Open
Close

Когда япония захватила корею. Японская оккупация в корее

О том, сколько бед принесла Корее её аннексия - слышно на любом государственном празднике. А вот о положительных сторонах говорить, как-то, не принято. Я поставил себе целью исправить это упущение в данной статье.

Ни для кого не секрет, что на протяжении 35 лет (а де-факто и 40, с самой победы Японской Империи в Русско-Японской войне) - весь Корейский полуостров находился под властью Японии. Современные Корейские и Китайские СМИ любят распалять народ националистическии лозунгами, обвиняя современный Токио чуть ли не во всех смертных грехах. До самого конца 80-х националистическая истерия в Корее поддерживала запрет на импорт и перевод всей печатной и кинематографической продукции из Японии. В 90-х Корейское правительство приняло решение о сносе здания резиденции Генерал-Губернатора Японии в Тёсене, которое не много не мало - входило в список Всемирного наследия ЮНЭСКО. Потом они пошли еще дальше, и в ходе ревизии исторических документов - лишили более 100 собственников их земельных участков: те, якобы, были получены предками нынешних владельцев от деспотического Японского режима.
При этом тот факт, что вся правящая элита сама повыходила из вчерашних полицаев, упешно замалчивается. Например, Пак Чон Хи , дед действующего президента Кореи и сам бывший президент - раньше был известен как Такаки Масао, выпускник Высшей Военной Академии Японии и старший лейтенант армии Манчжоу-го .

Справа - Пак Чон Хи, слева - он же, в форме Японской Императорской Армии

О том, сколько бед принесла Корее её аннексия - слышно на любом государственном празднике. А вот о положительных сторонах говорить, как-то, не принято. Так исправим же это упущение! В своем посте я постараюсь перечислить основные известные факты, выступающие в пользу того, что оккупация была для Кореи больше благом, нежели злом.

1. Продолжительность жизни
Если бы в начае IX века в Корее было хотя-бы подобие высшего образования, то студенты умирали бы в день получения диплома. Средняя продолжительность жизни Корейца в 1905 году составляла 22 года. Многие не доживали и до этого. Во многом способствовала этому тотальная антисанитария на Корейских улочках, упадок экономики (индустрия Кореи представляла из себя совокупность иностранных концессий, сперва Российских - потом Японских, а горный рельеф не располагал к развитию Сельского Хозяйства), полное отсутствие социальных гарантий и трудового законодательства.
Эффективное управление госапарата Генерал-Губернатора позволило довести эту цифру до 44 в 1941 году. Т.е. продолжительность жизни Корейца выросла в два раза .

2. Образование

Уровень граммотности на момент аннексии составлял рекордно низкие 2%. Хваленая Хангыль, которая на данный момент является единственной письменностью на всем Корейском полуострове (что? Кто-то сказал "ханча"? Неужели вы её серьезно где-то видели кроме энциклопедии?), на тот момент была известна крайне узкому кругу лиц. Элита населения считала её "несерьезным детским письмом", предпочитая китайские иероглифы, а оставшиеся 98% с радостью разделили это пренебрежительное отношение к Хангылю, однако не сочтя нужным при этом освоить хоть один другой метод записи языка. Так и повелось...


Впервые это стало проблемой во время попытки организации анти-японских выступлений в 1910. Группа студентов активно распространяла по Кэйдзё (ныне - Сеул) листовки и манифесты, но большая часть населения банально не смогла понять чего от них хотят... Неудивительно что митинги закончились ничем.
Однако генерал-губернатор исправно реализовывал намеченую образовательную программу. Было построено более 3000 школ и даже первый за всю историю существования Кореи - университет, под названием "Императорский Университет Кэйдзё ". Ныне известный как Сеульский Национальный Университет . Фактически, с нуля была построена система образования, действующая в Корее и по сей день. Так, в рамках политики просвещенного правления, с 1922 года окончательно была упразднена сегрегация по этническому признаку, и Корейцы стали обучатся с Японцами в общих школах.

3. Экономика и Бизнес
Вначале о бизнесе. Современная экономическая модель Южной Кореи целиком и полностью построена по принципам Японской. Так, в Корее основные финансовые рычаги сосредоточены в руках мега-корпораций - Чеболей. Ничего не напоминает? Да это же Дзайбацу (Кэйрэцу) "с Корейским лицом"! Все тот же мощный финансовый конгломерат объединяющий в своих руках гигантские предприятия во всех отраслях экономики. Все тоже колоссальное политическое влияние их лидеров... Все таже идеология "компании-семьи", из года в год взращивающая плеяду трудоголиков, почитающих за честь умереть на рабочем месте.
Справедливости ради скажу, что тут Корейцы отошли от своей обычной практики присвоения чужих достижений, и все-таки признали что Чеболь и Дзайбацу суть одно и тоже, разное прочтения одного слова.

Экономика в период оккупации росла большими темпами. Валовый Национальный Продукт возрос более чем в 2,77 раз, внутреннее потребление - в 2,38 раз, уровень доходов - в 1,67 раз.
В селе, на смену ручному труду, пришла механизация, которая проводилась такими темпами, что позавидовать мог даже Советский Союз со своими пятилетками.
На момент аннексии в Корее был 151 завод, а к концу колониального периода — 7 142. Кроме того, доля заводов, принадлежащих корейцам, выросла с 25,8 % в 1910-м году до 60,2 % в 1940-м. Количество рабочих увеличилось с 15 000 до 300 000.

4. Инфраструктура
Япоская Империя построила в Корее первую железную дорогу, целиком за свой счет. Эта линия связала столицу Кэйдзё (ныне - Сеул) с пограничным северокорейским Сингисю (ныне - Сыныйджу). Фактически, столица из "одноэтажного большого села" превратилась в добротный многоэтажный город с капитальными зданиями.

5. Культура
Япония подарила Корее такое чудо как радиовещание . За свой счет было построено около 22 радиостанций, причем процент слушателей неуклонно рос (с ростом благосостояния народа): если в 1926 году в Корее было 1829 радиослушателей, то в 1942 году — 277 281.
Вопреки широко распространенному заблуждению о существовавшей в те времена цензуре СМИ - законы и требования к Корейским СМИ были на 100% идентичны аналогичным требованиям к Японским СМИ. Принципиальной разницы между ними не существовало.
В период аннексии зародилась современная Корейская литература, причем повсеместное распространение Хангыля наконец-то сделало литературные произведения корейских писателей корееязычными (до аннексии - большая часть Корейской литературы создавалась на Китайском).
Ли Гвансу, Ки Донин, Ким Юджон, Ли Хюсок, Ём Сансопа - это все оттуда, из "японской кореи".
В конце колониального периода многие писатели и поэты, включая Ли Гвансу, стали активно поддерживать колониальную администрацию и экспансию Японской империи в Восточной Азии. Среди них были и те, кто раньше критически относился к японским властям, например, левый писатель Хан Соря , будущий председатель Союза писателей КНДР

На период аннексии так-же приходится выход в свет Первого Корейского Фильма и Первой Корейской Драмы (зарождение театра).

6. Отношения между нациями
Как уже заявлялось ранее, никаких различий между Корейцами и Японцами администрация не делала, проводя политику ассимиляции. Смешанные браки были обыденным явлением. Тот факт, что многие японцы нанимали себе в дом корейцев в качестве прислуги легко обьясняется тем, что Японцы иммигрировали в Тёсэн с уже нажитым капиталом. Естественно что зароботная плата на о.Хонсю и в провинции (Корея) отличалась, однако с каждым годом эта разница все сокращалась и сокращалась.
В конце-концов, если бы "колониальный гнёт" был таким нестерпимым, как его пытаются преподнести современные Корейцы - поднялись ли в воздух тогда сотни самолетов, с пилотами-камикадзе Корейского происхождения? Умирали бы они с именем императора на устах? Наврятли.

