Open
Close

Каменный дом с башенкой и колоколом наверху. Здания староместской площади

Староместская площадь Праги привлекает красотой, над которой не властно время, и неповторимым волшебством, навевающим ассоциации с прекрасными рождественскими сказками. Оказавшись здесь в любое время года среди огромного количества туристов из разных стран, нельзя не обратить внимание на старинные здания, дворцы и дома, расположенные вокруг площади. Они образуют красочный коллаж различных архитектурных стилей и эпох: готический стиль следует сразу за романскими строениями, а рядом с ними вы увидите наиболее красивые барочные здания, окрашенные в пастельные тона и представляющие большую историко-архитектурную ценность. Глаза разбегаются от разнообразия изысканных фасадов, украшенных резьбой, фресками, скульптурами. Здесь можно почувствовать, что попадаешь на несколько веков назад во времени.

На восточной стороне Староместской площади Староместская площадь находится один из самых элегантных образцов архитектуры эпохи позднего барокко и рококо - дворец Кинских. Проектировал этот дворец тот же архитектор, что построил стоящий напротив староместский собор Святого Микулаша - Килиан Игнац Динценхофер Староместский собор Святого Микулаша . Дворец был построен в 1755-1765 годах, а Кинские купили здание, ставшее свидетелем многих значительных событий чешской истории, в 1768 году.
Существует легенда, что первый владелец дал большую взятку трем членам городского совета, чтобы получить разрешение строить фасад здания, нарушая линию застройки площади. Он желал, чтобы его дворец был не только самым красивым на площади, но и сразу выделялся на фоне других строений. Дворец действительно не вписывается в общий ряд современных зданий. Позднее граф вынужден был давать унизительные подробные объяснения своего поступка, но так как у него было письменное разрешение, то его оставили в покое. Зато трое взяточников "ответили по полной": их повесили на виселице, специально размещенной перед этим же дворцом.

Представители знатного дворянского рода Кинских принимали участие в восстании Сословий, но были помилованы и впоследствии верой и правдой служили династии Габсбургов, за что получили княжеский титул. Во дворец по приглашению графа Кинского приезжал играть Бетховен. На первом этаже располагался небольшой магазин галантерейных товаров отца Франца Кафки, а сам же писатель на протяжении 1893-1901 годов посещал немецкую гимназию, находившуюся на третьем этаже дворца. Здесь родилась и выросла писательница и общественный деятель Берта Кинская, первая женщина-лауреат Нобелевской премии мира (в 1905 году) и вторая женщина в истории, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри). В феврале 1948 года Клемент Готвальд, обращаясь с балкона дворца Кинских к собравшимся на Староместской площади, провозгласил установление коммунистической власти в Чехословакии. В феврале 1993 года с этого же балкона выступал Вацлав Гавел, первый президент независимой Чехии. Длительное время во дворце размещалось польское посольство, а сейчас помещения дворца Кинских являются выставочными залами Национальной галереи.

О строительстве дворца Кинских рассказывают еще одну легенду.
Сначала работа долго не шла: ее задерживали споры с городским советом, каменщики слишком спешили и свежепостроенная стена несколько раз падала. Подрядчик, мастера и каменщики от этих неудач уже были в отчаянии, но тут кто-то вспомнил, что с давних времен строители замков и крепостей замуровывали в фундамент невинную девушку, чтобы этот замок или крепость потом были неприступными и стояли крепко, как скала. Позже от этого жестокого обычая отказались и стали замуровывать в фундамент хотя бы петуха или кошку. Пражские каменщики для верности замуровали в фундамент дворца беспризорного ребенка, родителей которого никто не знал. С тех пор неудач в строительстве здания больше не было, дворец построен строго по чертежам, могучий и красивый, гордо вступив на Староместскую площадь. Мало кто знает, что в фундаменте дворца Кинских тлеет горсть костей невинного ребенка, имя которого уже все позабыли.

