Open
Close

Половой диморфизм у животных и человека. Половой диморфизм, его генетический, морфофизиологический, эндокринный и поведенческие аспекты Половой диморфизм значение

И многих видов птиц самцы более крупные и тяжёлые, чем самки. У земноводных и членистоногих самки, как правило, крупнее самцов.

  • Волосяной покров . Борода у мужчин, грива у львов или бабуинов .
  • Окраска . Цвет оперения у птиц, особенно у утиных .
  • Зубы . Бивни у самцов индийского слона , более крупные клыки у самцов моржей и кабанов .

Некоторые животные, прежде всего рыбы , демонстрируют половой диморфизм только во время спаривания. Согласно одной из теорий, половой диморфизм выражен тем больше, чем различнее являются вклады обоих полов в уход за потомством. Также он является показателем уровня полигамии .

Что такое половой диморфизм?

Половой диморфизм - явление общебиологическое, широко распространенное среди раздельнополых форм животных и растений . В некоторых случаях половой диморфизм проявляется в развитии таких признаков, которые явно вредны для их обладателей и снижают их жизнеспособность. Таковы, например, украшения и яркая окраска самцов у многих птиц, длинные хвостовые перья самца райской птицы , птицы-лиры , мешающие полету. Громкие крики и пение, резкие запахи самцов или самок также могут привлечь внимание хищников и ставят их в опасное положение. Развитие таких признаков казалось необъяснимым с позиций естественного отбора. Для их объяснения в 1871 г. Дарвином была предложена теория полового отбора . Она вызывала споры ещё во времена Дарвина. Неоднократно высказывалось мнение, что это самое слабое место дарвиновского учения.

Половой диморфизм и репродуктивная структура популяции

Половой диморфизм должен быть связан с репродуктивной структурой популяции : у строгих моногамов он минимален, поскольку моногамы используют специализацию полов только на уровне организма, но не популяции, а у панмиктных видов и полигамов , полнее использующих преимущества дифференциации, он возрастает с ростом степени полигамии.

Реверсия полового диморфизма при полиандрии

Принцип форы

Принцип форы - предложенная эволюционная сила, которая вызывает у некоторых видов развитие признаков, которые, на первый взгляд, приводят к ухудшению приспособленности организма. Например, яркое оперение у самцов птиц делает их более заметными и привлекает хищников , в то время как менее яркие самки хорошо маскируются.

Однако на уровне вида репродуктивный успех организма, то есть количество его потомков более важен, чем продолжительность его жизни. Это хорошо заметно на примере фазана , самки которого живут вдвое больше самцов. Но способность фазана-самца к воспроизведению зависит не от продолжительности его жизни, а от его привлекательности для самок.

Самец с ярко окрашенным оперением и большим хохолком демонстрирует самке высокую приспособленность , то есть то, что он выжил, несмотря на «фору», которая была у менее заметных самцов, и поэтому самка, которая передаст его гены , особенно дочерям, у которых оперение будет камуфляжное, обеспечивает их повышенную приспособленность.

Так же можно предположить иное объяснение наличия «Гандикапа» у некоторых видов. Гандикап можно объяснить как следствие «гонки вооружений»: больший хвост изначально играл роль устрашающего орудия, позволявшего одному из соперников больше шансов на победу в поединке за право спариться с самкой, визуально большой хвост создавал иллюзию преимущества в силе, гены победителя быстрее распространялись в популяции и с каждой новой мутацией на увеличение размеров хвоста шансы его обладателя увеличивались. Со временем поединки между самцами из за неудобства доставляемого хвостом принимали характер эволюционно стабильной стратегии поведения «Голубя». Для самок размеры хвоста таким образом были знаком не того что самец успешен потому что выжил, несмотря на «фору», а как символ более сильного и способного защитить. Несмотря на то что при настоящем положении вещей размеры хвоста ни коим образом не влияют на степень защищённости самки, в данном случае имеют место два фактора: 1 - Эффект запаздывания во времени, то есть генетически приобретённая установка при выборе партнёра не успела деэволюционировать. 2 - Принятые всеми членами вида такие условия половой игры дают самкам уверенность, что гены самца с лучшим гандикапом обеспечат её потомкам успех у остальных самок.