Напоследок хотелось бы сказать банальную, казалось бы, вещь: в мире не бывает однозначно белого и черного, хорошего и плохого, доброго и злого. Поэтому не стоит верить политикам, стремящимся реализовать свои шкурные интересы за счет наших конфликтов. А особенно скептически относитесь к безапелляционным заявлениям, будь они Корейскими, или Российскими, или Экваториально Гвинейскими.

С 1910 по 1945 год Корея входила в состав Японской империи. За 35 лет в стране увеличилась продолжительность жизни, вырос уровень экономики, медицины и грамотности. Однако за это корейцы заплатили высокую цену: распространенными явлениями были дискриминация, пытки, подавление языка и культуры, принудительная проституция. В современном обществе период оккупации оценивают неоднозначно.

Становление японской власти

Япония победила в двух войнах рубежа веков - русско-японской и японо-китайской, и в начале 20-го века была самым влиятельным восточным государством. Это позволило ей распоряжаться судьбой Кореи, которая не имела сильной армии и развитой экономики.

В 1905 году Япония объявила протекторат над территорией полуострова, а в 1910 расширила полномочия и сделала Корею колонией.

В корейском обществе изначально не было острого недовольства ситуацией. Значительная часть людей, особенно из интеллигентных слоев, считали, что Япония обеспечит им развитие. До этого Япония, открывшая двери Западу, превратилась из отсталой аграрной страны в империю с сильной промышленностью и армией. В Корее верили, что смогут повторить такой путь.


Однако надежды нации оправдались лишь отчасти. Вместе с техническим прогрессом в страну пришла жесткая авторитарная политика. Японские генералы, поставленные во главу провинции, не хотели считаться с культурой и историей. По их приказу разрушались памятники культуры, уничтожались книги, активно насаждался японский язык.

Подавление корейской культуры

В разные периоды японского господства давление на людей возрастало и уменьшалось. Во многом это зависело от убеждений наместников на корейской территории. В стране даже был период, который назвали «политикой культурного управления» - он отличался смягчением японских националистических идей и возрождением корейского самосознания .

Однако большую часть времени коренному населению приходилось считаться с жесткой политикой ассимиляции. Так, в стране активно насаждали синтоизм - традиционную японскую религию, к которой корейцы имели посредственное отношение. На полуострове придерживались идей конфуцианства, шаманизма и христианства.

К последнему японцы относились нетерпимо: запретили изучать его в школах, хранить библию, в крупных городах - посещать церковные службы.

Активно насаждался японский язык. Его заставляли учить в школах, а в первом в Корее университете, основанном уже во времена империализма, обучение велось только на японском. Другие названия дали корейским городам, а также заставили жителей сменить национальные имена на японские. По переписи того времени значилось, что на новые имена перешли 80 % населения.

Жестокая страница истории японского господства связана с распространением проституции в стране. Традиционно в Корее этот вид деятельности не был популярен - в отличие от той же Японии или Китая, где проститутки стояли на государственном учете.

Чтобы снизить количество изнасилований, которые совершали японские солдаты (особенно с началом Второй мировой), в стране основали около сорока борделей, которые получили названия «станции утешения».


Япония до сих пор придерживается официальной версии о том, что женщины работали там добровольно, однако свидетели говорят об обратном. В Корее живет около двух десятков женщин, которые обслуживали «станции». Они рассказывают о похищениях и принудительной работе, жестоких условиях содержания, насилии и побоях.

В борделях был высокий уровень суицида. Как минимум половине из них было меньше 18 лет. Женщины рассказывают, что их заставляли обслуживать по 20-30 солдат в день.

Современное общество заставило Японию признать факт насильственного удержания женщин на «станциях» и попросить прощения. Произошло это только в 2015 году и не без труда. Из бюджета страны выделили 80 миллионов долларов, чтобы выплатить компенсацию семьям пострадавших женщин в Корее и Китае. В Сеуле жертвам сексуального рабства поставили памятник - в день его открытия посол Японии был на какое-то время отозван из страны в знак протеста .


Положительные стороны японского господства

Несмотря на то, что Япония жестко, а в некоторых случая - жестоко насаждала культуру, после ее правления условия жизни в Корее улучшились. Это касалось образования, медицины, промышленности и сельского хозяйства. В стране в два раза увеличилась продолжительность жизни, прижилась культура гигиены, «привезенная» японцами, появились лекарства и врачи европейского уровня, которые сменили традиционную малоэффективную медицину.

Страна достигла уровня роста урожая благодаря распахиванию новых земель - это происходило при помощи техники, доставленной с островов. В стране расширили железнодорожную сеть, построили первый централизованный банк. Сделали первые шаги к введению обязательно образования, которое теперь получали и девочки тоже. Полностью реализовать эту идею не удалось из-за затрат.

При этом в стране заработал первый университет - к концу сороковых там преподавали не только на японском, но и на корейском языке.


Независимость Кореи и мнение современного общества

Япония была вынуждена отказаться от посягательств на территорию полуострова после капитуляции во Второй мировой войне. С этого времени Корея территориально приняла тот вид, который существует до сих пор. Южную часть заняли американские формирования, а северную - советские. Их противостояние привело к очередной трагической странице - Корейской войне, которая официально не закончена до сих пор.

Японское господство в современном обществе Южной Кореи оценивается неоднозначно. Большинство людей считают его оккупацией и осуждают, но среди молодежи становится популярным мнение о просветительской и эволюционной роли империализма в истории страны. В Северной Корее отношение к этому периоду резко негативное. Люди, которые в колониальный период сотрудничали с японскими властями, а также их потомки, считаются предателями народа. Это отражается в кастовой системе КНДР сонбун, которая относит таких граждан к категории «неблагонадежных».


Во второй половине XIX века небольшая Корея, и ранее бывшая частым объектом захватнических кампаний соседних Китая и Японии, превратилась в одну из главных целей японской колониальной экспансии. Набиравшая силу японская держава рассматривала Корею как свое потенциальное владение. Подготовка к колонизации Кореи, тем не менее, сталкивалась с определенными проблемами, среди которых были и попытки корейского народа защитить свою независимость, и позиции Китая и Российской империи. Однако, после Русско-японской войны 1904-1905 гг., Япония все же смогла установить протекторат над Кореей. 22 августа 1910 года Корея была окончательно присоединена к Японии и перешла под управление японского генерал-губернатора.

Разумеется, такое положение не могло понравиться передовой части корейского общества. Тем более, что в Японской империи ко всем неяпонским народам относились как к людям второго сорта, и корейцы не были исключением. Однако, поскольку Япония все же была более развитой не только в военном и экономическом, но и в культурном отношении страной, в Корее стали распространяться популярные в Японии революционные идеи. Так на корейскую землю проник анархизм – идеология, которая в определенный момент стала доминирующей в восточноазиатском революционном движении.

В отличие от европейских стран и даже от той же Японии, в Корее начала ХХ века анархистские идеи прочно соединились с идеей корейского национализма, точнее – освободительного национализма, ориентированного на достижение национальной независимости и освобождение от японского империализма. Поэтому и теория, и практика корейского анархистского движения в этот период страны имели собственную специфику, значительно отличающуюся от европейских и даже японских анархистских тенденций. Тем не менее, история корейского анархизма в первой трети ХХ века неразрывно связана с историей анархистского движения в Японии и, в меньшей степени, в Китае. Корейские анархисты того времени находились под влиянием своих японских единомышленников, от которых и заимствовали многие идеи и лозунги. С другой стороны, корни корейского анархизма уходили в крестьянское национально-освободительное движение. Именно крестьянство, составлявшее тогда подавляющее большинство населения Кореи, периодически восставало против японских колонизаторов, что позволяло анархистам рассматривать крестьянские массы как не только потенциально, но и реально революционные.

На Корею оказали огромное влияние революционные события в соседней России. К 1918-1919 гг. большинство корейских революционеров находилось в эмиграции в соседнем Китае. Поскольку Китай имел свои счеты с Японией, он достаточно спокойно предоставлял политическое убежище и корейским, и японским революционерам. Именно в эмиграции в Китае, под влиянием китайских и японских анархистов, корейские революционеры и стали принимать анархистские идеи.