Рядом с дворцом Кинских стоит дом «У каменного колокола», средневековый жилой дом, построенный в виде башни, на углу которого находится оригинальный домовой знак - каменный колокол.

По преданию, в этом доме жила Святая Людмила Князь Борживой и Святая Людмила , бабушка Святого Вацлава Святой Вацлав , и они вместе через потайной подземный ход посещали подземную часовню под Тынским храмом, где специально для них священник проводил церковную службу. Также ходит легенда, что здесь родился будущий король Карл IV Прага Карла IV , и точно известно, что «Величайший из чехов» проживал в этом доме, пока не завершилось строительство его резиденции в Пражском Граде Пражский Град . Дом «У каменного колокола» был построен в середине XIII - начале XIV веков и до 1987 года был совсем невзрачным. После проведения дорогостоящей реконструкции дому вернули первоначальный вид и стали использовать как музей и картинную галерею современного искусства.

Перед величественным Тынским храмом Тынский собор расположились два здания: Трчковский дом романской архитектуры с аркадой и фасадом XVIII века и Тынская школа.

Трчковский дом носит еще название «У белого единорога», т.к. в нем располагалась аптека, которой владел отец Жозефины Душковой, известной чешской оперной певицы, дружившей с Моцартом и родившейся в этом доме в 1754 году. Как и многие другие дома на Староместской площади, Трчковский дом возник в результате объединения в XIV веке двух романских домов.

На месте здания Тынской школы также когда-то находились два мещанских дома XIII - XIV веков, которые объединили и расширили для размещения приходской школы Тынского собора, в которой преподавал Мартин Рейсек, строитель и скульптор Пороховой башни Пороховая башня .

Пространство под арками и помещения первого этажа Тынской школы сохранили ренессансные своды XIII века, а главный фасад здания со стороны Староместской площади украшает фреска «Вознесение Девы Марии».

Южную сторону Староместской площади украшают разноцветные фасады 12 домов романского или готического происхождения с диковинными эмблемами, гербами и знаками, разделенные улицей Железна. Некоторые дома не имеют номеров, зато имеют интересные названия: в средние века было принято называть дома по имени их архитектора, владельца или его рода деятельности.
Дом Шторха находится в углу площади и очень выделяется своим ярким расписным фасадом. Как и вся Староместская площадь, дом очень старый. На этом месте на протяжении веков постоянно строились какие-то сооружения: старые не сносились, а просто перестраивались. История дома Шторха началась еще с XV века, а сегодня мы видим дом, который был построен в 1897 году. Во время перестройки планировалось сделать совершенно ровный фасад без выступающих объемных элементов. Но когда архитектор, строители и, в конце концов, сам инвестор - издатель Александр Шторх - увидели на стадии строительства и оценили красоту старого эркера, то было решено все-таки изменить проект и оставить этот готический эркер.

Но это был не единственный сюрприз, который ожидал строителей во время ремонтных работ. Внутри здания была обнаружена маленькая часовня - на самом деле очень загадочное явление, потому что не было никаких дверей, и часовня была полностью закрыта со всех сторон. Когда ее открыли, то увидели, что посредине этой маленькой часовни стоит стол и на нем лежит меч. Как он туда попал, чей он, и кто вообще это все сделал, никто так до сих пор и не знает.
Ярким и запоминающимся элементом дома Шторха является его роспись, которую создал один из крупнейших чешских художников Миколаш Алеш. Здание украшено фреской с изображением Святого Вацлава в виде величественного всадника на белом коне, словно въезжающего на Староместскую площадь.

Рядом со Святым Вацлавом нарисовано дерево, над деревом в облаках летает птица. Эта птица должна символизировать свободу чешского народа, потому что чешский народ должен чувствовать себя настолько свободным, насколько чувствует свободной себя птица. На самом верху фасада изображены три аиста и тут нет никакой сложной символики - просто немецкая фамилия владельца здания «Storch» переводится на русский язык как «аист». Кроме того, дом Шторха украшают изображения Яна Амоса Коменского, монаха, герба чешского королевства и старого герба Праги Прогулка по Староместской ратуше .


