Open
Close

Взлет и посадка гризодубовой, осипенко и расковой. Ул

Кстати, долгое время датой ее рождения считалось 31 октября 1910 года. Сейчас известно, что она появилась на свет в апреле 1909-го. Зачем дату исказили? Возможно, «тумана напустили» уже после того, как Гризодубова стала Героем Советского Союза, - не подобало героине иметь в роду священников, а они там были...

Исторический перелет стал шестым мировым рекордом Вали Гризодубовой. Правда, радость от грандиозного достижения летчиц омрачилась трагедией. Женский экипаж самолета «Родина» немного не дотянул до Хабаровска. Гризодубова мастерски посадила машину в тайге, на болото, предварительно велев Расковой прыгать. Марина прыгнула, Осипенко - не успела.

Девушек искали десять дней, и в процессе поисков погибли по нелепой случайности два других экипажа - в общей сложности 16 человек. Ни в чем не повинная Гризодубова болезненно переживала случившееся.

В дальнейшем судьбы летчиц сложились по-разному. Полина Осипенко погибла в 1939 году во время тренировок, Марина Раскова - в 1943-м...

Вале Гризодубовой дано было прожить до 1993 года. И жила она ярко, будто проживая за тех двоих девчат, ушедших рано... Она вошла в историю как первая женщина - Герой Советского Союза, а потом и Герой Соцтруда, и единственная представительница слабого пола, ставшая командиром мужского бомбардировочного полка дальнего действия.

Но это все будет потом. Пока - лишь вкус нового рекорда. Никакого предчувствия войны. Только легкость и небо...

● ...Свой первый полет харьковчанка Валя Гризодубова совершила в... два года. Мама Вали, Надежда Андреевна Коморенко, родом была из крестьян, хотя по характеру и «императрица», а отец Степан Васильевич - из дворян. Ее небогатая, но интеллигентная семья владела неплохой библиотекой, в доме было два рояля. Так что бесстрашная летчица Валентина Гризодубова была очень образованна, чего многие не знают, - чрезвычайно начитанна, владела немецким и французским, играла на фортепиано. Но детство ее все же было связано с небом. Степан Васильевич был настолько потрясен увиденным в кино полетом самолета братьев Райт, что сделал на основе увиденного свой чертеж и построил «летучую машину».

Помогала ему в этом только жена: работая модисткой, она обшивала харьковских модниц, все заработки тратя на закупку материалов для аэроплана. Воздушное судно держалось на воздухе лишь пару минут, бодро кружа над местным ипподромом, что до смерти пугало лошадей. Однажды, когда Надежды Андреевны не было дома, Степан Васильевич взял маленькую Валю в полет. Может быть, тогда она и начала «болеть небом»...

На безумца жаловались жители - больно много шума было от его небесной тарахтелки. Но Вале звук мотора нравился. А ее кумиром на долгие годы стала Лидия Зверева - первая русская летчица.

Детская мечта о небе с годами не прошла. В 1929 году Валя окончила Пензенский аэроклуб, затем работала летчиком-инструктором в авиашколе Тулы, а в 1934 году стала членом агитационной эскадрильи Центрального аэродрома в Москве. Эта работа позволила ей много летать по стране, но мечтала она о дальних перелетах.

И набирала рекорды...

● После знаменитого перелета к Гризодубовой пришла слава. Вскоре она заступила на должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского воздушного флота.

Но тут началась война...

Валя Гризодубова попросилась на фронт в первый же день войны.

Но ей отказали. Ее опыт и организаторские способности уже были оценены, так что начальство имело на нее несколько иные виды. Она стала командиром 101-го отдельного авиаполка дальнего действия. Сформировали его из профессионалов, но не военной, а гражданской авиации. Хорошо знакомые им транспортные самолеты Ли-2 срочно переоборудовали в бомбардировщики. У них были свои минусы - недостаточная прицельная точность, некоторая неповоротливость, но все-таки за счет переделок удалось увеличить боевой состав армии. После месяца подготовки полк начал получать первые боевые приказы. Теперь вчерашние мирные Ли-2 сбрасывали на противника и его оборонительные сооружения бомбы, рушили мосты и склады. А когда полк передали в Центральный штаб партизанского движения, самолеты каждую ночь, в любую погоду, порой преодолевая огневые заслоны врага, осуществляли связь с партизанами, доставляли им боеприпасы и медикаменты и вывозили раненых и больных...

Гризодубова не стала «кабинетным руководителем». Она сама летала на бомбежки и к партизанам. Да и работу летчиков полка контролировала не с земли, а с неба - проверяла, как они ведут себя в острой ситуации, оценивала меткость, реакции, профессионализм.

Каково было женщине руководить полком мужчин? Жесткая, волевая, В ее поступках и принимаемых решениях, которые порой казались рисковыми, риск был, но все же больше было иного - точного стратегического расчета, опыта, мудрости. К тому же всех впечатлял ее личный пример: она совершала огромное количество вылетов, в том числе и ночных, проявляла характер, но не самодурство.

● ...Война кончилась. Главный маршал авиации Новиков сразу после Победы предложил полковнику Гризодубовой стать комдивом. Она отказалась - понимая, что по сути отказывается от генеральского звания. «Я в армию, товарищ маршал, пошла только из-за войны, - призналась она. - Ни дня после нее меня в армии не будет...» В момент принятия этого решения ей было всего 35. И, услышав о пенсии, Гризодубова страшно возмутилась: «Какая такая пенсия? Я что, старуха?» Чуть было не отказалась! Да только министр обороны проявил завидную дальнозоркость, вызвав упрямицу к себе: «Не дури, Валя. Мало ли что завтра случится. Приказываю - оформляй!» Много позже, в крутые 90-е, ох как пригодилась ей эта пенсия...

Она отправилась работать в авиапромышленность, а поскольку трудилась на закрытом предприятии, испытывая новейшее радиолокационное оборудование для самолетов, подробности этой ее работы мало известны. Она продолжала принимать личное участие в испытательных полетах, с 1963 по 1972 год работала начальником Летно-испытательного центра НИИ, а потом стала замом начальника Московского НИИ приборостроения по летной части, депутатом Верховного Совета СССР.

● Очень много сделал для того, чтобы имя Гризодубовой не было забыто, ее воспитанник, летчик-испытатель Мстислав Листов. Благодаря его рассказам о Валентине Степановне сейчас известно, какой она была и почему огромное количество людей вспоминают о ней с благодарностью.