Син Чхэхо и товарищи в Шанхае, 1919 год

Одним из первых корейских анархистов стал Син Чхэхо (1880-1936) – выходец из знатной фамилии Син, предок которой был среди разработчиков корейского алфавита. Получив хорошее домашнее образование, Син Чхэхо уже в юные годы подавал большие надежды в качестве знатока конфуцианской литературы и традиционной корейской и китайской поэзии. В 1898-1905 гг. Син Чхэхо учился в университете Сонгюнгван. Именно в этот период он и начал свое знакомство с европейской философской литературой. Под влиянием идей философов эпохи Просвещения, Син Чхэхо постепенно стал отходить от традиционной конфуцианской философии. Устроившись после университета в газету «Хвансон Синмун», Син Чхэхо уже окончательно сформировался как корейский националист, противник японской оккупации. Наибольшую ненависть у Син Чхэхо вызывали не столько даже японские власти, сколько представители корейской аристократии, которые, забыв о национальном достоинстве, заискивали перед колониальными чиновниками. В то же время, критикуя японские колониальные власти, Син Чхэхо с большим интересом относился к японскому революционному движению, в том числе и к анархистам. Постепенно он все больше убеждался в необходимости утверждения социальной и политической справедливости революционным путем.

Как и многие другие политически активные корейцы, Син Чхэхо выбрал для себя путь эмиграции. В 1910 году он покинул Корею и поселился в российском Владивостоке. Здесь он проживал до 1913 года, сотрудничая в одной из корейских националистических газет. В 1913 году Син уехал в Китай, где обосновался в Шанхае. В то время Шанхай был одним из важнейших экономических и культурных центров Китая, поэтому не было ничего удивительного в том, что основная масса и корейских, и японских политических эмигрантов проживала именно в Шанхае. Тем не менее, Син, прекрасно владевший китайским языком, в 1915 году перебрался в Пекин, где устроился на работу в китайские издания Бэйцзин Жибао и Чжунхуабао. В Китае Син Чхэхо прожил очень долго. В 1919 году он был избран спикером Палаты представителей Временного правительства Кореи в изгнании, которое размещалось в Шанхае. Но, выступая за революционную борьбу против японских колонизаторов, Син критиковал президента Временного правительства Кореи Ли Сынмана. В конце концов, политические разногласия с Ли Сынманом заставили Син Чхэхо отойти от работы во Временном правительстве и вернуться из Шанхая в Пекин.

В 1920 году Син Чхэхо стал редактировать журнал «Согван» («Рассвет»), который первоначально находился на марксистских позициях. Но затем в марксистских идеях Син Чхэхо разочаровался. Скорее всего, причиной тому были опасения, что могущественная Советская Россия сможет подчинить маленькую Корею своему политическому влиянию. Анархизм для Син Чхэхо, в первую очередь, был политической идеологией, не связанной с каким-либо из крупных государств мира. В 1921 году Син Чхэхо основал корейский анархистский журнал «Чхонго» («Небесный барабан»), в котором начал публиковать статьи и материалы мирового анархистского движения. Журнал, кстати, издавался на китайском языке, что открывало доступ к нему и китайскому читателю.

В начале 1920-х гг. среди корейских революционеров – как анархистов, так и представителей других политических течений, - все больше укрепляется точка зрения о необходимости развертывания вооруженной повстанческой борьбы против японских колонизаторов. Так, общество «Ыйёльдан» - «Союз энтузиастов справедливости», основанное в 1920 году, поставило своей целью проведение вооруженных операций против японских правительственных учреждений и чиновников на территории Кореи и Китая. Японские власти обвиняли активистов общества в проведении бомбовых атак на полицейские участки в Пусане, Миряне и Сеуле, обстреле Восточно-колонизационного общества и Корейского промышленного банка. Но эти акции, несмотря на широкое освещение в прессе, не оказали существенного влияния на ситуацию в Корее. Убедившись, что путь одиночных диверсий не может привести к освобождению Кореи, организаторы общества, к которому примкнул и Син Чхэхо, приняли решение перейти к формированию массового антияпонского движения. В первую очередь, они рассчитывали поднять рабочие и крестьянские массы Кореи на борьбу против колонизаторов, а уже после народно-освободительной революции можно было бы решить вопрос о будущем политическом и экономическом строе независимой Кореи.

Еще в 1919 году была создана «Северная военная администрация» - корейская анархистская повстанческая команда, действовавшая в Маньчжурии. Ее основателем и лидером был Ким Чваджин (1889-1930, на фото) – выходец из знатной корейской семьи, получивший военное образование, а затем работавший школьным учителем. В 1917 году он присоединился к Корейскому корпусу освобождения – военно-политической организации, действовавшей в Маньчжурии и в Шанхае и кроме политической деятельности промышлявшей вымогательством денег у корейской буржуазии.

В начале 1920-х годов продолжается и укрепление связей между корейскими и японскими анархистами. Очень символичным был союз корейского анархиста Пак Ёля и японской анархистки Канеко Фумико. Пак Ёль родился в 1902 году в Мунгён провинции Кенсан-Пукто. В 1919 году, из-за подозрений в участии в национально-освободительном движении, он был вынужден бросить учебу в сеульской средней школе. Продолжать образование Пак Ёль отправился в Японию – в Токио, где устроился разносчиком газет. К этому времени молодой человек уже симпатизировал анархизму, поэтому достаточно быстро познакомился с токийскими единомышленниками и создал вместе с ними собственную группу – «Общество недовольных» (Футей-ша). Эта организация, как и многие другие анархистские группы Японии, Китая и Кореи, ставила своей целью осуществление акций «прямого действия» против представителей власти.

Во время жизни в Японии Пак Ёль (на фото) познакомился со своей ровесницей – японкой Канэко Фумико. Она была чуть младше – родилась в 1903 году в Котобуки в Иокогаме, в семье детектива полиции Фумиказу Саэки, принадлежавшего к самурайскому роду, и простой крестьянки Кикуно Канэко. К тому времени, когда Канэко Фумико чуть подросла, ее отец оставил службу в полиции, стал злоупотреблять алкоголем. В конце концов, он бросил старую жену. Мать Канэко Фумико также долго не задержалась одна и вскоре вышла замуж. Девочка осталась с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Они и приняли решение переехать в Корею.

С 1912 по 1919 годы Канэко Фумико проживала в Корее – в доме своей бездетной тети. Фактически она была домработницей у своих родственников, хотя и имела возможность посещать школу. В 1919 году шестнадцатилетняя Фумико вернулась в Японию, в Иокогаму, а в 1920 году перебралась в Токио. Здесь она устроилась разносчицей газет, познакомилась с активистами христианской миссии «Армии Спасения», а затем – и с японскими социалистами. Одновременно она посещала занятия в вечерней школе, где познакомилась с Хацуо Нияма – японской девушкой, ставшей ее подругой и наставницей в анархистской идеологии. В это же время произошло и судьбоносное для Канэко Фумико знакомство с Пак Ёлем. Молодой кореец сразу приглянулся девушке и они стали революционными соратниками, а затем и возлюбленными.

Вместе с Пак Ёлем Канэко Фумико приняла участие в создании «Общества недовольных». Вполне вероятно, что этой небольшой организации удалось бы функционировать и далее, если бы 1 сентября 1923 года не произошло знаменитое «Великое землетрясение Канто». Оно принесло Японии большие человеческие жертвы и масштабные разрушения. Власти опасались, что последствиями землетрясения могут воспользоваться леворадикальные силы, чтобы организовать восстание. Кроме того, руководство страны было обеспокоено и возможной перспективой начала антияпонского восстания в Корее.