Самым высоким среди зданий на южной стороне Староместской площади является дом «У каменного барашка».

В центре фасада здания есть табличка, на которой изображена девушка, а рядом с ней барашек. Этот барашек имеет только один рог и с этим связана очень интересная история, которая гласит о том, что каменщик, который работал с фасадом, однажды ухватился за рог, чтобы не упасть, и отломал его. Поэтому иногда дом «У каменного барашка» называют домом «У белого единорога». Это также говорит о том, что здание в период средневековья служило как аптека.

Медицина средневековой Праги была очень специфична: люди лечились сушеными лапками лягушек, порошками из тертых пауков и настоями крысиной мочи, но самым популярным и самым заветным лекарством считался рог мифического единорога. Единорог был символом здоровья, долголетия и успеха, а лекарство из его перетертого рога давало хороший иммунитет и силу, в том числе сексуальную. Поэтому название дома «У белого единорога» было наилучшей рекламой для любой аптеки.
К дому «У каменного барашка» примыкает дом «У каменного стола», получившего с 1907 года славу главного богемного центра Праги, где тогдашняя хозяйка Берта Фантова-Вертайм открыла литературный салон.

Его посещали многие знаменитые личности, такие как Франц Кафка, Макс Брод и Альберт Эйнштейн. Последнему из них посвящена мемориальная доска: «В этом доме в 1911-1912 играл на скрипке и встречался с друзьями-писателями профессор теоретической физики Пражского университета, создатель теории относительности и лауреат Нобелевской премии - Альберт Эйнштейн».

Следующий дом «У Лазара» в течение многих лет страдал от наводнений, что привело к необходимости поднять уровень земли на 4 метра. Благодаря этому сохранились средневековые романские своды подвальных помещений дома «У Лазара».

Дом «У золотого единорога», расположенный на углу Староместской площади и улицы Железна, является одним из старейших домов в Праге.

В XIX веке в здании находилась музыкальная школа композитора Берджиха Сметаны, основоположника чешской музыки, чему посвящена мемориальная доска на доме «У золотого единорога».

Следующие 7 домов на южной стороне Староместской площади располагаются между улицами Железна и Мелантрихова. Своими фасадами эти дома смотрят на фасад Староместской ратуши Староместская ратуша , поэтому не привлекают внимание многочисленных гостей Праги, взоры которых обращены в противоположную сторону – на ратушную башню Башня Староместской ратуши с астрономическими часами Орлой Пражские куранты Орлой . Названия этих домов не совсем обычны: «У золотого верблюда», «У золотой короны», «У золотой лошади», «У белого ангела», «У красной лисицы», «У голубой звезды», «У курантов». В мае 1945 года дома были повреждены во время Пражского восстания и боев за освобождение города, а восстановлены через 10 лет. В доме «У голубой звезды» находится самый старый винный погреб Праги - так называемый Рыцарский зал.

На северной стороне Староместской площади в конце XIX века была произведена полная перепланировка и теперь между улицами Парижская и Длинная стоит всего 4 здания.

Меньше всего пострадал от реконструкции бывший монастырь паулинов. Первоначально на этом месте стояло три дома романского происхождения XII века. Пражские немцы-лютеране несколько лет безуспешно пытались найти какой-либо храм в Старом городе для проведения богослужений. В 1610 году было решено построить на Староместской площади евангелистский костел Святого Сальвадора, и вся протестантская Европа собирала средства для строительства нового храма, демонстрируя тем самым сплоченность в борьбе против Габсбургского, т.е. католического лагеря.
Нынешний облик здание приобрело после его перестройки новыми владельцами – паулинами (монашеский орден братьев Святого Павла Первопустынника). После упразднения монастыря в здании размещались казармы, второй пражский Монетный Двор, Пражское страховое общество, а теперь это евангелистский костел.