О бесстрашии Гризодубовой ходили легенды. Уже не о летчицком, а чисто человеческом. Валентина Степановна всегда смело выступала в защиту своих подчиненных, а затем и простых, иногда и практически незнакомых людей. В ее квартиру на Ленинградке звонили днем и ночью - с просьбами о помощи. Одному Богу известно, скольким людям она помогла разрешить их прежде нерешаемые проблемы. Она умудрилась высказать претензии самому Берии! (Потом предполагала, что избежала расплаты лишь благодаря своей феноменальной популярности, сравнимой лишь с популярностью Чкалова.) В хлебосольном доме Гризодубовой был накормлен каждый входящий.

И именно Валентина Степановна помогла спасти от неминуемой гибели Сергея Королева - это случилось еще до войны, в 1939 году. Мама Королева признательно писала ей: «Не приди я к вам в тот дождливый день 1939 года, кто знает, какой бы День космонавтики мы праздновали сегодня!» Близкие Сергея Павловича, его дочь и внучка, не забывали Гризодубову до последнего ее дня.

Личная жизнь Валентины Степановны, увы, была не слишком счастливой. С мужем она разошлась, сын Валера умер в пятьдесят лет - он страдал «известным российским недугом», как ныне куртуазно называют пьянство. Говорили, что этим же страдал и муж Гризодубовой, Виктор.

Но кто это знает? И, конечно, непросто находиться рядом со звездой, какому мужчине это понравится?..

Даже постепенно теряя зрение, Гризодубова потрясающе водила машину. Ей подчинилось небо, чего ей было бояться на земле? На Ленинградке гонщицу знали. Рулила она блестяще, отличалась фантастической реакцией, при этом опасных ситуаций на дороге не создавала, так что гаишники на шалости прославленной летчицы закрывали глаза.

Вот только лечиться она не любила.

И не жаловала «кремлевку», полагая, что где полы паркетные - там врачи анкетные. Когда открылась язва, ее положили именно туда, в нелюбимую больницу. Говорят, правильный диагноз поставили не сразу.

Ей было 84 года.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина Гризодубова, летчица, Герой Советского Союза:

- Настоящий летчик должен любить свою профессию, свой самолет, а самое главное - небо.


Перед Великой Отечественной войной имена легендарных лётчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой не сходили с первых полос советских газет. К сожалению, только первая из трёх народных героинь прожила полную жизнь. Две последние за свою страсть к небу заплатили жизнями. Судьба Марины Расковой наиболее интересна, ибо она не была выходцем ни из простого народа, как Осипенко, ни из технической среды, как Гризодубова.

Будущая легендарная лётчица Марина Раскова родилась в семье не просто далёкой от авиации. Мир машин для её родителей Анны Спиридоновны и Михаила Дмитриевича Малининых был иной вселенной. Отец будущей легенды советской авиации служил баритоном в оперном театре. Мать преподавала французский язык. В 1919 году, когда Марине было всего семь лет, её папа погиб под колёсами мотоцикла. Мать осталась одна с двумя детьми: Мариной и её старшим братом. Пришлось ей поступить на работу в детский дом, где лучше платили и кормили.

Оперная дива

Марина с детства отличалась крепким здоровьем и живостью: она верховодила даже среди мальчишек-детдомовцев. Физическая сила и спортивное сложение не мешали девочке проявлять необычайные способности к музыке. Вообще, Раскову вполне можно именовать продуктом эпохи. Родись она лет на десять раньше, возможно, мир запомнил бы её как профессиональную оперную певицу. Но у времени, в котором взрослела дочь певца и учительницы иностранного языка, были определённо другие песни.

Под влиянием строгой матери девочка мило выводила «Спи, дитя моё, усни…», сама аккомпанируя себе на рояле. Но в голове у покладистой и старательной Марины роились совершенно другие мысли. Она была из тех, кто каждую передовицу газеты «Правда» воспринимал не только как святую истину, но и как руководство к действию.

Нехотя способная Марина преодолела большой конкурс на детское отделение консерватории. Нехотя пела, нехотя разучивала гаммы и произведения композиторов-классиков. Особенно не любила она мрачного и религиозного, с её точки зрения, Баха. Эпоха звучала для неё скорей лёгкими нотами Моцарта.

Но четырнадцатилетняя девочка выбрала своей профессией всё-таки не музыку, а… химию. Впрочем, практически до последних дней жизни она в кругу родных и близких любила петь, аккомпанируя себе на рояле. Но человек в военной форме, в свободные от государственных заданий время поющий под собственный аккомпанемент, больше подходил духу времени, чем музыкант «в чистом виде».

Иллюстрацией к тому, каким человеком была Марина, может послужить выдержка из дневника, который она вела, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».
Котлы недолго наполняли душу химика, ибо она вышла замуж за коллегу, инженера Сергея Раскова. В 1930 году родилась единственная дочь Марины - Татьяна, названная в честь пушкинской героини. Супруги развелись в 1935 году. Но об этом факте, равно как и о причинах разрыва, советская пресса умалчивала. Лётчица-героиня не могла быть разведёнкой, матерью-одиночкой.
Когда дочке исполнилось полтора года, Марина стала работать чертежницей в Военно-воздушной академии. Ребёнка стала воспитывать бабушка. Теперь - и до самой своей гибели в 1943 году - Раскова занималась дочерью урывками.

Штурман своей судьбы

Постепенно она увлеклась профессией штурмана и к 1933 году овладела ею на практике.


30-е годы прошлого века стали расцветом своеобразного феминизма. Женщины не только Советской России, но и, например, Америки стали бороться за равенство с мужчинами. И делали они это, если так можно выразиться, экстремальным способом - осваивая самые тяжёлые, традиционно мужские профессии. Принцип был такой: если представительница слабого пола может быть лётчицей, то инженером или шофёром она точно работать способна…

Пример и её тракторной бригады привёл женщин за баранки сельскохозяйственных машин. Пример Расковой позвал в небо.

Раскова мучительно ждала важного правительственного задания, и вскоре его получила. В качестве штурмана Марина прокладывала воздушную трассу Одесса - Батуми. Лётчицу, как обычно, всё восхищало: и сама работа, и штормы, в которые попадал её лёгкий самолётик, и скалы, в которые она едва не врезалась.

Советские лётчицы вели негласное соревнование с американками - главным образом, с легендарной Амелией Эрхарт, совершившей первый женский беспосадочный полёт через Атлантику. По складу характера российские и заокеанские авиаторши были практически идентичны: восторженность, пониженное чувство опасности и вызванное им желание рисковать там, где надо и где не надо. Двигало ими вполне объяснимое желание доказать мужскому миру: женщина способна на нечто большее, чем ведение домашнего хозяйства. А мужчины - руководители государств встали на сторону стихийных феминисток, используя активность женщин в соревновании двух держав.