По всей стране начались репрессии против активистов революционного движения. Прежде всего, полиция арестовывала корейцев и сотрудничавших с ними японцев. Под стражу взяли и Пак Ёля. Канэко Фумико, как подруга корейского революционера, также была арестована. После непродолжительного следствия Пак и Фумико были признаны виновными в государственной измене. Их обвинили в том, что они якобы готовили покушение на японского императора и с этой целью собирались приобрести взрывное устройство. Находясь в заключении, Канэко Фумико написала свою автобиографию, которая сегодня считается одним из наиболее достоверных документальных источников по истории японского и корейского анархизма начала 1920-х годов.

В конце концов, Пак Ёль и Канэко Фумико были приговорены к смертной казни. Незадолго до вынесения приговора им была предоставлена возможность официально стать мужем и женой. Казалось бы, ничто уже не могло спасти молодых анархистов от неминуемой смерти. Однако, японский император распорядился помиловать и Пак Ёля, и Канэко Фумико. Смертную казнь им заменили пожизненным заключением. Но Канэко Фумико порвала приговор и требовала ее казнить. В 1926 году она совершила самоубийство в тюремной камере. У Пак Ёля нервы оказались крепче – он нашел силы пережить длительное тюремное заключение и провел за решеткой двадцать два года. В октябре 1945 года Пак Ёль был освобожден американскими войсками. После освобождения 43-летний анархист, 22 года проведший в тюрьме, вернулся на родину. В годы Корейской войны он перебрался в КНДР, где и прожил вторую половину жизни, скончавшись в 1974 году в возрасте 72 лет.

Однако, приговор Пак Ёлю и Канэко Фумико не повлиял на дальнейшее развитие корейского анархистского движения. В 1928 году корейские эмигранты, входившие в состав Союза корейских анархистов Китая, основали Восточный союз анархистов, в который входили представители ряда восточноазиатских стран и территорий – Китая, Японии, Кореи, Тайваня и Вьетнама. Было начато издание журнала «Донг-Банг» («Восток»). Поскольку на издание прессы требовались немалые средства, активисты организации приступили к подделке финансовых документов. За это был арестован один из ветеранов корейского движения Син Чхэхо. Его приговорили к десяти годам лишения свободы. В 1936 году он скончался в тюрьме Йеосун.

Корейская федерация анархистов, 1928 год

Тем не менее, корейское анархистское движение продолжало существовать, распространив свою деятельность и на внутреннюю часть страны. В Сеуле и Пхеньяне возникли анархистские группы. В 1929 году была создана Корейская федерация анархистов-коммунистов, костяк которой составили активисты «Общества черных товарищей», действовавшего в Квансо. В июле 1929 года был создан Союз корейских анархистов Маньчжурии, работавший в городе Хэлим в Северной Маньчжурии. В Шанхае действовал Южно-китайский союз корейской молодежи. В это время осложнились и отношения анархистов с просоветскими элементами в корейском революционном движении. Так, в 1930 г. при невыясненных обстоятельствах в Шанхае был застрелен Ким Чваджин, считавшийся одним из лидеров анархистов. Но наиболее серьезный удар по анархистским организациям Кореи был нанесен японскими спецслужбами в 1930-е годы, когда, в связи с началом боевых действий в Китае, японское руководство всерьез озаботилось проблемой нейтрализации всех революционных и оппозиционных организаций страны. Многие видные анархисты оказались за решеткой, выйти откуда они смогли лишь после поражения Японии во Второй мировой войне.

В настоящее время примерно 50 стран мира имеют территориальные споры со своими соседями. В их число входит и Россия: на принадлежащие ей с 1945 г. острова южной Курильской гряды – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи – претендует Япония. В последние годы правительственные чиновники и политики этой страны, в том числе высшего ранга, неоднократно выступали с заявлениями о незаконности «российской оккупации» «северных территорий» и критиковали визиты на Южные Курилы российских официальных лиц, в том числе президента РФ. Призывая как можно быстрее решить этот территориальный спор, естественно, путем возвращения всех четырех островов Японии, они подкрепляли этот призыв не только рассуждениями об исторической справедливости, которая восторжествует лишь тогда, когда Россия вернет Японии ее «исконные северные территории», но и доводами о том, что именно нерешенность территориального спора между Японией и Россией является одним из главных факторов (помимо таких чисто экономических, как несовершенство российского экономического законодательства, высокий уровень коррупции, незащищенность иностранных инвесторов и предпринимателей в России), сдерживающих развитие взаимовыгодных отношений между этими двумя странами.

Неубедительность этого довода становится очевидной, если вспомнить, что крупнейшими экономическими партнерами Японии являются две страны, с которыми она тоже имеет территориальные споры. Речь идет о Республике Корея и Китайской Народной Республике.

Объектом спора между Японией и КНР являются территории, находящиеся под юрисдикцией Японии. Спор между Японией и РК аналогичен спору между Японией и Россией: территории, на которые претендует Япония, находятся под юрисдикцией другой страны (в данном случае – Республики Корея).

Территориальный спор между Японией и Республикой Корея

Предметом территориального спора между Японией и РК является группа островов в Японском море (которое, кстати, в РК называют Восточным морем), расположенных в районе с координатами 37°14" северной широты и 131°52" восточной долготы, то есть в 92 км к юго-западу от южнокорейского о. Уллындо и в 157 км к северо-востоку от японских островов Оки. В международной картографии спорные острова, о которых идет речь, иногда обозначаются как скалы Лианкур (от имени французского китобойного судна «Le Liancourt», экипаж которого обнаружил острова в 1849 г. и нанес их на карту), в японской – Такэсима (Бамбуковые острова), а в корейской – Токто (Брошенные острова). На российских картах принято японское название Такэсима. В группу этих остров входят два больших острова – Нисидзима (Западный остров) и Хигасидзима (Восточный остров) – и 35 небольших скал. Общая площадь островов составляет 187 450 кв. м.

РК считает острова Токто административно входящими в состав округа Уллындо провинции Кёнсан-пукто, а Япония относит острова Такэсима к округу Оки, префектура Симанэ. Острова не имеют постоянного населения, там находятся лишь небольшое южнокорейское полицейское отделение, южнокорейская администрация острова и обслуживающий персонал маяка.

Как и проблема Южных Курил, проблема принадлежности остров Токто/Такэсима в современном ее понимании возникла после Второй мировой войны, в ходе которой Япония была разгромлена союзниками. В 1946 г. в директиве № 677 верховного главнокомандующего союзными войсками в Японии (Supreme Commander for the Allied Powers) генерала Дугласа Макартура был приведен список из 4 больших и примерно 1000 мелких островов, которыми ограничивалась территория Японии. В этот список острова Токто (скалы Лианкур) не входили, как и острова Уллындо и Чеджудо (Куэлпарт). На карте административных зон Японии и Южной Кореи, составленной в том же году оккупационными властями, ныне спорные острова Токто/Такэсима были помечены под названием «Take» как территория, принадлежащая южной части Кореи, находившейся в тот момент под американским контролем. После провозглашения Республики Корея 15 августа 1948 г. США передали всю полноту власти на всей территории страны, включая и о. Токто, правительству Южной Кореи. Однако при подготовке мирного договора с Японией, который был затем подписан в сентябре 1951 г. в Сан-Франциско, американцы пошли на уступки Японии, в ходе Корейской войны показавшей себя надежным союзником США в противодействии коммунистической угрозе в Азии, и вычеркнули острова Токто из списка территорий, которые должны были быть переданы Южной Корее. И хотя Япония так и не смогла добиться упоминания в мирном договоре о. Токто как части японской территории, правительство США издало отдельный документ, в котором сообщалось, что этот остров признается японской территорией и именуется «Такэсима». Все это и используется сейчас Японией для обоснования своих прав на острова Такэсима, которые в 1952 г. были явочным порядком заняты южнокорейскими войсками.

Достаточно долго японцы мирились с таким положением. Но в 1994 г. в силу вступила Конвенция о морском праве, принятая ООН еще в 1982 г., и острова Токто стали камнем преткновения в Японском море, от которых можно отсчитывать границу территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны.