Следующие два здания на северной стороне Староместской площади занимает Министерство регионального развития Чехии. Левое, более узкое здание, имитирует барокко снесенного дома «У золотой звезды». Правое, широкое здание, имеет трехосный симметричный фасад и называется «У императорских ворот». В нише арочного проема наверху помещена мозаика «Восхваление Праги», по бокам которой стоят аллегорические скульптурные группы «Тушение пожара» и «Вопль о помощи». Пожарная тематика в убранстве фасада здания появилась в связи с тем, что дом строился по заказу бывшего Пражского пожарного страхового общества.

Последний дом северной стороны Староместской площади на углу Пражской улицы - Шеров дом. До реконструкции на этом месте стояли два великолепных дома в стиле барокко, которые были снесены в 1895 году, а взамен построен доходный дом, называвшийся в то время Ольбрамовский дом.

Про этот дом рассказывают такую легенду. Много владельцев и нанимателей сменилось в Ольбрамовском доме на Староместской площади. Едва кто-нибудь поселялся в нем, как вскоре начинал искать себе новую крышу над головой. Люди рассказывали, что по ночам в сумрачных коридорах происходили странные вещи: из тьмы слышались торопливые шаги и сердитые голоса, и не один жилец оказывался, в конце концов, со сломанными ребрами. Цена на дом все падала и падала, и его купил один богатый горожанин, который был скорее жадный, чем храбрый, надеясь на быстрое обогащение. Он переехал со всей семьей и слугами и занял весь первый этаж.
Однажды ночью старая служанка шла по темному коридору и неожиданно встретила незнакомую женщину, похожую на монашку. Служанка поздоровалась и пошла дальше, но потом сообразила, что никогда не видела эту женщину в доме, поэтому с тревогой оглянулась на нее. Неизвестная подняла руки и вдруг с перекошенным от гнева лицом бросилась на служанку, будто собираясь выцарапать ей глаза. Та не ожидала подобных действий, помчалась на кухню и, захлопнув дверь, быстро задвинула защелку. Служанка долго стояла там, затаив дыхание и прислушиваясь. Очень не скоро она решилась открыть дверь и выглянуть в коридор, но разгневанной монашки и след простыл. Служанка побежала к хозяину и дрожащим голосом все ему рассказала. Богатый горожанин приказал слугам немедленно обыскать весь дом, но те никого не нашли и решили, что служанка все это придумала.
Через несколько дней и сам хозяин дома встретился со странной посетительницей. Он встал у нее на пути и хотел схватить ее за плечи, но его руки прошли сквозь воздух, будто там никого не было. Хозяин пошатнулся, хотел убежать, но уже чувствовал болезненные царапины, появившиеся у него на лице и шее. Он защищался, как умел, но получалось, что он только молотит руками по воздуху, пока, наконец, ледяные пальцы не схватили его за горло и не стали сжимать его все сильнее, а голос, наполненный ненавистью, шипел ему в лицо: «Это не твой дом! Он принадлежит монахиням и никому другому!».
Мужчина, собрав последние силы, освободился, вбежал в свою комнату и там упал на пол, ни живой, ни мертвый. Слуг испугал внезапный крик и падение тела, они быстро прибежали и увидели своего хозяина с окровавленным лицом. Они положили его на кровать, и он долго находился между жизнью и смертью, прежде чем опомнился от этой ночной встречи.
Когда спустя долгое время хозяин выздоровел, он приказал изучить старые документы и поспрашивать ученых мужей о прошлом этого дома. И так он узнал правду. Когда-то дом принадлежал старопражскому дворянскому роду Ольбрамовичей, которые в его стенах организовали приют для набожных женщин, и те ухаживали за больными, собирали брошенных детей и учили девушек вышиванию. Хотя их ни с каким орденом не связывал обет, они жили как монахини в монастыре. Говорили, что из-за постоянного одиночества и размышлений особо впечатлительные женщины не раз скатывались до ереси или сходили с ума.
Узнав это, богатый горожанин поспешно переехал, а Ольбрамовский дом продал первому появившемуся покупателю. Однако ночную встречу он забыть не мог, и долго по ночам ему слышался безумный голос, шипевший ему в лицо: «Это наш дом! Это наш дом! Это наш дом!».