Раскова как-то даже стеснялась всего женского в себе. Она любила составлять букеты из полевых цветов. Но занятие это сопровождала комментарием: «В такой обстановке штурманские законы ветром задуваются, солнышком отогреваются и хорошо западают в голову».

Вскоре Расковой разрешили выучиться ещё и на пилота. Разрешили, ибо страна жаждала подвигов и героев. И на Марине, так сказать, остановили глаз. Она была только рада.

Вскоре на счету лётчицы были первые женские перелёты Москва-Ленинград и Москва-Севастополь (в рамках соревнований). Во время второго перелёта лётчицу специально посадили на самолёт устаревшей конструкции. Раскова не восприняла это как происки интриганов - её хлипкая машина всё равно пришла к пункту назначения одной из первых.

Неудачный перелёт

В 1938 году перелёт Москва - Дальний Восток впервые совершал экипаж в легендарном составе: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова. Перед вылетом рапортовали Сталину: «Советские лётчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновлённые Вами и окрылённые Вашей заботой, мы также принесём нашей Родине, партии Ленина - Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг, Иосиф Виссарионович, - новую победу».


По всей видимости, «вождю народов» не давали покоя успешные перелёты Амелии Эрхарт через Атлантику и через Американский континент.

Несмотря на бодрое предполётное настроение, путешествие пошло не по плану. Пилот Гризодубова неправильно рассчитала высоту полёта - горючее закончилось километров за сто до ближайшего аэропорта. Валентина приказала штурману Марине первой прыгнуть в тайгу с парашютом: Гризодубова боялась, что при посадке в лесу самолёт упадёт носом в землю, и Раскова примет на себя главный удар. И Марина прыгнула. Прыгнула удачно. А вскоре Гризодубова удачно посадила машину. Их с Осипенко быстро нашли. А Раскова провела в тайге десять дней! Питалась грибами и ягодами. Когда её наконец отыскали, лётчица нашла в себе силы самостоятельно дойти до спасателей.

Во время розысков легендарных героинь погибли два поисковых самолёта с экипажами. Но сей прискорбный факт бодрая сталинская пресса от широкой публики скрыла. Мёртвых лётчиков долго даже не хоронили: их трупы некоторое время лежали рядом с разбитыми машинами.

Зато героинь встречал в Москве сам Сталин. Женщины робко попросили разрешения его поцеловать. Вождь, конечно, разрешил.

О том, что перелёт не состоялся, как бы забыли.

Теперь пресса пестрела фотографиями: Раскова в военной форме, вся затянутая в ремни, рассматривает с дочкой интересную книжку. Снимки явно постановочные…


В 1939 году во время одного из учебных полётов погибла Полина Осипенко. Но тут началась война, и Расковой поручили формировать первые женские лётные полки. На антифашистском митинге в Москве Марина говорила: «Советская женщина - это сотни тысяч автомобилисток, трактористок и лётчиц, готовых в любую минуту сесть на боевые машины и ринуться в бой с кровожадным врагом…».

Марина Раскова была из тех, у кого, по всей видимости, не было ни тени сомнений в генеральной линии партии. Или, по крайней мере, слухи о подобных крамольных мыслях до нас не дошли. Неизвестно, как отреагировала военный лётчик Раскова на обезглавившие верхушку Красной армии репрессии 1937 года.

В январе 1943 года командир женского полка Марина Михайловна Раскова погибла при переброске самолёта на Сталинградский фронт. Она прожила всего тридцать лет.

Годы жизни: 1910 - 1993
Их имена стали легендарными в предвоенные годы. 24 сентября 1938 года весь мир облетело сообщение ТАСС: экипаж советских летчиц, возглавляемый командиром Валентиной Гризодубовой, на самолете «Родина» впервые в истории авиации совершил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Сквозь циклоны, сплошную облачность и густой туман 26 часов и 29 минут Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вели «Родину» к цели и сумели посадить машину на заросшее таежное озеро без единого повреждения. Отважные летчицы стали первыми женщинами - Героями Советского Союза - за «установление женского международного рекорда дальности перелета по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку».

Пять международных рекордов числилось на счету Валентины Гризодубовой - рекордов, рожденных от избытка молодых сил и великой любви к авиации. Эту летчицу не по радио и газетам, а лично знало множество людей в самых отдаленных уголках страны, куда она, пилот эскадрильи им. М. Горького, прилетала на своем самолете.

Было некое знамение в самой дате ее появления на свет: Валентина Степановна родилась в Харькове в ночь на 1 января, чуть ли не с боем часов, возвестивших начало нового, 1910 года. Ее отец - авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем также и моторы к ним, - строил своими руками и сам испытывал.

Степан Васильевич Гризодубов

Однажды, когда мать Вали ушла на работу, а двухлетнюю дочурку не с кем было оставить, Степан Васильевич привязал девочку к себе за спину - чтобы не вывалилась из аэроплана - и полетел испытывать новую машину. И такое случалось не раз. Так, буквально с пеленок, началась для Валентины Гризодубовой дорога в небо.

В четырнадцать лет Валентина побывала вместе с отцом на слете планеристов в Коктебеле. Самостоятельно летала, познакомилась с теми, кто останется на всю жизнь ее друзьями: с прославленным летчиком К. К. Арцеуловым, будущим конструктором космических аппаратов С. П. Королевым и авиаконструкторами О. К. Антоновым и С. В. Ильюшиным.

Мать Вали, Надежда Андреевна, с детских лет приучила дочь к музыке. Окончив в юности музыкальное училище и Харьковскую консерваторию, Валентина Гризодубова могла бы стать замечательной пианисткой. Спустя годы ее игру транслировали по телевидению, и профессионалы изумились, как виртуозно эта знаменитая летчица исполняла классические произведения…

Кроме музыки был еще технологический институт, но мечта о небе победила все остальные привязанности. Валентина поступила в летную школу Осоавиахима, хотя попасть туда девушке в то время было очень сложно. Но настойчивая Валентина добилась приема у наркома С. Орджоникидзе и благодаря его содействию в ноябре 1928 года оказалась зачисленной в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Затем, оставив занятия в институте, поступила в первую Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, а в следующем году - в школу летчиков-инструкторов в Пензе.