Ценности островам придают и еще несколько обстоятельств:

  1. Острова Токто/Такэсима расположены в таком районе Японского моря, который позволяет контролировать его южную акваторию и выход в Восточно-Китайское море через Цусимский пролив.

  2. В 1980-е гг. в районе островов были предварительно разведаны крупные запасы нефти и газа.

  3. Акватория островов богата запасами высокоценных видов морских биоресурсов.
По этим причинам во второй половине 1990-х гг. спор о Токто/Такэсиме вспыхнул с новой силой, сопровождаясь резкими заявлениями лидеров Южной Кореи и Японии, выступлениями «агрессивно настроенных групп молодежи» перед посольствами обеих стран и ростом антияпонских и антикорейских настроений соответственно в Южной Корее и Японии.

Очередной всплеск накала страстей вокруг островов Токто/Такэсима пришелся на период правления в РК демократической администрации Но Му Хёна (2003–2008 гг.), чему было несколько причин. Но Му Хён продолжил начатую еще Ким Дэ Чжуном политику примирения с Пхеньяном и вывода КНДР из международной изоляции. Как считали в Сеуле, этим процессам мешала жесткая позиция в отношении Северной Кореи, занятая администрацией японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми (2001–2006 гг.) по вопросам о похищенных северокорейской разведкой японских граждан, а также по северокорейской ракетной и ядерной программам. Японская сторона постоянно пыталась поднимать вопрос о похищенных на шестисторонних переговорах по так называемой северокорейской ядерной проблеме, не раз ставя их на грань срыва. Это не могло не раздражать Сеул, который, наряду с Москвой и Пекином (и, что важно, в отличие от Токио и Вашингтона), был настроен на достижение реального прогресса на переговорах путем заключения и выполнения сделки «отказ КНДР от ядерных амбиций в обмен на оказание ей остальными участниками ""шестисторонки"" масштабной экономической помощи». Но если прогресс на шестисторонних переговорах волновал в Южной Корее главным образом достаточно узкий круг политиков и дипломатов, то в далеких от него широких массах южнокорейского населения главной причиной усиления антияпонских настроений было периодическое переиздание учебников истории для японских школ средней ступени, в которых корейские читатели не находили должного раскаяния японской стороны по поводу обид, нанесенных Японией корейскому народу во время 35-летней оккупации Кореи, ну и, разумеется, звучащие из Японии требования вернуть острова Такэсима.

В 2008 и 2009 гг. в РК и Японии произошла радикальная смена администрации: в Сеуле к власти вернулись консерваторы, выступающие за ужесточение позиций в отношении КНДР, а в Токио впервые в японской истории власть взяла оппозиция (Демократическая партия Японии), объявившая о готовности пересмотреть ряд внешнеполитических установок либерал-демократов. Сближению Сеула и Токио объективно способствовало и ухудшение отношений между Сеулом и Пхеньяном, вызванное критическими заявлениями нового южнокорейского президента Ли Мён Бака в адрес КНДР. В ходе своей первой встречи во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 23 сентября 2009 г. Ли Мён Бак и японский премьер-демократ Юкио Хатояма договорились добиваться улучшения отношений между двумя странами, «не обходя сложные вопросы истории, а прокладывая путь через них». Сменивший Хатояму на посту премьер-министра лидер ДПЯ Наото Кан в специальном заявлении от 10 августа 2010 г. по поводу столетия вступления в силу договора об аннексии Кореи (29 августа 1910 г.) и годовщины провозглашения независимости Кореи (15 августа 1945 г.) признал, что «осуществлявшееся против воли корейцев колониальное правление лишило их собственного государства и культуры и нанесло глубокие раны национальной гордости», и «вновь высказал самокритику и извинения, идущие из глубины души». Это высказывание, потребовавшее от японского лидера изрядного мужества, способствовало потеплению в отношениях между Южной Кореей и Японией. Однако в вопросе об островах Токто/Такэсима сближения позиций Сеула и Токио не произошло. В «Манифесте» ДПЯ в связи с выборами в палату советников парламента 30 августа 2009 г. говорилось: «партия будет упорно вести переговоры, чтобы добиться скорейшего разрешения проблем северных территорий и островов Такэсима, на которые Япония имеет суверенные права». 25 декабря 2009 г. Министерство образования Японии выпустило новые методические указания по преподаванию в средних школах второй (высшей) ступени, в которых острова Такэсима упомянуты как японская территория. Весной 2011 г., когда Южная Корея оказывала Японии помощь в преодолении землетрясения и вызванной цунами аварии на АЭС «Фукусима-1», японские власти в очередной раз одобрили учебные пособия, в которых острова Такэсима названы территорией Японии. Южнокорейское информационное агентство «Йонхап» расценило эти действия как «удар в лицо», нанесенный бывшими оккупантами.

Перспективы решения спора о принадлежности Токто/Такэмима выглядят весьма туманными. Помимо указанных выше прагматических соображений, определяющих практическую ценность Токто/Такэсимы, и для Южной Кореи, и для Японии владение этими островами является принципиальным вопросом национальной гордости. Особенно остро этот вопрос воспринимается в Южной Корее, пережившей унижение японской оккупации. И в этом вопросе с РК солидарна КНДР, обещающая Югу всяческую поддержку в территориальном споре с Японией, вплоть до военной.

Разумеется, Южная Корея, военный потенциал которой значительно уступает потенциалу японскому (даже с учетом потенциала Северной Кореи) и которая имеет развитое взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Японией, хотела бы избежать ситуации, при которой ей пришлось бы отстаивать острова Токто при помощи военной силы.

Не заинтересована Южная Корея и в решении вопроса о принадлежности островов через международный суд, на чем настаивает японская сторона. В Японии верят, что легко выиграют дело, а нежелание Сеула прибегнуть к международному арбитражу расценивают как свидетельство понимания южнокорейской администрацией слабости ее юридических позиций в данном вопросе. Однако, по оценкам экспертов по международному праву, разбирательство в международном суде не сулит легкой победы ни одному из участников спора. С одной стороны, владение Южной Кореей островами Токто de facto в течение последних 60 лет может рассматриваться как довод в пользу Сеула. С другой стороны, суду придется рассмотреть множество исторических документов, многие из которых сейчас трактуются каждой из участвующих в споре сторон в ее пользу. Речь идет и об исторических хрониках, картах и указах корейских и японских правителей XII–XIX вв., и о документах ХХ в., касающихся периода установления японского контроля над Корейским полуостровом, и даже об упоминавшихся выше директивах SCAP и Сан-Францисском мирном договоре.

Все это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что территориальный спор между Японией и Южной Кореей далек от разрешения. Тем более что в отличие от России, Южная Корея предпочитает считать, что никакого территориального спора с Японией у нее нет, поскольку остова Токто являются исконно корейской территорией, и, соответственно, говорить тут не о чем. В значительной мере жесткость Сеула в вопросе о спорных островах объясняется давлением на южнокорейское правительство и политиков со стороны общественного мнения, в котором сильны антияпонские и националистические настроения, подстегиваемые как вызывающей раздражение в РК активностью Японии в борьбе за острова Такэсима, так и пропагандистскими усилиями южнокорейских СМИ, поддерживающих тезис о законности владения Южной Кореей островами Токто. В аналогичном положении сильного давления со стороны общества находится и японская правящая элита. Это означает, что ни на какие компромиссы в споре об островах Токто/Такэсима в обозримом будущем стороны скорее всего не пойдут.

Территориальный спор между Японией и КНР

Острова Сенкаку Сёто (в китайской картографии – Дяоюйдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв. км, расположенные в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о. Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония). Они расположены в районе с координатами 25°46" северной широты и 123°31" восточной долготы, то есть в 190 км к северо-востоку от о. Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. В настоящий момент острова Сенкаку/Дяоюйдао находятся под юрисдикцией Японии, но свои права на них предъявляет и КНР.