См. также

  • Диморфизм

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Цианокобаламин
  • Хрюкин, Тимофей Тимофеевич

Смотреть что такое "Половой диморфизм" в других словарях:

    ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ - (от греч. di, означающего в сложных словах вдвое и morphe форма), в биологии частный случай полиморфизма (см. ПОЛИМОРФИЗМ (в биологии)), у раздельнополых видов различие внешних признаков у мужских и женских особей. Различают постоянный и сезонный … Энциклопедический словарь

    ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ - (от греч. di , в сложных словах вдвое, дважды, и morphe форма), различия признаков муж. и жен. особей раздельнополых видов; частный случай полиморфизма. Возникновение П. д. связано с действием полового отбора. У многоклеточных животных П. д.… … Биологический энциклопедический словарь

    Половой диморфизм - * палавы дымарфізм * sexual dimorphism наличие в популяциях особей разного пола, имеющих четкие морфологические (по типу телосложения, величине, окраске) и функциональные различия () … Генетика. Энциклопедический словарь

    Половой диморфизм - Внешние различия между полами у животных: размер, окраска, плюмаж и т. д. При половом диморфизме различные характеристики у самцов и самок развиваются по разным причинам: у самок с целью маскировки от хищников (естествеииый отбор), а у самцов с… … Большая психологическая энциклопедия

    половой диморфизм - Различия признаков мужских и женских особей одного вида, частный случай полиморфизма; у раздельнополых организмов П.д. всегда имеет место как минимум по первичным половым признакам, часто по вторичным (в частности, у двудомных растений); к П.д.… … Справочник технического переводчика

    Половой диморфизм - наличие морфофизиологических различий между особями мужского и женского пола. Проявляется в широком спектре соматических, физиологических и поведенческих различий. Его сущность в особенностях процессов воспроизведения и собственно… … Сексологическая энциклопедия

    Половой диморфизм - Наследственные различия в морфологии между индивидами различного пола внутри одного и того же вида, расы или подтипа. Половой диморфизм у людей заключается в различиях в росте, развитии мускулов, крепости сложения. Чем больше половой диморфизм,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    половой диморфизм - sexual dimorphism половой диморфизм. Различия признаков мужских и женских особей одного вида, частный случай полиморфизма ; у раздельнополых организмов П.д. всегда имеет место как минимум по первичным половым признакам, часто… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    половой диморфизм - lytinis dimorfizmas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gamtiškai nulemti morfologiniai, fiziologiniai, psichologiniai moterų ir vyrų skirtumai. Lytinio dimorfizmo pažinimas yra labai svarbus sportinio rengimo vyksme, kai moterys … Sporto terminų žodynas

    ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ - Диморфизм означает две формы; следовательно, употребляется в отношении ситуаций, когда вид имеет две различные формы, различающиеся на основе половых характеристик … Толковый словарь по психологии

Значение термина

Половой диморфизм - это явление наличия в анатомическом строении самцов и самок одного вида отличных друг от друга признаков (за исключением гениталий). Грубо говоря, так можно охарактеризовать любую устойчивую разницу между полами, не только биологическую. В этой статье мы рассмотрим как биологическую сторону вопроса, так и гендерные различия в человеческом обществе.

В биологии

Раздельнополость и, следовательно, половой диморфизм, в природе чаще встречается не у растений, а у животных. В чем именно заключаются различия? У животных, как правило, самки и самцы обладают неодинаковыми размерами. Так, у птиц и млекопитающих самцы обычно крупнее, а у земноводных и членистоногих - наоборот. Ярко выраженный половой диморфизм - различие в окраске самцов и самок птиц. Первые, в основном, обладают ярким оперением, за счет которого привлекают блеклых по сравнению с ними самок. Часто у самцов разных видов животных встречаются разнообразные выросты и образования кожного покрова, например рога и гребни. У самцов индийского слона имеются бивни, которых нет у самок. Диморфизм бывает либо постоянным, либо сезонным. В первом случае различия в анатомии существуют у самцов и самок одного вида на протяжении всего их жизненного цикла. Сезонный диморфизм же проявляется только в период спаривания. Что касается растений, то среди них половой диморфизм выражен, в основном, у двудомных раздельнополых видов. Особенно яркий пример - конопля.

Половой диморфизм человека

Биологические различия между мужчинами и женщинами заметны и достаточно ярко представлены. К таковым относится разница в количестве волосяного покрова на теле, в строении костей, в гормональном составе и многом другом.

Половой диморфизм в обществе

Традиционная культура резко отделяет друг от друга мужское и женское, считая это разделение естественным и биологически обоснованным. На самом деле, биосоциальная природа человека подразумевает наличие еще и социального фактора, влияющего в том числе на природу гендера, которая организована гораздо сложнее, чем нечто однозначно мужское или женское, задаваемое исключительно различием в качественном составе хромосомного набора. Даже если рассматривать обусловленную исключительно биологическими факторами жизнедеятельность человека, она ни в коем случае не разделяется на присущую только женщинам или только мужчинам. Альтернативные и уникальные для каждого пола биологические признаки уравновешиваются признаками общими. Разница в жизнедеятельности обуславливается не межполовыми различиями, а индивидуальными особенностями каждого человека как морфологическими, так и психологическими. Социальные различия, приписываемые мужчинам и женщинам, также неправомерны. Разница в поведении людей обуславливается не природным половым диморфизмом, а социокультурными факторами: воспитанием, родом деятельности, условиями жизни и другими. Таким образом, социальная сторона человеческой жизни не зависит от полового диморфизма и не является его отражением.


Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, назы­ваемое диморфизмом, относится прежде всего к структуре человеческого тела. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обус­ловленное биологически. Между тем именно в биологии термин «пол» имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов - половой дифференциации.

Сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки опреде­ляет генетический (хромосомный) пол будущего ребенка (XX - девочка, XY - мальчик). На этом основании примерно на 7-й неделе развития за­родыша образуются половые железы, т.е. его гонадный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, продолжающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол: во-первых, под их влиянием формируется внутренний и внешний морфологический пол (последний называют также генитальной внешностью); во-вторых, проис­ходит разделение соответствующих мозговых центров (в области гипота­ламуса), задающее основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни, и дальнейшие качественные изменения в половом развитии являются уже постнатальными. При рождении ребенка на основании генитальной внеш­ности определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной те­лесной внешности и т.д. Однако половое воспитание - это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап диффе­ренциации полов - период созревания, или пубертатный период. Полно­ценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические из­менения организма (вторичные половые признаки), так и физиологичес­кие (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное про­хождение этого периода, о котором будет рассказано ниже, завершается осознанием половой идентичности.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроиз­ведением человека как вида. Разделение полов соответствует двум фун­даментальным тенденциям, равно необходимым для функционирования биологической системы, наследственности: генетическому воспроизводству ее внутренних свойств и их изменчивости, обеспечивающей приспособление


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 179

К изменениям внешней среды. В этом и состоит эволюционное обоснова­ние, значение полового диморфизма. За неизменное сохранение генетичес­кого кода биологической системы «отвечает» женская особь, а за его воз­можные вариации, попытки развития, соответствующие новым полезным контактам со средой, - мужская. Иногда эти тенденции образно сравнива­ют с долговременной и оперативной памятью биологического вида. По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий со­здания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что самки об­ладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влия­ниям среды. Более высокий процент смертности самцов компенсируется их количественным перевесом на самых первых этапах развития: так назы­ваемое первичное отношение самцов и самок (на уровне генетического пола) равно 120-150:100. Интересно, что биологическое создание самца - более трудный, неоднозначный процесс: при переходах на каждую новую ступень половой дифференциации необходимы влияния, дополнительные к генетическому полу. Если, например, в период формирования гормо­нального пола по тем или иным причинам влияние мужского гормона (андрогена) окажется недостаточным, то даже при сочетании XY образуется женская особь.



Таким образом, процесс половой дифференциации не является ли­нейным. Наивно было бы полагать, будто между хромосомным сочетани­ем, сложившимся в момент зачатия, и половой идентичностью взрослого человека существует однажды заданная жесткая программа. Даже собст­венно биологический, пренатальный процесс формирования пола разделен на качественные стадии, каждой из которых соответствует критический период, когда организм обладает особой чувствительнстью к определен­ным воздействиям, направляющим его по мужскому или женскому пути дальнейшего развития. Тем самым по отношению к каждой следующей стадии организм является биполовым, и половая дифференциация есть результат (а не фатальное условие) всего этого сложного процесса. <...>



Половой диморфизм определяет многие конкретные закономернос­ти развития организма. Однако точное различение женских (феминин­ных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказыва­ется проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе бу­дущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и иденти­фикации, далеко на завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что гениталь-ная внешность оказывается обманчивой. В таких случаях трудно удер-


180 Тема 8.

Жаться от интригующего вопроса: что же «победит» в итоге - «истин­ный» пол или пол воспитания? Участниками старинной дискуссии о роли врожденных и приобретенных факторов в развитии человека приходит­ся признать, что фактические аргументы есть и у той, и у другой сторо­ны. Как пол воспитания может становиться основным и определять пове­дение человека, двуполого при рождении, так и напротив, альтернативный ему биологический пол может «обнаруживаться» в пубертатном возрас­те, несмотря на длительное воспитательное влияние.

Становление половой идентичности человека - одно из направле­ний его социализации. Развитие тех или иных психических качеств, спо­собов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Точнее, природные возможности организма оказываются достаточно широкими, что относится и к половой дифференциации. Гормональные центры моз­га любого организма всегда содержат потенциальные программы как для женского, так и для мужского поведения. Процесс половой идентифика­ции определяется и направляется с помощью иных - социальных и культурных - средств.

Стереотипы маскулинности и фемининности и становление половой идентичности 1

Правильная половая идентификация ребенка - важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в каждом обществе существуют определенные половые роли, т.е. социаль­ные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или другого пола.

Дифференциация половых ролей связана с социальным положени­ем мужчин и женщин и по традиции зависит от полового разделения тру­да, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, меры их общественного признания и т.д. Аналогично, начальная система обще­ственных институтов, образования и воспитания определяет нормативные требования к человеку данного возраста. Конкретным выражением та­ких требований и норм, доступным и адекватным для любого члена об­щества, являются социальные стереотипы.

Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе стереотипы маскулинности и фемининности. Это определенные представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и может существенно различаться в разных культурах.

1 Использованы материалы из кн.: Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.


leiyxoe B.B., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 181

Традиционные культурные образы маскулинности и фемининности «штрастны и полярны. Разделение мужского и женского начал имеет ряд устойчивых символических закреплений. К ним относятся, например, свя-ш мужского начала с правой, женского - с левой стороной (что проявляет-:я в большинстве обрядов), с четными и нечетными числами; во многих февних мифах мужское начало трактуется обычно как активная, культур-1ая сила, женское - как пассивная, природная, взаимодействие которых де-нает возможным существование мира. Так, в мифологии Древнего Китая разделение символов «янь» и «инь» связывается, с одной стороны, со светом, теплом, сухостью, твердостью, а с другой - с тьмой, холодом, влажностью, мягкостью. Распространено также отождествление мужского начала с Солнцем, огнем, женского - с Луной, землей, водой. Достаточно устойчивы­ми оказываются также символы разделения полов и физических органов деторождения в традиционном современном фольклоре, при анализе сно­видений: на одном полюсе объединяются сходные по метафорическому смыслу изображения змей, деревьев, самопишущих ручек, холодного и огнестрельного оружия, островерхих зданий и выступающих частей ланд­шафта, а на другом - округлых впадин, площадей, пещер, коробок, ваз и цветов, распахнутых настежь комнат и узких тоннелей.

Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой и др. Противоположны фемининные сте­реотипные качества: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не всегда могут быть подкреплены фак­тически, но они выполняют свои социальные функции. С опорой на опре­деленную культурную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспи­тываются члены любого общества.

Важное значение для анализа указанных стереотипов имеют приня­тые нормы семейно-брачных отношений и особенно характер семейных ожиданий. Объективная сторона брака и семьи - это установленные за­коном социальные позиции супругов. Однако каждый человек вступает в брак с тем или иным набором ожиданий, т.е. представлений о допус­тимых брачных мотивах партнера, собственной роли в браке, «норме» се­мейной жизни, «правильном» поведении в браке - как собственном, так и партнера. Стереотипы маскулинности и фемининности - один из ис­точников семейных ожиданий. По сравнению с социальными позициями членов семьи как результатом конкретных исторических условий, специ­фических для той или иной нации, эти стереотипы имеют более широкую социокультурную базу.

Независимый, сильный, целеустремленный, с развитой деловой мо­тивацией и инструментальной сферой, доминирующий в отношениях и способный оказать поддержку мужчина и нежная, тактичная, тонко чув­ствующая и понимающая, несколько социально и инструментально беспо­мощная, ориентированная скорее на общение, нежели на дело, поэтичная


182 Тема 8. Личность как индивидуальность...

И эмоциональная женщина - таковы инварианты социальных стереоти­пов маскулинности и фемининности.

Конечно, становление половой идентичности индивида не обус­ловлено наличием таких стереотипов прямо и непосредственно. Они дол­жны стать средствами осознания собственной половой принадлежности, быть присвоенными индивидом в качестве таковых. Данное направление процесса социализации и его результат - половая идентичность - тре­буют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

Уже к 1,5 годам ребенок знает о своей половой принадлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3-4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать лю­бые поверхностные и случайные свойства (например, одежда), причем ре­бенок допускает возможность их изменения у одного и того же челове­ка. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6-7 лет, и это служит основой его полоролевой ориентации, т.е. форми­рования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям опреде­ленной половой роли.

Изучаемые в психологии механизмы становления половой идентич­ности человека характеризуют процесс его социализации с различных сто­рон, дополняющих друг друга. Так, с позиций теории социального научения - это процесс половой типизации, управляемый механизмами психического подкрепления со стороны взрослые. Родители и другие взрослые поощря­ют мальчиков (девочек) за маскулинное (фемининное) поведение и осужда­ют за противоположное ему. Однако процесс типизации через социальное подкрепление не может быть единственным, поскольку не объясняет дос­таточно широких индивидуальных вариаций (а иногда и отклонений) от полоролевых стереотипов и характеризует индивида только с одной сторо­ны - как объекта социализации. Как бы в дополнение к этому предста­вители когнитивной психологии выдвигают тезис осознанного принятия субъектом своей половой роли, т.е. самокатегоризации. Сначала ребенок получает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной и как они себя ведут, а затем старается сообразовывать свое поведение с этим представлением. Если типизация отражает становление половой идентичности с точки зрения воспитателей, то самокатегоризации - с точ­ки зрения ребенка. Подчеркивание познавательных и сознательных аспек­тов принятия половой роли принижает, однако, значение аффективных и неосознаваемых психологических механизмов. Восполняет этот пробел классический психоанализ: половая социализация индивида раскрывается через механизм эмоциональной идентификации со взрослыми представи­телями своего пола, бессознательного подражания, имитации поведения родителей. Таким образом, каждое из направлений описывает разные сто­роны становления половой идентичности: обучение и тренировку, осозна­ние себя, аффективные связи и отношения. Следует заметить, что помимо


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 183

Отношений с родителями исключительное значение для половой социали­зации индивида имеет общество его сверстников, обладающее своими кри­териями маскулинности и фемининности, обычно завышенными по сравне­нию с принятыми в семье. Характер общения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола существенно влияет на правильное психосек­суальное развитие, а его отсутствие, особенно в подростковом возрасте, мо­жет оставить ребенка неподготовленным к сложным переживаниям пу­бертата.

Период полового созревания является одним из критических эта­пов в развитии человека - организма, индивида, личности. Становление не только половой, но и сексуальной роли, идентичности - вот проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубер­татного периода. Как и во всякий критический период, условия этого «переходного возраста» - телесные и психические - могут выступать препятствием на пути решения этой проблемы, и в их преодолении и закрепляется система психосексуальных ориентации.

Период освоения сексуальной роли интересен не только сам по себе. Это один из ярких примеров становления «возрастной идентичности», адекватности человека, позволяющий проследить сензитивность к опреде­ленным воздействиям, попытки присвоения нового опыта, верные и невер­ные способы его осмысления, в том числе приводящие к задержкам по­ловозрастного развития, к образованию инфантильных психических черт.

«Переходный возраст» характеризуется рядом новообразований, озадачивающих подростков. Организмическое протекание пубертата за­висит от индивидуальной половой конституции человека и может слу­жить ее показателем (обычные критерии - менархе у девочек и эйякуля-ция у мальчиков). Новые телесные ощущения, вызванные гормональными процессами, эротическими переживаниями при их соотнесении с собствен­ной половой принадлежностью, рождают интерес к любым, в том числе вторичным, сопутствующим пубертатным изменениям и особенностям тела. Типичные трудности в правильной оценке этих особенностей ко­ренятся обычно в их несовпадении с завышенным социальным стереоти­пом маскулинности (фемининности). Так возникают беспокойства по по­воду гинекомастии (увеличения грудных желез у мальчиков), хирсутизма (оволосения тела девочки), «недостаточных» размеров частей тела и его избыточного веса и др., о которых следует знать при педагогической ра­боте, общении с подростками.

Социальные стереотипы, присваиваемые, как правило, стихийно, оп­ределяют оценку подростками не только собственных половых признаков и эротических переживаний, но и связанных с пубертатом мастурбации, генитальных игр и других форм сексуального экспериментирования. Незнание о достаточно широких межиндивидуальных различиях нор­мальной половой конституции, степени распространенности этих форм, закономерностях протекания подобных процессов может порождать у


184 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Практикующих их подростков серьезные психические трудности, приво­дить к социальной дезадаптации. Поэтому следует отличать умеренные способы саморегуляции половой функции, снижения повышенной постпу­бертатной возбудимости от навязчивых «инфантильных» форм полового поведения, подменяющих и вытесняющих нормативные в более взрослом возрасте. Заметим, что прямые педагогические воздействия, направленные на их устранение, обычно малоэффективны (и даже отрицательны). Поло­жительные результаты дает косвенное снятие остаточных форм подрост­кового сексуального поведения через тактичное управление, развитие средств общения, помощь в осознании и принятии адекватной обществен­ной позиции.

Пубертатные гормоны определяют интенсивность сексуальных вле­чений, но не их направленность. Поэтому эротические ощущения и свя­занное с ними поведение, с одной стороны, и эмоциональная привязанность, первая влюбленность - с другой, могут быть независимыми в своих исто­ках и не совпадающими по содержанию. Нередко те и другие не совпада­ют предметно. Ранние детские впечатления, присвоенные культурные об­разцы, во многом определяющие содержание чувственных интересов, могут вступать в противоречие о теми (подчас неожиданными, шокирую­щими молодых людей) формами, в которых они переживаются, осуществ­ляются в воображении. Именно это противоречие объясняет факт психо­логической разобщенности, аффектогенного сосуществования грубых, «бездуховных» эротических фантазий со стремлениями к нежной, возвы­шенной, «асексуальной» любви. Переживание «постыдности» первых, не­допустимости их сочетания со вторыми (мнение, подкрепляемое традици­онной педагогикой) препятствует психологической готовности человека к первой половой близости (сексуальной инициации), а иногда и осложняет совместную жизнь молодых супружеских пар.

Примерами различных проявлений указанного противоречия, а так­же способов (как правило, стихийных) его преодоления полна классическая и художественная литература. В научной психологии изучаются, главным образом, типичные «защиты» от этой важной возрастной проблемы. Тако­вы, например, юношеский аскетизм, нарочито презрительное отношение к эротике как низменной, или интеллектуализм - признание ее не стоящей внимания. Эти и подобные психологические механизмы, возможные и функ­ционально полезные в определенный возрастной период, когда проблема ждет своего решения, становятся задержками нормального психосексуаль­ного развития у взрослого человека: за постоянно подчеркнутым, преувели­ченным морализированием стоит, как правило, инфантильная угнетенность собственными желаниями, неспособность управлять ими, неготовность к любви и страх перед жизнью.

Адекватное присвоение половых ролей, использование стереотипов маскулинности и фемининности - необходимое условие социализации


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 185

Индивида. Однако само разделение этих стереотипов, конечно, не предпо­лагает их полного совпадения с реальными психологическими различия­ми между мужчиной и женщиной в разных возрастах.

Феномен полового диморфизма это то, что отличает представителей разных полов друг от друга. Если постараться дать структурированное, научно обоснованное определение, то половой диморфизм – это анатомические различия между самками и самцами одного и того же биологического вида, помимо половых органов.

Обычно он выражается в разном размере (у многих птиц и млекопитающих самцы больше и тяжелее самок), волосяном покрове (яркое проявление – борода у мужчин), окрасе (яркое оперение у самцов птиц, которое крайне важно для привлечения самок) и т.д.

Половой диморфизм у человека

На уровне организма человека половой диморфизм проявляется в первичных и вторичных половых признаках. К первичным относятся внутренние и внешние половые органы, а к вторичным – те, которые развиваются в процессе взросления (например, грудь у женщин). Половой диморфизм определяет тот генетический материал, который попадает в яйцеклетку при оплодотворении. В соответствии с ним и происходит развитие плода.

Значение полового диморфизма

Разделение популяции на представителей мужского и женского пола обусловлено, прежде всего, различием их основных функций. Женский организм предназначен для продолжения рода, мужской же больше подходит для добывания пищи и защиты территории и потомства. Это закономерно практически для всех биологических видов, но крайне ярко выражено у человека.

С самых давних пор мужчины занимались охотой и другим тяжелым физическим трудом, их организм приспособлен для этого куда лучше, чем у женщин, которые оставались дома, следили за домашним хозяйством, вынашивали и воспитывали детей. Прошли века и тысячелетия, условия жизни изменились кардинально – мужчины теперь ходят на охоту в ближайший супермаркет, а дамы добиваются успеха в мужских профессиях. Но общий порядок остался без особых изменений.

Аспекты полового диморфизма

Выделяют такие компоненты полового диморфизма:

  • генетический;
  • гормональный;
  • морфологический;
  • поведенческий;
  • психологический.

Первые три связаны со строением организма, остальные, в основном, определяются особенностями воспитания и влияния общества. Очевидно, что девочкам и мальчика с самого детства присущи определенные особенности поведения, которые можно объяснить именно половыми различиями. Родители совершенно по-разному их воспитывают, приобретают различные игрушки и являются образцом разных форм поведения. Девочки играют в куклы и хотят быть красивыми, как мама, а мальчики гоняют мяч и мечтают стать сильными, как папа. Также определяется и круг общения, в раннем возрасте дети, в основном, дружат с представителями своего пола.

Конечно, бывают исключения, но в данном случае речь идет, скорее, о половой идентичности, которая может проявляться в различной степени у каждого индивида. Она и определяет то, вырастет ли малышка скромной домохозяйкой, или решит пойти в армию и будет строить карьеру наравне с мужчинами. Также от нее иногда зависят сексуальные предпочтения.

Психологические различия же проявляются в особенностях мышления и восприятия окружающего мира. Считается, что у мужчин лучше развито абстрактное мышление, поэтому им проще даются точные науки, в то время как девочки больше гуманитарии и направлены на межличностное взаимодействие. Заложено это природой или прививается родителями, находящимися под влиянием стереотипов – вопрос сложный.

Но одно ясно точно - даже в нашем обществе, где женщины стремятся быть наравне с мужчинами и добиваются в этом определенных успехов, то предназначение, которое определено им природой всегда будет оказывать влияние на их жизнь.

Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, называемое диморфизмом, относится прежде всего к структуре человеческого тела. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Между тем именно в биологии термин “пол” имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов – половой дифференциации.

Сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяет генетический (хромосомный) пол будущего ребенка (ХХ – девочка, ХУ – мальчик). На этом основании примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются новые половые железы, то есть гонадный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, продолжающие половую дифференциацию и составляющие пол: во-первых, под их влиянием формируется внутренний и внешний морфологический пол (последний называют также генитальной внешностью), во-вторых, происходит разделение соответствующих мозговых центров (в области гипоталамуса), задающее основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни, и дальнейшие качественные изменения в половом развитии являются уже постнатальными. При рождении ребенка на основании генитальной внешности определяют его гражданский (пас­портный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной телесной внешности и т.д. Однако половое воспитание – это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап дифференциации полов – период созревания, или пубертатный период. Полноценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода, о котором будет рассказано ниже, завершается осознанием половой идентичности.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроизведением человека как вида. Разделение полов соответствует двум фундаментальным тенденциям, равно необходимым для фун­кционирования биологической системы, наследственности: генетическому воспроизводству ее внутренних свойств и их изменчивости, обеспечивающим приспособление к изменениям внешней среды. В этом и состоит эволюционное обоснование, значение полового диморфизма. За неизменное сохранение генетического кода биологической системы “отвечает” женская особь, а за его возможные ва­риации, попытки развития, соответствующие новым полезным кон­тактам со средой, – мужская. Иногда эти тенденции образно сравнивают с долговременной и оперативной памятью биологического вида. По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий создания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что самки обладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влияниям среды. Более высокий процент смертности самцов компенсируется их количественным перевесом на самых первых этапах развития: так называемое первичное отношение самцов и самок (на уровне генетического пола) равно 120-150:100. Интересно, что биологическое создание самца – более трудный, неоднозначный процесс: при переходах на каждую новую ступень половой дифференциации необходимы влияния, дополнительные к генетическому полу. Если, например, в период формирования гормонального пола по тем или иным причинам влияние мужского гормона (андрогена) окажется недостаточным, то даже при сочетании ХУ образуется женская особь.

Таким образом, процесс половой дифференциации не является линейным. Наивно было бы полагать, будто между хромосомным сочетанием, сложившимся в момент зачатия, и половой идентичностью взрослого человека существует однажды заданная жесткая программа. Даже собственно биологический, пренатальный процесс формирования пола разделен на качественные стадии, каждой из которых соответствует критический период, когда организм обладает особой чувствительностью к определенным воздействиям, направляющим его по мужскому или женскому пути дальнейшего развития. Тем самым по отношению к каждой следующей стадии организм является биполовым, и половая дифференциация есть результат (а не фатальное условие) всего этого сложного процесса.

Интересно, что и в возрастном психическом развитии, также как при формировании пола, имеются свои критические периоды. Эти периоды называют “сензитивными” (Н.С. Лейтес) в том смысле, что они отмечены особой чувствительностью психики ребенка к определенным воздействиям. Речь идет прежде всего о своеобразной готовности к освоению новых, необходимых на данном этапе навыков. Если по тем или иным причинам (не биологическим, а социальным, например, из-за погрешностей в обучении и воспитании) это “сензитивное время” упущено, то дальнейшее формирование таких навыков будет затруднено, и психическое развитие ребенка по сравнению с его хронологическим возрастом задержится.

Половой диморфизм определяет многие конкретные закономерности развития организма. Однако точное различение женских (фемининных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказывается проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе будущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и идентификации, далеко не завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что генитальная внешность оказывается обманчивой. В таких случаях трудно удержаться от интригующего вопроса: что же “по­бедит” в итоге – “истинный” пол или пол воспитания?

Участникам старой дискуссии о роли врожденных и приобретенных факторов в развитии человека приходится признать, что фактические аргументы есть и у той и у другой стороны. Как пол воспитания может становиться основным и определять поведение человека, двуполого при рождении, так и напротив, альтернативный ему биологический пол может “обнаруживаться” в пубертатном возрасте, несмотря на длительное воспитательное движение.

Становление половой идентичности – одно из направлений его социализации. Развитие тех или иных психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Точнее, природные возможности организма оказываются достаточно широкими, что относится и к половой дифференциации. Гормональные центры мозга любого организма всегда содержат потенциальные программы как для женского, так и для мужского поведения. Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью иных – социальных и культурных – средств.