Open
Close

Епископская резиденция в вюрцбурге. Германия, Вюрцбург «Вюрцбургская Резиденция

Вюрцбургская Резиденция является одним из самых великолепных дворцов Европы, шедевром южного немецкого и позднего европейского барокко. В 1981 году бывшая Резиденция князей-епископов Вюрцбурга внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "наиболее гармоничный и самый необыкновенный из дворцов в стиле барокко". Строительство дворцового ансамбля в Вюрцбурге было начато в 1720 году по инициативе князя-епископа Йоханна Филиппа Франца фон Шёнборна - светского и религиозного правителя Вюрцбургского княжества. Для придания политического веса небольшому княжеству Вюрцбург, входившему в состав Священной Римской империи, и отдавая дань куртуазному XVIII веку, вновь избранный князь-епископ Вюрцбурга решил перенести епископскую резиденцию из средневековой крепости Мариенберг в новый дворец, не уступающий роскошью и красотой парижскому Версалю и дворцу Шёнбрунн в Вене. Как раз в это время в епископскую казну поступили 600 000 гульденов, взысканные с Якоба Галлуса фон Холаха - влиятельного чиновника, пойманного на казнокрадстве. Эти деньги и были направлены на строительство новой епископской резиденции. В качестве главного архитектора Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн пригласил тогда ещё никому неизвестного 33-летнего Бальтазара Неймана - в последствии выдающегося немецкого архитектора, работавшего в стилях барокко и рококо. В ходе подготовки проекта дворца Нейман посетил Мангейм, Брухзаль, Страсбург, Нанси и Париж, где изучал работы Робера де Котта - первого архитектора короля Людовика XIV, а также использовал для проекта дворца идеи и наработки архитекторов Жермена Боффрана, Максимилиана фон Вельша, Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, Ансельма Франца Фрайхера фон Риттера и других известных европейских архитекторов. В 1724 году, через 4 года после начала строительства резиденции, неожиданно умер князь-епископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн. Его преемник Кристоф Франц фон Хуттен, после завершения возведения северного крыла, решил прекратить строительство дворца. Работы были возобновлены в 1730 году, при епископе Фридрихе Карле фон Шёнборне, и завершены в 1744 году, оформление интерьеров продолжалось вплоть до 1780 года. Над декором внутренних помещений Вюрцбургской резиденции, оформленных в стилях барокко и рококо, трудились известные художники и ремесленники со всей Европы. Вюрцбургский дворец насчитывает 400 комнат, расположенных в северном и южном крыльях здания, в которые из центрального холла ведёт знаменитая двухмаршевая лестница - шедевр, созданный Бальтазаром Нейманом. Решение молодого архитектора перекрыть огромное, площадью 32 на 18 метров и высотой 5 метров, пространство парадной дворцовой лестницы мощным кирпичным сводом без использования дополнительных опор вызвало шквал критики со стороны его маститых коллег. Венский архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт утверждал, что свод непременно рухнет под собственной тяжестью, и советовал заказчику все расходы взыскать с Бальтазара Неймана. Хильдебрандт был настолько уверен в утопичности планов своего молодого коллеги, что обещал собственноручно вбить в потолок крюк и повеситься на нём, если свод не обрушится в течение первой же недели. Архитекторов рассудило время - парадная лестница и её свод существуют и поныне, мало того, спроектированный Нейманом потолок выдержал пожар, вспыхнувший в резиденции после массированных бомбёжек Вюрцбурга в 1945 году - деревянная крыша над парадной лестницей сгорела, а каменный свод практически не пострадал. Внутренняя поверхность свода парадной лестницы представляет собой огромную фреску, над созданием которой в течение 1752-1753 годов работал приглашённый из Венеции известный итальянский живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Эта фреска считается самой большой картиной в мире. В центре фрески, на небесах, изображены боги-олимпийцы и аллегории четырёх континентов - Европы, Азии, Африки и Америки. В овальном медальоне - портрет Вюрцбургского князя-епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау, которому трубят славу ангелы, есть на фреске и портрет создателя дворца - Бальтазара Неймана, не дожившего до завершения картины. Кисти Тьеполо принадлежат также фрески Императорского зала, изображающие важнейшие сюжеты из истории Вюрцбурга - дарование императором Фридрихом Барбароссой епископу Вюрцбурга княжеского титула и сцена бракосочетания Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской. Для декора Императорского зала были использованы белый, жёлтый и красный мрамор, витые колонны, богатая лепнина и позолота. Здесь принимали германских императоров, проходили балы и торжественные приёмы. Белый зал дворца оформлен в стиле рококо, богатая белая лепнина на светло-сером фоне стен выполнена художником Антонио Босси. Ещё одна достопримечательность резиденции - Зеркальный кабинет, стены которого полностью покрыты зеркалами в изящных золочёных рамах. Многократное отражение зеркал увеличивает пространство, множит число предметов, искажает реальность. Говорят, сама Мария Терезия, увидев Зеркальный кабинет, воскликнула: "Это, воистину, всем дворцам дворец!". Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Для оформления Зелёного лакового зала были использованы многослойные покрытия стен металлического зелёного цвета, украшенные картинами и золотым орнаментом. В юго-западной части резиденции расположена Дворцовая часовня Хофкирхе, пространство которой разделено колоннами на три ротонды с овальными куполами. Левая часть часовни лишена окон, на её стенах размещены большие зеркала, отражающие свет, проникающий из окон на противоположной стороне. Интерьер часовни оформлен в тёмно-розовом и золотом цветах, богато декорирован мраморными колоннами, статуями, богатой лепниной и фресками работы Антонио Босси. Вокруг дворца был разбит красивый парк с ухоженными клумбами, розариями, лестницами, фонтанами и статуями. В 1803 году Епископское княжество Вюрцбург было упразднено с секуляризацией (изъятием церковной собственности в пользу государства), в 1806-1814 годах в южном блоке дворца располагалась резиденция великого герцога Фердинанда Тосканского. В это время бывшую епископскую резиденцию трижды посещал император Наполеон Бонопарт, апартаменты, в которых он останавливался, были оформлены в стиле ампир. В 1814 году Вюрцбург стал частью Королевства Бавария, а дворец стал резиденцией монархов Баварии. В 1821 году в Резиденции родился принц-регент Баварии Луитпольд, во время правления которого было много сделано для украшения дворца, в частности, в 1894 году был построен Франконский фонтан. В 1921 году бывшая резиденция князей-епископов Вюрцбурга была открыта для общественности. В марте 1945 года дворец сильно пострадал во время массированных бомбардировок Вюрцюурга, реконструкция Вюрцбургской резиденции была начата в 1945 году и полностью завершена в 1987 году.

Вюрцбургская Резиденция
Würzburger Residenz
Адрес: Residenzplatz 2, Tor B 97070, Würzburg, Deutschland
Тел: +49 931 35517-0
Факс: +49 931 35517-25
E-mail: [email protected]
Web: www.residenz-wuerzburg.de
Как добраться : Международный аэропорт Франкфурт-на-Майне - 125 км
Железнодорожный вокзал Würzburg Hbf - 1 км
Железнодорожный вокзал Würzburg Süd - 500 м
До Вюрцбургской резиденция можно доехать на автобусах
№№ 9, 6, 16 (от Juliuspromenade), №№ 12, 14, 20, 2 (от автовокзала) и на трамвае №№ 1, 3, 5 (от центрального железнодорожного вокзала)
Детали на www.residenz-wuerzburg.de/deutsch/tourist/anfahrt.htm
Период действия : постоянно
Режим работы : *Апрель-октябрь:
Понедельник - воскресенье с 09:00 до 18:00
Билетная касса закрывается в 17:30
*Ноябрь - март:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 16:30
Билетная касса закрывается в 16:00
*Экскурсии на английском языке:
Понедельник - воскресенье в 11:00, 13:30, 15:00 и 16:30 (с апреля по октябрь)
Продолжительность экскурсии 45 - 50 минут
*Сад открыт ежедневно до наступления темноты (максимум до 20:00)
*Выходные дни - 1 января; Масленица; 25, 25 и 31 декабря
Стоимость : 8 EUR / 1 чел.
Взрослые - 7,5 EURO
Группы (от 15 человек и более) - 6,5 EURO/с человека
Дети до 18 лет, студенты - вход бесплатный
Посещение сада и Дворцовой часовни - бесплатное

Огромное здание Вюрцбургской резиденции состоит из нескольких частей, которые сегодня совершенно независимы друг от друга и имеют отдельные входы. Всего дворец насчитывает 400 комнат, разделяющихся на северные и южные апартаменты. Хофкирхе — домовая церковь — сейчас является самым популярным местом бракосочетаний в городе.

В 1720 году Бальтазару Нойману было поручено проектирование новой епископской резиденции в Вюрцбурге — масштабного дворцового комплекса, который призван был стать своеобразным памятником могущественному епископскому роду Шёнборнов — Грайфенклау, занимавшему видное положение в огромной империи. Непосредственным заказчиком выступал вюрцбургский епископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн, но главы семейного клана — канцлер империи, курфюрст Лотар Франц фон Шёнборн и вице-канцлер империи Фридрих Карл — были едины в своем стремлении принять в создании этого памятника самое активное участие.

Парадная резиденция маленького, но гордого и амбициозного княжества в австро-германской империи имела гораздо большее значение, нежели родовой замок в каком-либо другом месте Европы. Она была наглядной демонстрацией древней родословной, достоинства, богатства и успеха ее владельцев, их главной презентацией себя и своего «королевства». С начала XVIII века уже не воинская слава, но возведение дворцов и парков, собирательство коллекций и библиотек, блеск и утонченный этикет придворной жизни в наибольшей степени способствовали самоутверждению местных князей. И именно в эту область теперь было перенесено их основное соперничество. Целые россыпи маленьких «Версалей», стремящихся иметь все атрибуты королевского величия и роскоши в сочетании с современными достижениями французской моды, появились в это время в каждом уголке австро-германских земель. И Вюрцбургской резиденции суждено было стать одной из самых блистательных из них.

Вице-канцлер Фридрих Карл фон Шёнборн, курировавший это строительство из Вены, прислал в качестве консультантов уже прославленных архитекторов империи — Максимилиана фон Велша и Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта.

Возглавлявший работы Бальтазар Нойман мог противопоставить им лишь свою страстную одержимость и поддержку Шёнборнов, убежденных в том, что их протеже «обещает принести много пользы и добиться большого успеха». Помимо Хильдебрандта и фон Велша из Парижа для консультаций приглашались Робер де Котт и Жермен Боффран. Большую роль в декорировании интерьеров сыграли привлеченные скульпторы и лепщики Иоганн Вольфганг фон дер Овера и Антонио Босси и знаменитый живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Нойман, автор проекта и воплотитель основных идей, подобно гениальному дирижеру сумел объединить все эти австрийские, французские, итальянские и фландрские влияния в гармоничное целое, сохранившее своеобразие местного франконского стиля.

Решающей в определении основных типологических черт вюрцбургского ансамбля оказалась специфическая ситуация в культуре всего Австро-Германского региона начала XVIII века, а именно — чрезвычайно быстрое прохождение стилевых фаз художественного развития (в этом очевидно сходство и со всей Восточной Европой). В немецких постройках 1720-1740-х годов черты итальянского барокко, французского классицизма XVII века и французского рококо начала XVIII столетия, нередко сосуществуют вместе в самом причудливом симбиозе. Архитектура парадных дворцов, и особенно дворцов крупных резиденций, дольше всего сохраняла тяжеловесные барочно-классические формы. Само представление о репрезентативности связывалось, прежде всего, с монументальностью. Во дворце Вюрцбургской резиденции мы находим соединение барочной торжественной архитектуры фасадов, обильно украшенных лепниной и скульптурой, с версальским курдонёрным принципом построения парадного двора, при котором сильно выступающие боковые флигели создают энергичное «движение» вглубь, к главному фасаду основного здания. Выбранный Нойманом для строительства желтый песчаник, золотистый тон которого усиливает охра, сообщает нарядной архитектуре дворца дополнительную цветовую интенсивность.

Композиционная схема резиденции включает несколько флигелей, объедиенных вокруг центрального здания. Внутренние дворы разделены поперечными строениями, образуя сложную конфигурацию из многочисленных корпусов и дворов. К зрителю, обходящему дворец с внешней стороны, он каждый раз обращается новым неповторимым фасадом, как будто демонстрируя некий комплекс разнообразных типов дворцовой архитектуры.

Главный, парадный фасад обращен в сторону города. Его глубокий внутренний двор (Эренхоф) закрывает великолепная ажурная решетка. Помимо следования схеме французского курдонёра в формировании парадного фасада, данью французской моде также явились мансардные полуэтажи, которые не только оживили и разнообразили архитектуру дворца, но и предоставили достаточно места для размещения служб. Парадный фасад отличается обильным декором, организованным регулярным членением окон и пилястр. Пышный барочный портал имеет балкон над колонным портиком, на который выходят огромные, арочной формы французские окна-двери. Балюстрада кровли в традиции итальянского барокко украшена многочисленными вазонами и скульптурой.

Очень наряден Гартенфасад (садовый фасад), выходящий к Хофгартену (дворцовому парку), в противоположность городскому фасаду вытянутый по единой линии на 167 метров. Плоскостность боковых едва выделенных пилястрами, только подчеркивает нарядную пластичность трехгранного объема центрального павильона, украшенного круглыми и овальными окнами и роскошной лепниной. В решении Гартенфасада проступает очевидное влияние венской архитектуры: его центральный павильон явился блестящей ноймановской вариацией центрального ризалита Верхнего Бельведера в Вене архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта.

Главным элементом торжественной представительности и смысловым центром резиденции стала ее знаменитая парадная лестница. Известно, что по указанию Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна она должна была быть подковообразной формы и идти наверх двумя маршами с двух сторон вестибюля, как это было принято в венских дворцах. Однако Нойман, после поездки в Париж и знакомства с новыми достижениями французской архитектуры, создал новый план. Пятинефное, занимающее всю северную часть холла здание лестницы начинается единым маршем и на площадке поворота разделяется на два рукава, поднимающихся торжественными монументальными маршами на верхний этаж.

В этой великолепной театрализованной, невиданной по своему масштабу лестнице искусство Нойманаинженера проявилось во всем блеске. Архитектор устранил из проекта первоначально запланированные верхние ряды опор, оставив всю конструкцию с ее огромными массами свободно лежать на выгнутых сводах с четко просчитанной кривизной подъема. Сохранились свидетельства современников, что Иоганн Лукас фон Хильдебрандт сомневался в жизнеспособности ноймановской конструкции, предсказывая, что за созданный эффект рано или поздно придется расплачиваться ее крушением. Тем не менее во время бомбежки 1945 года именно лестница единственная осталась стоять непоколебимым остовом вместе со своим знаме нитым, расписанным Тьеполо сводом среди рухнувших стен соседних флигелей.

Именно в Вюрцбурге итальянскому художнику Джованни Баттисте Тьеполо, уже прославившемуся к этому времени в качестве «короля монументальной живописи», суждено было создать свои наиболее знаменитые шедевры: грандиозную фреску лестничного свода (длиной почти 32 метра, шириной 18 метров), ставшую самой большой потолочной фреской в мире, и фрески Императорского зала (1752-1753).

По своей развернутой аллегорической программе фреска лестничного зала соответствует ее беспрецедентному масштабу и является образцом парадной иконографии уходящего барокко. Тьеполо задумал воссоздать картину современного ему мироустройства, где центральной темой становится восхваление правления князя-епископа Вюрцбургского как покровителя наук и искусств. Живопись Тьеполо также украшает главный парадный зал резиденции — овальный Императорский. Здесь для стенных фресок было выбрано два значительных события из истории вюрцбургского княжеского дома: бракосочетание Фридриха I Барбароссы и Беатрисы Бургундской (1156) и получение епископом Вюрцбургским Франконского герцогства из рук императора (1168).

Ноймановская архитектура Императорского зала — шедевр франконского рококо, тем более удивительный, что все приемы этого легкого и изысканного стиля, во применяемые прежде всего в камерных пространствах небольших особняков, здесь предстают в барочных масштабах торжественного зала с двухъярусным освещением и сводчатым перекрытием. Все элементы рокайля здесь доведены до необыкновенной выразительности и даже утрированы, за счет чего возникает необычайно яркий, поражающий воображение эффект.

Покрытые штукатуркой и расписанные стены имитируют мрамор — любимый прием обманки рококо. Огромные раковины раскрываются над дверными и оконными проемами, рокайльный картуш и формообразующая спираль подчиняют своему изогнутому ритму богатый декор стен и свода. Овал, лежащий в основе плана зала, многократно повторяется в арочных формах окон, дверей, зеркал, падуг свода и декоративных филенок. Обилие белого цвета и преобладающая нежная пастельная гамма добавляют впечатление удивительной легкости этому залитому светом пространству. Свет струится из многочисленных окон, стеклянных дверей, зеркал и даже из рам и лепнины, куда вставлены крохотные овальные зеркальца.

Величественные росписи Тьеполо за счет легкости письма и высветленного колорита совершенно лишены какой-либо подавляющей монументальности. В соответствии с игровой эстетикой барокко фигуры фресок, «покидая» отведенные им обрамлениями места, «разбредаются» по стенам, вылезают из картушей и располагаются на архитектурных элементах, однако, как и белоснежные порхающие скульптуры, они совершенно лишены какой-либо объемной телесности и бесплотными видениями парят в светоносном зале.

Императорский зал — сердце резиденции, на нем сходится круговая анфилада парадных комнат князя епископа. Здесь в других, уже камерных масштабах, мы опять встречаемся со всеми характеристиками франконского рокайля. Это и причудливые кружева стукковой лепнины, и имитации росписи под мрамор, и настенные гобелены на парковые темы, и фигурные рамы десюдепортов, и изящная инкрустированная мебель. Следуя французским образцам, Бальтазар Нойман объединил комнаты в длинную анфиладу протяженностью более 160 метров. Южные комнаты, включающие Зеркальный кабинет, появились в 1729-1746 годах при правлении Фридриха Карла фон Шёнборна, в них заметна ориентация на венское рококо. Северная анфилада была оформлена позже, в 1749-1754 годах, при Карле Филиппе фон Грайфенклау и включает комнаты с великолепными резными деревянными панелями и стукковой декорацией из позолоченной и белой лепнины работы итальянца Антонио Босси.

Именно в Германии достигла апогея столь любимая в рококо игра с зеркалами и светом — ее вершиной явились зеркальные кабинеты, великолепным образцом которых стал Зеркальный кабинет Вюрцбургского дворца с его фантастическими эффектами множащихся отражений уходящих в бесконечность пространств. Только в Германии сохранилось все многообразие этой игры, когда кусочки зеркал вкраплялись в лепной декор потолка, стен, картинных рам, вспыхивая вдруг от солнечных лучей или огня свечей волшебным блеском в самых разных уголках зала.

Чрезвычайно эффектен Гартензал (садовый зал), который находится на нижнем этаже, выходящем в парк. По контрасту с несколько распластанным овальным зальным объемом Нойман выстроил внутри него сферическую аркаду из стройных колонн, над которой раскинулся легкий шатер свода. В соответствии с модой рококо в интерьер привносятся формы парковой архитектуры. Эффект усиливается тем, что иллюзионистическая зелень свода и реальная зелень сада, входящая в зал через многочисленные проемы высоких французских окон-дверей, размывают границы реальности, создавая иллюзию единого легкого, пронизанного светом пространства садовой беседки.

Неотъемлемой частью Вюрцбургской резиденции является придворная церковь — Хофкирхе (1743). Розовая узорчатая текстура мраморных колонн, белый и позолоченный мраморный стукк и теплый колорит фресок работы придворного живописца Рудольфа Вайса образуют богатую контрастами красочную композицию. Над боковыми алтарями расположены две картины Джованни Баттиста Тьеполо: «Вознесение Марии» и «Битва ангелов».

В начале XVI века в искусстве Московского государства произошел перелом, связанный с нарастанием националистических тенденций в государственной и...

Здание Вюрцбургской резиденции – крупнейший в Южной Германии архитектурный памятник в стиле барокко. Здесь можно увидеть самую большую в мире потолочную фреску и роскошные интерьеры XVIII века, не уступающие знаменитому Версалю. Любители классической музыки приезжают во дворец на ежегодные фестивали, в экспозиционных залах проводятся масштабные европейские выставки. Лучшее место в Баварии, где можно познакомиться с самым изысканным художественным стилем Европы, – это Вюрцбургская резиденция.

Замок епископов и герцогов

Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) была возведена по заказу архиепископа Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна. Строительные работы велись с 1719 по 1744 год, художественное оформление интерьеров продолжалось до 1780 года.

Замок был резиденцией епископов Вюрцбурга (которые также носили титул герцогов Франконии) до 1806 года. Во время наполеоновских войн епископство упразднили, и вскоре герцогство вошло в состав Баварии.

В начале ХІХ века во дворце не раз гостил Наполеон Бонапарт, супруга которого Мария-Луиза Австрийская была племянницей герцога Фердинанда III.

В конце Второй мировой войны комплекс подвергся бомбардировкам и получил значительные разрушения. Когда после подписания в Берлине акта капитуляции Германии в Вюрцбург вошли войска союзников, американский искусствовед Джон Скелтон организовал консервацию здания и спас сохранившиеся уникальные интерьеры.

Реставрация комплекса началась в 60-х годах ХХ века и завершилась в 2006 году. Сейчас в замке располагаются музеи, филиал Вюрцбургского университета и выставочные залы. Уникальный архитектурно-парковый комплекс включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура дворцового комплекса

Резиденция построена по проекту известного немецкого архитектора Иоганна Бальтазара Неймана (Johann Balthasar Neumann). В ходе подготовительных работ Нейман посещал Страсбург, Нанси и Париж, изучал стиль барокко и сотрудничал с главным королевским зодчим Франции Робером де Котта. К строительству были привлечены лучшие инженеры Германии – Иоганн Максимилиан фон Уэлш, Филипп Кристоф фон Эрталь, Ансельм Франц фон Риттер, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Габриэль Жермен Боффран.

Размеры епископской резиденции выглядят впечатляюще даже в наши дни. Длина здания со стороны главного фасада составляет 167 метров, протяженность боковых фасадов – 97 метров. Во дворце более 300 залов и комнат.

К центральной части здания примыкают два длинных массивных крыла. Главный вход располагается во внутреннем дворике, размеры которого были спроектированы так, чтобы в нем могли свободно разворачиваться конные экипажи.

Перед резиденцией располагается фонтан «Франкония», созданный в стиле необарокко. В центре водной чаши возвышается постамент, который окружают фигуры легендарных творцов Германии эпохи Возрождения – поэта, художника и скульптора. Композицию венчает аллегорическая бронзовая фигура Франконии с флагом Вюрцбурга в руках.

Если обойти здание вокруг, то можно попасть в парк, ландшафты которого запланированы в английском стиле. Здесь можно увидеть цветники с сотнями розовых кустов, садовые фонтаны, изысканно подстриженные тисовые деревья и зеленые газоны, между которыми вьются извилистые аллеи. Лестница, украшенная фигурами херувимов, фавнов и аллегорических персонажей, ведет на террасу, примыкающую к старинному бастиону.

Главные достопримечательности замка

Внутреннее пространство резиденции определяет сложная система высоких арочных сводов. Из главного вестибюля, длина которого составляет более 30 метров, во внутренние покои можно попасть по живописно декорированной двойной лестнице, над которой располагается самая длинная в мире (более 58 метров) цельная фреска работы итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо.

Потолок этого огромного пространства сконструирован настолько необычно, что современники Бальтазара Неймана сомневались в его прочности и опасались, что, когда уберут строительные леса, перекрытие рухнет. Но архитектор утверждал, что этот свод не разрушит даже пушечный обстрел. Интересно, что спустя 200 лет слова Неймана подтвердились на практике: в 1945 году во время бомбардировок замка потолок вестибюля выдержал взрывы авиационных бомб, и не только его конструкция, но и уникальный декор остались неповрежденными.

Залы дворца

Залы дворца – уникальный памятник интерьерного дизайна Южной Германии.

  • В Аудитории сохранились резные настенные и дверные панели работы Фердинанда Хундта, которые считаются непревзойденными по качеству и тонкости работы.
  • В банкетном Белом зале вы увидите изображения драконов и павлинов, созданные известным скульптором и художником Антонио Босси.
  • Зал Зеркал производит фантастическое впечатление из-за обилия отражений, которые расширяют и трансформируют пространство помещения. Роскошный Императорский зал поражает воображение позолоченными фризами, фресками работы Тьеполо, скульптурой и светильниками. Колонны с пышной лепниной, высокие арочные окна и светлый мраморный пол образуют уникальный эстетический ансамбль.
  • Не менее эффектны Зелёный кабинет и Венецианская комната.
  • Еще одно помещение, которое непременно стоит посетить, – церковь Hofkirche. Свод зала поддерживают витые колонны и арки с позолоченной лепниной в стиле рококо, алтарь и карнизы украшают мраморные фигурки. В храме создана уникальная система дневного освещения: свет, который падает из окон в правой стене, отражают и рассеивают зеркала, установленные на левой.

Музейные и выставочные экспозиции во дворце

Музей интерьеров в стиле барокко и франконского рококо включает более 40 отреставрированных залов и комнат, в которых сохранены и восстановлены оригинальные интерьеры середины XVIII века. Картины и фрески Джованни Тьеполо, скульптура Иоганна Вольфганга ван дер Аувераса, Георга Адама Гутманна и Антонио Босси, росписи Иоганна Рудольфа Бисса – не только украшение интерьера, но и самостоятельные произведения искусства.

В замке открыт Музей Иоганна Мартина фон Вагнера (Johann Martin von Wagner) – немецкого скульптора, резчика, мецената и археолога, почётного гражданина города Вюрцбурга.

В Галерее Вюрцбурга проводятся выставки современного искусства и технических инноваций.

Ежегодно в начале лета в резиденции проходит Фестиваль Моцарта, на который собираются любители классической музыки не только из Германии, но и из других стран Европы.

И 2019 год не станет исключением, в этом году также пройдёт один из этапов юбилейного фестиваля «Дворцы и замки Баварии». Вход для посетителей и участие во всех праздничных мероприятиях бесплатные. Программа включает концерты, экскурсии и увлекательные развлечения для взрослых и детей.

Экскурсии по Вюрцбургской резиденции

Осмотреть архитектуру здания и погулять в парке резиденции можно бесплатно в любое удобное время.

Музей интерьеров работает ежедневно. С апреля по октябрь он открыт с 9.00 до 18.00, с ноября по март – с 10.00 до 16.30.

Посещение возможно только в составе экскурсионной группы. Стоимость билета для взрослых 7,50 евро (570 рублей). Для детей и подростков до 18 лет вход свободный.

Как добраться до Würzburger Residenz

Вюрцбургская резиденция расположена по адресу Residenzplatz 2, Würzburg

До нее можно пройти пешком от набережной Balthasar Neumann или доехать на автобусе до остановки Residenzplatz. Для личного автотранспорта на площади есть парковка.

Заключение

Würzburger Residenz – это гордое прошлое и динамичное настоящее. В уникальном архитектурном комплексе гармонично объединяются изысканность старины и площадка для современных культурных проектов. Если вы окажетесь в Вюрцбурге, не упускайте возможности изучить достопримечательности одного из красивейших дворцов Южной Германии.

Würzburg – зимняя резиденция: Видео

Вюрцбургская резиденция насчитывает четыре сотни залов и комнат, но для туристов открыты 42 из них. Потолок над центральной лестницей оформлен фресками, созданными крупнейшим художником итальянского рококо Джованни Баттиста Тьеполо и его старшим сыном Доменико.

Особое внимание посетителей привлекает роскошный Императорский зал. Фрески на его потолке также написал Джованни Баттиста Тьеполо, а их сюжетом стала история Вюрцбурга. В других помещениях – Малом кабинете, Белом и Зеленом залах – можно увидеть красивые рельефы, цветной мрамор, позолоту, большие зеркала и изящную лепнину.

Вюрцбургская резиденция окружена дворцовым садом Хофгартен, а ее визитной карточкой считается Почетный двор. В конце XIX века здесь появился Франконский фонтан, изготовленный известным скульптором и литейщиком Фердинандом фон Миллером.

Туристам

Двери дворца открыты для туристов в любой день: с ноября по март с 10.00 до 16.30, а с апреля по октябрь с 9.00 до 18.00. Билет для взрослого стоит 7,5 €. Посетителей до 18 лет пускают сюда бесплатно. Побывать в Вюрцбургской резиденции можно только в составе экскурсионной группы.

История строительства и реконструкции Вюрцбургской резиденции

В начале XVIII столетия архиепископ Иоганн Филипп Франц фон Шенборн захотел перенести свой двор в удобное здание. С 1704 года на месте будущей Вюрцбургской резиденции располагался небольшой дворец, однако архиепископ желал, чтобы он стал более роскошным.

Деньги на постройку нового дворцового комплекса появились в 1719 году, после того, как архиепископ выиграл судебную тяжбу. Возведение нового здания растянулось на 60 лет. В строительстве принимали участие именитые зодчие из разных стран, а общее руководство масштабным проектом осуществлял известный архитектор Иоганн Бальтазар Нейман.

В 1724 году архиепископ фон Шенборн скончался. После него строительством Вюрцбургской резиденции занимались еще два церковных иерарха. Когда здание было готово, много сил и времени ушло на отделку внутренних помещений. Наконец в 1780 году основные работы были закончены. В конце Второй мировой войны дворцовый комплекс получил значительные разрушения от бомбардировок, но после долгой реставрации великолепные залы удалось полностью восстановить.

Как добраться

Вюрцбургская резиденция расположена на просторной площади Residenzplatz, в 0,9 км от железнодорожной станции Würzburg-Süd и в 1,1 км от железнодорожной станции Würzburg Hbf. До дворца можно доехать на автобусах № 2, 9, 6, 12, 14, 16 и 20 и на трамваях № 1, 3 и 5.

Основание Вюрцбургской резиденции относится к началу XVIII века. Она создавалась как место официального постоянного пребывания вюрцбургских архиепископов-курфюрстов в течение более 60 лет, и является выдающимся примером архитектуры южнонемецкого барокко.

Основание Вюрцбургской резиденции (Würzburger Residenz) , расположенной в одноименном старинном баварском городе, относится к началу XVIII века. Она создавалась как место официального постоянного пребывания вюрцбургских архиепископов-курфюрстов в течение более 60 лет, и является выдающимся примером архитектуры южнонемецкого барокко.

Великолепным шедевром зодчества европейская культура обогатилась благодаря архиепископу Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну , который решил перевести свой двор из находящейся высоко на холме (Festung Marienberg) в более удобный для приемов небольшой дворец, построенный в 1704 г. Однако новая резиденция не вполне соответствовала представлениям аристократа о роскоши и красоте. Удовлетворить амбиции и эстетические запросы в полной мере помог случай. Исход судебной тяжбы, о сути которой история умалчивает, в 1719 г. принес князю Иоганну фон Шенборну очень крупную сумму денег. Она без промедлений была направлена на перестройку дворца.

Возведение Вюрцбургской резиденции проводилось с широким размахом и растянулось на много лет. На разных этапах к нему были привлечены известные европейские архитекторы: Максимилиан фон Вельш, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Жермен Боффран, Робер де Кот . Проектировал здание и возглавлял строительство известный мастер барокко Иоганн Бальтазар Нейман .

Идейному вдохновителю и организатору работ курфюрсту Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну не суждено было увидеть полного воплощения в жизнь своих замыслов: в 1724 г. он скончался. Его преемник Франц Кристоф фон Гуттен не проявлял фанатичного отношения к строительству дворца. Возведение его стен завершилось лишь в 1744 г. при архиепископе Фридрихе Карле фон Шенборне , который доводился братом основателю Вюрцбургской резиденции.

Внутреннее оформление помещений, отличающееся господством стилей барокко и рококо, осуществлялось в три этапа. Первый из них начался при Фридрихе Карле и ознаменовался отделкой Малого кабинета, Императорского и Белого залов. Главным итогом второго этапа, приходящегося на время управления Резиденцией Карлом Филиппом фон Грейффенклау , стала роспись в 1753 г. потолка холла дворца. Декорирование остальных помещений проводилось с 1769 г. при курфюрсте Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме . К 1780 г. основные работы были завершены.

Вюрцбургская резиденция насчитывает 400 комнат, разделяющихся на северные и южные апартаменты, в которые из холла ведут два крыла центральной лестницы. Потолок над лестницей украшают фрески работы Джованни Тьеполо и его сына Доменико. Роспись является крупнейшей в мире и посвящена частям света – Европе, Азии и Африке, представленным характерными пейзажами и животными, а также аллегориями.

Среди комнат дворца особой роскошью выделяется Императорский зал , декорированный рельефами на белом, красном и желтом мраморе. Фрески на потолке, выполненные Джованни Тьеполо, отображают историю .

Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Изюминка Белого зала — лепнина на светло-сером фоне работы Антонио Босси. В интерьере Зеленого зала доминируют рисунки, обрамленные декоративными элементами соответствующего цвета с золотыми орнаментами.

В начале XIX века было создано Великое герцогство Вюрцбург, и занявший его престол Фердинанд III Тосканский, дядя второй жены Наполеона Марии-Луизы Австрийской, оформил часть помещений дворца в стиле неоклассицизма.

Своеобразной визитной карточкой дворца является Почетный двор , расположенный со стороны города перед центральной частью здания. В 1894 г. его украсил Франконский фонтан, выполненный Фердинандом фон Миллером по заказу принца-регента Луитпольда Баварского, выразившего таким подарком почтение к месту своего рождения.

Во время Второй мировой войны Вюрцбургская резиденция значительно пострадала от бомбардировок, но вследствие масштабных реставрационных работ, проводившихся в последней трети XX столетия, большую часть интерьеров удалось восстановить.

Residenzplatz 2 97070 Würzburg, Deutschland
residenz-wuerzburg.de‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.