Как и в случае с Токто/Такэмима, история принадлежности островов Сенкаку/ Дяоюйдао настолько запутана, что с правовой точки зрения о ней можно спорить бесконечно. Китай утверждает, что открыл острова Дяоюйдао в 1371 г. Японцы с этим не согласны. Но действительно неоспоримым фактом является то, что в 1895 г. Китай передал эти острова Японии согласно Симоносекскому договору, положившему конец неудачной для Китая войне с Японией. После поражения самой Японии в 1945 г. острова Сенкаку, как и Окинава, оказались под юрисдикцией США. Союзником США в войне против Японии была Китайская Республика во главе с Чан Кайши. И если бы в 1949 г. он не проиграл борьбу за власть коммунистам и не бежал на Тайвань, Китай мог бы, наверное, получить Дяоюйдао, как Южная Корея получила Токто. Но отдавать острова коммунистическому Китаю американцы не захотели и в начале 1970-х гг. вернули их Японии вместе с Окинавой. Это сразу вызвало недовольство в КНР, однако китайское руководство, заинтересованное в экономическом сотрудничестве с Японией, решило не педалировать этот вопрос. А Дэн Сяопин и вовсе предложил оставить его решение будущим поколениям.

Однако, как и в случае с островами Токто/Такэсима, проблема принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао приобрела актуальность после вступления в силу в 1994 г. Конвенции о морском праве. Ее острота значительно выросла после того, как в 1999 г. в шельфе спорных островов были обнаружены богатые запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд кубометров. В мае 1999 г. в японской прессе появились сообщения, что китайские суда ведут геологическую разведку на шельфе островов Сенкаку в эксклюзивной экономической зоне Японии. Токио предложил Пекину провести совместные консультации по проблеме морского права в его приложении к богатствам спорных островов, но Пекин ответил отказом, заявив к тому же о непризнании района островов экономической зоной Японии. В 2003 г. китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. В Японии заподозрили китайскую сторону в стремлении добывать газ из залежей, простирающихся под японской территорией. В октябре 2004 г. стороны провели первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. При этом, однако, Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку. В апреле 2005 г. правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага, что вызвало возражения со стороны МИД КНР, охарактеризовавшего это решение односторонним и провокационным, и стало одной из причин массовых антияпонских демонстраций и погромов в Китае. В июне 2005 г. начался второй раунд китайско-японских консультаций, однако они не принесли результатов, поскольку Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией». Действительно, проводя работы, связанные с разведкой газа, Китай ни разу не пересек разделительную линию, установленную Японией, исходя из фактической и юридической принадлежности ей островов Сенкаку/Дяоюйдао.

Позднее Пекин выступил со своими предложениями о совместной разработке месторождения, и в Токио согласились их рассмотреть. Начались трудные переговоры о деталях проекта.

Однако в сентябре 2010 г. они были прерваны китайской стороной после того, как японская береговая охрана 7 сентября задержала китайский траулер, протаранивший у берегов Сенкаку японский сторожевой корабль. 13 сентября 2010 г. Япония отпустила экипаж траулера, однако, не желая показаться слабой, продлила задержание его капитана. Пекин потребовал немедленно освободить капитана и выплатить компенсацию за его задержание и в подкрепление этого требования ужесточил таможенные процедуры для торгующих с Китаем японских компаний, а также ввел эмбарго на экспорт в Японию редкоземельных металлов, без которых не может работать японская электронная и автомобилестроительная промышленности. 22 сентября 2010 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предостерег Японию от дальнейшей эскалации конфликта вокруг инцидента с задержанием капитана китайского судна у спорных островов, пригрозив: «Если Япония продолжит совершать ошибки, КНР предпримет дальнейшие меры, и вся ответственность (за последствия) будет лежать на японской стороне». Япония не решилась на эскалацию конфликта и 24 сентября освободила капитана китайского судна, что было воспринято как серьезная победа в КНР, а внутри самой Японии вызвало критику правительства со стороны националистов.

Попытка погасить разгорающиеся страсти вокруг инцидента была предпринята 13 ноября 2010 г. председателем КНР Ху Цзиньтао и премьер-министром Японии Наото Каном, встретившимися на полях саммита АТЭС в Иокогаме. Однако, хотя оба они, по признанию членов японской делегации, и «высказались за продвижение стратегически взаимовыгодных отношений, а также за развитие обменов на частном и правительственном уровнях», одновременно они подтвердили неизменность позиций КНР и Японии по спорным островам, которые каждая из сторон считает своими. Примечательно, что перед встречей с Ху Цзиньтао Наото Кан провел переговоры с президентом США Бараком Обамой, на которых был затронут и вопрос о взаимоотношениях обеих стран с Китаем. Обама заявил по их завершении о том, что «обязательства США по обороне Японии неизменны», а Кан поблагодарил американского президента «за последовательную поддержку позиции Японии в период ухудшения её отношений с Китаем и Россией».

Таким образом, личная встреча лидеров КНР и Японии не слишком способствовала снижению уровня противостояния сторон по вопросу о спорных островах, что стало еще яснее из последующих событий. 21 ноября 2010 г. в СМИ появились сообщения о том, что Япония намерена послать на соседние с архипелагом Сенкаку острова войска для наблюдения за активностью китайцев в этой районе. А 19 декабря 2010 г. о намерении послать к Сенкаку/Дяоюйдао свои боевые корабли для наблюдения за ситуацией объявила китайская сторона. До применения оружия, слава Богу, дело не дошло, но росту напряженности способствовало и использование по прямому назначению вполне мирной техники: в марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба (Чуньсяо), которое находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран. Это вызвало возмущение в Токио, где считают, что таким образом CNOOC получает доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.

Из процитированных выше заявлений японской стороны следует, что уступать Китаю в споре за Сенкаку Япония не намерена. Угроза лишиться редкоземельных металлов побудила Японию заняться поисками новых источников этого ценного сырья. Вскоре после инцидента с задержанием китайских рыбаков появились сообщения, что японские компании налаживают добычу редкоземельных металлов в Казахстане, Монголии, Вьетнаме и Индии. А в 2011 г. японские геологи обнаружили крупнейшие месторождения редкоземельных металлов в Тихом океане. Правда, их промышленная добыча потребует крупных капиталовложений, совершенствования технологий и заключения международных соглашений, поскольку районы океана, где обнаружены месторождения, находятся в международных водах. Таким образом, в обозримой перспективе монопольным поставщиком редкоземельных материалов в Японию останется Китай. Однако он не стал пользоваться своим монопольным положением для давления на Токио и, не желая портить взаимовыгодные экономические отношения, в 2011 г. снял негласный запрет на поставку редкоземельных материалов в Японию.

В то же время, позиция Пекина по Дяоюйдао/Сенкаку не изменились: «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами.

Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными». Не меняется и позиция Японии. 10 августа 2011 г. генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано на обсуждении вопроса о Сенкаку в одном из парламентских комитетов заявил, что Япония готова защищать острова Сенкаку военной силой. Он заявил: «Если другие страны вторгнутся на эти острова, мы применим право самообороны и любой ценой выбьем их оттуда», и подчеркнул, что Япония «контролирует данные острова на законном основании».

Не способствовала сближению позиций Токио и Пекина по территориальной проблеме и произошедшая в конце лета 2011 г. смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, главы кабинета министров страны. Китайское государственное агентство «Синьхуа» 30 августа 2011 г. отреагировало на это событие материалом под заголовком «Новому премьер-министру Японии надо уважать ключевые интересы Китая и потребности развития». В нем новому японскому правительству во главе с Ёсихико Нодой рекомендуется ради улучшения отношений с КНР, помимо отказа от посещений храма Ясукуни, «показать достаточное уважение национального суверенитета и территориальной целостности Китая, особенно когда речь заходит о вопросах, касающихся островов Дяоюй, которые являются неотъемлемой частью территории Китая…». И далее: «Пекин также хотел бы отложить эти разногласия и совместно с Японией разрабатывать ресурсы в водах, омывающих острова Дяоюй, при условии, что Токио признает полный суверенитет Китая над этим архипелагом. Кроме того, Японии следует признать законную потребность Китая в военной модернизации для защиты своих растущих национальных интересов».