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Согласно последним исследованиям, история дома начинается в XIII веке. Несколько раз он менял свой внешний облик, чтобы соответствовать актуальным тенденциям разных эпох. В конце XX века достопримечательность частично отреставрировали, вернув башне готический вид, а некоторым внутренним помещениям и залам - первоначальный романский стиль. Предметы интерьера полностью отсутствуют. На углу башни можно увидеть оригинальный домовой знак - каменный колокол, от которого и происходит название.

В наше время дом «У каменного колокола» является выставочным объектом Столичной галереи , которая разместила здесь две временные выставки. В небольшом главном зале, что представляет собой классический образец романского стиля с готическими окнами, иногда устраивают музыкальные вечера и свадебные торжества.

Также в доме находится кафе, ничем не примечательное внутри, но интересное открытой террасой во внутреннем дворе, где находится старый колодец и искусственное дерево в стиле современного искусства.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Временные выставки

Выставка «Michaela Vélová Maupicová»

  • период проведения: 4. 7. 2018 - 16. 9. 2018

Выставка «Santiago Calatrava: Art and Architecture»

  • период проведения: 7. 6. 2018 - 16. 9. 2018

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

Дом «У каменного колокола» - The Stone Bell House (Dum U Kamenneho zvonu) - находится на староместской площади, рядом с дворцом Кинских и представляет собой трехэтажную башню-дворец с пристроенными к нему флигелями, окружающими прямоугольный дворик.

По данным последних исторических исследований Дом у каменного колокола был построен в XIII веке. Оригинальную часть здания вы можете до сих пор увидеть в подвале и в южном крыле дома. Это одно из самых старых зданий в Праге. По легенде дом был перестроен для юной королевской четы: короля Яна Люксембургского и принцессы Элишки Пршемысловны. Дворец использовался в качестве резиденции королевской четы. В 1316 году здесь родился будущий прославленный император Карл IV (1346 – 1378 годы). До сих пор не известно точное место рождения Карла IV, но достоверно известно, что он жил в этом дворце по возвращении из Франции и неоднократно пользовался гостеприимством этого дома, пока в 1333 году. не был достроен Королевский дворец на Пражском граде.

Впервые дом был достроен в 1363 году, когда он принадлежал горожанину Генслину Песолду. Раньше резиденция также располагалась и на месте современного дома «У Черного слона» и частично на месте «Дворца Кинских».

Позже дворец был разделен между наследниками очередного владельца. С тех пор, сократившись до объема «углового» дворца с пристройками, появился так называемый дом «У каменного колокола».
В 1685 году изначальный готический вид здания был изменен во время перестройки на барочный. В 1899 году дом получил новый псевдо барочный фасад. В начале XX века, после размещения в нем канцелярий, складов и мастерских, первоначальный характер дома исчез почти полностью.

И только в 80-х годах происходит реконструкция, которая в определенной мере возвращает зданию подлинный облик «башенного» дворца в стиле зрелой готики. Под слоями штукатурки главного, западного фасада обнаружился ценный готический памятник с богато профилированными и пластически проработанными окнами с нишами и консольками для скульптур.

От первоначальных интерьеров осталась лишь капелла с прихожей в первом этаже южного крыла, перекрытая ребристым крестовым сводом, ее стены покрыты фресками из жизни легендарного св. Вацлава, изображений Христа и святых.

В парадных залах 2 и 3 этажей осталась часть подлинного декоративного убранства: входной портал, подоконные сидения и тронная тройная ниша с балдахином. Фрагменты убранства остались и в некоторых помещениях южного крыла. В данном случае речь идет о молельне на 2 этаже.

