Open
Close

Суздальский покровский монастырь. Ризоположенский женский монастырь

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь - мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291

Телефон: +7 492 312-07-46

Режим работы музея - с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца.

Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль)

Ризополо́женский монасты́рь - один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. При обители имеется гостиница.

Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в орде.

Адрес: ул. Ленина, д. 79, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601293

Телефон: +7 492 312-35-30

При обители работает открытая еще в советское время гостиница Ризоположенская.

При гостинице действует туристский отдел, который поможет Вам провести досуг по своему желанию. В гостинице «Ризоположенская» - по-домашнему уютно и спокойно, а архитектурный ансамбль вокруг места отдыха поражает своим величием и красотой.

Свято-Покровский женский монастырь

На правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия.

Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.

24 апреля года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) совершил освящение главного собора Покрова Богоматери. Через несколько лет здесь установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для него были написаны сестрами обители.

Сначала монастырские службы совершались только по воскресным и праздничным дням, а с года они стали проходить ежедневно. С первых лет возродилось и чтение Неусыпаемой Псалтири. В июле года в надвратном Благовещенском храме был совершен первый монашеский постриг.

В эти же годы Покровская обитель начинает и свое социально-просветительское служение. Силами сестер стали проводиться занятия в воскресной школе, под свою опеку монастырь взял городской дом престарелых и инвалидов. Многим библиотекам и учебным заведениям обитель помогла укомплектовать фонды православной духовно-назидательной литературой. Паломникам и гостям, приезжающим из разных регионов страны, сестры проводят экскурсии и показывают монастырские святыни.

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Покровская
Дата основания: 1364 год
Основные достопримечательности: Покровский собор, Шатровая колокольня, Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь, Зачатьевская трапезная церковь, Приказная изба
Координаты: 56°25"45.9"N 40°26"13.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Своему появлению Покровский монастырь обязан чудом. По преданию, суздальско-нижегородский князь Андрей Константинович плыл из Нижнего Новгорода в Суздаль, и на его ладью обрушилась страшная буря.

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь . Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь. Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя. Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку .

Покровский женский монастырь

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря

1. Покровский собор

Панорама главного храма Покровского монастыря предстаёт перед зрителем во всей красе с противоположного левого берега реки Каменки. Сооружение каменного собора в честь Покрова Богоматери началось в 1510 году по велению Василия III на месте более древнего деревянного храма.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор)

К 1518 году среди низких монастырских келий вознёсся новый собор, стоящий на высоком подклетном этаже. Монументальный, четырёхстолпный храм с трёх сторон окружён двухэтажной открытой галереей, на которую с северо-запада и юго-запада ведут два крыльца. С востока к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами-прорезями. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и опоясаны резным карнизом с мелким рисунком. Стены собора, украшенные аркатурно-колончатым поясом, завершены килевидными закомарами, из которых вырастают три мощных барабана, увенчанных шлемовидными позолоченными главками. Внутреннее убранство Покровского собора изначально отличалось аскетизмом отделки: белые стены, не имевшие росписей, создавали поразительный контраст с полом, вымощенным чёрными керамическими плитками.

Украшением интерьера служили иконы и произведения художественного шитья, выполненные монахинями. Внизу стен оборудованы небольшие ниши, предназначенные для складирования церковных книг, икон и прочих предметов церковного культа. В настоящее время особо ценные иконы Покровского собора хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

2. Шатровая колокольня

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня, примыкающая с юго-запада к Покровскому собору, соединена с ним крытой галереей. Нижняя пластичная, мощная часть колокольни с широкими угловыми лопатками построена в 1515 году. Этот широкий восьмигранный столб, некогда увенчанный главкой, использовался в качестве церкви во имя «Происхождения честных древ креста». В XVII веке над храмом были надстроены арочный ярус звона и стройный шатёр, завершённый тремя рядами слуховых отверстий. Крытая галерея, связывающая звонницу и собор, пышно декорирована рустом и окнами с изящными наличниками. В звоннице сохранился колокол 1589 года, пожалованный дворянином Демидом Черемисиным Покровскому монастырю .

3. Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

В южной стене ограды располагался парадный вход в Покровский монастырь - Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные около 1515 года по приказу Василия III. Святые ворота сочетают в себе элементы крепостного и культового зодчества. Нижняя часть строения, выполненная в виде башни, имеет проездную арку. Верхнюю часть массивного четверика занимает трёхглавая церковь, по декору напоминающая Покровский собор.

Надвратная Благовещенская церковь

Её фасады покрыты узором, состоящим из валиков, поребриков и ширинок разных размеров. Центральная глава церкви опирается на массивный барабан, поднятый на ярусе кокошников. По углам храма помещены два миниатюрных придела, увенчанных барабанами со шлемовидными куполами. По преданию, в юго-восточном приделе находилась молельня великой княгини Сабуровой. Своим главным фасадом церковь обращена на «Стромынку» - главную московскую дорогу. По этой дороге в Суздальский Покровский монастырь приезжали высокопоставленные гости из Москвы, в том числе Иван Грозный, привозивший в обитель ценные дары.

4. Зачатьевская трапезная церковь

К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная церковь, первоначально освящённая во имя зачатия святой Анны. В 1551 году на месте деревянной церкви Иван Грозный воздвиг каменный храм в память о своей умершей дочери Анне .

Зачатьевская трапезная церковь

Зачатьевская церковь напоминает гражданское здание: её основу составляет прямоугольный трапезный зал, перекрытый двускатной кровлей. С юго-запада к трапезным палатам примыкает шестигранная часовая звонница, а с востока - собственно объём церкви, обозначенный небольшой главкой. Здание украшено ромбовидным орнаментом из мелкого кирпича, характерного скорее для польской, чем для русской архитектуры. Возможно, зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер, приглашённый Еленой Глинской. На втором этаже здания размещается просторный трапезный зал с мощными сводами, опирающимися на единый столп. Нижний этаж занимают хлебопекарня, поварня и другие подсобные помещения.

5. Приказная изба, или судный дом

Приказная изба, или судный дом

В юго-западной части Суздальского Покровского монастыря находится приказная изба. Вытянутое прямоугольное здание состояло из трёх помещений: северное занимал архив, центральное - вотчинная канцелярия, а в крайнем южном помещении проводились допросы провинившихся монахинь и крестьян, привезенных сюда за недоимки. Вотчинную канцелярию возглавлял дьяк, управляющий монастырским хозяйством. Сегодня в здании открыта экспозиция, воссоздающая интерьер приказной избы конца XVII века . Под приказной избой располагается подвал - тюремный «мешок» размером 2х4 метра, где содержались узницы.

| Монастыри

Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Места для строительства монастырей в Суздале выбирались как правило в непосредственной близости от реки Каменки. Раньше всех, в XI веке, возник Дмитриевский монастырь. В XIII веке известно уже 8 монастырей, а в XIV веке к ним прибавилось еще два. Со временем одни монастыри исчезли, другие превратились в приходские церкви. В настоящее время в Суздале сохранилось пять монастырских ансамблей: Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризположенский, Александровский и Васильевский.

Суздальские монастыри повлияли на планировку города, расширив его на север, юг и восток. Монастырская архитектура мощно звучит в городской панораме Суздаля, придавая реальные черты «Небесному Граду». В монастырском зодчестве тонко отразились перемены в государственной и церковной жизни, в истолковании вопросов веры, в эстетических представлениях. В суздальских монастырях сохранились редкие образцы русского зодчества XVI-XVII веков: трехглавые соборы, трапезные церкви, столпообразные церкви под колокольнями, двухшатровые ворота, больничные покои, внутристенные лестницы, двухстолпная конструкция свода, приказная изба. Монастыри Суздаля, основанные и поддерживаемые патрициями общества, становились средоточием православной культуры, художественных и духовных сокровищ.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Вид с Зачатьевской трапезной церкви Покровского монастыря. Фото: Павел Сухов, 2016 год.

Монастырь основан в 1350 году Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Расположен в северной части города Суздаля на высоком левом берегу реки Каменки. На территории монастыря сосредоточено множество разноплановых памятников. Двенадцать башен ограды, из которых одна двадцатидвухметровая – входная – с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. В настоящее время монастырь используется как большой музейный комплекс.

Покровский монастырь

Покровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Покровский монастырь расположен в северо-западной части Суздаля, в низине правого берега реки Каменки. Его церковные здания и деревянные кельи обнесены каменной стеной с девятью башнями. Основание монастыря относится к 1364 году и приписывается Суздальско-Нижегородскому князю Андрею Константиновичу. Покровский монастырь в Суздале знаменит тем, что на протяжении многих лет являлся местом ссылки многих знатных женщин. В настоящее время это действующий женский монастырь.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2006 год.

Самый древний монастырь из сохранившихся в Суздале. Ансамбль его расположен на самой высокой точке города. Настоятельницей этой обители была Евфросинья Суздальская причисленная к лику местных святых. В Ризоположенском монастыре находится самая высокая в Суздале Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.) – высота со шпилем 72 метра. Уникальные Святые ворота (1688 г.) украшают южный фасад монастырской ограды. В 1999 году монастырь был передан Владимиро-Суздальской епархии.

Александровский монастырь

Александровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2010 год.

Александровский монастырь расположен за Покровским мостом, на левом высоком берегу реки Каменки, над оврагом. По преданию, был основан местным князем Александром Невским в 1240 году. От монастырских построек остались лишь Вознесенский собор с колокольней и Святые ворота. Монастырь был передан епархии в 2006 году.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2014 год.

Ансамбль памятников Васильевского монастыря находится в восточной части Суздаля, на высоком берегу реки Каменки, по дороге в село Кидекша. На территории монастыря находятся Васильевский собор 1669 года с колокольней и теплая Сретенская церковь конца XVII века. Существующие каменные стены относятся ко второй половине XVII века. В 1995 году монастырь был передан Русской Православной церкви и с тех пор вновь является действующим.


В Суздале имеется пять монастырей.

Самый большой и наиболее хорошо сохранившийся - Спасо-Евфимиев монастырь. Он основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. По его просьбе монах Нижегородского Печёрского монастыря Евфимий ("сопостник и сомолитвенник" Сергия Радонежского) выбрал на высоком берегу реки Каменки место для обители.

При Екатерине II, во время секуляризации церковных имуществ, монастырь лишился своих вотчин и крестьян, число монахов сократилось до 17.
В наши дни обитель включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это целый "музейный град" - комплекс, включающий 10 экспозиций.

От стен Спасо-Евфимиевой обители хорошо виден девичий Покровский монастырь.

Он расположен в северо-западной части города, в низине правого берега Каменки. Его древние церковные здания обнесены каменной монастырской стеной с девятью башнями.

Основание монастыря относится к 1364 году (это самый "молодой" из суздальских монастырей). Как повествует сказание, поводом для основания монастыря послужило чудесное спасение от гибели суздальско-нижегородского князя Андрею Константиновичу . Как-то, когда Андрей плыл по Волге из Нижнего Новгорода в Суздаль, на княжескую ладью обрушилась поднявшаяся буря. В горячей молитве Андрей дал клятвенное обещание Богородице, что в случае спасения он построит в Суздале девичий монастырь. Буря улеглась, а благодарный князь украсил Суздаль обетным монастырем в честь Покрова Богоматери.

В стенах обители содержались две царицы. Первая - это Соломония Сабурова, первая супруга Василия III. После 21 года бездетного брака она была насильно пострижена в монахини и сослана в Суздаль, где под именем София прославилась 17-летней праведной жизнью. В 1995 г. произошло обретение ее мощей. Память прп. Софии отмечается 1(14) августа и 16(29) декабря.

Спустя три с половиной столетия в стенах монастыря поселилась первая супруга царя Петра - Евдокия Лопухина. Не сойдясь с женой характерами, Петр нашел себе сердечную отраду в любовных отношениях с Анной Монс , дочерью виноторговца из Немецкой слободы. А несчастная Дуня 1698 году была сослана в суздальский Покровский монастырь, где ее насильно постригли в монахини под именем Елена.
Молодая женщина не смирилась с навязанным ей «ангельским житием». В 1710 году в Суздаль приехал для набора рекрутов майор Степан Глебов . Из любопытства и вежливости он сделал визит в Покровский монастырь, поднеся расстриженной царице меха и роскошную шубу. И получилось так, что стал он после этого захаживать к Евдокии-Елене все чаще, и не только днем, но и по ночам…
Евдокия горячо полюбила красавца майора. «Где твои мысли, батько мой, там и мои, где твои желания, там и мои - я вся в твой воле», - писала она ему. Однако их счастье продолжалось недолго. Глебов вскоре охладел к тайной любовной связи и через два года порвал с Евдокией.
Спустя много лет, во время следствия по делу царевича Алексея, правда об их отношениях всплыла наружу. Месть Петра была жестокой. В лютый мороз Глебова посадили на кол, и чтобы продлить его муки, укутали в теплую шубу. Благодаря заботливости палачей, он умер только на третьи сутки.
Царица Евдокия провела в монастырях и тюрьмах еще целых 10 лет и получила свободу только в 1730 году, незадолго перед смертью. Могила ее находится в московском Новодевичьем монастыре.

Основные монастырские постройки, в т.ч. трехглавый Покровский собор, относятся к 1510-1518 гг.

В советские годы монастырь был местом "шарашки", где работали репрессированные профессора-микробологи. Сестер изгнали, а настоятельницу - матушку Марию расстреляли в 1937 г.
В 1950-х гг. монастырь отреставрировали, моастырский ансамбль внесен в каталоги ЮНЕСКО. Монахини вновь поселились в кельях в 1992 г. Сейчас их около 30-ти.

Рядом с Покровским монастырем через речку находится ансамбль Александровского монастыря.

Эту обитель, предназначенную для вдов и сирот и некогда титуловавшуюся Большой Лаврой , основал в 1240 г. князь Александр

Это древнейший суздальский монастырь, основан в 1207 году. Прославлен св. Евфросиньей (память 25 сентября/8 октября). В миру ее звали Феодулия. Она была дочерью черниговского князя св. Михаила Всеволодовича. Ее отослали к ее жениху, боярину Мине, но по пути она узнала о его смерти и приняла постриг с именем Евфросинья. Канонизирована в 1581 г.

Старейшая постройка - Ризоположенский собор (1520-е гг.).

Преподобенская колокольня - самая высокая (72 м) постройка и монастыря, и города в целом.

На колокольне - антенны сотовой связи.
В 1923 г. монастырь закрыли, на его территории размещался особый дивизион ОГПУ.
Ныне только часть из монастырских построек передана монахиням, коих сейчас около дюжины.

И, наконец - Васильевский монастырь. Полагают, что своё название обитель получила потому, что обязана своим основанием самому равноапостольному князю Владимиру, который, как известно, крестился с именем Василий. По преданию, он сам в 990 г. крестил на этом месте суздальцев.
Однако первое упоминание монастыря относится к 1253 г. До XVII в. монастырь был деревянным. В 1662 г. началось строительство трехглавого собора, которое продолжалось по бедности монастыря целых 7 лет.

Указ 1764 г. оставил монастырь без вотчин. В 1899 г. обитель приписали к Ризоположенскому монастырю, обратив в женскую.
Здесь, в частности, похоронен известный суздальский врач Д.П.Моренков (ум. в 1830) - "друг страждущего человечества", как было написано на часовне над его могилой, снесенной в ХХ в.
Закрытый в 1923 г., монастырь был превращен в хоз. двор, но в 1950-х гг. отреставрирован. Братская община вновь зарегистрирована в 1995 г. Насельников монастыря - человек 10. Однако часть построек по-прежнему заняты горожанами.