каждого народа есть свои лучшие люди, память о которых бережно хранится и передается из поколения в поколение. В России таких людей называли святыми.
  • Святые – люди, из сердец которых под действием благодати струятся вера, надежда и любовь.

В X веке Русью правила княгиня Ольга. Тогда наши предки были язычниками, то есть поклонялись силам природы. Ольга была мудрая женщина. Она поехала в Византию и приняла там крещение. Её называли предвестницей христианства на Руси.



Князь Владимир

  • Прозван в народе «Красное Солнышко». Был внуком княгини Ольги, часто слушал её рассказы о православной вере. По примеру своей бабушки, княгини Ольги, принял христианство…

Князь Владимир

  • … А в 988 году произошло великое событие - крещение Руси.

Святые Борис и Глеб

  • Первые святые земли Русской (сыновья князя Владимира), были убиты своим старшим братом Святополком, за что тот получил прозвище Окаянный. О краткой жизни братьев написал летописец Нестор. Они считаются заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Святой Нестор Летописец

  • Немало на Руси пережили люди радостей и несчастий. И Нестор старался запомнить и записать события дней минувших, чтобы сохранить их в памяти народной.

Святые Пётр и Феврония

  • Они дали пример идеальной семейной жизни, когда муж и жена превыше всего ставят христианский долг друг перед другом. Эти Святые стали покровителями Таинства брака. В память о них ежегодно 8-го июля в России празднуется День семьи.

Святая Блаженная Ксения Петербуржская

  • На Руси издавна любили юродивых. Этот подвиг очень трудно понять современным людям. У блаженного не было ни семьи, ни крыши над головой, ни пищи, ни одежды. В России 14-16 веков более десяти юродивых были причислены к лику святых.

Святой Серафим Саровский

  • Подвиг – это когда человек добровольно жертвует собою в интересах всего человечества. Монашеский подвиг и совершается во имя любви к людям. Тысячу дней и тысячу ночей святой Серафим простоял на камне в молитве за Россию.

Святой Гермоген

  • Рубеж 16-17 века – смутное время для Руси. Самозванцы рвались к власти. Польский король ввел войско в Москву. Патриарху Гермогену угрожали расправой, требуя подписать разрешение на царствование поляку. В ответ Гермоген разослал послания народу с просьбой встать на защиту Отечества. Во главе освободительных сил встали купец Минин и князь Пожарский. 4 ноября 1612 г. Родина была освобождена от врагов.

Святой Иоанн Кронштадтский

  • Вся жизнь святого была подвигом христианского служения людям. Много лет ежедневно он записывал свои мысли, они стали основой его книг «Моя жизнь во Христе». В конце 19 века революционеры подкладывали бомбы и заодно с теми, на кого охотились, убивали десятки невинных. Их газеты травили отца Иоанна за то, что помогал бедным. По их мнению, вместо милостыни он должен был раздать им оружие и повести на борьбу с царизмом. Отец Иоанн старался объединить общество, а не раскалывать его.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон

  • Создавая новый тип человека, большевики объявили войну всем религиям. Они грабили и закрывали православные, католические и протестантские храмы, синагоги и молельные дома, убивали священников и заключали в тюрьмы миллионы ни в чем не повинных людей. Христианская церковь учила любить врагов, а большевики приучали народ к классовой вражде. Церковь учила прощать, а они – ненавидеть. Патриарх Тихон был готов к любым гонениям против себя, лишь бы сохранить независимость церкви от безбожных властей. Он был причислен к лику святых в 1989 году.



Илья Муромец

  • Почти 800 лет назад этот человек жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получил уже в зрелом возрасте богатырскую силу. Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой. Его память церковь празднует 13 января.


Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был "ладно скроен и крепко сбит" - "косая сажень

в плечах", как говаривали

в старину.


Дуб, что вырвал из земли Илья Муромец

Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз,

который был не под силу и лошади.







Александр Невский.

Кто с мечом к нам придёт,

тот от меча и погибнет.


О́рден Святого Алекса́ндра Не́вского -

государственная награда

Российской империи

с 1725 до 1917 года.

Орден Александра Невского (СССР) - государственная награда

СССР в 1942-1991 годах.


Церемония награждения

Орденом Александра Невского

в Кремле.

Орден Александра Невского (Россия) -

государственная награда

Российской Федерации с 2010 года.


  • VIII веков назад родился отрок Варфоломей. Однажды он увидел человека в тёмной монашеском одеянии. Мальчик рассказал монаху что не даётся ему учение. Незнакомец сказал: «Бог даст тебе разум, перед тобой великое будущее». Так и случилось. Позже Варфоломей стал монахом и получил имя Сергий Радонежский.





Народная память свято хранит дату 8 (21 - по новому стилю) сентября 1380 года - день победы на поле Куликовом.

Пантюхин Ю.П. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский




Орден учреждён Определением Святейшего Патриарха Алексия II

и Священного Синода от 1 октября 2004 года. Награждаются люди, проявившие мужество при защите Отечества. Среди кавалеров данного ордена: Борис Ельцин, Михаил Калашников, Рашид Нургалиев.


Родина – это место, где я родился, где я живу, где жили мои предки. Родина – это моя земля, мое небо, мой родной дом. Родина – это где все родное, понятное: язык, традиции, обычаи. Где бы я не жил, Родина останется в моем сердце навсегда. Моя Родина во мне. Я часть ее истории.

Что для меня Родина?


Знаешь ли ты

  • В церковном календаре есть место и для твоего праздника! Может быть, ты не знаешь, что носишь имя какого-то святого, ведь практически все русские имена – имена святых. Отыщи в календаре день памяти своего святого, и ты можешь справлять в этот день свои именины.

Составление синквейна

Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.

1-я строчка -это название темы одним словом 2-я строчка - это определение темы в двух прилагательных 3-я строчка - это три глагола 4-я строчка - фраза из четырех слов 5-я строчка -завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи