Open
Close

Социально-экономические взгляды фурье. Фурье: биография жизнь идеи философия: шарль фурье М фурье

Другим важнейшим французским социалистом-утопистом является Шарль Фурье. Он был торговым служащим, не смог получить солидное образование, стал гениальной самоучкой. Основные его работы: «Теория черырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всемирного единства (1838), «Новый промышленный и общественный мир».

Теория страстей Фурье.

Исходным пунктом учения Фурье является его теория страстей. Все свойственные человеку страсти и влечения подразделяются им на три группы:

    Страсти материальные и чувствительные, связанные с органами чувств (вкус, осязание, слух, обоняние)

    Привязанности «влечения души» (дружба, любовь, честолюбие)

    Страсти верховные, распределительные, открытие которых он приписывает себе (новаторство, соревнование, энтузиазм)

Фурье считал, что человеку от природы присущи такие качества, как стремление к труду, честолюбие и др. Человек создан богом как гармоничное существо и у него нет других наклонностей и страстей. Но положительные наклонности, которыми человек наделен с рождения, могут превращаться в отрицательные. Например, честолюбие превращается в корыстолюбие – погоню за увеличением богатства за счет других людей. Вместо стремления к труду - ленность, но не от рождения, а вследствие ненормальных общественных условий. Задачу Фурье ставил в том, чтобы изменить общественные условия и сделать возможным гармоническое развитие всех способностей и наклонностей человека.

В целом трактовка природы человека не является последовательно научной. Но идея гармонического развития склонностей человека, его чувств имела прогрессивное значение.

Фурье принадлежит также серьезная заслуга в трактовке истории человеческого общества. Он полагал, что для достижения гармонии человеческих страстей недостаточно только открытия кодекса социальной жизни, необходим также известный уровень развития производства. Рассматривая основные этапы истории общества, Фурье шел гораздо дальше Сен-Симона.

Исторические этапы человеческого общества.

Весь предшествующий период истории Фурье делил на четыре ступени: дикость ,патриархат, варварство ицивилизация , а каждый крупный период на четыре стадии:детство, рост, упадок, дряхлость .

Некоторые этапы Фурье характеризовал весьма своеобразно. Так, патриархат он выделил как особый этап, к варварству фактически относил рабовладельческий строй и феодализм. Давая такую классификацию, Фурье не вполне четко выделял различия в способа производства материальных благ и тем более – в характере производственных отношений. Поэтому нельзя сказать, что различал общественно – экономические формации. Но его заслуга состоит в том, что этапы в развитии общества он связывал с развитием производства. Например, период дикости, согласно Фурье, характеризуется тем, что не было еще никакой индустрии, люди не производили продукты, а только собирали то, что имелось в готовом виде в природе. Патриархат он связывал с возникновением мелкой индустрии, цивилизацию же – с развитием крупной промышленности.

Крупная индустрия, по мнению Фурье, составляет основу для достижении гармонии человеческих страстей. Лишь в эпоху цивилизации существует необходимый уровень производства, чтобы обеспечить такую гармонию.

Другой крупной заслугой Фурье является критика капитализма. Здесь он также превзошел достижения Сен-Симона. Критика капитализма в его работах оказалась более глубокой.

Фурье писал, что обострение социальных противоречий между богатыми и бедными чревато революцией. Но он не был сторонником революции. Он считал, что к новому строю нужно идти путем агитации. Перейти к новому общественному строя возможно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться.

  • 4. Средневековая экономическая мысль России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Этапы развития меркантилизма
  • 3. Основные теоретические положения меркантилизма
  • 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
  • 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
  • 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
  • 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
  • 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
  • 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
  • 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
  • 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
  • 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
  • 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
  • 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
  • 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
  • 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
  • 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
  • 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
  • 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
  • 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
  • 2. Экономическая теория к. Маркса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
  • 1. Экономическое учение с. Сисмонди
  • 2. Экономическая концепция Прудона
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
  • 3. Экономические концепции новой исторической школы
  • 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Маржинализм
  • 1. Методологические принципы маржинализма
  • 2. Австрийская школа предельной полезности
  • 3. Лозаннская школа маржинализма.
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
  • 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
  • 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Раздел 3
  • 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
  • 20-30-Е гг. XX в.
  • 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
  • 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
  • Вопросы для обсуждения
  • Тестовые задания
  • Рекомендуемая литература
  • Тема 14. Теория регулируемого капитализма
  • 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
  • 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
  • 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
  • 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
  • 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
  • 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
  • 1. Общая характеристика неолиберализма
  • 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
  • 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
  • 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
  • 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
  • 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
  • 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
  • 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
  • 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
  • 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Заключение
  • Учебно-методические материалы
  • Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
  • Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
  • Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
  • Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
  • Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
  • Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
  • Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
  • Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
  • 2. Планы семинарских занятий
  • 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
  • 5. Тестовые вопросы по дисциплине
  • Рекомендуемая основная и дополнительная литература
  • 1. Основная учебная литература
  • 2. Дополнительная литература
  • Именной указатель
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна

    Социализм - это теория, в основе который лежит равенство материальных благ, объема прав и обязанностей и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и затем в произведениях Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других авторов, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиции морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.

    Однако в первой половине девятнадцатого века, под влиянием трудов представителей классической политической экономии, доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли.

    Во Франции известными представителями утопического социализма были К. Сен-Симон и Ш. Фурье. В Англии идеи утопического социализма развивали Р. Оуэн и его последователи Томас Годскин (1787-1869), Уильям Томпсон (1785-1899), Джон Грей (1798-1850) и Джон Брей (1809-1895), получившие также название «социалисты-рикардианцы » за попытку придать теории Рикардо социалистические выводы.

    Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) - французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824) и др.

    Сен-Симон полагает, что официальное правительство лишь фасад. Его деятельность носит исключительно поверхностный характер. Общество могло бы обойтись без него и не хуже жило бы. Между тем как исчезновение ученых, промышленников, банкиров и купцов поставило бы общество в беспорядочное положение, лишило бы его источников жизни и здоровья, ибо только их деятельность поистине плодотворна и необходима. Это они на самом деле управляют государством, и в их руках истинная власть. Таков смысл «параболы Сен-Симона ».

    Для Сен-Симона мир всецело покоиться на промышленности, и она одна достойна забот серьезных людей. Ее пришествие было долгой исторической эволюцией, начинающейся, по мнению Сен-Симона, в двенадцатом веке с так называемой коммунальной революции - процесса освобождения городов от феодальной зависимости, и завершающейся французской революцией. Поэтому новый стой завтрашнего дня - индустриализм , т.е. социальная организация, построенная исключительно в интересах индустрии - «единственного источника всех богатств и благосостояния».

    Говоря о строе будущего, Сен-Симон предлагает исчезновение классов . В новом обществе не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц : работники и бездельники, или, как говорит Сен-Симон, пчелы и трутни. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, между которыми будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей или еще из того, что Сен-Симон называет их «положением». «Индустриальное равенство будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему «общественному положению», т.е. своей положительной способности к употреблению средств, в которые следует включить, разумеется, и капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении доходов капиталистов. Он враждебен к землевладельцам.

    В новом обществе не только исчезнут всякиесоциальные различия , кроме основанных на труде и способностях, нои правительство в обычном смысле этого слова.Роль правительства в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производственной деятельности».

    До сих пор индустриализм Сен-Симона почти не отличался от простого индустриализма. Но, по мнению Сен-Симона, в промышленном строе есть место только для правительства совершенно особого характера - правительство для управления над вещами , в которых нуждаются люди, а не над людьми. Политика не исчезает, а изменит свое существо. Она станет «положительной наукой», «наукой о производстве, т.е. такой наукой, содержанием которой будет исследование наиболее благоприятного для всех родов производства положения дел».

    Основные законы должны стремиться к тому, чтобы ясно установить и самым благоразумным образом комбинировать работы, которые предстоит исполнить обществу в целях экономического и нравственного улучшения существования всего населения.

    Экономическое правительство вместо политического, управление вещами вместо власти над людьми - вот новые концепции , которыми Сен-Симон опережает либералов. Они сближают его с социализмом. Таким образом, индустриализм Сен-Симона определенно отличается от экономического либерализма совершенно новой, возлагаемой им на правительство ролью.

    Что касается его отношения к частной собственности , то Сен-Симон в принципе не выступал против нее и не предвидел ее ликвидацию в будущем обществе, а считал возможным установить над частной собственностьюконтроль со стороны общества.

    Сенсимонисты связывают эксплуатацию с самим институтом частной собственности. В пороках общественной системы, основанной на частной собственности, они видят также главную причину кризисов и анархии производства , присущих капитализму. Исходя из этого, они выдвигают свое важнейшее требование - резкое ограничение частной собственности путем отмены права наследования. Единственным наследником должно быть государство, которое будет далее передавать производственные фонды предпринимателям как бы в аренду , по доверенности. Руководители предприятий превратятся в доверенных лиц общества. Так частная собственность преобразуется в общественную собственность .

    Шарль Фурье (1772-1832), в отличие от Сен-Симона, разработал элементы будущего общественного строя с проницательной детализацией. Он вводит понятие фаланги.Фаланга - производственно-потребительское товарищество, сочетающее в себе черты коммуны с чертами обычного акционерного общества. По-мнению Фурье, число участников фаланги вместе с детьми в разных работах колеблется от 1500 до 2000 человек. Он считал, что в таком коллективе будет необходимый и достаточный набор человеческих характеров для оптимального распределения труда как с точки зрения склонности людей, так и с точки зрения полезного результата. В фаланге сочетается сельскохозяйственное и промышленное производство с преобладанием первого.

    Исходный фонд средств производства фаланга получает за счет взносов акционеров, поэтому в ее состав должны входить капиталисты . В фалангу также принимаются бедняки , которые первоначально могут не быть акционерами, а вносить свой вклад трудом . Собственность на акции является частной . В фаланге сохраняется имущественное неравенство. Однако капиталист, став членом фаланги, перестает быть капиталистом в старом смысле. Общая обстановка созидательного труда вовлекает его в процесс производства. Если он обладает талантом руководителя, инженера, ученого, общество использует его труд в этом качестве. Если нет, он работает по своему выбору в любой «серии» (бригаде). Но так как дети богатых и бедных воспитываются в одной здоровой среде, эти различия в следующих поколениях могут сгладиться.

    Особое внимание уделяет Фурье организации общественного труда. Отрицательные стороны капиталистического разделения труда он хотел ликвидировать путем частых переходов людей от одного вида труда к другому. Он считал, что нужно положить конец тому, чтобы человек трудился под угрозой существующих до сих пор трех стимулов : принуждения , нищеты или интереса . Фурье не хотел такого общественного состояния, где бы человек был принужден к труду необходимостью зарабатывать свой хлеб, или стремлением к прибыли, или императивным законом общественного или религиозного долга. Он хотел, чтобы человек работал, трудился только из-за удовольствия и бежал на работу, говорил он, как ныне бегут на праздник. Каждому будет гарантирован жизненный минимум, в результате чего труд перестанет быть вынужденным, и появятся совершенно новые стимулы к труду: соревнование, общественное признание, радость творчества.

    Богатство и доход общества стремительно возрастут благодаря увеличению производительности труда . В фаланге работать будут все, будут устранены потери и непроизводительные затраты, неизбежные при старом строе. В фаланге нет наемного труда и нет заработной платы . Распределение продукта труда (в денежной форме) совершается путем выдачи участникам фаланги особого рода дивидендов по труду, капиталу и таланту. Весь чистый доход делится на три части: 5/12 - «активным участникам работы», 4/12 - владельцам акций, 3/12 - людям «теоретических и практических знаний». Так как каждый член фаланги обычно относится сразу к двум, а иногда и к трем категориям, его доход складывается из нескольких форм.

    Денежные доходы членов фаланги реализуются в товарах и услугах через торговлю , которая целиком находитсяв руках ассоциаций . Общественные арбитры устанавливаютцены , по которым в розничной торговле продаются товары.

    Из этих и многих других принципов системы Фурье следует два главных вывода. Во-первых , утопический социализм в силу исторических условий своего возникновения не мог обойтись без мелкобуржуазных иллюзий и быть последовательным в проектах социалистического преобразования общества.Во-вторых , заведомо обречены на провал все попытки предписать людям будущего обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь.

    Представителем английского утопического социализма является Роберт Оуэн (1771-1858). Его основные работы «Образование человеческого характера (новый взгляд на общество)» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836).

    В основе взглядов Роберта Оуэна лежит трудовая теория стоимости Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров должен осуществляться по труду. При этом он считает, что «средняя физическая сила людей может бытьизмерена , и средний человеческий труд может быть установлен, и его стоимость в каждом продукте тоже может быть установлена, и соответственно этому может бытьопределена и его меновая стоимость ». Но в отличие от Рикардо он считает, что фактически при капитализме обменне совершается по труду , так как такой обмен предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара, что не соответствует действительности.

    Но нарушение «справедливого» закона стоимости Оуэн объясняет тем, что во всем виноваты деньги , это искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное - труд. Деньги, по мнению Оуэна, есть ухищрение «для достижения максимума зла и минимума добра». Он отрицал их и как меру стоимости, и как средство обращения. «В правильно организованном обществе, - писал он, - золото, серебро или кредитные бумаги никогда не будут употребляться как средство обмена».

    В связи с этим он предлагает ввести трудовую единицу в качестве мерила ценности, обменивать товары на основе этого мерила и отказаться от употребления денег. Это, по мнению Оуэна, решит самые трудные проблемы общества. Рабочие будут получатьсправедливое вознаграждение за свой труд . Так как вознаграждение, получаемое трудящимися, будет соответствовать истинной стоимости товаров, то станут невозможныперепроизводство и кризисы . Такая реформа выгодна не только рабочим, в ней заинтересованы также землевладельцы и капиталисты.

    Оуэн считает, что справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы . Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд по «полной стоимости». В этом случае отпадает вопрос о капиталистах и землевладельцах. Они выигрывают от переустройства общества не как капиталисты и землевладельцы, а как люди.

    Оуэн, в отличие от других утопистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике . В «несправедливом» капиталистическом обществе закон трудовой стоимости нарушается – некоторые товары, несмотря на то, что на них затрачен труд, не находят сбыта, а за некоторые предлагают цену ниже стоимости. В качестве альтернативы «несправедливому» капиталистическому рынку Оуэн создал в 1832 г. «Национальный базар справедливого обмена ». Производитель приносил в эту организацию свой товар, и его оценивала авторитетная комиссия, выдавая справку о стоимости товара («трудовые деньги»). Затем, сдав свой товар на склад Базара справедливого обмена, производитель по этой справке мог получить там же другой товар равной стоимости из сданных ранее. Деятельность Базара продолжалась недолго – как только на складе накопились неходовые товары, он прекратил свое существование. Тем не менее, были еще две попытки организации таких базаров – Дж. Брэем в Англии и П.Ж. Прудоном во Франции – естественно, с тем же результатом.

    Была и другая попытка Р. Оуэна применить социалистические идеи на практике. В 1800 г. он стал совладельцем и менеджером небольшого прядильно-ткацкого предприятия в Нью-Ленарке в Шотландии. Спустя два года предприятие стало приносить устойчивую прибыль, а рабочие постепенно принуждались к чистоте, порядку и организованности. Одновременно создавались детские сады, культурный центр с библиотекой, службы санитарного надзора, социального обеспечения и страхования, потребительская кооперация. Стала работать народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. Кроме этого, Оуэн на полвека предупредил фабричное законодательство, понизив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов, отказавшись пользоваться трудом детей и создав для них школы, которые впервые были светскими. В чисто коммерческом плане предприятие процветало. В сознании рабочих произошел перелом, повысилась их трудовая и социальная активность. Исчезли воровство, пьянство, драки, религиозная рознь. Поселок стал ухоженным и красивым. Реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на других предприятиях.

    Однако весь этот успех, ограниченный рамками одного поселка, всецело зависел от неординарной личности самого управляющего. Когда после конфликта с другими совладельцами, Оуэн был вынужден покинуть Нью-Ленарк, все вернулось на круги своя. В этом смысле эксперимент Оуэна окончился неудачей.

    Видя, что его пример и его промышленный успех не могут сделать хозяев приверженцами его идей, он попытался привлечь на свою сторону правительства - сначала правительство своей страны, а затем и иностранные - и таким образом на основании закона получить те самые реформы, которые он хотел бы иметь от доброй воли правящих классов.

    Обескураженный тем, что ему удалось так мало получить с этой стороны, он обратился к третьей силе - ассоциации . На нее он возложил создание новой среды для разрешения социальной проблемы. Создание социальной среды - основная идея Оуэна, осуществления которой он ждал то от хозяев, то от государства, то, наконец, от кооперации. В этом смысле можно сказать, что Оуэн был отцом того, что социологи ныне называют этиологией , т.е. приспособлением и подчинением человека среде . Изменится среда - и человек изменится. С нравственной точки зрения эта концепция, очевидно, клонилась к отрицанию всякой ответственности индивида, т.к. индивид не может быть не чем иным, как тем, что он есть.

    Следует отметить, что, с одной стороны, социалисты-утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-экономических преобразований к лучшему, так и необходимость революции . Но, с другой стороны, их доктрины, базирующиеся по-прежнему на агитации и пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму, в естественный характер которого будто достаточно поверить, чтобы всем миром сразу отказаться от несправедливого настоящего, - эти доктрины становятся не просто утопическими, а антирыночными.

    (1772 - 1837)

         Франсуа Мари Шарль Фурье - французский социалист-утопист. Родился 7 апреля 1772 года в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 году стал коммивояжером. Во время одной из деловых поездок Фурье обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит в сто раз дороже, чем в Безансоне. Это стало моментом озарения - постижения сути "нового социетарного порядка". Фурье предпринимал неоднократные попытки заинтересовать своими концепциями официальных лиц, но поддержки так и не нашел. В 1808 году он опубликовал свой главный труд - "Теорию четырех движений и всеобщих судеб". Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. В ней объединяются от 1700 до 2000 человек. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что составляет основу счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, поскольку труд соответствует способностям и наклонностям каждого индивидуума. Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении представляет "серию". К другим "сериям" она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя "инстинкты приятной изменчивости". В процессе разнообразных занятий человек может испытывать чувство любви, соперничества или причастности к "каббалистическому". Под последним понятием Фурье подразумевал "притяжение" к загадочному, таинственному. Все эти инстинкты, считал он, следует воспринимать как дар Божий и высвобождать, а не подавлять их, как это происходит в современном обществе, где они превращаются в разрушительные страсти. На протяжении всей жизни Фурье пересматривал и уточнял свои идеи, вводя в "систему" новые термины и теории. Самые важные из его последних работ - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829) и "Ложная промышленность" (1835-1836). Умер Фурье в Париже 10 октября 1837 года. На основе его идей сложилась "социетарная школа", приверженцем которой стал В. Консидеран. В середине 19 века система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (штат Массачусетс).

    Т. КАМПАНЕЛЛА, Р. ОУЭН, К. А. ДЕ СЕН-СИМОН,

    Активное развитие экономики вместе с положитель­ными результатами принесло и ряд негативных: увеличение разницы между самыми богатыми и самыми бедными, бедность, голод и т.д. Наличие большого количества негативных последствий экономического развития ста­ло причиной формирования теорий утопического социализ­ма, представители которого исходят из идеальной модели развития общества, отсутствия частной собственности, ра­венства прав, отсутствия бедности. Яркими представителя­ми этого направления экономической мысли являются Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Кампанелла, видевшие сво­ей главной задачей борьбу с бедностью. Они противопоставляли свои разработки классической политической эконо­мии, отвергая ее как вредную и ненужную.

    Роберт Оуэн (1771-1858) - один из видных пред­ставителей утопического социализма. В работах «Кни­га о новом нравственном мире», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Об образовании человеческого характера» он предлагал способы преобразования общества. Р. Оуэн исхо­дил из трудовой теории стоимости, но считал неправиль­ным возникновение прибыли. Для него стоимость товара дол­жна определяться только количеством затраченного на его производство труда. Р. Оуэн считал, что правильная органи­зация экономики в результате эффективной государственной политики может обеспечить приемлемое качество жизни каждому человеку. К основным методам управления экономикой он относил законодательные акты.

    Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) - основатель утопического социализма, активно прод­вигавший свои идеи на практике. Он автор таких из­вестных произведений, как «Катехизис промышленников», «О промышленной системе», «Письма женевского обитателя к современникам». Главная цель функционирования эконо­мики для него - это постоянное развитие. Развитие должно происходить только поэтапно. Он обосновывал необходи­мость полного государственного регулирования экономи­ческих процессов за счет постепенного сведения функций государства к чисто экономическим. Сен-Симон исходил из того, что частная собственность - это непременное условие экономического прогресса. Он считал основным классом класс производственников, которые постепенно должны встать во главе государства. Непромышленный класс - это люди, которые не создают своим трудом блага, таких не дол­жно быть в общественной структуре. Экономика должна по­стоянно развиваться, в результате чего будет создана струк­тура, в которой все подчинено интересам производства.

    Шарль Фурье (1772-1832) - представитель социали­стического утопизма, предложивший специфическую модель идеального устройства будущего общества, жил и работал во Франции. Ему принадлежат такие известные тру­ды, как «О трех внешних единствах», «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти», «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Ш. Фурье исходил из того, что существующая экономическая система направлена на эксплуатацию многих людей неболь­шой группой собственников. Он считал необходимым искоре­нение из структуры общества непроизводственного класса, к которому относил торговцев, собственников производства и т.д. Для того чтобы рабочий напрямую получал результаты своего труда, необходимо создание кооперативных произ­водств, собственниками которых являлись бы рабочие. В со­временном понимании это акционерное общество.


    Томмазо Кампанелла (1568-1639) в книге «Город Солнца» описал идеальную модель общества, где от­сутствует частная собственность, труд длится четыре часа в день, а все остальное время граждане посвящают ис­кусству.

    Представители утопического социализма внесли большой вклад в развитие современной экономической теории, сфор­мировав понятия социально-ориентированной экономики, за­дач государства, качества жизни человека и т.д.

    - 64.48 Кб

    Тема: «Политические мысли Ш. Фурье»

    Введение………………………………………………………… ………....……...3

    1. Биография Ш. Фурье……………………………………………………..……. 5

    2. Политические мысли Ш. Фурье...……………………………………........ ......9

    3. Фурьеризм……………………………………………………… ……..............17

    Заключение…………………………………………………… ……….................19

    Литература…………………………………………………… ………….............21

    Введение

    В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и кончая произведениями Т.Мора, Т.Компанеллы и других, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.

    Однако в первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей доктрины социалистов-утопистов эти представления претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы социальной мысли, и, прежде всего Р.Оуэна в Англии и К.Сен-Симона и Ш.Фурье во Франции.

    Именно эти авторы и их последователи стали увязывать свои идеи со сложившимися к началу XIX в. экономическими условиями и господствовавшими тогда принципами классической школы. В частности, они, как и классики, ратуют за дальнейшее ускорение технических изобретений и научных открытий и всемерный рост общественного производства, считая это главной целью экономической политики. Кроме того, и те и другие придерживаются концепции естественного порядка, т.е. выдвигают модели идеального социального устройства общества и каждого человека, с той, правда, разницей, что сущность этих моделей и пути их построения у тех и других диаметрально противоположны.

    «Если у Сен-Симона,- писал Энгельс,- мы встречаем гениальную широту взгляда, вследствие чего его воззрения содержат в зародыше почти все не строго экономические мысли позднейших социалистов, то у Фурье мы находим критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа... Фурье - не только критик; всегда жизнерадостный по своей натуре, он становится сатириком, и даже одним из величайших сатириков всех времен». Фурье принадлежат также многие замечательные мысли об устройстве будущего социалистического общества. В одной из своих ранних статей Энгельс говорит, что у школы Фурье ценно «научное изыскание, трезвое, свободное от предрассудков, систематическое мышление, короче- социальная философия...» Эта социальная философия, которая была предшественницей исторического материализма Маркса и Энгельса, прежде всего и образует вклад Фурье в науку политической экономии.

    Сочинения Фурье представляют собой единственное в своем роде явление в литературе общественных наук. Это не только научные трактаты, но и яркие памфлеты и невероятно изобретательные фантазии. Блестящая сатира сочетается в них со странной мистикой, пророческие предвидения - с почти бредовыми выдумками, широкие и мудрые обобщения - с докучливой регламентацией жизни людей будущего общества. Со времени появления главных трудов Фурье прошло полтора столетия. Сама жизнь отделила в творчестве Фурье мистику и беспочвенные фантазии от поистине гениальных идей о преобразовании человеческого общества. Как замечает советский исследователь фурьеризма И. И. Зильберфарб , открытия Ньютона и Кеплера тоже излагались в очень странной, с нашей нынешней точки зрения, форме, с рассуждениями об ангелах и библейских пророчествах.