Этот пассаж позволяет сделать как минимум три вывода относительно позиции КНР по поводу спорных территорий Дяоюйдао/Сенкаку на ближайшее будущее:

  1. В угоду настроениям общественности страны, китайское руководство продолжит делать заявления о принадлежности островов Дяоюйдао Китаю, но при этом, не желая осложнения отношений, не будет настаивать на проведении конкретных переговоров о судьбе островов; спор, в соответствии с призывом Дэн Сяопина, будет отложен на неопределенное время.

  2. Китай, заинтересованный в экономическом освоении территории в районе Дяоюйдао/Сенкаку, будет настойчиво предлагать Японии делать это совместно. Шансы получить согласие Японии на это предложение ничтожны.

  3. Китай намерен и дальше наращивать свой военный, в первую очередь военноморской потенциал, чтобы получить в будущем более весомые козыри на переговорах по территориальным проблемам – и не только с Японией. Впрочем, в Китае вряд ли всерьез собираются применить военную силу или хотя бы угрозу ее применения в споре за территории, поскольку понимают, что в этом случае на стороне Японии будут США.
В целом, по оценкам японских журналистов и экспертов, в Сеуле и Пекине приход к власти в Токио Ёсихико Ноды был воспринят настороженно. Причина этого заключается не только в сделанном им 15 августа и оставшемся незамеченным в Азии заявлении о том, что военные преступники класса А, прах которых покоится в Храме Ясукуни, который так любят посещать некоторые японские политики, «не являются военными преступниками». Дело еще и в том, что Ёсихико Нода имеет репутацию политика, готового жестко отстаивать национальные интересы Японии. Вот что написала по этому поводу 1 сентября 2011 г. «Асахи симбун»: «Если и есть один вопрос, который может вызвать всплеск эмоций у обычно спокойного премьер-министра Ёсихико Ноды, так это территориальные споры Японии. Новый лидер Японии говорит, что его позиция по вопросу о национальной безопасности и суверенитету сформирована тем, что он воспитывался отцом, который служил в элитном десантном полку сил самообороны и видел тренировки японских десантников. «Я близко видел бойцов элитных частей, которые проходили тяжелые тренировки, – написал Ёсихико Нода в своей книге, – Этот опыт способствовал формированию моего взгляда на безопасность». О позиции Ёсихико Ноды по территориальному спору с Китаем в заметке говорится, что они были ясно изложены во время поездки будущего премьера в Пекин в составе делегации японских парламентариев в декабре 2004 г. В тот момент отношения между Японией и КНР были обострены из-за инцидента с заходом китайской атомной подводной лодки в японские территориальные воды у о. Исигакидзима в префектуре Окинава. На ужине в пекинском доме приемов «Дяоюйтай» Ёсихико Нода поднял вопрос об островах Сенкаку/ Дяоюйтай (забавное совпадение названий), призвав обе стороны воздержаться от действий, разжигающих национализм. На это глава госсовета КНР Тан Цзясюань ответил, что разграничительная линия между двумя странами «была проведена Японией по ее усмотрению», и Китай «никогда не признавал эту линию». А Ёсихико Нода заявил, что «с исторической точки зрения острова Сенкаку являются японской территорией».

Нет оснований считать, что этот настрой Ноды с тех пор претерпел какие-то изменения. Жестких позиций по территориальным вопросам придерживался и министр иностранных дел в кабинетах Юкио Хатоямы и Наото Кана Сэйдзи Маэхара. И хотя он вынужден был уйти в отставку из-за скандала с незаконными политическими пожертвованиями, однако сразу после прихода к власти Ёсихико Нода назначил Маэхару главой Комитета политических исследований ДПЯ. Это означает, что националист Маэхара будет играть немаловажную роль в формировании японской политики, в том числе и внешней. Таким образом, можно считать, что смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, кабинета министров Японии в конце лета 2011 г. не создала никаких предпосылок для облегчения решения территориальных споров, имеющихся у Японии с ее соседями.

Фактор США

Как было сказано выше, именно позиция, занятая США в процессе подготовки и во время проведения мирной конференции в Сан-Франциско, во многом обусловила появление территориальных проблем между Японией и ее соседями. Вряд ли есть основания сомневаться в том, что это было сделано случайно. И сегодня сохранение этих проблем удобно для практической американской политики в регионе, поскольку выступает раздражающим фактором, мешающим чрезмерному сближению Японии с Республикой Корея и с КНР в ущерб авторитету и влиянию США.

Призрак такого сближения уже бродит по Восточной Азии. 22 мая 2011 г. в Токио состоялась 4-я встреча лидеров КНР, Японии и Южной Кореи. Представлявший на ней Китай премьер-министр Вэнь Цзябао сообщил, что в 2012 г. ожидается начало трехсторонних переговоров по созданию зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Республикой Корея. По мнению лидеров этих стран, подписание трехстороннего пакта о свободной торговле будет способствовать ускорению экономического роста стран Азии, а по мнению экспертов – станет серьезным вызовом Западу и, в первую очередь, США, поскольку руководители министерств финансов Китая, Японии и Южной Кореи уже договорились изучить возможность перехода во взаимной торговле к взаиморасчетам в национальных валютах. И хотя в совместной декларации, подписанной лидерами трех азиатских стран в Токио 22 мая 2011 г., говорилось, что Япония, Китай и Южная Корея приветствуют подключение к сотрудничеству в Азии также США и России, речь в данном случае шла о сотрудничестве в рамках АСЕАН и прочих многосторонних региональных организаций, что не отменяет планов по созданию зоны свободной торговли между Японией, КНР и РК со всеми вытекающими для доллара и для США неприятными последствиями.

Поэтому можно предположить, что США, позитивно откликаясь на призывы расширить свое присутствие в Восточной Азии за счет сотрудничества со структурами типа АСЕАН, не преминут воспользоваться случаем – в том числе и наличием территориальных споров, – чтобы затруднить сближение Японии, КНР и Южной Кореи. Сделать это можно, используя различия в статусе этих стран со сложной композицией отношений с США: КНР рассматривается в США как соперник, а Япония и РК – как союзники в сдерживании Китая. С этой точки зрения упомянутый выше инцидент с китайским рыболовным судном, произошедший осенью 2010 г. у островов Сенкаку, вызвавший обострение японско-китайских отношений, стал для США настоящим подарком. Можно не сомневаться, что этот инцидент стал лишним доводом в пользу принятия правительством Японии в декабре 2010 г. программы развития сил национальной обороны на ближайшее десятилетие, в которой отмечалась «недостаточная транспарентность Пекина в военной области, вызывающая обеспокоенность у регионального и мирового сообщества, не только у Токио», а также подчеркивалось стремление Японии к «дальнейшему усилению и развитию своего неразделенного союза с США». А уже в январе 2011 г. США подвигли Японию и Южную Корею сделать серьезный шаг в направлении углубления их двустороннего военного сотрудничества: министры обороны этих двух стран, Тосими Китадзава и Ким Гван Чжин, подписали в Сеуле Соглашение о порядке обмена разведывательной информацией и мерах ее защиты от разглашения (General Security of Military Information Agreement ""GSOMIA""), а также соглашение о порядке обмена предметами снабжения и услугами в ходе совместных операций (An Acquisition and Cross-Servicing Agreement ""ACSA""). По оценкам экспертов, укрепление оборонного сотрудничества Японии и Южной Кореи, каждая из которых имеет соглашения об оборонном сотрудничестве с США, в конечном итоге нацелено, по задумке Вашингтона, на формирование трехстороннего военного альянса США – Япония – Южная Корея.