Так девятнадцатилетняя Валентина стала летчиком-инструктором в Тульской летной школе, где она проработала с 1929-го до 1934 года. Незаурядные летные способности, хорошая теоретическая подготовка заметно выделяли ее среди коллег. Более того: Гризодубова написала учебник по теории полета, который на правах рукописи принимался для обучения всеми летными школами.

В 1934-м Валентина Степановна перешла в агитэскадрилью имени М. Горького. Один из самолетов - «Орденоносная работница» - был построен на средства, собранные женщинами страны по инициативе читательниц журнала «Работница». На этой воздушной машине Валентина Гризодубова появлялась в самых отдаленных городах и поселках. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной, добиралась до селений, где не только самолетов, но и паровоза еще не видали; садилась на лесных полянах, лугах, в поле, и со всех сторон к ней бежали люди. А она вместе со своим бортмехаником Катей Слобоженко катала ударников колхозного труда, агитировала молодежь идти в авиацию, собирала средства на постройку новых самолетов. За работу в этой агитэскадрилье летчицу наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В октябре 1937 года Валентина Степановна установила пять мировых женских рекордов по скорости, высоте и дальности полета на легких самолетах А. С. Яковлева. В том же году вместе с Мариной Расковой она совершила дальний перелет Москва - Актюбинск. В июле 1938-го, вместе с П. Осипенко и В. Ломако, - перелет на гидросамолете МП-1 из Севастополя до Архангельска. (Все участницы были награждены орденами Ленина.) А еще через два месяца - знаменитый перелет на Дальний Восток…

Осипенко, Гризодубова, Раскова

Самолет «Родина» с первых часов полета вступил в борьбу со стихией. На подходе к Новосибирску у него началось обледенение. На высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять крылатую машину до высоты 7 450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе.

А тут еще за Красноярском замолчала радиостанция «Родины»: при полете в облаках кабина штурмана заледенела, и на высоте аппаратура перестала работать - холод просто «сковал» ее. Самолет оказался отрезанным от всего мира…

Для Марины Расковой к 26,5 часам полета добавилось десять суток блуждания по тайге. Летные испытания «Родины» показали: при аварийной посадке самолет становится «на нос». Когда закончилось горючее и предстояла аварийная посадка, Гризодубова приказала Расковой покинуть борт машины, поскольку в передней кабине при вынужденной посадке оставаться было опасно. Приземлившись, Марина Михайловна, для поддержки духа имевшая лишь шоколад и пистолет, более недели добиралась до места, где ее командир посадила самолет. (Таежно-болотная эпопея серьезно навредила ее здоровью: отказавшись от лечения сразу после полета, она провела пять месяцев на больничной койке в следующем году.)

Марина Раскова

А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив злополучную «Родину». На поиски летчиц вылетело множество самолетов, в тайгу отправились сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Имена женского экипажа вмиг стали на слуху у всего мира…

Вместе с найденными летчицами поисковый отряд почти сутки продирался через тайгу, затем еще день добирался на лодках до поджидавшего их катера «Дальневосточник», далее в Комсомольск-на-Амуре, затем в Хабаровск. И уже из Хабаровска в Москву героические женщины следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. По всему пути их встречали толпы людей…

Фото Ольги Ландер

В конце 1938 года Валентина Гризодубова была назначена начальником Управления международных воздушных линий (УМВЛ). Вот где пригодилось ей умение работать с людьми, полученное в агитэскадрилье! Она открыла первые международные трассы на Балканы, в Берлин.

А самолет «Родина» вызволили из болота, когда подошли настоящие морозы и окреп лед. Летом 1939 года «Родина», пилотируемая мужем Гризодубовой - летчиком Виктором Соколовым, возвратилась в Москву. Почти всю войну самолет летал, обеспечивая фронтовые бригады.

…В начале Великой Отечественной подполковник авиации Гризодубова подняла в небо тяжелый бомбардировщик. И стала единственной женщиной в 101-м авиационном полку дальнего действия. И первой женщиной - командиром боевого полка.

Особенно напряженной была работа всей авиадивизии зимой 1942 - 1943 годов. Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага: бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты; партизанским соединениям доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, продовольствие - все необходимое. На Большую землю вывезли около четырех тысяч ребятишек… А было это не просто, только виртуозам под силу: летали ночью, в полной темноте. И надо было в глухом лесу отыскать посадочную площадку, приземлиться и той же ночью опять пересечь линию фронта. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го, из них двести вылетов - лично командир полка, уже полковник Валентина Гризодубова. Кстати, в войну немцы назначали за ее голову огромные деньги…

День 7 сентября 1941 года стал днем рождения Антифашистского комитета советских женщин. Первым председателем комитета была Валентина Гризодубова. Комитет помогал сплачивать женщин на борьбу с оккупантами, на восстановление разрушенного войной хозяйства, спасение сирот, раненых.

Елена Кишкурно

После Победы Валентине Степановне предлагали возглавить дивизию - она отказалась: «Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду…» Вместо этого она добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника.

В жизни Валентина Степановна отличалась прямотой и бескомпромиссностью. Когда в сталинское время ее избрали депутатом Верховного Совета СССР, она держала под своим контролем около пяти тысяч дел. Каждый день приносил ей множество писем. Иногда на конвертах стоял адрес: «Москва. Кремль. Сталину и Гризодубовой».

Валентина Степановна не раз бывала на приемах у Сталина, и до конца дней сохранила хорошее впечатление об этих встречах, а во всех злодеяниях винила Берию. Она говорила: «Самое трудное не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить в правах, вернуть жилье, работу». И скольким помогла! Кто знает, как бы сложилась судьба Сергея Павловича Королева, если бы не она…

Помощница Валентины Степановны Н. Виноградова порой обмирала от страха, рассылая гневные письма, подписанные Гризодубовой. «Требую, - писала, например, она в пять правительственных инстанций, - сожгите лагерь Знаменку, БУР (барак усиленного режима)…»

Чашка в стиле модерн из личного сервиза последней русской императрицы Александры Федоровны, жены Николая II. Незадолго до смерти сестра Ленина Мария Ульянова подарила молодой летчице Валентине Гризодубовой эту «чашку с блюдцем из дворца», как сказала Ульянова - «на удачу».

Лагерь в конце концов сожгли, правда, уже после смерти вождя. Но и депутатом Верховного Совета СССР Валентина Степановна пробыла только первый созыв.