    1. Биография Ш. Фурье


    Фурье Франсуа Мария Шарль родился 7 апреля 1772 г. в Безансоне. Отец Фурье, состоятельный купец, умер, когда мальчику было 9 лет. Единственный сын в семье, он должен был унаследовать значительную часть состояния и дело отца. Но Шарль Фурье очень рано вступил в конфликт со своей средой и семьей. Обман и жульничество, с которыми была связана торговля, возмущали его уже в детские годы.

    Образование Фурье получил в безансонском иезуитском коллеже. У него были отличные способности к наукам, литературе, музыке. Окончив коллеж, он пытался поступить в военно-инженерную школу, но это ему не удалось. В дальнейшем свои знания Фурье мог пополнить только путем чтения. В образовании Фурье остались зияющие пробелы, которые дали себя знать в его сочинениях. В частности, он никогда специально не изучал трудов английских и французских экономистов. Фурье познакомился с их идеями довольно поздно и из вторых рук - по журнальным статьям и из бесед со сведущими людьми. Он никогда и не пытался анализировать теории экономистов сколько-нибудь подробно, принципиально отвергая самый их дух, считая эти теории голой апологетикой гнусного «строя цивилизации», т. е. капитализма.

    После долгих споров и попыток бунта 18-летний Фурье был вынужден уступить давлению семьи и начать службу учеником в большом торговом доме в Лионе. В этом промышленном городе ему было суждено провести значительную часть жизни, а из наблюдений над общественными отношениями в Лионе во многом выросли его социально-экономические идеи. Кроме того, ему уже в очень молодые годы пришлось по делам фирмы бывать в Париже, Руане, Бордо, Марселе. В 1792 г., получив долю наследства отца, Фурье открыл в Лионе собственное торговое дело .

    Молодость Фурье проходила в годы революции. До этого великие исторические события, видимо, мало затрагивали его, по грозный 93-й год перевернул всю жизнь молодого купца. Во время восстания Лиона против якобинского Конвента Фурье оказался в рядах восставших, а после капитуляции - в тюрьме. Все его имущество погибло. Из тюрьмы ему удалось освободиться, и он уехал в родной Безансон. В контрреволюцию юного Фурье привели, очевидно, не убеждения, а обстоятельства. Возможно, он был насильно мобилизован в войско мятежников. Вскоре он вступил в революционную армию и полтора года служил Республике. Уволенный из армии по состоянию здоровья (оно всю жизнь было у Фурье слабым), он нанялся коммивояжером в торговую фирму, а потом стал в Лионе мелким торговым маклером. В эти годы ему вновь пришлось много ездить по Франции, наблюдать экономическую и политическую жизнь эпохи Директории и Консульства. Он видел, что на верхних ступеньках социальной лестницы место дворян заняли новые богачи - армейские поставщики, спекулянты, биржевики, банкиры. Новая фаза, в которую вступил «строй цивилизации», породила лишь новые бедствия и лишения для огромной массы населения.

    К 30 годам Фурье приходит к твердому выводу, что его предназначение в жизни - стать социальным реформатором. Как он рассказывает, непосредственным толчком к этому убеждению послужили размышления по поводу экономических нелепостей, которые он наблюдал. Его поразило, например, до какого уровня взвинчивают в Париже цены на яблоки спекулянты, тогда как крестьяне в провинции отдают их почти даром.

    В декабре 1803 г. Фурье опубликовал в лионской газете небольшую статью под заглавием «Всеобщая гармония», где возвещал о своем «удивительном открытии». Он писал, что на основе методов естественных наук откроет (или уже открыл) «законы социального движения», как другие ученые открыли «законы материального движения». Более полно идеи Фурье были изложены в вышедшей анонимно в 1808 г. в Лионе книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб».

    При всей странности формы этого сочинения, оно содержит основы «социетарного плана» Фурье, т. е. плана преобразования буржуазного общества в будущий «строй гармонии». В противовес философам и экономистам, которые рассматривают капитализм как естественное и вечное состояние человечества, Фурье заявляет: «Между тем, что может быть более несовершенного, чем этот строй цивилизации, который влечет за собой все бедствия? Что может быть более сомнительного, чем его необходимость и увековечение его на будущее? Разве не вероятно, что он является лишь ступенью на пути общественного развития?». «Социетарный порядок... придет на смену бессвязности строя цивилизации...» .

    Книга Фурье осталась почти незамеченной, но это не уменьшило его энтузиазма. Он продолжал работать над развитием своих идей. Условия его жизни несколько облегчились после того, как в 1811 г. он перешел на государственную службу, а в 1812 г. получил по завещанию матери небольшую пенсию. В 1816-1822 гг. Фурье жил в провинции, недалеко от Лиона. У него появились последователи. Впервые в жизни он мог работать в сравнительно спокойной обстановке. Плодом этой работы явилось обширное сочинение, изданное в 1822 г. в Париже под заглавием «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». В посмертных собраниях сочинений Фурье эта книга публикуется под заглавием «Теория всеобщего единства».

    Фурье пытался подробно разработать и обосновать устройство трудовых ассоциаций, которые он называл фалангами. Здание, в котором должны были жить, трудиться и отдыхать члены фаланги, называлось фаланстером. Фурье надеялся, что экспериментальные фаланги могут быть созданы немедленно, без изменения всего общественного строя. Живя в Париже, Фурье каждый день в объявленное время наивно ждал у себя дома богачей-жертвователей, на средства которых мог бы быть построен фаланстер. Разумеется, такие богачи не являлись.

    Фурье вновь был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Лишь в 1828 г. ему удалось освободиться от постылого рабства благодаря материальной поддержке друзей и последователей. Он уединился в Безансоне и закончил там книгу, над которой работал уже несколько лет. Эта книга - «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.)-лучшее произведение Фурье. К этому времени прошло четверть века после его первых литературных опытов. Развитие капитализма дало новую огромную массу материалов для его критики. Вместе с тем Фурье развивал свои взгляды на будущее общество, излагал их более популярно и в очищенном от мистики виде.

    Последние годы жизни Фурье провел в Париже. Он продолжал напряженно работать, педантично выполняя ежедневную норму писания. Результатом его трудов явилась еще одна большая книга, вышедшая в 1835-1836 гг., ряд статей в издававшихся фурьеристами журналах и большое количество рукописей, опубликованных после смерти Фурье. В этих сочинениях рассматривается широкий круг социальных, экономических, морально-этических, педагогических и иных проблем. Мысль Фурье работала непрерывно и с большой творческой энергией, хотя его здоровье резко ухудшилось. Шарль Фурье умер в Париже в 10 октября 1837 г.

    2. Политические мысли Ш. Фурье

    Шарль Фурье был выдающимся представителем социалистического утопизма во Фпанции. Свои исторические, политические и социальные взгляды Фурье впервые изложил в статье «Всемирная гармония» (1803), анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» (1807) и книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808). Кроме того, значительными публикациями этого ученого являются также «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти» (1829), «О трех внешних единствах» (посмертно, 1845) и др.

    В отличие от своего современника социалиста Сен-Симона, который признавал важность вопросов, связанных с публичной властью, и считался с необходимостью их определенного решения для установления и торжества новых принципов человеческого общежития, Шарль Фурье иным образом относился к этим же вопросам. Они его мало интересовали. Политика и политическая деятельность представлялись ему бесполезным занятием.

    Фурье отвергал социальную философию и экономические учения Просвещения, считая, что они противоречат опыту и оправдывают негодный общественный строй. Вместе с тем Фурье воспринял и развил ряд идей материалистов XVIII в.: признание единства мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи во всём многообразии её форм и видов движения; определение исторического процесса как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и др. Задачу своей жизни Ф. видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда .

    Фурье подвергает резкой критике само положение дел в обществе. «Нищета и разврат» - вот как, по мнению Фурье, характеризуются все те печальные экономические и нравственные условия, в которых живёт большая часть человечества.

    Анализируя данные обстоятельства, Фурье приходит к мысли о том, что в человеческой жизни «есть какое-нибудь искажение естественного порядка вещей», созданного Промыслом и неизвестного нашим учёным. Всё старое, как лживое, надо отбросить, и только при таком «полном сомнении» и «полном удалении» и можно найти новую науку, которая и делается первым открытием Фурье: это - его теория страстного влечения. Вся судьба человечества предначертана Богом, им же установлены законы, по которым движутся все тела небесные и земные, и человеку нужно только познать эти законы и покорно следовать им. В основу творения положены неизменные математические законы постоянного и всеобщего движения, которое составляет основное свойство всего сущего. Оно, в свою очередь, разделяется на пять ветвей:

    Литература……………………………………………