Будет ли мешать созданию этого тройственного оборонного альянса наличие территориального спора между двумя его потенциальными участниками – Японией и Южной Кореей? В определенной степени – да. Поэтому Соединенным Штатам придется предпринять некоторые усилия, чтобы убедить Японию умерить активность в отстаивании ее притязаний на острова Такэсима. О том, что Вашингтон располагает возможностями повлиять на Токио, свидетельствует хотя бы история с «бунтом Хатоямы». В 2009 г. этот первый в японской истории премьер-демократ вознамерился сделать японскую внешнюю политику более независимой от США, но при этом слишком увлекся решением достаточно популистской задачи передислокации американской военной базы с Окинавы. Переговоры об этом велись между США и Японией давно, и вроде бы американцы даже готовы были пойти на уступки в случае предоставления им равноценной территории и компенсации затрат на передислокацию, но как только Хатояма заговорил о самостоятельности, американцы, почувствовавшие угрозу оборонному союзу с Японией, уперлись по Окинаве. Получилось, что Хатояма не выполнил одно из своих главных предвыборных обещаний. Была ли это единственная причина, или сработали еще какие-то закулисные механизмы, эксперты гадают до сих пор, но факт налицо: Хатояма ушел в отставку. С тех пор значимость союза с США никто в Японии открыто сомнению не подвергает.

И в вопросе о территориальных спорах Японии с Южной Кореей у американцев есть масса способов влиять на поведение Токио. Можно привлечь внимание японского руководства к росту угрозы со стороны КНР. А можно отвлечь внимание от Такэсимы, порекомендовав активизироваться в борьбе за возвращение «северных территорий», то есть Южных Курил. Тем более что американские дипломаты в последнее время не раз говорили о том, что США поддерживают японскую позицию в территориальном споре с Россией.

С другой стороны, наличие территориального спора между Китаем и Японией будет дополнительным доводом в пользу как укрепления двустороннего японо-американского оборонного альянса, так и создания двустороннего альянса Токио – Сеул и затем – трехсторонненго альянса Вашингтон – Токио – Сеул.

Таким образом, на развитие ситуации вокруг территориальных споров между Японией и ее соседями, то есть Китаем и Южной Кореей, равно как и на развитие отношений между этими тремя странами, сейчас и в ближайшей перспективе будет влиять борьба двух тенденций, двух интересов.

С одной стороны, это тенденция расширения, углубления и укрепления торгово-экономического сотрудничества Японии, КНР и Южной Кореи вплоть до создания между этими тремя странами зоны свободной торговли или даже формирования некоего экономического союза. В развитии этой тенденции заинтересованы экономические элиты трех стран. Однако развитие ситуации в Восточной Азии по этому сценарию может вызвать серьезные опасения США.

С другой стороны, это тенденция роста опасений в Японии и в Южной Корее по поводу усиления экономического и военного могущества Китая. В росте алармистских настроений, который можно умело подстегивать при помощи СМИ, заинтересованы связанные с оборонной сферой политические, военные и деловые круги в Японии, Южной Корее и США. При этом усиление китаефобии объективно тормозит развитие экономического сотрудничества в треугольнике Япония – КНР – Южная Корея, и поэтому невыгодно не только экономическим элитам, но и достаточно широким слоям населения этих трех стран.

Какая из этих двух тенденций возобладает – предсказать трудно. Можно вспомнить, как настороженно, если не враждебно, США восприняли инициативу бывшего премьер-министра Японии Юкио Хатоямы по созданию Восточноазиатского Сообщества на манер Евросоюза, не предусматривавшую не только верховенства в этом образовании Соединенных Штатов, но даже, на первых порах, и их участия. Господина Хатояму «ушли». Можно ожидать, что и идея создания зоны свободной торговли в рамках Японии, Китая и Южной Кореи с введением взаиморасчетов в национальных валютах этих стран и уходом от доллара, вызовет противодействие со стороны США. Конечно, поменять правительства сразу в Японии и Южной Корее, не говоря уже о Китае, будет не под силу даже Соединенным Штатам. К тому же, идея азиатской интеграции уже овладела умами не только отдельных руководителей, но и широких слоев политической и экономической элит Китая, Японии и Южной Кореи. Но вот форсировать процесс создания нацеленного против Китая (а заодно и против России) трехстороннего американо-японо-южнокорейского военного альянса, который поставит под вопрос экономическую интеграцию Китая, Японии и Южной Кореи, американцы вполне могут. При этом всем понятно, что устранять «китайскую угрозу», ежели таковая существует, было бы проще, как раз пытаясь повязать КНР участием во всевозможных взаимовыгодных структурах, вроде зоны свободной торговли. Но такое средство не устраняет для США опасности потери лидирующих позиций в Азии. Поэтому американцы, скорее всего, продолжат работу в направлении формирования тройственного оборонного альянса США – Япония – Южная Корея. Это означает, что они будут вынуждены гасить накал территориального спора между Японией и Южной Кореей, уходя при этом от поддержки одной из сторон, и сохранять тлеющим спор между Японией и Китаем, открыто выражая поддержку Японии.

В этой ситуации для России важно то, что территориальные споры между Японией и двумя ее соседями – Китаем и Южной Кореей – в обозримой перспективе всерьез и радикальным образом решены не будут. Это означает, что Японии не удастся создать прецедент, опираясь на который она могла бы еще категоричнее потребовать от России возвращения всех «незаконно оккупированных» ею территорий – то есть, в первую очередь, Южных Курил, а затем, глядишь, и всех Курил до Камчатки и Южного Сахалина в придачу.

Однако, отсутствие реальной перспективы решения территориальных споров Японии с Китаем и Южной Кореей не означает, что России можно успокоиться и бесстрастно взирать за происходящим у нее под восточным боком. До сих пор, кстати, в отношении этих территориальных споров Россия занимала позицию наблюдателя. И радикально менять ее не стоит: любые попытки открыто выступить на чьей-либо стороне принесут лишь негативный результат, поскольку Россия заинтересована в хороших отношениях со всеми тремя перечисленными выше странами. Но именно по этой причине России следовало бы проявить интерес к идее создания зоны свободной торговли, которую намерены попытаться реализовать Япония, Китай и Южная Корея и поддержать ее хотя бы морально. Хотя в идеале, наверное, для России, всерьез рассматривающей сейчас возможность перехода на взаиморасчеты в национальной валюте с Китаем, было бы выгодно подключение к зоне свободной торговли Китая, Японии и Южной Кореи. Вопрос в том, что захотят ли эти три экономически преуспевающие страны видеть в своей «зоне» Россию?

    Вступление СССР в войну с Японией - Из всей коалиции государств, развязавших Вторую мировую войну, после мая 1945 года продолжала борьбу только Япония. 17 июля 2 августа 1945 года состоялась Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Вступление СССР в войну с Японией в 1945 г - Из всей коалиции государств, развязавших Вторую мировую войну, после мая 1945 г. продолжала борьбу только Япония. 17 июля 2 августа 1945 г. состоялась Берлинская (Потсдамская) конференция 1945 глав правительств СССР, США и Великобритании, на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    1901. Создание в России Партии социалистов революционеров (эсеры). Начало в России «зубатовщины». Создание профессиональных рабочих организаций, действующих под контролем охранных отделений полиции. Начало правления в Великобритании Саксен Кобург … Энциклопедический словарь

    - 大日本帝國 Империя ← … Википедия

    - (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… …

    Страна на В. Азии, занимающая Кор. п ов, прилегающую часть материка и ок. 3,5 тыс. близлежащих небольших островов. На С., по pp. Амноккан и Туманган, К. граничит с КНР, на небольшом участке с СССР, на В. омывается Японским м., на 3. Желтым м., на … Советская историческая энциклопедия

    Верх: Крейсер «Паллада» под обстрелом в гавани Порт Артура. Слева по часовой стрелке: японская пехота на мосту через реку Ялу, рус … Википедия

    Спорные острова с российскими и японскими названиями Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до … Википедия

    - (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

    США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия