Open
Close

Петропавловская крепость ангел на шпиле. Шпиль петропавловской крепости

(официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Факт

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

Строительство храма началось в 1703 году в день Святых апостолов Петра и Павла на территории крепости.


Факт

Собор является самым старым храмом Санкт-Петербурга. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Летом 1712 года был заложен новый каменный Петропавловский собор, который возвели таким образом, что деревянное здание храма осталось внутри новой постройки. По приказу Петра строительство велось с колокольни. В это же время на колокольню умельцами Воткинского завода был установлен и шпиль Петропавловского собора, при участии голландского мастера Хармана ван Болоса. Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. По проекту Хармана ван Болоса шпиль был 25 метров в длину. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко.

Факт

Будучи еще недостроенным собор уже служил усыпальницей для царской семьи (1715 году похоронена жена царевича Алексея Софья, в 1717 году – сестра Петра I Мария Алексеевна, а 1718 году – царевич Алексей).

Храм был закончен только в 1720 году (в августе 1720 года на колокольне зазвучали часы). Однако укрыли шпиль листами золоченной меди несколько позже в 1724 году.

Факт

Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого.

В 1722 году архитектор собора Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Он изготовил чертеж, по которому сделали фигуру. Но работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел был изготовлен в виде флюгера.

В таком виде собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния и он, загоревшись, упал на крышу собора.

Факт

Колокольня была полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, расплавились колокола курантов. Удалось спасти иконостас. Из здания его по частям выносили солдаты Голицина.

Восстанавливали колокольню более 18 лет. Решено было возвести ее из камня, поэтому в основание колокольни стали бить сваи. Тогда же высота сооружения выросла до 117 метров.

Факт

После случая с ударом молнии и пожаром в 1756 году шпиль колокольни оборудовали молниеотводом, который монтировал физик с мировым именем Леонард Эйлер.

Однако никто не решался отремонтировать поврежденную фигуру ангела (под действием сильного ветра у ангела оторвало крыло, и оно чуть не упало на генерала А. Сукина). Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, а это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак - Петр Телушкин (молодой кровельщик из Ярославской губернии). Стоимость всех необходимых материалов он оценил в 1 500 рублей, а величину награды за работу он оставил на совести заказчика.

Он ежедневно на протяжении шести недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов . На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

Его наградили за работу 3 000 рублей и медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

Факт

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

В 1858 году все деревянные конструкции шпиля заменили на металлические по проекту мастеров Воткинского завода. Главным разработчиком проекта был Д. И. Журавский, который предложил форму восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Высота шпиля составила 47 метров, вес 56 тонн. Заменили фигуру ангела, которая находится на кресте и по сей день (фигура 3 метра высотой, на ее золочение потребовалось 8 кг золота). Общая высота сооружения с крестом и ангелом 122,5 метра.

Факт

Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой.

Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров.

Факт

Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за все время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра.

Во время замены конструкции шпиля реконструируют и куранты (добавлена минутная стрелка, они перенастроены на игру двух мелодий «Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).

Факт

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов, отлитых в России и Голландии. Также здесь установлен карильон - механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию.

В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

Факт

В 2002 году во время очередной реставрации чтобы снять медные позолоченные листы, закрепленные на стальном каркасе фигуры, реставраторам потребовалось три дня. На земле обшивку отреставрировали и заново позолотили.

Это интересно!

В 2003 году на шпиле Петропавловской крепости была найдена записка от реставраторов, которые проводили реставрацию шпиля 1956- 1957 ко дню празднования 250-летия Санкт-Петербурга, которое было перенесено с 1953 года в связи со смертью И. В. Сталина.

По одним данным в записке было написано следующее:

«Мы, верхолазы-альпинисты: бригадир Тихонов Олег Павлович, Спегальский Юрий Павлович, Буданов Петр Петрович, Ильинский Геннадий Яковлевич, Клецко Константин Борисович, Льготный Юрий Семенович работали по реставрации шпиля Петропавловской крепости. Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало. Сроки были сжатые: к 23 июня, в честь 250-летия Ленинграда. Остается 5 дней до сдачи объекта, а конца работы не видать. Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям».

(Рукописно-документальный фонд ГМИ СПб., КП-378624)

Но официальная новость звучала так:

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I - ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина.


(информация позаимствована с сайтов www.peterburg.ru, www.renclassic.ru, www.spbfoto.spb.ru, www.litmir.co, www.1tv.ru, www.walkspb.ru, www.ru.wikipedia.org)

РС, Лично мне все равно не понятно, как сооружали этот шпиль. Первый имею в виду, ну и последующие тоже. Как возводили каркас? Как обшивали металлическими листами? Описываются трудности. возникшие во время реставрации. Но неужели реставрировать сложнее, чем строить?

Дополнение:

Восхождение Петра и Павла к Ангелу.

20 ноября в Петербурге двойка в составе Павла Ходакова и Петра Кузенкова совершила восхождение, которое не вошло в сводки городской Федерации альпинизма и не было записано в зачет на разряд. Тем не менее, по впечатлениям оно не уступает иной "шестерке" - промальпинисты поднялись на 122-метровую отметку, к Ангелу Петропавловского собора. Только бухнула пушка, колокола отзвонили "Боже, царя храни", как открылась самая высокая в Петербурге (а может, и во всей России?) форточка, и Павел, а за ним Петр полезли по шпилю вверх. Подъем осуществляется последовательным закреплением самостраховок за лесенку на поверхности шпиля и яблока и по Г-образным штырям на фигуре Ангела.

Целью подъема был осмотр поворотных механизмов и позолоты фигуры Ангела, который проводится примерно раз в полгода.

Ангел, расположенный на шпиле Петропавловского собора, давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. Правда, фигура, знакомая всем жителям города, – уже четвертая в истории Петербурга.


Первый ангел (который словно парил над землей) появился еще в 1724 году, его создателем стал архитектор Петропавловской крепости Доменико Трезини. 30 апреля 1756 года в деревянный шпиль собора ударила сильная молния, вместе с ним «погиб» и ангел. Новый шпиль был воздвигнут в 1774 году, но и он возвышался над городом недолго – спустя три года крылья ангела были оторваны ветром огромной силы.
Было принято решение отказаться от идеи «летящего» ангела, поэтому установленная в 1778 году фигура, уже третья, была прикреплена к основанию креста, но при этом она была способна вращаться вокруг оси, подобно флюгеру. Этот ангел парил над Петербургом почти семьдесят лет, но в 1857 году было решено вместо деревянного шпиля установить металлическую конструкцию. Под руководством инженера Журавского был изготовлен позолоченный шпиль, увенчанный фигурой ангела высотой 3,2 метра и с размахом крыльев почти 4 метра, который словно благословляет город и сегодня.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Санкт-Петербург - единственная европейская столица, которая ни в один период истории, не была захвачена противником.

Ангел на шпиле Петропавловского Собора

Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. После пожара 1756 года она была восстановлена по рисункам Д. Трезини. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру ангела, выполнявшую функцию флюгера. Кровельщик Петр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой, без всяких лесов, с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, сумел охватить шпиль веревочной петлей и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

Казенный крестьянин Пётр Телушкин Ярославской губернии. Мастер кровельного цеха, поставивший без применения лесов крест и ангела на шпице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре - ноябре 1830 г. Позировал художнику Г. Г. Чернецову в 1832 г.

Подъём Петра Телушкина на шпиль Петропавловского собора. Рисунок Ф. Г. Солнцева. 1876 год

В 1858 году, во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные, фигура ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. В начале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. В 1991 году ангел несколько лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Лишь в 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля. Высота фигуры составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.

В собрании Русского музея есть удивительная картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», написанная Георгием Чернецовым. Картину художнику заказал сам Николай I, который хотел запечатлеть не только важный момент в истории страны, но и создать группой портрет важных персон той эпохи.

Работа над полотном продолжалась пять лет. Император лично утверждал список людей, чье изображение должно было появиться на холсте. Среди 300 представителей разных сословий есть даже мещане и крестьяне. Так в правом углу можно заметить фигурку бородатого мужчины средних лет. Это Петр Телушкин, кровельных дел мастер, который в начале 19 века своим мастерством и смелостью смог удивить весь Петербург.

С 1840 года картина находилась в личных комнатах Александра II. Фото: Commons.wikimedia.org

Влюбленный мастер

Уроженец Ярославской губернии появился в Петербурге в 1829 году. 23-летний молодой мужчина был невысок, но силен: по словам очевидцев, мог самостоятельно поднять 13 пудов (208 кг). Зарабатывал себе на жизнь он тем, что ремонтировал купола церквей и колоколен, и был уверен, что и в столице для него обязательно найдется дело. По легенде, была у Петра мечта - выкупить у помещика крестьянку Ираиду Фёдорову, в которую он был давно влюблен. Поэтому и поехал Телушкин в город на Неве в поисках денег, чтобы попытаться начать новую счастливую жизнь. И его планам частично суждено было сбыться: буквально уже через год многие знали его имя, а император Николай I щедро одарил мастера, велев запечатлеть его портрет на картине Георгия Чернецова.

Петр Телушкин на картине Георгия Чернецова. Фото: Commons.wikimedia.org

Появление кровельщика в городе совпало с конкурсом, который был объявлен для починки шпиля Петропавловского собора - самого высокого здания Санкт-Петербурга. Из-за сильных ветров и гроз у ангела на шпиле оторвало крыло, пострадал от непогоды и крест, венчающий шпиль. Все проекты реконструкции, которые подавали императору, требовали больших расходов: значительная часть сумма должна была быть потрачена на возведение строительных лесов, чтобы специалисты могли бы добраться до поврежденных фигур. Узнав об этом, Петр Телушкин выступил с отчаянным предложением. Он заявил, что сможет починить крест и ангела, если ему дадут только веревку и доску. Прослышав о таком смельчаке, Николай I дал добро. Однако, по условиям того времени, мастер, бравшийся за исполнение госзаказа, должен был что-то «поставить взамен». Поскольку у бедного рабочего ничего не было кроме его навыков, он «заложил в обеспечение принятого им на себя дела свою жизнь», то есть был готов сесть в тюрьму, если не оправдает надежд императора.

Кровь из-под ногтей

Подъем был намечен на 8 октября 1830 года. Посмотреть на это зрелище к Петропавловскому собору пришли десятки зевак, готовых к трагическому исходу затеи. В то время шпиль был покрыт медными листами, которые, находя друг на друга, создавали вертикальные загибы, выступающие на 9 см. Благодаря им Телушкин смог обвить веревкой шпиль. Один конец веревки он опоясал вокруг себя для подстраховки, другой - прикрепил к внутренним деревянным укреплениям шпица. Упираясь босыми ногами в медные листы и держась двумя пальцами за выступы, мастер постепенно стал обходить шпиль, взбираясь по нему на самый верх.

Экспозиция в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Фото: АиФ-Петербург

Ближе к яблоку, на котором стоял ангел с крестом, он увидел на шпиле железные крюки. Связав веревки при помощи ямского узла и петель, он соорудил своеобразные стремена, которые позволили ему продолжить восхождение. Добравшись до яблока, диаметр которого почти 3 метра, Телушкин понял, что просто так ему его не преодолеть. Он решил взять день на раздумья и спустился вниз. По свидетельствам очевидцев, когда он вышел из собора, из-под ногтей у него сочилась кровь - таких неимоверных усилий ему стоил подъем.

Петропавловский собор в конце XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

На следующий день Петр вернулся, чтобы продолжить начатое. Он вновь поднялся до самого яблока. Там, благодаря дополнительным веревкам, он сделал стремена для ног. Упираясь босыми ногами в шпиль и придерживаясь на веревках, он откинулся назад, повиснув практически горизонтально к земле. Это положение позволило ему закинуть веревку за основание креста, что и позволило ему взобраться к ангелу.

Около 6 недель мастер проделывал этот непростой путь, неся с собой инструменты, необходимые для ремонта. За это время он вернул ангелу крыло, укрепил крест и смог закрепить медные листы.

Губительный подарок

Подвигом простого мастера все были поражены. Большую статью о нем в журнале «Сын Отечества» написал Алексей Оленин, директор Императорской Публичной библиотеки и почетный член Академии наук. По одним данным, в качестве награды Телушкин получил три тысячи рублей ассигнациями, по другой - пять тысяч рублей.

Дальнейшая жизнь чудо-мастера окутана тайнами. Одни утверждали, что он вернулся в деревню, где выкупил любимую девушку и женился на ней. Другие говорили, что его сгубил «зеленый змий». Одним из «щедрых» подарков царя была грамота, согласно которой в любом кабаке ее предъявителю должны были бесплатно наливать чарочку спиртного напитка. Легенда гласит, что Петр потерял ее, тогда ему под скулой поставили клеймо. Якобы, приходя в кабак, он ударял пальцами по этому знаку, давая понять, чтобы ему налили. Считается, что отсюда и пошел известный жест, говорящий о распитии алкоголя.