С годами о Гризодубовой вспоминали все реже и реже, потом перестали вспоминать вовсе. Время создавало новых кумиров…

«Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе, - сказано о Валентине Степановне в одном из журналов. - Что на самом деле утрачивается, - масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями «борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом». Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков…»

Умерла Валентина Степановна 28 апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка)… Комиссия по увековечению ее памяти, в которую вошли известные летчики, космонавты, видные общественные деятели, представители культуры и просто друзья Валентины Степановны, многие годы билась, чтобы установить ей памятник в столице. И в 2000 году их старания наконец-то увенчались успехом.

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой

75 лет назад летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова совершили перелет Москва – пос. Керби (Хабаровский край), установив женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой.

Героини воздушного океана

Тридцатые годы - время выдающихся, рекордных полетов и перелетов. Советскими летчиками на советских самолетах были установлены многочисленные мировые рекорды. Молодежь просто бредила авиацией. Народными героями стали летчики Чкалов, Байдуков, Беляков, Громов, Коккинаки… Теперь настал черед женщин. И они доказывали, что могут быть летчиками не хуже мужчин.

24–25 сентября 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет по маршруту Москва - поселок Керби (Хабаровский край). При этом они установили женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой: 6450 км пролетели за 26 часов 29 минут. Мировой рекорд был перекрыт более чем на полторы тысячи километров.

Командиром корабля была Валентина Гризодубова. Летчиком она стала с самого детства. Ее отец - известный летчик и конструктор, брал ее в полеты, когда ей было всего пять лет. Валентина продолжила дело отца и стала летчицей-виртуозом.

Самое интересное, что второй член экипажа - Полина Осипенко работала вначале заведующей колхозной птицефермой, о полетах даже не мечтала. Но после того, как в ее деревню прилетел самолет, девушка твердо решила летать. В 1936 году Полина заявила в Кремле: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» И свое обещание выполнила, поднявшись на гидросамолете на высоту 9100 метров, перекрыв достижение итальянки. Через два дня новый мировой рекорд при полете с грузом.

После высотных Осипенко решила перейти к рекордам на дальность. 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь - Киев - Великий Новгород - Архангельск).

Следующим был полет на Дальний Восток. Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.

Марина Раскова тоже вначале была далека от авиации. Она выросла в семье учителей, была музыкально одаренной девочкой. Ей пророчили карьеру пианистки или артистки. Но все карты смешала новая в то время наука - аэронавигация. Раскова одной из первых российских женщин получила звание штурмана авиации. Как ей пригодились знания, опыт, интуиция в этом сложном перелете на Дальний Восток! Облака закрывали землю, дождь сменялся снегопадом, сильные порывы ветра - туманом. Самолет покрывался пленкой льда, а стекла кабины штурмана - инеем. Но Марина справилась. Недаром она и ее подруги стали первыми женщинами - Героями Советского Союза.

«Ведут героини-подруги машину на Дальний Восток»

Самолет АНТ-37бис «Родина» стартовал со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут по московскому времени.

Цель перелета, по словам экипажа, - «продемонстрировать перед всем миром решимость советских женщин, их любовь к родине». Вначале, как полагалось в те годы, перед дальней дорогой летчицы обратились с письмом к товарищу Сталину: «…Советские летчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновленные Вами и окрыленные Вашей заботой, мы также принесем нашей родине, партии Ленина-Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг Иосиф Виссарионович, - новую победу». Они не сомневались в успехе.

Вначале и правда, все шло хорошо. Самолет регулярно сообщал штабу полета свои координаты и сведения о полете. Затем, по сообщению ТАСС, «самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярна. Восточнее Байкала при наступлении утра погода улучшилась. Рано утром 25 сентября были приняты от самолета две радиограммы с просьбой дать пеленги с целью определения местонахождения самолета. В дальнейшем связь с самолетом прекратилась. Место посадки самолета не установлено. Ведется непрерывное радионаблюдение за эфиром и организованы розыски самолета». Газеты регулярно сообщали о безуспешных поисках «Родины»: «За 27 сентября поисками авиации и наземными партиями местонахождение самолета «Родина» еще не обнаружено. Работы по поискам продолжаются».

«28 сентября местонахождение самолета «Родина« не обнаружено. Розыски продолжаются». В течение семи дней о судьбе экипажа не было никаких известий.

«Но вот 50 самолетов в тайгу посылает страна»

Поиск стал делом всей страны. 30 самолетов кружили по обе стороны железной дороги от Читы до Хабаровска. Кроме того, были организованы крупные поисковые партии из местных жителей, в основном, охотников. В первые дни октября в поисках принимало участие уже свыше 50 самолетов. Однако сильно мешали низкая облачность и дождь.

И лишь 3 октября летчик Сахаров заметил на земле самолет в 20 километрах юго-западнее озера Амуткит. Снизившись до высоты десять метров, он ясно увидел двухмоторный самолет и двух человек возле него, подававших сигналы белым полотнищем. Вскоре подоспели два других гидросамолета, но совершить посадку в этом районе им не удалось.

В Москву полетела радостная весть: «Самолет «Родина« находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда, сбросили также карту с указанием местонахождения самолета. Экипаж все собрал. Он восторженно встречал нас аплодисментами…»

Правительственная комиссия дала распоряжение сделать все необходимое для спасения экипажа. Было предложено, помимо продуктов, сбросить резиновые лодки, водные лыжи, подготовить парашютный десант.

На следующий день при помощи сброшенного кода условных знаков было установлено, что у самолета находятся Гризодубова и Осипенко. Расковой вместе с ними не было. Однако они сумели сообщить, что Марина перед посадкой спустилась на парашюте, и указали примерное ее местонахождение.

Ее нашел летчик Деркунский в 20 километрах от «Родины» в редком болотистом лесу. Она стояла на полянке у только что разведенного костра и платком приветствовала летчиков. С самолета ей сбросили продукты. Правительственной комиссией было решено отправить девушкам парашютистов с необходимым снаряжением, чтобы те их вывели к реке Амгунь, где ждали резиновые лодки, а дальше катера. Операция по спасению прошла успешно.

«Родина» цела до последнего стеклышка

Так что же произошло с самолетом «Родина»? Уже добравшись до Комсомольска, Валентина Гризодубова рассказала о своих приключениях:

Достигнув Тугурского залива, мы пошли над побережьем Охотского моря с тем, чтобы дойти до Амура и по нему прийти в Хабаровск. Но так как Амгунь протекает почти параллельно Амуру, мы приняли Амгунь за Амур и шли этим курсом до самого Керби. Здесь мы обнаружили, что запас бензина вышел, и приняли решение идти на посадку. На высоте 2 тысячи метров Раскова покинула самолет. Я, а также Осипенко спокойно приземлили самолет на болото. Посадили хорошо. «Родина» цела до самого последнего стеклышка.

Прыгать с парашютом Марине приказала командир Валентина Гризодубова, чтобы не подвергать опасности ее жизнь во время посадки, так как место штурмана находилось в носовой части самолета. В случае сильного удара о землю Марине грозила верная гибель.

Раскова приземлилась далеко от места посадки «Родины» - ее унесло за гряду сопок. Парашют зацепился за дерево. Обрезав стропы, Марина спустилась на землю и стала ждать. Ее подруги, желая помочь ей, сделали несколько выстрелов. Но эхо обмануло ее, и она пошла в противоположную сторону. Десять дней в осенней тайге Раскова провела с минимальным запасом пищи. Когда ее нашли, летчица была настолько истощена, что ее пришлось нести на носилках.

«И родина лётчиц встречает, и воздух от песен гремит»

Из Комсомольска экипаж направился в Хабаровск. Там девушек встречала стотысячная толпа восторженных почитателей. 19 октября Гризодубова, Осипенко и Раскова уже выехали в Москву. На всем пути следования поезда героинь встречали и приветствовали тысячи людей.

Железнодорожники Новосибирска соревновались за право несения почетной вахты во время прохода экспресса. В нашем городе такой чести удостоились диспетчеры-стахановцы Бабич и Звягин. Вокзал был празднично украшен. «На фронтоне здания портреты любимого Сталина и его ближайших и верных соратников». Кругом горят сотни прожекторов. Новосибирцы пришли со знаменами, лозунгами, портретами вождей.

Поезд пришел точно по расписанию - в 10 часов 29 минут. На перроне столпились тысячи новосибирцев - рабочие, служащие, представители областных и городских организаций. Под звуки оркестра Гризодубова, Осипенко, Раскова в сопровождении летчика Сахарова, первым обнаружившего самолет в тайге, поднялись на трибуну. Их забросали цветами, оглушили грохотом несмолкающих аплодисментов.

От имени Новосибирской области гостей приветствовал председатель облисполкома Егоров. Тысячи людей кричали «ура» и скандировали: «Да здравствует наш любимый родной Сталин!» Вначале, как по обряду, прославляли «великого кормчего СССР», а потом уж вспомнили про летчиц, «с честью выполнивших почетное сталинское задание».

Рабочие Новосибирского завода «Сибмашстрой» преподнесли героическому экипажу «изящно отделанную модель самолета». С приветственной речью выступил представитель Сибирского военного округа товарищ Данилов. Следом за ним экипаж «Родины» приветствовали железнодорожники. К новосибирцам с ответным словом обратилась Полина Осипенко.

В заключение митинга приняли приветственное письмо товарищу Сталину со всеми подобающими эпитетами в его адрес - «шлем Вам, наш родной, горячо любимый отец, учитель и вождь, пламенный большевистский привет». А экипаж самолета «Родина» через газету «Советская Сибирь» передал «горячий привет трудящимся Новосибирской области».

Летчицы отправились в дальний путь - в Москву, навстречу славе. У всех у них была разная судьба. Валентина Гризодубова прожила долгую, счастливую жизнь. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе в 1939 году вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Серовым. Причина катастрофы до сих пор неясна. Марина Раскова разбилась на самолете в 1943 году, не успев вступить в бой с фашистами под Сталинградом.

P. S. У этого героического перелета есть еще и обратная сторона медали, о которой мало кто знает. Во время поисков самолета «Родина», в небе столкнулись два самолета ПС-84 и ТБ-3. Все находившиеся в первом самолете погибли. Среди них был известный летчик Бряндинский. Из второго самолета четверо успели выпрыгнуть на парашютах. Но чтобы не омрачать торжества по поводу успешного спасения летчиц, о катастрофе самолетов сообщать строжайше запретили. Более того, не стали даже эвакуировать и хоронить тела погибших.

Гибель поисковых экипажей не вписывалась в агитационные мероприятия. А оставшихся в живых – заставили молчать.

Людмила Кузменкина

Все участницы перелета были удостоены высшей награды, но именно Гризодубова считается первой женщиной - Героем Советского Союза. На закате жизни ей было присвоено и звание Героя Социалистического Труда. В СССР из женщин только она имела две высочайшие награды страны. А в анналах мировой военной истории так и осталась единственной женщиной - командиром мужского бомбардировочного полка дальнего действия.

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Но послевоенная судьба летчицы практически не известна - Валентина Степановна трудилась на закрытом предприятии, испытывала новейшее электронное оборудование для самолетов. Писать о ней в 70-е начал ее воспитанник, летчик-испытатель Мстислав Листов, живший в доме Гризодубовой. Сегодня он руководит Общественной комиссией по увековечиванию имени легендарной летчицы, работает над книгой. Спецкор «Культуры» встретилась с Мстиславом Степановичем.

культура: Готовитесь к 75-й годовщине перелета?
Листов: 9 октября на Поклонной Горе состоится вечер, посвященный этому событию. Но с книгой я не тороплюсь. Изучаю документы в архивах, перепроверяю факты. И те, что знаю от Валентины Степановны, и уж тем более - «открытые» исследователями. В альманахе «Легенды и мифы отечественной авиации», например, пишут, что все было иначе: и радиостанция не отказывала, и радиограммы шли без перебоя, и карту у Расковой не могло выдуть за борт самолета... Спрашиваю «изыскателя»: «Вы сидели в той кабине?» - «Нет». - «Вы летчик?» - «Нет»... Теперь это модно: «Я не летчик, но про летчиков все знаю».

культура: Долгие годы замалчивался факт гибели тех, кто искал экипаж Гризодубовой...
Листов: А потом борзописцы ринулись смаковать трагедию: триумф Гризодубовой обернулся катастрофой... Но послушайте! Конец сентября - начало октября (поиски продолжались почти десять дней). Молодые женщины на замерзшем озере. В тайге. В районе Комсомольска-на-Амуре. Экипаж «Родины» ищут 50 самолетов от Байкала до Амура. Вопреки запрету из Москвы, туда же отправляются комдив Сорокин на ТБ-3 и летчик Бряндинский на «Дугласе». В результате «Дуглас» врезался в хвост ТБ-3 - 16 человек погибли. В том числе Сорокин и Бряндинский. Ну и при чем тут Гризодубова?

культура: Не писали в советское время и о том, что Марина Раскова носила погоны старшего лейтенанта НКВД.
Листов: Это документально подтверждено. Марина работала в Академии имени Жуковского лаборанткой. Потом стала осваивать штурманское дело. И параллельно - азы службы в «органах».

культура: Гризодубова знала об этом?
Листов: Конечно! Известно, что Валентина Степановна к Берии ходила выручать своих летчиков. И однажды в глаза сказала ему все, что думает. Другого за гораздо меньшую провинность лишили бы жизни. Однажды вдруг начала рассуждать: «Вот думаю, почему все-таки Берия не убрал меня?» Помолчала. «Я много анализировала и пришла к выводу, что в те годы мы с Чкаловым обладали таким авторитетом, что он не решился...» Валентина Степановна всегда была женщиной фактуристой. Не Ассоль, прямо скажем. Но однажды я увидел кинохронику 1963 года - она говорила о Терешковой после ее полета в космос. Всего минута на экране, но какой взгляд! Гипнотический! Думаю, мало кто мог перед ним устоять. «Ого!» - подумал я тогда...

культура: Тем более, она была модницей.
Листов: Еще какой! Мать-модистка шила в Харькове для дворян. А сама Гризодубова частенько высказывалась о нарядах зашедших к ней похвастать обновками женщин. Если считала, что платье даме не идет, говорила, не стесняясь. До последних дней следила за собой. И даже когда принимала людей дома, периодически доставала из ридикюля помаду и зеркальце. У нее был очень красивый контур губ и потрясающие серые глаза. Не глаза - рентген.

культура: Верно ли говорят, что у Гризодубовой дворянское происхождение?
Листов: Брак родителей не был сословным. Ее мама Надежда Андреевна Коморенко - из крестьян, отец Степан Васильевич - из дворян, потомственный почетный гражданин Харькова. В интеллигентной, но небогатой семье была хорошая библиотека и даже два рояля. Один из родственников при встрече приезжавшего в город царя дирижировал оркестром. Отец отлично танцевал. Маме, обладательнице прекрасного голоса, харьковские меценаты предлагали оплатить учебу в Италии. Но она предпочла обшивать крылья построенного мужем самолета. Сама Валентина Степановна была невероятно начитанным человеком, знала немецкий и французский, играла на фортепиано, училась у известных педагогов Харьковской консерватории. Потом уже, в Москве, дружила с Иваном Козловским, очень любила Ирину Архипову...

культура: Из-за чего возникла путаница с днем рождения Гризодубовой?
Листов: Трудно сказать. Виталий Власко (директор музея Гризодубовых в Харькове. - «Культура ») нашел церковную книгу, в которой записано, что Валентина Степановна родилась 13 апреля (по старому стилю) 1909 года. Хотя сама она считала днем рождения 31 декабря 1910-го. Интересен другой факт, обнаруженный Власко, - наличие шести священников в роду знаменитой советской летчицы. Если бы она где-нибудь упомянула об этом, вряд ли стала бы той Гризодубовой, которую мы знаем... Скорее всего, дату рождения «исправили» из-за родословной.

культура: Она-то, конечно, была неверующей?
Листов: Тонкий вопрос. Была... Но в последние годы - возможно, после смерти Валерки (сын Валентины Гризодубовой, страдавший известным русским недугом, умер в 50 лет. - «Культура »), в ней как будто что-то изменилось.

культура: У такой сильной женщины - такие семейные проблемы. У нее ведь и личная жизнь не сложилась...
Листов: Валера - это был ее крест. Была болезнь. Причем наследственная. И, похоже, с мужем Валентина Степановна развелась по той же причине - еще во время войны. А может, потому что он ревновал к ее славе? Не каждый летчик-истребитель сможет хладнокровно относиться к тому, что его жену постоянно приглашают «в Кремль с супругом»... Кстати, Полина Осипенко о приеме в Кремле в 1938 году вспоминала так: «В зал вошли члены правительства и наш Иосиф Виссарионович. Мы с Мариной кинулись к нему. Расцеловали. Валя постеснялась...»

культура: Писали, что в разводе Валентины Степановны виновата мать, которая просто замордовала зятя, Виктора Соколова: мол, моя дочь - Герой Советского Союза, а ты кто? Хотя он тоже командовал полком...
Листов: Я этого не слышал... Есть живописный портрет матери Гризодубовой - настоящая императрица. Многие боялись ее больше, чем Валентину Степановну (после развода Надежда Андреевна жила с дочерью в Москве, Степан Васильевич остался в Харькове. - «Культура »). И она подливала масла в огонь - могла, например, пригрозить, что пожалуется Сталину. Сама Валентина Степановна редко апеллировала к вождю. Разве что при вызволении с Колымы Сергея Королева... Потом его мать писала Гризодубовой: «Не приди я к Вам в тот дождливый день 1939-го года, кто знает, какой бы День космонавтики мы праздновали сегодня!..» Дочь и внучка Королева ездили к Валентине Степановне поклониться. До последних ее дней.

культура: Престижную квартиру в «сталинке» Гризодубовой подарило правительство после знаменитого перелета?
Листов: Да, 104 квадратных метра в профессорском корпусе Академии Жуковского у Ходынки. Плюс «Опель». И 25 тысяч рублей. Кстати, после разговора Гризодубовой со Сталиным то же самое помимо ордена получил конструктор самолета АНТ-37 «Родина» Павел Сухой. В названии самолета фигурируют инициалы Андрея Николаевича Туполева. Но в 1938-м, когда состоялся перелет, корифей отечественного авиапрома уже сидел...

культура: А в 1944-м, когда на стол Сталина легла жалоба на командира 101-го Красносельского авиаполка Гризодубову, та же участь могла постигнуть и ее...
Листов: Недавно в одном из архивов я обнаружил сенсационное письмо Валентины Степановны Иосифу Виссарионовичу. Думаю, никто не мог предположить, что Гризодубова способна на такой крик души. Командир полка, женщина, объясняет, что с ней поступили несправедливо, просит разобраться. А уж Сталину она соврать не могла.

культура: С должности комполка ее, однако, сняли. А после войны уволили и из армии.
Листов: Уволиться пожелала сама. Сразу после войны Главный маршал авиации Новиков предлагал полковнику Гризодубовой возглавить дивизию - она отказалась: «В армию пошла только из-за войны. И ни одного дня после войны меня в армии не будет». И форму носить не любила. Хотя, если бы приняла на себя командование дивизией, сразу стала бы генералом. А она даже пыталась отказаться от пенсии - в 1945-м ей было всего 35 лет. «Мне - пенсию?! Я что, старуха какая-то?» Министр обороны вызвал к себе: «Ты, Валя, не дури! Откуда знаешь, что завтра будет? Приказываю оформить пенсию». Потом, к слову, она ее сильно выручала...

культура: В пресловутые 90-е?
Листов: Не только. В НПО «Вега» Валентина Степановна получала зарплату замдиректора по летным испытаниям, но в кабинете на Кутузовском бывала не часто - ездила на аэродромы, работала дома. Была доплата за Золотую звезду Героя. Плюс военная пенсия. Всех этих денег ей одной хватило бы с лихвой. Но дом Гризодубовой никогда не был пуст. Рекордным оказался день присуждения ей звания Героя Соцтруда - тогда в квартире побывал 141 человек. Десятками приходили и в другие дни. А такого хлебосольства, как у нее, я больше нигде не встречал. Если намечался юбилей или праздник - еще и к Валерию Павловичу отправляла меня с записочкой. Это был ее знакомый кок с подводной лодки. Он работал в ресторане неподалеку и для Валентины Степановны, конечно, готовил отменно. Боже упаси, чтобы человек ушел от нее, не поев или хотя бы не выпив чаю. Ничего не жалела, все выставляла на стол. Кремлевский паек (говорили, семья из трех человек могла питаться им в течение месяца) улетал за неделю. Бывало, спросит вечером: «Пойди посмотри, что у нас в холодильнике». - «Ничего, Валентина Степановна». - «А пенёзы (так она в шутку называла деньги) есть?» Найдет где-нибудь в подкладке НЗ - я бегу в обычный магазин: двести граммов сыра, колбаски... А она достанет из холодильника залежавшийся торт, добавит коньяка или варенья, прокрутит в мясорубке, перемешает, слепит, чем-то посыплет... Вот и весь кремлевский паек. Некоторые, зная, что у Валентины Степановны можно хорошо поесть, без зазрения совести совершали набеги на ее холодильник. А ехали к ней со всей страны. Скольких людей она вызволила из тюрьмы, скольким помогла встать на ноги, поступить в институты, защитить диссертации... Ночью, если раздавался звонок, с палочкой шла открывать дверь. И только когда человек входил, спрашивала: «Кто Вы?» Никого не боялась - ни на земле, ни в воздухе!

культура: Мне казалось, она была жесткой женщиной...
Листов: Очень. Однако никого на три буквы не посылала. И никогда не отключала телефон. Однажды ей предложили переехать в цэковский дом с охраной. Она возмутилась: «Подите вы! Ко мне по сто человек в день приходят - что же, они все анкеты у вас будут заполнять?..» Так и прожила всю жизнь на Ленинградке. В последние годы у нее было лишь два платья. Одно - черное, из звездной ткани «Искорка» - надевала дома, когда приходили важные гости. А на голове всегда был черный ободок - давний подарок Долорес Ибаррури. На приемах Валентина Степановна бывать уже не могла - из-за чрезмерного веса передвигалась с большим трудом. При этом сама садилась за руль, ехала к министрам решать вопросы, и чиновники спускались к ней в машину. На «Волге» гоняла до последних дней. Даже с гипертоническим кризом. И реакция у нее была блестящая! Гаишники шарахались - Боже избавь прицепиться к Гризодубовой, тут же по шапке получишь... Однажды несемся с ней по проспекту. Ночь. Дождь. Она, как всегда, за рулем. И вдруг говорит: «Представляешь, я с трех метров ничего не вижу...»

Умерла Валентина Степановна из-за открывшейся язвы. В больнице, которую не любила. У нее было два железных правила: не позволять делать себе уколы и никогда не ложиться в «кремлевку». «Полы паркетные, врачи анкетные», - говорила она. При этом никого, если приходилось вызывать на дом, не отпускала без конверта с приличной суммой. Знакомый доктор, помогавший ей в последние годы, признался потом, что, если бы в «кремлевке» правильно поставили диагноз, Валентину Степановну можно было спасти. Упустили время...

культура: Вы несколько лет занимаетесь увековечиванием памяти Валентины Гризодубовой - на Новодевичьем кладбище и на Кутузовском проспекте установлены монументы, на доме, где жила, - мемориальная доска, на Поклонной горе - бюст. Ее именем названы улицы в Москве, в Жуковском, в Минске... Но Харьковский музей после пожара никак не восстановят. А в России музея нет вообще.
Листов: Наша комиссия добилась, чтобы одну из московских школ назвали именем Валентины Степановны. Стал оформлять документы, заниматься музеем. Вдруг звонит директор: нас сливают с другой школой и присваивают имя Есенина... Одно скажу: воспитание детей сегодня - самое главное. И учить их надо на примере Гризодубовой. В свое время я предлагал чиновникам сделать квартиру на Ленинградском проспекте, 44, мемориальной - ни понимания, ни поддержки не нашел. Даже эпопея с памятником длилась пять лет - Москва категорически отказывалась его устанавливать. Хотя он был уже отлит и ждал своей участи во дворе здания НПО «Вега» на Кутузовском. Все варианты подходящих площадок отвергались и предлагались альтернативные - один невероятнее другого. Самый удивительный был на улице Лонго, состоящей из четырех домов и упирающуюся в ЛЭП... В конце концов, Гризодубову «бросили» на Кутузовском - на фоне решетчатых окон унылого производственного здания. Ее там просто не видно!

культура: Москве не нужен был памятник Гризодубовой?
Листов: Так как деньги выделялись еще Черномырдиным, из федерального бюджета, готовый монумент по сути, был подарком Москве. А зачем он чиновникам? И, хотя, 3,5-метровый постамент был готов, его срочно заменили на куб в три раза меньше (здесь заинтересованным лицам, очевидно, удалось что-то «состричь»!). Но почувствуйте разницу: фигура летчицы в 3,5 метра должна была возвышаться на роскошном - из полированного токковского гранита - постаменте такой же высоты. Вместо этого появилась стандартная кубышка - метр двадцать. Искажены пропорции, памятник смотрится иначе. Но всем наплевать. Только ветераны войны написали Путину: «Типичное хамское отношение Лужкова к памяти героев Великой Отечественной войны - это установка памятника Гризодубовой на Кутузовском». С Лужкова уже не спросишь. А я теперь бьюсь за монумент в Харькове: страна другая, проблемы - те же. И продолжаю разбирать бумаги Валентины Степановны. Жаль только, что через несколько дней после ее ухода из жизни в квартире не было уже ни орденов, ни наградных листов, ни указов о присвоении званий. У Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой остались две невестки, внук и внучка. Больше добавить нечего...