Начиная с 1988 года Дом «У каменного колокола» закреплен за городской галереей Праги и используется для проведения выставок и концертов.

Входная плата - 120 крон.

Дом «У каменного колокола» открыт ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00.












Каждый колокольчик отражает специфику того места, откуда он привезён

В Архангельске живет Лидия Григорьевна - собирательница колокольчиков, в том числе и из Соловков: "Поначалу коллекцию пополняли колокольчики из разных мест Архангельской области (Малых Корел, Соловков, Северодвинска, Котласа и т. д.). Потом к ним присоединились колокольчики из городов России и Украины: Ярославля, Вологды, Великого Новгорода, Пскова, Курска, Волгограда, Сочи, Одессы... Вот и прежний губернатор области Анатолий Ефремов, узнав об увлечении, подарил ей кошечку, пусть и не в виде колокольчика, но тоже со звоном. (Татьяна Гудкова . Кошечка от Ефремова. «АиФ в Архангельске», Архангельск, www.aif.ru. 23.04.2009 )

Древнейший колокол Соловецкого монастыря был отлит в 1545 году и получил имя "благовестный плакун". В 1560 году для Преображенского собора царь Иван IV пожаловал монастырю два малых зазвонных колокола по 25 пудов и 720 рублей специально на литье новых колоколов.

Древнейший колокол Соловков


Новые Соловецкие колокола. Фото Владимира Шраги.

Монастырь вскоре приобрел три колокола, отлитых во Пскове мастерами князям А. И. Воротынского. Один колокол, именуемый "Преподобнический", весил 173"/2 пуда и был отлит в июле 1557 года "мастерами псковскими запсковского конца Матвеем Григорьевым сыном да Кузьмой Михайловым сыном". Эти мастера изготовили в 1559 году второй колокол весом 30 пудов. Третий колокол весом 80 пудов 14 фунтов отлил в 1547 году мастер Трофим Оскарев Псковитин.

Отлитый во Пскове в 1587 году Иваном Матвеевым, сыном Псковитина, 150-пудовый колокол был подарен монастырю боярином Д.И.Годуновым.

Каменный колокол
К числу древнейших колоколов, собранных в Соловках, стоит вспомнить об очень старинном небольшом каменном колоколе с железным клепалом - он был упомянут в первой монастырской описи 1514 года.
Колокол "Заес"
Мастер Василий Осипов (1719) отлил в самом монастыре 80-пудовый колокол, названный "Заес" (заяц).
Колокол "Борисович"
Коллекцию пополнили поступивший в дар колокол, изготовленный новгородскими литейщиками (1597) и 995 пудовый колокол, отлитый старцем Сергием в 1600 году в самом Соловецком монастыре. Его назвали "Борисовичем", так как колокол был отлит с использование 500 пудов меди и 100 пудов олова, присланных царем Борисом Годуновым специально для колокольного литья. В 1762 году старый "Борисович" был перелит в новый колокол весом 1000 пудов, названный "Преображенским", который в через 12 лет раскололся и был вновь перелит мастером Евдокимовым. В сплав была добавлена медь и новый колокол стал весить 17,6 тонн. В последний раз этот же колокол, наибольший из всех соловецких колоколов, был повторно перелит в 1888 году и стал весить 1147 пудов.

Петербургский колокольный мастер Петр Евдокимов работал в 1770-х гг. в Соловецком монастыре. Он отлил помимо "Преображенского" колокола еще три. Все эти колокола были уствновлены на новой монастырской колокольне.

Другой из сохраненных колоколов украшен восемью расположенными попарно рельефными изображениями коронованных особ, священника, простолюдинов и тонким орнаментом с геральдическими элементами. По венцу колокола идет круговая готическая надпись. Он упоминается в монастырской описи 1676 года как "старый колокол немецкого литья".

Монастырская опись 1676 года упоминает "часы боевые с перечасьем, а у них четыре колокола перечасных небольших". В конце XIX века на часовой башне Трапезной находилось семь колоколов.

(На этой странице нами пересказаны события и факты,
опубликованные в книге проф. Г.Богуславского "Острова Соловецкие" ).

Соловецкий монастырь в свете строгих формальных определений
Ставропигия: статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам, братствам и соборам, делающий их подчинёнными непосредственно патриарху.
Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.» (Из Устава РПЦ)
Первый после восстановления патриаршества в России: патриарх Тихон; cвятитель Тихон Московский (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925) - епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 Патриарх Московский и всея России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви (9.10.1989).

Скандал вокруг Соловецких колоколов

"...я видела туристическую рекламу, весьма далекую и от просветительского и от духовного уровня...

Та реклама, которую вы упомянули - известное передергивание известных людей. Я знаю, о чем речь ведется. Это "Колокола и голые женщины", напечатанная в конце 80-х. Я сам рубил помост для этих колоколов где-то до 82 года. Я тогда работал в музее и делал эту экспозицию колоколов, так что это очень старый снимок, а используются он сегодня очень активно. Какие цели они преследуют, я не знаю. Но мы уже не раз встречались с этим фактом и приходилось объяснять всем, кто задавал вопросы, что это черный пиар. Привлечение такого рода материалов мне кажется очень жестким, некорректным и непристойным. Такого на Соловках (а я работаю директором здесь с 2000 года, 12 августа будет 5 лет) не было, нет и не будет. Это было самое начало нерегулируемого туризма, когда тут никого не было, была грязь, бардак, дезорганизация, и все были слабы. Кто что хотел, тот то и делал, пользовал Соловки." (Михаил Лопаткин . Отношения двух институтов - музея и Церкви - всегда непростые. Интерв. Мария Свешникова. Страна.Ru. Москва, 09.08.2005 )

Звонили в колокол... но густой туман
и ветер разбивали все надежды.

"Назавтра я уже вышел с вещами на мол. Оказалось, что по особому распоряжению ночью из Кремля прибыла ревизионная комиссия человек пять-шесть во главе с инженером Кутовым (10 лет каторги). С ними масса больничного для Анзера груза - одеяла, белье, лекарства и пр. Снарядили две лодки. И комиссия тронулась в одиннадцать часов утра на тот берег. Меня не взяли. Да я и не настаивал. Ходко пошли лодки. Весело гребли «поморы» - это все люди с особо лошадиной категорией. День был серый, мрачный. Тучи нависли. Солнца не было. Вдруг поднялась буря. Пролив длинный. К счастью, ветер был с запада на восток, и морской лед по проливу погнало от Реболды вправо. Я ушел домой к Дехтяреву, забрав и вещи.

Обычно переправа совершается часа полтора-два. Но тут получилось несчастье. Лодки стало затирать в «сам» - глыбы морского льда. Стало чрезвычайно холодно, ведь январь. Обычных «грелок» - ламп не взяли, как не взяли опознавательного шеста с флагом: не ожидали беды. Лодки затерло - ими уже нельзя было управлять. С быстро наступившей темнотой потерялось у правивших определение местности. Трудно представить себе скверную с тучами темноту. Люди мерзли. Лодки стали в «сам», но лед, конечно, двигался. С четырех часов дня до восьми часов утра ничего не было видно. Гребцы не знали, где они находятся. Пищи, конечно, не взяли. Лодку с грузом бросили и она потом не была найдена - груз пропал, потонул. Старшему по охране досталось за то, что он не поставил на оставленной лодке шеста с флагом, по которому можно было ее издали найти. Старшего отдали под суд. Результата этого суда не знаю. Натерпелись, намучились путники в лодке за ночь. Страдания же были ужасны: без пищи, без воды, без тепла. На ветре и морозе. На Кеньге, ожидая комиссию, разложили костры и жгли их целую ночь. Звонили в колокол. Но густой туман и ветер разбивали все надежды." (Архимандрит Феодосий (Алмазов) . Мои воспоминания. Записки соловецкого узника. Изд. Общество любителей церковной истории, Москва, 1997 )

В XIX веке заметно стремление заменить дорого стоящий брон­зовый сплав для колоколов каким-либо другим более дешевым ме­таллом, например, сталью. Но попытки эти нельзя назвать удачны­ми, так как звук их резкий и они непрочны, хотя некоторые церкви Западной Европы и имеют стальные колокола, у которых железные языки устроены с бронзовыми подушками для мягкости звука.

Попытки заменить чем-нибудь колокольный металл встречают­ся в древности – правда, довольно редко. В Пекине имеется колокол из чугуна, в Тотьме из стекла, в Брауншвейге при церкви св. Власия хранится как редкость один деревянный колокол, очень старый, около трехсот лет, называвшийся некогда колоколом св. пятка, он употреблялся во времена еще католицизма, и в него звонили на страстной неделе. В Абиссинии из глины и в Соловецком монас­тыре даже из камня 1). Известен чугунный колокол, отлитый в Же­неве в 1610 году.

Таких каменных колоколов в Соловецком монастыре имеется всего только два. Каким образом они попали в монастырь, неиз­вестно, вернее всего, что они сделаны на месте братией в то время, когда еще медных колоколов не было в монастыре. Есть основание предположить, что идеей для создания колокола послужило древнее каменное же клепало (сделанное преп. Зосимой).

Нигде в другом месте, насколько нам известно, каменные коло­кола и била не употреблялись.

Чугунные колокола встречались и в России; так, например, такой колокол находился в Досифеевой пустыне на берегу реки Шексны.

Кто был этот Досифей – неизвестно. Рассказывают, что, когда Иван Васильевич Грозный путешествовал в Кириллов монастырь, на обратном пути он вышел на берег Шексны и в дремучем лесу встретил старца Досифея и посетил его келью. Он велел ему по­строить церковь и обещал помочь.

Действительно, в Москве он вспомнил свое обещание и прислал в Досифееву пустынь чугунный колокол. Колокол этот сохранился до нашего времени и недавно передан известным ученым Е. В. Бар­совым в Московское Археологическое общество, где он теперь и находится 1).

Позади церкви во имя Архангелов в селении Пхотрери (Сванетия) висит чугунный колокол западного изделия, тут же большая сигнальная труба 2).

В недавнее время сооружен в Харькове, единственный во всем мире, колокол из чистого серебра, конечно, с необходимой лигату­рой. Этот колокол предназначен для Успенского Кафедрального со­бора и сооружен по мысли архиепископа Амвросия в память избав­ления царской семьи во время крушения поезда близ станции Борок.

Он имеет аршин с четвертью высоты и весит 17 пудов 35 фунтов; на лицевой стороне его находятся вензелевые изображения Госуда­ря и Государыни, а под ними расположены пять медальонов с подпи­сями славянской вязью: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Миха­ил. На оборотной стороне подпись, кто соорудил колокол, а вокруг вала отмечено событие, в ознаменование которого колокол отлит.

Средства для сооружения этого колокола собраны среди духо­венства и других сословий Харьковской епархии. Каждый день, в час крушения императорского поезда, производится благовест в этот коло-кол 3).

В Руане находится колокол, долгое время считавшийся сереб­ряным. Жирарден, анализировавший его, говорит, что присутствие в больших колоколах драгоценного металла сомнительно. Он ду­мает, что литейщики вместо того, чтобы бросать приносимые им драгоценные металлы в тигли, заставляли жертвователей бросать их прямо в огонь. «Благодаря этому серебряная масса вместо того, чтобы быть прибавленной к бронзе, оставалась в золе, откуда ли­тейщики и вытаскивали ее, как только церемония кончалась и мас­терская пустела» 4).